Дошкольный возраст, Воспитание дошкольников
Сайт для детского сада, для воспитателей детских садов и родителей
Методическая работа
Консультация для воспитателей детского сада
Проектная деятельность в детском саду.
Проектный метод в деятельности ДОУ.
Готовые проекты в детском саду
С самого рождения ребёнок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. Для него всё впервые: солнце и дождь, страх и радость. Всем хорошо известно, что пятилетних детей называют «почемучками». Самостоятельно ребёнок не может найти ответ на все интересующие его вопросы – ему помогают педагоги. В дошкольных учреждениях воспитатели широко используют метод проблемного обучения: вопросы, развивающие логическое мышление, моделирование проблемных ситуаций, экспериментирование, опытно-иследовательская деятельность, решение кроссвордов, шарад, головоломок и т.д.
Интегрированный метод обучения является для дошкольников инновационным. Он направлен на развитие личности ребёнка, его познавательных и творческих способностей. Серия занятий объединена основной проблемой. Например, давая детям полное представление о домашних животных, воспитатель на занятиях познавательного цикла знакомит их с ролью домашних животных в жизни человека, на занятиях художественно-эстетического цикла – с образами домашних животных в произведениях писателей, поэтов, с передачей этих образов в народно-прикладном искусстве и творчестве художников- иллюстраторов.
4. Цели и задачи проекта
Вариативность использования интегрированного метода довольно многообразна.
- Полная интеграция (экологическое воспитание с худ. литературой, ИЗО, муз. воспитанием, физ. развитием)
- Частичная интеграция (интеграция худ. литературы и изодеятельности)
- Интеграция на основе единого проекта, в основе которого лежит проблема.
Переход дошкольного учреждения на проектный метод деятельности, как правило, осуществляется по следующим этапам:
- занятия с включением проблемных ситуаций детского экспериментирования и т.д.;
- комплексные блочно-тематические занятия;
- интеграция:
− частичная интеграция;
− полная интеграция; - метод проектов:
− форма организации образовательного пространства;
− метод развития творческого познавательного мышления.
Примерный план работы воспитателя по подготовке проекта
- На основе изученных проблем детей поставить цель проекта.
- Разработка плана достижения цели (воспитатель обсуждает план с родителями).
- Привлечение специалистов к осуществлению соответствующих разделов проекта.
- Составление плана-схемы проекта.
- Сбор, накопление материала.
- Включение в план схему проекта занятий, игр и других видов детской деятельности.
- Домашние задания для сам. выполнения.
- Презентация проекта, открытое занятие.
Основные этапы метода проектов
1. Целеполагание: педагог помогает ребёнку выбрать наиболее актуальную и посильную для него задачу на определённый отрезок времени.
Проект детского сада на 90 мест
2. Разработка проекта – план деятельности по достижению цели:
- к кому обратится за помощью (взрослому, педагогу);
- в каких источниках можно найти информацию;
- какие предметы использовать (принадлежности, оборудование);
- с какими предметами научиться работать для достижения цели.
3. Выполнение проекта – практическая часть.
4. Подведение итогов – определение задач для новых проектов.
В настоящее время проекты классифицируются:
- по составу участников;
- по целевой установке;
- по тематике;
- по срокам реализации.
В практике современных дошкольных учреждений используются следующие виды проектов:
- исследовательские-творческие проекты: дети экспериментируют, а затем результаты оформляют в виде газет, драматизации, детского дизайна;
- ролево-игровые проекты (с элементами творческих игр, когда дети входят в образ персонажей сказки и решают по-своему поставленные проблемы);
- информационно-практико-ориентированные проекты: дети собирают информацию и реализуют её, ориентируясь на социальные интересы (оформление и дизайн группы, витражи и др.);
- творческие проекты в детском саду (оформление результата в виде детского праздника, детского дизайна, например «Театральная неделя»).
Так как ведущим видом деятельности дошкольника является игра, то, начиная с младшего возраста, используются ролево-игровые и творческие проекты: «Любимые игрушки», «Азбука здоровья» и др.
Значимы и другие виды проектов, в том числе:
- комплексные: «Мир театра», «Здравствуй, Пушкин!», «Эхо столетий», «Книжкина неделя»;
- межгрупповые: «Математические коллажи», «Мир животных и птиц», «Времена года»;
- творческие: «Мои друзья», «У нас в нескучном саду», «Любим сказки», «Мир природы», «Рябины России»;
- групповые: «Сказки о любви», «Познай себя», «Подводный мир», «Весёлая астрономия»;
- индивидуальные: «Я и моя семья», «Генеалогическое древо», «Секреты бабушкиного сундука», «Сказочная птица»;
- исследовательские: «Мири воды», «Дыхание и здоровье», «Питание и здоровье».
По продолжительности они бывают краткосрочными (одно или несколько занятий), средней продолжительности, долгосрочные (например, «Творчество Пушкина» — на учебный год).
Основной целью проектного метода в д/у является развитие свободной творческой личности ребёнка, которое определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей.
Задачи развития:
- обеспечение психологического благополучия и здоровья детей;
- развитие познавательных способностей;
- развитие творческого воображения;
- развитие творческого мышления;
- развитие коммуникативных навыков.
