Судьба разрешения на условно-разрешенный вид использования при изменении участка/субъекта
В отличии от основных видов разрешенного использования условно-разрешенный вид разрешенного использования (УРВИ) может быть выбран только на основании специального решения о предоставлении разрешения на УРВИ, принятого уполномоченным органом (ст. 39 ГрК РФ).
На практике в большинстве субъектов РФ предусмотрено, что разрешение на УРВИ дается на определенный срок с соблюдением требований о проведении публичных слушаний, однако иного регулирования, как правило, нет.
В тоже время возникает сразу несколько вопросов, которые требуют решения:
А) Если у участка меняется собственник, то надо ли ему получать разрешение на УРВИ заново?
Из закона следует, что разрешение на УРВИ предоставляется в отношении участка/ ОКС без какой-либо привязки к правообладателю (ст. ст. 39, 37 ГрК РФ). В связи с этим логично полагать, что смена правообладателя не должна влиять на разрешение на УРВИ – его действие ограничено только сроком, если таковой установлен региональным законодательством.
Предоставление разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка
В тоже время объективно надо разделить ситуацию на два периода:
— смена правообладателя в момент наличия разрешения на УРВИ, но без смены ВРИ в ЕГРН на УРВИ;
— смена правообладателя в момент, когда внесены изменения в ЕГРН на УРВИ на основании такого разрешения.
В первом случае отсутствует прямое регулирование и можно делать выводы только на основании системного толкования ГрК РФ об отсутствии привязки разрешения на УРВИ к субъекту.
Во втором случае в ЕГРН уже числится УРВИ и на основании п.4 ст.85 ЗК РФ можно в любом случае продолжать использование участка с таким УРВИ. Однако вопрос с самим действием разрешения на УРВИ остается не урегулированным прямо, а его действие имеет значение для получения/неполучения разрешения на строительство.
Б) Если участок видоизменяется (например, разделяется), то нужно ли получать новое разрешение на УРВИ?
В соответствии с п. 3 ст. 11.2 ЗК РФ целевым назначением и разрешенным использованием образуемых земельных участков признаются целевое назначение и разрешенное использование первоначальных земельных участков, из которых они сформированы.
В соответствии с п. 51 Приказа Минэкономразвития России от 08.12.2015 № 921 , а также Письмом Минэкономразвития России от 25.09.2019 № 13791-ОГ ВРИ образуемых земельных участков должен соответствовать сведениям ЕГРН о ВРИ исходного земельного участка, за исключением случаев, установленных законодательством Российской Федерации. К таким случаям относится выбор ВРИ из основных ВРИ, предусмотренных градостроительным регламентом, а также выбор УРВИ при наличии разрешения на УРВИ (копия такого разрешения включается в состав приложения межевого плана).
Соответственно, из приведенных норм следует, что ВРИ образуемого участка должен соответствовать ВРИ исходного участка и в том случае, если речь идет об УРВИ, сведения о котором вносятся в отношении образуемого участка на основании разрешения на УРВИ, полученного в отношении исходного участка.
Публичные слушания по выдаче разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка.
Доступная судебная практика по вопросу немногочисленна, но, в частности, Апелляционным определением Новосибирского областного суда от 11.06.2013 по делу № 33-4462/2013 подтверждается автоматический перенос УРВИ на образуемые земельные участки.
Однако следует отметить, что все вышеуказанные нормы регулируют ситуацию, когда ВРИ в ЕГРН уже был сменен на основании разрешения на УРВИ, а ситуация, когда разрешение на УРВИ есть, но ВРИ не был изменен, остается неурегулированной.
В) Если разрешение на УРВИ было получено ранее ГПЗУ, то надо ли получать ГПЗУ заново после получения такого разрешения?
