Вспомогательные объекты строительства что это

Сооружения вспомогательного использования как объекта строительства: процесс оформления

Нередко в России требуется постройка сооружений вспомогательного использования, которые необходимы для определенных целей. Это может быть обеспечение головного здания ресурсами, служить обособленным дополнением. К таким строениям законодатель предъявляет отдельные требования, которые содержатся в технических регламентах, ГОСТ и СНИП.

Что является вспомогательным объектом

Вспомогательный объект

Это могут быть здания промышленных предприятий, используемые для предоставления культурных и бытовых услуг производственным и офисным работникам данного предприятия (включая санитарно-гигиенические услуги, общественное питание, медицинские услуги и общественные культурные услуги).

В них также находятся административные, управленческие и технические службы.

Помещения для санитарно-гигиенических услуг подразделяются на общие (гардеробные, санузлы, душевые, туалеты, курительные комнаты, комнаты отдыха и другое). Также специализированные (помещения для сушки и чистки рабочей одежды, отопления, респираторного оборудования).

Состав помещений, а также количество и виды технического и другого санитарно-технического оборудования определяются в соответствии с действующими проектными планами вспомогательных зданий и помещений промышленных предприятий.

Гардеробные, душевые и санузлы обычно объединяются в так называемые гардеробные блоки, расположенные на кратчайшем пути от входа предприятия до рабочих площадок. Курительные, туалеты, комнаты отдыха и другие помещения, используемые много раз в течение дня, должны быть расположены не дальше 75 м от рабочих мест.

Общественное питание (включая диетическое и профилактическое медицинское обслуживание) является функцией столовых, а также буфетов с горячей пищей, расположенных так, чтобы к ним можно было добраться, не выходя из здания. Количество мест рассчитывается как одно на каждые четыре человека, работающих в самую большую смену.

Административные и управленческие помещения включают в себя входные кабины, рабочие помещения цехов и цеховых администраций, конструкторские бюро, центры вычислительных машин, печатные бюро, фотолаборатории, копировальные центры, архивы, библиотеки и помещения для занятий, а также для партийных и общественных организаций.

Рекомендуется располагать вспомогательные помещения в блоках, где это возможно. Если на предприятии имеется только один этаж, вспомогательные помещения располагаются в пристройках, внутри здания (встроенные блоки) или в отдельных зданиях, связанных с производственным зданием проходами.

Там, где есть несколько этажей, вспомогательные помещения обычно находятся внутри здания. На крупных промышленных предприятиях помещения для общезаводских административных служб и общественных организаций обычно находятся в отдельном здании, расположенном на площади возле основного здания.

Оформление прав на сооружения вспомогательного использования

Оформление прав на вспомогательный объект

Не все вспомогательные сооружения подлежат оформлению в законном порядке.

Для проверки соответствия объекта нормам права рекомендуется обратиться к положениям Градостроительного кодекса РФ, а также техническим регламентам в зависимости от вида постройки.

Также можно проконсультироваться в БТИ или Росреестре.

Если сооружение нуждается в обязательной регистрации, то нужно обратиться в местный орган самоуправления для выдачи разрешения на строительство (вначале стройки при необходимости). Если уполномоченное лицо выдаст отказ, то строительство будет незаконным.

Также на руках у гражданина или должностного лица должны быть правоустанавливающие документы на землю или договор на аренду. В противном случае конструкция, построенная на чужом земельном участке будет снесена по решению суда.

Вместе с правоустанавливающими документами понадобится:

  1. Паспорт.
  2. Квитанция об оплате государственной пошлины.

Отдельные технические нюансы постройки нужно согласовать в БТИ. В данный орган также следует предоставить данный перечень бумаг, а также заявление.

Все операции по согласованию можно осуществлять в электронном виде посредством сервисов таких, как Госуслуги (нужно сперва зарегистрироваться и создать личный кабинет). Всю необходимую информацию о работе государственных органов, нормах права, способах приема документов можно узнать на официальных порталах. Это:

  1. rosreestr.ru.
  2. mosreg.ru.
  3. kadastr.ru.
  4. mobti.ru.

