Допуск к работам, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства
1. Индивидуальный предприниматель или юридическое лицо вправе выполнять работы, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, при наличии выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к таким работам.
1.1. Индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, имеющие свидетельство о допуске к работам по организации подготовки проектной документации или организации строительства, вправе выполнять указанные работы при условии, если стоимость подготовки проектной документации или строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства по одному договору не превышает планируемую стоимость подготовки проектной документации или строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства, исходя из размера которой членом саморегулируемой организации был внесен взнос в компенсационный фонд саморегулируемой организации в соответствии с частями 6 или 7 статьи 55.16 настоящего Кодекса. Количество договоров о выполнении работ по организации подготовки проектной документации или организации строительства, которые могут быть заключены таким членом саморегулируемой организации, не ограничивается.
2. Индивидуальный предприниматель или юридическое лицо вправе иметь выданное только одной саморегулируемой организацией свидетельство о допуске к определенному виду работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства.
3. Индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, являющиеся членами саморегулируемой организации, не вправе выполнять вид работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, в случае, если таким индивидуальным предпринимателем или таким юридическим лицом не соблюдается хотя бы одно из требований указанной саморегулируемой организации к выдаче свидетельства о допуске к этому виду работ.
4. Перечень видов работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, устанавливается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. В указанном перечне должны быть определены виды работ, выполнение которых индивидуальным предпринимателем допускается самостоятельно, и виды работ, выполнение которых индивидуальным предпринимателем допускается с привлечением работников, а также должны учитываться особенности выполняемых гражданами для собственных нужд работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов индивидуального жилищного строительства и предназначенных для проживания не более чем двух семей жилых домов.
4.1. В случае внесения уполномоченным федеральным органом исполнительной власти изменений в перечень видов работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, указанные изменения вступают в силу не ранее чем через шесть месяцев со дня их внесения.
5. Саморегулируемая организация может выдать свидетельства о допуске к работам, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, в отношении только видов работ, решение вопросов по выдаче свидетельства о допуске к которым отнесено общим собранием членов саморегулируемой организации к сфере деятельности саморегулируемой организации.
6. Свидетельство о допуске к определенному виду или видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, выдается саморегулируемой организацией при приеме индивидуального предпринимателя или юридического лица в члены саморегулируемой организации, если такой индивидуальный предприниматель или такое юридическое лицо соответствует требованиям к выдаче свидетельств о допуске к указанным работам.
7. Индивидуальные предприниматели и юридические лица, являющиеся членами саморегулируемой организации на дату приобретения ею права выдачи свидетельств о допуске к работам, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, не получают свидетельств о допуске к работам, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства. Эти лица обязаны получить свидетельства о допуске в срок не позднее чем через один месяц с указанной даты в порядке, установленном настоящей статьей для внесения изменений в свидетельство о допуске к работам, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства.
8. Допуск к работам, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, подтверждается выданным саморегулируемой организацией свидетельством о допуске к определенному виду или видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства. Форма такого свидетельства устанавливается органом надзора за саморегулируемыми организациями.
9. Свидетельство о допуске к определенному виду или видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, выдается саморегулируемой организацией без ограничения срока и территории его действия. Выдача саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к работам, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, осуществляется без взимания платы.
10. Член саморегулируемой организации вправе обратиться в саморегулируемую организацию с заявлением о внесении изменений в свидетельство о допуске к определенному виду или видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства. В случае, если член саморегулируемой организации намеревается получить свидетельство о допуске к иным виду или видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, к такому заявлению должны быть приложены документы, подтверждающие соблюдение требований к выдаче свидетельств о допуске к указанным работам.
10.1. Свидетельство о допуске к работам по организации подготовки проектной документации или организации строительства выдается члену саморегулируемой организации только после внесения им взноса в компенсационный фонд саморегулируемой организации в целях увеличения общего размера взноса такого члена в компенсационный фонд саморегулируемой организации до размера взноса, установленного саморегулируемой организацией для членов саморегулируемой организации, получивших свидетельства о допуске к указанным видам работ, но не ниже минимального размера взноса в компенсационный фонд саморегулируемой организации, указанного в частях 6 и 7 статьи 55.16 настоящего Кодекса.