Несмотря на то, что в перечне ст.51 ГрК РФ о документах, подлежащих предоставлению при выдаче разрешения на строительство не упомянуто разрешения на УРВИ судебная и правоприменительная практика сформировала позицию, что уполномоченный орган рассматривает предоставление/ непредоставление разрешения на УРВИ в составе проектной документации (Определение Верховного Суда РФ от 15.10.2019 № 302-ЭС19-17845 по делу № А33-12034/2018, Постановление Арбитражного суда Центрального округа от 07.10.2019 № Ф10-3951/2019 по делу № А14-5533/2017, Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 20.06.2019 № Ф02-1864/2019 по делу № А33-12034/2018).
При этом ни ст.57.3 ГрК РФ, ни требования к содержанию ГПЗУ, утвержденные Приказом Минстроя РФ от 25.04.2017 №741/пр, не содержат требования указывать на наличие выданного разрешения на УРВИ.
Таким образом, при получении разрешения на УРВИ после получения ГПЗУ не требуется получать новый ГПЗУ, так как в нем указываются все виды разрешенного использования (как основные, так и условно-разрешенные), а указанная в нем цель выдачи не ограничивает заявителя в строительстве любого объекта, соответствующего градостроительному регламенту и ВРИ участка.
Г) Если в период действия разрешения на УРВИ вид разрешенного участка был сменен в Росреестре на УРВИ, то по истечении срока действия разрешения возможно ли строительство объекта, соответствующего УРВИ? Меняется ли ситуация, если строительство такого объекта началось до истечения срока, но заканчивается после истечения такого срока?
Как указано ранее, при обращении за разрешением на строительство уполномоченный орган проверяет наличие разрешения на УРВИ.
В тоже время, как в ст.51, так и в ст.55 ГрК РФ установлено правило о том, что уполномоченный орган проверяет при выдаче разрешения на строительство проектные решения на соответствие допустимому ВРИ на дату выдачи разрешения на строительство, а при выдаче разрешения на ввод – на дату выдачи разрешения на ввод в эксплуатацию.
В соответствии с п.4 ст.85 ЗК РФ при несоответствии ВРИ градостроительному регламенту правообладатель вправе продолжить его использование по прежнему ВРИ без ограничения по времени. Но строительство на участке не может быть отнесено «продолжению использования», так как это очевидное распоряжение и должно осуществляться только в соответствии с действующим градостроительным регламентом. А значит, начать строительство по УРВИ после истечения срока разрешения на УРВИ нельзя.
Ситуация меняется, если строительство началось до истечения срока действия УРВИ, но заканчивается после истечения такого срока. Пп.5 п.6 ст.55 ГрК РФ определяет, что основанием для отказа в выдаче разрешения на ввод является несоответствие построенного объекта разрешенному ВРИ участка. Возникает правовая неопределенность: формально ВРИ участка на УРВИ был сменен в период действия разрешения на УРВИ и, следовательно, объект соответствует «разрешенному ВРИ». С другой стороны, тогда срок действия УРВИ регулирует период, когда собственник может поменять УРВИ в ЕГРН, а не непосредственно реализовывать УРВИ путем строительства на соответствующем участке, что явно противоречит самой идее установления такого срока. Таким образом, полагаем, что в этом случае ввод в эксплуатацию является допустимым и не требует продления разрешения на УРВИ.
ИсточникПорядок получения разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка
1. Разрешенное использование земельных участков и объектов капитального строительства может быть следующих видов:
1) основные виды разрешенного использования;
2) условно разрешенные виды использования;
3) вспомогательные виды разрешенного использования, допустимые только в качестве дополнительных по отношению к основным видам разрешенного использования и условно разрешенным видам использования и осуществляемые совместно с ними.
2. Применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства.
2.1. Установление основных видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства является обязательным применительно к каждой территориальной зоне, в отношении которой устанавливается градостроительный регламент.
3. Изменение одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом при условии соблюдения требований технических регламентов.
4. Основные и вспомогательные виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства правообладателями земельных участков и объектов капитального строительства, за исключением органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, государственных и муниципальных унитарных предприятий, выбираются самостоятельно без дополнительных разрешений и согласования.
