ДОЛЬЩИКАМ
1. Публично-правовая компания «Фонд защиты прав граждан – участников долевого строительства» (далее – ППК), заключает с Ростовской областью соглашение о финансировании (согласно имеющейся форме), в соответствии с которым субъект РФ предоставляет субсидию в виде имущественного взноса в имущество Фонда из бюджета субъекта РФ для финансирования мероприятий по завершению строительства или выплаты компенсаций участникам строительства.
2. ППК организует обследование строящегося дома и определяет сумму и срок, необходимые для завершения строительства. Затем сравнивает сумму, необходимую для завершения строительства, с суммой возмещения дольщикам и принимает решение о целесообразности финансирования завершения строительства или выплаты компенсации дольщикам. Не позднее 3-х рабочих дней с даты решения, ППК размещает соответствующее сообщение на своём официальном сайте.
3. Принятие Наблюдательным Советом ППК решения о финансировании, в котором определены объем финансирования из средств компенсационного фонда и объем финансирования из средств имущества Фонда, сформированного за счет имущественного взноса РФ и субъекта РФ.
Граждане — участники долевого строительства получают возмещение только в случае принятия Фондом решения о нецелесообразности финансирования завершения строительства и выплате возмещения.
4. Заключение ППК с Фондом субъекта РФ соглашения о финансировании завершения строительства объектов незавершенного строительства (далее – ОНС) согласно разработанной ППК форме.
Открытие Фондом субъекта РФ расчетного счета в АО «Банк ДОМ.РФ» для целей получения финансирования на погашение расходов Фонда субъекта РФ в рамках дела о банкротстве.
5. Фонд субъекта РФ (далее также приобретатель) направляет в арбитражный суд, в Минстрой РФ и в адрес конкурсного управляющего заявление о намерении (согласно имеющемуся образцу):
— стать приобретателем земельных участков (прав на земельные участки), предназначенных для размещения ОНС, неотделимых улучшений на таких земельных участках (жилые дома), прав на проектную документации – в порядке, предусмотренном ст. 201.15-1 Закона о банкротстве;
— стать приобретателем земельных участков (прав на земельные участки), предназначенных для размещения объектов инфраструктуры и (или) объектов инженерно-технического обеспечения — в порядке, предусмотренном ст. 201.15-2-1 Закона о банкротстве.
К заявлению о намерении прилагаются (п. 7.1 ст. 201.15-1 Закона о банкротстве):
а) сведения о размерах финансирования завершения строительства (отчет о строительно-технической экспертизе, проведенной для ППК);
б) копия решения ППК о финансировании завершения строительства.
Основанием удовлетворения заявления о намерении судом является соблюдение условий передачи:
а) достаточность помещений для удовлетворения всех требований участников строительства, включенных в реестре требований участников строительства (далее — РТУС) (п. 3).
При недостаточности помещений застройщика для удовлетворения всех требований, включенных в РТУС, путем передачи новому застройщику – Фонду субъекта РФ, решение о финансировании должно предусматривать объем возмещения гражданам – участникам строительства в целях их погашения в соответствии с ч. 4 ст. 13 218-ФЗ.
б) достаточностью имущества, оставшегося в конкурсной массе для погашения текущих требований, а также требований 1 и 2 очереди РТК (п. 9),
в) в реестре требований кредиторов (далее – РТК) отсутствуют требования залоговых кредиторов в отношении земельных участков под ОНС либо они дали письменное согласие на передачу новому застройщику, либо НКО субъект внес на депозит суда денежные средства (п. 6),
г) стоимость прав застройщика на земельный участок, подлежащий передаче, не превышает совокупный размер требований участников строительства, включенных в РТУС, в случае превышения, приобретатель обязан перечислить застройщику денежные средства в размере такого превышения.
— в отношении объектов инфраструктуры – в порядке ст. 201.15-2 Закона о банкротстве. Указанные условия передачи отсутствуют.
6. Внесение Фондом субъекта РФ денежных средств на депозит арбитражного суда (до назначения судом даты рассмотрения заявления о намерении):
— 60 % от размера залоговых требований кредиторов, включенных в реестр при отсутствии их согласия на передачу новому застройщику имущества должника, п. 6 ст. 201.10 Закона о банкротстве.
