Условия развития жилищного строительства

Социально-экономические преобразования, происходящие в Российской Федерации, кардинальным образом изменили подходы к решению жилищной проблемы, экономические и организационные основы жилищного и коммунального обслуживания. Многолетние усилия по формированию правовых и экономических условий перехода к рыночным методам регулирования, а также политическая воля руководства страны дали определенные результаты.

Обеспечение гарантированного Конституцией Российской Федерации права на жилье требует целенаправленного опережающего устойчивого развития жилищной сферы. Большое значение для развития строительного и жилищно-коммунального комплекса имело принятие и совершенствование законодательной и нормативной правовой базы, а также начало реализации Национального проекта «Доступное и комфортное жилье гражданам России». Развитие рыночной среды в жилищной и коммунальной сферах объективно подтверждается приходом в этот сектор экономики крупного частного бизнеса, существенных внебюджетных инвестиций.

Программа развития жилищного строительства

В настоящее время все более наглядно проявляется ряд проблем, связанных с особенностями периода реформирования в этом социально значимом секторе. Проблемы в развитии жилищной сферы усиливают инфраструктурные ограничения, создают угрозу замедления социального развития и формирования единого экономического пространства. Их скорейшее разрешение становится особенно важным в условиях перехода национальной экономики в фазу устойчивого роста.

На фоне роста спроса на жилье и еще более значительного его увеличения в прогнозной перспективе в жилищной сфере в целом и отдельных ее подотраслях сохраняется ряд нерешенных внутренних проблем.

Намеченный интенсивный рост жилищного строительства предъявляет повышенные требования к промышленности строительных материалов, предприятия которой практически полностью находятся в частной собственности и не во всех случаях материально и физически готовы в короткие сроки обеспечить столь бурное увеличение производства строительных материаловВ целом, существующие производственные мощности отрасли еще позволят ей развиваться в ближайшие 2-3 года, но исходя из текущего состояния производств и прогноза объемов потребления отдельных видов строительных материалов на период до 2010 года, специалистами делается вывод о том, что без государственной поддержки строительную отрасль ждет дефицит практически по всем основным видам строительных материалов.

Строительство в Российской Федерации интенсивно развивается, но предложение все еще многократно отстает от спроса. Это ведет к существенному завышению цен, «вымыванию» дешевого жилья, доступного для малообеспеченных семей. Повышение доступности жилья для среднего класса сопровождается его снижением для существенно большей доли населения с низкими доходами.

Снятие с началом рыночных реформ правовых ограничений, появление легальных альтернативных путей решения жилищной проблемы привело к сокращению количества семей — очередников на улучшение жилищных условий с 9,96 млн. семей в 1990 году до 3,37 млн. семей в 2005 году. Основная причина – недоверие граждан к возможностям государства быстро решить их жилищную проблему. Возможность бесплатной приватизации жилищного фонда привела к росту доли частного (индивидуального) жилищного фонда с 30% (в основном в сельской местности) до 77,9%. В 2005 году частный жилищный фонд составлял более 2 млрд. 275 млн. кв. метров общей площади жилья.

Развитие жилищного строительства

Жилищно-коммунальное хозяйство, на протяжении последних 15 лет находящееся в стадии реформирования, во многих регионах остается наиболее отсталым сектором экономики. На жилищно-коммунальный комплекс приходится четверть всех основных фондов Российской Федерации, поэтому велика его инерционность. Требуется активизация системных преобразований для обеспечения комфортных условий проживания граждан и снятия социальных, демографических и экономических проблем в субъектах Российской Федерации.

Таким образом, за прошедший период произошли существенные преобразования в рамках реформы строительной отрасли и жилищно-коммунального хозяйства: тарифы приблизились к реальной стоимости услуг, сформирована основа договорных отношений, акционируются предприятия ЖКХ. Идет поиск рационального сочетания рыночных и административных методов, компромисса между социальной справедливостью и экономической целесообразностью.

Положения Долгосрочной стратегии жилищного строительства Российской Федерации являются базой для единого понимания роли жилищного строительства и перспектив его развития органами государственной власти, органами исполнительной и законодательной власти различных уровней, хозяйствующими субъектами различных форм собственности и организационно правовых форм, собственниками и нанимателями жилья.

Глава 2 Современное состояние жилищной проблемы России.

2.1.Жилищное строительство как государственный приоритет.

Российская система жилищного финансирования в дореформенный период соответствовала проводимой жилищной политике и заключалась в централизованном распределении бюджетных ресурсов для строительства государственного жилья и его бесплатном предоставлении гражданам, стоящим в очереди на улучшение жилищных условий.

За период с 2000-2007 годов в сфере жилищного финансирования произошли серьезные изменения. Влияние рыночных методов жилищного строительства на формирование рынка жилья показано в табл.1 (Приложение 1).

Как видно из приведенных в табл.4 данных, начальная ступень рыночных отношении -не обеспечила улучшение дел в жилищной сфере, а, наоборот, во многом усилила кризисные явления. Так, объем ввода нового жилья уменьшился в 2007г. по сравнению с 2000г. почти вдвое, что незамедлительно привело к заметному ухудшению дел в строительном секторе, убыточности многих строительных предприятий. При средней обеспеченности жильем 18,8м 2 / чел. (значение данного показателя близко к странам со средними доходами населения) в ряде регионов этот показатель составляет от 8,7 до 15,9м 2 / чел. Такое положение дел оставалось практически неизменным и в 2007г.

Однако в 2006г. в ряде регионов произошел коренной перелом в существующей ранее тенденции постоянного снижения объемов вводимого новым строительством жилья. Кроме того, впервые за годы реформ в строительной отрасли приостановлено снижение инвестиций в основной капитал и подрядные работы.

Ввод жилья превысил уровень 2007г. в 43 субъектах Федерации. Наибольшие объемы жилищного строительства наблюдались в Самарской (478 тыс.м 2 ), Белгородской (785 тыс.м 2 ) областях, Санкт-Петербурге (1,1 млн.м 2 ), Башкортостане (1,5 млн.м 2 ) и конечно в Москве (3,4 млн.м 2 ) и Московской области (2,7 млн.м 2 ). Однако наряду с этим во многих регионах ввод жилья не только не растет, но и сокращается. Это касается, например, республик Карачаево-Черкесской (62%) и Марий Эл (63%), Удмуртской (88%), Читинской (62%) областей. Подобное положение характерно и для Новосибирской области, где показатель ввода жилья в 1999г. составил 54% от аналогичного в 1998г.

Недостаточное финансирование из федерального бюджета привело к тому, что из предусмотренных к вводу в эксплуатацию производственных и социальных объектов строительство на каждом четвертом не осуществлялось, а техническая готовность большинства из этих строек не превышает 50%.

В текущем году планируется привлечь инвестиций в строительные отрасли в размере 685-700 млрд руб. При этом государственные средства предусмотрены в размере 13,3 млрд руб. Предполагается, что жилищное строительство в целом по стране в текущем году возрастет как минимум на 1 млн м 2

Однако несмотря на наметившуюся в минувшем году в ряде регионов тенденцию роста объемов жилищного строительства, структура и качество жилья в общей массе продолжают оставаться низкими. Так, в большинстве случаев вновь вводимое жилье сооружается на основе технических и архитектурно-планировочных решений, сложившихся в 70-80-е годы и во многом морально устаревших К тому же в строительстве и при эксплуатации жилья используют устаревшие технологии, материалы, а они энерго- и материалоемки. Особенно это касается жилья, предназначенного для предоставления малообеспеченным и социально незащищенным слоям населения на бесплатной основе или посредством частичной оплаты.

Опасной становится тенденция роста стоимости строительства, делающая вновь возводимое жилье все менее доступным для населения и вызывающая сокращение спроса, а следовательно, и объема производства В конечном итоге это создает кризис системного характера, при котором происходит неуклонное сжатие спроса на жилье и падение производства, заметно усилившееся в условиях ухудшения макроэкономической ситуации и очередного резкого падения жизненного уровня населения после известных решений в августе 1998г.

Сложившаяся проблемная ситуация в экономике серьезно ухудшает положение и населения, и предпринимателей, и финансистов, и государства.

