В каком году началось строительство саграда фамилия

Смотреть панораму с воздуха (Высокое разрешение)

Конечно же вы уже все и всё знаете про этот собор. Читали про его историю и рассматривали с разных сторон. Но для того, чтобы как то окружить информацией этот великолепный виртуальный полет над Барселоной и строением (с залетом внутрь), который вы могли наблюдать и участвовать в нем нажав на картинку в начале поста, я еще вам напомню немного информации и фотографий по этому поводу.

Барселона — непостижимый и дерзкий город Испании, символ каталонской культуры и современного искусства, странным образом объединяющий автентику и неоготику, рьяно защищающий свои традиции и смело бросающий вызов устоявшимся взглядам… Столица Каталонии является едва ли не крупнейшим туристическим центром Европы, предлагая посетителям не просто богатый выбор достопримечательностей.

От великолепного холма Монжуика с Национальным дворцом, музеем искусств, «Испанской деревней» и Магическим фонтаном до легендарной «Барселоны Гауди», этот город умеет очаровывать и поражать воображение. Именно работы выдающегося архитектора-каталонца, ярким пятном реющие над всей историей искусств, превратили Барселону в мекку художников и дизайнеров со всего мира. Причудливые фонари на Королевской площади и фантастические образы усадьбы графа Гуэля (сейчас на территории поместья находится библиотека местного университета) и сегодня удивляют не менее, чем в день своего создания, а дворец около бульвара Рамбла, дом Висенс, Дом Бальо и Каса Мила наравне с Парком Гуэля являются частью мирового наследия ЮНЕСКО. Но главный символ во многом противоречивого и до сих пор неразгаданного гения — это, безусловно, Саграда Фамилиа, легендарный Собор Святого Семейства.

Самый амбициозный строительный проект в истории | Саграда Фамилия

Сначала посмотрите, как выглядит Барселона с высоты :

Кликабельно 2800 рх

“То ли человек играет в Бога, создавая такие шедевры, то ли Бог играет человеком, рождая в его голове подобные замыслы”, — сказал один из исследователей творчества Антонио Гауди, застыв в изумлении возле храма Саграда Фамилия.

Для строительства этого храма был выделен свободный участок земли, который находился к тому монету в нескольких километрах от города. Проект храма был разработан архитектором Франческо дель Вильяра. Лпан архитектора заключался в возведении церкви в неоготическом стиле, однако, он успел отстроить лишь крипту над апсидой. После него в 1891 году главой проекта выступил Антони Гауди, который, как ни странно, никогда не был особо религиозен, поэтому до сих пор остаётся загадкой, почему же строительство было доверено именно ему.

Тем не менее, Антонио Гауди взялся за проект со всем рвением и внёс значительные изменения в его первоначальный замысел. На 43 года собор Саграда Фамилия стал смыслом его жизни, архитектор посвящал его созданию все свое время, он даже жил в нем.

Саграда-Фамилия — дерзкая попытка в почти уже безбожном XX веке повторить на новом уровне сознания классические стройки католического Средневековья, такие, как Миланский и Кельнский соборы. Сам Гауди понимал, что он не сможет дожить до воплощения мечты.

Соборы строят веками — это только Софию в Константинополе и храм Христа Спасителя в Москве возвели за пять лет, поскольку на них работала целая система. В западном гражданском обществе, где считают каждую копейку, такое не проходит. К тому же Саграда-Фамилия изначально строилась только на частные пожертвования. А Гауди на этот счет был ироничен, говоря: «Мой клиент не торопится», имея в виду Бога.

Фасад Рождества, законченный при жизни Гауди, насыщен довольно сюрреалистическими скульптурами Святого Семейства, ангелов, птиц, грибов, растений и животных. Под колоннами фасада — фигуры черепах, которые являются символами Иосифа и Марии. Главный портал выполнен в виде ствола пальмы, увитой лентами предков Иисуса, а двери внутреннего портика отображают христианские заповеди.

Второй фасад Страстей, противоположный первому, должен, наоборот, рассказывать о смерти Иисуса на Кресте. Там с 50-х годов трудится скульптор Жозеп Мария Субиракс.

Его творения у многих вызывают споры и неприятно, считаются извращением, но чтобы составить свое собственное мнение, вам нужно посмотреть на все это воочию… Идея строительства нового храма пришла в 1882 году в голову консервативному крылу католической общины (иосифлянам), которые считали, что Барселона погрязла в грехе и декадансе и что горожанам необходимо новое место, где они могли бы каяться. Для этого они избрали самый непрестижный участок тогдашней Барселоны — пустырь, использовавшийся для выпаса коз.

Строительство несколько раз прерывалось из-за нехватки средств. Собственно, в середине 20-х годов фонды на строительство собора закончились, и сам Гауди жил отшельником прямо в недостроенном храме. 7 июня 1926 года Гауди попал под трамвай, возвращаясь со стройплощадки и засмотревшись на силуэт собора. Он скончался спустя три дня тяжелой агонии в больнице для бедных — никто из врачей и прохожих не распознал в нем архитектора Саграда-Фамилии.

После смерти Гауди собор продолжали строить еще десять лет, пока в 1936 году каталонские анархисты в своей безбожной ярости не устроили в соборе погром, уничтожив все модели архитектора. Только после победы Франко в 1940 году работу продолжила группа самых уважаемых зодчих Барселоны. Однако ввиду не слишком большой симпатии каудильо к каталонцам и Барселоне и из-за явной нехватки средств строительство шло вяло.

Масштабность и оригинальность замысла Гауди просто поражает. По его проекту собор должен был быть возведён в форме креста и состоять из трёх фасадов: Рождества, Страстей Христовых и Воскресения. При жизни архитектора был возведён только первый из них.

Каждый из фасадов должен был символизировать важнейшие этапы в жизни Иисуса Христа: рождение и жизнь, предательство и распятие, и самый важный – воскресение из мёртвых. Потому портал Воскресения по замыслу автора самый величественный и грандиозный.

