Уровень качества в строительстве

Как видно из параграфа 1.1, ввиду явной актуальности проблемы, труды многих ученых и специалистов были посвящены исследованию проблем качества строительной продукции. В этом параграфе будут подробно рассмотрены и проанализированы, с точки зрения системного подхода к управлению качеством, все основные подходы к решению проблем контроля и оценки качества готовой продукции.

Мы подходим к разработке системы управления качеством не на пустом месте. В нашей стране были разработаны и внедрены системы оценки качества на различных технологических переделах. Многие из них могут и должны применяться в настоящее время, однако, как мы увидим далее, все эти методы не объединены единым системным подходом, позволяющим контролировать, а главное системно управлять качеством в течение всего жизненного цикла проекта.

Оценка уровня качества на стадиях разработки, производства и эксплуатации предусматривает использование определенных показателей. Кроме того показатели уровня качества принимаются при решении задач планирования и прогнозирования уровня качества продукции, аттестации качества продукции и изучения динамики качества. Во многих литературных источниках мы находим определения показателей качества, проведем сравнительный анализ, существующих определений показателей качества, с точки зрения возможности их применения в системе управления качеством.

Контроль качества дорожно-строительных работ

Оценка уровня качества предусматривает использование определенных показателей.

Критерием качества строительной продукции является общественная полезность, то есть соответствие строительной продукции своему назначению с учетом требований потребителей. В ГОСТе 15467-79 показатель качества продукции определен как количественная характеристика свойств продукции, входящих в состав ее качества, рассматриваемую применительно к определенным условиям ее создания, эксплуатации и потребления.

Если единичный показатель относится только к одному свойству продукции, то комплексный- к нескольким. В строительстве к единичным показателям качества строительной продукции следует отнести каждое частное требование, нормируемое главами СНиП. Однако ни один единичный показатель не может самостоятельно достаточно полностью характеризовать качество строительной продукции. Для этого необходима совокупность свойств, показателей, т.е. комплексный показатель качества строительной продукции.

Фактический комплексный показатель качества строительной продукции следует сравнивать с планируемым показателем, полученным на основании нормативно-проектной документации.

Коэффициентом весомости показателя качества называется количественная характеристика значимости данного показателя среди других показателей при определении комплексного. Определяется обычно экспертным или і -оциологическими методами ( 88 ). Экспертный метод, основанный на учете мнений группы специалистов- экспертов широко применяется для определения номенклатуры показателей качества промышленной продукции, коэффициентов весомости этих показателей, обобщенных показателей в баллах. Любая методика комплексной оценки качества строится на предположении о неодинаковой весомости ( важности ) сопоставляемых между собой отдельных свойств или группы свойств- комплексных показателей.

Контроль качества строительства

Помимо экспертного метода применяются стоимостной способ определения весомости и способ статистической обработки проектов. Вышеперечисленные методы можно применять совместно для определения комплексного показателя оценки качества строительной продукции.

Номенклатура показателей качества для оценки уровня качества строительной продукции, в том числе и строительно-монтажных работ зависит от цели оценки.

Рассмотрим основные показатели характеризующие качество строительной продукции: — показатели назначения- характеризуют полезный эффект от использования продукции по назначению и обуславливают область ее применения. В строительстве к этой группе можно отнести показатели удобства в эксплуатации, например, соотношение жилой и полезной площади в квартире и.т.п. Эти щ показатели относятся к проектным и строительным решениям. — показатели надежности и долговечности- характеризуют свойства надежности и долговечности изделий в конкретных условиях их использования на этапах разработки, создания и эксплуатации; надежность закладывается на стадии разработки проектных решений ( проектная надежность ), обеспечивается на стадии изготовления строительных материалов, изделий и производства строительно-монтажных работ ( производственная надежность ) и поддерживается на стадии эксплуатации объектов ( эксплуатационная надежность ). показатель технологичности строительной продукции- устанавливает соответствие принятых решений условиям производства; показатель технологичности не может относиться только к готовой продукции, он характеризует пару: продукция- технология и эффективность конструктивно-технологических проектных решений для обеспечения высокой производительности труда при изготовлении и ремонте продукции. — эргономические показатели- характеризуют систему «человек-изделие-среда» и учитывают комплекс гигиенических, физиологических, психологических и других особенностей человека. К этой группе относятся такие функциональные показатели, как вентилируемость, освещенность помещений и.т.п., они относятся к проектным решениям, эстетические показатели- характеризуют эстетические свойства продукции. Их можно отнести к проектным решениям ( выразительность, гармоничность, простота форм ), изготовлению изделий, выполнению строительно-монтажных работ ( мастерство выполнения, тщательность отделки ).

Источник: studexpo.net

Специфика управления качеством в строительстве

Повышение уровня качества — ключевая проблема строительной отрасли, наиболее точно характеризующая ее состоятельность. Особенную остроту она приобрела в настоящее время — в условиях дефицита инвестиций и произошедшего за последние десять лет спада уровня качества строительной продукции.

Величина средств, расходуемых на устранение брака, составляет 3-5% от стоимости СМР, а эксплуатационные затраты достигли 6-8% (вместо 0,75-1% по нормам). Количество зданий с критическими дефектами в полтора раза больше, чем было в СССР.

Проблема качества строительства решается совокупно по двум основным направлениям.

Первое — посредством совершенствования государственных методов воздействия: нормирование и стандартизация, государственная экспертиза, лицензирование, сертификация, государственный надзор за ведением работ и др. Это направление является основным рычагом воздействия на качество.

Второе — создание условий для эффективного функционирования негосударственных форм контроля и надзора: производственный контроль подрядчика, авторский надзор, технадзор заказчика, контроль за качеством строительства страховых компаний и др.

В современных условиях существенное повышение качества строительства становится важнейшим условием развития экономики.

Качество строительства создастся на всех стадиях его формирования: прсдпроизводствснной (планирование, проектирование, производство строительных материалов и изделий, их упаковка и доставка на строительные площадки), производственной (строительно-монтажный процесс) и послспроизводствснной (приемка в эксплуатацию и эксплуатация). В соответствии с этим достижение необходимого уровня качества является комплексной проблемой, зависящей от всех участников: плановых органов, заказчиков, проектных и строительно-монтажных организаций, заводов-поставщиков, эксплуатирующих и контролирующих органов.

