Порядок приемки и ввода в эксплуатацию законченных строительством объектов
Статья 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации от 29.12.2004 N 190-ФЗ устанавливает качественно иной порядок ввода объекта в эксплуатацию в отличие от порядка, предусматриваемого подзаконными нормативными актами. Прежде всего, исключен порядок приемки объектов государственными приемочными комиссиями. Кроме того, предусмотрен единый порядок ввода объекта в эксплуатацию независимо от особенностей отдельных видов объектов.
Правовое регулирование процессов приемки и ввода в эксплуатацию законченных строительством объектов, в том числе жилищно-гражданских объектов, осуществляется нормативными документами: СНиП 3.01.04-87 «Приемка в эксплуатацию законченных строительством объектов. Основные положения» (Госстрой России. М.: ГУП ЦПП, 1998. Изд. официальное; Бюллетень строительной техники. 1988. N 2), Градостроительным кодексом РФ, ст.59 которого предусматривает, что ввод объекта в эксплуатацию осуществляется после получения в установленном порядке соответствующего разрешения.
Разрешение на ввод объекта в эксплуатацию представляет собой документ, который удостоверяет выполнение строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства в полном объеме в соответствии с разрешением на строительство, соответствие построенного, реконструированного, отремонтированного объекта капитального строительства градостроительному плану земельного участка и проектной документации.
Для ввода объекта в эксплуатацию застройщик обращается в федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления, выдавшие разрешение на строительство, с заявлением о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию.
Это прежде всего акт, предусмотренный ч.4 ст.753 ГК РФ («Сдача результата работ подрядчиком и приемка его заказчиком оформляются актом, подписанным обеими сторонами»); Документы могут составляться произвольно в письменной форме в виде одного документа, подписанного указанными в соответствующих пунктах лицами. В качестве примерной формы свидетельства о соответствии законченного строительством объекта можно использовать форму, содержащуюся в СНиП 12-01-2004 «Организация строительства» (отказано в гос. регистрации письмом Минюста от 07.04.2005 N 01/2599-ВЯ.) Не содержит каких-либо особых требований ГрК РФ и к схеме, отображающей расположение построенного, реконструированного, отремонтированного объекта капитального строительства, расположения сетей инженерно-технического обеспечения в границах земельного участка и планировочную организацию земельного участка.
Орган, выдавший разрешение на строительство, в течение десяти дней со дня поступления заявления о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию обязан обеспечить проверку наличия и правильности оформления документов, приложенных к нему, осмотр объекта капитального строительства и выдать заявителю разрешение на ввод объекта в эксплуатацию или отказать в выдаче такого разрешения с указанием причин отказа. В случае, если при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объекта капитального строительства осуществляется государственный строительный надзор, осмотр такого объекта органом, выдавшим разрешение на строительство, не проводится.
Выдача разрешения на ввод объекта в эксплуатацию осуществляется органом, выдавшим разрешение на строительство. Разрешение на ввод объекта в эксплуатацию удостоверяет выполнение строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства в полном объеме в соответствии с разрешением на строительство, соответствие построенного, реконструированного, отремонтированного объекта капитального строительства градостроительному плану земельного участка и проектной документации.
До 1 марта 2015 года не требуется получение разрешения на ввод объекта индивидуального жилищного строительства в эксплуатацию, а также представление данного разрешения для осуществления технического учета (инвентаризации) такого объекта, в том числе для оформления и выдачи технического паспорта такого объекта.
В состав государственных приемочных комиссий при приемке в эксплуатацию объектов жилищно-гражданского назначения включаются: представители заказчика (застройщика), эксплуатационной организации, генерального подрядчика, архитектора — автора проекта, органов государственного архитектурно-строительного контроля, органов государственного санитарного надзора, органов государственного пожарного надзора, других организаций.
В случае нарушения правил приемки в эксплуатацию законченных строительством объектов председатели и члены комиссии, а также лица, понуждающие к приемке в эксплуатацию объектов с нарушением настоящих правил, привлекаются к административной, дисциплинарной и иной ответственности в соответствии с действующим законодательством.
Датой ввода в эксплуатацию объекта, принимаемого государственной приемкой, считается дата утверждения акта федеральным (муниципальным) органом власти.