Есть в архитектуре собора Саграда Фамилия и масса других символов. Так каждый фасад должно венчать по четыре башни, а всего двенадцать – как двенадцать апостолов.

В центральной же части будут построены четыре часовни, символизирующие четырёх евангелистов: Марка, Луку, Матфея и Иоанна. В самом центре предусмотрено место для возведения двух самых высоких шпилей: башни Иисуса Христа и колокольни Девы Марии.

Из-за огромного количества окон и ниш поверхность здания выглядит как тонкое ажурное кружево. Кажется, что воплотить такое изящество в камне просто невозможно. В то же время собор общий вид собора массивен и величественен, а его загадочная аура завершает неизгладимое впечатление, которое производит Саграда Фамилия на каждого, кто его увидел.

Внутреннее убранство собора не уступает по оригинальности и фантастичности внешнему фасаду. Здесь особенно ярко проявляются природные мотивы в творчестве Гауди.

Гигантские колонны, разветвляющиеся вверху, и украшенный необычной лепкой свод напоминают кроны древних деревьев, подпирающих звёздный небосвод. Резные витражи сходны с неземными цветами, а винтовые лестницы – с огромными улитками.

Уникальная акустика, над которой творец работал несколько лет, предполагает наличие большого хора. Кроме того, Гауди предусмотрел в соборе Саграда Фамилия места для тридцати тысяч молящихся. Пока все эти идеи еще не претворены в жизнь, но, возможно, через пару десятков лет храм все же будет достроен, и его красота приобретет, наконец, законченный и совершенный вид.

После посещения храма Святого Семейства остается ощущение нераскрытой тайны. Будто приподнялся занавес и уголок этой тайны уже виден, ещё чуть-чуть и всё станет понятным и очевидным… но нет.

Все самое главное остается за гранью понимания, мы никогда не сможем до конца понять гениальный замысел Гауди, как и никогда не узнаем, каким получился бы собор Саграда Фамилия, если бы архитектор дожил до его завершения.

Sagrada Familia

Явное оживление на стройплощадке произошло в 80-х годах. Сейчас работы возглавляет Хорди Бонет. Согласно планам, к 2026 году, т.е. к столетней годовщине смерти архитектора, строительство будет завершено. Но есть и другое мнение. Более 400 деятелей культуры Испании призвали в 2008 году остановить работы.

По их мнению, строители «предали дух Гауди», что строящийся собор всего лишь карикатура на гениальный замысел. Проблема в том, что Гауди всегда импровизировал по ходу, гибко меняя свои первоначальные замыслы. Поэтому он сам присутствовал на площадке.

Ныне же Саграду-Фамилию нельзя назвать творением Гауди — слишком много индивидуального и нового внесено его последователями, взять того же скульптора Субиракса. Однако же, если вспомнить историю возведения великих храмов Средневековья, то ничего удивительного в этом нет — романский стиль был усовершенствован готикой, а потом добавляли еще и фасады с колокольнями в стиле барокко. Соборы, где выдержан один первоначальный стиль, можно пересчитать по пальцам.

Созданию этого самого посещаемого и известного символа Барселоны, Гауди посвятил большую часть своей жизни, но и этого было мало: окончание строительства грандиозного «храма нового века» ожидается только к 2030 году, когда наконец-то будет завершен один из фасадов и центральная колокольня. Величие и удивительная аллегоричность — главные характеристики этого неповторимого шедевра. Архитектор мечтал создать здание, которое бы полностью передавало аллегорию Рождества Христова, и вряд ли найдется критик, который скажет, что ему это не удалось. Здание удивительным образом соединяет в себе три фасада: западный фасад, один из самый знаменитых, открывает нам аллегорическое воплощение Рождества, восточный — Страсти, южный — Смерти и Вознесения. Наиболее ценным с точки зрения искусства, считается центральный фасад Храма Искупления Грехов (или Искупления Святого Семейства), известный также как Фасад Рождества, соединяющий удивительные четыре башни, благодаря необычной веретенообразной форме, напоминающие песчаные замки и абсолютно оригинальные орнаменты и силуэты.

Благодаря стилистическому решению, получившему название неоготического направления, кажется, будто башни возвышаются из общего, цельного скального основания, «вырываясь» из основы в высь. Скульптурные группы и необычные барельефы являются основными средствами выражения смысловой задумки, но не только в причудливых образах воплотился невероятно масштабный проект этого собора. Башня Христа, увенчанная колокольней, достигает около 170 метров в высоту, а нижняя церковь, во многом скрытая за великолепными фасадами, скрывает роскошные арки, абрисы которых не повторяются нигде в мире и великолепные гротескные витражи. Гротескное воплощение религиозного фанатизма и безусловно самое оригинальное религиозное строение в мире, Саграда Фамилиа и сегодня остается одним из самых спорных шедевров архитектуры. После завершения строительства Собор будет увенчан восемнадцатью башнями, выполненными в том же причудливом веретенообразном стиле.

Каждый год собор посещает два с лишним миллиона человек, и по популярности Саграда-Фамилия соперничает с мадридским музеем Прадо. Извечное испано-каталонское «эль-класико» продолжается и здесь.

Читайте также:  Соглашение с китаем строительство

Ну и поговорим немного о Барселоне.

Столица Каталонии – Барселона издревле считалась самым красивым городом Средиземноморья. Этот город славится своей впечатляющей историей, выразительной культурой, невероятными памятниками, фантастической модернисткой архитектурой, изумительными музеями и картинными галереями и, прежде всего, интересными и образованными людьми.

— Существуют две испанские легенды об основании этого города. Одна из них гласит, что город был основан Геркулесом за 410 лет до того, как был построен Рим. Согласно другой легенде, Барселона была создана в 3-м веке до н.э. карфагенянином Гальмикарром Барка и название этого города происходит от фамилии великой карфагенской семьи.