5. Решения об изменении одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных на землях, на которые действие градостроительных регламентов не распространяется или для которых градостроительные регламенты не устанавливаются, на другой вид такого использования принимаются в соответствии с федеральными законами.
6. Предоставление разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства осуществляется в порядке, предусмотренном статьей 39 настоящего Кодекса.
7. Физическое или юридическое лицо вправе оспорить в суде решение о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства либо об отказе в предоставлении такого разрешения.
Статья 39. Порядок предоставления разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства
1. Физическое или юридическое лицо, заинтересованное в предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства (далее — разрешение на условно разрешенный вид использования), направляет заявление о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования в комиссию.
2. Проект решения о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования подлежит рассмотрению на общественных обсуждениях или публичных слушаниях, проводимых в порядке, установленном статьей 5.1 настоящего Кодекса, с учетом положений настоящей статьи.
3. В случае, если условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства может оказать негативное воздействие на окружающую среду, общественные обсуждения или публичные слушания проводятся с участием правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства, подверженных риску такого негативного воздействия.
4. Организатор общественных обсуждений или публичных слушаний направляет сообщения о проведении общественных обсуждений или публичных слушаний по проекту решения о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования правообладателям земельных участков, имеющих общие границы с земельным участком, применительно к которому запрашивается данное разрешение, правообладателям объектов капитального строительства, расположенных на земельных участках, имеющих общие границы с земельным участком, применительно к которому запрашивается данное разрешение, и правообладателям помещений, являющихся частью объекта капитального строительства, применительно к которому запрашивается данное разрешение. Указанные сообщения направляются не позднее чем через десять дней со дня поступления заявления заинтересованного лица о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования.
5 — 6. Утратили силу. — Федеральный закон от 29.12.2017 N 455-ФЗ.
7. Срок проведения общественных обсуждений или публичных слушаний со дня оповещения жителей муниципального образования об их проведении до дня опубликования заключения о результатах общественных обсуждений или публичных слушаний определяется уставом муниципального образования и (или) нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования и не может быть более одного месяца.
8. На основании заключения о результатах общественных обсуждений или публичных слушаний по проекту решения о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования комиссия осуществляет подготовку рекомендаций о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования или об отказе в предоставлении такого разрешения с указанием причин принятого решения и направляет их главе местной администрации.
9. На основании указанных в части 8 настоящей статьи рекомендаций глава местной администрации в течение трех дней со дня поступления таких рекомендаций принимает решение о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования или об отказе в предоставлении такого разрешения. Указанное решение подлежит опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, иной официальной информации, и размещается на официальном сайте муниципального образования (при наличии официального сайта муниципального образования) в сети «Интернет».
10. Расходы, связанные с организацией и проведением общественных обсуждений или публичных слушаний по проекту решения о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования, несет физическое или юридическое лицо, заинтересованное в предоставлении такого разрешения.
11. В случае, если условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства включен в градостроительный регламент в установленном для внесения изменений в правила землепользования и застройки порядке после проведения общественных обсуждений или публичных слушаний по инициативе физического или юридического лица, заинтересованного в предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования, решение о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования такому лицу принимается без проведения общественных обсуждений или публичных слушаний.
11.1. Со дня поступления в орган местного самоуправления уведомления о выявлении самовольной постройки от исполнительного органа государственной власти, должностного лица, государственного учреждения или органа местного самоуправления, указанных в части 2 статьи 55.32 настоящего Кодекса, не допускается предоставление разрешения на условно разрешенный вид использования в отношении земельного участка, на котором расположена такая постройка, или в отношении такой постройки до ее сноса или приведения в соответствие с установленными требованиями, за исключением случаев, если по результатам рассмотрения данного уведомления органом местного самоуправления в исполнительный орган государственной власти, должностному лицу, в государственное учреждение или орган местного самоуправления, которые указаны в части 2 статьи 55.32 настоящего Кодекса и от которых поступило данное уведомление, направлено уведомление о том, что наличие признаков самовольной постройки не усматривается либо вступило в законную силу решение суда об отказе в удовлетворении исковых требований о сносе самовольной постройки или ее приведении в соответствие с установленными требованиями.