Орган, выдавший разрешение на строительство, в течение десяти дней со дня поступления заявления о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию обязан обеспечить проверку наличия и правильности оформления документов, указанных в части 3 настоящей статьи, осмотр объекта капитального строительства и выдать заявителю разрешение на ввод объекта в эксплуатацию или отказать в выдаче такого разрешения с указанием причин отказа. В ходе осмотра построенного, реконструированного, отремонтированного объекта капитального строительства осуществляется проверка соответствия такого объекта требованиям, установленным в разрешении на строительство, градостроительном плане земельного участка, а также требованиям проектной документации, в том числе требованиям энергетической эффективности и требованиям оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов, за исключением случаев осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта индивидуального жилищного строительства. В случае, если при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объекта капитального строительства осуществляется государственный строительный надзор, осмотр такого объекта органом, выдавшим разрешение на строительство, не проводится. (в ред. Федеральных законов от 27.07.2006 N 143-ФЗ, от 23.11.2009 N 261-ФЗ)
В соответствии со статьей 55 Градостроительного Кодекса РФ разрешение на ввод объекта в эксплуатацию представляет собой документ, который удостоверяет выполнение строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства в полном объеме в соответствии с разрешением на строительство, соответствие построенного, реконструированного, отремонтированного объекта капитального строительства градостроительному плану земельного участка и проектной документации.
Для ввода объекта в эксплуатацию застройщик обращается в федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления, выдавшие разрешение на строительство, с заявлением о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию.
К заявлению о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию прилагаются следующие документы:
- 1) правоустанавливающие документы на земельный участок;
- 2) градостроительный план земельного участка;
- 3) разрешение на строительство;
- 4) акт приемки объекта капитального строительства (в случае осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта на основании договора);
- 5) документ, подтверждающий соответствие построенного, реконструированного, отремонтированного объекта капитального строительства требованиям технических регламентов и подписанный лицом, осуществляющим строительство;
- 6) документ, подтверждающий соответствие параметров построенного, реконструированного, отремонтированного объекта капитального строительства проектной документации, в том числе требованиям энергетической эффективности и требованиям оснащенности объектов капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов, и подписанный лицом, осуществляющим строительство (лицом, осуществляющим строительство, и застройщиком или заказчиком в случае осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта на основании договора), за исключением случаев осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов индивидуального жилищного строительства;
- 7) документы, подтверждающие соответствие построенного,реконструированного, отремонтированного объекта капитального строительства техническим условиям и подписанные представителями организаций, осуществляющих эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения (при их наличии);
- 8) схема, отображающая расположение построенного, реконструированного, отремонтированного объекта капитального строительства, расположение сетей инженерно-технического обеспечения в границах земельного участка и планировочную организацию земельного участка и подписанная лицом, осуществляющим строительство (лицом, осуществляющим строительство, и застройщиком или заказчиком в случае осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта на основании договора);
- 9)заключение органа государственного строительного надзора (в случае, если предусмотрено осуществление государственного строительного надзора) о соответствии построенного, реконструированного, отремонтированного объекта капитального строительства требованиям технических регламентов и проектной документации, в том числе требованиям энергетической эффективности и требованиям оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов, заключение государственного экологического контроля в случаях, предусмотренных частью 7 статьи 54 Градостроительного Кодекса РФ.
Указанные в пунктах 6 и 9 части 3 настоящей статьи документ и заключение должны содержать информацию о нормативных значениях показателей, включенных в состав требований энергетической эффективности объекта капитального строительства, и о фактических значениях таких показателей, определенных в отношении построенного, реконструированного, отремонтированного объекта капитального строительства в результате проведенных исследований, замеров, экспертиз, испытаний, а также иную информацию, на основе которой устанавливается соответствие такого объекта требованиям энергетической эффективности и требованиям его оснащенности приборами учета используемых энергетических ресурсов. При строительстве, реконструкции, капитальном ремонте многоквартирного дома заключение органа государственного строительного надзора также должно содержать информацию о классе энергетической эффективности многоквартирного дома, определяемом в соответствии с законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности.
Для получения разрешения на ввод объекта в эксплуатацию разрешается требовать только указанные Градостроительном Кодексе РФ документы.