Сервис Госуслуги также позволяет совершить оплату госпошлины в любое удобное время с предоставлением фискального документа. При технических сбоях или иных неполадках гражданину вернут деньги обратно.

После того, как все процедуры и этапы завершены, можно приступать к самой стройке. В этом случае, все действия подрядчиков будут законны и согласованы. Благодаря такому порядку можно избежать многих правовых проблем с возведением вспомогательного сооружения (кроме тех, что не нужно регистрировать).

Что будет, если не зарегистрировать постройку?

Если по нормам права необходимо оформление и регистрация подобных построек, но этих процедур не было пройдено, то может наступить административная или уголовная ответственность. Определенной (фиксированной) суммы штрафа в данном случае не будет.

Точная сумма зависит от кадастровой стоимости постройки и ее назначения, размера. Также будет учитываться время, в течение которого не было проведено оформление. Уполномоченное лицо также должно будет выплатить налоговые сборы и пошлины. К ним могут прибавить пени в размере 20% от неуплаченной суммы.

Если уполномоченное лицо не согласно с кадастровой стоимостью вспомогательного объекта, то оно может заказать независимую экспертизу за свой счет. С этими бумагами можно обратиться в суд для снижения долга. Судья будет рассматривать все обстоятельства дела.

При игнорировании предписаний государственных органов или неуплаты штрафов и пени вспомогательный объект имеют право снести. Собственник постройки в данном случае не получит никакой компенсации за утраченный объект.

Эти правила неразрывно связаны с постройками основных зданий. Получение разрешения на них или согласования – это важно, так как может быть создана прямая опасность для граждан. При несоблюдении законодательных норм на гражданина или должностное лицо может быть наложен штраф. Также может наступить уголовная ответственность.

Читайте также:  Линейные объекты капитального строительства что
Источник

К вопросу об объектах вспомогательного использования: сложности теории и практики

Миронова, С. П. К вопросу об объектах вспомогательного использования: сложности теории и практики / С. П. Миронова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 10 (300). — С. 47-50. — URL: https://moluch.ru/archive/300/67954/ (дата обращения: 09.09.2022).

В статье проведен анализ правовой природы объектов вспомогательного использования. Правовая природа объектов вспомогательного использования определяется при помощи критериев, которые отражены в правоприменительной практике. Автор приходит к выводу о необходимости более детального регулирования вопросов квалификации и создания объектов вспомогательного использования.

Ключевые слова: объект вспомогательного использования, разрешение на строительство, объект капитального строительства, объект недвижимости, некапитальные (временные) строения, сооружения, самовольная постройка.

Понятие «объект вспомогательного использования» имеет важное практического знание в связи с тем, что для создания указанных объектов градостроительным законодательством установлен «упрощенный» порядок, который выражается в отсутствии необходимости получения разрешения на строительство таких объектов (статья 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации [1] (далее — ГрК РФ)). Однако в настоящее время легальное определение понятия «объект вспомогательного использования» отсутствует.

В этой связи отсутствие определение термина «объект вспомогательного использования» в законодательстве РФ представляется существенным пробелом, препятствующим формированию единообразной судебной практики по нескольким категориям споров, а именно по спорам, связанным с оспариванием отказа Росреестра в осуществлении кадастрового учета и регистрации права собственности объекта вспомогательного использования [6, 8, 9, 14], признании объекта самовольной постройкой [12, 17, 10], обжаловании постановлений о привлечении к административной ответственности по ст. 9.5 КоАП РФ [11].

Таким образом, для обеспечения защиты прав собственника земельного участка, осуществившего строительство объекта вспомогательного использования, недопущения с его стороны злоупотребления правом, пресечения упрощённой возможности строительства капитальных объектов и совершенствования правоприменительной практики необходимо найти ответ на вопрос о том, что же стоит понимать под объектом вспомогательного использования?

Юридическая наука предлагает следующие подходы к определению объектов вспомогательного использования.