11. Основанием для отказа во внесении изменений в свидетельство о допуске к определенному виду или видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, является:
1) несоответствие индивидуального предпринимателя или юридического лица требованиям к выдаче свидетельств о допуске к указанным работам;
2) непредставление индивидуальным предпринимателем или юридическим лицом в полном объеме документов, предусмотренных частью 10 настоящей статьи;
3) невнесение взноса в компенсационный фонд саморегулируемой организации в случае, предусмотренном частью 10.1 настоящей статьи.
12. Отказ по основаниям, не указанным в части 11 настоящей статьи, не допускается.
13. Саморегулируемая организация в срок не более чем тридцать дней со дня получения документов, предусмотренных частью 10 настоящей статьи, осуществляет их проверку, принимает решение о внесении изменений в свидетельство о допуске к определенному виду или видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, или об отказе во внесении данных изменений с указанием причин отказа и направляет указанное решение лицу, представившему такие документы.
14. Саморегулируемая организация в срок не позднее чем в течение трех рабочих дней после принятия решения о внесении изменений в свидетельство о допуске к определенному виду или видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, выдает члену саморегулируемой организации свидетельство о допуске к определенному виду или видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, взамен ранее выданного свидетельства, а также вносит в порядке, установленном статьей 55.17 настоящего Кодекса, в реестр членов саморегулируемой организации необходимые сведения и направляет их в Национальное объединение саморегулируемых организаций.
15. Действие свидетельства о допуске к работам, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, прекращается в отношении определенного вида или видов работ:
1) по решению постоянно действующего коллегиального органа управления саморегулируемой организации, принятому на основании заявления члена саморегулируемой организации;
2) по решению постоянно действующего коллегиального органа управления саморегулируемой организации при установлении факта наличия у индивидуального предпринимателя или юридического лица выданного другой саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к такому же виду работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства;
3) по решению постоянно действующего коллегиального органа управления саморегулируемой организации в случае неустранения индивидуальным предпринимателем или юридическим лицом в установленный срок в соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 55.15 настоящего Кодекса выявленных нарушений, если действие свидетельства о допуске индивидуального предпринимателя или юридического лица к определенному виду или видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, приостановлено;
4) по решению суда;
5) в случае прекращения членства в саморегулируемой организации;
6) по решению общего собрания членов саморегулируемой организации в случае применения меры дисциплинарного воздействия в соответствии со статьей 55.15 настоящего Кодекса;
7) в случае исключения сведений о саморегулируемой организации в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства из государственного реестра саморегулируемых организаций.
16. Прекращение действия свидетельства о допуске к работам, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, влечет за собой последствия, указанные в пункте 5 части 2 статьи 55.7 настоящего Кодекса.
17. Решения саморегулируемой организации о выдаче свидетельства о допуске к работам, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, об отказе в выдаче такого свидетельства, об отказе во внесении изменений в свидетельство о допуске к указанным работам, о прекращении действия свидетельства о допуске к указанным работам, о приостановлении действия свидетельства о допуске к указанным работам, об отказе в возобновлении действия свидетельства о допуске к указанным работам, бездействие саморегулируемой организации при рассмотрении соответствующих вопросов могут быть обжалованы в арбитражный суд.
18. Сроки начала и прекращения действия свидетельства о допуске члена саморегулируемой организации к работам, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, определяются со дня внесения саморегулируемой организацией в реестр членов саморегулируемой организации соответственно сведений о выдаче свидетельства о допуске члена саморегулируемой организации к указанным работам и сведений о прекращении действия свидетельства о допуске члена саморегулируемой организации к указанным работам, за исключением случая, предусмотренного частью 19 настоящей статьи.
19. В случае исключения сведений о саморегулируемой организации из государственного реестра саморегулируемых организаций действие выданных индивидуальному предпринимателю или юридическому лицу такой саморегулируемой организацией свидетельств о допуске к работам, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, прекращается со дня исключения сведений о такой саморегулируемой организации из государственного реестра саморегулируемых организаций.
20. Индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, являющиеся членами саморегулируемой организации, сведения о которой исключены из государственного реестра саморегулируемых организаций, до принятия такого индивидуального предпринимателя или такого юридического лица в члены другой саморегулируемой организации не вправе принимать на себя новые обязательства по выполнению работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, на основании свидетельств о допуске, выданных саморегулируемой организацией, исключенной из государственного реестра саморегулируемых организаций.