Орган, выдавший разрешение на строительство, в течение десяти дней со дня поступления заявления о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию обязан обеспечить а) проверку наличия и правильности оформления документов, указанных в части 3 настоящей статьи, б) осмотр объекта капитального строительства и в) выдать заявителю разрешение на ввод объекта в эксплуатацию или г) отказать в выдаче такого разрешения с указанием причин отказа.
В ходе осмотра построенного, реконструированного, отремонтированного объекта капитального строительства осуществляется проверка соответствия такого объекта требованиям, установленным в разрешении на строительство, градостроительном плане земельного участка, а также требованиям проектной документации, в том числе требованиям энергетической эффективности и требованиям оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов, за исключением случаев осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта индивидуального жилищного строительства. В случае, если при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объекта капитального строительства осуществляется государственный строительный надзор, осмотр такого объекта органом, выдавшим разрешение на строительство, не проводится.
Основанием для отказа в выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию является:
- 1) отсутствие документов, указанных в Градостроительном Кодексе РФ;
- 2) несоответствие объекта капитального строительства требованиям градостроительного плана земельного участка;
- 3) несоответствие объекта капитального строительства требованиям, установленным в разрешении на строительство;
- 4) несоответствие параметров построенного, реконструированного, отремонтированного объекта капитального строительства проектной документации. Данное основание не применяется в отношении объектов индивидуального жилищного строительства.
Разрешение на ввод объекта в эксплуатацию выдается только после передачи заказчиком безвозмездно в федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления, выдавшие разрешение на строительство, сведений о расположении, площади, о высоте и об этажности планируемого объекта капитального строительства, о расположении сетей инженерно-технического обеспечения в границах земельного участка и планировочную организацию земельного участка, одного экземпляра копии результатов инженерных изысканий и по одному экземпляру копий разделов проектной документации, предусмотренных Градостроительным Кодексом, или одного экземпляра копии схемы планировочной организации земельного участка с обозначением места размещения объекта индивидуального жилищного строительства.
Отказ в выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию может быть оспорен в судебном порядке.
Разрешение на ввод объекта в эксплуатацию является основанием для постановки на государственный учет построенного объекта капитального строительства, внесения изменений в документы государственного учета реконструированного объекта капитального строительства. В разрешении на ввод объекта в эксплуатацию должны быть отражены сведения об объекте капитального строительства в объеме, необходимом для осуществления его государственного кадастрового учета. Состав таких сведений должен соответствовать установленным в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» требованиям к составу сведений в графической и текстовой частях технического плана.
Форма разрешения на ввод объекта в эксплуатацию устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (Постановление Правительства РФ от 24.11.2005 N 698).
Выдача разрешения на ввод объекта в эксплуатацию при отсутствии заключений уполномоченных на осуществление государственного строительного надзора федерального органа исполнительной власти, органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в случае, если при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объекта капитального строительства законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности предусмотрено осуществление государственного строительного надзора, — влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
Эксплуатация объекта капитального строительства без разрешения на ввод его в эксплуатацию, за исключением случаев, если для осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства не требуется выдача разрешения на строительство, —
влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи рублей; на должностных лиц — от одной тысячи до двух тысяч рублей; на юридических лиц — от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.
строительная компания менеджмент качество
Объективная сторона правонарушения, предусмотренного ч.2 данной статьи, состоит в несоблюдении установленных правил приемки и ввода объектов в эксплуатацию.
ИсточникКак составляется акт приемки объекта капитального строительства, его бланк
Для того, чтобы принять в эксплуатацию любой объект капитального строительства, он должен соответствовать технической документации и требованиям безопасности. Одним из обязательных документов является акт сдачи-приемки объекта капитального строительства, о котором будет подробно рассказано — от бланка до порядка оформления.
Порядок оформления сдачи-приемки объекта
Зачем нужен акт приемки объекта капитального строительства?
В соответствии с Российским законодательством, а именно Гражданским кодексом (ГК), любое строительство регулируется договором подряда. Ему отведена целая глава в этом Федеральном акте.
На основании норм этого акта сторонами договора о подряде является заказчик (физическое или юридическое лицо, которое заказывает строительные работы), подрядчик (юридическое лицо, которое обязуется выполнить строительные работы).