Задачи исследовательской деятельности специфичны для каждого возраста.
В младшем дошкольном возрасте – это:
- вхождение детей в проблемную игровую ситуацию (ведущая роль педагога);
- активизация желания искать пути разрешения проблемной ситуации (вместе с педагогом);
- формирование начальных предпосылок поисковой деятельности (практические опыты).
В старшем дошкольном возрасте – это:
- формирование предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы;
- развитие умения определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно;
- формирование умения применять данные методы, способствующие решению поставленной задачи, с использованием различных вариантов;
- развитие желания пользоваться специальной терминологией, ведение конструктивной беседы в процессе совместной исследовательской деятельности.
Этапы проекта |
Деятельность педагога | Деятельность детей |
1 этап | 1. Формулирует проблему (цель). При постановке цели определяется и продукт проекта. 2. Вводит в игровую (сюжетную) ситуацию. 3. Формулирует задачу (нежёстко). |
1. Вхождение в проблему. 2. Вживание в игровую ситуацию. 3. Принятие задачи. 4. Дополнение задач проекта. |
2 этап | 4. Помогает в решении задачи. 5. Помогает спланировать деятельность 6. Организует деятельность. |
5. Объединение детей в рабочие группы. 6. Распределение амплуа. |
3 этап | 7. Практическая помощь (по необходимости). 8. Направляет и контролирует осуществление проекта. |
7. Формирование специфических знаний, умений навыков. |
4 этап | 9. Подготовка к презентации. 10.Презентация. |
8. Продукт деятельности готовят к презентации. 9. Представляют (зрителям или экспертам) продукт деятельности. |
Метод проектов актуален и очень эффективен. Он даёт ребёнку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания. Развивать творческие способности и коммуникативные навыки, что позволяет ему успешно адаптироваться к изменившейся ситуации школьного обучения.
Внедрение в практику работы проектного метода начиналось с организации работы с педагогическими кадрами. Здесь можно использовать следующие формы работы:
Консультации по темам:
- «Вариативность использования интегрированного метода в воспитании дошкольников»;
- «Проектный метод как метод развивающего обучения дошкольников»;
- «Виды проектов и использование их в разновозрастных группах»;
Семинары-практикумы:
- «Выявление познавательных интересов у детей дошкольного возраста»;
- «Разработка перспективного тематического планирования по включению дополнительного образования в воспитательно-образовательный процесс»;
- «Дополнительное образование в воспитательно-образовательном процессе»;
- «Разработка групповых проектов на основе проектно-исследовательской деятельности»;
- «Обобщение материалов экспериментальной работы по разработке проектного метода обучения»;
Примерные проекты в ДОУ в работе с кадрами:
- «Перспективы развития МДОУ в условиях самоуправления» (административная группа, методическая служба, совет педагогов, творческая группа);
- «Воспитание здорового ребёнка» (в рамках медико-психо-физиологической и педагогической служб);
- «Мастер-класс. Перспективы совершенствования педагогического мастерства» (в проекте участвуют все педагоги);
- «Молодые дарования» (методическая служба, группа наставников, молодые специалисты);
- «Перспективы экологического образования дошкольников» (воспитатели, педагоги дополнительного образования);
- «Питание и здоровье» (медицинская служба, методическая служба, воспитатели, работники пищеблока);
- проблемные проекты между педагогами групп, работающих по одной программе;
- дизайн-проект по совершенствованию развивающей среды (административно-хозяйственная, методическая, психологические службы, педагог дополнительного образования по изобразительной деятельности, рабочий по обслуживанию здания);
- социальные проекты «Наши юбиляры», «Знаменательные даты» (участвуют все члены коллектива, воспитанники, социум)
Метод проектов используется в работе с детьми, начиная с младшего дошкольного возраста. Он позволил определить задачи обучения, сформировать предпосылки учебных и исследовательских умений и навыков в соответствии с основными линиями развития.
Младший дошкольный возраст
Задачи обучения:
- пробуждать интерес к предлагаемой деятельности;
- приобщать детей к процессу познания;
- формировать различные представления;
- привлекать детей к воспроизведению образов, используя различные варианты;
- побуждать детей к совместной поисковой деятельности, экспериментированию.
Совершенствование психических процессов:
- формирование эмоциональной заинтересованности;
- знакомство с предметами и действиями с ними;
- развитие мышления и воображения;
- речевое развитие.
Формирование проектно-исследовательских умений и навыков:
- осознание поставленной цели;
- овладение различными способами решения поставленных задач;
- способность предвосхитить результат, основываясь на своём прошлом опыте;
- поиск различных средств достижения цели.
Линии развития личности.
Физическое развитие:
- стимулирование естественного процесса развития двигательных способностей и качеств;
- формирование осознанных представлений о необходимости заботится о своём здоровье (ролево-игровой проект «Азбука здоровья»);
социальное развитие:
- формирование способов общения (вернисаж «Я и моя семья», индивидуальные семейные проекты «Генеололгическое древо»);
познавательное развитие:
- обогащение и расширение представлений об окружающем мире;
- расширение и качественное изменение способов ориентировки в окружающем мире;
- сознательное применение сенсорных ощущений в решении практических задач (математические коллажи, межгрупповой проект «Мир животных и птиц», «Творческие проекты «Мои друзья», «Мир природы», «Любим сказки»);
эстетическое развитие:
- развитие эмоционально-ценностного отношения к произведениям искусства и художественным образам;
- овладение художественной деятельностью (комплексные проекты «Мир театра», «Здравствуй, Пушкин!», ролево-игровые проекты «Любимые игрушки»).
