Нужно ли менять назначение земельного участка?
На собственном участке земли хочу построить дом, а первый этаж использовать под коммерческие цели. Нужно ли менять назначение земельного участка?
Собственник земельного участка обязан использовать земельный участок в соответствии с его целевым назначением, видом разрешенного использования в соответствии с зонированием территории (ст. 7, ст. 42 Земельного кодекса РФ).
Собственник земельного участка вправе самостоятельно выбирать вид разрешенного использования земельного участка из предусмотренных зонированием территории. Виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с Классификатором видов разрешенного использования земельных участков, утвержденным приказом Минэкономразвития России от 01.09.2014 № 540 (п. 2 ст. 7 ЗК РФ, ч. 4 ст. 37 Градостроительного кодекса РФ).
Согласно Классификатору видов разрешенного использования земельных участков для индивидуального жилищного строительства устанавливается вид разрешенного использования: «Размещение жилого дома (отдельно стоящего здания количеством надземных этажей не более чем три, высотой не более двадцати метров, которое состоит из комнат и помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком здании, не предназначенного для раздела на самостоятельные объекты недвижимости); выращивание сельскохозяйственных культур; размещение индивидуальных гаражей и хозяйственных построек».
СЕМЬ ВЕЛИЧАЙШИХ ПРОБЛЕМ ТЫСЯЧЕЛЕТИЯ!
Также в п. 39 ст. 1 Градостроительного кодекса РФ дано определение индивидуального жилого дома, а именно: «Объект индивидуального жилищного строительства – отдельно стоящее здание с количеством надземных этажей не более чем три, высотой не более двадцати метров, которое состоит из комнат и помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком здании, и не предназначено для раздела на самостоятельные объекты недвижимости. Понятия „объект индивидуального жилищного строительства“, „жилой дом“ и „индивидуальный жилой дом“ применяются в настоящем Кодексе, других федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации в одном значении, если иное не предусмотрено такими федеральными законами и нормативными правовыми актами Российской Федерации. При этом параметры, устанавливаемые к объектам индивидуального жилищного строительства настоящим Кодексом, в равной степени применяются к жилым домам, индивидуальным жилым домам, если иное не предусмотрено такими федеральными законами и нормативными правовыми актами Российской Федерации».
Таким образом, если на земельном участке планируется осуществить строительство индивидуального жилого дома, то использовать такой дом возможно только с целью проживания в нем. Законодательно не установлена возможность зарегистрировать нежилое помещение, расположенное в индивидуальном жилом доме, как отдельный объект, которое будет использоваться в коммерческих целях не связанных с удовлетворением гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком здании.
Виды образования земельных участков
Кроме этого, использование земельного участка не по его целевому назначению, может иметь последствия в виде привлечения к административной ответственности (ст. 8.8 КоАП РФ).
Однако при определенных условиях на земельных участках с видом разрешенного использования «Для индивидуального жилищного строительства» возможно строительство иных объектов, если эта возможность установлена правилами землепользования и застройки конкретного муниципального образования (п. 2 ст. 85 ЗК РФ), а также условно разрешенным видом использования земельного участка.
Порядок получения разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка установлен в ст. 39 Градостроительного кодекса РФ. Получить сведения из правил землепользования и застройки можно на официальном сайте администрации вашего населенного пункта либо обратившись в администрацию населенного пункта (города).
Жилищным законодательством предусмотрена возможность использования жилых помещений для осуществления профессиональной деятельности или индивидуальной предпринимательской деятельности без перевода помещения в нежилое с соблюдением следующих условий (ст. 17 Жилищного кодекса РФ):
1) использование жилого помещения в предпринимательских целях допускается только проживающим в нем на законных основаниях гражданам;
2) использование жилого помещения в предпринимательских целях не нарушает права и законные интересы других граждан, а также требования, которым должно отвечать жилое помещение;
3) пользование жилым помещением в предпринимательских целях осуществляется с учетом соблюдения требований пожарной безопасности, санитарно-гигиенических, экологических и иных требований законодательства;
4) размещение в жилых помещениях промышленных производств не допускается.