В свою очередь подрядчик имеет право привлекать также субподрядчиков, другие организации, которые могут выполнять определенные работы.
Согласно статье 743 ГК перед началом таких работ, стороны должны предоставить друг другу следующие документы:
- документы, содержащие всю техническую информацию о будущем объекте (чертежи, различные разрешительные бумаги), их предоставляет заказчик;
- сметные бумаги, в которых детально расписываются все будущие затраты на проведение работ включая время и сдачу объекта в эксплуатацию, их предоставляет заказчик и координирует с подрядчиком.
Оформлением договорных обязательств будет составление соглашения о подряде между сторонами. После проведения всех согласовательных процедур, а также сооружения объекта, стороны обязаны оформить акт о сдаче — приемке здания или иного строения. Данный процесс регулируется нормами статьи 753 ГК.
Согласно им сдача и прием объекта завершенного строительства должна происходить таким образом:
- Стороны приезжают на объект, после чего детально осматривают его на предмет выполнения всех технических условий и регламентов, которые были заложены в проектной и сметной документации.
- Следующим шагом является составление и подписание акта по приемке и сдаче сооружения или здания.
Стороны могут отказаться это сделать, но тогда должны в этом документе детально описать свои возражения. Нужно запомнить, что факт отказа в подписании бумаги по приему и передачи объекта строительства не влечет за собой недействительность этого документа.
Любая сторона может обратиться в суд и признать его законным. Но если у того, кто его не подписал, будут сильные аргументы, суд признает этот акт незаконным, что повлечет за собой возмещение ущерба виновной стороной.
Составление акта
Как было указано выше, Гражданский кодекс обязывает стороны составить и подписать данный документ. Исходя из этого акт приемки и сдачи обязан быть составлен в письменном виде, его должны подписать только заказчик и подрядчик.
Если в работах принимали участие субподрядчики, они все равно не касаются приемки и передачи. Они просто выполняют определенные работы.
К сожалению, в Гражданском кодексе не содержится норма, устанавливающая обязательные требования к такому акту. Формы таких актов можно найти в Постановлении № 71 с литерой а, датированном от 30.10.1997 года, которое вынесено Госкомстатом РФ. Согласно этого нормативного акта, существует две формы таких документов:
- документ формы КС-11, который составляется в том случае, если при проведении приемки отсутствует специальная комиссия (касается частной коммерческой недвижимости и других сооружений);
- документ формы КС-14, который составляется в том случае, когда в приемке и сдаче, помимо заказчика и подрядчика принимает участие специальная комиссия (касается сооружаемых объектов повышенной сложности, жилых многоквартирных домов, объектов повышенной опасности и сложности).
По своей сути данные формы различаются между собой только тем, что в первом случае подписи ставят уполномоченные лица заказчика и подрядчика, а во втором случае со стороны заказчика выступает созданная им специальная комиссия им.
Комиссия создается на основании приказа или распоряжения директора юридического лица, муниципалитета, государственного органа. Все зависит от того, кто является заказчиком.
Нужно запомнить, что данный акт является документом строгой отчетности. Поэтому он должен храниться в бухгалтерской документации, и на основании него будут происходить амортизационные отчисления по сооруженному дому или зданию.
Акт приемки объекта капитального строительства — бланк и порядок оформления
Естественно, если данная форма утверждена Постановлением Госкомстата РФ, значит там находятся и рекомендации по правильности ее оформления и заполнения.
Для профессиональных строителей это не представляет особой сложности, но новички в этом вопросе часто допускают различные ошибки, вызванные их неопытностью.
Данная форма утверждена Постановлением Госкомстата РФ
В акте формы КС – 11 должны быть указаны следующая обязательная информация:
- общая информация о сооруженном строительном объекте (площадь, этажность, материалы, из которого он построен);
- информация о проведении заказчиком осмотра сооруженного здания или иного строения, а также различных испытательных мероприятий на прочность, качество конструкции;
- заказчик указывает информацию о том, что после проведенного осмотра и испытаний он принимает сооружение или здание;
- исполнитель работ детально расписывает все понесенные расходы, обосновывая полученные средства за свою работу;
- стороны в обязательном порядке указывают, что не имеют каких-либо претензий друг к другу, если они есть, тогда заказчик или подрядчик должны указать какие именно замечания у них имеются, а также детально расписать их в акте;
- в данном документе заказчик указывает, что принимает объект на свой баланс и ставит его на учет (это необходимо для ведения бухгалтерского учета).
