Для чего и как изменять вид разрешенного использования объекта недвижимости
Обычно изменение вида разрешенного использования объекта капитального строительства требуется в двух случаях:
- здание действительно будет использоваться для других целей;
- нужно снизить кадастровую стоимость строения и участка.
Нужно ли напрягаться, и если да, то как именно? Об этом и поговорим
Изменить вид разрешенного использования объекта недвижимости с целью уменьшения налогов
В больших городах и густонаселенных районах кадастровая стоимость строений и участков земли составляет значительную сумму. А на ее основе, как известно, рассчитываются налоги на недвижимость. Как изменить вид разрешенного использования здания, чтобы уменьшить его налогооблагаемую базу?
Первым делом необходимо разобраться с градостроительным регламентом зоны, в которую входит участок. Какие виды фактического использования разрешены? Большой ли разбег при выборе вида разрешенного использования и допустимы ли в зоне малоэтажной застройки многоквартирные жилые дома? И, самое главное, как меняется кадастровая оценка недвижимости в зависимости от назначения объекта?
Структура проекта для всех видов кадастровых работ
Существует несколько лазеек для смены ВРИ здания:
- разместить в нем еще какое-либо производство/офис/социальный объект, чтобы законно добавить условно разрешенный ВРИ или сменить его совсем;
- заменить на похожий ВРИ, но с более низкой кадастровой стоимостью.
Изменить вид разрешенного использования объекта капитального строительства в связи с фактической сменой назначения
Все те же вопросы придется решить, если нужно сменить ВРИ в связи с фактическим изменением бизнеса. Не получится в лесопарковой зоне разместить вредное производство, а в зоне жилой застройки шумный развлекательный центр. Поэтому оценить возможный ущерб относительно общего профита нужно еще на стадии задумки.
Кроме того, изменение вида разрешенного использования здания не выйдет без смены назначения участка — их судьбы юридически связаны. Даже если вы решили поменять ВРИ еще недостроенного объекта, проще процедура не станет.
Ну а если выгода налицо, то имеются два пути:
- Если новый ВРИ соответствует вспомогательным видам или условно разрешенным в этой зоне, то нужно заказать новый кадастровый паспорт и с ним заявиться в Росреестр для изменения вида использования в кадастре недвижимости.
- Если ВРИ новый, но разрешен в терзоне, то документы подаются в районную администрацию, и с ее решением нужно топать опять же в Росреестр.
Изменение вида разрешенного использования здания без потерь и проволочек
Итак, при оценке возможности и необходимости изменения вида разрешенного использования объекта недвижимости наши юристы:
- считают кадастровые стоимости и принимают обоснованное решение о выгодности или бесполезности смены ВРИ с целью уменьшения налогов;
- рассматривают ПЗЗ с точки зрения возможных вариантов смены вида использования;
- готовят необходимые документы, в том числе кадастровые паспорта объекта и участка;
- сопровождают смену ВРИ здания или строящегося объекта от начала до конца.
Главное в этом деле — оценить экономические риски, ведь в Москве действует своя надзорная инспекция, проверяющая соответствие ВРИ фактическому использованию здания и участка.
ИсточникСтатья 39. Право на строительные изменения объектов капитального строительства и основания для его реализации. Виды строительных изменений объектов капитального строительства
1. Правообладатели земельных участков и объектов капитального строительства, а также лица, ими уполномоченные, вправе производить строительные изменения объектов капитального строительства. Под строительными изменениями объектов капитального строительства понимаются новое строительство, реконструкцию, строительство пристроя(-ев), иные подобные изменения объектов капитального строительства. Право на строительные изменения объектов капитального строительства может быть реализовано при наличии разрешения на строительство, предоставляемого в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности и статьей 41 настоящих Правил, за исключение случаев, установленных частью 2 настоящей статьи.
2. Выдача разрешения на строительство не требуется в случаях:
1) строительства гаража на земельном участке, предоставленном физическому лицу для целей, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности;
2) строительства на земельном участке, предоставленном для ведения садоводства, дачного хозяйства;
3) строительства на земельном участке строений и сооружений вспомогательного использования;
4) изменения объектов капитального строительства и (или) их частей, если такие изменения не затрагивают конструктивные и другие характеристики их надежности и безопасности, не нарушают права третьих лиц и не превышают предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции, установленные градостроительным регламентом;
5) капитального ремонта объектов капитального строительства;
6) в иных случаях, если в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации, законодательством Республики Башкортостан о градостроительной деятельности получение разрешения на строительство не требуется.