В иных случаях для строительства отдельно индивидуального жилого дома и нежилого здания на земельном участке с разрешенным использованием «Для индивидуального жилищного строительства» необходимо произвести его межевание и сменить вид разрешенного использования отмежеванной части участка, который будет использован для строительства нежилого здания.
Ниже приведены нормы права, на основании которых сформирован ответ.
Согласно положениям ст. 42 ЗК РФ собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов, осуществлять на земельных участках строительство, реконструкцию зданий, сооружений в соответствии с требованиями законодательства о градостроительной деятельности.
На основании п. 1 ст. 7 ЗК РФ земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на следующие категории:
1) земли сельскохозяйственного назначения;
2) земли населенных пунктов;
3) земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения;
4) земли особо охраняемых территорий и объектов;
5) земли лесного фонда;
6) земли водного фонда;
Земли, указанные в п. 1 ст.7 ЗК РФ, используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
Любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования.
Виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с классификатором, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений (п. 2 ст. 7 ЗК РФ).
Согласно п. 1 ст. 85 ЗК РФ в состав земель населенных пунктов могут входить земельные участки, отнесенные в соответствии с градостроительными регламентами к следующим территориальным зонам:
4) инженерных и транспортных инфраструктур;
6) сельскохозяйственного использования;
7) специального назначения;
8) военных объектов;
9) иным территориальным зонам.
Границы территориальных зон должны отвечать требованиям принадлежности каждого земельного участка только к одной зоне.
Правилами землепользования и застройки устанавливается градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков (жилого, общественно-делового, производственного, рекреационного и иных видов использования земельных участков).
Для земельных участков, расположенных в границах одной территориальной зоны, устанавливается единый градостроительный регламент. Градостроительный регламент территориальной зоны определяет основу правового режима земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе застройки и последующей эксплуатации зданий, сооружений (п. 2 ст. 85 ЗК РФ).
Градостроительные регламенты обязательны для исполнения всеми собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков независимо от форм собственности и иных прав на земельные участки.
Указанные лица могут использовать земельные участки в соответствии с любым предусмотренным градостроительным регламентом для каждой территориальной зоны видом разрешенного использования (п. 3 ст. 85 ЗК РФ).
Земельный участок и прочно связанные с ним объекты недвижимости не соответствуют установленному градостроительному регламенту территориальных зон в случае, если (п. 4 ст. 85 ЗК РФ):
виды их использования не входят в перечень видов разрешенного использования;
их размеры не соответствуют предельным значениям, установленным градостроительным регламентом.
Земельные участки в составе жилых зон предназначены для застройки жилыми зданиями, а также объектами культурно-бытового и иного назначения. Жилые зоны могут предназначаться для индивидуальной жилой застройки, малоэтажной смешанной жилой застройки, среднеэтажной смешанной жилой застройки и многоэтажной жилой застройки, а также иных видов застройки согласно градостроительным регламентам (п. 5 ст. 85 ЗК РФ).
В соответствии с п. 1 ст. 77 ЗК РФ землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей.
В ст. 37 Градостроительного кодекса РФ предусматривается следующее:
«1. Разрешенное использование земельных участков и объектов капитального строительства может быть следующих видов:
1) основные виды разрешенного использования;
2) условно разрешенные виды использования;
3) вспомогательные виды разрешенного использования, допустимые только в качестве дополнительных по отношению к основным видам разрешенного использования и условно разрешенным видам использования и осуществляемые совместно с ними.
2. Применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства.
2.1. Установление основных видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства является обязательным применительно к каждой территориальной зоне, в отношении которой устанавливается градостроительный регламент.
3. Изменение одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом при условии соблюдения требований технических регламентов.
4. Основные и вспомогательные виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства правообладателями земельных участков и объектов капитального строительства, за исключением органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, государственных и муниципальных унитарных предприятий, выбираются самостоятельно без дополнительных разрешений и согласования.