После указания вышеуказанной информации стороны скрепляют это своими подписями и печатями (обязательное требование для юридических лиц).
Акт форму КС – 14 практически ничем не отличается от КС-11, но есть одно существенное различие. Как было указано выше, одна из сторон подписантов будет являться комиссия, которая создается заказчиком.
Обычно комиссия присутствует, когда заказчиком является муниципалитет, государственные органы, либо инвестиционные компании, которые занимаются строительством коммерческих объектов или жилых многоквартирных домов. В акте КС-14 также прописывается вся вышеуказанная информация.
Последнее, на что нужно обратить внимание, это документы, которые прилагаются к документам КС-11 и 14, они следующие:
- бумаги, в которых детально расписываются промежуточные испытания несущих и иных конструкций;
- документы (акты) о проведении различных испытаний;
- финансовые документы о выявленных и проведенных скрытых работах и их стоимость;
- геодезические фотографии, а также другие испытания;
- бумаги, на основании которых проводились лабораторные испытания, диагностики, а также их оформленные заключения.
Важно запомнить, что после вступления в законную силу нового законодательного акта о бухгалтерском учете, обязательная форма актов КС-11 и 14 утратила свою силу. Теперь они могут заполняться в произвольной форме.
Нюансы и особенности оформления актов
Теперь перейдем к рассмотрению некоторых нюансов при составлении этих актов. О форме КС – 11 уже было рассказано выше. Есть один важный нюанс, о котором нужно знать при составлении документа КС-14.
Как было указано выше, документ формы КС-14 подписывается помимо исполнителя комиссией заказчика. В ее состав могут входить разные специалисты, которые имеют свое мнение и знания.
Исходя из этого, кто-то из членов комиссии может и не согласится, например, с объемом выполненных работ, качеством материалов или строительством.
Поэтому действующее законодательство предусматривает возможность неподписания акта со стороны одного, нескольких или всех членов комиссии, если они не согласны с какими-либо действиями со стороны исполнителя.
Если акт не хочет подписывать один член комиссии, он обязан написать мотивированный отказ и указать на недостатки, которые выявлены с его стороны.
Если его отказывается подписывать вся комиссия или ее большинство, тогда подрядчику необходимо будет признавать такой документ действительным только в судебном порядке.
Нужно запомнить, что в процессе оформления таких актов нужно привлекать узконаправленных специалистов. Поскольку сразу после подписания бумаг о приемке передачи строительного объекта всю ответственность за его дальнейшую эксплуатацию, безопасность несет заказчик.
Практика показывает, что не все строительные организации стараются придерживаться всех правил и норм в связи с желанием побольше заработать на таких подрядах.
Согласно действующему законодательству на сегодняшнее время подписание акта о приемке-сдаче объекта капитального или иного строительства является обязательным. Такие документы содержатся в Постановлении Госкомстата РФ (формы КС-11 и 14).
Подробней об объектах незавершённого строительства, актах сдачи-приёмки, срочном договоре в видео.
ИсточникПорядок составления Акта приемки объекта капитального строительства
Несмотря на то, что федеральный закон №402-ФЗ «О бухгалтерском учете» отменил необходимость применения в ряде случаев унифицированных форм, сдача-приемка законченного объекта строительства до сих пор осуществляется с помощью актов, утвержденных Госкомстатом РФ.
Эти акты удобны всем сторонам сделки, а потому не выходят из делового и бухгалтерского оборота.
Оформление процесса сдачи-приемки строительства
Все строительные работы подчиняются нормам гражданского законодательства РФ, в частности, его главе 37, параграфу о строительном подряде.
На основе ст.743 ГК РФ первоначально на объект оформляется:
- техническая документация, в которой определяется объем и характер строительных работ; , в которой высчитывается стоимость всех работ.
Содержание и состав технической документации утверждаются в договоре на строительный подряд. В этом же договоре предусматривается, какая из сторон сделки и в какие сроки обязана будет предоставить данную документацию. Что касается сметы, ее представляет подрядчик (т.е. исполнитель).