Задача полного обеспечения населения жильем была актуальна во все времена. Общая динамика решения жилищной проблемы обуславливается единством проявления обще) осударственного, коллективного и личного интереса в данной сфере. Государством предпринималось уже достаточно большое количество попыток по решению данной проблемы.

В настоящее время существует низкая эффективность деятельности структур по управлению жилищным фондом, однако домовладельцы, т.е. собственники квартир, не стремятся сформировать в домах, где проживают сами, товарищества собственников жилья, чтобы посредством своего заинтересованного влияния улучшить состояние домов и снизить затраты на их эксплуатацию, одновременно с этим уменьшив и свои расходы на оплату жилищно-коммунальных услуг.

В связи с тем, что собственник несет бремя содержания имущества, он отвечает за риски, связанные с ухудшением его пользования (содержания), случайной гибелью или случайным повреждением, поскольку нет лиц, на которых может быть возложена ответственность за реализацию (наступление) подобных рисков, носящих случайный характер (ст.211 ГК РФ).

Риск — это степень или величина ожидаемой опасности. Неопределенность его реализации (наступления) придает названной обязанности собственника особую значимость. Однако внедряемая в настоящее время в Москве система льготного страхования жилищ, имеющая ярко выраженный социальный характер (собственник квартиры вносит, по существу, весьма скромную плату за предоставляемую страховую защиту), продвигается с большим трудом.

Наряду с развитием рынка жилья коренные изменения произошли в структуре источников финансирования жилищного строительства. Основными источниками финансирования жилищного строительства стали внебюджетные средства в сочетании с различными формами государственной поддержки граждан и юридических лиц, принимающих участие в финансировании строительства жилья. Доля бюджетных средств во вводе жилья, достигавшая до начала экономической реформы 80%, сократилась примерно до 26%, в том числе доля средств федерального бюджета — до 15%. Данные по годам об изменении структуры ввода общей площади жилых домов по источникам финансирования приведены в табл.2(Приложение 2).

Изменение соотношения источников финансирования не только не уменьшило остроту жилищной проблемы, но и привело к дальнейшему ее возрастанию. В частности, еще более очевидной стала проблема недооценки значимости социальной направленности жилищной реформы. Для ее решения понадобилась разработка дополнительных мер государственной поддержки определенных социальных групп населения, прежде всего малоимущих граждан, молодых и многодетных семей, а также военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы в запас или отставку, лиц, проработавших длительное время в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, вынужденных переселенцев, граждан, пострадавших в результате аварий и стихийных бедствий. На решение этих задач и был направлен ряд разработанных и утвержденных федеральных целевых программ.

Результаты выполнения основных федеральных программ свидетельствуют о том, что реализация государственной жилищной политики на среднесрочную и долгосрочную перспективу должна строиться не только исходя из одних намерений, пусть даже самых благих, по решению затянувшихся проблем с обеспечением жильем граждан РФ, но и с учетом имеющихся реальных возможностей, прежде всего системы финансирования.

Объективная необходимость увеличения объемов жилищного строительства и качества возводимого жилья обусловлена также и реально сложившейся ситуацией, касающейся общего состояния жилого фонда России.

жилищного строительства принято руководством страны в качестве приоритетного направления экономической политики до 2010 г. Однако проект обеспечения доступным жильем всех слоев граждан России пока не переходит в практическую плоскость.

В 2005 г. введено в действие 43,6 млн. кв. м. жилья (табл. 3), что на 6,3% больше, чем в 2004 г., построено 515 тыс. квартир средней общей площадью 84,5 кв. м. Темпы прироста объемов ввода жилых объектов замедлились по сравнению с предыдущим годом вдвое и составили 6,3% по сравнению с 12,6% (рис. 3) Это стало результатом влияния совокупности факторов, главным образом, ограничивающих объем предложения новых жилых объектов.

2.2 Перспективы развития жилищного строительства в России

Сегодня в нашей стране изношенность жилого фонда составляет приблизительно 70%. Поэтому на ближайшие пять-семь лет перспективы строительного бизнеса в России видятся самые радужные. Но все больше участников строительного бизнеса предсказывают скорое заполнение рынка жилой недвижимости. Они делают выводы: спрос на квартиры упадет, либо же квадратные метры жилья резко подешевеют.

К примеру, в крупных региональных городах России строительный бизнес уже начинает отказываться от вложений в жилищное строительство, предпочитая возводить коммерческие площади. Причиной служат слишком активные темпы жилищного строительства. Если в городе-миллионнике строительный бизнес достигнет планки по введению в эксплуатацию 1 млн. кв. м. жилья в год, то уже через несколько лет, несмотря на большой фонд ветхого жилья в городе, рынок жилой недвижимости здесь будет заполнен. У большей части жителей России нет возможности самостоятельно приобрести жилье – причиной этому служит постоянный динамичный рост цен на недвижимость (при отсутствии таких же темпов роста доходов населения).

Несмотря также на ряд проблем, тормозящих возведение жилых домов, строительный бизнес продолжает развиваться. Одним из главных препятствий строительного бизнеса является земельный вопрос: с ростом темпов жилищного строительства все меньше остается участков, на которых возможна постройка. Как правило, центры крупных городов уже застроены, участки распроданы. Участникам строительного бизнеса остается довольствоваться кусками земли на окраине, без соответствующей инженерной инфраструктуры. Подведение коммуникаций, в свою очередь, влияет на стоимость квадратного метра возводимого жилья

Закон также в последнее время ограничивает возможности участников строительного бизнеса. В результате принятия многочисленных актов, касающихся строительного бизнеса, значительно увеличились сроки получение документации на возведение объектов. Увеличилось количество органов, контролирующих строительный бизнес. Поэтому теперь уже ни для кого не секрет, что инвесторы начинают возведение объектов, не имея полного пакета документов – дополнительные разрешения они получают, когда стройка уже началась. Ведь на сбор всех разрешений порой может уйти до двух лет, что составляет срок, больший, чем надо для строительства дома.

Возросшие цены на строительные материалы также должны были притормозить темпы роста жилищного строительства. Но этого не произошло, строительный бизнес перенес дороговизну материалов на стоимости жилья, не более.

Тем не менее, несмотря на все трудности, темпы жилищного строительства в России с каждым годом только увеличиваются. Участники строительного бизнеса разводят руками, не зная отнести это явление к плюсу или к минусу.

Ключевым элементом государственной жилищной политики в России является программа “Доступное жильё”, одной из составляющих которой стало ипотечное кредитование населения. В первой четверти 2007 года было выдано кредитов на сумму 82,3 миллиарда рублей, что на 4% больше, чем в первом полугодии 2006 года. При этом всего лишь около 6-7% россиян, желающих приобрести жильё, пользуются подобной услугой, тогда как в странах Европы — порядка 60%, в США – 90%.

Причина состоит в том, что ипотека в России появилась относительно недавно, ее механизм не отлажен полностью, тогда как в развитых странах отработанные десятилетиями схемы делают покупку жилья в кредит действительно выгодной. Российские банки только сравнительно недавно снизили, а некоторые и вовсе отказались от первоначальных взносов по ипотечным кредитам, что является обычной практикой для европейских и американских банков.

Рост объёмов ипотечного кредитования свидетельствует не только об увеличении спроса на кредиты, но в значительной мере отражает рост цен на рынке жилой недвижимости. По мнению банкиров, ипотека в нашей стране получила бы более широкое распространение, если бы не текущий уровень цен, который в большей степени обусловлен дисбалансом спроса и предложения. «… До сих пор мы не дошли даже до уровня 1987 года. Спрос огромный, жилья как не хватало, так и не хватает», — отмечает Александр Шерстюков, управляющий директор блока «Розничный бизнес» Банка Москвы.

Существует несколько факторов, оказывающих влияние на снижение темпов строительства жилой недвижимости. Один из них — законодательные ограничения, например, Федеральный закон «Об участии в долевом строительстве», вступивший в силу в 2006 году. Он ввёл новые правила игры: срок получения пакета исходно-разрешительной документации увеличился до одного — двух лет. В результате в начале года предложение жилья на первичном рынке снизилось до 50%, по сравнению с соответствующим периодом 2005 года. В данный момент ситуация несколько стабилизировалась: крупные компании адаптировались к требованиям действующего законодательства, тогда как недобросовестные застройщики, а также компании с непродуманной финансовой политикой покинули рынок.

