Завершение строительство жилого дома

1947 год для Москвы и всего СССР был непростым — только что кончилась Великая Отечественная война, многие города и деревни лежали в руинах, население было занято выживанием, и ни о каких мегастройках, казалось бы, не могло идти и речи. Однако 13 января 1947 года вышло постановление Совета Министров СССР «О строительстве в г. Москве многоэтажных зданий», а уже 7 сентября того же года произошла одновременная закладка восьми высоток, которые должны были составить новый архитектурный ансамбль с Дворцом Советов во главе.

Больше,
чем стройка

Проблемы со строительством начались на самом старте — никто в стране не понимал, как строить такие сооружения, и не имел подходящего опыта. Несмотря на то что архитекторы Борис Иофан, Владимир Щуко и Владимир Гельфрейх в 1934 году были в США в командировке, их обзор американской небоскрёбной практики не подходил для московских реалий.

Скальная порода, что крепко держала сваи высотных домов в США, у нас залегала так глубоко, что была недоступна для строительства, а перепады столичного ландшафта и грунтовые воды с подземными реками усугубляли ситуацию. Помимо этого, руководство страны запретило нашим специалистам использовать зарубежные наработки. Но они и сами не стремились к заимствованию, так как считали американские небоскрёбы слишком «скучными и сухими». «Основной художественный порок небоскрёбов в США — механистичность формы. Их композиция строится либо на беспринципной эклектике, либо на принципах машинной эстетики… Машину фетишизируют, в ней видят основу для нового стиля», — отмечал архитектор Николай Соколов в статье «Композиция высотных зданий».

Регистрация дома. Уведомление о начале и завершении строительства. ИЖС, СНТ, дачное.

Несмотря на все сложности, строительство высоток было одним из приоритетных проектов, так как было инициировано на самом высоком уровне. Председатель исполкома Московского совета депутатов Георгий Попов рассказывал, что для Иосифа Сталина это был вопрос престижа: «Ведь товарищ Сталин что сказал?

Он говорит: ездят у нас в Америку, а потом приезжают и ахают — ах, какие огромные дома! Пускай ездят в Москву, также видят, какие у нас дома, пусть ахают». При этом сам процесс проектирования был довольно хаотичным. Чертежи и планы согласовывались прямо на строительной площадке, а внешний облик первых небоскрёбов менялся по ходу строительства.

Высотные дома должны были стать символом столицы страны, победившей фашизм, но, помимо этого, стали ещё и грандиозным драйвером в различных сферах жизни. Этот мегапроект задал новый уровень комфорта жизни, повлиял на развитие строительной отрасли, а также начал подчинять себе районы, окружающие постройки. На примере каждой из них мы покажем эти изменения.

Высотка на Красных воротах

Фотография Фотография Тень

Алексей Душкин, Борис Мезенцев

Высотка на площади Красные Ворота сразу стала одной из самых сложновозводимых. На это указал заместитель народного комиссара путей сообщения СССР Илларион Гоциридзе. По его словам, строительство высотного здания на выделенном участке земли не представлялось возможным — всё из-за строящейся станции метро и слабого грунта. Но это место уже было запроектировано для строительства многоэтажного жилого дома — товарищ Сталин подписал это решение. Чиновникам и специалистам не оставалось ничего, кроме как искать способ строить дом там, где он сейчас и стоит: на Каланчёвской улице.

Рисунок

Приступить к строительству высотного здания на Красных Воротах специалисты смогли не сразу. Прежде всего, нужно было решить технологические аспекты проекта, ведь ограничивать движение по Каланчёвской улице было нельзя, как и останавливать строительство станции метро «Красные Ворота». Вдобавок, вестибюль станции необходимо было включить в конструкцию здания.

Изначально высотка предназначалась для Министерства путей сообщения СССР, однако к моменту окончания строительства в стране было образовано новое ведомство — Минтрансстрой СССР, которое и получило заветные площади.

Метод строительства высотных зданий с контролируемым креном на замороженном фундаменте хоть и помог столичным строителям и стал новаторским на тот момент, но больше нигде и никогда не применялся из-за сложности расчётов.

Здание МИД

Фотография ФотографияТень

Владимир Гельфрейх, Михаил Минкус

В среднем на возведение подобных сооружений у рабочих уходило по пять лет. Это стало возможным благодаря прорывным решениям в области строительства, проектирования и инженерии. Практически на каждой стройплощадке происходило испытание того или иного изобретения, но самым масштабным экспериментальным полигоном стала Смоленская площадь.

Многим известен факт, что шпиль в проекте высотки не планировался. Версии его появления разные, но сходятся они в том, что за этим решением стоял лично Сталин. Надстройка выполнена из металла, чтобы её вес смогла выдержать не предназначенная для этого площадка. Звезду решили не устанавливать, чтобы ещё больше не утяжелять конструкцию. Несмотря на изменение проекта в последний момент, многие архитекторы отмечают, что именно этот шпиль связал здание Министерства иностранных дел с остальным высотным ансамблем Москвы.

Рисунок Рисунок

Следующим новшеством стал метод возведения здания — впервые в Советском Союзе для возведения высотного здания применили технологию стального цельносварного каркаса, то есть использовали сварку при многоэтажном строительстве вместо соединений элементов монтажными заклёпками. Благодаря этому методу вес здания уменьшился на треть от запланированного, процедура строительства сильно упростилась (впоследствии был разработан метод автоматической сварки) и сократилось количество использованных материалов. Также впервые при строительстве высотных зданий опробовали бетонирование стальных частей каркаса, тогда как ранее применялись либо стальные, либо железобетонные каркасы. Этот гибридный метод позволил увеличить жёсткость конструкции и защитить металлическую основу от коррозии и пожара, что существенно продлило срок её службы.

Уменьшение сроков при возведении многоэтажных зданий стало возможным благодаря ещё одному новшеству — использованию крана УБК. Этот самоподъёмный башенный кран разработали советские инженеры Павел Велихов, Лев Щипакин, Израиль Гитман и Анна Соколова.

Применение таких кранов позволило вывести строительство высотных зданий на принципиально иной уровень. Так, например, рамную металлическую основу здания на Смоленской площади установили примерно за 100 дней (вместо 150 по плану), а ежемесячная производительность труда сварщиков достигла 194%, а монтажников — 262%. Благодаря высокотехнологичному строительству здание могли достроить уже в 1951 году, но из-за возведения незапланированного шпиля сдачу перенесли. Сотрудники Министерства иностранных дел переехали в новое здание в январе 1953 года.

Несмотря на то что на здании МИД удалось установить шпиль, оно всё равно осталось единственным без фирменной звезды. При этом его фасад украшает герб Советского Союза, который занимает три этажа и площадь в 144 кв. м.

