О земельном налоге в Санкт-Петербурге
(с изменениями на 25 ноября 2021 года)
(редакция, действующая с 1 января 2022 года)
____________________________________________________________________
Документ с изменениями, внесенными:
Законом Санкт-Петербурга от 13 марта 2013 года N 92-20 (Официальный сайт Администрации Санкт-Петербурга www.gov.spb.ru/norm_baza/npa, 14.03.2013) (распространяется на отношения, возникшие с 1 января 2013 года);
Законом Санкт-Петербурга от 13 ноября 2014 года N 583-106 (Официальный сайт Администрации Санкт-Петербурга www.gov.spb.ru/norm_baza/npa, 14.11.2014);
Законом Санкт-Петербурга от 26 ноября 2014 года N 641-108 (Официальный сайт Администрации Санкт-Петербурга www.gov.spb.ru/norm_baza/npa, 27.11.2014);
Законом Санкт-Петербурга от 27 сентября 2018 года N 501-100 (Официальный сайт Администрации Санкт-Петербурга www.gov.spb.ru/norm_baza/npa, 27.09.2018) (вступил в силу с 1 января 2019 года);
Законом Санкт-Петербурга от 26 ноября 2018 года N 641-133 (Официальный сайт Администрации Санкт-Петербурга www.gov.spb.ru/norm_baza/npa, 26.11.2018) (вступил в силу с 1 января 2019 года);
Земельный налог в 2020 году: ставка, как рассчитать, льготы и сроки уплаты
Законом Санкт-Петербурга от 30 ноября 2018 года N 709-135 (Официальный сайт Администрации Санкт-Петербурга www.gov.spb.ru/norm_baza/npa, 30.11.2018) (в редакции Закона Санкт-Петербурга от 19 декабря 2018 года N 773-165) (вступил в силу с 1 января 2019 года);
Законом Санкт-Петербурга от 29 ноября 2019 года N 606-131 (Официальный сайт Администрации Санкт-Петербурга www.gov.spb.ru/norm_baza/npa, 29.11.2019) (вступил в силу с 1 января 2020 года);
Законом Санкт-Петербурга от 20 февраля 2020 года N 49-10 (Официальный сайт Администрации Санкт-Петербурга www.gov.spb.ru/norm_baza/npa, 26.02.2020) (вступил в силу с 1 января 2021 года);
Законом Санкт-Петербурга от 8 апреля 2020 года N 201-45 (Официальный сайт Администрации Санкт-Петербурга www.gov.spb.ru/norm_baza/npa, 08.04.2020) (распространяет свое действие на правоотношения, возникшие с 1 января 2020 года);
Законом Санкт-Петербурга от 29 июля 2020 года N 377-90 (Официальный сайт Администрации Санкт-Петербурга www.gov.spb.ru/norm_baza/npa, 30.07.2020) (о порядке распространения см. статью 6 Закона Санкт-Петербурга от 29 июля 2020 года N 377-90);
Законом Санкт-Петербурга от 24 декабря 2020 года N 637-144 (Официальный сайт Администрации Санкт-Петербурга www.gov.spb.ru/norm_baza/npa, 25.12.2020) (в редакции Закона Санкт-Петербурга от 25 ноября 2021 года N 562-121).
____________________________________________________________________
Принят
Законодательным Собранием
Санкт-Петербурга
14 ноября 2012 года
Статья 1. Общие положения
Земельный налог в Санкт-Петербурге (далее — налог) устанавливается Налоговым кодексом Российской Федерации и настоящим Законом Санкт-Петербурга, вводится в действие настоящим Законом Санкт-Петербурга в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации и обязателен к уплате на территории Санкт-Петербурга.
Земельный налог на землю в 2021 году. Какова ставка налога на землю и срок уплаты.
Статья 2. Налоговые ставки
(В редакции, введенной в действие с 1 января 2022 года Законом Санкт-Петербурга от 24 декабря 2020 года N 637-144 (в редакции Закона Санкт-Петербурга от 25 ноября 2021 года N 562-121). — См. предыдущую редакцию)
Налоговые ставки устанавливаются с 1 января 2022 года в следующих размерах:
1) 0,01 процента от кадастровой стоимости земельного участка в отношении земельных участков, не используемых в предпринимательской деятельности, приобретенных (предоставленных) для ведения личного подсобного хозяйства, садоводства, или огородничества, или животноводства, а также земельных участков общего назначения, предусмотренных Федеральным законом «О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»;
2) 0,05 процента от кадастровой стоимости земельного участка в отношении земельных участков, занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса (за исключением доли в праве на земельный участок, приходящейся на объект, не относящийся к жилищному фонду и объектам инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса) или приобретенных (предоставленных) для жилищного строительства (за исключением земельных участков, приобретенных (предоставленных) для индивидуального жилищного строительства, используемых в предпринимательской деятельности);
3) 0,3 процента от кадастровой стоимости земельного участка в отношении земельных участков, отнесенных к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в населенных пунктах и используемых для сельскохозяйственного производства;
4) 1,5 процента от кадастровой стоимости земельного участка в отношении прочих земельных участков.
Земельные участки, в отношении которых до 1 января 2019 года установлены виды разрешенного использования «дачный земельный участок», «для ведения дачного хозяйства» или «для дачного строительства», для целей настоящей статьи признаются приобретенными (предоставленными) для садоводства до момента изменения вида разрешенного использования таких земельных участков.
Статья 3. Порядок уплаты налога и авансовых платежей по налогу
(Название в редакции, введенной в действие с 1 января 2021 года Законом Санкт-Петербурга от 20 февраля 2020 года N 49-10. — См. предыдущую редакцию)
Для налогоплательщиков-организаций отчетными периодами признаются первый квартал, второй квартал и третий квартал календарного года.