Кроме того, не требуется разрешение на строительство для изменений одного вида функционального использования на другой вид разрешенного использования объектов капитального строительства при одновременном наличии следующих условий:
— выбираемый правообладателем объекта капитального строительства вид разрешенного использования установлен в главе 13 настоящих Правил как основной или вспомогательный (для соответствующей территориальной зоны, обозначенной на карте градостроительного зонирования);
— планируемые действия не связаны с изменениями пространственных параметров и несущих конструкций и не приведут к нарушениям требований безопасности (пожарной, санитарно-эпидемиологической и т.д.).
Лица, осуществляющие действия, не требующие разрешения на строительство, несут ответственность в соответствии с законодательством за последствия, которые могут возникнуть в результате осуществления таких действий. Указанные лица вправе запросить и в течение двух недель получить заключение структурного подразделения Администрации г. Салавата, уполномоченного в области градостроительной деятельности, о том, что планируемые ими действия не требуют разрешения на строительство.
ИсточникСогласование реконструкции фасадов (2022)
Строительные работы по реконструкции объектов недвижимости связаны с изменениями характеристик здания или отдельных его помещений, а также инженерно-технических коммуникаций. Самостоятельным видом реконструкции являются работы на фасадах здания, которые затрагивают внешний вид здания, позволяют восстановить или заменить первоначальные фасадные элементы, либо повысить их функциональность.
Что такое фасад здания – это внешние стены здания или лицевая сторона здания.
Понятие реконструкции фасадов
Работы на фасадах зданий могут носить капитальный или косметический характер, что непосредственно повлияет на необходимость и порядок согласования указанных работ в уполномоченных службах и ведомствах. Реконструкция подразумевает в увеличении или уменьшении площади, высоты или этажности, объема объекта или отдельных частей и т.д. Фасадные работы могут проводиться как в рамках общего проекта по реконструкции здания, так и в виде самостоятельных действий с внешними частями объекта.
Как правило, реконструкция связана с проведение работ внутри линии внешних границ здания, обозначенных на техническом плане объекта и иной документации. Фасад представляет собой линию внешних границ объекта недвижимости, поэтому большинство работ по изменению его характеристик требует согласования с уполномоченными службами. По правилам Градостроительного кодекса РФ, реконструкция объекта проводится на основании разрешения на строительство.
Юридически и простым языком
Правовое определение реконструкции объектов недвижимости зафиксировано в ч. 14 ст. 1 Градостроительного кодекса РФ, оно распространяется и на аналогичные работы на фасадах зданий. Любые виды реконструкции подразумеваются изменение параметров объекта или его частей, а также качественных характеристик инженерно-технического оборудования. Исходя из особенностей рассматриваемого вида работ, реконструкция фасадов характеризуется следующими нюансами:
- если проведение работ затрагивает несущие конструкции и создает потенциальную угрозу безопасности здания, для реализации проекта нужно получить разрешение на строительство;
- если проект фасадных работ предусматривает проведение косметического ремонта на внешних стенах или элементах здания, разрешение на строительство не требуется;
- отдельные виды фасадных работ, не включенные в перечни нормативных актов, не требуют согласования с уполномоченными органами (например, в столице с 2011 года не проводится согласование на установку наружных кондиционеров на фасаде здания).
Таким образом, если запланированные работы связаны и изменением несущих конструкций (стены, перекрытия, фундамент и т.д.), они создают угрозу для целостности и безопасности объекта. Их выполнение будет проводиться на основании разрешения на строительство под контролем государственных и муниципальных ведомств.
Также при реконструкции может происходить смена внешнего вида объекта (изменение цветовых характеристик фасада и т.д.). Поскольку здания в городской черте должны отвечать общим архитектурно-художественным требованиям к внешнему виду, согласование по этому направлению будет проходить через Художественный совет Москомархитектуры. Единая архитектурная политика Москвы заключается в рассмотрении и согласовании проектной документации и архитектурных решений.
Комментарий специалиста. Даже если проект реконструкции фасада не связан с изменениями основных и капитальных элементов зданий, нужно предварительно убедиться в необходимости получения разрешения на строительство. При незаконном проведении реконструкции частей зданий может последовать привлечение к административной ответственности и значительный штраф. Для устранения неблагоприятных последствий лучше обратиться к профессиональным экспертам в указанной сфере.