Читайте также:  Что такое кэс в строительстве

Другой причиной, по мнению аналитиков, является отсутствие государственного стимулирования увеличения объёмов строительства. Как показывает практика, девелоперам выгоднее строить меньше жилых помещений и продавать их дороже, нежели сдавать в эксплуатацию больше квадратных метров, способствуя тем самым снижению рыночных цен.

Свою лепту вносит и нехватка участков, пригодных для возведения жилых домов. По оценкам экспертов, в нашей стране не более одного процента всех земель предназначены для жилищного строительства, остальные считаются непригодными для этой цели по тем или иным причинам. Проблема может быть решена только на государственном уровне: необходимо основательно пересмотреть законодательную базу и отменить целый ряд ограничений, а также упростить механизм перевода земельных участков в необходимую категорию.

И, наконец, проблема инфраструктуры, а вернее – её отсутствие. В последнее время застройщикам всё чаще предлагают участки “в чистом поле”, где нет ни коммуникаций, ни энергетических сетей, ни автомобильных дорог. Девелоперам не выгодно финансировать создание инфраструктурных объектов.

Несмотря на проблемы, препятствующие развитию национального проекта “Доступное жильё”, существуют и некоторые позитивные моменты. В частности, в последнее время власть пытается найти точки соприкосновения с девелоперами и застройщиками. Живой пример – взаимодействие государственных органов с общественной организацией малого и среднего предпринимательства «Опора России», в рамках которого бизнесмены стремятся добиться понимания и поддержки чиновников для решения важнейших проблем строительной отрасли – совершенствования законодательной базы, упрощения механизма изменения категории земель, а также стимулирования роста объёмов строительства.

Кроме того, как уже упоминалось, тенденция развития ипотечного кредитования, на которое делают ставки и власти, и бизнес, и рядовые граждане, в целом является позитивной. В частности, ипотека больше не является привилегией, которую могут получить жители столицы: выдачу кредитов осуществляет всё больше региональных банков. При этом спрос на них в регионах является достаточно высоким. Так в Сибирском Федеральном округе за первый квартал текущего года было выдано около 15 млрд. рублей, приблизительно такую же сумму предоставили своим клиентам банки Приволжского округа.

«Проблему с жильем в нашей стране решит только кардинальное изменение условий строительства. Эта проблема зависит от двух факторов — от доступности жилья и от его наличия», — подводит итоги Александр Шерстюков. По его словам, ипотека не решит проблему наличия жилья, но сможет приблизить срок его приобретения.

«Объемы строительства жилья в России в 2010 году должны превысить показатели лучших советских лет», — такой прогноз динамики рынка дал Министр регионального развития РФ Владимир Яковлев. В советские времена пик строительства пришёлся на середину восьмидесятых, когда ежегодно сдавалось в эксплуатацию порядка 76 млн. кв.м. жилых помещений. В 2010 году, в рамках проекта “Доступное жильё” власти планируют возведение 80 млн. кв.м. жилья. Это, безусловно, в определённой мере уравновесит спрос и предложение на рынке и приведёт к некоторому снижению цен. Однако не стоит забывать, что для стабильного развития рынка необходимо вводить в эксплуатацию как минимум 1 кв.м. жилой площади в год на человека, а значит, необходимо строить 145 млн. кв.м. в год – показатель, труднодостижимый в ближайшем будущем.

Говоря о перспективах жилищного строительства, нельзя не коснуться фактора, который оказывает непосредственное воздействие на первичный рынок жилья – текущее состояние и тенденции развития рынка строительных материалов. Эксперты в один голос утверждают: строить в России дорого.

Одной из основных причин сложившейся ситуации являются низкие темпы развития отечественного рынка, обусловленные небольшим числом производителей, не слишком высоким качеством стройматериалов, а также слабой конкуренцией. Однако, ввиду роста сектора жилищного строительства, аналитики прогнозируют стремительное развитие рынка стройматериалов в следующие 2-3 года. Это, прежде всего, касается производства “базовых” материалов, таких как цемент, бетон, кирпич и сухие строительные смеси.

Для того чтобы увеличить объёмы жилищного строительства, необходимо работать над снижением себестоимости объектов и уменьшением сроков строительных работ. В 60-70-е годы прошлого века данная проблема решилась довольно своеобразно: приоритет был отдан монтажу недорогих панельных конструкций. Инженеры экономили на площади жилых помещений, высоте потолков, толщине стен и качестве строительных материалов. При этом не брались в расчёт огромные теплопотери, высокие транспортные издержки, не говоря уже о качестве домов.

Ситуация изменилась за последние несколько лет, когда при расчёте себестоимости стали учитывать многие и другие факторы, помимо цен на строительные материалы. Компании, оперирующие на отечественном рынке стройматериалов, предлагают технологические решения, которые позволят улучшить качество строений и минимизировать бюджет проектов.

Резюмируя вышесказанное, необходимо отметить, что тенденции жилищного строительства в нашей стране зависят как от государства и девелоперов, так и от производителей строительных материалов. Достижение требуемого объёма жилищного строительства возможно только при реализации интересов всех игроков рынка. При этом большую роль играет создание новых стройматериалов и внедрение инновационных технологий, которые способствуют уменьшению себестоимости строительства, а, значит, увеличению числа строительных площадок.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Проанализировав становление и развитие жилищного строительства в России, можно сделать следующие выводы.

1. Обеспечение населения жильем является важнейшей социально-политической и экономической проблемой. От выбора тех или иных подходов к решению этой проблемы в значительной мере зависит общий масштаб и темпы жилищного строительства, реальное благосостояние людей, их моральное и физическое самочувствие, политические оценки и мотивация поведения.

К настоящему времени в жилом фонде России сохраняется значительная часть домов с неблагоустроенными квартирами, из которых около 1,3% размещены в ветхих и аварийных домах, а также индивидуальные частные дома. При этом основная часть вновь вводимого жилья сооружается на основе технических и архитектурно-планировочных решений, сложившихся в 70-80-е годы и во многом морально устаревших. К тому же в строительстве и при эксплуатации жилья используют устаревшие технологии, материалы, которые энерго-и материалоемки.

В связи с этим опасной становится тенденция роста стоимости строительства, делающая вновь возводимое жилье все менее доступным для населения и вызывающая сокращение спроса, а следовательно, и объема производства. В конечном итоге это создает кризис системного характера, заметно усилившийся в условиях ухудшения макроэкономической ситуации и очередного резкого падения жизненного уровня населения после известных решений в августе 2007г.

Сложившаяся проблемная ситуация в экономике серьезно ухудшает положение и населения, и предпринимателей, и финансистов, и государства, интересы которых сейчас более, чем когда-либо ранее, сходятся в том, что в основе решения жилищной проблемы лежит создание и развитие национальной системы ипотечного кредитования.

2. Внедрение в деловой оборот выдачи кредитов на покупку жилья гражданам, имеющим надежное обеспечение их возврата в виде реальной собственности (приобретенного объекта недвижимости), могло бы дать:

• постоянный и существенный приток денежных средств на рынок жилья;

•оживить строительство и сопряженные с ним секторы промышленности;

•сохранить и расширить рабочие места;

• повысить доходы населения и бюджеты всех уровней.

3. Становление ипотеки и системы ипотечного кредитования в России осложнено такими факторами, как:

• недостаток ресурсов коммерческих банков для долгосрочного инвестирования;

•отсутствие государственной поддержки и льготного налогообложения для инвесторов, предоставляющих долгосрочные кредиты;

• недостаточная разработка законодательной базы ипотечного кредитования;

•отсутствие вторичного рынка закладных.

4. Масштаб проблем развития жилищного строительства и ипотечного жилищного кредитования, а также их сложность и комплексность требуют при их решении использовать программный подход, предпринимать максимально быстрые действия и всемерно использовать мировой опыт, опираясь на международное сотрудничество.

Успех конкретной программы будет зависеть от привлечения в эту сферу всех возможных источников ипотечного кредитования жилья — кредитных ресурсов ипотечных и универсальных банков, индивидуальных, корпоративных и институциональных инвесторов.

