Проверка организации Ростехнадзором
Для контроля деятельности компаний, в том числе бюджетных структур, строительной, промышленной, энергетической направленности Ростехнадзором (Федеральной службой РФ по надзору за экологической, технологической, атомной деятельностью) осуществляются систематические проверки.
В компаниях какого профиля и что именно проверяет Ростехнадзор
Сотрудники Ростехнадзора наделены правом выполнения ревизии предприятий и организаций, определенных приложением к ФЗ № 116 (21.07.1997) «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», включая компании, разрабатывающие или использующие:
- земельные недра;
- окисляющие или токсичные материалы;
- взрывчатые вещества;
- атомную энергию;
- гидротехнические устройства;
- тепловые, электрические промышленные установки, работающие при повышенном давлении;
- грузоподъемные приспособления и механизмы.
Критерии проверки определяются с учетом вида деятельности конкретного предприятия, но общим для всех типов мероприятий являются:
Уведомление о начале строительства
- Проверка документации, связанной с использованием объектов повышенной опасности, полный список которой размещен в регламенте к приказу Ростехнадзора № 325 (25.07.2013). Приблизительный набор изучаемых документов включает:
- учредительные (правоустанавливающие) документы по проверяемой компании;
- материалы, отнесенные к промышленной безопасности, включая законодательные акты РФ;
- документальное подтверждение имеющегося на производстве объекта повышенной опасности, его записи в госреестре;
- разрешения, лицензии на использование, сертификаты по оборудованию, приборам, устройствам;
- проектную документацию по опасному сооружению или устройству, касающуюся его реконструкции, консервации, ликвидации;
- нормативные положения о правилах ведения работ;
- журналы по оформлению пропусков, инструктажу (по ТБ), учету аварийных ситуаций;
- экспертные заключения по диагностике оборудования, безопасности зданий и строений;
- графики ремонта сооружений и оборудования, включая капитального;
- соглашения с профессиональными структурами спасательно-аварийного профиля;
- информацию о работниках, занятых на опасном производстве, в том числе подтверждающую их соответствие (профессиональное, медицинское) выполняемому виду работ;
- соглашения о страховании риска (ответственности);
- предписания Ростехнадзора ранее оформленные, а также подтверждения их исполнения.
- Осмотр опасного производственного объекта, направленный на удостоверение в его целостности и определение несоответствия требованиям норм безопасности. По результатам осмотра составляется акт (в 2 экземплярах), наличие которого должно отражаться в журнале по учету проверок.
На каком основании может проводиться надзорное мероприятие
Регламенты Ростехнадзора содержат указания причин (в зависимости от сферы деятельности компании), которые могут служить основаниями для проверки компании. К их числу относят:
✅Куда отправлять уведомление? / Разрешение на строительство дома. / Пошаговая инструкция видео
- официальные заявления от предприятий, планирующих занятие деятельностью, имеющей отношение к промышленной безопасности;
- данные компаний о завершении капитального строительства объекта;
- завершение установленного срока (12 месяцев) после выдачи разрешения на использование сооружения гидротехнического типа;
- сведения, подтверждающие запись в государственном реестре и/или приемку в эксплуатацию сооружений или устройств, которые могут представлять опасность;
- аварийные ситуации, несчастные случаи и подобные им происшествия на производствах, отнесенных к опасным;
- заявления физических лиц или организаций, информирующие о несоблюдении нормативных актов и законодательства РФ, регулирующих сферу безопасности в промышленности;
- получение организацией с опасными объектами доступа (разрешений) к техническим устройствам, эксплуатации пожароопасных, взрывоопасных объектов, к предоставлению услуг по обслуживанию/эксплуатации опасных объектов.
Варианты проверок Ростехнадзора
Виды установленных законодательно проверок (ФЗ № 294, 26.12.2008) разделяются по процедуре и причинам для ревизии.
В первом случае подразумеваются проверки документарные и выездные. Проверка документарная выполняется без поездки к месту расположения проверяемой организации. Компания получает официальный запрос о предоставлении документов по прилагаемому перечню с определением срока их предоставления и периода мероприятия.
Внимание! При выездном варианте проверки организация уведомляется не позже чем за 3 дня до начала проверки.
Инспектирующие сотрудники на месте изучают документы и фактическое состояние предметов повышенной опасности.