Парадный вестибюль столицы

Вокзалы всегда были стратегическими объектами. Это не только важный транспортный узел, но и первое, что видит прибывший в город визитёр. Не случайно самые дорогие и роскошные гостиницы (и высотки) располагались именно там: у Киевского вокзала — «Украина», у Комсомольской площади (также известной как площадь трех вокзалов — Ленинградского, Ярославского и Казанского) — «Ленинградская», и главный на тот момент конкурент высоток с номерами, гостиница «Советская» — у Савёловского и Белорусского. Именно они формировали тот «парадный вестибюль» столицы и задавали новоприбывшим гостям настроение города и ожидания от него.

Могло показаться, что скромная на первый взгляд гостиница «Ленинградская» и «Украина» в депрессивном на тот момент районе Дорогомилово недостаточно явно презентовали Москву как мировую столицу. Но на самом деле их строительство обошлось в баснословные суммы даже по нынешним меркам, а квадратный метр в самой маленькой высотке на Каланчёвской улице стал дороже квадратного метра в «Украине», и вот почему.

Приведённые в материале суммы актуальны на момент постройки зданий.

Гостиница «Ленинградская»

Фотография Фотография Тень

Леонид Поляков, Александр Борецкий

Параметры «Ленинградской» далеки от привычных нам размашистых небоскрёбов вроде МГУ и МИДа, но это связано с её расположением — гостиницу приходилось вписывать в уже сформированный комплекс на Каланчёвской улице. Перед архитекторами стояла задача не подавить новым высотным строением три вокзала и их сложившийся архитектурный ансамбль. Но помимо внешней лаконичности её главная ценность, конечно, это внутреннее оформление. Именно за роскошь, «противоречащую советским идеалам», проект гостиницы порицался почти на каждом собрании столичных чиновников. В 1954 году начинается кампания по борьбе с «излишествами в архитектуре», и 4 ноября 1955 года выходит Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР «Об устранении излишеств в проектировании и строительстве», в котором и осуждались архитекторы Леонид Поляков и Александр Борецкий и их проект гостиницы.

Рисунок

Прежде всего, критиковали нерациональное использование площади — из почти 26 тыс. кв. м под номера отведено только 5,8 тыс., что составляет лишь 22%, и почти 50% занимают коридоры, гостиные, переходы, служебные и технические этажи.

Всего же в гостинице было 352 номера. Согласно акту о приёмке в эксплуатацию высотного здания гостиницы «Ленинградская», средняя стоимость одного номера составляет 388,4 тыс. рублей, тогда как в «Украине» 309,5 тыс. рублей. При этом для персонала не было предусмотрено обеденных комнат и душевых, отсутствовали бухгалтерия, склад белья и мастерская портного. Для последних двух помещений приспособили самые маленькие номера в гостинице, которые располагались на техническом этаже и не были пригодны для жилья.

РисунокРисунок

Так, например, стоимость бра и люстр в гостинице, включая 15-метровую, что украшает лестничный пролёт, составляет более 2 млн советских рублей, а портал, оформляющий площадку перед лифтами, обошёлся в 350 тыс. рублей.

«Основными недостатками являются крайне неэкономичное использование площади и кубатуры здания, излишества и непомерное украшательство, вызвавшие весьма высокие показатели», — говорится в заключении комиссии.

«Борьба с архитектурными излишествами» началась именно с порицания архитекторов этой гостиницы. Александр Борецкий и Леонид Поляков были лишены Сталинской премии за то, что допустили крупные излишества в объёмно-планировочных решениях и архитектурной отделке здания. Последнего освободили от должности руководителя «Моспроекта» и даже выселили его с семьёй из их четырёхкомнатной квартиры.

Гостиница «Украина»

ФотографияТень

Аркадий Мордвинов, Вячеслав Олтаржевский

В отличие от высоток, которые располагались на видовых точках Садового кольца, гостиница «Украина» стала первой крупной доминантой промышленного района Дорогомилово. Это место было выбрано не случайно. Прежде всего, необходимо было раздвинуть границы пригодного для жилья центра и облагородить новые территории. Помимо этого, в том районе планировалась новая магистраль столицы — Кутузовский проспект, и высотка должна была её открывать.

Гостиница была рассчитана в первую очередь на приём иностранцев, поэтому для её строительства не пожалели ни сил, ни времени. По словам архитектора Вячеслава Олтаржевского, работавшего над проектом гостиницы, «по богатству и характеру архитектурной композиции это не только образ гостиницы — это монумент величия сталинской эпохи».

Рисунок

Высота здания со шпилем составляет 206 м. Центральный 34-этажный корпус занимает гостиница на 1 тыс. номеров, а боковые — жилые квартиры. Инженерные системы в здании были одними из лучших в стране. Для жильцов были доступны вентиляция, централизованное кондиционирование и пылеудаление, собственная телефонная станция на несколько тысяч номеров. На первом этаже находились отделение почты, телеграф, сберегательная касса и несколько магазинов, кафе.

Для стройки такого представительского здания привлекались все, кто мог быть полезен. Участие в строительстве принимали 33 треста и завода 10 министерств и ведомств СССР, а 17 комбинатов снабжали его деталями и полуфабрикатами.

Оформление гостиницы «Украина» уникально за счёт её художественной коллекции, которую начали формировать ещё до её открытия. Интерьеры украшают более 1 200 оригинальных полотен Александра Дейнеки, Аристарха Лентулова, Дмитрия Налбандяна, Николая Ромадина, Михаила Суздальцева, Василия Поленова, Кукрыниксов и других. А пространство дополняют более 50 скульптур.

Большинство произведений созданы после войны и предоставлены гостинице Комбинатом живописно-оформительского искусства Художественного фонда РСФСР. Холл гостиницы венчает десятиметровый живописный плафон, созданный в 1957 году. На нём изображён праздник урожая: нарядные люди с плодами спускаются к зрителю по широкой лестнице. Сцену украшают герб, колосья и флаги — характерные элементы искусства того времени.

Гостиница может соперничать не только с музеем, но и с библиотекой: в её коллекции более 3 тыс. томов русских классиков на разных языках — всё для комфорта постояльцев.

Гостиницу открыли 24 мая 1957 года в присутствии министра культуры СССР Екатерины Фурцевой, ведь на тот момент «Украина» была признана крупнейшей не только в СССР, но и в Европе.

Дворцы
для лучшей жизни

Чтобы понимать, чем стали жилые высотки для простого советского человека, нужно вспомнить, чем была Москва в 1930–1940-х гг. Первый секретарь МК ВКП(б) Лазарь Каганович в 1934 году писал, что перестройка Москвы должна вестись по плану с прицелом на годы вперёд: «В Москве более 2,5 тыс. улиц и переулков, 51 тыс. жилых зданий, в том числе свыше 31 тыс. деревянных, 23 тыс. одноэтажных и 21 тыс. двухэтажных домов. Мне уже приходилось неоднократно говорить, что пролетариату в наследство осталась весьма запутанная система лабиринтов, закоулков, тупичков, переулков старой купеческо-помещичьей Москвы… С увеличением населения у нас город вырастет до 5 млн, с быстрым ростом в городе числа автомобилей и других видов городского транспорта жить будет невозможно, если не перепланировать город, не расширить и выпрямить улицы, не создать новые площади и т. п.».