По данным Министерства регионального развития, около 30% населения планирует улучшить жилищные условия за свой счет, Актуальные проблемы развития жилищного строительства в России т. е. является потенциальными покупателями квартир. До 2010 г. это может принести доход в сумме от 3 до 6 трлн. руб. Учитывая колоссальный потенциал развития жилищного строительства, государство, дав начало соответствующему национальному проекту, преследует не только социальные, но и экономические интересы. С развитием строительства мощный импульс получит вся российская промышленность.

С жильем намного проще, чем с другими отраслями: потенциал рыночного роста здесь весьма значителен, при этом в отличие от других отраслей не возникает проблемы конкурирующего импорта. В принципе, экономика и сама может обеспечить спрос на жилье, но только не там, где речь идет о массовом жилищном строительстве. Государство должно беспокоить именно доступное, социально- ориентированное строительство – без организующей роли власти в этом случае не обойтись. Но, безусловно, полного возвращения государства в отрасль произойти не должно – меры управляющего воздействия должны нести по большей части контрольный и экономико-политический, а не хозяйственный характер.

Какие проблемы в настоящее время испытывает строительный комплекс и что может предпринять государство для их разрешения? Основной недостаток государственной политики состоит в том, что подавляющее большинство включенных в ФЦП «Жилище» проектов направлено на стимулирование спроса на жилье: развитие ипотеки, помощь молодым семьям, военнослужащим и т. д. По некоторым оценкам, на эти цели только в 2006 г. намечалось направить около 50 млрд. руб. федеральных средств.

Причем это без учета инвестиций в ипотечное кредитование крупных коммерческих банков. Проблема платежеспособного спроса, безусловно, существует и во многих странах мира она разрешается посредством развития механизмов ипотечного кредитования. Однако одна лишь ипотека ситуации не разрешит: жилья в стране строится действительно очень мало, именно поэтому политика государства должна включать меры, направленные на

увеличение объема предложения массового жилья.

Что следует предпринять сегодня, чтобы исправить возникшую ситуацию,

фактически сорвавшую сроки реализации национального проекта? Прежде всего, усилить контроль за исполнением регламентов существующей законодательной базы в строительстве. По заявлениям чиновников, на сегодняшний день имеет место незаконное предоставление площадок под строительство в обход обязательных с осени 2005 г. земельных аукционов (с момента принятия соответствующего закона из предназначенных под застройку 1 тыс. участков на торги попало не более 100). Кроме того, необходимо ослабить власть монополий, сформировавшихся на локальных рынках, что способствует необоснованному росту цен и искусственному занижению объемов вводимого жилья.

В строительном комплексе наряду с частными существуют и более

фундаментальные проблемы. Так, главной из них является деградация основных фондов в промышленности строительных материалов, особенно в регионах. Государству необходимо признать тот факт, что массовое жилищное строительство не может являться самостоятельным доходным бизнесом, даже при наличии платежеспособного спроса и развитой ипотечной системы, поскольку эта деятельность априори сопряжена с высокими финансовыми рисками. Эффективное развитие строительной индустрии возможно только на основе совместного участия частного и

государственного капиталов. Бизнес-структуры примут участие в реализации

поставленных государством задач только в том случае, если государство компенсирует возникающие при этом системные риски. Существует механизм частно-государственного партнерства, при котором государственные средства попадают в частные структуры через систему субсидируемых целевых кредитов. Задействовав этот механизм, можно стимулировать развитие материально-технической базы строительного комплекса.

Список литературы

1. Березин, М. А.Мальгин. Потенциал вторичного жилищного рынка вроссийских городах. //Вопросы экономики — 2003 -№10 с.68-79. 2. М.Березин, А.Мальгин. Потенциал вторичного жилищного рынка вроссийских городах. //Вопросы экономики — 2003 -№25 с.25-36.3. Высоковский А. Тенденции функционирования рынка жилья и земли вроссийских городах. //Вопросы экономики -2001-№10-с.101-111.4.

Гузанова. А.Потребности и спрос на жильё в крупных российскихгородах. I/ Вопросы экономики. -2002 -№10-с.34-48.5 А.Гузанова, Потребность и спрос на жильё в крупных российскихгородах.// Вопросы экономики, 2005,№ 10,с.46.6 Неверов В.Решение жилищной проблемы должно стать национальнойзадачей номер один. //Экономика и жизнь. -2005 -№33 -с.2.7 Сабуров. Е. Жилищное строительство как государственный приоритет.// Вопросы экономики. -2006 -№7 -с.31-35.

8. Ступин И.В. Как приручить стройкомплекс // Эксперт. 2006. №11.

9 Ясин Е. Жилищная проблема — узловой пункт экономических реформ.// Вопросы экономики. -2004 -№7 -с.4-7.

10Российский статистический ежегодник. 2005 М.: Роскомстат, 2006.

11Оценка недвижимости: учебник / под ред. А. Г. Грязновой, М. А. Федотовой. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Финансы и статистика, 2007. – 560 с.

12Оценка недвижимости: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальностям экономики и управления / Л. Н. Тепман; под ред. В. А. Швандара. -2-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007. – 463 с.

Источник: studopedia.ru

Основные направления стратегии развития жилищного строительства в Москве

29 октября 2014 года заместитель мэра Москвы в правительстве Москвы по вопросам градостроительной политики и строительства Марат Хуснуллин принял участие в работе Московского форума лидеров рынка недвижимости, где, в частности, рассказал об основных направлениях стратегии развития жилищного строительства в столице.

Москва — один из крупнейших мегаполисов мира, столица России и основной драйвер роста экономики всего Центрального федерального округа, притягивающий самых энергичных и талантливых людей не только из ближайших регионов, но также со всей страны и даже из других стран. Вследствие этого в Москве всегда сохранялся и будет сохраняться высокий спрос на жилье, что, в принципе, характерно для большинства мировых мегаполисов.

Безусловно, жилье — это фактор экономического роста. По расчетам Института народно-хозяйственного прогнозирования РАН, рост производства в жилищном строительстве на 100 рублей формирует рост в связанных отраслях на 65 рублей. В свою очередь каждые 100 рабочих мест в строительстве формируют 31 рабочее место в связанных отраслях.

Как отметил глава столичного Стройкомплекса Марат Хуснуллин, в настоящее время в Москве определена новая стратегия жилищного строительства, направленная, в первую очередь, на создание системы улучшения жилищных условий для самих москвичей с учетом их потребностей, имущественной обеспеченности и имеющихся государственных обязательств.

Планомерно решается задача по повышению комфорта проживания горожан: это курс на полицентрическое развитие города, создание новых мест проживания рядом с местами приложения труда, реорганизация промзон, реновация территорий сложившейся застройки, развитие рынка арендного жилья. Ключевым приоритетом политики города и Стройкомплекса Москвы является сохранение планомерного роста показателя обеспеченности населения жильем (сегодня он составляет 19 кв. м на человека).

Кроме того, город выполняет государственные обязательства в рамках государственной программы г. Москвы «Жилище»: в столице из ежегодно вводимых свыше 3 млн кв. м жилья около 600 тыс. кв. м приходится на бюджетное строительство. Эти жилые дома строятся для переселения в них граждан из сносимых домов, а также для обеспечения людей, признанных нуждающимися в улучшении жилищных условий. Данные обязательства установлены федеральным и столичным законодательством, и Москва выполняет их в полном объеме.

В своем выступлении Марат Хуснуллин также затронул важный аспект, связанный с т.н. «старением» города. Так, по данным БТИ г. Москвы, около 52 млн кв. м жилья (23,8%) имеют износ 41% и более, поэтому если не предпринимать никаких действий, к 2025 году объем жилья, находящегося в состоянии, требующем особого внимания, увеличится почти в 2 раза. Поэтому в городе проводится реновация жилого фонда, являющаяся сегодня практически единственной возможностью строительства (и тем самым обновлением устаревшего фонда) в границах «старой» Москвы.