5. Решения об изменении одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных на землях, на которые действие градостроительных регламентов не распространяется или для которых градостроительные регламенты не устанавливаются, на другой вид такого использования принимаются в соответствии с федеральными законами.
6. Предоставление разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства осуществляется в порядке, предусмотренном статьей 39 настоящего Кодекса.
7. Физическое или юридическое лицо вправе оспорить в суде решение о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства либо об отказе в предоставлении такого разрешения».
Согласно ч. 1 ст. 39 Градостроительного кодекса РФ физическое или юридическое лицо, заинтересованное в предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства (далее – разрешение на условно разрешенный вид использования), направляет заявление о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования в комиссию. (В ч. 2 ст. 5 этого же кодекса установлено: «От имени Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований в градостроительных отношениях выступают соответственно органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления в пределах своей компетенции»).
В ч. 1–3 ст. 35 Градостроительного кодекса РФ содержатся следующие положения.
В результате градостроительного зонирования могут определяться жилые, общественно-деловые, производственные зоны, зоны инженерной и транспортной инфраструктур, зоны сельскохозяйственного использования, зоны рекреационного назначения, зоны особо охраняемых территорий, зоны специального назначения, зоны размещения военных объектов и иные виды территориальных зон.
В состав жилых зон могут включаться:
1) зоны застройки индивидуальными жилыми домами;
2) зоны застройки индивидуальными жилыми домами и малоэтажными жилыми домами блокированной застройки;
3) зоны застройки среднеэтажными жилыми домами блокированной застройки и многоквартирными домами;
4) зоны застройки многоэтажными многоквартирными домами;
5) зоны жилой застройки иных видов.
В жилых зонах допускается размещение отдельно стоящих, встроенных или пристроенных объектов социального и коммунально-бытового назначения, объектов здравоохранения, объектов дошкольного, начального общего и среднего общего образования, культовых зданий, стоянок автомобильного транспорта, гаражей, объектов, связанных с проживанием граждан и не оказывающих негативного воздействия на окружающую среду. В состав жилых зон могут включаться также территории, предназначенные для ведения садоводства.
В ст. 17 Жилищного кодекса РФ указано следующее:
«1. Жилое помещение предназначено для проживания граждан.
2. Допускается использование жилого помещения для осуществления профессиональной деятельности или индивидуальной предпринимательской деятельности проживающими в нем на законных основаниях гражданами, если это не нарушает права и законные интересы других граждан, а также требования, которым должно отвечать жилое помещение.
3. Не допускается размещение в жилых помещениях промышленных производств, а также осуществление в жилых помещениях миссионерской деятельности, за исключением случаев, предусмотренных статьей 16 Федерального закона от 26 сентября 1997 года № 125-ФЗ „О свободе совести и о религиозных объединениях“.
4. Пользование жилым помещением осуществляется с учетом соблюдения прав и законных интересов проживающих в этом жилом помещении граждан, соседей, требований пожарной безопасности, санитарно-гигиенических, экологических и иных требований законодательства, а также в соответствии с правилами пользования жилыми помещениями, утвержденными уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти».
ИсточникРегистрация ОКС на двух участках
Есть в аренде два смежных участка. (участки относяться к одной категории земель, идентичный вид разрешенного использования).
Строим объект капитального строительства и располагаться объект будет на двух этих ЗУ.
Зарегистрируем ОКС в Росреестре?
Приказ Минэкономразвития России от 04.02.2010 N 42 (утратил силу, отменён)
Добрый день, Александр.
Основания для отказа в регистрации права указаны в ст. 26 ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» от 13.07.2015 N 218-ФЗ. Такого основания как расположение ОКС на двух земельных участках нет. Таким образом, отказ будет неправомерным.
С уважением, Екатерина Довгопол.