ИсточникЧленство в саморегулируемой организации
С 1 января 2010 г. предпринимательская деятельность по выполнению инженерных изысканий, осуществлению архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства разрешена исключительно на основании выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске. Однако несмотря на требования законодательства многие хозяйствующие субъекты до сих пор не вступили в СРО, так как этот шаг сопряжен с существенными материальными затратами. О порядке вступления в СРО и последствиях выполнения работ без соответствующего свидетельства о допуске пойдет речь в настоящей статье.
Порядок вступления в СРО и выхода из нее.
Согласно п. 17 ст. 1 ГрК РФ саморегулируемой организацией в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства признается некоммерческая организация, сведения о которой внесены в государственный реестр СРО и которая основана на членстве индивидуальных предпринимателей и (или) юридических лиц, выполняющих работы в указанных сферах. В соответствии со ст. 55.18 ГрК РФ сведения о СРО вносятся Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору в государственный реестр саморегулируемых организаций.
Таким образом, прежде чем обратиться в СРО с заявлением о приеме в ее члены, необходимо ознакомиться с информацией, размещенной на сайте Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, в частности с перечнем видов работ, свидетельство о допуске к которым имеет право выдавать СРО.
Порядок приема в члены СРО описан в ст. 55.6 ГрК РФ. Ее членами могут быть юридические лица (в том числе иностранные) и индивидуальные предприниматели, соответствующие требованиям к выдаче свидетельств о допуске к работам, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства (далее – свидетельство о допуске). Для приема в члены СРО вышеуказанные лица должны представить следующие документы:
• заявление о приеме в члены СРО с указанием вида работ, свидетельство о допуске к которым намерен получить заявитель (форму заявления можно найти на сайте любой СРО);
• копия документа, подтверждающего факт внесения в соответствующий государственный реестр записи о госрегистрации индивидуального предпринимателя или юридического лица (свидетельство о государственной регистрации), копии учредительных документов юридического лица, а для иностранного юрлица – надлежащим образом заверенный перевод на русский язык копий документов о государственной регистрации юрлица в соответствии с законодательством соответствующего государства;
• документы, подтверждающие соответствие индивидуального предпринимателя или юридического лица требованиям к выдаче свидетельства о допуске (в силу ст. 55.5 ГрК РФ каждая СРО обязана разработать и утвердить эти требования, которые относятся к численности сотрудников и их квалификации, стажу работы, наличию у заявителя определенного имущества для выполнения работ);
• копия свидетельства о допуске, выданного другой СРО того же вида, в случае, если индивидуальный предприниматель или юридическое лицо является ее членом.
Решение о приеме (об отказе в приеме) заявителя в члены СРО и выдаче (отказе в выдаче) свидетельства о допуске к определенным работам должно быть принято СРО в течение 30 дней с момента получения вышеуказанных документов. Согласно ч. 5 ст. 55.6 ГрК РФ для отказа в получении членства имеются следующие основания:
1) заявитель не соответствует требованиям к выдаче свидетельства о допуске к определенному виду или видам работ;
3) заявитель уже имеет выданное другой СРО того же вида свидетельство о допуске к определенному виду работ, которые указаны в заявлении о приеме в члены СРО.
Свидетельство о допуске выдается в течение трех рабочих дней после дня принятия соответствующего решения, уплаты вступительного взноса и взноса в компенсационный фонд СРО (ч. 6 ст. 55.6 ГрК РФ). В этой связи отметим, что отдельные СРО выставляют в качестве условия приема в свои члены требование о единовременной уплате также и членских взносов, что является необоснованным.
Решение о приеме либо об отказе в приеме в члены СРО, ее бездействие при приеме могут быть обжалованы в арбитражном суде.
1. При добровольном выходе из СРО (членство прекращается со дня поступления в СРО соответствующего заявления).
2. При исключении по решению СРО из ее членов. В соответствии со ст. 55.10 ГрК РФ принятие решения по этому вопросу отнесено к исключительной компетенции общего собрания членов СРО и возможно только при:
• неоднократном в течение одного года или грубом нарушении членом СРО требований к выдаче свидетельств о допуске, технических регламентов, правил контроля в области саморегулирования, стандартов саморегулируемых организаций и (или) правил саморегулирования;
• отсутствии у индивидуального предпринимателя или юридического лица свидетельства о допуске хотя бы к одному виду работ.
