Напомню, что «дачная амнистия» действует с 1 сентября 2006 года и за 16 лет позволила гражданам в упрощенном порядке оформить права на более чем 14 млн объектов недвижимости: дачи, земельные участки, жилые и садовые дома, бани и т.д.
В связи с востребованностью «дачной амнистии» она неоднократно продлевалась. Действующие нормы позволяют до 1 марта 2026 года воспользоваться упрощённым порядком оформления прав граждан на дома (индивидуальные жилые дома и садовые дома), построенные на садовых земельных участках, участках для ИЖС и личного подсобного хозяйства. Оформление прав осуществляется при наличии права на земельный участок – на основании технического плана и декларации, составленной правообладателем объекта недвижимости. Кроме того, с 1 сентября 2021 г. вступила в законную силу гаражная амнистия.
Вместе с тем сохраняется риск применения «дачной амнистии» в границах зон с особыми условиями использования территории, а также в границах зон, размещения в которых ИЖС не предусмотрено.
ФЗ 404 о Дачной Амнистии вступил в силу. Упрощенный порядок оформления домов ИЖС и ЛПХ до 2026 года
В силу статьи 222 Гражданского кодекса Российской Федерации здание, сооружение или другое строение, возведенные, созданные на земельном участке, не предоставленном в установленном порядке, или на земельном участке, разрешенное использование которого не допускает строительства на нем данного объекта, либо возведенные, созданные без получения на это необходимых разрешений или с нарушением градостроительных и строительных норм и правил является самовольной постройкой; лицо, осуществившее самовольную постройку, не приобретает на нее право собственности.
В каких случаях необходим уведомительный порядок строительства
Закон установил, что владельцы участков под ИЖС или личное подсобное хозяйство, на которых до 4 августа 2018 года началось строительство (реконструкция) объекта индивидуального жилищного строительства, вправе до 1 марта 2026 года направить в уполномоченные на выдачу разрешений на строительство органы уведомление о планируемом строительстве или реконструкции объекта.
Если строительство дома началось после 4 августа 2018 года, то в данном случае в обязательном порядке действует уведомительная процедура. То есть кадастровый учет и регистрация прав осуществляется на основании правоустанавливающего документа на земельный участок и технического плана, который подготавливается на основании уведомления о планируемом строительстве и уведомления об окончании строительства, направленных в уполномоченный на выдачу разрешений на строительство орган исполнительной власти или орган местного самоуправления.
Если до 4 августа 2018 года получено разрешение на строительство, то направление уведомления о планируемом строительстве не требуется. По завершении строительства застройщик направляет в уполномоченный орган уведомление об окончании строительства с приложением технического плана.
Таким образом, уведомительный порядок необходим только в случае, если строительство началось после 4 августа 2018 года, то в данном случае в обязательном порядке действует уведомительная процедура.
Упрощенная регистрация дома: 3 плюса и минуса. Часть 2-ая.
А как быть если до начала строительства, изменились территориальные зоны в которой строительство ИЖС не предусмотрено?
Приведем пример, так лицо, осуществившее постройку жилого дома на земельном участке с видом разрешенного использования (согласно документам) для ИЖС, имеет право, зарегистрировать ее в упрощенном порядке.
Однако, если участок находится в территориальной зоне в которой строительство ИЖС не предусмотрено – строить жилые дома в данной зоне нельзя. В таком случае будет работать предусмотренный Градостроительным кодексом порядок внесения изменений в документы территориального планирования и зонирования территории.
Территориальные зоны и градостроительные регламенты
Указанные зоны, устанавливаются на основании утвержденного уполномоченным органом Генерального плана поселения и вносятся в Правила землепользования и застройки.
В результате градостроительного зонирования могут определяться жилые, общественно-деловые, производственные зоны, зоны инженерной и транспортной инфраструктур, зоны сельскохозяйственного использования, зоны рекреационного назначения, зоны особо охраняемых территорий, зоны специального назначения, зоны размещения военных объектов и иные виды территориальных зон.
В соответствии с градостроительным зонированием, устанавливаются градостроительные регламенты, определяющие правовой режим земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства.
Таким образом, именно градостроительные регламенты, определяют, что можно строить на земельном участке, а что нельзя и в данном случае не имеет значения, какой вид разрешенного использования, указан в правоустанавливающих документах на земельный участок.
САМОВОЛ ИЛИ НЕ САМОВОЛ?