Во втором случае ревизии разделяются на плановые и внеплановые. Плановые мероприятия по законодательству разрешены не чаще одного раза в 3 года, за исключением предприятий ряда отраслей (к примеру, здравоохранение, образование), для которых применяется интервал между проверками меньшей продолжительности. Дата их проведения (после обязательного согласования с Генеральной прокуратурой) размещается на официальном сайте Ростехнадзора и доступна для ознакомления желающим.
Внеплановые мероприятия проводятся при получении контролирующим органом информации об угрозе жизнедеятельности граждан или окружающей среде, а также для контроля выполнения предписания, вынесенного ранее. Сведения о дате мероприятия на сайте проверяющей структуры не размещаются, но согласование с прокуратурой обязательно, кроме случаев возможной угрозы безопасности и жизни граждан. В подобных случаях Ростехнадзор лишь уведомляет органы прокуратуры о начале работ.
К сведению! Организация получает извещение о внеплановой проверке не позже чем за сутки (24 часа) до начала, но уведомлять проверяемых необязательно в ситуациях аварии, угрозы для людей или окружающего пространства.
Порядок ведения проверки
Распоряжение о ревизии выносится руководством территориального отделения Ростехнадзора и содержит список членов комиссии с указанием причин, условий, целей мероприятия, сроков и вида проверки, перечисление объектов ревизии. Сотрудники проверяющей структуры руководствуются документами, в числе которых законы № 294, № 116, регламент Минприроды РФ № 280 (3.10.2008).
До начала процедуры проверяющие предъявляют распоряжение и собственные служебные удостоверения руководству организации/замещающему его лицу.
Кстати! При отсутствии указанных документов ревизоры могут быть не допущены к документам и на территорию организации к объектам проверки.
Проверка с выездом сопровождается визуальным осмотром всех территорий, где фактически ведется деятельность организации, в том числе всех имеющихся филиалов или подразделений по разным адресам.
Инспекторами проверка начинается с документов, относящихся к объектам производства повышенной опасности. Данные, отнесенные к коммерческой тайне, также попадают в перечень проверяемого (при предъявлении отдельного запроса на доступ к закрытым сведениям). После изучения документов комиссия переходит к визуальному осмотру зданий и построек, оборудования и агрегатов.
Срок процедуры не может продолжаться больше 20 рабочих дней с возможностью продления периода на такой же срок в исключительных обстоятельствах (к примеру, при необходимости длительной экспертизы).
Действия инспекторов заканчиваются составлением акта по форме, утвержденной приказом Минэкономразвития РФ № 141 (30.04.2009). До подписания документа следует убедиться в соответствии всех сведений: даты, места, вида ревизии, оснований мероприятия, выявленных расхождений.
К сведению! При наличии в акте ошибочной информации представитель предприятия может потребовать их исправления. В случае отказа со стороны ревизора следует составить пояснительный документ с возражениями в срок до 15 дней после подписания акта о проверке.
По полученным результатам, отраженным в акте Ростехнадзора, руководство предприятия или ответственный исполнитель могут быть привлечены к административным мерам наказания с наложением штрафов согласно КоАП РФ (ст. 9). По некоторым нарушениям, в результате которых скончался человек, был нанесен тяжкий вред его здоровью или нанесен значительный ущерб окружающей среде, возможно привлечение к уголовной ответственности в рамках УК РФ (ст. 143, 216, 217, 269).
Рекомендуемые действия организации перед проверкой
Целью Ростехнадзора является подтверждение безопасности функционирования предприятия и охраны труда при использовании в производстве объектов опасного типа.
Доказательством соблюдения правил и норм служат соответствующие документы.
Поэтому при заполнении графиков, специальных журналов, при учете даты и итогов аттестаций, ведении инструкций следует проявлять высокую ответственность.
Тщательность и аккуратность при ведении документации требуется не только в период до проверки, а постоянно. Следует на постоянной основе отслеживать законодательные изменения по темам, касающимся обеспечения безопасности, своевременно переоформлять лицензии и иные разрешительные документы.
Постоянное внимание должно уделяться мониторингу состояния построек и установок, размещенных на опасном объекте, их работоспособности и диагностике. Своевременно должны производиться аттестации и обучение персонала, занятого выполнением работ на промышленном сооружении повышенной опасности.
ИсточникКак уведомить Ростехнадзор о начале эксплуатации ОПО IV класса опасности
—>Что вы читаете за утренним кофе? Газету? Новости? Анекдоты? Мы вот – Федеральный закон № 116 о промышленной безопасности (перечитываем… чтобы «не треснул фундамент»).