12. Физическое или юридическое лицо вправе оспорить в судебном порядке решение о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования или об отказе в предоставлении такого разрешения.
ИсточникУсловно разрешенные виды использования земельного участка
Любой земельный участок можно использовать только для тех целей, под которые он определен. Государство ограничивает права собственников наделов назначением вида разрешенного использования.
- Что такое условно разрешенный вид использования?
- Зоны
- Где указываются УРВИ?
- Как получить разрешение на условно разрешенный вид использования земельного участка?
- Публичные слушания
Статья 37 Градостроительного кодекса разделяет виды применения земли на:
- основные;
- условно разрешенные;
- вспомогательные.
При этом основные устанавливаются для каждой территории в обязательном порядке.
Следует отметить, что строительство объекта на земле, когда вид использования — основное позволяет его возвести, не требуя специальных согласований. Если же участок имеет условно разрешенное использование, то застройка нового объекта сопряжена с выполнением определенных условий.
Рассмотрим более подробно, что представляют собой условно разрешенный вид.
Что такое условно разрешенный вид использования?
Условно разрешенное использование земли (далее УРВИ) является дополнительным к основному. Это возможность расширить классификатор, когда предусмотреть все ситуации довольно сложно. Применить УРВИ возможно только после согласования с местной администрацией и публичных слушаний с условием, что такие расширения предусмотрены Градостроительным планом территории.
Основных видов использования надела в некоторых случаях может оказаться недостаточным. Это, например, возможность застройки малоэтажного жилого дома (по коду 2.1.1) и необходимость возвести индивидуальные гаражи. Классификатор позволяет произвести строительство гаражей, только в рамках условно разрешенного использования земли. Тогда владельцу участка потребуется письменно заявить в местной администрации о желании использовании его в соответствии с условным разрешением. Заметим, что УРВИ должны быть перечислены в Правилах землепользования и застройки (ПЗЗ), которые утверждаются администрацией населенного пункта.
Рассмотрим на примере города Омска, который в соответствии с Правилами застройки поделен на 10 жилых зон. Использовать их в соответствии с основным видом возможно для застройки жилыми зданиями и детскими садами. Условно разрешенным станет использование под:
- малоэтажное жилое строительство с отсутствием прилегающих участком земли;
- возведение зданий бытового обслуживания, включающих гостиницы (включая мотели и общежития), парикмахерские, мастерские, осуществляющие ремонт бытовой техники, и т.п., учреждений культуры и искусства, музеи;
- возведение зданий административных, деловых и хозяйственных;
- общепит (рестораны, бары, столовые), аптеки, бани, магазины, объекты временной торговли;
- гаражи.
Условно разрешенное использование земельного участка может быть любым из возможного списка. При этом в зависимости от функционала зоны и решения властей одна территория может иметь один перечень видов использования, а другая – отличный от нее.
Условно разрешенными для жилых секторов в плане застройки земли будет возведение в их пределах отдельно стоящих зданий:
- для торговых площадей, торгово-развлекательных центров;
- общественного питания;
- офисных и административных;
- медицинских и т.д.
В зоне, отведенной под деловую и общественную сферу, к условно разрешенному использованию отнесены жилые дома частного и многоквартирного характера. Для производственных зон все перечисленные виды станут условно разрешенными.
Зонирование территории с точки зрения градостроительства осуществляется в соответствии с четвертой главой ГрК. Кодексом установлена необходимость разработки и утверждения главой территориальной администрации Правил землепользования и застройки, включающих в себя:
- общие положения (порядок их применения и внесения изменений);
- карту зонирования для целей возможной застройки;
- градостроительные регламенты.