Старший дошкольный возраст.
Задачи обучения:
- развивать поисковую деятельность, интеллектуальную инициативу;
- развивать специальные способы ориентации – экспериментирование и моделирование;
- формировать обобщённые способы умственной работы и средства построения собственной познавательной деятельности;
- развивать способность к прогнозированию будущих изменений.
Формирование предпосылок учебной деятельности:
- произвольности в поведении и продуктивной деятельности;
- потребности в создании собственной картины мира;
- навыков коммуникативного общения.
Формирование проектно-исследовательских умений и навыков:
- выявить проблему;
- самостоятельно искать нужное решение;
- выбирать из имеющихся способов наиболее адекватный и продуктивно его использовать;
- самостоятельно анализировать полученные результаты.
Линии развития личности.
Социальное развитие:
- развитие самопознания и положительной самооценки;
- овладение способами внеситуативно-личностного общения;
- высокий уровень коммуникативной компетентности;
- осознание функций речи (индивидуальный проект «Я и моя семья», «Генеалогическое древо», проект «Сказки о любви», групповые проекты «Познай себя»);
Физическое развитие:
- развитие осознанного отношения к своему здоровью;
- формирование потребности в здоровом образе жизни;
- совершенствование процесса развития двигательных способностей и качеств (ролево-игровые проекты «Азбука здоровья», «Секреты Ильи Муромца»).
Познавательное развитие:
- систематизация знаний, стимулирующая развитие познавательных и творческих способностей;
- развитие способностей к практическому и умственному экспериментированию и символическому моделированию, речевому планированию, логическим операциям (клуб любителей книги «Волшебная страна», групповые проекты «Уральские самоцветы», «Подводный мир», «Весёлая астрономия», межгрупповой проект «Времена года», комплексные проекты «Здравствуй, Пушкин!», «Богатыри земли русской»);
Эстетическое развитие:
- углублённое приобщение к искусству, многообразию худ.образов;
- овладение различными видами худ. деятельности;
- развитие способностей к эстетической оценке (ролево-игровой проект «В гостях у сказки», комплексные проекты «Эхо столетий», «Книжкина неделя», «Мир театра»).
Тематика блока | Название проекта | Продукт детской деятельности |
Наследие | «Эхо столетий» | «Временная лента» (работа с энциклопедиями, подбор и систематизация иллюстративного материала, ИЗО, ручной труд, театрализованное представление) |
«Защитники Отечества» | Исторический альбом «Защитники Отечества» (рисунки, бумажная пластика, детское сочинительство) Практические мастерские (изготовление афиш, приглашений, костюмов) Театрализованное представление «Богатыри земли русской» |
|
«Здравствуй, Пушкин!» | Создание альбомов «Пушкин и няня», «Семья Пушкина», «Друзья, прекрасен наш союз!», «По Пушкинским местам». Дидактические игры «Сказки Пушкина», кроссворды и логические задания по сказкам, практическая мастерская «Мода Пушкинской эпохи», «Малые театральные встречи», «Встречи у камина» (сказки Пушкина в живописи, скульптуре, музыке) Детские книги «Здравствуйте, Пушкин!, «Сказки Пушкина» Макет «У Лукоморья» Театрализованное представление «Сказки Пушкина», «Пушкинский бал». |
|
Проекты «Генеалогическое древо», «Моя семья», «Секреты бабушкиного сундука» | «Семейное древо» Альбом рисунков «Моя семья» Выставка семейных реликвий. |
|
«Я в мире людей» | Проекты в детском саду: 1) «Мои друзья» 2) «У нас в Нескучном саду» 3) «День защиты детей» 4) «Сказки о любви» 5) «Весёлый этикет» |
Альбомы (инд.) (рисунки + весёлые истории) Театральные этюды, выпуск газет и журналов Проект «Детский сад будущего». Выпуск стенгазеты. Карнавал. Разработка детского кодекса. Литературная гостиная. Изготовление «Валентинок». Школа «Маркиза этикета» |
«Мир вокруг нас» | «Четыре стихии» «Времена года» «Мир животных и птиц» «Уральские самоцветы» |
Картотека опытов. Составление коллажей Детская книга «Это опасная стихия» Детская книга, танцевальные миниатюры, коллажи. Рукописные журналы, книги, сочинительство, изодеятельность Коллаж, детская книга «Легенда о камнях» |
«Весёлая астрономия» «Жалобная книга природы» «В стране чисел и фигур» «Полезные вещи» «От кареты до ракеты» |
Викторина «Через тернии к звёздам» Театральные этюды «Неизведанная планета», «Путешествие на луну». Сочинение «Звёздных сказок». Сочинение сказок от имени природных объектов. «Лесная газета». Выпуск журнала «Экологический светофор города» Коллажи. Геометрический вернисаж. Театральные этюды. Математическое шоу «Алиса в стране математики». Энциклопедия «Из истории вещей» «Приключения вещей» — сочинение сказок об обычных вещах. Изготовление детской книги средствами конструктивной деятельности. Детские проспекты по видам техники (транспорт). «Наши помощники» (книга об истории бытовых приборов). |
|
«Ты и твоё здоровье» | «Я и моё тело» «Окошки в мир. Органы чувств» «Твоё питание и здоровье» «Путешествие пирожка» (строение пищеварительной системы) «Живительные силы» «Про витамины и здоровье» «Как мы дышим» (приключение Кислородинки) |
Дневник «Я расту» Проект «Страна Айболития» «Польза и вред» (проекты по органам чувств) Мини проекты «Для чего нужна пища?» Детская книга «Приключения в стране витаминов», составление картотеки блюд. Сочинение сказок, стихов, театральных этюдов. «Как фрукты и овощи о своей пользе спорили?» Планшет «Вред-польза» «За чистый воздух» (плакат) Детская книга закаливания |
Примерная схема осуществления проекта «Семья» (ст. дош. возраст)
Источник: doshvozrast.ru
Проект. Что это такое, и зачем он нужен в детском саду?