Различают качество потребительское как степень соответствия конечного продукта (квартиры, дома, предприятия и т. д.) требованиям потребителя и качество производственное — соответствие продукции требованиям установленных нормативов.

На потребительское качество влияет уровень качества, заложенный в нормативные документы. Качество производственное непосредственно связано с тремя сферами деятельности: проектированием, изготовлением строительных материалов и изделий и производством строительно-монтажных работ.

В данном разделе производственное качество рассматривается в основном как качество строительно-монтажных работ.

Одной из основных функций менеджмента является контроль. Задачи контроля состоят в предупреждении дефектов и брака в работе и обеспечении установленного качества. Результативность контроля в значительной мере определяется правильно выбранной организационной системой его выполнения.

В основу построения системы менеджмента качества в строительстве положены основные принципы Единой системы государственного управления качеством (УК) продукции.

Организациями РФ по стандартизации и сертификации систем качества в строительстве проводится соответствующая работа, согласующаяся с Международной Организацией по Стандартизации (ИСО). ИСО разрабатывает стандарты качества, общие для всех отраслей экономики и нуждается в адаптации применительно к конкретной стране, отрасли, организации и др. специфическим условиям. Соответственно стоит задача гармонизации российских норм с международными стандартами и нормами развитых зарубежных стран.

Первый принцип построения и функционирования Единой системы -органическая связь менеджмента качества с общей системой управления; второй — единство менеджмента качества на всех уровнях — государственном, ведомственном и производственном; третий — единство управления на всех стадиях цикла, т. с. в процессе исследования, проектирования, изготовления материалов и конструкций, производства СМР и эксплуатации построенных предприятии зданий и сооружений; четвертый — комплексность менеджмента качества — единство осуществления всех мероприятий по установлению, обеспечению и поддержанию качества продукции (технических, технологических, экономических, организационных, правовых, социальновоспитательных); пятый — единство осуществления функций менеджмента качества продукции. Отдельные функции управления качеством образуют се функциональные подсистемы. В соответствии с первым принципом, как часть целого, система менеджмент качества в строительстве, базируется на общих принципах управления предприятием и использует в процессе реализации совокупность тех же методов и организационных средств.

Организационно-технической основой Единой системы государственного управления качеством продукции является Государственная система стандартизации и сертификации, создающая основу для проведения единой государственной политики в вопросах качества.

Как отмечалось выше, менеджмент качества является частью общей системы управления строительством. В соответствии с этим положением менеджмент качества реализуется на каждом уровне управления: государственном, ведомственном и производственном.

По отношению к органу, осуществляющему контрольные функции, различается контроль внутренний, когда он организуется внутри рассматриваемой системы руководителями данной или вышестоящей организации, и внешний, когда он осуществляется органами, не входящими в систему данного ведомства. Внутренний контроль организуется, как правило, непосредственно руководителями различных звеньев строительного управления, внешний — органами государственной власти и специальными инспекциями.

Государственный уровень менеджмента качества в строительстве представлен Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ. На этом уровне основными функциями менеджмента качества являются: планирование качества продукции, организация государственного надзора за соблюдением качества, разработка мероприятий по улучшению качества.

Планирование качества на государственном уровне осуществляется главным образом разработкой законодательных актов, регламентирующих качество строительных работ, материалов, изделий и конструкций. Такими документами являются Строительные нормы и правила (СНиП) и Государственные стандарты и сертификаты качества, строительные нормативы (СН), указания, инструкции и технические условия (ТУ). На их основе субъекты федерации и ведомства могут разрабатывать в необходимых случаях свои нормативные документы по вопросам, не решенным на федеральном уровне. Необходимо отметить, что многие СНиПы и ГОСТы имеют рекомендательный характер и даны для добровольного применения. Они становятся обязательными, если в договоре подряда будет специально оговорена обязательность применения той или иной нормы при возведении конкретного объекта.

Участники инвестиционной деятельности, выполняющие определенные виды работ и услуг, должны иметь допуск или сертификат.

Сертификация качества. Оценка, сама по себе, нс может повысить качество, но она служит определенным стимулом для его улучшения. В отличие от балльной или альтернативной («принято — нс принято») оценки, сертификация направлена на обеспечение или превышение принятого уровня проекта, материала, СМР и объекта в целом.

Саморегулируемые организации (СРО) в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства в соответствии с Градостроительным кодексом РФ — это некоммерческая организация, сведения о которой внесены в государственный реестр саморегулируемых организаций и которые основаны на членстве индивидуальных предпринимателей и (или) юридических лиц, выполняющих строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства.

  • 1) СРО осуществляет защиту прав и законных интересов членов СРО;
  • 2) Членство в СРО ведет к повышению качества осуществляемых строительных работ;
  • 3) Членство в СРО ведет к взаимной поддержке членов СРО;
  • 4) СРО оказывает помощь в повышении квалификации сотрудников членов СРО;
  • 5) СРО осуществляет информационную поддержку членов, путем предоставления изменений в нормативно-правовые акты затрагивающие профессиональных участников — членов СРО, проведению общих собраний членов СРО, организации круглых столов, симпозиумов и конференций посвященных актуальным темам саморегулирования, функционирования СРО, а так же проблемам в сфере регулирования и функционирования строительной деятельности.
Читайте также:  Образец договор купли продажи долевое строительство

Членство в строительной саморегулируемой организации (СРО). является обязательным требованием для строительных организаций и индивидуальных предпринимателей, занимающихся строительной деятельностью, позволяющем осуществлять строительную деятельность.

Члены строительной саморегулируемой организации (строительной СРО) для осуществления строительной деятельности должны получить свидетельство о допуске к работам в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства (допуск к строительным работам). Свидетельство о допуске к работам выдается на определенные виды работ. Классификатор видов работ (перечень видов работ) введен Приказом Министерства регионального развития.

Государственный контроль за деятельность СРО в сфере строительства и ведение государственного реестра саморегулируемых организаций выполняет Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор).