Постановления правительства Москвы
На территории столицы, помимо Градостроительного кодекса РФ, действует ряд региональных нормативных актов, определяющих перечень работ по перепланировке, переустройству и реконструкции помещений и зданий. Именно из указанных документов можно уточнить, требуется ли согласование для проведения фасадных работ, и в какой форме будут выдаваться разрешительные документы. По состоянию на 2017 год, необходимо руководствоваться следующими нормативными актами в сфере ремонта и реконструкции зданий:
- Постановление Правительства Москвы от 27.08.2012 № 432-ПП (далее – Постановление № 432-ПП);
- Постановлением Правительства Москвы от 25.10.2011 № 508-ПП (далее – Постановление № 508-ПП);
- Постановление Минрегиона РФ от 30.12.2009 № 624 (далее – Приказ № 624).
В нормативных актах Правительства Москвы утверждены приложения с перечнями работ, которые не требуют получения разрешения на строительства. Своевременное уточнение данных положений позволит сэкономить время на согласования проекта реконструкции.
Примеры реконструкции
Исходя из норм Постановлений № 508-ПП и № 432-ПП, без разрешения на строительство, но с согласованием проектной документации, могут проводиться следующие виды фасадных работ:
- обустройство на первом этаже здания балконов, лоджий и иных аналогичных архитектурных элементов;
- облицовка внешних стен объекта новыми строительными материалами, отличающимися от первоначального состояния фасада;
- обустройство, монтаж или переоборудование внешних конструкций – козырьков, витрин, навесов и т.д. (без опоры на земельную поверхность);
- возведение, демонтаж или восстановление лестниц, тамбуров, связанных с выходом за внешние границы здания;
- устройство отдельных входов в жилые или нежилые помещения;
- работы с оконными и дверными проемами – изменение формы, ликвидация, закладка, монтаж и т.д.
Для проведения указанных видов работ на территории Москвы потребуется не только получить проект, но и оформить положительное техническое заключение об отсутствии воздействия на несущие элементы и конструкции здания.
Комментарий специалиста. Оформление проектной документации, а также технического заключения для субъектов г. Москвы, входит в компетенцию специализированных экспертных организаций. Эти организации должны состоять членами саморегулируемых организаций в сфере строительства, а также иметь допуск РФ на выполнение проектных работ.
Мнение Минрегиона о реконструкции фасадов
Для безопасного проведения работ на объектах капитального строительства должен быть разработан и согласован проект реконструкции. В отношении указанных видов работ на фасадах зданий, в Приказе Минрегиона РФ № 624 сформулировано требование об обязательном проведении инженерных изысканий и подготовке проектной документации при:
- облицовке поверхности внешних стен зданий природными и искусственными камнями и линейными фасонными камнями;
- устройстве вентилируемых фасадов.
Как указано в Приказе № 624, именно эти работы на фасадах зданий оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства.
Для жилых и нежилых объектов недвижимости
Для реконструкции фасада жилого объекта недвижимости (например, многоквартирного здания) требуется не только составить и утвердить проектную документацию, но и получить согласие собственников жилых помещений. Это согласие входит в обязательный комплект документов для одобрения проекта на проведение работ. Д
Проведение работ по реконструкции помещений и фасадов жилых зданий создает потенциальную угрозу гражданам, поэтому для положительного согласования проектной документации оформляется техническое заключение экспертной организации. К его ключевым характеристикам относится:
- документ содержит результаты обследования строительных конструкций, связанных с выполнением фасадных работ, на предмет их безопасности;
- в документ включаются исходные планы стен и фасадов, а также планы с указанием проектных решений; выдается организацией, имеющей допуск СРО.
Для реконструкции нежилых зданий согласование существенно проще, нормативные акты Правительства Москвы не предусматривают требования о представлении положительного технического заключения. Однако это не устраняет обязанности по согласованию проекта фасадных работ в Москомархитектуры и утверждению акта выполненной реконструкции.
Комментарий специалиста. Общий перечень документов для согласования реконструкции, если для нее требует получить разрешение на строительство, регламентирован Градостроительным кодексом РФ. На территории Москвы соблюдение единого архитектурно-художественно облика города контролирует Москомархитектура (Комитет по архитектуре и градостроительству города Москвы).