Дорогие друзья, сегодня постоянные участники нашей рубрики «Мастера своего дела» Михайлова Ольга Валерьевна и Сомова Елена Николаевна, воспитатели СП «Детский сад «Аленушка» ГБОУ СОШ № 2 им. В. Маскина ст. Клявлино Самарской области, подготовили для вас познавательный материал проектной деятельности. Статья будет интересна воспитателям ДОУ и родителям.
Краткий комментарий к статье от авторов:
«Детям дошкольного возраста важно самим научиться получать информацию, у них должны быть развиты исследовательские навыки. А задача педагогов — именно в этом возрасте заложить позицию активности и самостоятельности в поиске ответов на вопросы, систематизировать информацию и научить использовать полученные знания, умения и навыки в играх и практической деятельности».
Познавательного чтения…
На сегодняшний день система развития дошкольного образования испытывает существенные изменения. Активное проникновение научно-технического прогресса во все сферы общественной жизни требует от воспитателя избрать самые эффективные средства обучения и воспитания детей на основе современных методов и интегрированных технологий.
В последнее время в практике дошкольных учреждений активно применяется инновационный метод проблемного и интегрированного обучения. Это метод проектов. Основа этого метода — самостоятельная деятельность детей – исследовательская, познавательная, продуктивная, в процессе которой ребёнок познаёт окружающий мир и воплощает новые знания в жизнь.
В переводе с греческого проект – путь исследования. Также под проектом можно понимать специально организованную взрослым и выполняемую детьми совокупность действий, завершающуюся созданием творческих работ. Метод проектов — это комплекс действий, при которых дети, в процессе планирования и выполнения постоянно усложняющихся практических заданий — проектов, приобретают новые знания. Другими словами, метод проектов помогает детям в решении какой-либо проблемы. Метод проектов — это педагогическая технология, в основе которой – самостоятельная деятельность детей (исследовательская, познавательная, продуктивная), в процессе которой ребенок познает окружающий мир и превращает его в новые знания и реальные творения.
Основной тезис современного понимания метода проектов — «Все, что я познаю, я знаю, для чего это мне нужно, где и как я смогу эти знания применить».
Известный учёный А. Эйнштейн сказал в своё время: « Сами дети любят искать, сами находить. В этом их сила. Они всегда чувствуют себя колумбами, не устают удивляться многочисленным чудесам живой жизни. Может быть, самое трудное – научить их понимать других людей, не всегда похожих на тебя, познавать глубину каждого.
Мы перегружаем детей книгами, впечатлениями, не помогаем им отбирать то главное, что ведёт в глубину знаний, в глубину своих собственных мыслей и творчества. Детям, как растениям, нужно гораздо больше свободы, возможность познать себя».
Свободу и возможность познать себя, на мой взгляд, предоставляет проектная деятельность, позволяющая ребенку не ощущать «давления» взрослых.
В настоящее время проектная деятельность органически входит в новые стандарты начального образования.
Проект – это метод педагогически организованного освоения ребёнком окружающей среды в процессе поэтапной и заранее спланированной практической деятельности по достижению намеченных целей.
Проекты в детском саду носят, как правило, обучающий характер. Дошкольники по своему психофизиологическому развитию еще не способны самостоятельно от начала до конца создать собственный проект. Поэтому обучение необходимым умениям и навыкам является основной задачей воспитателей.
Проекты в детском саду могут быть
• Творческие (оформление результата в виде детского праздника),
• Информационные (дети собирают информацию и реализуют ее),
• Ролевые (с элементами творческих игр, когда дети входят в образ персонажей сказки, решают по своему поставленные проблемы),
• Исследовательские (дети экспериментируют, а затем результат оформляют в виде газеты, драматизации).
Проекты требуют четкой структуры, обозначенных целей, актуальности предмета исследования для всех участников, социальной значимости, продуманных методов обработки результата.
Выделены три этапа в развитии проектной деятельности у детей дошкольного возраста, которые и представляют собой одну из педагогических технологий проектной деятельности, включающую в себя совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих.