Главное управление экспертизы проектов (Главгосэкспертиза), территориальные органы государственной вневедомственной экспертизы и экспертные органы федеральных министерств и ведомств в пределах своих полномочий осуществляют проверку проектно-сметной документации до се утверждения.

Имеется специальный орган контроля за качеством строительных работ и строительной продукции — Государственный строительной надзор (ГСН) и его органы на местах.

Методы контроля, применяемые инспекциями, различны по периодам строительства.

Оформление разрешения на производство строительных работ происходит в установленном порядке в два этапа. Вначале регистрируется объект начинаемого строительства и застройщику выдается разрешение на производство работ подготовительного и нулевого цикла. После подтверждения об окончании работ нулевого цикла дается разрешение на производство основных работ по надземной части здания.

При выдаче разрешений документально проверяется законность начинаемого строительства (отвод земельного участка, наличие разрешительного письма, утвержденной технической документации, передача застройщику красных линий и т. д.), организуется технический и авторский надзор и регистрируются ответственные за строительство производители работ и представитель технадзора застройщика, которые дают подписки-обязательства.

Промежуточный (профилактический) контроль за строительством проводится путем периодического посещения и проверки строительных площадок инженерами-контролерами, постоянно закрепленными за конкретными объектами и ведущими контроль с момента выдачи разрешения на производство работ до приемки в эксплуатацию. Цель такого контроля, являющегося основной формой деятельности инспекции, состоит в предупреждении нарушений требований СНиПа и проекта, понижения качества работ, а в случае обнаружения брака — в оперативном его устранении. Свои замечания контролер записывает в журнал работ и выдает предписание о ликвидации нарушений с указанием сроков их исполнения.

Проводятся также целевые проверки состояния отдельных основных проблем качества на объектах и предприятиях строительных материалов. Например, подготовка к производству работ в зимних условиях, заделка стыков сборных зданий, работа авторского надзора.

Приемочный контроль качества законченного строительства объекта проводится с целью проверки его готовности к эксплуатации. На этом этапе контроль определяет возможность проведения приемочной комиссии и ввода его в эксплуатацию.

Техническая инспекция профсоюзов контролирует полноту выполнения работ по охране труда, в том числе требований санитарии как в период производства работ, так и при вводе в эксплуатацию вновь строящегося или реконструируемого объекта. Технический инспектор участвует в работе комиссий по приемке вновь построенных и реконструированных промышленных предприятий.

Государственный пожарный надзор (Госпожнадзор) проводит наблюдение за соблюдением противопожарных правил, норм и инструкций на различных этапах строительства. Технический проект до утверждения подлежит предварительному согласованию с технической инспекцией местных органов пожарного надзора, как в части проектных решений намеченного к строительству сооружения (пожарная устойчивость конструкций, пути эвакуации, оборудование сигнализации, дымоудаления и пожаротушения и т. п.), так и в части организации строительного хозяйства (стройгенплана). В процессе строительства объекта инспекция осуществляет профилактический надзор за обеспечением противопожарных правил, а по окончании строительства участвует в работе комиссии по его приемке в эксплуатацию.

Г осударс твенный санитарно-эпидемиологический надзор (Госсанэпиднадзор) через местные органы санитарно-эпидемиологической службы (СЭС) следит за соблюдением требований гигиены и санитарии. Контрольные функции санитарного надзора осуществляются аналогично работе органов пожарного надзора, т. е. проекты не могут утверждаться без положительного заключения органов СЭС. Эти же органы выполняют профилактический надзор за состоянием строительства и участвуют в работе приемочных комиссий.

Отделы районных архитекторов согласовывают технические проекты новостроек и стройгенпланы рабочих проектов.

Административный контроль ведут органы местного самоуправления в целях оградить население от возможных неблагоприятных воздействий ведения СМР.

Государственный экологический, технологический и атомный надзор (Ростехнадзор РФ) через свои местные органы-инспекции осуществляют надзор за монтажом, по окончании которого дается разрешение на ввод в эксплуатацию котлов, газовых сетей и оборудования, лифтов, башенных кранов и других грузоподъемных устройств. Эксплуатация этих устройств, в том числе используемых в период строительства, осуществляется также под наблюдением инспекций Ростехнадзора.

Банковский (финансовый) контроль банка, финансирующего строительство, установлен для проверки использования ассигнований, материальных ресурсов и денежных средств, сроков и стоимости строительства. При обследовании и контрольных обмерах представители банка проверяют количество, характер и стоимость выполненных работ в сопоставлении с рабочей документацией, не допуская оплаты работ, выполненных с отступлением от проекта, некачественно и не в комплексе.

Контроль страховых компаний имеет целью недопущение понижения качества, которое может привести к рискам и убыткам, компенсация которых ляжет на компанию, выдавшую страховой полис. Эта новая, нс развитая еще область, которой предстоит, как показывает западный опыт, стать обычным инструментом хозяйственной деятельности.

Ведомственный уровень УК осуществляется территориальными строительными министерствами и управлениями. На этом уровне функции УК аналогичны федеральному, но масштаб ограничен пределами ведомства и территории.

Планирование качества реализуется путем выпуска ведомственных СН, ТУ, инструкций, указаний и т. п.

Объектами ведомственного контроля являются продукция, выпускаемая предприятиями стройиндустрии, и строительно-монтажные работы.

Технические инспекции строительных организаций, как органы ведомственного контроля, имеются лишь в некоторых крупных строительных организациях и представляют собой структурные образования, по своим чисто контрольным функциям аналогичные существующим в промышленности отделам технического контроля (ОТК).

Внутренний технический контроль (строительный контроль подрядчика) за качеством производства работ в той или иной степени осуществляется всеми работниками и органами строительных организаций на всех стадиях работ.

Оперативный контроль за производством работ в основном возложен на прораба, строительного мастера и бригадира, которые выполняют его непрерывно и постоянно.

Право производства работ предоставляется прорабам, имеющим высшее или среднее техническое образование и стаж работы непосредственно на производстве. Главный инженер строительной организации, являясь техническим руководителем, систематически осуществляет выборочный личный контроль за качеством работ. Однако основная его обязанность состоит в организации системы контроля и руководства ее деятельностью.