— Барселона – это город, расположенный в районе Барселонес; он всегда был центром каталонского сепаратизма и борьбы за независимость. Сегодня Барселона – один из самых космополитических и экономически активных городов мира.

— Хочется порекомендовать лучшие виды Каталонии с разных высоких ее точек в Барселоне. Стоит побывать на телебашне — со смотровой площадки можно увидеть Барселону с высоты птичьего полета. Также потрясающий вид открывается с высоты одной из башен Собора Святого Семейства. А если вы подниметесь на «Волшебную гору» Тибидабу, то вы не только сможете еще раз восхититься чудесным видом Каталонии с высоты птичьего полёта, но и посетить там же известный парк аттракционов Tibidabo Funfair.

— Барселона является центром модернистской архитектуры. С именем Антонио Гауди связана вся история Барселоны. Этот знаменитый архитектор с причудливой фантазией строил здания в стиле модерн. На роскошном бульваре Passeig de Gracia находится одно из необычных строений Гауди в виде крылатого дракона. Воздушная конструкция Собора Святого Семейства состоит из множества интересных деталей: улиток, морских коньков, лиан, птиц, цветов, фантастических животных.

— День Святого Георгия — национальный праздник в Каталонии. На каталонском языке этот праздник называется «Diada de Sant Jordi». В День Святого Георгия, отмечаемый 23 апреля, жители Барселоны традиционно дарят своим любимым розы и книги. Международная организация ЮНЕСКО объявила этот день Международным Днем Книги.

— Эпицентром жизни Барселоны является бульвар Рамбла. Эта символическая оживленная улица расположена в центральной части города. Здесь находится много ресторанов непревзойденной испанской кухни, а также изысканные магазины. За день по этой чрезвычайно популярной улице проходит около 150 000 человек!

— Интересно посетить Готический квартал, где сосредоточено более десяти храмов и дворцов. Самый мрачный и таинственный из них — кафедральный собор и церковь святой Евлалии, построенная более 500 лет назад. Здесь расположено много зданий, построенных во времена Средневековья, а некоторые из них — еще в эпоху римского поселения. Это место – популярная туристическая достопримечательность, еженедельно привлекающая к себе более полутора миллиона посетителей.

— «FC Barcelona» – знаменитый спортивный клуб Барселоны, который больше всего известен своей футбольной командой. Клуб имеет собственный стадион на 120 000 мест – крупнейший частный стадион в мире. Это одна из самых посещаемых достопримечательностей Барселоны.

— В Барселоне неслучайно установлен памятник Колумбу: известный мореплаватель после первого путешествия вернулся именно в этот город. Высота памятника – 60 метров. Внутри него установлен лифт, который поднимает посетителей на смотровую площадку. А оттуда видна панорама города и набережная. Кстати, длина указательного пальца Колумба почти один метр.

— Городское побережье долго служило лишь для промышленных целей. А ко времени проведения Олимпийских игр в 1992 году, здесь были созданы пляжи общей протяженностью 4,5 км. Сейчас они славятся очень хорошей инфраструктурой. Следует отметить, что ежегодно перед началом открытия пляжного сезона на здешних пляжах просеивается песок (до 50 см в глубину)

— Неофициальные символы каталонцев — осел или кот. Причем первое животное заслужило народную любовь за свое трудолюбие, а второе — тем, что в английском варианте слово (cat) совпадает с первыми тремя буквами названия данной провинции (Catalonia).

Информация для проникшихся творчеством Антонио Гауди и желающим осмотреть собор Святого Семейства:

Любоваться сооружением можно в любое время года. Добраться до храма можно на метро станция Sagrada Familia, линии L2(сиреневая ветка), L5(синяя) либо на автобусах 19, 33, 34, 43, 44, 50 и 51,- остановка Sagrada Familia. Храм находится по адресу Mallorca, 401. Время работы с октября по сентябрь с 9.00 до 18.00, в летний период до 20.00.

Стоимость входного билета 12,50 евро (с гидом или аудиогидом — 16,50 евро); студенты, пенсионеры, дети 10-18 лет — 10,50 евро (с гидом или аудиогидом — 13,50 евро).

Для экскурсий в данный момент открыты: одна башня Фасада Рождества, наверх которой можно подняться по узкой винтовой лестнице. Однако если вы не экстримал, то на этот случай имеется старинный винтажный лифт. Так же открыт вход в одну из башен Фасада Страстей и музей. Будьте морально готовы к огромным очередям и поверьте, это того стоит!

Этапы строительства.

Источник: masterok.livejournal.com

Храм Святого Семейства (Саграда Фамилия) в Барселоне

Храм Святого Семейства в Барселоне

Храм Святого Семейства (Саграда Фамилия) в Барселоне — величайший шедевр Антонио Гауди, история и описание которого представлены в нашей статье о «самом знаменитом долгострое современности».

История строительства Искупительного Храма Святого Семейства в Барселоне, более известного, как Саграда Фамилия (La Sagrada Familia), еще не закончена — но уже выходит на финишную прямую.

Самый известный шедевр Антонио Гауди ; безусловный символ каталонской столицы; знаменитый «долгострой» современности и одна из десяти самых посещаемых достопримечательностей мира; первый объект на портале Tripadvisor, набравший более 100 000 комментариев — это всё о нем, о Храме Святого Семейства: гениальном проекте, объединившем в себе науку, религию, природу и архитектуру.

Саграда Фамилия — это Вселенная, возникшая из точки в результате гениального взрыва в мозгу каталонского зодчего — и расширяющаяся до сих пор (это не метафора: минуло более 130 лет с момента начала строительства, но никто не может точно сказать и сейчас, когда оно будет завершено).