Кроме того, для динамичного развития города необходимо развитие рынка найма жилья, что позволит оптимизировать транспортные потоки, так как многим жителям Москвы не нужно будет ездить с работы домой через весь город. Важным направлением развития строительства в Москве является и повышение качества жилых зданий для массового применения. В связи этим Стройкомплекс принял решение о модернизации действующих домостроительных комбинатов с кардинальным обновлением технологий для внедрения новых проектов жилых зданий для массового строительства. Основные критерии — это переменная этажность (от шести до 17 этажей), свободная планировка первого нежилого этажа, вариантные планировочные решения квартир и этажей и индивидуализация решений фасадов.

Читайте также:  Иск о запрете строительства

При реализации программ по строительству жилья в первую очередь необходимо руководствоваться новой стратегией развития города — децентрализацией. «Мы более не концентрируем жилье в одних районах, на окраинах, а рабочие позиции и социальную инфраструктуру — в других, ближе к центру. Идеология комплексной застройки предполагает, что жилье, офисы, торговые, культурные и социальные объекты должны сопутствовать друг другу в каждом районе для гармоничного развития города», — отметил глава Стройкомплекса г. Москвы.

При этом децентрализация позволит расчистить транспортные артерии города — дороги. Поэтому сегодня Москва развивает жилищное строительство в «увязке» с транспортной инфраструктурой, то есть, комплексно. «Организуется комплексная застройка районов, происходит создание «мини-городов» на месте реорганизованных промзон или при реновации застроенных территорий, тем самым мы автоматически улучшаем и дорожную ситуацию во всем городе», — проинформировал Марат Хуснуллин.

При этом, как подчеркнул глава Стройкомплекса г. Москвы, столица в принципе перешла от микрорайонной застройки к квартальной. Теперь во дворах не будет стоянок машин, все первые этажи жилых домов будут отданы либо под магазины, либо под объекты сферы услуг; параллельно с жильем будут создаваться рабочие места, чтобы население легко могло добираться до работы, не перегружая ключевые транспортные артерии Москвы.

Одним из главных ресурсов для развития жилищного строительства является развитие транспортной инфраструктуры. Это увеличение в полтора раза протяженности линий метро, модернизация системы наземного городского транспорта, создание принципиально новой системы городского и пригородного железнодорожного транспорта, организация пассажирского движения на МК МЖД, строительство комфортных для пассажиров ТПУ, строительство и реконструкция улично-дорожной сети и транспортных сооружений (развязки, мосты, путепроводы и т.д.) и т.д.

Еще один ресурс — это промзоны, занимающие 18,8 тыс. га, что составляет более 17% территории города (в старых границах). Реорганизации подлежат как минимум 4,7 тыс. га, а потенциал строительства на таких площадках оценивается в десятки миллионов квадратных метров недвижимости. Реорганизация промзон — это также возможность обеспечить горожан дополнительными жилыми площадями, местами приложения труда, объектами соцкультбыта, дорогами и парковками.

В своем докладе Марат Хуснуллин также рассказал о видах строительства и возможных площадках. Так, из более 3 млн кв. м жилья, ежегодно вводимого в столице, около 2,5 млн кв. м строят инвесторы. Город в этом заинтересован, т.к. инвестиции дают дополнительные поступления в бюджет, кроме того, инвесторы строят не только жилые дома, но и социальную и инженерную инфраструктуру.

Главной же площадкой — т.н. основным драйвером развития жилищного строительства — являются сегодня присоединенные территории («новая Москва»). Только за 2013 год там введено 2 млн кв. м недвижимости, 18 социальных объектов, создано 35 тыс. рабочих мест. Уже завершена работа над территориальными схемами Троицкого и Новомосковского округов, определены основные транспортные коридоры, основные целевые показатели развития территории.

На новой территории планируется порядка 1,5 млн проживающих, 1 млн рабочих мест, 100 млн кв. м недвижимости, сотни километров новых транспортных магистралей и, конечно, огромный объем инженерных коммуникаций. В «новой Москве» появятся 12 основных точек роста — центров градостроительного развития (в первую очередь АДЦ «Коммунарка», «Рублево-Архангельское», аэрополис «Внуково», проект «Мосрентген»).

Приоритетной задачей правительства Москвы, по словам Марата Хуснуллина, остается создание комфортных условий проживания граждан, создание благоприятной среды жизнедеятельности, а также создание благоприятного инвестиционного климата.

Источник: stroi.mos.ru

​Развитие жилищного строительства в Российской Федерации

Работа Международной выставки строительных и отделочных материалов RUSBUILD 2021 началась с пленарного заседания «Развитие жилищного строительства Российской федерации, в котором приняли участие руководители строительного комплекса и представители крупного строительного бизнеса России.

34c0e68bfd8d40f47761f54b43497448.jpg

Ирек Файзуллин, министр строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации в своем выступлении наметил основные направления развития строительства в РФ.

О программе «Стимул» и путях реализации механизма КРТ

По словам министра, действенной мерой поддержки жилищного строительства сегодня остается федеральная программа «Стимул». Она входит в нацпроект «Жилье и городская среда» и нацелена на стимулирование с помощью бюджетных инвестиций всех уровней строительства социальной и транспортной инфраструктуры в местах возведения жилья.

Объем ввода жилья в рамках данной программы по итогам прошлого года составил 8,1 млн кв. м, на 12,5% превысив плановый годовой показатель, отметил Файзуллин.

Он также напомнил, что по этой программе в 2020 году было профинансировано строительство 222 объектов социальной, инженерной и дорожной инфраструктуры.

В текущем году в рамках «Стимула» выделяется порядка 25 млрд руб. на строительство 165 объектов в 53 субъектах РФ, уточнил глава Минстроя.

В ходе своего выступления федеральный чиновник также затронул вопрос реализации механизма комплексного развития территорий (КРТ).

e785fd8a190dbe4d7ee00c38f8865e26.jpg

Ирек Файзуллин сообщил, что в настоящее время Минстроем России подготовлены правила по нескольким направлениям деятельности в рамках КРТ, а в субъектах РФ идет подготовка необходимой нормативно-правовой базы для применения этого механизма.

При этом в Московской, Свердловской, Сахалинской и Челябинской областях необходимые нормативные акты уже разработаны, в ближайшее время в этих регионах приступят к работе, проинформировал министр.

О сервисе выдачи электронных разрешений на строительство

Представителям отрасли явно понравилось сообщение Файзуллина о том, что Минстрой намерен создать единый ресурс строительной информации, где каждый заказчик сможет открыть свой кабинет и получить разрешение на строительство, а затем и на ввод объекта в эксплуатацию в электронном виде.

«Всю эту систему мы начали отрабатывать на федеральных органах власти в апреле-мае прошлого года, но, чтобы завершить ее создание, требуются определенные изменения в законодательстве», — пояснил Файзуллин.

Он сделал акцент на том, что в рамках трансформации строительной отрасли продолжается работа по сокращению административных процедур и повышению кадрового потенциала.

По словам министра, в прошлом году было принято 15 федеральных законов, предусматривающих более 70 поправок в федеральное законодательство, а с учетом подзаконных актов реализовано сто знаковых решений для упрощения работы в строительстве.

О кадровой проблеме на стройках

Файзуллин сообщил, что сегодня для российских стройплощадок необходимо найти около 1,2 млн строителей.

«К сожалению, не всех их получается заместить за счет российских граждан», — признал глава Минстроя. Он сообщил, что на базе учебных центров Госэкспертизы Минстрой создает площадки по обучению всех желающих рабочим специальностям.

Напомним, что ранее строительное ведомство не раз сетовало на то, что в связи с ограничениями на фоне пандемии в строительной отрасли России наблюдается дефицит кадров из-за нехватки трудовых мигрантов.

В связи с этим в середине января Президент России Владимир Путин поручил Правительству РФ до 1 марта текущего года рассмотреть вопрос упрощенного привлечения граждан из ближнего зарубежья на российские стройки.

О замене дорожающего металла композитами

Коснувшись актуального вопроса подорожания стройматериалов и особенно металлических конструкций, Ирек Файзуллин заявил, что дело идет к тому, чтобы чаще использовать при строительстве объектов композитные материалы.

«Основной рост цен произошел по металлу из-за того, что биржевые цены возросли, — напомнил министр. — Я надеюсь, что это повлечет кардинальные изменения в части применения композитных материалов», — резюмировал он.