–подражательно-исполнительский, реализация которого возможна с детьми 3,5–5 лет.
На этом этапе дети участвуют в проекте «на вторых ролях», выполняя действия по прямому
предложению взрослого или путём подражания ему, что не противоречит природе маленького
ребёнка; в этом возрасте ещё существует потребность установить и сохранить положительное
отношение к взрослому и подражать ему.
– развивающий, он характерен для детей 5–6 лет, которые уже имеют опыт
разнообразной совместной деятельности, могут согласовывать действия, оказывать друг другу
помощь. Ребёнок уже реже обращается к взрослому с просьбами, активнее организует совместную деятельность со сверстниками. У детей развиваются самоконтроль и самооценка, они способны достаточно объективно оценивать как собственные поступки, так и поступки сверстников. В этом возрасте дети принимают проблему, уточняют цель, способны выбрать необходимые средства для достижения результата деятельности. Они не только проявляют готовность участвовать в проектах, предложенных взрослым, но и самостоятельно находят проблемы.
– творческий, он характерен для детей 6–7 лет. Взрослому очень важно на этом этапе
развивать и поддерживать творческую активность детей, создавать условия для самостоятельного определения детьми цели и содержания предстоящей деятельности, выбора способов работы над проектом и возможности организовать её.
Последовательность работы педагога над проектом:
-педагог ставит перед собой цель, исходя из потребностей и интересов ребёнка;
-вовлекает дошкольников в решение проблемы;
-намечает план движения к цели (поддерживает интерес детей и родителей);
-обсуждает план с семьями на родительском собрании;
-обращается за рекомендациями к специалистам ДОУ;
-вместе с детьми и родителями составляет план проведения проекта;
-собирает информацию, материал;
-проводит занятия, игры, наблюдения, поездки (мероприятия основной части проекта);
-даёт домашние задания родителям и детям;
-поощряет самостоятельные творческие работы детей и родителей (поиск материалов, информации, изготовление поделок, рисунков, альбомов и т. д.);
-организует презентацию проекта (праздник, занятие, досуг), составляет книгу, альбом совместно с детьми;
-подводит итоги (выступает на педсовете, обобщает опыт работы).
Этапы проектной деятельности
Задача педагога – осуществлять вместе с детьми выбор темы для более глубокого изучения, составить план познавательной деятельности. Один из способов введения в тему связан с использованием моделей «трёх вопросов»: Что знаю? Чего хочу узнать? Как узнать?
Задача воспитателя создать в группе условия для осуществления детских замыслов. Реализация проектов происходит через различные виды деятельности (творческую, экспериментальную, продуктивную).
Важно, чтобы в основу презентации был положен материальный продукт, имеющий ценность для детей. В ходе создания продукта раскрывается творческий потенциал дошкольников, находят применения сведения, полученные в ходе реализации проекта. Задача воспитателя создать условия для того, чтобы дети имели возможность рассказать о своей работе, испытать чувство гордости за достижения, осмыслить результаты своей деятельности
Взаимодействие педагога и ребёнка в проектной деятельности может изменяться по мере нарастания детской активности. Позиция педагога выстраивается поэтапно по мере развития исследовательских умений и нарастания самостоятельной деятельности от обучающе-организующей на первых этапах к направляющей и корректирующей к окончанию проекта.
Проектная деятельность — это интеллектуальный труд.
Зачем же нужны проекты?
Проекты:- помогают активизировать самостоятельную познавательную деятельность детей;
— помогают осваивать детьми окружающую действительность, всесторонне изучать ее;
-способствуют развитию творческих способностей детей;
— способствуют умению наблюдать;
— способствуют умению слушать
Метод проектов — один из немногих методов, выводящих педагогический процесс из стен детского учреждения в окружающий мир, природную и социальную среду, облегчает процесс освоения ребенком окружающего мира.
Вовлечение родителей в этот процесс имеет очень большую ценность:
-у родителей формируется более высокая оценка достижений своих детей и гордость за них;
-развивается более глубокое понимание процесса обучения детей дошкольного возраста;
-возможность закрепления знаний, получаемых в детском саду с помощью занятий дома;
Что же ребёнок познаёт из общения с родителями, совместного участия в делах, наблюдений за
действиями членов семьи?
-участие родителей в совместных с ребёнком делах доставляет детям особое удовольствие,
благоприятствует их успехам;
-расширяет социальный опыт ребёнка и дает положительные модели для подражания;
Дети начинают относится к родителям, как к источнику знаний и опыта.
Благодаря участию родителей в педагогическом процессе у детей формируется чувство гордости, повышается самооценка, а у тех детей, родители которых чаще исполняли роль ассистентов, наблюдается значительное продвижение в развитии. Дети становятся более раскрепощенными и самостоятельными, целеустремленными и уверенными в себе, общительными, более внимательными и заботливыми по отношению к сверстникам и взрослым; способными к взаимопониманию и сотрудничеству.
Решая различные познавательно- практические задачи вместе со взрослыми и сверстниками, дети приобретают способность сомневаться, критически мыслить. Переживаемые при этом
положительные эмоции, удивление, радость от успеха, гордость от одобрения взрослых — порождают у ребёнка уверенность в своих силах, побуждает к новому поиску знаний.