Читайте также:  Управленческое решение по строительству

В такой «одноэтажной» Москве вертикальными доминантами были колокольни, храмы, Кремль. Именно культовые объекты формировали панорамный облик Москвы. Попытка заменить религиозные и сакральные сооружения высотками светского назначения должна была символизировать новый этап в жизни всей Москвы и градостроительства и определить вектор в будущей планировке.

Дом на Котельнической набережной

Фотография ФотографияТень

Дмитрий Чечулин, Андрей Ростковский

Из задания на проектирование жилого дома на Котельнической набережной от 9 апреля 1947 года становится известно, что архитекторам необходимо было создать 16-этажный дом на 300 квартир. Особо подчёркивалось, что его «пропорции должны быть оригинальны и своей архитектурно-художественной композицией должны быть увязаны с исторически сложившейся архитектурой города и силуэтом будущего Дворца Советов».

Для жильцов должны быть предусмотрены двухкомнатные (195), трёхкомнатные (90) и четырёхкомнатные (15) квартиры. Кухни должны быть не менее 8–12 кв. м, уборные оборудованы встроенными шкафами. Для внутренней отделки квартир следовало использовать метлахскую плитку, дуб и паркет. В вестибюлях планировалось устроить помещения для дежурного персонала и место для хранения колясок, велосипедов и т. д. У квартир необходимо было предусмотреть по два выхода, а в каждой секции дома — по два скоростных лифта. В доме также должны были быть собственная котельная, система отопления (помимо возможности присоединения к центральной сети), вентиляция, водопровод, канализация, электроснабжение, телефоны в квартире и сигнализация.

Рисунок

В итоге здание получилось больше (и дороже), чем то, на которое изначально рассчитывали. Это произошло из-за того, что в высотку включили дом на Котельнической набережной, который начали строить ещё до войны, в 1938 году, в ходе реализации Генерального плана реконструкции Москвы. Первоначально центральная часть нового здания должна была иметь высоту в 16 этажей, но в ходе перепланировки их число увеличилось до 26. Количество квартир в доме также выросло, примерно в два раза, а 1 кв. м новой высотки обошёлся государству в 5 470 рублей.

В доме на Котельнической набережной был цокольный этаж, который стал первым примером закрытой экосистемы для жильцов — им были доступны почта, банковское отделение, прачечная, гастроном, булочная, гараж на 200 автомобилей и кинотеатр. Именно кинотеатр приобрёл культовый статус, сравнимый с известностью самой высотки.

Он был открыт в декабре 1954 года под названием «Знамя». В 1965 году на основании Приказа №428 Госкино СССР было решено создать в столице специальную площадку для показа советских и зарубежных фильмов из коллекции Госфильмофонда. Для этих целей перепрофилировали «Знамя» и назвали новый кинотеатр «Иллюзион», который доступен для посетителей и сегодня.

Открытие обновленного кинотеатра состоялось 18 марта 1966 года с показа фильма Сергея Эйзенштейна «Броненосец „Потёмкин“» 1925 года. Помимо отечественных шедевров в кинотеатре показывали и зарубежные работы без цензуры. Это стало возможным благодаря особому статусу кинотеатра — «ретроспективный просмотр» архивных кинолент смягчал привычные ограничения. Но, помимо этого, кинотеатр пользовался особой любовью жильцов дома. Сотрудники правоохранительных органов, партийная элита, такие актрисы, как Фаина Раневская, Клара Лучко, Лидия Смирнова, Нонна Мордюкова, режиссёр Владимир Рапопорт, певица Людмила Зыкина, поэты Александр Твардовский, Андрей Вознесенский, Евгений Евтушенко, Роберт Рождественский, писатель Константин Паустовский, балерина Галина Уланова, дрессировщица Ирина Бугримова активно посещали кинотеатр и защищали его от закрытия.

Дом на Котельнической набережной стал символом роскоши и особого статуса для его жильцов. Из доклада от июля 1953 года от управляющего делами Совета Министров СССР Михаила Помазнева становится известно, что высотки Лаврентий Берия (министр внутренних дел СССР) считал своим проектом. «Много раз он говорил мне, что без него квартир в высотных зданиях не распределять. Из последней секции дома на Котельнической набережной он хотел иметь для МВД половину, т. е. 55 квартир… На 40 квартир он даст списки, а 15 распределит позже, оставив их в резерве», — отмечал Помазнев. Именно после обращения к нему свою квартиру, например, получила актёрская чета Смирновой — Рапопорта.

Дом на Кудринской площади

Фотография Тень

Михаил Посохин, Ашот Мндоянц

Дом на Кудринской площади стал одной из двух высоток, полностью отданных под жилые квартиры. При этом в нём также была реализована концепция закрытой экосистемы для жильцов, как в доме на Котельнической набережной: бытовые услуги, такие как парикмахерская, гастроном и отделение почты, были сосредоточены на первом этаже. Помимо этого, в доме числился собственный персонал. Высотное здание на Кудринской площади стало олицетворением элитной недвижимости того времени.

Рисунок

По плану в нём должно было быть 16-этажей и 450 квартир. В результате всех изменений его высота со всеми техническими и цокольными этажами составила 22 этажа для центрального блока и по 17 этажей для боковых секций. Для жильцов был предусмотрен нехарактерный для того времени уровень комфорта: на кухнях были газовые плиты, мойка с измельчителем отходов, холодильник, мусоропровод и встроенные шкафы. Приквартирные вестибюли были очень просторными и вмещали в себя комнаты для хранения велосипедов и колясок. А для жильцов с автомобилями был доступен подземный гараж на 134 места.

Но особенной гордостью дома, помимо собственного почтового отделения, парикмахерских и ателье, был гастроном №15. Он стал самым большим продовольственным магазином Москвы, опередив гастроном ГУМа и Елисеевский. Общая площадь составляла около 6 тыс. кв. м, а площадь торговых залов — 1,8 тыс. кв. м. В новом магазине было 124 рабочих места против 95 в ГУМе.

В гастрономе посетителям были доступны широкий ассортимент продуктов, соки, которые подавались из подвального этажа прямо на прилавок, и специальный зал с пирожками и горячими напитками. А сотрудники могли обрабатывать более 1 тыс. заказов в день. В первый день работы (27 февраля 1955 года) в магазине было совершено 62 800 покупок.

  1. Ателье по ремонту одежды
  2. Ателье по ремонту обуви
  3. Кинотеатр
  4. Парикмахерская
  5. Кафе-мороженое
  6. Парфюмерный магазин
  7. Торговый зал мясного отдела
  8. Торговый зал рыбного отдела
  9. Торговый зал рыбно-гастрономического отдела
  10. Торговый зал гастрономического отдела
  11. Почта и сберкасса
  12. Телефонная станция
  13. Торговый зал бакалейного отдела
  14. Торговый зал хлебобулочного отдела
  15. Отдел заказов
  16. Торговый зал кондитерского отдела

Помимо продуктового разнообразия, гастроном выделялся своим интерьером. Залы были украшены майоликой, лепниной, хрустальными люстрами, мрамором, полированным гранитом, латунными обрамлениями и многим другим. Стоимость этого великолепия была запредельная — 16,2 млн рублей.