Храм Святого Семейства в Барселоне

Как бесконечна во времени и пространстве Саграда, так и рассказывать о ней можно бесконечно. О том, например, что никакого отношения к стоительству Гауди поначалу не имел — все было иначе. Жил в 19-м веке в Барселоне некий весьма обеспеченный книготорговец с забавной фамилией Бокабелья, ревностный католик и энтузиаст — как раз этот человек и выступил главным инициатором проекта.

Искупительный Храм Святого Семейства в Барселоне (Саграда Фамилия) - история строительства

Храм Святого Семейства — величайший шедевр Антонио Гауди

Изначально Гауди не имел отношения к проекту Храма Святого Семейства

Именно Жозеп (так по-каталански звучит имя «Иосиф») Мария Бокабелья, в 1866-м году основал «Общество почитателей Святого Иосифа», а также начал издавать журнал «Призыв к поклонению Святому Иосифу», который внезапно приобрел широкую популярность: за короткое время подписчиками этого религиозного издания стали аж 600 000 человек. Журнал распространялся не только в Каталонии и всей Испании, но даже и в странах Латинской Америки.

Видео о Саграда Фамилия на нашем Ютуб-канале

Вообще, фигура Святого Иосифа, долгое время находившаяся в тени Богородицы и младенца Иисуса, именно во второй половине 19-го века выступила на первый план и стала одной из ключевых в католицизме. Объясняется это тем, что Папская Область в те времена дышала на ладан, а в 1870-м году и вовсе перестала существовать.

Точно так же перестал существовать в прежней степени и авторитет Понтифика как ключевой мужской фигуры католицизма, Верховного Владыки, способного объединить под свои мудрым началом всех ревностных католиков. Срочно требовалась замена — и эта замена была обретена в образе Святого Иосифа Обручника, который незадолго до того самой Римско-Католической Церковью был объявлен ее верховным покровителем.

Храм Святого Семейства в Барселоне

Храм Святого Семейства — строительтво идет полным ходом!

Верующие приняли культ Святого Иосифа с небывалым энтузиазмом — отсюда и невероятная популярность издания Бокабельи.

Одним словом, журнал, популярность и вера у Бокабельи имелись в избытке — недоставало одного: великого благого начинания. Недоставало, иными словами, сверхидеи. И идея эта пришла от еще одного Иосифа — как и можно было ожидать.

Именно каталонский священник Жозеп (Иосиф) Маньянет, человек чистейший и истинно верующий, и поделился как-то в беседе с Бокабельей мечтой о постройке в Барселоне на пожертвования верующих церкви, посвященной Святому Семейству. Это было как раз то, чего не хватало Жозепу Бокабелье — грандиозного дела во славу Римско-Католической церкви.

С энтузиазмом он начал продвигать эту идею в своем журнале и собрал за несколько лет по подписке аж 1032 евро (тогда были песеты, но будем изъясняться в современных величинах) — сумму, по тем временам достаточно внушительную.

Саграда Фамилия в Барселоне - интересные факты, история, фото

Саграда Фамилия в Барселое станет самой высокой церковью в мире

Храм Святого Семейства начинали строить не в Барселоне!

Во всяком случае, ее вполне хватило на то, чтобы купить изрядный кусок земли — правда, не в самой Барселоне, а в граничившем с ней городишке Сант-Марти де Провансальс, который в то время был отдельным поселением и был включен в состав Барселоны значительно позже, в 1897-м.

Понятно, изначально предполагалось приобрести землю в более престижном месте, в самой столице, да поближе к площади Каталонии — но не тут-то было! Цены там были — не подтступиться! Не стоит сбрасывать со счетов про обширные спекуляции земельными участками Эйшампле: обычное дело для переживавшей экономический и строительный бум Барселоны той поры.

Не будем забывать: Барселона — флагман индустриализации Испании, в 19-м веке в городе одно за другим открывались все новые и новые промышленные предприятия, а из провинции сюда массово стекалась рабочая сила — понятно, какие лихорадка и ажиотаж царили на тогдашнем рынке недвижимости!

Храм Святого Семейства в Барселоне - история строительства

Таким образом, поближе к центру все уже было по десять раз куплено, продано и снова куплено, да и цены, соответственно, были — не подступиться.

Одним словом, землю Бокабелья прикупил на тогдашних далеких задворках, зато по цене втрое дешевле: за те же деньги он получил не один, а целых три квартала, что, кстати, прекрасно просматривается в плане Барселоны и сейчас — на одном из них строится Храм, другой отдан под озерко, а третий — под парк.

С выбором архитектора проблем тоже не возникло — им оказался достаточно пожилой, звезд с неба не хватавший, но строивший добротно и много Франциск Вильяр-и-Лозано, активно сотрудничавший именно с церковью.

Саграда Фамилия внутри

Именно этот человек и предложил первоначальный проект Храма — абсолютно типичный, неоготический, как было модно в ту пору, и именно с его участием торжественно был заложен первый камень в основание Храма.

Случилось это в неслучайный, простите за каламбур, день: в день Святого Иосифа, 19 марта 1882 года — и после почти год еще Вильяр руководил проектом. Строительство началось с подземной часовни — крипты, и как раз-таки из-за нее и возникла год спустя серьезная размолвка архитектора с заказчиком.

Читайте также:  Внутренние документы по строительству

Вопрос изначально был, скажем так, технического свойства, и касался финансовых расходов на сооружение колонн — однако добавилась ткт и личная неприязнь, и еще кое-какие сопутствующие моменты.

Храм Святого Семейства в Барселоне - витражи

Одним словом, черная кошка пробежала между Вильяром и Бокабельей — настолько черная, что Вильяр вынужден был покинуть проект и передать полномочия бывшему своему ученику, молодому и начавшему уже приобретать известность Антонио Гауди.

Когда первый архитектор Храма оставил проект, на смену ему пришел Антоно Гауди

Вот она, направляющая длань судьбы! Гауди и помыслить не мог, во что обернется это назначение, предопределяя всю дальнейшую его жизнь.