По отношению к строительной продукции во времени различают следующие этапы контроля: входной, операционный и выходной.

Входной контроль состоит в проверке качества поступающей проектной документации и материальных ресурсов. Соответствие документации возможностям качественного выполнения работ проверяется дважды: при согласовании принимаемого проекта и при получении рабочей документации, в том числе комплектность документации, наличие согласований и утверждений указаний о предельных значениях определенных параметров и методах их контроля.

Операционный контроль качества СМР является основным видом внутреннего технического контроля, осуществляемого на протяжении всего периода строительства непосредственно на рабочих местах в двух основных формах: самоконтроля рабочего и контроля производственного персонала.

Распределение функций контроля качества

Руководство и координация функций контроля внугри СМО и с внешними контрагентами

Руководство подготовкой СП, обеспечение повышения качества за счет совершенствования технологических решений

Входной, операционный и приемочный контроль

Самоконтроль, участие во входном и операционном контроле

Метрологическое обеспечение СМР, контроль качества материалов, изделий и конструкций

Геодезическое обеспечение качества СМР

Входной контроль поставок материалов, изделий, конструкций и т.п.

Технический, сметно-договорной и производственный отделы

Совместно, входной контроль проектно-сметной документации

Обеспечение претензионной работы

От непосредственного исполнителя работ, его квалификации и добросовестности в наибольшей мере зависит возможность выполнения работ без дополнительных переделок, с заданным качеством. Контрольные функции выполняются бригадирами и ИТР с использованием разнообразных средств метрологического обслуживания.

В необходимых случаях привлекаются собственные и сторонние лаборатории, геодезические, геологические и другие службы. При строительстве ответственных сооружений участие геодезистов в разбивочных работах, проверке и составлении исполнительной документации является обязательным.

Во многих строительных организациях созданы геодезические службы, для руководства которыми введены должности главных геодезистов. Требования к качеству выполнения работ приведены в СНиПе (ч. III) и рабочей документации. В технологических картах конкретизированы требования к качеству и методы его достижения.

Ряд работ становятся недоступными для контроля после начала последующих работ, это так называемые скрытые работы, оформляемые специальными актами.

Лабораторный контроль осуществляется на объектах и предприятиях стройиндустрии системой различных строительных лабораторий.

В больших СМО имеются центральные строительные лаборатории (ЦСЛ). Лаборатории в небольших фирмах организуются только при условии значительной удаленности строительства от центральной лаборатории и больших объемах работ. Кроме того, на отдаленных небольших объектах могут создаваться контрольно-испытательные пункты (КИП). Строительные лаборатории следят за качеством принимаемых материалов, проверяют их на соответствие ГОСТам, ТУ, нормам и указаниям, контролируют работы по повышению качества материалов (например, промывке и фракционированию инертных), отбирают пробы и производят испытания образцов бетона, раствора, сварных швов и т. п.; контролируют соблюдение установленных режимов выполнения бетонных, каменных, гидроизоляционных и других работ (эти же функции выполняет ЦСЛ при отсутствии лабораторий в подчиненных строительных организациях). При наличии в них лабораторий основной обязанностью ЦСЛ является методическое и оперативное руководство, а также проведение испытаний, которые там не могут быть выполнены.

Оснащение лабораторий современным оборудованием, в том числе электронной, высокочастотной, радиационной техникой, значительно повышает действенность лабораторного контроля качества.

Строительный контроль заказчика ведет контроль за объемами и качеством работ на протяжении всего срока строительства и принимает от подрядчика подготовленные к вводу в эксплуатацию объекты. Участие заказчика во входном, промежуточном и приемочном контроле фиксируется в документальной форме. Проверив проект, заказчик передает его строительной организации с надписью «к производству работ», без чего документация считается недействительной. Акты промежуточной приемки работ и скрытые работы оформляются подрядчиком при обязательном участии заказчика. Замечания, а затем устранение дефектов обязательно документируется с их участием.

Авторский надзор проектных организаций за строительством ведется в целях улучшения качества, сокращения продолжительности и снижения стоимости строительства, а также повышения ответственности проектных, строительных организаций и заказчиков за качество вводимых объектов и внедрение более совершенных материалов, конструкций и сооружений.

Авторский надзор осуществляется членами авторского коллектива данного проекта (архитектором, конструктором и др.) или иногда специально выделенными проектной организацией представителями по договору с заказчиком, но независимо от наличия договора, автор-архитектор имеет право на надзор по своему объекту. Надзор ведется путем выборочной проверки соответствия выполненных в натуре работ утвержденному проекту.

Лицо, осуществляющее авторский надзор, имеет право требовать от производителя работ строгого соблюдения проекта и нормативов; свои указания он заносит в журнал производства строительных работ. Он также имеет право через органы госнадзора приостанавливать в необходимых случаях работы, выполняемые с нарушениями.

Руководители стройки, выполнив замечания надзора, обязаны сделать об этом отметку в журнале. По вызову строительной организации авторский надзор обязан прибыть на строительство для решения возникших по ходу вопросов и участия в составлении исполнительной документации. Авторский надзор назначается и содержится застройщиком. Но, независимо от наличия договора о надзоре, автор имеет право в инициативном порядке осуществлять контроль и принимать решение о реализации проекта в целом.

Читайте также:  Долевом участии в строительстве высший арбитражный суд

Проектные организации, как и строители, несут ответственность за качество строительства, а также за тщательность проведения авторского надзора и устранения выявленных недостатков.

Источник: bstudy.net

18. Управление качеством строительства. Этапы, принципы, функции и оценка качества строительной продукции.

Управление проектом – руководство людскими и материально-техническими ресурсами проектов путем применения соврем методов и техники управления, для достижения цели проекта. Для управления проектом создаются системы программного обеспечения(PRIMA VERA,spider progeсt) эти системы включают в себя : 1)технологию формирования информативных ресурсов — технологию введения информативных данных; технологию обеспечения качества информации; 2) технологию информационно- аналитической обработки ,3) технология допуска к информационным ресурсам ( поиск, запросы), 4) технология электронного документа обработки (сервера, возможность одновременного пользования) 5) технология обработки пространственной информации, 6)технология поддержки принятия решения. Для создания системы управления организации должны иметь: 1 структурную кабельную систему; 2 локальную вычислит сеть; 3 выход в Интернет; 4 система защиты; 5 системы сохранения информации; 6 охранные системы.