Глава Минстрой призвал проектировщиков и строительных заказчиков «психологически себя пересилить» и перейти на альтернативные материалы, поскольку, по его словам, «стоимость арматуры из стеклопластика, композитов сегодня становится ниже, чем из металла».

Сергей Степашин, Председатель общественного совета Минстроя России, в своем приветственном слове рассказал о проделанной работе и задачах, которые предстоит решать Общественному совету совместно с Минстроем РФ в ближайшие годы.

b35f815267df3444ee91cd599cd90d11.jpg

– Строительная отрасль, пожалуй, единственная из сфер промышленности и экономики нашей страны, которая не приостановила свою работу в период пандемии. Исключение составили два субъекта РФ.

Пошедший год был очень непростым. Требовалось принимать быстрые и эффективные решения, которые позволили отрасли не снижать темпы реализации проектов «Жилье и городская среда». Несмотря на пандемию и связанные с ней ограничения, мы регулярно, пусть и в режиме видеоконференций, встречались и обсуждали существующие проблемы.

Свою миссию в этот период Общественный совет при Минстрое РФ видел в осуществлении постоянного мониторинга ситуации в сфере строительства, проведении общественной экспертизы соответствующих нормативно-правовых актов, организации необходимого общественного контроля.

Эти три функции мы реализовывали и продолжаем этим заниматься.

В своей работе мы опираемся на созданную нами полтора года назад Ассамблею общественных советов при органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих полномочия в сферах строительства и жилищно-коммунального хозяйства.

Широкое представительство в Ассоциации общественников с регионов — 123 члена из 78 субъектов РФ, как говорится, «от земли», позволяет нам видеть системные проблемы на местах, доводить их в порядке обратной связи до руководства Минстроя России, а в необходимых случаях – и до Правительства страны.

В прошлом году Общественным советом приняты к рассмотрению и даны заключения по 13 проектам нормативных правовых актов и прочих регулирующих документов Минстроя России. Все они прошли серьезную экспертизу, в том числе и очень сложное обсуждение, особенно в Госдуме, закона «О комплексном развитии территории».

Прямо скажу – наше заключение по этому закону сыграло, если не определяющую, то очень важную роль в том, чтобы он прошел рассмотрение в Госдуме. Вместе с тем остаются определенные риски, связанные с обеспечением прав граждан при переселении их с определенных территорий. Сегодня Правительство РФ готовит по этому поводу необходимые нормативные документы.

В период пандемии члены Совета направили около 80 предложений в Общенациональный план действий. Очень приятно, что 50 из них были учтены Правительством РФ и Минстроем.

К сожалению, пока не получилось принять закон «Об архитектуре». Он прошел обсуждение в Общественном совете и получил положительное заключение. Далее процесс остановился на уровне аппарата Правительства. Я предлагаю главе Минстроя РФ Иреку Энваровичу Файзуллину еще раз вернуться к этому вопросу на уровне Общественного совета.

Готов при необходимости направить свое обращение и Премьер-министру России. Уже сложилась хорошая практика, когда Михаил Владимирович Мишустин оперативно реагирует, в том числе и на предложения такого рода.

Коротко остановлюсь на тех проблемах, которые сегодня видит, решает, и будет решать Общественный совет вместе с Минстроем России. В первую очередь, в поле зрения Общественного совета постоянно находится тема переселения граждан из аварийного жилья. Благодаря позиции Президента РФ была успешно выполнена прошлая программа, а ее действие продлено до 2025 г.

По решению Президента РФ, она должна быть выполнена досрочно к концу 2023 г. следует переселить 570 тыс. человек. Только в этом году в соответствии с прямым поручением Президента РФ нужно переселить около 130 тыс. человек и ликвидировать 2,34 млн кв. м жилья, непригодного для проживания.

93caba69c957622ec71ac65816fc166d.jpg

Как председатель наблюдательного совета Фонда ЖКХ хочу сказать, что несмотря на существующие вызовы и ограничения, реализация федерального проекта «Обеспечение устойчивого сокращения непригодного для проживания жилищного фонда» идет опережающими темпами в 2019-2020 году новоселье справили свыше 136 тыс. россиян – это больше запланированного.

Кстати, в прошлом году на карте России появился первый населенный пункт, в котором не осталось ни одного аварийного дома – это город Жатай в Республике Саха (Якутия).

Причем акцент делается на том, что большую часть жилья для переселенцев из аварийного фонда, не должна происходить из вторичного рынка. Это будет жилье вновь возведенное. И здесь особенно важным является ритмичность финансирования. Уверен, что эта программа будет выполнена при условии ее ритмичного финансирования, а в этом я не сомневаюсь, с учетом складывающейся сейчас благоприятной для бюджета РФ стоимости «бочки» нефти.

Замечу, что перед нами стоит еще более грандиозная задача. В связи с тем, что в течение года Фонд не работал, и не была ясна его будущность, большая часть субъектов РФ просто скрыла количество выявленного аварийного жилья. После января 2017 г. установлено еще 500 тыс. граждан, нуждающихся в переселении. Нужно понимать, что в данном случае речь идет не просто об улучшении жилищных условий. Это возможность создания безопасных условий проживания наших граждан.

Второе – необходимо обеспечить безопасность и благоприятные условия для жизни людей в условиях коммунальной инфраструктуры. Все прекрасно понимают, что эта тема является одной из самых сложных. Дело в том, что сегодня до 60% объектов коммунальной инфраструктуры в нашей стране находится в стадии разрушения, это то, что осталось еще от Советского Союза.

Задача строительства 3 млрд м2 жилья и переселения в него 5 млн граждан ежегодно, поставленная Президентом РФ, не может быть решена, если новостройки «сажать» на ветхую инфраструктуру. В связи с этим я, как председатель Общественного совета, обратился к Премьер-министру с тем, чтобы были даны соответствующие поручения. Это имеет принципиальное значение, поскольку в нацпроектах эта тема пока не отражена.

Третье – повышение энергоэффективности в строительстве и ЖКХ, на что также почти не обращается внимания. Вместе с тем, здания и сооружения уже сегодня потребляют 36% всех мировых энергетических ресурсов, а потери от существующих проблем с энергосбережением в нашей стране ежегодно составляют 300 млрд. руб. Примерно такая же сумма выделяется на переселение из аварийного жилья в течение 4 лет. Вначале этим вопросом занималось Минэнерго, затем – Минэкономики, где все и остановилось.

Четвертый пункт – развитие индивидуального жилищного строительства. В составе Общественного совета действует соответствующая комиссия. Был подготовлен ряд интересных предложений, которые уже сейчас реализуются в Белгородской, Пензенской и Липецкой областях.

Должен отметить, что применительно к сельскому жилью есть одна серьезная проблема. В частности, 39% сельского жилищного фонда не имеет водопровода, 50% –канализации и это в XXI в. При этом мы раздаем гектары земли на Дальнем Востоке. Кто там будет жить, и как обустраивать эти территории? Считаю, что эта тема должна стать одной из приоритетных в деятельности министерств.

Важнейшая сфера ответственности Минстроя РФ и нашего Общественного совета – мониторинг системы капитального ремонта. Наилучших результатов удалось достичь в части замены лифтов. В структуре Общественного совета несколько лет эффективно действовала комиссия по ускоренному обновлению лифтового оборудования. Сейчас Правительство выделило Фонду 750 млн. руб. для того, чтобы приступить к реализации плановой программы замены лифтов.

Вместе с тем есть проблема, по сей день не решенная. Это капитальный ремонт объектов культурного наследия, особенно в Москве и Санкт-Петербурге. Все понимают, что формальное отношение к ремонту таких зданий и сооружений недопустимо, а материальные и финансовые затраты очень большие. В свое время мы направили письмо в адрес уже бывшего председателя Правительства, Дмитрия Анатольевича Медведева. Им были даны соответствующие поручения, но они так и живут своей жизнью.

В настоящее время Общественный совет ведет системную работу по профориентации и повышению престижа строительной профессии. Все, кто сегодня представляет строительную отрасль, знают: нехватка кадров – одна из самых главных проблем.