Ведь кем был Антонио Гауди, этот голубоглазый рыжеватый молодой мужчина, в 1883-м году? Человеком, который только-только начал получать первые крупные заказы, чему немало посодействовала дружба Антонио с богатейшим бизнесменом Каталонии той поры — промышленником и меценатом Эусебио Гуэлем.

Да, Гуэль, к счастью, безоглядно и сразу же поверил в талант никому не известного архитектора — и сделал Гауди своего рода придворным архитектором, задав тем самым направление моде (придет час, и у Гауди в заказчиках будут ходить самые сливки барселонского общества, включая Пере Мила, Жозепа Батльо и иже с ними. )

Иными словами, в то время Антонио Гауди, происходивший из многодетной семьи ремесленника и не привыкший к роскоши — был на пути приобщения к иной, гораздо более приятной и состоятельной жизни.

Ну, как тут не закружиться голове? Она и кружилась. И приезжая на стройплощадку, на этот пустырь, мимо которого гнали на выпас целые стада сельскохозяйственной живности, а прилегающие территории были засажены огородами, Гауди глядел денди и щеголем, эдаким Байроном каталонского розлива — одетый по последней моде, при лайковых перчатках и котелке, не желающий даже сходить с экипажа, рассматривая там же чертежи и отдавая указания по строительству.

И вопросы веры его интересовали постольку-поскольку — существуют неоспоримые свидетельства, что Гауди в ту пору был вообще настроен антиклерикально.

Храм Святого Семейства в Барселоне. История строительства

Поначалу Гауди задействовал исходный проект Вильяра — он спокойно продолжал работу над возведением крипты (подземной церкви), с которой началось строительство Храма, выдерживая неоготический стиль постройки, принятый изначально.

Единственное, что он решил поменять — сильно увеличить размеры крипты относительно первоначальных. Это стало возможным в результате крупного анонимного пожертвования.

Так было. Но долго так продолжаться не могло, особенно, если имя твое — Антонио Гауди, и к таланту своему ты относишься серьезно, прекрасно отдвая себе отчет в его потенциальной мощи.

Гауди знал себе цену, и знал, что достичь результата можно только в том случае, если относишься к делу не кое-как, а отдавая ему всего себя без остатка. В этом, кажется мне, загадка гениев — умеют они отбросить все второстепенное, несерьезное, и целиком сосредоточиться на одном, самом важном для себя деле.

На деле, которое мало-помалу, незаметно и исподволь стало единственным, отодвинув на десятый план все остальное. Вселенная для Гауди сузилась до размеров стройплощадки — и на этой стройплощадке ему предстояло создать свою Вселенную.

Храм Святого Семейства в Барселоне - самая длительная стройка современности

Если строишь церковь — ты должен хорошо знать, как она функционирует. И Гауди проводил бессонные ночи за изучением всех нюансов каталоческой литургии.

Если строишь Храм Божий — попытайся хотя бы понять Бога, и если повезет — отыскать частицу его в себе. Гауди искал — и поиски эти привели к тому, что из почти-атеиста он за несколько лет превратился в самого, вероятно, ревностного и даже фанатичного католика из всех живущих.

Из Архитектора от Бога он пало-помалу переродился в Архитектора Бога. Посредники сделались более не нужны. Сам Творец мог слышать Гауди напрямую, но по-прежнему находился далеко. До него нужно было дотянуться, достичь, сделаться ближе, соединить, насколько это возможно, небо и землю.

Антонио Гауди до неузнаваемости изменил первоначальный проект

Ни больше ни меньше — Гауди задумал выстроить лестницу в небо. Скромный проект Вильяра более не удовлетворял Гауди. Самая удивительная и величественная церковь на земле и, безусловно, первая в Барселоне — отныне цель Антонио была именно такой.

Три грандиозных фасада, каждый из которых будет увенчан четырьмя гигантскими башнями-колокольнями, посвященными Апостолам. Венчающая абсиду огромная башня Богородицы, сияющая Вифлеемской звездой.

Четыре башни Евангелистов, в окружении которых, над средокрестием, вознесется в немыслимую высь более чем 170-метровая башня Иисуса Христа, увенчанная огромным крестоцветом: Саграда Фамилия должна будет стать — и обязательно станет- самой высокой церковью на земле! Цель была — дело оставалось за средствами для ее достижения. И гениальная мозговая лаборатория Гауди заработала вовсю.

Во-первых, Гауди и раньше не удовлетворяли некоторые конструктивные решения готики.

Храм Святого Семейства в Барселоне - абсида (заалтарная часть храма)

Те же контрфорсы и аркбутаны, призванные гасить боковой распор конструкции и выносимые в готике наружу, он не очень-то ласково именовал «костылями», считая, что они сильно уродуют внешний вид храма.

Да и вообще: зачем выносить огромный вес конструкции наружу и опирать его на те элементы, которые наиболее уязвимы перед всеми природными явлениями? Не абсурд ли это? Не-е-ет, боковой распор нужно уменьшать!

А какая из известных форм арок обладает наименьшим боковым распором? Правильно — параболическая: та самая, которую и ввел в архитектуру Антонио Гауди, начав имспользовать ее в качестве основного несущего элемента своих удивительных творений.

Плюс ко всему, Гауди открыл, что с увеличением высоты параболической арки боковой распор только уменьшается. Так Антонио Гауди пришел к необходимости вытянуть конструкцию по вертикали: отсюда эта невозможная, невероятная, немыслимая ни ранее, ни сейчас вертикальность Саграда Фамилия.

Это самый вертикальный из всех существующих на Земле храмов.

Вес, таким образом, нужно перераспределить, и, вместо того, чтобы нагружать эти уродливые наружные контрфорсы — нагрузить колонны внутри храма!

Саграда Фамилия внутри. Интерьеры церкви

И здесь Гауди, со свойственной ему гениальностью, смог избежать еще одного большого недостатка готики — хрупкости готических конструкций, в которых разрушение одного элемента того же крестового свода может привести к полному обрушению церкви.