20. Функции управления, организационные структуры управления, структуры аппарата управления трестом, СМУ. Управление, будучи особой функцией общества,- само состоит из ряда функций. Под функциями управления производством следует понимать особые виды управленческого труда, представляющие те или иные направления воздействия на управляемые объекты.

Сбор, обработка, анализ и хранение информации — первая функция управления. Всякое управление вытекает из информации для выбора управляющих воздействий, да и сами управляющие воздействия формируются на основе информации, содержащейся в командах управления. Источником всякой информации является наблюдение, пассивный или активный эксперимент.

Поэтому управление всегда связано с использованием наблюдений, информации об управляемой системе, о внешней среде, с которой она взаимодействует, о результатах реализации управляющих воздействий. Прогнозирование — предвидение качественных и объективных изменений каких-либо процессов или явлений в перспективе на основе изучения тенденции их развития.

В эпоху научно-технической революции прогнозирование приобретает все более важное значение и должно служить научной основой для выполнения другой функции управления — планирования.Планирование- это определение направлений, целей, пропорций, темпов и конкретных количественных и качественных показателей развития тех или иных процессов; составление плана действия на определённый ограниченный отрезок времени.

Организация, рассматриваемая как функция управления, имеет целью формирование управляемой и управляющих систем. Организовать — это значит определить общую структуру, взаимное расположение в этой структуры и их взаимосвязь.

Регулирование направлено на сохранение и держание состояния упорядоченности какого-либо процесса или системы, на ликвидацию возможных отклонений от плановых заданий в процессе функционирования управляемого объекта. Руководство является функцией направления деятельности управляемого объекта.

Цель руководителя — добиться, чтобы подчиненные сделали то, что он считает необходимым. Координация — функция согласования действий различных внешних систем по отношению к рассматриваемой системе для достижения общих целей, т. е. увязка действия данного предприятия с его поставщиками, субподрядчиками и другими органами, от которых зависит его деятельность.

Контроль заключается в наблюдении и проверке соответствия действительного подхода и развития процесса производства разработанному плану. Учет — получение и фиксирование информации в количественной форме о результатах выполнения плана или этапов его осуществления.

Под структурой аппарата управления треста (и других строительных организации) следует понимать состав ступеней и звеньев управления, их взаимосвязь и подчиненность. СТРУКТУРА АППАРАТА УПРАВЛЕНИЯ СТРОИТЕЛЬНО-МОНТАЖНЫМИ ОРГАНИЗАЦИЯМИ Управление деятельностью строительно-монтажных организаций осуществляют руководители организаций и аппарат управления, состоящий линейного и функционального персонала.

Линейный персонал — старшие прорабы, прорабы, мастера, диспетчеры, геодезисты, участковые механики и др. Функциональный персонал- работники аппарата треста и управлений, выполняющие специали­зированные функции в подготовке и управлении производством. Управление трестом осуществляется управляющим и подчиненным ему аппаратом — администрацией треста.

Управляющий трестом — назначается вышестоящей инстанцией и является доверенным лицом государства, уполномоченным на основе принципа единоначалия организовать всю работу предприятия, без доверенности действовать от имени треста, представлять трест во всех, организациях и учреждениях, распоряжаться в соответствии с планом в пределах, установленных законом, его имуществом и средствами, заключать договоры, выдавать доверенности, открывать в банке расчетные и трутне счета предприятия. Управляющий имеет право утверждать и изменять оклады заработной платы ИТР и служащим в соответствии со штатным расписанием в пределах фонда заработной паты.

В компетенцию управляющего входит право приема на работу и увольнения сочиненных ему работников, которое он реализует в соответствии с трудовым законодательством. Управляющий непосредственно руководит плановым и сметно-договорным отделами, бухгалтерией и отделом кадров.

Руководство остальными отделами и службами он осуществляет через своих заместителей, которые по его указанию и на основе действующих правил возглавляют определенные участки управленческой работы и несут за эту работу полную ответственность, один из заместителей, обычно главный инженер, является первым заместителем управляющего.Главный инженер ответствен за осуществление технической политики в организациях треста.

В его обязанности входят внедрение в производство достижений науки и техники, совершенствование технологии, борьба за высокие качественные показатели. Он же руководит производственным и техническим отделами, отделами главного механика и энергетика, технолога, отделом труда и зара­ботной платы, лабораторией, направляет работу по охране труда, рационализации и изобретательству.

Заместитель управляющего организует материально-техническое снабжение, транспорт, хозяйственное обслуживание производства, а также коммунально-бытовое являются отделы, службы и другие управлениями и обслуживание коллектива треста. Ему подчинены управления комплектации (или контора снабжения), .транспортное подразделение, жилищно-коммунальная контора (ЖКК) и пожарно-сторожевая охрана (ПСО) В крупных трестах эти функции распределяются между двумя-тремя заместителями управляющего.

Заместитель управляющего по экономической работе главный экономист руководит планово-экономической работой треста, организует хозяйственную и финансовую деятельность, разрабатывает и проводит в жизнь мероприятия по улучшению технико-экономических показателей работы треста. Эта должность введена в последние годы в больших трестах В порядке перераспределения обязанностей между руководством заместителю по экономической работ и могут поручить отделы планово-экономический, сметно-договорный, труда и заработной платы.

В ряде трестов под его началом созданы лаборатории экономического анализа. Его работа должна проводиться в тесном контакте со службой главного бухгалтера, который по действующему праву может быт подчинен непосредственно только управляющему. Составными структурными частями треста являются отделы, службы и другие подразделения.

Они действуют на основе положении, утвержденных управляющим, который назначает руководителей этих подразделений и контролирует их деятельность. Плановый отдел составляет проекты перспективных, годовых и оперативных планов подрядных и субподрядных работ, планы деятельности предприятий и хозяйств строительной организации; доводит плановые задания до исполнителей, организует учет их выполнения и составляет отчет, согласовывает с заказчиками внутри-построечные титульные списки; осуществляет экономический анализ.