Только тамбуры для четырёх входов обошлись в 2 млн рублей, облицовка стен и колонн мрамором и майоликой — 8 млн рублей, полы из полированного гранита обошлись в 900 тыс. рублей. Столько же стоили цветные стеклянные витражи. При общей стоимости 1 кв. м торговой площади в 22,7 тыс. рублей на отделочные работы приходится около 9 тыс. рублей.

Декоративное оформление дома включало в себя скульптуру, фрески, мозаики, станковую живопись. Центральный вестибюль был облицован белым мрамором, полы выложены из полированных мраморных плит наборного рисунка, а на потолке с лепными розетками подвешена большая люстра. Но особое внимание жителей дома и москвичей привлекали витражи, которые украшают подъезды и залы гастронома.

Их выполнил художник Павел Корин из семьи потомственных палехских иконописцев, который также принимал участие в оформлении станций метро «Комсомольская» (Кольцевая линия), «Смоленская», «Павелецкая», «Новослободская» и написал триптих «Александр Невский». Хоть витражи и не были его профилем, он отмечал, что этот вид искусства «является одним из наиболее эффектных способов монументального оформления здания». Для витражей в высотке использовались расписанные, гладкие и фактурные стёкла, а для их большей выразительности была предусмотрена электрическая подсветка.

Архитекторы Михаил Посохин и Ашот Мндоянц предложили не только проект самого здания, но и всей прилегающей к нему площади, чтобы сформировать законченную композицию и обрамить здание зелёным массивом. В этом проекте не было места Московскому зоопарку — его могли перенести на юго-запад, а его территорию отдать под парк, но после смерти Сталина от этих планов отказались.

Джентрификация
района

Джентрификация подразумевает облагораживание района, из-за чего его привлекательность для более обеспеченного населения становится выше. С масштабом преобразований, которые последовали после строительства МГУ в пустынном на тот момент районе Москвы, мало что могло сравниться.

Оно и понятно — остальные высотки обрамляли Садовое кольцо и формировали новый ландшафт в центре города. Здание университета же возвысилось над относительно новым районом Москвы — Воробьёвыми горами, традиционном месте для дач и загородных домов ещё с XVI века. Несмотря на то что изначально на этом месте должно было стоять здание с гостиницей и жильём, по указу Иосифа Сталина снова поменялись все планы. Многоэтажная постройка в видовом месте была отдана под крупнейший в Европе университет. Она и определила судьбу юго-запада Москвы.

Главный корпус МГУ

Фотография Фотография Тень

Борис Иофан (отстранён от должности главного архитектора), Лев Руднев, Сергей Чернышёв, Павел Абросимов, Александр Хряков

Расширение МГУ было предусмотрено ещё в Генеральном плане реконструкции Москвы 1935 года. Новые здания предполагалось разместить на ул. Герцена и ул. Горького, а этажность старых зданий увеличить до трёх-четырёх.

Запланированный объём в 900 тыс. куб. м превысил бы имевшийся почти в два раза — 403 304 куб. м. Рассматривался даже вопрос о переезде всего университета на окраину города или даже за его пределы. Но окончательное решение — МГУ как культурный центр страны должен находиться в центре пролетарской столицы.

Рисунок

На момент начала строительства высоток положение МГУ лишь усугубилось. Из справки секретарю ЦК ВКП(б) Георгию Попову от 12 апреля 1947 года становится ясно, что университету также не хватало площадей — площадь аудиторного и лабораторного фонда, приходящаяся на одного студента, не достигала и 30% от минимальной нормы.

Учебные занятия проходили в две смены, лаборатории и научные кабинеты использовались в качестве аудиторий. Здание научной библиотеки университета, рассчитанное на 250 тыс. томов, хранило около 2 млн книг, читальный зал вмещал всего 150 человек. Большинство астрономических, физических и химических приборов относилось ещё к концу XIX века. Полученное трофейное оборудование было устаревшим и нерабочим.

Александр Несмеянов, который в январе 1948 года был назначен ректором МГУ, сразу стал просить Сталина построить для МГУ новые корпуса. В ответ на его просьбу здание на Ленинских горах перепрофилировали под университет, решение было подписано уже 15 марта 1948 года. Идея перенести именно туда Московский университет возникала ещё в конце XVIII века, когда в здании бывшего Аптекарского приказа на Красной площади (сегодня на этом месте находится Исторический музей) стало тесно. Профессора подали «Представление» в Сенат о нуждах вуза, в котором и предлагалось перенести его на Воробьёвы горы.

Строительство МГУ было всесоюзным. Например, Украинская ССР поставляла гранит, Грузия и Узбекистан — мрамор, Белоруссия — строительные материалы и столярные изделия. Крупные города, вроде Челябинска и Днепропетровска, доставляли металлические конструкции, Ленинград и Рига — электрооборудование, Харьков — керамику и т. д. В 1952 году саженцы доставляли грузовиками из Тульской, Рязанской, Брянской и Ивановской областей.

Благодаря новому зданию МГУ на юго-западе Москвы начал формироваться советский научный кластер. Следом за университетом здесь появились такие научные учреждения, как ИНИОН, ЦЭМИ (Центральный экономико-математический институт) и Центральная научная медицинская библиотека.

Массированная застройка прилегающей к университету территории (сегодня это Гагаринский и Академический районы) началась сразу после открытия вуза. На улице Строителей появились «красные дома» и знаменитый дом преподавателей МГУ на Ломоносовском проспекте. Костяк населения новых районов составляли научные работники, творческая интеллигенция и партийная номенклатура, что быстро сделало новый район одним из самых популярных. К тому же именно тут архитекторы впервые реализовали идею микрорайонов Ле Корбюзье, которая предполагала бы наличие всей необходимой инфраструктуры и образовательных учреждений в шаговой доступности.

2 631 200 000 советских рублей было потрачено на строительство МГУ. Такой суммы в 1947 году хватило бы на строительство города на 40 тыс. человек площадью в 170 га.

Москва в то время была компактным и низким городом, который не соответствовал уровню страны, победившей фашизм. Высотки должны были расширить жилой центр города и обновить его ландшафт. А столица бы стала городом больших форм, широких проспектов и мегапроектов. В итоге она осталась собой, но приобрела новую форму, устремлённую ввысь.

Читайте также:  Шахтное строительство что это

Высотки и сегодня привлекают внимание, служат ориентиром и формируют облик районов, но не стоит забывать, что именно они послужили в своё время грандиозным толчком для развития не только архитектуры, но и строительства, технологий и промышленности в послевоенной стране.