О. А. Жаркова [19] предлагает под объектом вспомогательного использования понимать объект капитального строительства, при создании которого застройщиком соблюдены следующие требования:

  1. Вспомогательные виды разрешенного использования земельного участка, на котором планируется возведение объекта вспомогательного использования, должны допускать размещение такого объекта;
  2. Создаваемый объект вспомогательного использования должен соответствовать параметрам застройки земельного участка;
  3. Наличие на земельном участке основного объекта капитального строительства.

А. М. Ширвиндт и Н. Б. Щербаков объектом вспомогательного использования признают сооружения пониженного уровня ответственности по ГОСТ 27751–88 «Надежность строительных конструкций и оснований», а именно сооружения сезонного или вспомогательного назначения (парники, теплицы, летние павильоны, небольшие склады и подобные сооружения)» [22].

А. А. Черная в качестве объекта вспомогательного использования понимает объект, который имеет подчиненный характер и его невозможно использовать для иной хозяйственной цели или в качестве самостоятельного объекта [21].

Л. Наумова на основании анализа судебной практики выделяется следующие критерии, при наличии которых объект может быть квалифицирован как недвижимость [20]:

1) наличие фундамента. Заметим, что само по себе наличие фундамента не свидетельствует о возведении недвижимости — оно является лишь одним из признаков объекта недвижимости, но может применяться лишь в совокупности с другими признаками;

2) характер фундамента — как видим, наличие у объекта фундамента, представляющего собой кирпичную кладку на бетонной плите, которая лежит на земле, не привело к признанию данных объектов недвижимостью. Думается, при определении характеристик фундамента следует руководствоваться соответствующими СНиПами, в первую очередь СНиП 2.02.01–83 «Основания зданий и сооружений» СНиП 2.02.03–85 «Свайные фундаменты», СНиП 3.02.01–87 «Земляные сооружения, основания и фундаменты», а также СНиПами на тот или иной вид объектов недвижимости;

3) материал, из которого изготовлен объект. Если объект является сборным сооружением, сооружением со стенами в виде металлических ребристых листов по металлическому каркасу, если использованные при его строительстве металлические конструкции, вертикальные панели согласно рабочему проекту, чертежам являются сборно-разборными, то суд приходит к выводу, что такие объекты могут без ущерба для объекта в целом быть разобраны и перемещены;

4) невозможность отделения спорных объектов от фундаментов без причинения несоразмерного ущерба их назначению.

По-нашему мнению, предлагаемые представителями юридической науки определения объекта вспомогательного использования в настоящее время находят свое частичное воплощение в правоприменительной практике. При этом, некоторые критерии, указываемые в качестве составляющих квалификации объекта как вспомогательного, носят спорный характер. Например, для квалификации объекта в качестве вспомогательного не всегда обязательно нахождение на земельном участке основного здания, а вспомогательная функция объекта может быть привязана к реализации вида разрешенного использования земельного участка [23].

Минэкономразвития РФ предлагает под строениями и сооружениями вспомогательного использования понимать объекты капитального строительства, которые не представляют собой временные постройки в силу своих конструктивных особенностей, и признаются объектами капитального строительства с последующей возможностью государственной регистрации права собственности [4].

Наиболее распространенным в правоприменительной практике является следующий подход к определению объекта вспомогательного использования.

Так для квалификации объекта в качестве вспомогательного необходимо установить наличие на земельном участке основного объекта — здания, строения или сооружения, по отношению к которому новое строение или сооружение выполняет вспомогательную или обслуживающую функцию. Указанная позиция была сформулирована Высшим Арбитражным судом в Определении № ВАС-15260/12 от 03.12.2012 г.

Однако судебной практикой был сформирован и иной подход к определению объекта вспомогательного использования, который заключается в том, что объектом вспомогательного использования признается объект пониженного уровня ответственности, в частности здание и сооружение временного (сезонного) назначения, а также здание и сооружение, связанные с осуществлением строительства или реконструкции здания или сооружения, расположенного на земельном участке с видом разрешенного использования для ИЖС [15].

Читайте также:  Договор генподряда на строительство объекта недвижимости образец

Сопоставление указанных подходов позволяет увидеть, что первый подход является наиболее абстрактным по отношению ко второму подходу, приводящему более закрытый перечень объектов, которые могут быть признаны вспомогательными.