Подводя итог, можно сказать, что необходимость проектной деятельности обусловлена тем, что она позволяет расширить поле для детского исследования. Она развивает не только интеллектуальные, но и коммуникативные навыки не только детей, но и взрослых, поэтому для большей эффективности проектная деятельность включена в образовательную программу.
Предлагаю литературу для проектной деятельности:
1.Виноградова Н. А., Панкова Е. П. Образовательные проекты в детском саду. Пособие для воспитателей. М.: Айрис-пресс, 2008.
2. Веракса Н. Е., Веракса А. Н. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. — М.: Мозаика-синтез, 2008.
3. Золотухина А. А. Проектная деятельность в воспитании детей дошкольного возраста (предметная область «Художественно-эстетическое развитие») / А. А. Золотухина, О. А. Сатвалдыева, О. В. Литвинова // Молодой ученый. 2016. № 5–6 (109). С. 44–46.
4. Киселева Л. С. и др. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: — М.: АРКТИ, 2003.
5. Тимофеева Л. Л. Проектный метод в детском саду. «Мультфильм своими руками». — СПб.: ООО «Издательство «Детство-пресс», 2011.
6. Штанько И. В. Проектная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста // Управление дошкольным образовательным учреждением. 2004. № 4.
Источник: razvitum.ru
проект по благоустройству участка ДОУ «Удивительный мир вокруг нас»
«Благоустройство прогулочного участка, огорода группы «Солнышко»
муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад № 9 «Ромашка»
«Благоустройство прогулочного участка, огорода группы «Солнышко»
Автор — составитель: _
Бобкина Людмила Николаевна –
воспитатель группы «Солнышко»
«Какую громадную, ни с чем несравнимую роль играет в воспитании детей обстановка,
среди которой они живут!
Тот, кому удаётся создать такую обстановку,
облегчит свой труд в высшей степени!»
Дошкольное детство – начальный этап формирования личности человека, его ценностной ориентации в окружающем мире. В этот период закладывается позитивное отношение к природе, к себе и к окружающим людям; возникают большие возможности для систематического и последовательного нравственного воспитания.
Территория дошкольного образовательного учреждения – это огромная составляющая в жизни каждого дошкольника – здесь он проживает, чуть ли не половину всего своего времени. Благоустройство и озеленение участков ДОУ способствует умственному, нравственному, эстетическому и физическому воспитанию дошкольников на материале природного окружения, развитию любознательности, способности удивляться. Способствуют укреплению здоровья детей, развитию их самостоятельности, познавательной активности. От того, насколько ухоженной, красивой и разумно спланированной она будет, зависит то, каких взрослых мы воспитаем.
Одной из важнейших задач дошкольного воспитания является правильное психическое развитие ребенка, создание в дошкольном учреждении благоприятного психологического климата. Этому способствуют гуманизация среды ДОУ, создание интерьеров, фасадов, фрагментов участка, по характеру напоминающих жилую среду.
Основным принципом создания соответствующей среды для детей является выделение ее развивающего начала. Среда детского учреждения должна содержать пространственные и предметные стимулы творческого и эмоционального развития ребенка и, кроме того, быть динамичной, не допуская привыкания к однообразию.
Окружающая среда призвана обеспечить детям возможность развиваться, для этого ее необходимо периодически изменять.Яркая, красочная и сказочная территория детского сада развивает творчество детей, фантазию, воображение, наблюдательность и обогащает их знания об окружающем мире. А еще – помогает полюбить красоту родного края.
Таким образом, благоустройство решает задачи эстетического, умственного, нравственного и физического воспитания детей через знакомство с окружающим растительным миром; комфортных условий для прогулок детей.
Педагогический проект«Благоустройство прогулочного участка на территории детского сада»
Информационная карта проекта.
Тип проекта: практико-ориентированный.
Вид проекта – творческий.
Сроки реализации: май-август 2015г.
Участники проекта: воспитатели, родители, дети, сотрудники детского сада.
Одной из важнейших задач дошкольного воспитания является создание в дошкольном учреждении благоприятного психологического климата.
Среда детского учреждения должна содержать пространственные и предметные стимулы творческого и эмоционального развития ребенка и, кроме того, быть динамичной, не допуская привыкания к однообразию.
Окружающая среда призвана обеспечить детям возможность развиваться, для этого её необходимо периодически изменять. Таким образом, благоустройство решает задачи эстетического, умственного, нравственного и физического воспитания детей через знакомство с окружающим растительным миром; комфортных условий для прогулок детей. Мы решили изменить и создать индивидуальный облик прогулочного участка, соответствующий законам организации пространства под открытым небом.
Методически грамотная организация предметно-пространственной среды на прогулочном участке, позволит содействовать развитию познавательных интересов детей, усвоению обязательных знаний, умений, норм, правил, приобщению детей к природе, формированию нравственных и эстетических начал, большей социализации.
Цель проекта: создание эмоционально — благоприятных условий пребывания детей в дошкольном учреждении через благоустройство территории и организацию познавательной, творческой, оздоровительной деятельности детей во время пребывания на воздухе на прогулочном участке.
- Оборудовать прогулочный участок в соответствии с современными, санитарно-эпидемиологическими требованиями и методическими рекомендациями по проведению летней оздоровительной работы с детьми.