  1. Акт государственной историко-культурной экспертизы проектной документации для проведения работ по сохранению объекта культурного наследия регионального значения «Жилой дом, 1948–1952 гг., арх. Чечулин Д. Н., Ростковский А. К.» по адресу: г. Москва, Котельническая наб. д. 1/15 корп. А, Б, В, ВК.
  2. Алещенко Н. М. Москва в планах развития и реконструкции. 1918–1985. — М.: Издательство Главного архивного управления города Москвы, 2009.
  3. Андреев Е. М., Дарский Л. Е., Харькова Т. Л. Демографическая история России: 1927–1959. М.: Мысль, 1996.
  4. Васькин А. А., Назаренко Ю. И. Сталинские небоскребы: от Дворца советов к высотным зданиям. — М.: Спутник+, 2009.
  5. «Вечерняя Москва» №301 (9431) от 21.12.1954
  6. «Вечерняя Москва» №49 (9489) от 28.02.1955
  7. Данные карты возраста домов (Москва, версия от 02.12.2021)
  8. Душкин А. Н., Мезенцев Б. С., Абрамов В. М. Административное здание и жилые корпуса у Красных ворот. — М.: Госстройиздат, 1951.
  9. Записка М. Т. Помазнева в ЦК КПСС и Правительство СССР о деятельности Л. П. Берия. 2 июля 1953 г.
  10. Зуева П. П., Шишкина И. В. Торговые здания советского периода. — М.: Архитектура-С, 2006.
  11. Из справки ректора МГУ секретарю ЦК ВКП(б) Г. М. Попову — о научной, учебной, воспитательной и хозяйственной деятельности Московского государственного университета им. М. В. Ломоносова. 12 апреля 1947 г.
  12. Из стенограммы совещания в МГК ВКП(б) по вопросу строительства 16-, 26- и 32-этажных жилых домов в г. Москве. 20 января 1947 г.
  13. Из постановления №953 Совмина СССР «Об утверждении заданий по проектированию двух 16-этажных жилых домов в г. Москве на Котельнической набережной и площади Восстания». 9 апреля 1947 г.
  14. Коллекция. Гостиница «Украина»: Собрание живописи, графики и скульптуры — М.: Огниво, 2010.
  15. Конструкции высотных зданий: из опыта проектирования и возведения. М.: Госстройиздат, 1952.
  16. Кружков Н. Н. Высотки сталинской Москвы. — М.: Центрполиграф, 2014.
  17. «Огонёк» №37, 1947
  18. Олтаржевский В. К. Строительство высотных зданий в Москве. — М.: Госстройиздат, 1953.
  19. Полякова А. Л. К 100-летию со дня рождения Л. М. Полякова. Архитектурный Вестник, №4, 2007.
  20. Посохин М. В. Архитектура окружающей среды. — М.: Стройиздат, 1989.
  21. «Пионерская правда» №070 (3573) от 29.08.1952
  22. Постановление Совета министров СССР №5204 «О мероприятиях по обеспечению строительства гостиницы на Ленинградском шоссе, дом 44/2, в г. Москве», 14 ноября 1949 г.
  23. Решение об утверждении акта комиссии о приемке в эксплуатацию высотного здания гостиницы «Ленинградская» на Каланчевской улице. 30 декабря 1955 г.
  24. Решение о подготовке к эксплуатации гостиницы «Украина» (с жилыми корпусами) в высотном доме на Дорогомиловский набережной. 21 сентября 1954 г.
  25. Советская архитектура. Ежегодник / Академия архитектуры СССР. — М.: Гос. изд. архитектуры и градостроительства, 1951.
  26. Справка о серьезных недостатках в архитектуре и внутренней планировке здания гостиницы на Каланчевской ул. от 30.07.1954.
  27. Шашкова Н. О. История, историко-культурное значение и современное использование наследия советской архитектуры: гостиница «Ленинградская». Пространство и Время. №1, 2014.
  • Автор Татьяна Новосельцева
  • Редактор инфографики Мария Пантюхина
  • Выпускающие редакторы Сабина Вахитова, Дарья Донина, Кристина Недкова
  • Бильд-редактор Анна Волкова
  • SMM-редактор Дарья Калинина
  • Иллюстратор Анастасия Зотова
  • 3D-художник Дмитрий Смирнов
  • Арт-директор и разработчик Антон Мизинов

В проекте использованы фотографии Фотохроники ТАСС (Антон Новодережкин, Валерий Шарифулин), Sergey Norin/Wikimedia Commons, Shutterstock/Fotodom (Ksenia Ivanova, Arthur Lookyanov), Антон Мизинов/ТАСС.

ТАСС выражает благодарность Государственному музею архитектуры имени А. В. Щусева и лично директору Елизавете Лихачевой и старшему научному сотруднику Алисе Горловой; Государственному архиву Российской Федерации (ГА РФ); Центральному Историческому Архиву Москвы и лично сотрудникам архива Елене Плахоцкой и Марии Музалевской; гостинице Hilton Moscow Leningradskaya (Гостиница «Ленинградская») и лично генеральному менеджеру Мариам Хавадже; гостинице Radisson Collection Hotel Moscow (Гостиница «Украина») и лично директору департамента маркетинга, рекламы и связей с общественностью Елене Капре; Библиотеке №210 КЦ А. Т. Твардовского ГБУК г. Москвы «ОКЦ ЗАО» и лично Виктории Митюниной за помощь в подготовке проекта.

В проекте использован шрифт “Oks”.

Источник: spec.tass.ru

Завершение строительства многоквартирного жилого дома

Вопрос про завершение строительства многоквартирного жилого дома «сданного в эксплуатацию» по решению суда.

1. За разрешением на ввод объекта в эксплуатацию застройщик в администрацию города не обращался.

2. Застройщик обратился в суд и суд признал право собственности квартир в объекте за застройщиком.

3. Застройщик сообщает о своем намерении передать квартиры участникам ДС.

4. Строительная готовность дома — около 85%

5. Деньги у застройщика закончились и ждать от него достройки дома бессмысленно (объект долгострой, все сроки по договорам давно истекли).

1. Может ли застройщик передавать квартиры дольщикам по акту не получив разрешение на ввод объекта в эксплуатацию.

2. Каким образом лучше принять объект от застройщика целиком (создать УК, ТСН, ТСЖ), с учетом вопроса, указанного ниже (№3).

3. Как после передачи квартир дольщикам собрать средства со всех дольщиков-собственников на достройку дома (согласно утвержденного проекта), сделав взнос легитимным и обязательным вплоть до взыскания сумм взноса с нежелающих его платить по исполнительному листу.

Будем очень признательны за любую помощь в данном вопросе,

заранее благодарные, более 1000 человек.

Начну с первого вопроса:

Федеральный закон от 30.12.2004 N 214-ФЗ (ред. от 31.12.2017) «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации»

Статья 8. Передача объекта долевого строительства

1. Передача объекта долевого строительства застройщиком и принятие его участником долевого строительства осуществляются по подписываемым сторонами передаточному акту или иному документу о передаче объекта долевого строительства. В передаточном акте или ином документе о передаче объекта долевого строительства указываются дата передачи, основные характеристики жилого помещения или нежилого помещения, являющихся объектом долевого строительства, а также иная информация по усмотрению сторон.
(в ред. Федеральных законов от 03.07.2016 N 304-ФЗ, от 29.07.2017 N 218-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

2. Передача объекта долевого строительства осуществляется не ранее чем после получения в установленном порядке разрешения на ввод в эксплуатацию многоквартирного дома и (или) иного объекта недвижимости.

«Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 05.02.2018)

Статья 9.5. Нарушение установленного порядка строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства, ввода его в эксплуатацию

5. Эксплуатация объекта капитального строительства без разрешения на ввод его в эксплуатацию, за исключением случаев, если для осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства не требуется выдача разрешения на строительство, — влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи рублей; на должностных лиц — от одной тысячи до двух тысяч рублей; на юридических лиц — от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.

Ещё вопрос: Ваш застройщик признан банкротом или всё к этому идёт?

5. Деньги у застройщика закончились и ждать от него достройки дома бессмысленно (объект долгострой, все сроки по договорам давно истекли)

1. Может ли застройщик передавать квартиры дольщикам по акту не получив разрешение на ввод объекта в эксплуатацию.

Виталий

По общему правилу акт приемки-передачи квартир осуществляется только после акта ввода в эксплуатацию. Согласно ст. 8 Закона 214-ФЗ

Передача объекта долевого строительства

1. Передача объекта долевого строительства застройщиком и принятие его участником долевого строительства осуществляются по подписываемым сторонами передаточному акту или иному документу о передаче объекта долевого строительства.

В передаточном акте или ином документе о передаче объекта долевого строительства указываются дата передачи, основные характеристики жилого помещения или нежилого помещения, являющихся объектом долевого строительства, а также иная информация по усмотрению сторон.

2. Передача объекта долевого строительства осуществляется не ранее чем после получения в установленном порядке разрешения на ввод в эксплуатацию многоквартирного дома и (или) иного объекта недвижимости.

3. После получения застройщиком в установленном порядке разрешения на ввод в эксплуатацию многоквартирного дома и (или) иного объекта недвижимости застройщик обязан передать объект долевого строительства не позднее предусмотренного договором срока. При этом не допускается досрочное исполнение застройщиком обязательства по передаче объекта долевого строительства, если иное не установлено договором.

Правда основано это на том, что до ввода дома в эксплуатацию просто не существует объектов, которые можно передавать. Но Вы указали, что

2. Застройщик обратился в суд и суд признал право собственности квартир в объекте за застройщиком.

Виталий

То есть имеется решение суда о том, что квартиры являются объектами права собственности? Этот момент бы хотелось выяснить подробнее.

2. Каким образом лучше принять объект от застройщика целиком (создать УК, ТСН, ТСЖ), с учетом вопроса, указанного ниже (№3).

Виталий

Если застройщик банкрот, то Вы можете создать ЖСК. Об этом можно прочитать вот тут:

Передачи незавершенного строительством объекта в ЖСК возможна при одновременном соблюдении следующих условий:

1) стоимость прав застройщика на объект незавершенного строительства и земельный участок не превышает более чем на пять процентов совокупный размер требований участников строительства, включенных в реестр требований кредиторов и реестр требований о передаче жилых помещений, либо тремя четвертями голосов кредиторов четвертой очереди, за исключением юридических лиц — участников строительства, принято решение о согласии на передачу объекта незавершенного строительства, либо на депозитный счет арбитражного суда внесены денежные средства в соответствии с пунктом 4 статьи 201.10 Закона о банкротстве.

При определении размера требований участников строительства, включенных в реестр требований о передаче жилых помещений, учитывается также размер убытков в виде реального ущерба, определенный в соответствии с пунктом 2 статьи 201.5 Закона о банкротстве;

2) имущества, которое остается у должника после передачи объекта незавершенного строительства, достаточно для погашения текущих платежей, связанных с судебными расходами по делу о банкротстве, выплатой вознаграждения арбитражному управляющему, оплатой деятельности лиц, привлечение которых арбитражным управляющим для исполнения возложенных на него обязанностей в деле о банкротстве в соответствии с настоящим Федеральным законом является обязательным, требований кредиторов первой и второй очереди или на специальный банковский счет должника внесены денежные средства в соответствии с пунктом 5 статьи 201.10 Закона о банкротстве;

3) в реестре требований кредиторов отсутствуют требования кредиторов, не являющихся участниками строительства, по обязательствам, обеспеченным залогом прав застройщика на объект незавершенного строительства и земельный участок, либо указанные кредиторы согласились на передачу объекта незавершенного строительства, либо на депозитный счет арбитражного суда внесены денежные средства в соответствии с пунктом 6 статьи 201.10 Закона о банкротстве;

4) после завершения строительства конкретного объекта незавершенного строительства жилых помещений в нем достаточно для удовлетворения требований всех участников строительства в отношении конкретного объекта строительства, включенных в реестр требований кредиторов и реестр требований о передаче жилых помещений, исходя из условий договоров, предусматривающих передачу жилых помещений (в том числе отсутствуют требования нескольких участников строительства о передаче одних и тех же жилых помещений в многоквартирном доме или жилом доме блокированной застройки, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 7 настоящей статьи). С согласия участника строительства возможна передача ему жилого помещения, отличающегося по площади, планировке, расположению от жилого помещения, соответствующего условиям договора, предусматривающего передачу жилого помещения;

5) объект незавершенного строительства принадлежит застройщику на праве собственности;

6) земельный участок, на котором находится объект незавершенного строительства, принадлежит застройщику на праве собственности или на ином имущественном праве;

7) участниками строительства принято решение о создании жилищно-строительного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива, соответствующего требованиям пункта 8 статьи 201.10 Закона о банкротстве.

Но следует учесть, что данным механизмом можно пользоваться при нахождении застройщика в состоянии банкротства.

Источник: pravoved.ru

Копейки вместо жилья: как Воробьев и ДОМ.РФ решают проблему дольщиков

Дольщиков 17-летнего долгостроя в подмосковных Химках лишают последней надежды на получение квартир — фонд ДОМ.РФ, который завел на стройку губернатор Андрей Воробьев, вместо жилья предлагает мизерные компенсации. Дольщики называют происходящее рейдерским захватом и выражают уверенность, что их дом хотят перепродать под бизнес-центр. Подробности конфликта граждан и властей — в материале ПАСМИ.

В рубрику ПАСМИ “Сообщить о коррупции” обратился представитель обманутых дольщиков Подмосковья Игорь Водопадов. Он и четыре сотни его товарищей по несчастью еще в 2003 году заключили договоры на приобретение квартир в Химках, до сих пор жилья не получили. От дольщиков хотят отделаться выплатами, на которые в Подмосковье недвижимость не купить. Отчаявшись, они планируют пикеты на стройплощадке злополучного дома.