Таким образом, ни правоприменительной практикой, ни юридической наукой не выработано единых сущностных критериев отнесения того или иного объекта к объектам вспомогательного использования.

При этом судебная практика расходится во мнении о том, являются ли указанные объекты капитальными или все же указанные объекты имеют некапитальный характер [12, 7, 13]. Но большая часть судебной практики все же признает объекты вспомогательного использования капитальными объектами только по тому основанию, что эти объекты имеют фундамент [10], а следовательно, прочно связаны с землей.

Анализ судебной практики позволяет прийти к выводу о том, что, при квалификации того или иного объекта в качестве объекта вспомогательного использования необходимо установить следующее:

  1. Существует ли на земельном участке основной объект капитального строительства, с которым объект вспомогательного использования связан технологическими, функциональными, целевыми связями;
  2. Отсутствие возможности самостоятельного использования вспомогательного объекта при гибели (уничтожении) основного;
  3. Капитальный характер объекта вспомогательного использования, так как если будет установлено, что объект является некапитальным, то указанный объект не будет являться объектом недвижимого имущества с соответствующими последствиями необходимости осуществления кадастрового учета и государственной регистрации прав на указанный объект, а будет рассматриваться в качестве улучшения земельного участка [13];
  4. Возможно ли осуществить строительство объекта вспомогательного использования на спорном земельном участке (исследовать вид разрешенного использования земельного участка)[1];
  5. Соответствует ли возведенный объект вспомогательного использования предельным параметрам капитального строительства, установленным градостроительным регламентом?

Считаем важным обратить внимание на то, что при квалификации объектов в качестве вспомогательных немаловажную роль играют Правила землепользования и застройки соответствующего муниципального образования (далее — ПЗЗ), которыми устанавливаются виды разрешённого использования земельных участков, а также предельные параметры объектов капитального строительства.

Анализ ПЗЗ в совокупности с Классификатором видов разрешенного использования земельных участков, утвержденным Приказом Минэкономразвития России от 01 сентября 2014 г. № 540 [3] позволит установить правомерность возведения на земельном участке первоначального здания, возможность возведения к первоначальному зданию иных объектов, а также возможность возведения вспомогательных объектов не к определённому зданию, сооружения, а для использования земельного участка в соответствии с его видом разрешенного использования, если такой земельный участок используется в сельскохозяйственных целях (сельхозпроизводство, садоводство, огородничество, ЛПХ), определить приблизительные параметры вспомогательных объектов.

Таким образом, критерии в целях обеспечения единого подхода к квалификации объекта в качестве вспомогательного необходимо обличить в нормативную форму и в идеальном варианте закрепить в ГрК РФ, а также в Федеральном законе «О государственной регистрации недвижимости» [2]. До внесения указанных критериев в соответствующие нормативно-правовые акты, считаем необходимым их закрепление в совместном Постановлении Пленума ВС РФ № 10 и Пленума ВАС РФ № 22 от 29.04.2010 г.

