Член Ассоциации СРО «Большая Волга»
- Начало /
- Публикации /
- Дорожные одежды /
- Контроль качества дорожных одежд
Контроль качества дорожных одежд
Контроль качества является важной частью технологии строительства, он направлен на обеспечение высокого качества работ, выполнения технологических норм и правил, обеспечения минимальных трат ресурсов. Контроль сопровождает каждую технологическую операцию.
В дорожном строительстве выделяют три вида контроля: входной, операционный, приемочный.
Входной контроль проектно-сметной документации предусматривает проверку ее комплексности и качества. Качество проектных решений проверяют соответственно инструкций о последовательности проведения экспертизы проектов и смет на строительство (СН 213-73).
Входной контроль материалов подразделяют на качественный и количественный. Качественный контроль проводят путем лабораторных исследований в соответствии с действующими государственными стандартами не позднее 36 часов с момента получения материалов, с регистрацией результатов в журналах входного контроля. Количественный контроль предусматривает контроль качества и количества полученных материалов при их получении с регистрацией в тех же журналах.
Видеолекция Организация контроля качества дорожных работ. Основные виды контроля
Операционный контроль – контроль технологического процесса выполнения строительных работ, который выполняют параллельно с исполнением технологических операций. Основными задачами операционного контроля качества выполнения работ является и обеспечение требуемого уровня качества строительства дорог; своевременные проявления причин возникновения дефектов при выполнении работ и принятия методов по их устранению; повышение личной и коллективной ответственности исполнителей и инженерно-технического отдела за качество выполнения дорожно-строительных работ. Операционный контроль качества выполняют в соответствии со схемами операционного контроля качества на производство дорожно-строительных работ.
Схемы операционного контроля качества должны содержать: эскизы конструкций с указанием допустимых отклонений по СНиП; перечень операций, выполнение котрых должен проверять производитель работ или мастер; ведомости про состав контроля, установленный на основании требований норм и рабочих чертежей (как и чем должна проводиться проверка, наименование измеритеьных приборов, инструментов); сроки проведения контроля (когда и как часто проверяется); перечень операций, контролируемых при участии строительной лаборатории, геодезической службы и специалистов, которые занимаются контролем отдельных видов работ; перечень скрытых работ, подлежащих сдаче представителям технического надзора заказчика. Схемы операционного контроля являются основным рабочим документом при выполнении операционного контроля. Журнал операционного контроля ведется в соответствии со схемами операционного контроля.
Лабораторный контроль существует для определения соответствия строительных материалов, изделий, конструкций, строительно-монтажных работ требованиям нормативно-технической и проектной документации, а также контроля выполнения технологических режимов. Лабораторный контроль выполняют при входном контроле поступающих строительных материалов, изделий и конструкций, операционном контроле строительно-монтажных работ, приемочном контроле, а также инспекционных проверках качества. Результатом лабораторного контроля является заключение про качество материалов, изделий, конструкций и строительных работ.
Контроль качества дорожно-строительных работ
Геодезический контроль предусматривает инструментальную проверку правильности выполнения строительных работ в соответствии с геометрическими параметрами проекта и требований норм, отбраковывание выполняемых работ при нарушении допускаемых отклонений геометрических размеров.
Оценка качества и приемка законченных работ и объектов выполняется в соответствии с требованием проектов, СНиП, ТУ по установленной номенклатуре показателей качества. Среди них: объем производства продукции высшей, первой и второй категории качества в процентах от общего объема продукции; процент объектов, сданых в эксплуатацию с оценками «отлично» и «хорошо»; средний балл качества по конструктивным элементам.
Таблица 5.1. Контроль качества устройства песчаных и песчано-гравийных слоев оснований и покрытий (операционный).
Источник: sts-penza.ru
Основные виды контроля качества выполняемые в процессе дорожного строительства
Это комплекс методических указаний по выявлению показателей качества применяемых строительных материалов, технологических процессов, готовой продукции и сравнения их с требованиями проекта, норм и стандартов
На стадии разработки целью контроля качества является обеспечение соответствия качества разрабатываемого изделия требованиям технического задания, действующих нормативно-технических документов и современному техническому уровню.