Проект Правил обязателен к обсуждению общественностью. После согласования на всех этапах они утверждаются главой местного самоуправления. Изменения могут быть внесены по инициативе заинтересованного лица (например, при планировании застройки). Но для этого требуется согласование с компетентными структурами, прохождение этапа публичных слушаний и утверждение в муниципальном органе власти.
Где указываются УРВИ?
Основным документом муниципалитета, регулирующим градостроительство в его пределах, являются Правила землепользования и застройки. Поэтому для строительства на конкретном участке необходимо предварительно ознакомиться с ними, чтобы избежать неприятных ситуаций впоследствии.
Зачастую такие правила называют «строительным паспортом земли», который содержит сведения о наделе. Они включают в себя все допустимые виды его использования (условно разрешенные в том числе), а также ограничения в отношении земли. Здесь же имеется топографическая схема с нанесением зон застройки, красных линий и т.д.
Градостроительный план выдается владельцу земли только на основании заявления, поданного в орган местного самоуправления. Подготовка занимает 20 рабочих дней, исчисляемых от даты подачи заявления, выдается бесплатно (ст. 57 3 Градостроительного кодекса).
Как получить разрешение на условно разрешенный вид использования земельного участка?
Условно разрешенный вид применения участка земли можно получить после прохождения следующих этапов:
- Собственник земельного надела направляет заявление в местную администрацию в целях получения соответствующего разрешения на вид использования. К нему может потребоваться приобщение документов, перечень которых необходимо уточнить в уполномоченном органе. Отправить можно через МФЦ или Госуслуги.
- Проект подлежит рассмотрению в ходе общественных слушаний. При этом все расходы на их проведение несёт инициатор изменения вида разрешенного использования.
- Итогом публичных обсуждений становятся рекомендации о разрешении на изменение УРВИ либо отказе. Рекомендации подготавливается комиссией.
- Документ направляется главе администрации, в трехдневный срок принимается соответствующее решение.
[accordion title=’Смотреть инструкцию подачи заявления через Госуслуги или услуги Московской области’]
Основной пакет документов:
- паспорт;
- нотариальная доверенность — если выступает представитель собственника;
- приостанавливающие документы на земельный участок;
- правоустанавливающие документы на объекты недвижимого имущества расположенных на данном участке;
- согласие собственника участка, если заявитель арендует землю;
- согласие всех собственников, если земля находится в долевой собственности.
Отказ, как правило, происходит по причине несоответствия участка земли размерам, являющихся предельными в ПЗЗ. Хозяин надела имеет право в судебном порядке пересмотреть полученный отказ.
Схема предоставления разрешения на УРВИ земельного участка на примере территории Хабаровского края.
Публичные слушания
Статьей 5.1 ГрК установлен порядок проведения общественных обсуждений по вопросам замены видов условно разрешенного использования надела. Принимать в них участие может любой из жителей территории расположения участка земли, по которому происходит слушание. Если возникает вероятность негативного воздействия на окружающую среду вследствие изменения ВРИ, то в обсуждения могут быть вовлечены собственники прилегающих к участку земель.
Слушания подразумевают следующие этапы:
- оповещение о предстоящих слушаниях;
- размещение проекта в общественных изданиях, включая СМИ и интернет;
- экспозиция созданного проекта;
- составления по итогам слушаний протокола;
- публикация в СМИ заключения о результатах слушаний.
Все участники слушаний в процессе размещения проекта и проведения экспозиции вправе вносит свои замечания и предложения в форме письменной или устной. Они собираются в протокол организаторами собрания и отражаются в заключении по его итогам. Их принятие или отклонение должно быть аргументировано и так же занесено в протокол.
Остались вопросы? Узнайте, как решить именно Вашу проблему! Напишите прямо сейчас нашему консультанту онлайн. Или звоните нам по телефонам:
Источник