  1. Градостроительный кодекс Российской Федерации от 29.12.2004 № 190-ФЗ // Собрание законодательства РФ, 03.01.2005, № 1 (часть 1), ст. 16.
  2. Федеральный закон от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» // Собрание законодательства РФ, 20.07.2015, № 29 (часть I), ст. 4344.
  3. Приказ Минэкономразвития России от 01.09.2014 № 540 «Об утверждении классификатора видов разрешенного использования земельных участков» // Российская газета, № 217, 24.09.2014.
  4. Письмо Минэкономразвития России от 10.08.2011 № Д23–3356 // Доступ СПС «КонсультантПлюс».
  5. Определение ВАС РФ от 03.12.2012 № ВАС-15260/12 по делу № А51–2472/2012 // Доступ СПС «КонсультантПлюс».
  6. Апелляционное определение Московского городского суда от 28 мая 2018 г. по делу № 33а-2447/2018 // Доступ СПС «КонсультантПлюс»
  7. Апелляционное определение Ставропольского краевого суда от 22 мая 2018 г. по делу № 33–3686/2018 // Доступ СПС «КонсультантПлюс»
  8. Апелляционное определение Московского городского суда от 24 января 2018 г. по делу № 33а-129/2018 // Доступ СПС «КонсультантПлюс»
  9. Апелляционное определение Костромского областного суда от 21 июня 2017 г. по делу № 33а-1396 // Доступ СПС «КонсультантПлюс»
  10. Кассационное определение Пермского краевого суда от 21 мая 2012 г. по делу № 33–4795 // Доступ СПС «КонсультантПлюс».
  11. Решение Чеховского городского суда Московской области от 16 июля 2019 г. по делу № 13–111/2019, [Электронный ресурс] // URL: https://chehov—mo.sudrf.ru/modules.php?name=sud_delo&srv_num=1&name_op=doc&number=79204626&delo_id=1502001&new=0&text_number=1 (дата обращения: 10.02.2020).
  12. Постановление Девятого Арбитражного Апелляционного Суда от 20 апреля 2018 г. № 09АП-12323/2018 // Доступ СПС «КонсультантПлюс».
  13. Постановление Арбитражного Суда Западно-Сибирского Округа от 19 февраля 2018 г. по делу № А75–12756/2016 // Доступ СПС «КонсультантПлюс».
  14. Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 14 октября 2015 г. по делу № А41–35465/15 // Доступ СПС «КонсультантПлюс».
  15. Постановление Арбитражного Суда Уральского Округа от 31 июля 2015 г.№ Ф09–4320/15 // Доступ СПС «КонсультантПлюс».
  16. Постановление Федерального Арбитражного Суда Северо-Кавказского округа от 26 июня 2014 г. по делу № А32–34719/2013 // Доступ СПС «КонсультантПлюс».
  17. Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 24 октября 2013 г. по делу № А41–19429/13 // Доступ СПС «КонсультантПлюс».
  18. Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 16 апреля 2013 года № Ф09–2798/13 по делу № А76–15379/2012 // Доступ СПС «КонсультантПлюс».
  19. Жаркова О. А. Правовая природа объекта капитального строительства в свете норм градостроительного законодательства // Известия высших учебных заведений. Правоведение.2013. № 3(308). С. 91–104.
  20. Наумова Л. Критерии квалификации недвижимого имущества // Доступ СПС «КонсультантПлюс».
  21. Черная А. А. Линейные объекты: проблемы соотношения с объектами вспомогательного назначения // Terra economicus. Том 9. 2011. № 2. Часть 2. С.80–82.
  22. Ширвиндт А. М., Щербаков Н. Б. О понятии строений и сооружений вспомогательного использования: к вопросу о целях градостроительного законодательства и корректном толковании закона // Имущественные отношения в Российской Федерации. 2016. № 7. С. 24–37.
  23. Определение ВС РФ от 03.04.2017 № 306-ЭС17-1839 по делу № А55-26827/2015.
Читайте также:  Согласование строительства промышленного объекта

[1] Согласно пункту 6 письма Управления Росреестра по Московской области от 07.02.2019 г. «Об объектах вспомогательного назначения» параметры объектов вспомогательного использования должны соответствовать градостроительным регламентам. Также см.: Постановление Первого Арбитражного Апелляционного Суда от 27 июня 2017 г. по делу № А39-6944/2016.

Основные термины (генерируются автоматически): вспомогательное использование, земельный участок, капитальное строительство, разрешенное использование, судебная практика, правоприменительная практика, сооружение, РФ, юридическая наука, государственная регистрация.

Источник

Здания и сооружения вспомогательного использования

zdaniya-i-sooruzheniya

Законодательное определение на федеральном уровне термина «здания и сооружения вспомогательного использования», а также законодательно установленный перечень объектов, относящихся к зданиям и сооружениям вспомогательного использования, отсутствуют.

Согласно пунктам 2 и 3 части 17 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) выдача разрешений на строительство не требуется, в частности, в следующих случаях:

« 2) строительства, реконструкции объектов, не являющихся объектами капитального строительства (киосков, навесов и других);

3) строительства на земельном участке строений и сооружений вспомогательного использования».

Как установлено частью 3 статьи 49 Кодекса, экспертиза проектной документации не проводится в случае, если для строительства, реконструкции не требуется получение разрешения на строительство.