А ведь в природе все не так: если падает одно дерево, лес по-прежнему продолжает стоять. Значит, нужен лес колонн, каждая из которых, разветвляясь подобно дереву, будет поддерживать свой автономный участок свода.

И обрушение ее никоим образом не повлияет на всю конструкцию в целом.

Гауди решительно шел вперед, раздвигая рамки архитектуры до невиданных доселе пределов. Значимость своего Храма Гауди отчетливо представлял себе уже тогда.

Неспроста он упорно именовал Саграду Собором, хотя никакой кафедры епископа там не предусматривалось, да и впоследствии за Саградой закрепилось прозвище: «собор бедняков».

Поражает другое: Гауди возводил Храм свой, прекрасно осознавая, что до завершения работ дожить ему будет не суждено. Это вначале, работая по проекту Вильяра, на вопрос о том, сколько будет предположительно вестись строительство, он мог самонадеянно ответить: «Девять, максимум, четырнадцать лет — и мы все закончим!».

Впоследствии ответ маэстро кардинальным образом изменился. Поднятый в небо перст и слова архитектора: «мой клиент никуда не торопится» — вот позднейшая реакция Гауди на подобного рода вопросы.

Храм Святого Семействва в Барселоне. Фасад Рождества

Еще в лесах, но уже читаемый целиком: фасад Рождества Христова, где успели установить навершие лишь одной из башен-колоколен — башни Святого Варнавы (да, того самого, взятого взамен Иуды Искариота). Обидно?

Думается, да. Посвятить 43 года жизни великой и не выполнимой в рамках человечекой жизни идее — для этого нужно быть Антонио Гауди.

Впрочем, и одна завершенная башня — немало!

Гауди намеренно вел строительство по вертикали — упорно вонзая в барселонское небо медленно, но неуклонно растущие башни фасада Рождества. Разумеется, это был, как сказали бы сейчас, «маркетинговый ход» — возвести этот необычнейший фасад целиком, чтобы люди видели, какое чудо рождается на свет в Барселоне — и охотнее жертвовали бы средства, необходимые для продолжения строительных работ.

Но была ведь у архитектора и другая мечта, по-человечески вполне понятная: успеть — успеть увидеть во всей красе хотя бы одну, самую малую из 18-ти запланированных колоколен! И успел!

И услышал, как занятый на строительстве каменщик, пораженный красотой спиралью уходящей в небо конструкции, увенчанной епископской митрой, воскликнул по-каталански: «Какая красота!» И был, думается, счастлив услышанным.

За несколько месяцев до смерти Гауди даже поселился в мастерской при Храме — чтобы ни секунды времени жизни не терять понапрасну.

Храм Святого Семейства в Барселоне. Школа для детей рабочих

Саграда Фамилия в Барселоне. Школа для детей рабочих

Антонио Гауди умер не своей смертью

А дальше снова вмешалась злодейка-судьба. Злополучный июньский вечер 1926-го, трамвай номер 30, катастрофа, госпиталь (с изрядным запозданием, ведь Гауди попросту не узнали в изувеченном, походившем на нищего старике, и таксисты не спешили спасать бродягу), три дня баланса на тонкой нити между жизнью и смертью — и конец жизни земной в больнице для нищих. А затем — похороны в крипте Храма.

73 года — разве возраст для каталонца и аскета, каким был Гауди? Но с судьбой не поспоришь — перед ней все мы равны, и все — малые дети.

Дальше — продолжение работы под руководством Доменека Суграньеса и Лоренсо Матамала — верных друзей и сподвижников Гауди.

Дальше — великая смута гражданской войны в Испании, когда в Барселоне жгли церкви и убивали священников на улицах (подожгли и Саграду, в результате чего погибла немалая часть бесценного наследия Гауди, хранившегося в мастерской, из-за чего сейчас возникают серьезные заминки в строительстве.)

Храм Святого Семейства в Барселоне. Скульптуры фасада Роджества

Фасад Рождества Саграда Фамилия

Дальше — нищета послевоенного периода, когда страна зализывала раны, и о строительстве храма никто не помышлял, и, наконец, возобновление великой стройки в 1954-м.

«Рукописи не горят» — вспомним эти ставшие крылатыми слова из романа Булгакова «Мастер и Маргарита». Чуть-чуть перефразируя, можно выразиться следующим образом — великие шедевры искусства — нетленны.

Неспроста Антонио Гауди в свое время любил повторять: «Мы должны строить так, чтобы те, кто будут продолжать после нас, уже не могли от этого отказаться». Рукописи не горят — и потому бессилен, по большому счету, оказался устроенный анархистами пожар.

Строительство Саграда Фамилия продолжилось после Гражданской войны

И заминированный в 36-м республиканцами фасад Рождества не взлетел на воздух — ибо этого просто не могло быть, и в горячих головах нашлась та самая капля здравого смысла, которая предотвратила непоправимое.

Отгремели войны, успокоился мятежный дух человеческий, а Храм по-прежнему врастал в небо своими башнями-колокольнями — и продолжал строиться .

Дальше — 1977-ой год, когда, наконец, были завершены четыре башни-колокольни Страстного фасада, и в середине 80-х еще один каталонец, более того, уроженец Барселоны — Жозеп Мария Субиракс — возглавил руководство работами по скульптурному оформлению фасада.

Храм Святого Семейства в Барселоне. Фасад Страстей

Фасад Страстей Саграда Фамилия

Выбор кандидатуры на эту крайне ответственную роль был долгим и непростым, результат — далеким от того, который устраивал бы всех.

Неспроста в свое время 400 виднейших деятелей испанской культуры подписали ультиматум, в котором требовали немедленно отстранить Субиракса от работ, мотивируя это тем, что он до неузнаваемости исказил первоначальный замысел Антонио Гауди в «угоду туристической индустрии».