Обратите внимание: ч. 7 ст. 55.8 ГрК РФ определяет, что при приобретении некоммерческой организацией статуса СРО индивидуальные предприниматели и юрлица, являющиеся на тот момент ее членами, не получают свидетельств о допуске к работам. Они обязаны получить эти свидетельства не позднее чем через один месяц со дня приобретения некоммерческой организацией статуса СРО в порядке, предусмотренном данной статьей, для внесения изменений в свидетельство о допуске.
Решение об исключении из членов СРО принимается общим собранием ее членов, кроме случая, когда данное решение основывается на отсутствии у индивидуального предпринимателя или юридического лица свидетельства о допуске к одному виду работ. Здесь решение об исключении вправе принять постоянно действующий коллегиальный орган управления СРО (правление, дирекция).
Подчеркнем, что в силу ч. 4 ст. 55.7 ГрК РФ лицу, прекратившему членство в СРО, не возвращаются уплаченные вступительный взнос, членские взносы и взносы в компенсационный фонд СРО [1] , если иное не предусмотрено федеральным законодательством. Такие случаи определены ст. 3.2 Федерального закона от 29.12.2004 № 191-ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации». В данной норме указано, что СРО возвращает индивидуальному предпринимателю или юридическому лицу, прекратившему членство, уплаченные ими взносы в компенсационный фонд, если указанные лица:
• получили свидетельство о допуске к определенному виду работ, которые до 1 августа 2010 года исключены из утвержденного Минрегионом Перечня видов работ (Приказ Минрегиона России от 30.12.2009 № 624 «Об утверждении Перечня видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства» (далее – Приказ № 624));
• не имеют свидетельства о допуске к иным видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства;
• прекратили членство в СРО добровольно или в связи с отсутствием свидетельства о допуске хотя бы к одному виду работ не раньше чем через два месяца и не позднее чем через шесть месяцев со дня исключения определенных работ из вышеуказанного Перечня.
СРО возвращает взнос, уплаченный в компенсационный фонд, в течение 10 дней со дня прекращения членства. Отметим, что со дня возврата указанного взноса СРО не может быть привлечена к субсидиарной ответственности в случае возмещения вреда, причиненного вследствие недостатков работ.
Исключенные из перечня виды работ и возврат взносов.
Как известно, лицензии на осуществление определенных строительных работ прекратили свое действие 1 января 2010 года С этого момента для выполнения работ, оказывающих влияние на безопасность объектов капитального строительства, необходимо иметь соответствующее свидетельство о допуске, выданное СРО. Первое время действовал Перечень видов работ , утвержденный Приказом Минрегиона России от 09.12.2008 № 274 (далее – Приказ № 274 ). Однако данный нормативный акт утратил силу с момента принятия Приказа № 624 , который утвердил новый Перечень. Позднее виды работ, оказывающие влияние на безопасность объектов капитального строительства, были уточнены ( Приказ Минрегиона России от 23.06.2010 № 294 ).
Однако в Письме от 15.06.2010 № 24099-РП/08 ведомство указало на следующее. Часть 9 ст. 55.8 ГрК РФ устанавливает, что свидетельство о допуске к определенному виду или видам работ выдается СРО без ограничения срока и территории его действия, поэтому прекращение действияПриказа № 274 формально не отменяет действие свидетельств о допуске, выданных в соответствии с данным нормативным актом.
Минрегион также отметил, что в практике деятельности государственных и частных заказчиков, комиссий по проведению конкурсов и аукционов, государственных экспертиз проектной документации и результатов инженерных изысканий, органов государственного строительного надзора, организаций строительного контроля, правоохранительных органов и др. могут возникнуть трудности сопоставления видов работ, указанных в свидетельствах, выданных в соответствии с Приказом № 274, и в Перечне, утвержденном Приказом № 624, поскольку в последнем виды работ сформулированы в большинстве случаев в иной редакции.
В этой связи Минрегион рекомендует лицам, осуществляющим инженерные изыскания, архитектурно-строительное проектирование, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства, выполнять виды работ, указанные в Перечне, утвержденном Приказом № 624, только после внесения данных видов работ в свидетельство о допуске, выдаваемое СРО.
Согласно названному Письму внесение изменений в свидетельства о допусках осуществляется в порядке, предусмотренном ч. 10 – 14 ст. 55.8 ГрК РФ. То есть для этого необходимо представить в СРО заявление о внесении изменений. К нему должны быть приложены документы, подтверждающие соблюдение требований к выдаче свидетельств о допуске, но лишь в том случае, если член СРО намеревается получить свидетельство о допуске к иным видам работ, чем те, которые указаны в свидетельстве, выданном в соответствии с Приказом № 274.