Основными задачами контроля качества при разработке являются:
- оценка уровня качества разрабатываемых изделий;
- проверка правильности использования в принимаемых технических решениях современных научно-технических достижений и выполнения требований технического задания;
- проверка выполнения требований стандартов ЕСКД, ЕСТД, ЕСТПП и других нормативных документов, предъявляемых к процессу разработки и к разрабатываемой документации;
- получение полной и достоверной информации о всех отклонениях объектов контроля от заданного качества для принятия соответствующих решений в системе управления качеством.
3. Применение входного контроля качества в дорожно-строительных организациях.
Практика дор. строительства показывает, что принципиальное решение проблемы качества должно базироваться на территориально-комплексной системе управлением качества работ (ТКС УКР)
Под данной системой управления понимают совокупность технических, организационных, социальных, правовых и др. воздействий на производственные процессы, обеспечивающие оптимальный уровень качества продукции и максимальный уровень эффективности производства.
Данная система включает в себя:
А) инструкцию по проведению проверок качества
Б) регламент независимого контроля
В)методику применения административно-финансовых санкций за нарушение качества строительства.
Проведение отбора проб нерудных материалов
Нерудные материалы (песчано-гравийные, песчано-щебеночные, песчано-гравийно-щебеночные смеси, пески, отсевы дробления), а также подобные материалы из отходов промышленности, предназначенные для обработки вяжущими, должны иметь зерновой состав, отвечающий требованиям
Максимальная крупность зерен, мм | Полный остаток, %, на сите с размером отверстия, мм | |||||||||
2,5 | 1,25 | 0,63 | 0,28 | 0,14 | 0,071 | |||||
0-10 | 20-40 | 40-65 | 50-80 | 60-88 | 70-93 | 75-96 | 80-97 | 85-98 | 90-99 | |
— | 0-10 | 20-40 | 36-64 | 50-80 | 60-88 | 70-93 | 75-96 | 80-87 | 85-98 | |
— | — | 0-10 | 20-40 | 40-65 | 50-80 | 60-88 | 70-93 | 75-96 | 80-97 | |
— | — | — | 0-10 | 30-50 | 51-75 | 66-87 | 76-93 | 83-96 | 85-98 | |
2,5 | — | — | — | — | 0-10 | 30-50 | 51-75 | 66-87 | 76-93 | 83-96 |
Проведение отбора проб битумных материалов и сырья для производства битумов.
Учитывая, что показатели свойств материалов существенно зависят от правильности отбора пробы, которая должна максимально достоверно характеризовать эти свойства, обычно порядок отбора и подготовки пробы к испытанию строго регламентируется.
Для определения свойств битума, дегтя, пека, масла, эмульсии, поступающих на строительную площадку, и установления соответствия их данным, приведенным в сопроводительном паспорте, пробу отбирают таким образом, чтобы она наиболее полно отражала свойства поступающей партии материалов.
При поступлении битума в бочках, бумажных мешках, бидонах в зависимости от размера поступающей партии отбирают для получения средней пробы от 1 до 20 % всех единиц тары. Из каждой выделенной единицы с глубины не менее 10 см от поверхности и на таком же расстоянии от ее краев отбирают пробу весом не менее 100 г, с тем, чтобы общий вес пробы составил 1—3 кг.
При поступлении битума или дегтя в цистернах или бункерных полувагонах пробу можно отбирать при сливе в хранилища или после слива из хранилищ. Во избежание загрязнения посторонними материалами пробу не следует брать с поверхности цистерны, бункерного полувагона или хранилища.
Рекомендуется брать три пробы весом по 2 кг, каждую из верхней части емкости или хранилища (с глубины не менее 15 см от поверхности), из середины и из нижней части (не ниже 15 см от дна). Взятые пробы смешивают и из смеси отбирают для испытания среднюю пробу весом 2—3 кг. Если для взятия пробы нет специального прибора, то можно пользоваться металлической трубкой диаметром 4— 5 см ( 2), которую погружают в испытываемый материал. После погружения трубки на необходимую глубину открывают верхнюю крышку и после того, как трубка наполнится, ее закрывают, вынимают и содержимое выливают в сосуд для получения образца, характеризующего среднюю пробу доставленного материала.