Так п. 12 ст. 70 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости» от 13.07.2015 № 218-ФЗ, предусмотрено:
До 1 марта 2026 года допускается осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на жилой или садовый дом, созданный на земельном участке, предназначенном для ведения гражданами садоводства, для индивидуального жилищного строительства или для ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, и соответствующий параметрам объекта индивидуального жилищного строительства, указанным в пункте 39 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации, на основании только технического плана и правоустанавливающего документа на земельный участок, если в Едином государственном реестре недвижимости не зарегистрировано право заявителя на земельный участок, на котором расположен указанный объект недвижимости. В этом случае сведения о соответствующем объекте недвижимости, за исключением сведений о его площади и местоположении на земельном участке, указываются в техническом плане на основании проектной документации (при ее наличии) или декларации, указанной в части 11 статьи 24 настоящего Федерального закона. При этом наличие уведомления о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома, уведомления об окончании строительства или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома не требуется.
Смысл, который заложен в п. 12 ст. 70 заключается в том, что нет необходимости уведомлять уполномоченный орган о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома.
Однако, если смотреть на данную ситуацию, через призму Градостроительного законодательства — мы получаем строение, которое не соответствует двум документам, носящим нормативно-правовой характер, что в итоге, характеризует данный объект, как самовольное строение.
РИСКИ ТАКОГО УПРОЩЕННОГО ОФОРМЛЕНИЯ
Муниципальный земельный контроль осуществляется уполномоченными органами местного самоуправления в соответствии с положением, утверждаемым представительным органом муниципального образования.
Предметом муниципального земельного контроля является соблюдение юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, гражданами обязательных требований земельного законодательства в отношении объектов земельных отношений, за нарушение которых законодательством предусмотрена административная ответственность.
Это приводит к тому, что теоретически у органов муниципалитета, есть законное основание выйти с иском о сносе данных строений, как самовольное строение.
Таким образом, упрощенный порядок позволят гражданам реализовать свои права, предусмотренные «дачной амнистией», но, если их дома расположены на территории зон в которой строительство ИЖС не предусмотрено, то есть риск установления фактов, которые позволяют отнести данные объекты к самовольным постройкам.
Источник: zakon.ru
Рассказываем, как дачникам оформить жилой дом или постройку в упрощенном порядке 22827
Новые правила «дачной амнистии» были установлены в августе 2019 года. Федеральный закон от 02.08.2019 №267-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» направлен на комплексное упрощение порядка оформления гражданами своих прав на отдельные объекты недвижимости. Изменения коснулись, в том числе и особенностей оформления объектов недвижимости на земельных участках.
ВАЖНЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ В ШЕСТИ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ЗАКОНАХ
ФЗ от 13.07.2015 №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» и ФЗ от 03.08.2018 №340-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс РФ» – продление до 01.03.2021 (было – до марта 2019-го) упрощенного оформления прав на жилые и садовые дома, построенные на земельных участках для ведения садоводства.
А также продление до 01.03.2021 возможности легализовать жилые дома, объекты ИЖС, строительство которых начато до принятия закона №340-ФЗ, без получения разрешения на строительство.
ФЗ от 29.12.2004 №191-ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса РФ», которым исключается норма об отсутствии необходимости получения разрешения на ввод в эксплуатацию при строительстве объекта ИЖС. Достаточно уведомить органы власти надлежащим образом.
ФЗ от 25.10.2001 №137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса РФ» – продление до 01.03.2022 (было – до 31.12.2020) для членов СНТ/ОНТ возможности бесплатно (без проведения торгов) приобрести в собственность земельный участок, предназначенный для ведения садоводства, огородничества или дачного хозяйства.
ФЗ от 29.12.2004 №189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса РФ» – межевание и постановка на кадастровый учет земельных участков под многоквартирными домами – обязанность органов местного самоуправления.
НА КАКИЕ ДОМА РАСПРОСТРАНЯЕТСЯ НОВАЯ «ДАЧНАЯ АМНИСТИЯ»
ЖИЛЫЕ ДОМА НА САДОВЫХ УЧАСТКАХ
Закон устанавливает упрощенный порядок оформления жилых и садовых домов на садовых земельных участках.
До 1 марта 2021 года в отношении таких объектов не требуется подача уведомлений о начале и об окончании строительства.
Оформление прав производится в упрощенном порядке – на основании технического плана, подготовленного в соответствии с декларацией об объекте, составленной владельцем земельного участка (или проектной документацией, при ее наличии). Если ранее право на участок не было зарегистрировано, необходимо также предоставить правоустанавливающие документы на землю.
Обращаем внимание, что, в соответствии с «дачным законом», вступившим в силу с 1 января 2019 года (№217-ФЗ «О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд…»), дачные земельные участки признаются садовыми. Термины «дачный участок», «дачное строительство», «дачное хозяйство», «дачный дом», «дача» больше не применяются.