Производственно-хозяйственной деятельности и разрабатывает предложения по повышению эффективности работы строительной организации; составляет сметы фондов экономического стимулирования; участвует в организации экономического обучения кадров. Производственный отдел ведет подготовку производства (совместно с главным технологом); направляет, систематически контролирует и регулирует производственную деятельность строительно-монтажных управлений и участков, своевременный ввод в действие мощностей и объектов; в соответствии с технологической последовательностью увязывает сроки выполнения работ строительными управлениями и субподрядными организациями; составляет графики строительства и обеспечения его материально-техническими ресурсами.

Технический отдел принимает от заказчика проектно-сметную документацию, контролируя ее своевременное поступление, комплектность и качество; обеспечивает технической документацией строительно-монтажные управления и субподрядные организации; разрабатывает с участием других подразделений треста планы техни­ческого развития и организационно-хозяйственные мероприятия; проводит мероприятия по применению прогрессивных конструкции эффективных материалов; осуществляет техническую информацию, пропагандирует и внедряет индустриальные методы производства работ; совместно с другими отделами внедряет счетно-вычислительную технику; руководит рационализаторской и изобретательской работой в тресте. Главный технолог треста является заместителем главного инженера, руководит отделом (группой) проектирования производства, работ и отвечает за подготовка производства и соблюдение технологической дисциплины.

Основной обязанностью главного технолога является внедрение передовой технологии и организации работ путем разработки соответствующей проектно-технологической документации, учет хозяйственной деятельности, контроль за правильным расходованием материальных ценностей и денежных средств. В зависимости от местных условий в пределах штатного расписания и фонда зарплаты возможны изменения в составе должностных лиц и структуре треста и приравниваемых к нему организаций.

Отдел производственных предприятий треста организует эксплуатацию бетонно-растворных установок, полигонов для изготовления бетонных и железобетонных конструкций, деревообделочных цехов и мастерских и т. д.; разрабатывает для них плановые задания, контролирует их производственно-хозяйственную деятельность и распределяет продукцию. Структура аппарата строительно-монтажного управления (СМУ, СУ) и приравненных к нему организаций — монтажного управления (МУ), управления начальника работ (УНР), передвижной механизированной колонны (ПМК), постоянно действующего строительно-монтажного поезда (ПДСМП), мостостроительного поезда и Т. П.- В основном аналогична структуре треста.

Производственными подразделениями СУ являются участки, во главе которых стоят старите производители работ или производители работ. В подчинении старших прорабов находятся прорабы и строительные мастера, штат которых зависит от объема, сменности и сложности строящихся объектов. Кроме того, на участке могут быть предусмотрены нормировщик, табельщик, кладовщик.

Производитель работ является непосредственным руководителем и организатором производства. Как единоначальник на порученном ему участке он несет ответственность за все стороны производственной деятельности.

К основным обязанностям прораба относятся: выполнение утвержденных показателей плана работ, обеспечение должного качества работ, рациональное использование трудовых и материальных ресурсов. Для выполнения этих обязанностей прораб должен, детально изучить проектно-сметную и технологическую (ПОС, ппр) докумен­тацию, своевременно составить или принять участие в составлении заявок на материалы, механизмы, оснастку и др.; совместно с пла­новым отделом подготовить месячные задания мастерам, обеспечить подготовку фронта работ, составление мастерами нарядов и приемку работ; журналы работ и необходимую исполнительную документа­цию (акты на скрытые работы, акты приемки работ и др.); осуществлять необходимые мероприятия по охране труда, технике безопасности и пожарной безопасности на своем объекте; организовывать рационализаторскую работу и содействовать подчиненным в расчетах и оформлении предложений; организовывать совместное с профсоюзной организацией социалистическое соревнование в руководимом им коллективе.

Прораб имеет право перестановки подчиненных на участке, утверждать наряды, представлять к поощрению и взысканию подчиненных рабочих, игр и МОП, а также вносить предложения об изменении местных норм и расценок. Строительный мастер является младшим командиром на производстве, в задачу которого входит техническое и организационное обеспечение работы подчиненного ему коллектива (бригады, смены и т. д.).

Мастер должен изучить РД и ППР; подготовить фронт работ и необходимый инвентарь и приспособления; рассчитать и выдать заранее наряд на предстоящую работу, провести необходимый инструктаж по охране труда; в период работы ..давать необходимые отметки, производить другие инструментальные замеры и обеспечивать своевременное поступление материальных ресурсов, а по окончании работы принять ее по количеству и качеству и закрыть наряд. Мастер подчиняется производителю работ.

Мастерами, как правило, назначаются техники или молодые специалисты с высшим образованием, для которых эта работа является первой ступенью в качестве организатора производства. Бригадир — непосредственный руководитель низового производственного коллектива.

Бригадой считается трудовой коллектив численностью 10 человек и более на общестроительных работах и начиная с 6 человек — на специальных работах. Коллективы меньшего состава называются звеньями. Бригадир, являясь рабочим, основное время трудится в составе бригады, как и все остальные ее члены.

Определенную часть трудового дня он занят руководством бригадой, за что получает соответствующую доплату. Бригадир организует работу бригады, обеспечивая в коллективе трудовую дисциплину и соблюдение правил трудового распорядка. Бригадирами назначаются наиболее квалифицированные и энергичные рабочие, обладающие организаторскими способностями и пользующиеся авторитетом.

Читайте также:  Вышел срок разрешения на строительство что будет

Бригадир принимает от мастера наряды, проверяет готовность фронта работ, распределяет работу между членами бригады и обеспечивает качественное выполнение заданий. ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ СТРУКТУРЫ УПРАВЛЕНИЯ Функциональная структура предусматривает разделение работ по функциям.

В линейно-функциональной, или линейно-штабной структуре за основу берется линейная структура, но при каждом звене руководства создается штаб, состоящий из отделов, специализированных по отдельным функциям. Линейный руководитель рассматривает и утверждает подготовленные штабом решения, которые передаются подчиненным линейным руководителям.