Как было сказано выше, взносы в компенсационный фонд возвращаются заявителю в случае исключения из перечня тех видов работ, свидетельство о допуске к которым им было получено. В Письме от 08.10.2010 № 35145-ИП/08 Минрегион разъяснил, что работы, указанные в Перечне, утвержденном Приказом № 274, могут считаться исключенными из нового Перечня, утвержденного Приказом № 624, если они отмечены знаком «*» и не выполняются на особо опасных, технически сложных и уникальных объектах.
Следовательно, в случае когда виды работ, свидетельство о допуске к которым ранее было получено юрлицом или индивидуальным предпринимателем, исключены из Перечня, эти лица могут добровольно выйти из СРО и требовать возврата взноса, уплаченного в компенсационный фонд.
Данное обстоятельство подтверждает и судебная практика. В частности, в Постановлении Шестого арбитражного апелляционного суда от 31.05.2011 № 06АП-1205/2011 сделан аналогичный вывод. Если виды работ, на которые первоначально было получено свидетельство о допуске, исключены из Перечня как самостоятельные, член СРО может добровольно выйти из нее и вправе требовать выплаты уплаченного им в компенсационный фонд взноса, а также процентов за пользование чужими денежными средствами (ст. 395 ГК РФ).
Последствия выполнения работ без свидетельства о допуске.
Организация (индивидуальный предприниматель) может выполнять работы, не указанные в Перечне, не обременяя себя членством в СРО. Однако производить работы, оказывающие влияние на безопасность объектов капитального строительства, допустимо только при наличии выданного СРО свидетельства о допуске ( ч. 1 ст. 55.8 ГрК РФ ). Несоблюдение данного требования может повлечь неблагоприятные последствия в виде спорных ситуаций.
Во-первых, в случае выполнения работ без соответствующего свидетельства о допуске лицо может быть привлечено к административной ответственности по ст. 9.5.1 КоАП РФ «Выполнение инженерных изысканий, подготовка проектной документации, строительство, реконструкция, капитальный ремонт объектов капитального строительства без свидетельства о допуске к соответствующим видам работ или с нарушением минимально необходимых требований к выдаче свидетельств о допуске к соответствующим видам работ». В качестве санкции предусмотрен штраф в размере от 40 000 до 50 000 руб. Уполномоченным органом по рассмотрению данного правонарушения является Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору (ч. 1 ст. 23.69 КоАП РФ).
Обратите внимание, что выполнение строительных и архитектурно-строительных работ осуществляется на основании заключенного между подрядчиком и заказчиком договора строительного подряда (подряда на выполнение проектных работ). И в правоприменительной практике встречались случаи, когда уполномоченный орган привлекал к административной ответственности по ст. 9.5.1 КоАП РФ организации, выполняющие функции заказчика-застройщика, однако это решение впоследствии было признано незаконным (в качестве примера можно привести Постановление ФАС ПО от 13.01.2011 № А65-15101/2010).
Свою позицию относительно наличия у заказчика свидетельства о допуске высказал и Минрегион. В Письме от 19.06.2009 № 18841-ИМ/08 ведомство указало: если работы, оказывающие влияние на безопасность объектов капитального строительства, выполняются не лично, а с привлечением субподрядных организаций, с 20 февраля 2009 года осуществление функций заказчика-застройщика возможно без наличия лицензии, а также без вступления в СРО и получения свидетельства о допуске.
Отметим еще один факт. Руководитель организации, работающей без соответствующего свидетельства о допуске, до 9 апреля 2010 года мог быть привлечен и к уголовной ответственности по ст. 171 «Незаконное предпринимательство» УК РФ. Однако Федеральный закон от 07.04.2010 № 60-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» ввел в данную статью поправку: теперь уголовная ответственность за незаконное предпринимательство возникает только в случае осуществления предпринимательской деятельности без лицензии, а не специального разрешения, как было прежде.