Приказ Минэкономразвития России от 16.12.2015 N 943
Приложение N 1
к приказу Минэкономразвития России
от 16 декабря 2015 г. N 943ПОРЯДОК
ВЕДЕНИЯ ЕДИНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕЕСТРА НЕДВИЖИМОСТИ3.2. Записи о здании
26. В записи кадастра недвижимости о здании указываются следующие основные сведения о здании:
7) кадастровый номер (номера) земельного участка (земельных участков), в пределах которого (которых) расположено (расположены) здание (здания) (указанные сведения вносятся в том числе при внесении в ЕГРН записей о земельном участке, в пределах которого расположено здание, а также в соответствии с пунктом 183 Порядка).
Таким образом, отказ будет неправомерным.
С уважением, Екатерина Довгопол.
Уважаемый Александр! Если Вы строите объект капитального строительства, то в любом случае Вы обязаны были получить градостроительный план и разрешение на строительство (см. ст.ст.51,53.1 Градостроительного кодекса РФ, местный градостроительный регламент, местные Правила землепользования и застройки).
От этого и идти. Здесь и да и нет. Скорее второе, но надо смотреть.
Уважаемый Александр! В дополнение к мнениям уважаемых и профессиональных коллег, да и к Вашим уточнениям:
тогда вопросов быть не должно. Вводите в эксплуатацию, паспортизируйте и регистрируйте права.
Далее, в силу положений ст.ст.39.3,39.20 Земельного кодекса РФ получите право вне торгов выкупить ЗУ.
Хотя ситуация достаточно «нештатная».
Лучше бы ЗУ объединить или перераспределить в порядке ст.ст.11.1-11.9 ЗК РФ.
Приказ Минэкономразвития России от 04.02.2010 N 42 (утратил силу, отменён)
Александр
Здравствуйте. Приказ, который Вы указали отменен
Документ утратил силу с 1 января 2017 года в связи с изданием Приказа Минэкономразвития России от 21.11.2016 N 733.
Строим объект капитального строительства и располагаться объект будет на двух этих ЗУ.
Александр
Если участки принадлежат Вам, то я не вижу оснований, по которым Вам могут отказать в регистрации объекта. У Вас ведь разрешение на строительство выдано, не так ли?
да, разрешение есть. В разрешении указаны кадастровые номера участков.
да, разрешение есть. В разрешении указаны кадастровые номера участков.
Александр
Соответственно право на строительство у Вас есть, участки принадлежат Вам, объект сдан в соответствии с действующим законодательством, вероятно, т.е. никаких оснований для отказа в его регистрации не имеется.
Здравствуйте. Немного судебной практики по Вашему вопросу.
Постановление ФАС Северо-Западного округа от 19.09.2012 по делу N А56-29409/2011.
Удовлетворяя заявленные требования, арбитражный суд указал, что расположение объекта капитального строительства на нескольких земельных участках также не лишает данный объект признаков, по которым он относится к объектам, подлежащим государственному учету. Установленный порядок присвоения первичным объектам недвижимости кадастровых номеров не может рассматриваться как основание для отказа в государственном учете объекта, находящегося на нескольких земельных участках, в силу ст. 35 ЗК РФ.
В Постановлении Третьего арбитражного апелляционного суда от 23 октября 2012 г. и в Постановлении ФАС Восточно-Сибирского округа от 26 февраля 2013 г. по делу N А33-4596/2012 судебные инстанции подтвердили допустимость строительства каждого из многоквартирных жилых домов на нескольких смежных земельных участках.
«Градостроительный кодекс Российской Федерации не содержит ни одной нормы, прямо запрещающей или ограничивающей возможность строительства одного объекта капитального строительства на двух и более земельных участках, кроме того, не содержит такого основания для отказа в выдаче разрешения на строительство как строительство проектируемого объекта на двух и более смежных земельных участках».
ФАС Северо-Западного округа в Постановлении от 8 октября 2009 г. по делу N А56-54913/2008 подтвердил правомерность и допустимость государственного кадастрового учета здания, находящегося в границах двух земельных участков.