Схемы лабораторного контроля качества, их назначение и составление.
Лабораторный контроль- неотъемлемая часть контроля качества дорожно-строительных работ.
Схема: — осуществление в ходе строительства реконструкции и ремонта а/д общего пользования и искусственных сооружений входного контроля ДСМ, строительных конструкций, поступающих от поставщиков или вспомогательного производства
— осуществление операционного контроля технологических операций во время их выполнения и после завершения, а также приемочного контроля отдельных эл-в а/д
— осуществление систематического контроля за соблюдением утвержденных рецептов в производстве, корректировка и утверждение составов, при замене исходных материалов и усл-й производства работ
— руководство деятельностью службы лаб. контроля структурных подразделений, контроль соблюдения ими процедур проведения лаб. и полевых испытаний
— внедрение новых технологий испытательного оборудования, лаб. контроля и полевых испытаний
— ведение и хранение исполнительной документации, контроль состояния оборудования
— обеспечение мероприятий по охране труда и технике безопасности при проведении испытаний
— организация учебы сотрудников лаборатории, внедрение передового опыта в организацию
— ведение учета оснащенности испытательной лаборатории
Операционный контроль качества, его цели и задачи
В соответствии с пунктом 7.5* СНиП 3.01.01-85* «Организация строительного производства» «при операционном контроле следует проверять соблюдение технологии выполнения строительных процессов; соответствие выполняемых работ рабочим чертежам, строительным нормам, правилам и стандартам. «.
Результаты операционного контроля должны фиксироваться в журнале работ.
Операционный контроль должен осуществляться в ходе выполнения строительных процессов или производственных операций и обеспечивать своевременное выявление дефектов и принятие мер по их устранению и предупреждению.
Порядок проведения операционного контроля.
Ведение основной исполнительской производственно-технической документации при строительстве, реконструкции а/д и искусственных сооружений.
Операционный контроль качества при возведении земляного полотна
Контроль технических параметров покрытий при приемки автодорог
Основные виды контроля качества выполняемые в процессе дорожного строительства
А) кач-во документации по проекту
Б) кач-во используемых строительных материалов
В) эффективностью использования потенциальных возможных средств механизации и автоматизации технологических процессов
Г) соблюдением установленных норм
Д) уровнем квалификации инженерно-технических работников и рабочих
Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычислить, когда этот.
ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между.
ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры.
Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.).
Источник: zdamsam.ru
Виды контроля
В дорожном строительстве различают три вида контроля: входной, операционный, приемочный.
Входной контроль заключается в испытании грунтов, исходных материалов и смесей. Его целью является обоснование возможности применения грунтов, материалов и смесей в строительстве дорожных сооружений.
Операционный контроль заключается в измерении показателей качества выполнения технологических операций и сопоставлении их с проектными или нормативными значениями. Его целью является обеспечение качества объекта путем регулирования параметров технологических процессов.
Приемочный контроль состоит в определении показателей качества закопченных дорожных сооружений и сопоставлении их с проектными или нормативными значениями. Его цель — оценка качества готовых дорожных сооружений.
До начала сооружения земляного полотна проверяют соответствие фактических показателей состава и состояния грунта принятым в проекте. Состав характеризуют гранулометрическим составом грунта (крупностью частиц) и пластичностью глинистых грунтов (числом пластичности и показателем текучести), которые определяют по наименованию вида и разновидности грунта, наличию крупных включений, влажности.
Состояние характеризуют влажностью (естественной, оптимальной влажностью, полной влагосмкостью, степенью влажности, влажностью на границе текучести и границе раскатывания) и плотностью (дисперсного грунта, сухого грунта, частиц грунта, пористостью и коэффициентом пористости).