Во-вторых, нельзя исключать и возможность принудительной ликвидации юридического лица. Согласно п. 2 ст. 61 ГК РФ, осуществляя деятельность с неоднократными или грубыми нарушениями закона, юрлицо может быть ликвидировано по решению суда, а выполнение работ без свидетельства о допуске СРО является прямым нарушением ст. 55.8 ГрК РФ. В Письме Президиума ВАС РФ от 05.12.1997 № 23 разъяснено, что иск о принудительной ликвидации подрядчика вправе заявить налоговая инспекция или прокурор, а суд должен исследовать характер нарушений, их продолжительность и последующую деятельность организации.
В то же время, если допущенные нарушения носят малозначительный характер или вредные последствия таких нарушений устранены, юрлицо не может быть ликвидировано.
В-третьих, существует мнение, что отсутствие свидетельства о допуске СРО равносильно отсутствию лицензии, и сделка (договор строительного подряда) может быть признана недействительной в силу ст. 173 «Недействительность сделки юридического лица, выходящей за пределы его правоспособности» ГК РФ.
Между тем отсутствие у подрядчика свидетельства о допуске к работам является нарушением обязательных правил, установленных ч. 1 ст. 55.8 ГрК РФ и п. 1 ст. 422 ГК РФ. Подобное несоответствие согласно ст. 168 ГК РФ влечет ничтожность сделки, а ничтожная сделка является недействительной независимо от признания ее таковой судом (п. 1 ст. 166 ГК РФ). Следовательно, обращение в суд, в отличие от случая, предусмотренного ст. 173 ГК РФ, не понадобится.
Однако арбитражные суды порой признают оспоримыми (условно действительными) сделки, заключенные при отсутствии допуска к соответствующим видам работ (пример – Постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 29.12.2010 № А33-10807/2010). Но все же необходимо констатировать, что правоприменительная практика по спорам, связанным с наличием (отсутствием) у организации свидетельства о допуске к определенным видам работ, пока не сложилась.
Еще одним спорным вопросом является оплата работы, выполненной без соответствующего свидетельства о допуске: заказчики часто отказываются платить подрядчикам по данному основанию. К сожалению, единая судебная практика по этому вопросу также отсутствует.
С одной стороны, в силу п. 1 ст. 711 ГК РФ заказчик обязан уплатить подрядчику оговоренную цену после окончательной сдачи результатов работы при условии, что последняя выполнена надлежащим образом и в согласованный срок либо с согласия заказчика досрочно. А с 1 января 2010 года субъект хозяйственной деятельности вправе выполнять работы, оказывающие влияние на безопасность объектов капитального строительства, только при наличии выданного СРО свидетельства о допуске к этим работам.
Таким образом, договор подряда в части обязанностей сторон, связанных с работами, которые подлежат выполнению лишь при условии получения свидетельства о допуске, может быть признан судом недействительным (ст. 173, 180 ГК РФ).
С другой стороны, арбитражная практика исходит из того, что, если работы были фактически выполнены и приняты заказчиком, признание договора подряда недействительным не является безусловным основанием для отказа в их оплате (п. 2 Письма ВАС РФ от 24.01.2000 № 51).
В настоящее время существуют два судебных решения в пользу подрядчика, не имеющего соответствующего свидетельства о допуске.
Первое – это упомянутое Постановление Третьего арбитражного апелляционного суда № А33-10807/2010, в котором сказано следующее: согласно представленному истцом отзыву на апелляционную жалобу указанное ответчиком условие не является основанием для признания качества работ ненадлежащим и неоплаты работ. В связи с отсутствием у истца свидетельства о допуске к спорным видам работ (лицензии)сделка может являться оспоримой, ответчик не относится к лицам, имеющим право требовать признания ее недействительной(выделено автором).
Второе решение – Постановление ФАС ВСО от 09.11.2010 № А33-2689/2010. В нем также сделан вывод об оспоримости (но не ничтожности) договора подряда в отсутствие свидетельства о допуске к работам по монтажу систем отопления, водопровода и канализации.
Заключение.
Анализ действующего законодательства и судебной практики говорит о том, что обладание свидетельством о допуске к работам, оказывающим влияние на безопасность объектов капитального строительства, является своеобразной гарантией от многих неблагоприятных последствий, хотя получение такого допуска влечет существенные материальные затраты, зачастую непосильные для субъектов малого предпринимательства.
[1] К примеру, для строительных организаций минимальный взнос в компенсационный фонд СРО составляет 300 тыс. руб. – при условии установления СРО требования к страхованию ее членами гражданской ответственности, которая может наступить в случае причинения вреда вследствие недостатков работ.