В матричных структурах управления основанных на принципах программно-целевого управления, предусмотрены связи, обеспечивающие увязку функциональных и линейных подразделений в рамках выполняемой задачи. Эту увязку осуществляет специально создаваемый орган или должностное лицо. Так, в проектных организациях главные архитекторы проекта (ГАП) и главные инже­неры проекта (ГИП) руководят и отвечают за реализацию проекта, координируя работу различных отделов института по порученному им объекту. Такое управление не изменяет сложившейся системы, но в структуре управления появляется дополнительное звено управления, координирующее по горизонтали вертикальные связи между звеньями.

21. Права и обязанности управляющего… Управляющий трестом назначается вышестоящей инстанцией и является доверенным лицом государства, уполномоченным ‘на ос­нове принципа единоначалия организовать всю работу предприятия, без доверенности действовать от имени треста, представлять трест во всех, организациях и учреждениях, распоряжаться в соответствии с планом в пределах, установленных законом, его имуществом и средствами, заключать договоры, выдавать доверенности, открывать в банке расчетные и другие счета предприятия.

Управляющий имеет право утверждать и изменять оклады за­работной платы итр и служащим в соответствии со штатным рас­писанием в пределах фонда заработной платы. В компетенцию уп­равляющего входит право приема на работу и увольнения подчинен­ных ему работников, которое он реализует в соответствии с трудо­вым законодательством.

Управляющий непосредственно руководит плановым и сметно-договорным отделами, бухгалтерией и отделом кадров. Руководство остальными отделами и службами он осуществ­ляет через своих заместителей, которые по его указанию и на основе действующих правил возглавляют определенные участки управлен­ческой работы и несут за эту работу полную ответственность. один из заместителей, обычно главный инженер, является первым замести­телем управляющего.

Главный инженер ответствен за осуществление технической поли­тики в организациях треста. В его обязанности входят внедрение в производство достижений науки и техники, совершенствование технологии, борьба за высокие качественные показатели.

Он же руководит производственным и техническим отделами, отделами главного механика и энергетика, технолога, отделом труда и зара­ботной платы, лабораторией, направляет работу по охране труда, рационализации и изобретательству Производитель работ является непосредственным руководителем и организатором производства. Как единоначальник на порученном ему участке он несет ответственность за все стороны производствен­ной деятельности.

К основным обязанностям прораба относятся: выполнение утвер­жденных показателей плана работ; .обеспечене должного качества работ; рациональное использование трудовых и материальных ресур­сов.Для выполнения этих обязанностей прораб должен. детально изучить проектно-сметную и технологическую (ПОС, ппр) докумен­тацию, своевременно составить или принять участие в составлении заявок на материалы, механизмы, оснастку и др.; совместно с пла­новым отделом подготовить месячные задания мастерам, обеспечить подготовку фронта работ, составление мастерами нарядов и приемку работ; журналы работ и необходимую исполнительную документа­цию (акты на скрытые работы, акты приемки работ и др.); осущест­влять необходимые мероприятия по охране труда, технике безопас­ности и пожарной безопасности на своем объекте; организовывать ра­ционализаторскую работу и содействовать подчиненным в расчетах Ио формлении предложений; организовывать совместное с профсоюз­ной организацией социалистическое соревнование в руководимом им коллективе. Прораб имеет право перестановки подчиненных на участке, утверждать наряды, представлять к поощрению и взысканию подчи­ненных рабочих, итр и МОП, а также вносить предложения об изме­нении местных норм и расценок.

Строительный мастер является младшим командиром на произ­водстве, в задачу которого входит техническое и организационное обеспечение работы подчиненного ему коллектива (бригады, смены и т. д.). Мастер должен изучить ппр; подготовить фронт ра­бот и необходимый инвентарь и приспособления; рассчитать и выдать заранее наряд на предстоящую работу; провести необходимый инст­руктаж по охране труда; в период работы ..давать необходимые от­метки, производить другие инструментальные замеры и обеспечи­вать своевременное поступление материальных ресурсов, а по окон­чании работы принять ее по колчеству и качеству и закрыть наряд.

Мастер подчиняется производителю работ. Мастерами, как правило, назначаются техники или молодые специалисты с высшим образованием, для которых эта работа является первой ступеныо в качестве организатора производства. Бригадир — непосредственный руководитель низового производ­ственного коллектива.

Бригадой считается трудовой коллектив численностью 10 человек и более на общестроительных работах и на­чиная с 6 человек — на специальных работах. Коллективы меньшего состава называются звеньями. Бригадир, являясь рабочим, основное время трудится в составе бригады, как и все остальные ее члены.

Определенную часть трудового дня он занят руководством бригадой, за что получает соответствующую доплату. Бригадир организует работу бригады, обеспечивая в коллективе трудовую дисциплину и соблюдение правил трудового распорядка. Бригадирами назначаются наиболее квалифицированные и энергичные рабочие, обладающие орга­низаторскими способностями и пользующиеся авторитетом. Бригадир принимает от мастера наряды, проверяет готовность фронта работ, распределяет работу между членами бригады и обеспечивает качественное выполнение заданий.

Источник: studfile.net

Система показателей качества продукции. Строительство. Основные положения

Стандарт устанавливает основные положения системы показателей качества строительных материалов, конструкций, зданий и сооружений и их элементов, инженерного оборудования, а также оснастки и инструмента.

ГОСТ 4.200-78

МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ

СИСТЕМА ПОКАЗАТЕЛЕЙ КАЧЕСТВА ПРОДУКЦИИ

СТРОИТЕЛЬСТВО

ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

ИПК ИЗДАТЕЛЬСТВО СТАНДАРТОВ
Москва

МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ

Система показателей качества продукции

СТРОИТЕЛЬСТВО

Основные положения

Quality ratings system. Building.
General principles

Переиздание. Май 2003 г.

Постановлением Государственного комитета СССР по делам строительства от 25 октября 1978 г. № 208 дата введения установлена

Настоящий стандарт устанавливает основные положения системы показателей качества строительных материалов, конструкций, зданий и сооружений и их элементов, инженерного оборудования, а также оснастки и инструмента.

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1. Система показателей качества продукции. Строительство (СПКПС) — комплекс государственных стандартов, устанавливающих номенклатуру показателей качества конкретных групп и видов промышленной продукции, применяемой в строительстве, и номенклатуру показателей качества отдельных зданий и сооружений массового строительства и их элементов, а также область применения критериев и показателей качества, установленных этими стандартами.