Чаще других изучаем обязанности эксплуатирующих организаций (часть 1 статьи 9 ФЗ №116). И в «последнем подходе» наткнулись на прелюбопытнейший фрагмент:
«1. Организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана:
…уведомлять федеральный орган исполнительной власти в области промышленной безопасности или его территориальный орган о начале осуществления конкретного вида деятельности в соответствии с Федеральным законом от 31 июля 2020 года № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации».
Первая мысль – «что за новое требование? почему не знаем?». Оказалось… оно совсем не новое, а появилось в «эпохальном» 2013 году (вместе с классами опасности). Неужели профессиональная память подводит? Не-е-е-т… Просто… наверное… спрашивают мало. Вот и не закрепилась информация в «экспертном сознании».
Допив кофеек, изрядно заинтересовавшись, мы чуть-чуть копнули и… обнаружили «ма-а-а-аленькую» проблемку. В ФЗ №248 нет НИ СЛОВА о таких уведомлениях (видать, поторопились контролеры с анонсом).
Хм… не понравилась нам такая коллизия (хотя… скорее оказия). Решили в вопросе разобраться. И (насколько можно) подробно его расписать. Начали, как обычно, с истоков. Разумеется, чтобы понять…
Откуда пошла необходимость… уведомлять Ростехнадзор
- «…уведомлять федеральный орган исполнительной власти в области промышленной безопасности или его территориальный орган о начале осуществления конкретного вида деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации о защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».
Ведь Федеральный закон от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» все еще действует и будет применяться до 31 декабря 2024 года.
Естественно, в законе обнаружилась «профильная» статья 8 «Уведомление о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности». И там действительно есть требование (обязанность) уведомлять «о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности уполномоченный или уполномоченные в соответствующей сфере деятельности орган (органы) государственного контроля (надзора)» (часть 1 статьи 8).
- «38) эксплуатация взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов IV класса опасности».
Вы как бы говорите Ростехнадзору: «мы такие-то и такие-то, выполняем работы по эксплуатации там-то и там-то… не потеряйте нас». А он вам: «окей, ребята, в добрый путь! Только не нарушайте».
И все. Диалог окончен. У IV класса же нет плановых проверок (а если «жить мирно», то и внеплановых не будет).
Правда, нужно еще уведомлять об изменениях, которые произошли по ходу «осуществления деятельности» (часть 6 статьи 8). Например, когда сменилось место нахождения юрлица или место жительства ИП. Когда сменилось место «фактического осуществления деятельности» (по сути – адрес ОПО). Или юрлицо вдруг реорганизовали…
Но согласитесь… это мелочи. Если учесть, что плановые проверки отсутствуют.
«А все ли «четвероклассники» должны уведомлять?».
Хороший вопрос. Давайте разбираться.
Конкретные «виды работ» утверждены «древним», но все еще действующим постановлением Правительства РФ от 16.07.2009 № 584 «Об уведомительном порядке начала осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности».
Поверьте, отличный документ. Из него следует, что НЕ ВСЕ владельцы ОПО IV класса опасности должны подавать уведомление.
Огласите весь список, пожалуйста
Он есть в приложении № 1 к Постановлению № 584 (раздел XLI, п. 79-86).
- Получение (образование) воспламеняющихся, окисляющих, горючих, взрывчатых, токсичных, высокотоксичных веществ и веществ, представляющих опасность для окружающей среды, на ОПО IV класса опасности.
- Использование воспламеняющихся, окисляющих, горючих, взрывчатых, токсичных, высокотоксичных веществ и веществ, представляющих опасность для окружающей среды, на ОПО IV класса опасности.
- Переработка воспламеняющихся, окисляющих, горючих, взрывчатых, токсичных, высокотоксичных веществ и веществ, представляющих опасность для окружающей среды, на ОПО IV класса опасности.
- Хранение воспламеняющихся, окисляющих, горючих, взрывчатых, токсичных, высокотоксичных веществ и веществ, представляющих опасность для окружающей среды, на ОПО IV класса опасности.
- Транспортирование воспламеняющихся, окисляющих, горючих, взрывчатых, токсичных, высокотоксичных веществ и веществ, представляющих опасность для окружающей среды, на ОПО IV класса опасности.
- Уничтожение воспламеняющихся, окисляющих, горючих, взрывчатых, токсичных, высокотоксичных веществ и веществ, представляющих опасность для окружающей среды, на ОПО IV класса опасности.