Сдача заказчику объекта, по которому закончены все работы, производится в соответствии с нормами ст.753 ГК РФ:
- приемка заказчиком выполненных работ оформляется актом, какой подписывается обеими сторонами;
- если одна из сторон не считает необходимым подписывать акт в силу выявленных дефектов или по иным причинам, в акте должна быть сделана отметка об отказе подписания;
- признать такой односторонне подписанный акт недействительным можно только в судебном порядке и при условии, что мотивы отказа от заверения акта обоснованны.
Форма данного акта в Гражданском Кодексе РФ не предусмотрена. Поэтому на практике используются старые формы, которые до 2012 года признавались унифицированными:
- акт формы КС – 11;
- или акт формы КС – 14 – используется для объектов, при сдаче-приемке которых требуется присутствие комиссии.
Оба акта утверждены Госкомстатом РФ в Постановлении от 30.10.97г. №71-а. Применение указанных форм, которое стало не обязательным из-за вступления в силу закона о бухучете №402-ФЗ, теперь должно быть оговорено непосредственно в заключаемом договоре.
Стоит отметить, что акт о приемке объекта, по которому закончено строительство, должен подписываться заказчиком только после того, как он провел необходимые обследования, контрольные испытания и иные проверки.
К акту о сдаче-приемке работ должны быть приложены документы, которые подтверждают готовность сдаваемого объекта к эксплуатации, в частности:
- документы на промежуточный прием основных конструкций;
- акты о проведении различных испытательных работ;
- подтверждения освидетельствования скрытых работ;
- геодезические съемки;
- документы по лабораторному контролю, и иные.
Состав сопровождающей сдачу-приемку объекта документации регламентируется распорядительными нормативными актами субъектов РФ.
Составление акта
Данный документ является основополагающим в процессе приемки и сдачи завершенного строительства. Его обязательное оформление оговорено в Гражданском Кодексе РФ в статье 753.
С помощью этого документа:
- происходит подтверждение факта приема-сдачи объекта;
- подтверждается отсутствия претензий со стороны заказчика к объекту;
- обосновываются понесенные заказчиком расходы на строительство объекта;
- осуществляется постановка объекта на учет заказчика.
Исходя из последних двух утверждений, акт приемки завершенного строительства имеет большое значение для целей бухгалтерского и налогового учетов:
- на основании статьи 9 закона №402-ФЗ у каждой хозяйственной операции должно быть подтверждение в виде первичного документа, который обеспечивает возможность отражения данной операции в бухучете;
- расходы на основании налоговой статьи 252 должны быть обязательно документально подтверждены, чтобы их признали в налоговом учете. В частности, в ст.272 (п.2) НК РФ датой признания материальных издержек предприятия считается день подписания акта приемки-сдачи выполненных работ.
Таким образом, без акта завершенное строительство не считается признанным и принятым.
Какую форму акта нужно применять?
Прежде всего, стоит напомнить, что поскольку указанные формы не являются теперь обязательными, их применение для конкретных объектов должно быть оговорено в договоре строительного подряда. Но какую из форм следует применять?
Госкомстат РФ в своем Постановлении №71-а от 30.10.1997г. утвердил два практически идентичных документа – КС-11 и КС-14, – которые используются для принятия полностью завершенного строительства.
Однако у данных документов есть существенные различия, которые определяют их сферу и порядок применения:
- при оформлении акта КС-14 одной из сторон, которая участвует в приемке объекта, является приемочная комиссия. Эту комиссию формирует заказчик или инвестор. А вот при оформлении акта КС-11 участвуют только две стороны – подрядчик (исполнитель) и заказчик (инвестор);
- форма КС-14 служит не только для приемки объекта, но и для признания его основным средством и для его ввода в эксплуатацию. Акт КС-11 служит лишь подтверждением приемки объекта при его полной готовности и используется потом при оформлении документов на введение в эксплуатацию объекта и при его включении в состав основных фондов;
- КС-14 используется при приемке объектов, которые были возведены, в том числе и за счет средств льготного кредитования;
- с помощью КС-14 отражается информация о работе всех коммуникаций на объекте, о соответствии введенного в эксплуатацию объекта и проекту, и строительным и иным нормам. В акте КС-11 отражается соответствие готового объекта утвержденным проектным данным;
- если КС-11 свидетельствует о принятии объекта путем подписания акта исполнителем и заказчиком, то КС-14 служит подтверждением принятия объекта только после вынесения соответствующего решения приемочной комиссией. Это решение выносится в самом акте КС-14, который подписывается только комиссией.