Этот дефицит, связанный с прекращением миграционного потока, оценивается примерно в 300 тыс. человек. При этом все понимают, что только за счет трудовых мигрантов стабилизировать ситуацию с кадрами нельзя. Мы ничего не построим без своих, российских строителей. Эта тема также должна обсуждаться представителями профессионального сообщества на всех площадках.

Читайте также:  Что такое участок под иное строительство

Абсолютно убежден, что только совместными усилиями мы сможем сделать то, в чем нуждаются наши граждане.

Максим Берлович, вице-президент Группы «Эталон» по региону Москва, в своем выступлении сделал акцент на повышении стандартов качества в жилищном строительстве за счет внедрения новых технологий и развития кадрового потенциала отрасли.

2825609fe389bbf9ae7ee7ddc7fe541b.jpg

– На сегодняшний день, основной тренд в строительстве – это технологии, которые позволяют снизить количество операций и упростить строительные процессы. В связи с этим, Группа «Эталон» активно внедряет инновации, которые позволяют быстрее строить и эффективнее управлять теми данными, которые мы собираем на строительных площадках.

Несмотря на то, что строительная отрасль достаточно консервативна, мы видим, что цифровизация в стройке идет с высокой скоростью.

Благодаря информационному моделированию мы увеличили точность планирования, наращиваем темпы строительства и уменьшаем количество ошибок. Сегодня мы уже переходим к цифровому проектированию всего жизненного цикла здания.

Мы используем информационную модель не только на этапе проектирования, но и строительства, и даже эксплуатации: BIM-модель после ввода дома передается в эксплуатирующие организации, чтобы отрасль жилищно-коммунального хозяйства также могла развиваться ускоренными темпами.

Компания также развивает цифровое взаимодействие с регулирующими органами. Так в сентябре совместно с Минстроем России Группа «Эталон» впервые в России успешно прошла госэкспертизу в цифровом формате с проектом детского сада на 160 мест в Санкт-Петербурге, который полностью был спроектирован на основе BIM. На наш взгляд – это прорыв в направлении цифровизации.

Говоря о кадровом потенциале отрасли, Максим Берлович отметил, что строительство является одной из основополагающих отраслей, которая осуществляет значительный вклад в развитие экономки страны и создает огромное количество рабочих мест.

При этом существует очевидная проблема дефицита квалифицированных кадров. Сегодня необходимо повышать привлекательность работодателей строительной отрасли, особенно для молодых специалистов.

Если мы откроем отраслевые рейтинги, то мы увидим крайне мало строительных компаний среди наиболее привлекательных работодателей. Поэтому, когда мы говорим о подготовке специалистов, нужно говорить в принципе о способности привлечения талантов в строительную отрасль. Я уверен, что со временем строительная отрасль станет такой же привлекательной для молодежи, как телеком, банки, IT.

Сегодня мы уже видим, что молодым специалистам интересно у нас работать, они чувствуют поддержку и видят для себя перспективы. Можно сказать, что многие проектные достижения, которыми Группа «Эталон» гордится, курировали именно молодые специалисты.

Кроме того, у них появляется возможность реализовать себя и в других компаниях экосистемы АФК «Система», которые занимают лидирующие позиции в таких сферах, как телекоммуникации, производство, медицина, фармацевтика, сельское хозяйство, высокие технологии и другие.

Источник: ardexpert.ru

Жилищная политика Российской Федерации

Государственная жилищная политика определяется как совокупность государственных мероприятий по обеспечению всего населения или его наиболее нуждающихся социальных групп жилищем, соответствующим общепринятым нормам [1] . Жилье стало предметом жилищной политики потому, что оно обеспечивает функцию защиты человека, а в условиях рыночной экономики является еще и объектом капиталовложений.

Основные положения политики Российской Федерации в жилищной сфере определены ЖК РФ, а также рядом целевых государственных программ в жилищной сфере. Задачи жилищной политики:

  • • содействие правильному распределению, поддержанию, эксплуатации и улучшению качества имеющегося жилья;
  • • защита квартиросъемщиков от неправомерного выселения и повышения квартирной платы [2] .

Начало проводимой в настоящее время в России жилищной реформе положили Государственная целевая программа «Жилище», одобренная постановлением Совета Министров РФ — Правительства РФ от 20 июня 1993 г. № 595, и Основные направления нового этапа реализации Государственной целевой программы «Жилище», одобренные Указом Президента РФ от 29 марта 1996 г. № 431.

В процессе проведения жилищной реформы было намечено решить следующие задачи:

  • — разработать законодательство, позволяющее гражданам реализовать конституционное право на жилище;
  • — убедить население в том, что получение жилья в условиях рыночной экономики является благом, за которое следует платить личными средствами;
  • — уменьшить инфляцию, понижающую уровень обеспечения населения;
  • — при строительстве новых домов использовать натуральные строительные материалы, а возводимые новые здания для жилья строить малоэтажными;
  • — управление жилищной сферой из государственной компетенции перевести на рыночную систему управления.

Федеральная целевая программа «Свой дом» 1996 г. была направлена на расширение индивидуального строительства жилых домов по новейшим технологиям по ценам, доступным для населения (стоимость 1 кв. м жилья не должна быть выше среднего двухмесячного дохода на человека в субъектах РФ), увеличение доли строительства малоэтажных индивидуальных домов с автономными средствами жизнеобеспечения. В целях реализации этой программы и привлечения внебюджетных финансовых средств для предоставления населению долгосрочных ипотечных кредитов на улучшение жилищных условий согласно постановлению Правительства РФ от 26 августа 1996 г. № 1010 было учреждено открытое акционерное общество «Агентство по ипотечному жилищному кредитованию».

Федеральная целевая программа для граждан, выезжающих из районов Крайнего Севера 1995 г. была направлена на регулирование потока выезжающих граждан (их должно было выехать 2 млн человек) и обеспечение их жильем с учетом того, что они являются городскими жителями и не приспособлены к жизни в сельской местности.

Программа социальных реформ в Российской Федерации на период 1996—2000 гг. определила целью жилищной политики обеспечение доступности улучшения жилищных условий для семей с малым и средним достатком, сохранение бесплатного предоставления жилья малоимущим гражданам, военнослужащим, сотрудникам органов внутренних дел и их семьям. Этой программой было предусмотрено увеличение финансирования строительства жилья, реформирование жилищно-коммунального хозяйства и совершенствование системы управления последним.

В результате осуществления намеченных мероприятий были сформулированы правовые и организационные основы государственной жилищной политики, определены ее приоритетные направления и отработаны механизмы их реализации. Сформирована нормативная правовая база, которая является основой для осуществления дальнейших преобразований в жилищной сфере. За период реализации указанных выше программных документов было принято более 230 законодательных и иных нормативных правовых актов, регулирующих вопросы, связанные с жилищным строительством, жилищно-коммунальным хозяйством, обеспечением прав собственности и сделками в жилищной сфере в условиях развивающихся рыночных отношений. Проведенные реформы обеспечили коренной поворот от планово-административных методов регулирования к рыночным механизмам при соблюдении принципов обеспечения социальных гарантий в области жилищных прав малоимущих граждан и иных категорий граждан, определенных законодательством РФ.

Кардинальным образом изменилась структура жилищного фонда России по формам собственности, сформирован новый слой собственников как социальная база жилищной реформы. В результате принятия и реализации Закона РФ от 4 июля 1991 г. № 1541-ФЗ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» доля частного жилищного фонда в 2000 г. составила более 63% по сравнению с 33% в 1990 г., а доля государственного и муниципального жилищного фонда сократилась с 67 до 34,8%.

К 2013 г. доля жилого фонда, находящегося в частной собственности граждан или юридических лиц, достигла 88% [3] .

Разработана и реализуется Государственная программа по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, утвержденная сначала Указом Президента РФ от 22 июня 2006 г. № 637 «О мерах по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом», а потом в новой редакции — Указом Президента РФ от 14 сентября 2012 г. № 1289.

Однако ряд поставленных задач в жилищной сфере не удалось решить в полном объеме. Несмотря на то что в регионах были успешно апробированы намеченные преобразования, не удалось сформировать экономические стимулы для их широкомасштабной реализации во всех регионах страны. Поэтому постановлением Правительства РФ от 17 сентября 2001 г. № 675 была утверждена Федеральная целевая программа «Жилище» на 2002-2010 гг.