При входном контроле проверяют:
- ? состав грунта по наименованию вида и разновидности;
- ? наличие крупных включений;
- ? влажность грунта в резервах, выемках, карьерах.
Проверка резервов, карьеров, выемок производится путем
бурения или шурфования с отбором проб. Глубина отбора проб должна соответствовать проектной глубине выработки. При однородных грунтах допустимо отбирать одну пробу, при изменении состава или влажности — нс менее трех по глубине.
При входном контроле на опытных захватках выполняется настройка технологического процесса уплотнения грунтов методом «пробного уплотнения».
При операционном контроле проверяют:
- ? толщину снимаемого плодородного слоя (контролируют по разности отметок, непосредственному измерению на обрезе, цвету грунта);
- ? плотность грунта в основании земляного полотна, в слоях насыпи (плотность дисперсного грунта по оси земляного полотна и в 1,5. 2 м от бровки, а при ширине отсыпаемого слоя более 20 м дополнительно посередине между осью и бровкой) (рис. 17.1). Плотность грунта на откосах контролируют путем отбора проб в центре откоса и на расстоянии 1 м от бровки и подошвы земляного полотна;
- ? влажность используемого грунта (естественную влажность);
- ? толщину отсыпаемых слоев с учетом осадки на уплотнение (по разности отметок);
Рис. 17.1. Схема измерения плотности грунта земляного полотна: а — при ширине отсыпаемого слоя В’ 20 м; 1-5 — места контроля плотности грунта земляного полотна
- ? однородность грунта в слоях насыпи (при визуальной оценке принимается во внимание цвет, степень агрегированности и технологические особенности — липкость, для точного измерения определяют показатель максимальной неоднородности);
- ? ровность поверхности (визуальный контроль);
- ? поперечный профиль земляного полотна (измеряют ширину земляного полотна, расстояние между осью земляного полотна и бровкой, поперечный уклон, крутизну откоса). Проверку выполняют нивелированием и мерной лентой;
- ? внешний вид и соответствие проектным показателям водоотводных и дренажных сооружений (размеры и продольный уклон).
При сооружении земляного полотна на болоте дополнительно определяют:
? коэффициент фильтрации песка в прорезях и дренах (производят отбор проб с последующим лабораторным определением коэффициента фильтрации на приборе СоюздорНИИ).
Отклонение полученных данных от проектных не должно превышать 10 %.
Приемочный контроль земляного полотна производится после его сооружения с оформлением соответствующего акта, без которого начало работ по строительству дорожной одежды не допускается. Различают следующие виды приемки работ:
- ? приемка скрытых работ (проводится в случае, если конструктивные элементы будут частично или полностью скрыты последующими работами);
- ? промежуточная приемка выполненных работ (для определения качества и объема работ, оплачиваемых заказчиком);
- ? приемка в эксплуатацию (производится государственной комиссией).
Акты освидетельствования скрытых работ составляют после выполнения следующих работ:
- ? снятия плодородного слоя почвы, выторфовывания, устройства уступов на косогорах, замены грунтов, устройства свайных оснований под насыпями, устройства гидро- и теплоизоляционных слоев; укладки армирующих элементов, слоев текстильных материалов;
- ? устройства водоотвода и дренажей, укрепления русел у водопропускных сооружений;
- ? возведения и уплотнения земляного полотна и подготовки его поверхности для устройства дорожной одежды;
- ? засева трав на откосах;
- ? восстановления плодородного слоя почвы при рекультивации.
До предъявления земляного полотна к сдаче-приемке производят приемку водоотвода, дренажей, подпорных стенок, противооползневых сооружений.
Земляное полотно подлежит промежуточной приемке в общем процессе строительства автомобильной дороги. Приемочный контроль включает:
- ? освидетельствование: визуальное, документации скрытых работ, производственного контроля, результатов лабораторных испытаний, ведомостей оползневых участков, наблюдений за осадкой земляного полотна на слабых грунтах;
- ? контрольные замеры.
Вместе с приемкой земляного полотна составляются акты о приемке резервов и карьеров после рекультивации.
Источник: studref.com