7. Представление уполномоченным Правительством РФ органом (Минстрой РО) в арбитражный суд заключения о возможности передачи имущества и обязательств застройщика новому приобретателю в течение 10 дней с даты поступления заявления о намерении (п.10 ст. 201.15-1 Закона о банкротстве).
8. Вынесение арбитражным судом определения об удовлетворении заявления о намерении (заявление о намерении подлежит рассмотрению в течение 14 рабочих дней с даты поступления в суд, п.4 ст. 71.1. Закона о банкротстве).
9. Внесение Фондом субъекта РФ денежных средств на специальный счет должника в целях погашения текущих требований(денежные обязательства, выходные пособия, оплата труда по трудовому договору, обязательные платежи, 1 и 2 очереди (выплата выходных пособий, оплата труда по трудовому договору, обязательные платежи, возмещение вреда жизни и здоровью) в срок, указанный в определении суда (при недостаточности имущества должника на их погашение, но не более 10% стоимости прав застройщика на ОНС и земельный участок, п. 5 ст. 201.10 Закона о банкротстве), а также денежных средств в размере превышения стоимости имущества и размером обязательств перед участниками строительства (п. 3 ст. 201.15-1 Закона о банкротстве).
10. Обращение конкурсного управляющего в арбитражный суд с ходатайством о передаче земельных участков, предназначенных для размещения ОНС, неотделимых улучшений на таких земельных участках (жилые дома) (в течение десяти дней с даты поступления денежных средств от приобретателя в соответствии с определением об удовлетворении заявления о намерении).
11. Вынесение арбитражным судом определения о передаче:
— ходатайство подлежит рассмотрению арбитражным судом в течение 3 дней;
— определение суда подлежит немедленному исполнению и является основанием для осуществления государственной регистрации перехода прав на нового застройщика.
12. На основании определения суда о передаче конкурсный управляющий заключает с Фондом субъекта РФ договор (договоры) передачи земельного участка (согласно имеющейся форме) с находящимися на нем неотделимыми улучшениями и обязательств застройщика, подписывают передаточный акт.
13. Государственная регистрация перехода прав на земельный участок с находящимися на нем неотделимыми улучшениями (жилые дома). осуществляется на основании определения суда о передаче (ориентировочно в течение 10 рабочих дней согласно регламенту регистрирующего органа). Государственная регистрация перехода прав на объект инфраструктуры, и (или) объектов инженерно-технического обеспечения осуществляется на основании определения арбитражного суда об удовлетворении заявления и передаточного акта.
14. Фонд субъекта РФ открывает отдельный банковский счет (счета) в АО «Банк ДОМ.РФ» для целей финансирования мероприятий по завершению строительства режим которого предусмотрен ст. 9.2.-.9.4. Закона № 218-ФЗ.
15. Заключение Фондом субъекта РФ договоров на выполнение функций технического заказчика, обследование, проектирование, государственную экспертизу смет, договора генерального подряда в соответствии с требованиями ФЗ от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».
16. По истечении 10 рабочих дней со дня вступления в силу определения о передаче Фонд субъекта РФ направляет в суд заявление о признании текущих требований, 1 и 2 очереди погашенными и о включении требований приобретателя (п. 4 ст. 201.15-1) в РТК.
17. Фонд субъекта РФ осуществляет комплекс мероприятий по завершению строительства объекта незавершенного строительства. Срок завершения строительства и передачи квартир не может превышать 3 года со дня вынесения арбитражным судом определения о передаче Фонду субъекта РФ имущества и обязательств застройщика.
18. Передача Фондом субъекта РФ объекта строительства в порядке, предусмотренном Законом № 214-ФЗ.
По факту завершения строительства Фонд субъекта РФ не позднее чем за один месяц до даты начала передачи объекта долевого строительства обязан направить дольщику сообщение о завершении строительства
Консервация объекта незавершенного строительства
Иногда строительным организациям приходится приостанавливать работы и консервировать объекты, причиной тому может послужить нехватка денежных средств, несоответствие строящегося объекта современным требованиям, банкротство инвестора и так далее.
Решение о консервации строящегося объекта принимает заказчик. Это решение он оформляет приказом или распоряжением, где должны быть указаны сроки, в которые будет:
· разработана документация, необходимая для консервации объекта;
· проведена инвентаризация недостроенного объекта строительства.