В части 10 статьи 4 Федерального закона от 30.12.2009 № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» (далее — Технический регламент) указано:

«К зданиям и сооружениям пониженного уровня ответственности относятся здания и сооружения временного (сезонного) назначения, а также здания и сооружения вспомогательного использования, связанные с осуществлением строительства или реконструкции здания или сооружения либо расположенные на земельных участках, предоставленных для индивидуального жилищного строительства».

Как видим, в Техническом регламенте речь идет не об исчерпывающей номенклатуре зданий и сооружений вспомогательного использования, а только о тех из них, для которых устанавливается пониженный уровень ответственности; причем выделены только здания и сооружения, возводимые на строительных площадках с целью осуществления строительства (реконструкции) объекта капитального строительства или расположенные на участках, предоставленных для индивидуального жилищного строительства.

В пунктах 3.1 и 3.2 ГОСТ 27751-2014 «Надёжность строительных конструкций и оснований. Основные положения» указано:

«3.1 Для каждого сооружения необходимо установить его класс (КС-1, КС-2 или КС-3) в зависимости от его назначения, а также социальных, экологических и экономических последствий их повреждений и разрушений.

3.2. Класс сооружений устанавливается в задании на проектирование генпроектировщиком по согласованию с заказчиком в соответствии с классификацией, по приложению А».

Согласно примечанию к пункту 2.1.4 ГОСТ 27751-2014 здание является частным случаем строительного сооружения.

При этом по таблице 2 ГОСТ 27751-2014 сооружения пониженного уровня ответственности относятся к классу сооружений КС-1.

Таким образом, исходя из изложенного, отнесение того или иного объекта капитального строительства к зданию или сооружению вспомогательного использования, т.е. к объекту пониженного уровня ответственности, должно быть документировано согласительным документом между генеральным проектировщиком и заказчиком.

При определении необходимости осуществления экспертизы проектной документации по перечисленным в письме объектам капитального строительства и при решении вопроса о возможности распространения на них положения пункта 5 части 2 статьи 49 Кодекса, по нашему мнению, следует исходить из функционального назначения конкретного объекта и его параметров.

Кроме того, следует учитывать, не являются ли они в соответствии со статьей 48.1 Кодекса особо опасными, технически сложными или уникальными объектами, проектная документация которых подлежит государственной экспертизе.

За разъяснениями по вопросу проведения государственной экспертизы проектной документации по конкретному объекту следует обращаться в организацию, уполномоченную на проведение государственной экспертизы (см. пункт 3 Положения об организации и проведении государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий, утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 05.03.2007 № 145).

Проектирование временных зданий, сооружений, сетей и систем, в том числе объектов связи, подразумевает выполнение сокращенного против учтенного ценами Справочника объема работ. Это связанно с отсутствием необходимости разработки отдельных разделов (подразделов, частей) проектной и рабочей документации, применением облегченных строительных конструкций, временных схем подключения и т.д. В связи с этим при определении стоимости проектирования временных объектов связи по действующим Справочникам базовых цен в расчет согласно пункту 1.6 МУ-2009 необходимо вводить понижающий коэффициент на сокращенный объем работ. Размер этого понижающего коэффициента должен определяться в зависимости от объема и трудоемкости планируемых к выполнению проектных работ по конкретному временному объекту связи. Например, для временных сетей связи при расчете стоимости проектирования по таблице №1 СБЦ 81-2001-07, пунктом 1.18 этого Справочника установлен понижающий коэффициент до 0,5.

При выполнении изысканий в малообжитых районах и необходимости строительства временных сооружений (оснований для палаток, дворовых уборных, переездов через канавы, устройства лестниц на крутых склонах и т.п.) с использованием подсобных строительных материалов к смете прикладываются акты, подтверждающие наличие этих сооружений. Акты составляются организацией выполняющей изыскания и подписываются тремя членами специально созданной для этого комиссии. Указанные акты являются основанием для применения пункта 17 Общих указаний Справочника при составлении сметного расчета на изыскательские работы.

Источник
Рейтинг
Загрузка ...