Указанная Программа исходила из того, что в долгосрочной перспективе (после 2010 г.) необходимо обеспечить устойчивое функционирование жилищного сектора, которое позволит удовлетворить жилищные потребности населения без существенного участия федерального центра и привлечения значительных объемов бюджетных средств. Роль государства должна быть ограничена регулированием отношений в области осуществления прав на недвижимость в жилищной сфере, установлением строительных норм и правил и основных принципов градорегулирова- ния. Средства местных бюджетов в первую очередь должны направляться на обеспечение социальным жильем малоимущих граждан и развитие коммунальной инфраструктуры.

В настоящее время приоритеты и цели государственной политики в жилищной и жилищно-коммунальной сферах определены Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства РФ от 17 ноября 2008 г. № 1662-р, и Стратегией развития жилищно-коммунального хозяйства в Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства РФ от 26 января 2016 г.

Стратегической целью государственной политики в жилищной и жилищно-коммунальной сферах является обеспечение доступности жилья для всех категорий граждан, а также соответствие объема комфортного жилищного фонда потребностям населения.

Обеспечение населения доступным и качественным жильем, создание комфортной городской среды для человека и эффективного жилищно-коммунального хозяйства, формирование гибкой системы расселения населения, учитывающей многообразие региональных и национальных укладов жизни, является одним из основных направлений перехода к инновационному социально ориентированному типу экономического развития.

Приоритетами государственной политики в жилищной и жилищно- коммунальной сферах, направленными на достижение указанной стратегической цели, являются:

  • — стимулирование жилищного строительства;
  • — увеличение объема ввода жилья на базе комплексного освоения территорий и развития застроенных территорий в целях жилищного строительства;
  • — снижение стоимости 1 кв. м жилья путем увеличения объема его ввода в эксплуатацию;
  • — поддержка платежеспособного спроса па жилье молодых семей, молодых ученых и семей, имеющих трех и более детей;
  • — выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем отдельных категорий граждан;
  • — переселение граждан из аварийного жилищного фонда;

создание и обеспечение устойчивого функционирования региональных систем капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах;

  • — развитие рынка доступного арендного жилья и развитие некоммерческого жилищного фонда для граждан, имеющих невысокий уровень дохода;
  • — поддержка отдельных категорий граждан, которые нуждаются в улучшении жилищных условий, но не имеют объективной возможности накопить средства на приобретение жилья на рыночных условиях, а также обеспечение жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством, решениями Президента РФ и Правительства РФ;
  • — совершенствование условий приобретения жилья на рынке, в том числе с помощью ипотечного кредитования;
  • — улучшение качества жилищного фонда и жилищно-коммунальных услуг, повышение комфортности условий проживания;
  • — модернизация и повышение энергоэффективности объектов коммунального хозяйства, в том числе за счет привлечения в сферу жилищно- коммунального хозяйства частных инвестиций;
  • — создание условий для привлечения частных и институциональных инвесторов в жилищное строительство.

Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года определены следующие основные направления реализации государственной жилищной политики по отношению к различным группам населения:

для малоимущих и других установленных законом отдельных категорий граждан — создание эффективной системы обеспечения жильем как на основе социального использования муниципального жилищного фонда, так и с использованием других инструментов, включая государственные ж ил и щн ые серти фи каты;

  • — для граждан с умеренными доходами (т.е. доходами ниже средних, но не позволяющими гражданам быть отнесенными к категории малоимущих) — создание системы мер государственной поддержки и развитие кооперации, позволяющих таким гражданам обеспечивать себя жилыми помещениями в соответствии с социальными стандартами (в основном рыночными методами);
  • — для граждан с доходами выше средних — поддержка развития и стабильного функционирования рынка жилья, позволяющего удовлетворять их платежеспособный спрос на жилье.

Приоритетами государственной политики в жилищно-коммунальной сфере являются:

  • — повышение комфортности условий проживания, в том числе обеспечение доступности многоквартирных домов для инвалидов и других маломобильных групп населения;
  • — модернизация и повышение энергоэффективности объектов жилищно-коммунального хозяйства;
  • — использование наиболее эффективных технологий при модернизации и строительстве объектов коммунальной инфраструктуры и жилищного фонда.

В этой связи государство принимает участие в разработке практических мер, направленных на расширение строительства жилья в стране [4] . Разрабатываются и реализуются новые государственные программы.

Постановлением Правительства РФ от 15 апреля 2014 г. № 323 утверждена Государственная программа Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», направленная на обеспечение граждан жильем и коммунальными услугами повышенного качества.

В состав Программы включены три подпрограммы: «Создание условий для обеспечения доступным и комфортным жильем граждан России», «Создание условий для обеспечения качественными услугами ЖКХ граждан России», «Обеспечение реализации государственной программы», а также федеральные целевые программы «Жилище» на 2011—2015 годы и 2015—2020 годы, а также «Чистая вода» на 2011—2017 годы и «Повышение устойчивости жилых домов, основных объектов и систем жизнеобеспечения в сейсмических районах Российской Федерации на 2009— 2018 годы».

Цели программы: повышение доступности жилья и качества жилищного обеспечения населения, повышение качества и надежности предоставления жилищно-коммунальных услуг населению.

  • — повышение доступности жилья и качества жилищного обеспечения населения;
  • — повышение качества и надежности предоставления жилищно-коммунальных услуг населению;
  • — создание условий для развития массового строительства жилья экономического класса;
  • — развитие ипотечного жилищного кредитования и кредитования жилищного строительства;
  • — содействие формированию рынка арендного жилья и развитие некоммерческого жилищного фонда для граждан, имеющих невысокий уровень дохода;
  • — обеспечение жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством;
  • — предоставление государственной поддержки на приобретение жилья гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий;
  • — обеспечение качественными жилищно-коммунальными услугами граждан Российской Федерации;
  • — привлечение частных инвестиций в сферу жилищно-коммунального хозяйства;
  • — формирование комфортной городской среды;

обеспечение эффективной деятельности органов исполнительной власти в сфере реализации государственной жилищной политики и организаций жилищно-коммунального комплекса;

— создание условий для устойчивого функционирования жилищного фонда, основных объектов и систем жизнеобеспечения в сейсмических районах РФ.

Сроки реализации Программы — 2013—2025 гг.

Ожидаемые результаты реализации Программы:

  • — увеличение годового объема ввода жилья до 120 млн кв. м и до 1980 тыс. введенных в эксплуатацию единиц жилья в 2025 г.;
  • — создание развитого рынка арендного жилья и некоммерческого жилищного фонда для граждан, имеющих невысокий уровень дохода;
  • — снижение отношения средней рыночной стоимости типовой квартиры общей площадью 54 кв. м к среднему годовому доходу семьи из трех человек (коэффициент доступности жилья) до 2,3;
  • — создание для граждан Российской Федерации возможности улучшения жилищных условий не реже одного раза в 15 лет;
  • — достижение уровня соответствия жилищного фонда современным условиям энергоэффективности, экологическим требованиям, а также потребностям отдельных групп граждан (многодетные семьи, пожилые люди, инвалиды и др.);
  • — повышение качества жилищно-коммунальных услуг и уровня удовлетворенности им населения РФ.

В ЖК РФ отсутствует правовое регулирование некоторых вопросов, которые были урегулированы в ЖК РСФСР. Так, не регламентированы возможность бронирования жилого помещения социального найма, раздела лицевого счета нанимателя между ним и членом его семьи, проживающим с ним, не указаны некоторые категории льготников, имеющих право на внеочередное получение жилого помещения по социальному найму, и т.д. При этом некоторые положения ЖК РСФСР законодателем не отменены. В результате образовались пробелы в ЖК РФ, которые суды толкуют не в пользу граждан. Образовавшиеся пробелы в ЖК РФ постепенно л и к в иди ру юте я.

Ряд авторов высказывают оценочные суждения о современной жилищной политике государства и предлагают свои решения отдельных вопросов [5] .

Источник: studme.org

Рейтинг
Загрузка ...