Читайте также:  Сводный сметный расчет стоимости строительства состоит из

Формулировка, согласитесь, более чем туманная. Оговорюсь сразу: в ходе экскурсий, рассказывая туристам о Фасаде Страстей, я всегда выступаю в роли апологета Субиракса — и попытаюсь объяснить, почему.

Создание скульптур фасада Страстей было доверено Жозепу-Марии Субираксу

Во-первых, создавать что-то после Гауди, пусть и по его проекту — задача невероятно трудная, и Субиракс, приступая к работе, замечательно понимал это.

Тем не менее, у него хватило сил не скатиться к простому эпигонству стиля Гауди, а удержаться в рамках своего собственного — тоже, кстати, весьма индивидуального и узнаваемого.

Во-вторых, сама тема Фасада — Страсти Христовы — невероятно сложна для воплощения. Не будем забывать, что и сам Гауди записал когда-то в дневнике: «Мне хотелось бы начать с Фасада Страстей, но, боюсь, тогда меня окончательно не поймут.»

Храм Святого Семейства (Ла Саграда Фамилия) в Барселоне

Что уж тут говорить, если сам «великий и страшный» Гауди испытывал определенные опасения! Да и то: косность и консерватизм человеческого мышления, свойственные всем без исключения — от академика до землекопа — были ему прекрасно известны.

И в третьих, и самых главных: Субиракс, на наш взгляд, с работой своей блестяще справился. Может быть, он не достиг предела той вдавливающей в землю тяжести, которую, несомненно, вложил бы в Фасад Страстей Гауди (об этом можно судить по сохранившимся эскизам руки Антонио), но это и к лучшему.

Вглядитесь в эскиз руки Гауди — даже в малых пропорциях, эта работа несет тяжелейший энергетический заряд, являя собой настоящий сгусток ужаса и боли — а представьте все это в гигантских масштабах фасада!

Не-е-т, Субиракс пришел сюда зрелым, сложившимся и хорошо известным в современном искусстве мастером, более того, урожденным каталонцем и барселонцем — а значит, человеком, изначально склонным гнуть свою линию.

Что он, собственно, говоря, и делал.

Он изменил взаиморасположение скульптурных групп фасада относительно проекта Гауди — но не забыл поместить в число библейских персонажей и своего великого предшественника.

Вглядитесь в группу Вероники, в крайнюю слева скульптуру — вот он, страдающий вместе с Христом Гауди!

Храм Святого Семейства в Барселоне - когда достроят?

Справедливости ради отметим, что на Фасаде Страстей Субиракс нашел местечко и для себя — но кто не без слабостей? Если учесть, что и Субиракс, как когда-то Гауди, положил весь остаток жизни на алтарь строительства Храма — это можно понять.

Не всем «вольности» Субиракса оказались по вкусу, а уж пятиметровое изваяние Иисуса Христа, далекое от канонов церковного творчества, и вовсе вызвало сильнейший скандал.

Ну, где это видано, чтобы Христос был изображен на фасаде церкви абсолютно нагим, даже без набедренной повязки?

Дошло до того, что после установки на фасаде неканонического Иисуса в Барселоне даже провели манифестацию, требуя немедленно убрать «опороченный» Субираксом образ Святейшего — но упрямый барселонец смог-таки завершить свою часть работы — и ушел непокоренным и при своем мнении.

Храм Святого Семейства в Барселоне

Во всяком случае, бесспорно одно: Субиракс узнаваем, неповторим, выразителен, современен — и в то же время по духу своему очень близок Гауди, как ни странно это может прозвучать.

Субиракс — это чуть более разочарованный и уставший от жизни Гауди, каким тот, возможно, стал бы, доведись ему творить в конце 20-го столетия.

Это всего лишь субъективная точка зрения, не претендующая на истину в последней инстанции, но весьма интересен в этой связи следующий факт: родился каталонец Субиракс ровно через девять месяцев после мучительной смерти Антонио Гауди, 27-го марта 1927 года.

А уж случайное это совпадение или нет — о том нам знать не дано. Хотя согласитесь — не раз и не два нас посещает очень четкое ощущение того ,что никаких случайностей в кажущемся хаосе бытия и мироздания на самом деле нет, а все подчиняется строгому, написанному заранее и неуклонно воплощаемому в жизнь сценарию.

Храм Святого Семейства сегодня

Так или иначе, раз уж речь зашла о датах, вот и еще одна новость, из относительно недавних: 7 апреля 2014 года, в возрасте 87 лет, скульптор и художник Жозеп Мария Субиракс скончался.

Последние годы его не были легкими — он страдал болезнью Паркинсона, с 2010 года, когда заболевание обострилось, перестал творить и, должно быть, невероятно мучился этим, точно так же, как тремя десятками лет ранее бесконечно страдал от невозможности выразить себя в творчестве еще один каталонец — Сальвадор Дали.

Скульптор Субиракс, по воспоминаниям некоторых знавших его людей, был резким, саркастичным, даже желчным человеком, как вспоминали некоторые из знавших его. Надо думать, постоянная конфронтация со всем творческим бомондом Испании (да и не только ее), не добавляла ему оптимизма.

Творчество Субиракса тоже нельзя назвать однозначным, и ожесточенная полемика вокруг его участия в проекте Саграда Фамилия наглядно это доказывает — однако время, надо думать, расставит все по своим местам.

Храм Святого Семейства, Фасад страстей

Впрочем, относиться к его творениям каждый волен по-своему, но то, что этот человек и творец уже навсегда вошел в историю искусства — абсолютно бесспорно. Так или иначе, а строительство Храма продолжается.

В ноябре 2010-го прибывший в Барселону Понтифик Бенедикт 16-ый в присутствии многих тысяч народа освятил храм, присвоив ему статус малой папской базилики.

К приезду его интерьеры церкви были по большей части завершены, леса сняты, и сейчас можно наслаждаться не только фасадами Саграда Фамилия снаружи, но и невероятной, абсолютно уникальной, я бы даже сказал, инопланетной красотой внутреннего убранства Храма.