Лидер долгостроя

Сдачи дома по адресу ул. Вишневая, дом 31 корпус 6 в подмосковных Химках 430 дольщиков ждут второе десятилетие. Договоры на приобретение квартир были заключены в 2003 году. В том же году ООО «Монолитградстрой» начало возведение здания высотой 14-17 этажей, завершение строительства было запланировано на 2006 год.

Читайте также:  Кто главный в строительстве

Но сбыться этим планам было не суждено — в 2010 строительство было приостановлено, а в 2011 застройщика объявили банкротом, а в 2012 и ввели внешнее управление, чтобы привлечь инвестора для достройки дома.

С того времени дом находится в перечне проблемных объектов, но ни Министерство строительства Московской области, ни администрация города Химки никаких реальных действий по достройке здания не предпринимали.

Более того, как рассказал ПАСМИ один из дольщиков Игорь Водопадов, городские чиновники активно противились усилиям внешнего управляющего привлечь на стройку крупных инвесторов. “Судя по всему, администрация преследовала свои интересы, настаивая на привлечении к строительству близких ей компаний», — отметил Игорь Водопадов.

Таких компаний с 2012 по 2018 годы было множество, но по разным причинам строительство так и не продолжилось. Так, в 2016 году чиновники отрапортовали, что дом достроит ООО “Зодиак”. Они взамен на компенсационные участки и преференции по другим объектам пообещали сдать дом до конца 2019, полностью изменили проект, но компания на стройку так и не зашла и вскоре сама обанкротилась.

Обманутые дольщики проводили акции протеста, объявляли голодовки, писали петиции на имя губернатора Московской области Андрей Воробьева и президента России Владимира Путина, обращались к прокурорам всех уровней, вплоть до генерального, но все это ни к чему не приводило.

“Нынешний глава администрации Дмитрий Волошин каждый раз обещал уладить проблему в течение одной-двух недель, но проходили месяцы, и ничего не происходило”, — говорит обманутый дольщик.

Строить или не строить

В конце 2018 глава Химкинская администрация заявляет о невозможности закончить строительство дома на Вишневой. В качестве обоснования отказа от достройки проблемного объекта чиновники приводят результаты строительно-технической экспертизы. Специалисты ГБУ “МОСОБСТРОЙЦНИЛ” пришли к выводу, что “техническое состояние здания предварительно оценивается как ограниченно работоспособное, не пригодное для завершения строительства”.

Между тем, дольщики за свои средства провели две независимые экспертизы и получили прямо противоположные результаты. Так, в заключении от декабря 2019 года, подписанном инженерами ООО “Лаборатория строительной экспертизы”, говорится: “Возобновление строительства многоэтажного многоквартирного дома возможно при условии выполнения рекомендаций по усилению конструкций, имеющих дефекты, по дополнительно разработанному проекту”.

Решение от Воробьева

Надежды на обретение жилья у покупателей квартир в злополучном доме появились в конце прошлого года. На проблемный объект приехали губернатор Московской области Андрей Воробьев и Виталий Мутко, занимавший на тот момент пост вице-премьера правительства.

14 ноября 2019 года подконтрольные правительству Московской области СМИ отрапортовали, что Воробьев и Мутко договорились о том, что что к решению проблем объекта на улице Вишневая, будет привлечен Фонд защиты прав граждан — участников долевого строительства ДОМ.РФ.

Как сообщается на официальном сайте Фонда, данная организация была создана правительством России в 2017 году с целью урегулирования отношений между застройщиками и дольщиками. Но в данном случае вместо урегулирования получился новый конфликт.

Как пояснил Игорь Водопадов, ДОМ.РФ стал противоречить сам себе в части решения вопроса о судьбе проблемного объекта. На фоне заявлений о непригодности здания к эксплуатации при проектной нагрузке представители Фонда защиты прав дольщиков на заседании Арбитражного суда Москвы заявили, что дом будет достроен.

“Они ввели в заблуждение суд, чтобы добиться перехода банкрота из внешнего в конкурсное управление, назначив своего конкурсного управляющего Юлию Черникову и незаконно убрав внешнего управляющего Льва Мирабяна, который все 8 лет боролся с бюрократией и рейдерами по нашему дому, добивался вместе с нами решения в достройке дома. Теперь мы стали просто заложниками ДОМ.РФ”, — заметил Игорь Водопадов.

Заседания Наблюдательного совета Фонда защиты прав, на котором должно быть решено, будет ли достраиваться дом, еще не было, но дольщиков уже уведомили, что вместо квартир они получат компенсации.

В качестве обоснования отказа от достройки проблемного объекта ДОМ.РФ приводит данные Роспотребнадзора о превышении уровня шума от аэропорта Шереметьево. Между тем, независимая экспертиза, проведенная дольщиками, делает вывод, что достройка возможна, если смонтировать компенсирующие шум самолетов конструкции.

Проценты с потолка

Особое возмущение дольщиков вызвало то, что, согласно документу ДОМ.РФ, степень готовности здания по адресу ул. Вишневая, дом 31, корп. 6 составляет 29 процентов.

“Из шести подъездов четыре построены полностью — под крышу, еще в одном возведены 15 этажей из 17. О каких 29 процентах можно говорить?” — недоумевает Игорь Водопадов.

Более того, в распоряжении дольщиков имеются результаты трех экспертиз, в которых готовность дома оценивается в 75-80%. Такая же цифра содержится в ответе на запрос гендиректора ООО «Монолитградстрой» из администрации городского округа Химки. В документе, датированном 2010 годом, тогдашний глава администрации Владимир Стрельченко сообщает, что общая готовность объекта капитального строительства по вышеуказанному адресу составляет 75-80%.

Сэкономить на беде

Между тем, по мнению дольщиков, несоответствующая действительности цифра 29% указана неспроста, и вопрос здесь не только и не столько в нежелании ДОМ.РФ достраивать здание на Вишневой.

Дело в том, что исходя из степени готовности дома, планируют рассчитывать компенсации несостоявшимся собственникам квартир. Основой для их расчета будет стоимость недвижимости в таких же монолитно-кирпичных домах, в той же стадии строительства, так что ДОМ.РФ сможет существенно сэкономить на занижении цифр.

“Представителям дольщиков уже сообщили, что компенсации будут составлять примерно стоимость договора, заключенного в 2003 году, плюс 15-20%, — рассказал Игорь Водопадов. — Я, к примеру, тогда заплатил за однокомнатную квартиру порядка 530 тыс. рублей, так что о покупке жилья на выплату от ДОМ.РФ говорить не приходится — стоимость однушек с черновой отделкой в монолитных домах в Химках начинается от 4,5 млн рублей”.

Не исключено, что это не вся экономия. Дольщики уверены, что их дом сносить никто не собирается, и его ждет вторая жизнь. “Дом или продадут с торгов частному инвестору, после чего там могут устроить какой-нибудь бизнес-центр и неплохо заработать на аренде. Во всяком случае, о возможном переводе здания в категорию нежилых помещений говорил глава администрации Дмитрий Волошин”, — рассказал Игорь Водопадов.