Заказчик, после принятия решение о консервации, обязан уведомить об этом подрядчика, оплатить подрядчику все выполненные работы и возместить ему расходы, вызванные консервацией.
На практике, как правило, все работы связанные с консервацией, выполняет подрядчик. Поэтому заказчику необходимо согласовать с ним смету на строительно-монтажные, ремонтные и восстановительные работы, а также на охрану объекта.
Перед тем как начать консервацию недостроенного объекта, необходимо провести инвентаризацию. В состав комиссии по проведению инвентаризации входят представители генподрядчика, субподрядчиков, а также проектной организации. Комиссия составляет инвентаризационные описи с указанием наименования объекта, объема выполненных работ по всему объекту и по каждому отдельному виду работ, конструктивным элементам и оборудованию.
Инвентаризационная комиссия должна проверить:
· в каком состоянии находятся строительные объекты, которые должны быть законсервированы;
· нет ли оборудования, которое было передано в монтаж, но так и осталось не смонтированным.
Иногда комиссия выявляет завышение или занижение стоимости работ, причины которого могут быть различными, например:
· неправильно применены сметные нормы и расценки, поправочные коэффициенты пересчета сметной стоимости в уровень текущих цен и другие нормативы, из которых складывается договорная цена строительной продукции;
· в стоимость выполненных работ вошли расходы, не относящиеся к строительству (например, затраты на покупку оборудования, устранение дефектов оборудования, на пусконаладочные работы и так далее);
· в расчетных документах искажены данные об объемах СМР.
После инвентаризации описи передают в бухгалтерию заказчика и подрядной строительной организации, чтобы в учет были внесены необходимые исправления.
Заказчик и подрядчик должны документально оформить решение законсервировать строящийся объект. В течение месяца со дня принятия такого решения им следует подписать Акт о приостановлении строительства, который составляется по форме №КС-17, утвержденной Постановлением Госкомстата Российской Федерации от 11 ноября 1999 года №100 «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету работ в капитальном строительстве и ремонтно-строительных работ», в двух экземплярах: первый передается подрядчику, второй заказчику (застройщику). В акте указывают:
· наименование и назначение объекта, строительство которого приостановлено;
· дата начало строительства;
· договорную (сметную) стоимость работ;
· сметную стоимость работ, которая выполнена на данный момент;
· расходы, которые понес застройщик к моменту, как были приостановлены работы;
· затраты, необходимые для консервации и охраны строительства.
Для получения необходимой информации о затратах заказчик, подрядчик и проектная организация составляют специальный перечень работ и затрат, согласно которому проектная организация разрабатывает смету консервации и охрану строительного объекта.
На основании сметы подрядчик будет выполнять СМР, которые будут оговорены в дополнительном соглашении к генеральному договору подряда на капитальное строительство. Дополнительным соглашением устанавливают сроки выполнения работ и сдачи заказчику законсервированных объектов, оборудования и материалов, указывают сроки, в которые подрядной организации возместят убытки.
В ПБУ по учету долгосрочных инвестиций, сказано, что затраты на консервацию не включаются в стоимость строящегося объекта. Как правило, их не предусматривают в сводных сметных расчетах. ПБУ по учету долгосрочных инвестиций рекомендует заказчику вести учет таких затрат на отдельном субсчете «Затраты, не увеличивающие стоимость основных средств», открываемому к счету 08 «Вложения во внеоборотные активы».
План счетов бухгалтерского учета рекомендует отражать затраты на консервацию объекта, признавая их прочими расходами, на счете 91 «Прочие доходы и расходы».
По мнению авторов настоящей книги, в данной ситуации лучше руководствоваться Планом счетов бухгалтерского учета и использовать счет 91 «Прочие доходы и расходы».
Пример 1.
В мае предыдущего года ООО «А» (заказчик) заключило с ООО «Б» (подрядчиком) договор на строительство офиса. Однако в январе текущего года из-за нехватки денежных средств заказчик вынужден был приостановить строительство и законсервировать объект. ООО «А» заказало проектной организации документацию, необходимую для консервации офиса. За услуги проектной организации было оплачено 11 800 рублей (в том числе НДС 1 800 рублей).
Источник