В Саграду летят, плывут и едут люди со всех концов земного шара — и процесс этот только набирает обороты.

Судите сами: по статистике 2014 г. года Саграда Фамилия стала самым посещаемым объектом Испании — только по билетам с внутренним осмотром его посетили 3 260 000 человек.

В 2015 было продано 3 722 000 билетов, а 2016-ый г. и вовсе стал для Саграды рекордным: 4 561 000 посетителей, посетивших храм по билетам с внутренним осмотром!

Храм Святого Семейства в Барселоне на обложке журнала Тайм

Кроме того, в 2016-м Храм Святого Семейства стал самой обсуждаемой достопримечательностью в мире: на портале TripAdvisor нашу Саграду прокомментировали 106 600 раз, что позволило ей обойти и Эйфелеву башню, и Центральный парк в Нью-Йорке, и Колизей.

В 2018 г. канал National Geographic снял о Саграда Фамилия весьма толковый фильм, а в июне 2019-го Храм Святого Семейства появился на обложке журнала Time, поместившего в номере очень обстоятельную статью о том, как обстоят дела со строительством этой знаковой церкви сегодня.

Строительство Саграда Фамилия планируется завершить в 2026-ом

А сегодня, невзирая на все сложности (это и отсутствие лицензии, которую Саграда Фамилия получила лишь 137 лет спустя после начала строительства, и очень спорный вопрос относительно монументальной лестницы перед главным фасадом, для сооружения которой придется переселять 3500 человек, никоим образом этого не желающих) — но, невзирая на все сложности, Саграда продолжает расти в барселонское небо.

И потому, отвечая на вопрос «когда же достроят Саграда Фамилия», я могу смело, опираясь на заявления Совета по строительству, утверждать — Храм Святого Семейства будет достроен в 2026-ом г., аккурат к столетнему юбилею с момента нелепой и трагической смерти Антонио Гауди.

Когда достроят Саграда Фамилия. Сакристия

Сегодня темпы строительства Храма, особенно в пару последних лет, не могут не радовать. Благодаря использованию новейших технологий, многие из которых были разработаны и внедрены в производственный процесс именно специалистами Саграда Фамилия, даже закоренелые скептики, к числу которых долгое время относился и я, кажется, начинают верить — да, все возможно, и к 2026-му, если так пойдет и дальше, строительство Храма действительно будет завершено.

Итак, в 2020-ом планируется возобновить работы по возведению фасада Славы — третьего и главного фасада Храма. Именно «возобновить», а не начать с нуля — примерно 8% от общего объема работ уже выполнены. Именно со стороны фасада Славы разместится главный вход в Храм. При работе над ним будут использоваться указания самого Гауди, либо его учеников или помощников.

В частности, в распоряжении нынешних строителей имеются архивные фотографии, фрагмент оригинального макета фасада, созданный при жизни Гауди, а также подробное описание символики и архитектурных элементов, оставленное архитектором.

Храм Святого Семейства. Прошлое, настоящее и будущее

Саграда Фамилия сегодня

Что касается кое-каких «белых пятен», которых просто не может не быть, учитывая, что в 1936-ом году анархисты совершенно варварским образом уничтожили бОльшую часть бесценного наследия Гауди — Храм подрядил сразу трех специалистов-теологов, в задачу которых входит тщательно изучить дошедшие до наших дней материалы, восполнить утраченные элементы, а также проследить за тем, чтобы проект их воплощения максимально точно соответствовал и замыслу Гауди и теологическому канону.

Это, на мой взгляд, очень здравое решение — к любому делу, особенно такому ответственному, лучше привлекать специалистов.

К 2022-ому году планируется полностью завершить шесть центральных башен (башни Иисуса, Девы Марии и четырех Евангелистов) — после чего Саграда Фамилия достигнет своей максимальной высоты, 172,5 м, и станет самой высокой церковью в мире. Невероятная вертикальная устремленность Саграда Фамилия, от которой захватывает дух уже сейчас (напомним, восемь башен фасадов уже построены) — достигнет своего апогея и не будет иметь никаких аналогов в мире. Честно признаюсь — наблюдая практически ежедневно, как Храм подрастает, жду не дождусь этого момента.

Интересно, что при строительстве центральных башен впервые в мире был применено использование панелей из «напряженного камня» — что невероятно ускорило темпы строительных работ. Подробнее о «напряженном камне» можно прочитать здесь.

Когда достроят Храм Святого Семейства в Барселоне

На тот же, 2022-ой , год запланировано начало работ по сооружению второй сакристии. Сакристия, в Православии именуемая ризницей — специальное помещение, где хранится облачение священников, а также предметы культа, необходимые для совершения литургии и религиозных таинств. Одна сакристия уже построена и находится между абсидой Храма и фасадом Страстей.

Еще одну такую же, высотою в 40 м, планируется выстроить со стороны фасада Рождества. Интересно, что обычно в храмах имеется только одна сакристия — однако для Саграда Фамилия никакие каноны не годятся.

В последующие годы вплотную займутся фасадом Славы, завершат клуатр — крытую галерею, окружающую Храм по периметру, и, наконец, придет тот самый 2026-ой год, когда Саграда Фамилия явит себе миру в завершенном виде — и во всей красоте!

Саграда Фамилия в Барселоне — расписание

С ноября по февраль включительно: 09-00 — 18-00

Март: 09-00 — 19-00

С апреля по сентябрь включительно: 09-00 — 20-00

Октябрь: 09-00 — 19-00

25 и 26 декабря, 1 и 6 января: 09-00 — 14-00

Google Maps content is not displayed due to your current cookie settings. Click on the cookie policy (functional) to agree to the Google Maps cookie policy and view the content. You can find out more about this in the Google Maps privacy policy.

Источник: www.barcelona-excurs.org

Рейтинг
Загрузка ...