- Использовать дополнительные возможности (бюджетные и внебюджетные средства, благотворительную помощь) для приобретения оборудования, вовлечь в процесс работы педагогов, родителей, детей, выявить среди родителей деловых партнеров.
- Улучшить художественное оформление участка для прогулок детей.
- Воспитывать бережное отношение к природе и к окружающему миру.
Реализация проекта предполагает достижение следующих результатов:
— озеленение прогулочного участка цветами;
— оснащение детской игровой площадки новыми объектами, пригодными для игры;
— создание тематических центров.
Финансирование проекта основывается на привлечении средств дошкольного учреждения, помощи родителей.
Этапы реализации проекта.
I этап: подготовительный (май 2015г.)
Цель: разработка плана проекта, подготовка необходимых материалов, используемых в дальнейшем для преобразования территории участка.
- проведение родительского собрания, обсуждение проекта;
- детальное обследование территории и выделение наиболее интересных объектов;
- закупка семян растений, которые будут использованы для озеленения территории;
- выращивание рассады декоративных растений;
- сбор материалов, необходимых для строительства, реконструкции и создания новых объектов, согласно проекту.
II этап: практический (июнь, август 2015г.)
- организация территории участка по центрам;
- участие в конкурсе на лучшее оформление прогулочного участка в ДОУ.
- высадка семян и рассады в подготовленные клумбы;
- изготовление клумбы лягушка-царевна;
- уход за растениями.
- разметка дороги, пешеходного перехода, изготовление светофора;
- постройка автобуса;
- изготовление и установка «бензоколонки»;
- изготовление атрибутов к сюжетно-ролевым играм «Автобус», «Экскурсия в зоопарк»;
- изготовление маяка и обновление кораблика.
Центр социально-коммуникативных игр:
- покраска домика;
- изготовление фигур домашних животных (три поросёнка, овечка);
- постройка палисадника и посадка цветов.
Центр физического развитие:
- изготовление и установка спортивного сооружения Кот — кольцеборс;
- изготовление мишени для метания мячей.
- установка доски для рисования;
- изготовление и установка сенсорного паровозика.
III этап: заключительный
Презентация проекта (август 2015 г.).
Программа благоустройства и озеленения территории в детском саду
Территория детского сада — это не только визитная карточка, это образовательное, развивающее, формирующее общую культуры личности каждого ребенка пространство. От того, насколько ухоженным, красивым и разумно спланированным оно будет, зависит, каких взрослых мы воспитаем!
Детский сад – это мир, где каждый чувствует себя комфортно, имеет широкие возможности для самореализации на пользу себе и другим, обретение опыта жизненного созидательного успеха. Таким образом, наш детский сад – это универсальное средство, которое одновременно выполняет ряд функций: — познавательную; — развивающую (спортплощадка); — духовно-нравственную (озеленение); — функцию социального закаливания; — гражданского становления личности (игровая зона); — функцию проектирования собственной деятельности (прогулочные площадки).
Под благоустройством и озеленением территории подразумевается не только обеспечение благоприятных и безопасных условий для проведения образовательной деятельности и формирования экологической культуры обучающихся, но и создание привлекательного с эстетической точки зрения облика территории детского сада. Одной из важнейших задач дошкольного воспитания является правильное психическое развитие ребенка, создание в дошкольном учреждении благоприятного психологического климата. Этому способствуют гуманизация среды ДОУ. Благоустройство и озеленение территории детского сада является неотъемлемой частью гуманизации среды ДОУ.
Цель и задачи программы
Цель программы: — повышение качественного уровня благоустройства и озеленения территории ДОУ; создание условий для формирования активной гражданской позиции, трудового, физического, экологического и эстетического воспитания детей через их активное участие в благоустройстве и озеленении территории. Задачи программы: — объединение усилий и повышение уровня ответственности педагогов, родителей, и воспитанников к вопросам обеспечения чистоты и порядка на территории детского сада; — приведение спортивной площадки в соответствие с нормативными требованиями, создание безопасных и комфортных условий для занятий спортом; — увеличение зеленого фонда ДОУ, качественное развитие зеленых зон с использованием элементов современного ландшафтного дизайна и широкого ассортимента декоративно-цветущих растений; — улучшение внешнего облика территории ДОУ: приведение ограждений, бордюров, пешеходных дорожек, газонов, малых архитектурных форм, зон отдыха и других элементов благоустройства на территории детского сада в соответствие с нормативными требованиями; — обеспечение высокого уровня использования созданных зеленых и других функциональных зон в образовательной деятельности с детьми в ДОУ; — выявление, поддержка и распространение творческого опыта благоустройства и озеленения территории детского сада, результативного опыта взаимодействия с социальными партнерами по данным вопросам; — создать условия для комфортного пребывания воспитанников в ДОУ.