С таким подходом к решению их проблем дольщики не согласны. Они считают действия Фонда защиты прав граждан рейдерским захватом своего имущества и намерены добиваться достройки здания. В ближайшую субботу, 18 июля в 13 часов на стройплощадке долгостроя на Вишневой запланирована акция протеста.

Впрочем, как выяснилось после публикации статьи, существует группа дольщиков дома на Вишневой, которая придерживаются противоположной позиции. Они считают, что ДОМ.РФ выступает на их стороне и согласны на выплаты компенсаций.

Если у вас есть информация о коррупционных нарушениях чиновников в Подмосковье и других регионах России — пишите в рубрику ПАСМИ «Сообщить о коррупции».

Источник: pasmi.ru

«Теперь наш дом — пыльная громкая стройка». Как живут москвичи, в 10 метрах от окон которых строится автомагистраль

ds

Юго-Восточная хорда — многополосная автомагистраль, которая строится в Москве. Некоторые участки располагаются в 10–20 метрах от жилых домов. Один из таких домов находится в Текстильщиках, по адресу Люблинская улица, 5/1. Еще несколько лет назад напротив здания были сквер, детские площадки и густые заросли деревьев.

Но из-за строительства ЮВХ деревья спилили, а детские площадки снесли. Теперь в нескольких десятках метров от жилого дома строится многополосная магистраль. Жители жалуются на постоянный шум, оседающую в квартирах пыль, частые поломки ЖКХ и оползающий грунт под домом.

Строительство Юго-Восточной хорды (ЮВХ) должно завершиться в конце 2023 года. 28-километровая магистраль пройдет через 22 района: от шоссе Энтузиастов до Варшавского шоссе и соединит крупные автомобильные магистрали города — Рязанский проспект, ТТК, Волгоградский проспект, Каширское шоссе, МКАД с выходом в Новую Москву и другие.

Татьяна живет в этом доме 51 год, Денис — 20 лет. Они — активные жители района, которые уже несколько лет борются за комфортную жизнь в условиях строительства ЮВХ.

— Все ли нормы при строительстве ЮВХ были соблюдены?

— Тут всё было неправильно. Общественные слушания по ЮВХ проходили в здании школы. На них просто никого из жителей не пустили. Зал на собрании заполнили «мертвые души» — люди, которые не имеют отношения к району. Они пришли раньше, мест больше нет.

Охрана больше никого не пускала — те, кто рвался задать свои вопросы, так и остались снаружи, — говорит Денис.

Еще несколько лет назад напротив дома на Люблинской улице были сквер, детские площадки и густые заросли деревьев. Но из-за строительства ЮВХ деревья спилили, а детские площадки снесли

Еще несколько лет назад напротив дома на Люблинской улице были сквер, детские площадки и густые заросли деревьев. Но из-за строительства ЮВХ деревья спилили, а детские площадки снесли

Фото: Вера Лупулешина / MSK1.RU

По документам место, где строится дорога, — это улица. На улицах скорость движения автомобилей не превышает , и их можно строить в 50 метрах от дома. У нас расстояние с одной стороны дома до ЮВХ и правда 50 метров, а с другой — около 27. Собянин же говорит, что ЮВХ — это скоростная магистраль, а на них максимальная разрешенная скорость . Нормы не выдержаны.

Плюс, если будут ставить шумозащитные экраны, а это даже не подтверждено, их высота будет 4 метра. Это очень слабый уровень шумозащиты и откровенная манипуляция с нормами по шуму.

Озеленение планируется делать, как во всех подобных строительных работах. Сначала мы всё срубим, потом построим дорогу через сколько-то там лет. И после окончания строительства, может быть, будет озеленение. Вот только всё не так просто.

Сейчас хотят вырубить и те островки деревьев, которые жители защищали своими телами. Они просто обнимали их, когда началась вырубка. А ведь многие деревья посадили сами жильцы когда-то давно.

— Каким-то волшебным образом нам удалось добиться, чтобы они не забрали у нас вообще всё, — делится Татьяна. — Поэтому изначально поставили в план парковки вместо деревьев. Там, где остался зеленый кусочек, и хотят сделать парковки. И если построят, то озеленять вообще будет нечего.

Из-за строительства ЮВХ так сейчас выглядит территория вокруг жилого дома

Из-за строительства ЮВХ так сейчас выглядит территория вокруг жилого дома

Фото: Вера Лупулешина / MSK1.RU

Вообще есть стойкое чувство, что всем государственным инстанциям на нас плевать. Моя знакомая гуляла с собакой и увидела через решетку, что в подвале вода поднялась до верха. Сразу забили тревогу. В первый раз я оставила заявку, чтобы воду откачали. Но она была записана как «Слышен шум воды», и ее просто закрыли. Еще у нас около дома из-за ЮВХ меняют трубы отопления, копают землю.

И утром на следующий день после затопления я увидела, что яма выкопана прямо вплотную к дому, а свай нет.

— Мой отец — строитель, — говорит Денис. — Он сказал, что это серьезное нарушение регламента работ. Сначала ставятся подпорки, потому что без них грунт может просто оползти, а за грунтом и весь дом поедет. Жилье станет аварийным, и придется его расселять. Мы вызвали сотрудников МЧС, а они сказали, что не нашли дорогу. Вот так просто и уехали.

Потом Мосводоканал приезжал два раза, в первый раз откачали воду из подвала, но на следующий день мы увидели намокшие стены подъезда и воду прямо на лестнице первого этажа. Во второй раз всё уже полностью откачали. А сваи под дом поставили только после нескольких жалоб. Но склон уже потек.

— А как жители района боролись со строительством ЮВХ?

— Я лично собирал подписи против ЮВХ, — продолжает Денис. — В итоге почти 1500 жителей нашего и ближних домов подписались против ее строительства. Но желание людей проигнорировали. А когда уже началась стройка, то оказалось, что у строителей нет разрешения на работы. Они заехали на объект, на котором не имели права что-либо делать.

Не раз нарушали нормы по шуму — иногда работы велись и после 11 часов вечера. После жалоб во всевозможные инстанции это прекратилось. Нам помог Павел Тарасов, депутат Мосдумы от нашего района. Он писал много запросов насчет шумозащитных окон, и благодаря его помощи их почти полностью поставили только в нашем доме.

Хотя это должны были сделать еще до начала строительства и не только нам. Каждой мелочи приходится добиваться.

Сейчас наши квартиры подешевели на 1,5–2 млн рублей. Мы жили в хорошем, тихом и зеленом месте. Я помню, как рассказывала, как у нас много деревьев, свой сквер, свои детские площадки, — говорит Татьяна. — Ну вот. Теперь всё. Нас никто не спросил перед тем, как лишить нас всего этого.

Теперь наш дом — пыльная громкая стройка.

По словам жителей района, иногда строители нарушают нормы по шуму — работы ведутся и после 11 часов вечера

По словам жителей района, иногда строители нарушают нормы по шуму — работы ведутся и после 11 часов вечера

Источник: msk1.ru

Рейтинг
Загрузка ...