- Использование (эксплуатация) на ОПО IV класса опасности оборудования, работающего под избыточным давлением более 0,07 мегапаскаля: пара, газа (в газообразном и сжиженном состоянии); воды при температуре более 115 градусов Цельсия; иных жидкостей при температуре, превышающей температуру кипения при избыточном давлении 0,07 мегапаскаля.
- Ведение горных работ, работ по обогащению полезных ископаемых на ОПО IV класса опасности.
А вот владельцы ОПО с ПС, «хранители» растительного сырья и прочие «аграрии» могут жить без всяких уведомлений (у «металлургов» 4-го класса нет в принципе).
Кстати… «перечень» вам ничего не напоминает? Уж больно «уведомительный порядок» похож на лицензирование. Только для «четвероклассников». А что? Виды работ почти такие же.
Процедура обязательная. Без нее эксплуатация ОПО будет нелегитимной. Этакий аналог, младший брат (ну, или сестра).
Короче, граждане… все серьезно. Поэтому давайте-ка разложим…
Как уведомить Ростехнадзор о начале деятельности
С виду все просто.
Общие вещи расписаны в уже знакомом постановлении Правительства РФ от 16.07.2009 № 584.
Детали – в приказе Ростехнадзора от 20.09.2018 № 452 «Об утверждении Административного регламента ФСЭТАН предоставления государственной услуги по приёму и учёту уведомлений о начале осуществления юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями отдельных видов работ и услуг по перечню, утверждённому Правительством РФ» (пусть дальше будет просто – Административный регламент, а то букв много…).
Если коротко, нужно заполнить специальную «бумагу» (по форме из приложения № 2 к Постановлению № 584) и отправить в территориальный орган Ростехнадзора. В 2-х экземплярах. Никакие документы прилагать не просят (только при «внесении изменений»).
Услуга бесплатная. Ммм… оно и правильно. Не за что брать госпошлину.
Уведомление выглядит так (полноценный «образец заполнения»):
Бумагу эту Ростехнадзор примет и… зарегистрирует «в день поступления». Ну, вернее «получения». Ведь при отправке, скажем, почтой документ может попасть в руки исполнителю через день, два… неделю после прихода в здание госоргана.
Дальше, «в течение одного рабочего дня» (после регистрации уведомления) Ростехнадзор внесет данные в специальный электронный реестр. Он, кстати, открытый и общедоступный. Можете посмотреть… изучить… скачать на сайте Центрального аппарата ФСЭТАН https://www.gosnadzor.ru/service/list/licensing_vzryv_him4/ (на сайтах территориальных управлений тоже есть и разделы, и ссылки, но все они ведут на сайт ЦА).
«Отправили уведомление, и всё? Ростехнадзор в ответ ничего не скажет?».
Ну, как же… пришлют весточку. Бумажное письмо либо электронный документ. Мол, «уведомление учтено (или не учтено), данные внесены (или не внесены) в реестр».
«Получается, они могут НЕ УЧЕСТЬ уведомление?».
- если он не поддается прочтению;
- если не подтверждена действительность ЭЦП (в случае с электронным форматом).
«А как уведомить об изменениях? Ну, адресов ОПО или компании…».
Еще проще. Заявление в свободной форме. К нему приложить копии документов, «подтверждающих наличие соответствующих изменений». И всё хозяйство отправить в тот же орган Ростехнадзора, куда подавали уведомление. По уму, это нужно сделать в течение 10 дней с момента официальной фиксации изменений (например, записи в ЕГРЮЛ/ЕГРИП и т.д.).
«А какой орган Ростехнадзора уведомлять? По юридическому адресу? По адресу ОПО?».
Смотрите, какая штука. По логике, нужно уведомлять то управление, на территории которого планируете «осуществлять деятельность» по эксплуатации (то есть… по месту нахождения ОПО).
Но сам госорган заявляет (на том же сайте ЦА, смотрите ссылку выше)… «экстерриториальный принцип». Мол, шлите, куда хотите… в любое управление.
Однако… в Административном регламенте такой принцип фигурирует только для получения госуслуги через МФЦ. Про личный визит, почтовое отправление и электронный формат НИЧЕГО не сказано.
Поэтому, граждане… лучше ни рисковать. А то получится неприятная ситуация. Вы вроде как отправили, а никто (то бишь – КТО НАДО) уведомление не получил. И запишут вас в «нарушители обязательных требований».
Что будет, если не уведомить Ростехнадзор
Как всегда… ничего хорошего. Но здесь есть «интересные» варианты.