ИсточникСтатья 37 ГрК РФ. Виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства
1. Разрешенное использование земельных участков и объектов капитального строительства может быть следующих видов:
1) основные виды разрешенного использования;
2) условно разрешенные виды использования;
3) вспомогательные виды разрешенного использования, допустимые только в качестве дополнительных по отношению к основным видам разрешенного использования и условно разрешенным видам использования и осуществляемые совместно с ними.
2. Применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства.
2.1. Установление основных видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства является обязательным применительно к каждой территориальной зоне, в отношении которой устанавливается градостроительный регламент.
3. Изменение одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом при условии соблюдения требований технических регламентов.
4. Основные и вспомогательные виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства правообладателями земельных участков и объектов капитального строительства, за исключением органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, государственных и муниципальных унитарных предприятий, выбираются самостоятельно без дополнительных разрешений и согласования.
5. Решения об изменении одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных на землях, на которые действие градостроительных регламентов не распространяется или для которых градостроительные регламенты не устанавливаются, на другой вид такого использования принимаются в соответствии с федеральными законами.
6. Предоставление разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства осуществляется в порядке, предусмотренном статьей 39 настоящего Кодекса.
7. Физическое или юридическое лицо вправе оспорить в суде решение о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства либо об отказе в предоставлении такого разрешения.
Комментарий к Статье 37 ГрК РФ
1. Данная статья посвящена видам разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства.
В соответствии с ч. 1 комментируемой статьи выделяется 3 вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, устанавливаемые применительно к каждой территориальной зоне в отношении земельных участков и объектов капитального строительства:
основные виды разрешенного использования;
условно разрешенные виды использования;
вспомогательные виды разрешенного использования, допустимые только в качестве дополнительных по отношению к основным видам разрешенного использования и условно разрешенным видам использования и осуществляемые совместно с ними.
2. Изменение одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой может осуществляться в соответствии с градостроительным регламентом, основные положения о котором закреплены в ст. 36 комментируемого Кодекса, а в отношении участков и объектов, расположенных на землях, на которые действие такого регламента не распространяется или регламенты не устанавливаются, в соответствии с федеральным законом, с обязательным соблюдением требований технических регламентов.
Технический регламент — документ, который принят международным договором Российской Федерации, ратифицированным в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или федеральным законом, или указом Президента Российской Федерации, или постановлением Правительства Российской Федерации, и устанавливает обязательные для применения и исполнения требования к объектам технического регулирования (продукции, в том числе зданиям, строениям и сооружениям, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации).
3. Часть 6 содержит отсылку к ст. 39 комментируемого Кодекса, в соответствии с которой определяется порядок осуществления предоставления разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства.
4. Часть 7 комментируемой статьи предусматривает право физического или юридического лица оспаривать в суде решение о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства либо об отказе в предоставлении такого разрешения.
Другой комментарий к Ст. 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации
Согласно ЗК правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов. ГрК, во-первых, распространяет механизм разрешенного использования не только на земельные участки, но и на объекты капитального строительства (объекты недвижимости), во-вторых, он устанавливает классификацию видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на:
1) основные виды разрешенного использования;
2) условно разрешенные виды использования;
3) вспомогательные виды разрешенного использования, допустимые только в качестве дополнительных по отношению к основным видам разрешенного использования и условно разрешенным видам использования и осуществляемые совместно с ними.
В соответствии со статьей 7 ЗК РФ любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования. ГрК предусматривает одно исключение из указанного правила: основные и вспомогательные виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства правообладателями земельных участков и объектов капитального строительства выбираются самостоятельно без дополнительных разрешений и согласования, за исключением органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, государственных и муниципальных унитарных предприятий.
В данном случае ГрК не устанавливает конкретных оснований судебного обжалования решения о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства либо об отказе в предоставлении такого разрешения, поэтому основанием для обращения в суд общей юрисдикции или арбитражный суд является нарушение прав и законных интересов физического или юридического лица. Порядок и процедуры судебного обжалования указанного решения определены АПК РФ и ГПК РФ.
Источник