Акт КС-14 составляется тогда, когда действующим законодательством (ст.753, ГК РФ) прием объекта возможен только при наличии соответствующей комиссии, состоящей из представителей следующих надзорных органов:
- санитарно-эпидемиологического;
- экологического;
- пожарного;
- архитектурно-строительного;
- и иных заинтересованных структур.
Во всех остальных случаях используется форма КС 11.
Порядок оформления
И для этого, как правило, используются именно формы КС-14 либо КС-11, которые утверждены 30.10.97г.в Постановлении Госкомстата РФ №71а. Эти акты составляются не на отдельные этапы стройки, а на приемку законченного объекта.
Составляются акты на бумажном носителе и в том количестве экземпляров, которое отвечает числу участвующих в сделке сторон или иным условиям (обычно не менее 2-х экз.).
Подписание документов производится:
- акты КС-11 – представителем генерального подрядчика (т.е. исполнителя работ) и представителем заказчика или иным лицом, которого уполномочил на это инвестор (заказчик);
- акты КС-14 – дополнительно членами комиссии, которая участвовала в приемке объекта.
Оформление актов осуществляется:
- КС-11 – заказчиком. Он оформляет приемку по результатам проведенных им проверок, испытаний, и т.д., и на основании заключений надзорных органов (пожарный надзор, экологический и т.д.);
- КС-14 – заказчиком и членами комиссии. Документ составляется по результатам проведенных указанными лицами проверок, обследований и т.д., и на основе заключений, данных органами надзора.
Введение в эксплуатацию построенного объекта, который принят заказчиком, регистрируется заказчиком (т.е. пользователем данного объекта) в органах местной исполнительной власти и в том порядке, какой ими установлен для подобных случаев.
Акты служат основанием для расчетов с исполнителем работ.
Нюансы составления
Прежде всего, стоит отметить, что официальных разъяснений по поводу заполнения актов формы КС нет.
Но на практике при их заполнении учитывается следующее:
- в графе «Организация» прописывается название заказчика и его ОКПО;
- в п.3 шапки актов «В строительстве принимали участие» указываются все субподрядные организации – их наименования, юридические адреса, банковские реквизиты и виды выполненных ими работ. Перечень выполненных работ ставится обычно вначале, а реквизиты и название их исполнителя потом и рядом. В случае если таковых «помощников» не было, в графе проставляется прочерк;
- если есть приложения к актам, то их номера указываются в п.9 и в п.10;
- если выполнялись работы по благоустройству (озеленение, обустройство дорог, и т.д.), они указываются в п. 11 форм. Если таковые работы не производились, в таблице ставятся прочерки;
- в п.12 указывается стоимость работ по утвержденной смете. Причем, все цифры здесь указываются прописью, кроме копеек;
- в п.13 актов «Стоимость принимаемых основных фондов» указывается фактическая оценка объекта, которая отражается на счете 08, включая и вознаграждение подрядчика. Все цифровые значения ставятся прописью.
Особенности оформления
Акты формы КС 11 и 14 предназначены для окончательного приема объекта. Они не заполняются при поэтапной сдаче работ. Объект, завершенный строительством, считается принятым, если подписаны именно эти акты (не конкретно такой формы).
Кроме того, они являются основанием для:
- оформления ввода в эксплуатацию объекта (ст. 55, Градостроительный кодекс РФ);
- принятия в налоговом учете расходов (ст. 252, НК РФ);
- отражения хозяйственной операции (ст.9, закон №402-ФЗ);
- принятия основного средства на учет (Госкомстат РФ, Постановление №71а, 30.10.97 г.).
Что касается таких документов, как КС-2 и КС-3, то они оформляются на поэтапную сдачу работ, если такая сдача предусмотрена в подрядном договоре. Кроме того, указанные формы используются и тогда, когда при возведении объекта на отдельные виды работ привлекаются субподрядчики. И без этих промежуточных форм также нельзя признать расходы в учете и подтвердить фактическую стоимость принимаемого объекта, по которому завершено строительство.
О вводе в эксплуатацию объектов строительства рассказано в следующем видеосюжете:
Источник