Мнение кадастровой палаты и Росреестра
Если в ходе реконструкции зданий, в том числе и работ на фасадах, происходит изменение параметров здания (например, увеличение его объема за счет обустройства балконов, увеличение количества этажей и т.д.), после согласования итогового акта осуществляется подготовка технического плана с последующим кадастровым учетом в ЕГРН. Нюансы проведения кадастрового учета при различных видах работ по реконструкции регламентированы следующими актами:
- письмо Минэкономразвития РФ и ФГБУ «ФКП Росреестра» от 08.07.2013 № 08-2135-КЛ;
- письмо Минэкономразвития РФ и ФГБУ «ФКП Росреестра» от 26.06.2013 № 08-0906-НС.
Эти документы устанавливают рекомендации при проведении кадастрового учета отдельных видов работ по реконструкции, в том числе на фасадах зданий.
Исходя из содержания указанных актов, можно выделить следующие нюансы:
- проведение кадастрового учета осуществляется на основании технического плана и акта приемочной комиссии местного органа власти;
- если при изготовлении технического планакадастровый инженер выявит несоответствие параметров объекта требованиям проектной документации, он обязан изложить их в своих выводах;
- если в ходе проведения работ не изменяются внешние границы и назначение объекта, кадастровый учет проводится на основании заявления и технического плана.
По итогам кадастрового учета правообладателям выдается выписка из госреестра ЕГРН, после чего реконструкция считается официально узаконенной.
Комментарий специалиста. Указанные письма носят рекомендательный характер. Однако на практике, они применяются должностными лицами Росреестра при проведении кадастрового учета. По этой причине, положения писем Минэкономразвития и ФГБУ «ФКП Росреестра» будут учитывать и кадастровые инженеры при подготовке техническое документации.
Этапы согласования или узаконивания реконструкции фасадов
Реконструкция фасадов объекта недвижимости осуществляется на основании разрешения на строительство, если эти работы затрагивают конструктивные элементы здания и угрожают безопасности. Указанный документ будут выдавать органы местного самоуправления по месту расположению земельного участка под объектом недвижимости. Основанием для выдачи разрешительного бланка являются следующие документы:
- правоустанавливающие документы на землю – свидетельство о праве или выписка из ЕГРН;
- градостроительный план на землю, выданный не ранее трех лет до дня обращения; ;
- положительное экспертное заключение;
- согласие всех правообладателей на проведение реконструкции;
- копия свидетельства независимой экспертной организации, выдавшей заключение.
После оформления проекта реконструкции и получения экспертного заключения, все документы подлежат проверки в уполномоченном органе местной власти. В разрешении на строительство указывает срок выполнения работ.
Если работы на фасадах не подпадают под действие разрешения на строительство, этапы согласования реконструкции в Москве выглядят следующим образом:
- подготовка проекта запланированных работ в экспертной организации, имеющей аккредитацию и допуск СРО;
- получение положительного технического заключения о безопасности работ;
- положительное решение художественного совета Москомархитектуры;
- утверждение проекта службой Мосжилинспекции.
Наиболее важными этапами согласования являются подготовка проекта реконструкции и оформление положительного заключения по представленному проекту. По этой причине необходимо тщательно относится к выбору экспертной организации, имеющей право на разработку и оформление указанной документации. После завершения работ необходимо получить акт приемочной комиссии и технический план для проведения кадастрового учета.
Узаконивание реконструкции фасадов может проводиться и после фактического завершения работ. В этом случае оформляется аналогичный комплект документации, а согласование будет проводиться в административном или судебном порядке
Комментарий специалиста. Выдача положительного заключения по проекту реконструкции может осуществляться государственной или негосударственной экспертной организацией. При оформлении документов по второму варианту в уполномоченный орган представляется свидетельство об аккредитации экспертной организации.
Возможные сложности при согласовании
Нужно учитывать, что узаконить фактически проведенные фасадные работы намного сложнее, чем следовать стандартному варианту оформления документов. При подготовке первоначального проекта и технического заключения будут учета все требования градостроительных стандартов и регламентов к проведению работ, что исключит возможность отказа в согласовании.
Экспертная организация, имеющая аккредитацию и допуск СРО, имеет право выполнять все виды работ по оформлению проектной документации. В этом случае заказчик избежит неблагоприятных последствий на всех этапах согласования. Однако нудно учитывать, что любое отступление от проекта потребует повторного согласования и оформления новых разрешительных документов.
Источник