1.2. СПКПС устанавливает единые критерии и номенклатуру показателей качества продукции, применяемые при:

— разработке стандартов, технических условий и других нормативных документов;

— выборе оптимального варианта новой продукции;

— аттестации продукции, прогнозировании и планировании ее качества;

— разработке систем управления качеством;

— представлении отчетности и информации о качестве.

1.3. Перечни стандартов, входящих в СПКПС, публикуются Государственным комитетом СССР по стандартам в установленном порядке.

1.4. СПКПС состоит из стандарта основных положений и стандартов на номенклатуру показателей качества продукции конкретных групп и видов.

Распределение стандартов СПКПС по группам продукции приведено в табл. 1.

1. Строительные материалы

Номенклатура показателей качества нерудных строительных материалов, пористых заполнителей для бетонов, вяжущих, стеновых, теплоизоляционных, акустических, керамических, отделочных, хризотилцементных (асбестоцементных), полимерных, рулонных кровельных и гидроизоляционных материалов и строительного стекла

2. Строительные конструкции

Номенклатура показателей качества каменных и армокаменных, бетонных и железобетонных, металлических, хризотилцементных (асбестоцементных) и деревянных конструкций

3. Инженерное оборудование зданий и сооружений

Номенклатура показателей качества санитарно-технического оборудования, лифтов, приборов для окон, дверей, ворот и фонарей

4. Оснастка и инструмент

Номенклатура показателей качества оснастки и ручного строительного инструмента

5. Здания, сооружения и их элементы

Номенклатура показателей качества отдельных зданий и сооружений массового строительства и их элементов

(Измененная редакция, Изм. № 1 ).

1.5. Стандарты СПКПС должны содержать:

— номенклатуру показателей качества, необходимых для характеристики потребительских свойств продукции;

— перечень видов продукции, на которые устанавливается номенклатура показателей качества;

— указания по определению количественных значений показателей качества;

— указания по применению показателей качества в зависимости от вида решаемых задач;

— термины и определения, которые не установлены другими стандартами.

1.6. Количественные значения показателей качества промышленной продукции, применяемой в строительстве, определяются методами, приведенными в стандартах и технических условиях на конкретные виды продукции и в отраслевых методиках оценки уровня качества продукции, утверждаемых министерствами (ведомствами), являющимися ведущими в производстве данной продукции, а отдельных зданий и сооружений массового строительства, их элементов и требований к качеству строительно-монтажных работ — в соответствующих стандартах, строительных нормах и правилах.

1.7. Основные термины, применяемые в настоящем стандарте, и их определения приведены в справочном приложении.

1.8. Государственные стандарты СПКПС входят в Систему показателей качества продукции (класс 4) в виде специальной классификационной группы 2.

Номер стандарта составляется из цифры, присвоенной классу стандартов трехзначного числа (после точки), первая цифра которого обозначает классификационную группу стандартов СПКПС, а две последующие определяют порядковый номер стандарта, и двузначного числа (после тире), обозначающего последние две цифры года регистрации стандарта.

Принцип обозначения стандартов СПКПС

Пример обозначения стандарта СПКПС «Основные положения»:

ГОСТ 4.200-78

2. НОМЕНКЛАТУРА ПОКАЗАТЕЛЕЙ КАЧЕСТВА

2.1. Качество продукции характеризуется совокупностью критериев:

— стабильность показателей качества;

— конкурентоспособность на внешнем рынке.

2.2. Номенклатура показателей качества продукции по критериям приведена в табл. 2.

Наименование критериев и основных видов показателей качества

Условное обозначение показателей качества

Основные показатели качества

1. Технический уровень

1.1. Показатели назначения

Прочность, жесткость, трещиностойкость, огнестойкость, сейсмостойкость, морозостойкость, влагостойкость, стойкость к воздействию солнечной радиации, теплоизоляция, звукоизоляция, светопропускание

1.2. Показатели конструктивности

Геометрические размеры, форма, состав, структура

1.3. Показатели надежности (долговечность, сохраняемость)

Вероятность возникновения отказов (в том числе разрушений, потери свойств), стойкость к коррозии, срок службы, время и условия хранения

1.4. Показатели ремонтопригодности (восстанавливаемости)

Продолжительность, трудоемкость и стоимость восстановления при отказах

1.5. Показатели технологичности

Трудоемкость изготовления, материалоемкость, энергоемкость, степень механизации и автоматизации

1.6. Показатели транспортабельности

Масса, габариты, материалоемкость и трудоемкость упаковки, возможность контейнеризации

1.7. Показатели совместимости

Взаимная увязка размеров, допусков, видов стыков; согласованность сроков службы

1.8. Эргономические показатели

Температурный режим; уровень токсичности, запыленности, вибрации; удобство пользования продукцией

1.9. Эстетические показатели

Художественная выразительность, внешний вид, качество поверхностей

2. Стабильность показателей качества

2.1. Показатели однородности

Отклонение количественных значений свойств продукции от номинальных, коэффициент вариации основных свойств

2.2. Показатели соблюдения стандартов, ТУ, строительных норм и правил, проектов

Показатели соблюдения стандартов, ТУ, строительных норм и правил, проектной документации; процент брака, количество рекламаций

3. Экономическая эффективность

3.1. Экономические показатели

Удельные капитальные вложения, себестоимость, рентабельность, годовой экономический эффект, получаемый в народном хозяйстве

4. Конкурентоспособность на внешнем рынке

4.1. Патентно-правовые показатели

Показатели патентной защиты и патентной чистоты, наличие экспорта продукции

Примечание . Номенклатура показателей качества может быть изменена (увеличена или сокращена) в государственных стандартах на номенклатуру показателей конкретных групп и видов продукции.

3. ПРИМЕНЯЕМОСТЬ КРИТЕРИЕВ И ПОКАЗАТЕЛЕЙ КАЧЕСТВА

3.1. Применяемость критериев качества в зависимости от вида решаемых задач приведена в табл. 3.

Источник: ohranatruda.ru

Рейтинг
Загрузка ...