Промежуточные результаты программы
— Повышение качественного уровня благоустройства и озеленения территории детского сада как объекта, формирующего облик города; — Обеспечение своевременного восстановления нарушенного благоустройства на территории ДОУ; — Создание безопасных условий и повышение уровня функционирования спортивной площадки в детском саду; — Увеличение зеленого фонда; — Превращение зеленых зон территории ДОУ в объекты, имеющие образовательное, воспитательное, санитарно-гигиеническое, ландшафтно-архитектурное и культурное значение с широким использованием элементов современного ландшафтного дизайна и разнообразного ассортимента декоративно-цветущих растений; — Повышение уровня сознательности и ответственности педагогов, родителей, воспитанников к вопросам благоустройства, обеспечения чистоты и порядка, сохранению и приумножению зеленых насаждений на территории ДОУ; — Отсутствие на территории детского сада аварийно-опасных деревьев, создание безопасных условий для жизни и здоровья воспитанников, педагогов и родителей; — Развитие познавательной активности дошкольников через трудовую и опытническую деятельность;
Программа благоустройства и озеленения территории МАДОУ
Рекомендуем посмотреть:
Формирование основ экологической культуры на январь месяц в старшей группе Задачи воспитания и образования детей на 3 квартал в старшей группе Комплексно – тематическое планирование в логопедической (подготовительной ) группе Тематическое планирование по духовно-нравственному воспитанию детей старшей группы
Похожие статьи:
Комплексно-тематическое планирование по художественно-эстетическому развитию в старшей группе
Комплексно-тематическое планирование по познавательно-речевому развитию в старшей группе
Источник: konspektiruem.ru
Проект в ДОУ «Огород»
Педагогом ДОУ в ходе работы над долгосрочным проектом в старшей группе «Огород» была поставлена и реализована цель, создать условия, стимулирующие интерес у дошкольников к исследовательской деятельности, вовлечь детей детского сада в практическую деятельность по выращиванию овощей.
Подробнее о проекте:
В процессе педагогического проекта в старшей группе детского сада на тему «Огород» дети приобщались к трудовой деятельности, учились ухаживать за растениями, обобщили представление о необходимости света, тепла, влаги, почвы для роста растений. В рамках проекта детьми были выращены овощи и растения.
В готовом педагогическом проекте в ДОУ на тему «Огород» содержатся материалы проведенных воспитателем мероприятий с детьми и их родителями, в результате которых дети получили новые знания и умения в области земледелия и огородничества, научились самостоятельно и коллективно выполнять поручения взрослых. В данной работе в рамках должностной инструкции помощника воспитателя ДОУ педагогу помогал младший воспитатель детского сада.
Оглавление
Введение
1. Этапы работы над проектом «Огород» в ДОУ.
2. Планирование мероприятий в рамках проекта «Огород» в старшей группе.
Заключение
Литература
Приложение
Введение
Огород в детском саду нужен для того, чтобы знакомить дошкольников с природой и её сезонными изменениями. На территории нашего сада создали мини — огород и цветник, которые используется для экологического и трудового воспитания дошкольников.
Трудовое и экологическое воспитание является важным фактором в воспитании и развитие ребенка дошкольного возраста.
Выполняя трудовые поручения на огороде, на клумбах, дети перенимают опыт, начиная с подготовкой почвы для сеяния семян укропа, подсолнухов, кабачков; посадки лука, рассады помидор, перца, цветов. Развивающая среда служит не только объектом и средством деятельности ребёнка, но и позволяет формировать познавательные интересы, формирует предпосылки поисковой деятельности, внимательность, наблюдательность, активность.
Совместный труд на огороде даёт возможность научиться ответственности, способствует формированию трудовых навыков и объединению детского коллектива. И, конечно, огород в детском саду, труд на свежем воздухе способствуют сохранению и укреплению здоровья ребят.
Цель: создание условий стимулирующих интерес к исследовательской деятельности, раскрытие творческого и интеллектуального потенциала дошкольников, вовлечение детей в практическую деятельность по выращиванию овощей.
Задачи:
- приобщать детей к трудовой деятельности;
- учить детей ухаживать за растениями;
- развивать познавательные и творческие способности;
- обобщать представления о необходимости света, тепла, влаги, почвы для роста растений;
- формировать познавательную, исследовательскую, трудовую деятельность детей;
- формировать у детей понятия взаимосвязи «природа – человек»: люди сажают, выращивают, ухаживают за растениями, растения вырастают, кормят своими плодами и радуют людей;
- учить выполнять индивидуальные поручения и коллективные задания;
- развивать умения обобщать и анализировать собственный опыт исследовательской деятельности.
Участники проекта: дети старшей группы, воспитатель: Алексеева Л.А., мл. воспитатель: Солина Т.А., родители.
Вид по доминирующему методу: познавательно — исследовательский
Время реализации проекта: с 01.08.18 г.- 03.08.19г.
Предполагаемый результат:
- Знания о строении растений, способах ухода за овощами;
- Практические навыки и умения прополки, рыхления, полива;
- Развитие мышления, умения устанавливать причинно-следственные связи, делать элементарные выводы, отображать в рисунках результаты наблюдений;
- Появление стойкого интереса к работе в огороде, формирование самостоятельности, повышение уверенности в своих способностях, своих силах Формирование социокультурных, личностных компетенций.
Продукт проектной деятельности: рисунки, творческие работы из овощей, выставка растений.
Презентация проекта: Итоговое мероприятие- выставка растений, выращенных воспитанниками детского сада.
Источник: tvorcheskie-proekty.ru