Вы помните, да? «Уведомительный порядок» фигурирует в статье 9 ФЗ №116, которая зовется… «Требования промышленной безопасности к эксплуатации опасного производственного объекта».
То есть… обязанность уведомлять – это (обязательное) требование промышленной безопасности.
А за «нарушение требований промышленной безопасности» у нас отвечает…
Правильно. Статья 9.1 КоАП РФ. Скорее всего, часть 1. Хотя… и тут можно найти «грубость», особенно после аварии.
- на должностное лицо (почти с гарантией, генеральный директор) – от 20 000 до 30 000 рублей (ну, или дисквалификация на срок от 6 месяцев до 1 года);
- на юридическое лицо – от 200 000 до 300 000 рублей (или, что не лучше, административное приостановление деятельности на срок до 90 суток).
Хотя… есть шанс, что госорган «жестить» не будет. Потому что в КоАП РФ есть «профильная» статья по уведомлениям – 19.7.5-1 «Нарушение юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем установленного порядка представления уведомлений о начале осуществления предпринимательской деятельности».
- на должностных лиц – от 3000 до 5000 рублей;
- на юридических лиц – от 10 000 до 20 000 рублей.
- штраф на должностных лиц – от 5000 до 10 000 рублей;
- штраф на юридических лиц – от 20 000 до 30 000 рублей.
А лучше… вообще не нарушать, подать-таки уведомление и… ничего не платить. Ведь так интересней, правда?
Вот, пожалуй, и все, что стоит сказать про «уведомительный порядок» для ОПО IV класса опасности. Хотя… может у вас есть…
Еще вопросы?
Да найдется парочка.
«Вот скажите, зачем вообще нужно уведомление, если мы и так будем регистрировать ОПО? Почитай «светиться» перед Ростехнадзором…».
Ну, товарищи… это (уже «пожилое», с 2013 года) требование ГЛАВНОГО промышленно-безопасного закона. И (как мы предположили) – аналог лицензирования для «четвероклассников».
Ведь владельцы ОПО I, II и III классов опасности тоже… и регистрируют объект, и получают лицензию (причем последовательно, а не параллельно). Только потом могут легально начать работу. А у вас, в отличие от них… не будет плановых проверок (хоть какая-то радость).
Так что, граждане… нужно смириться. Dura lex, sed lex…
«Хорошо. А когда уведомлять – до регистрации ОПО? После? Во время?».
Кстати, отличный вопрос. Ни в общем, ни в отраслевом законодательстве мы не нашли связи между «уведомительным порядком» и регистрацией ОПО.
Правда, обнаружили часть 5 статьи 8 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»:
«5. Уведомление о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности представляется… после государственной регистрации и постановки на учет в налоговом органе до начала фактического выполнения работ или предоставления услуг».
По этой логике – можно сразу после регистрации юрлица, получения ОГРН-ИНН (какой там ОПО).
«А когда уже есть юрлицо?».
Ха… да как только задумались… «не начать ли мне эксплуатировать взрывопожароопасный и химически опасный производственный объект IV класса опасности?
Точно-точно… пора уведомлять Ростехнадзор…».
Но есть одна загвоздка. Нам, чтобы начать работу, нужно (как минимум) построить или смонтировать ОПО. А там еще ввод в эксплуатацию (комиссия, акты, приказы), оформление в Ростехнадзоре, разработка НТД. Много веселых мероприятий, согласны?
Нет, вы, конечно, можете поэкспериментировать и… уведомить сразу после ввода. Или даже в процессе строительства. Глядишь, проскочит. Ведь сообщаете ДО начала «фактического выполнения работ» (= эксплуатации).
А если по уму? Все-таки уведомлять нужно ПОСЛЕ регистрации ОПО. По аналогии с лицензией. Вроде как объект готов, перед госорганом показались, все документы сделали (ведь сделали, правда?). Можно и послать «бумагу».
Мол, начали… работаем.
Вообще, товарищи… «уведомительный порядок» – штука несложная. Заполнить простую форму. Без всяких дополнений отправить в Ростехнадзор. Все решается за 2-3 дня при минимальных усилиях с вашей стороны… Благодать!
А вот, к примеру, регистрация ОПО или разработка положения о производственном контроле – процессы более долгие и кропотливые. Которые, поверьте, нельзя недооценивать. На них… прежде всего на них обратите свое внимание. И все у вас получится.
А если есть вопросы, или нужна помощь – обращайтесь. Мы всегда к вашим услугам.