Если в документах упоминается «дачное хозяйство/строительство», применяется такая же процедура, как и для садоводов. Подачи уведомлений не требуется.
ВАЖНО ЗНАТЬ! До 1 марта 2021 года оформление прав на дома, построенные на садовых участках, будет осуществляться в прежнем упрощенном порядке. При наличии права на земельный участок от владельца потребуется только технический план.
Напомним, жилые и садовые дома, построенные на садовых участках, должны соответствовать параметрам, указанным в п. 39 ст. 1 Градостроительного кодекса РФ.
Согласно этим параметрам, дом должен выглядеть так:
— отдельно стоящее здание;
— не более трех надземных этажей;
— высота – не более 20 метров;
— состоит из комнат и помещений, предназначенных для бытовых нужд, связанных с проживанием;
— не предназначен для раздела на самостоятельные объекты недвижимости.
А как быть тем, у кого возникли расхождения с указанными параметрами по одному или нескольким пунктам? Дом строился несколько лет. Тогда действовал иной порядок строительного регламента. Если разрешение на строительство дома вами было получено до вступления в силу в августе 2018 года поправок в Градостроительный кодекс, предполагается, что у вас есть разрешение на достройку жилого или садового дома с отклонениями от новых параметров, утвержденных законом №340-ФЗ от 03.08.2018.
КОГО НЕ КОСНЕТСЯ УПРОЩЕННЫЙ ПОРЯДОК РЕГИСТРАЦИИ
ДОМА НА ЗЕМЛЯХ ИЖС, ЛПХ И В ГРАНИЦАХ НАСЕЛЕННЫХ ПУНКТОВ
Не получится по «упрощенке» узаконить дома, построенные на земельных участках, предназначенных для ведения ИЖС, ЛПХ и в границах населенных пунктов. Для таких объектов обязательным является соблюдение уведомительной процедуры строительства, предусмотренной положениями ст. 51.1, ч. 16–21 ст. 55 ГК РФ.
ВАЖНО ЗНАТЬ! Ели вы не получали разрешения на строительство, но начали строить или реконструировать дом до вступления в силу закона №340-ФЗ (то есть в срок ранее 4 августа 2019 года), для вас предусмотрена возможность до 01.03.2021 легализовать объект недвижимости во внесудебном порядке. Достаточно уведомить органы местного самоуправления о строительстве/реконструкции надлежащим образом.
КАК ЗАРЕГИСТРИРОВАТЬ НЕДОСТРОЕННЫЙ ДОМ
Законом внесены изменения в ч. 11 ст. 24 Федерального закона №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» – в части подготовки технического плана незавершенных объектов ИЖС или садового дома.
Технический план для таких объектов готовится на основании декларации и уведомления застройщика о строительстве или реконструкции объекта ИЖС или садового дома, а также уведомления о соответствии, направленного в органы местного самоуправления.
Указанные документы прилагаются к техническому плану незавершенного объекта.
ПРОЦЕДУРА УПРОЩЕННОГО ПОРЯДКА ОФОРМЛЕНИЯ ДОКУМЕНТОВ
Оформление прав на объекты недвижимости на садовых участках будет осуществляться по аналогии с ранее действовавшими положениями «дачной амнистии». То есть на основании техплана, подготовленного в соответствии с декларацией об объекте, составленной владельцем земельного участка.
Техплан готовят кадастровые инженеры. По вашей заявке кадастровый инженер выезжает, замеряет дом, проводит полевые работы. Что касается цен на услуги по проведению кадастровых работ, максимальную стоимость определяют местные органы власти.
Это касается работ по межеванию земельных участков, предназначенных для ведения гражданами личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества, индивидуального гаражного и индивидуального жилищного строительства, и расположенных на них объектов недвижимости.
Как только техплан готов, можно приступать к процедуре регистрации. При обращении в МФЦ или подразделение Росреестра вам необходимо будет помимо технического плана предоставить документ, подтверждающий право собственности на земельный участок.
Через девять дней вы получите выписку из Единого государственного реестра недвижимости о том, что право собственности на строение зарегистрировано.
За государственную регистрацию права собственности нужно будет заплатить пошлину в размере 350 рублей.
ПОЛНУЮ ВЕРСИЮ КЕЙСА «ДАЧНАЯ АМНИСТИЯ: УПРОЩЕННЫЙ ПОРЯДОК ОФОРМЛЕНИЯ ЖИЛЫХ ДОМОВ И ПОСТРОЕК» СО ВСЕМИ ОБРАЗЦАМИ ЗАЯВЛЕНИЙ ЧИТАЙТЕ НА САЙТЕ ЦЕНТРОВ ЗАЩИТЫ ПРАВ ГРАЖДАН.
Источник: domsovet.tv