Налогоплательщики-организации исчисляют сумму налога (сумму авансовых платежей по налогу) самостоятельно в соответствии с главой 31 Налогового кодекса Российской Федерации.
Абзац исключен с 1 января 2021 года — Закон Санкт-Петербурга от 20 февраля 2020 года N 49-10. — См. предыдущую редакцию.
Абзац исключен с 1 января 2021 года — Закон Санкт-Петербурга от 20 февраля 2020 года N 49-10. — См. предыдущую редакцию.
В 2020 году освобождаются от исчисления и уплаты авансовых платежей по налогу организации, отвечающие одновременно следующим условиям:
(Абзац дополнительно включен с 9 апреля 2020 года Законом Санкт-Петербурга от 8 апреля 2020 года N 201-45, распространяет свое действие на правоотношения, возникшие с 1 января 2020 года)
организация отнесена к субъектам малого и среднего предпринимательства в соответствии с федеральным законодательством;
(Абзац дополнительно включен с 9 апреля 2020 года Законом Санкт-Петербурга от 8 апреля 2020 года N 201-45, распространяет свое действие на правоотношения, возникшие с 1 января 2020 года)
основным видом экономической деятельности организации является вид экономической деятельности в соответствии с Перечнем видов экономической деятельности, осуществление которых в качестве основного вида экономической деятельности по Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности ОК 029-2014 (КДЕС Ред.2) дает право на освобождение от исчисления и уплаты авансовых платежей по земельному налогу в 2020 году согласно приложению к настоящему Закону Санкт-Петербурга;
(Абзац в редакции, введенной в действие с 31 июля 2020 года Законом Санкт-Петербурга от 29 июля 2020 года N 377-90, распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2020 года. — См. предыдущую редакцию)
организация подала в течение трех календарных месяцев начиная с 1 августа 2020 года заявление в произвольной форме о применении права на освобождение от исчисления и уплаты авансовых платежей по налогу в налоговый орган по месту учета, при этом право на освобождение от исчисления и уплаты авансовых платежей по налогу применяется ко всем отчетным периодам 2020 года и не подлежит изменению;
(Абзац дополнительно включен с 31 июля 2020 года Законом Санкт-Петербурга от 29 июля 2020 года N 377-90)
размер средней месячной заработной платы работников организации и ее обособленных подразделений, расположенных на территории Санкт-Петербурга, за 2020 год равен размеру минимальной заработной платы в Санкт-Петербурге, действующему в 2020 году, или превышает его.
(Абзац дополнительно включен с 9 апреля 2020 года Законом Санкт-Петербурга от 8 апреля 2020 года N 201-45, распространяет свое действие на правоотношения, возникшие с 1 января 2020 года)
Размеры средней месячной заработной платы и минимальной заработной платы в Санкт-Петербурге определяются в порядке, предусмотренном в пунктах 3 и 4 статьи 11-13 Закона Санкт-Петербурга от 28 июня 1995 года N 81-11 «О налоговых льготах».
(Абзац дополнительно включен с 9 апреля 2020 года Законом Санкт-Петербурга от 8 апреля 2020 года N 201-45, распространяет свое действие на правоотношения, возникшие с 1 января 2020 года)
В целях настоящей статьи основной вид экономической деятельности организации определяется на основании сведений, содержащихся в Едином государственном реестре юридических лиц по состоянию на 1 марта 2020 года.
(Абзац дополнительно включен с 9 апреля 2020 года Законом Санкт-Петербурга от 8 апреля 2020 года N 201-45, распространяет свое действие на правоотношения, возникшие с 1 января 2020 года)
(Статья в редакции, введенной в действие с 1 января 2015 года Законом Санкт-Петербурга от 13 ноября 2014 года N 583-106; Законом Санкт-Петербурга от 26 ноября 2014 года N 641-108. — См. предыдущую редакцию)
Статья 4. Порядок и сроки представления налогоплательщиками документов, подтверждающих право на уменьшение налоговой базы и (или) право на налоговые льготы
(Исключена с 1 января 2020 года — Закон Санкт-Петербурга от 29 ноября 2019 года N 606-131. — См. предыдущую редакцию)
Статья 5. Налоговые льготы
Налоговые льготы отдельным категориям налогоплательщиков предоставляются в соответствии с Законом Санкт-Петербурга от 28 июня 1995 года N 81-11 «О налоговых льготах».
(Статья в редакции, введенной в действие с 1 января 2020 года Законом Санкт-Петербурга от 29 ноября 2019 года N 606-131. — См. предыдущую редакцию)
Статья 6. Внесение изменений в Закон Санкт-Петербурга «О налоговых льготах»
Внести в Закон Санкт-Петербурга от 28 июня 1995 года N 81-11 «О налоговых льготах» изменение, дополнив его новой статьей 11-7-1 в следующей редакции:
1. От уплаты земельного налога освобождаются следующие категории налогоплательщиков в отношении одного земельного участка на территории Санкт-Петербурга, находящегося в их собственности, постоянном (бессрочном) пользовании или пожизненном наследуемом владении:
1) Герои Советского Союза, Герои Российской Федерации, Герои Социалистического Труда, полные кавалеры ордена Славы, полные кавалеры ордена Трудовой Славы;
2) инвалиды I группы; граждане из числа инвалидов, имеющих ограничения способности к трудовой деятельности III степени, признанные инвалидами до 1 января 2010 года без указания срока переосвидетельствования, а также лица, имеющие II группу инвалидности, установленную до 1 января 2004 года без вынесения заключения о степени ограничения способности к трудовой деятельности (право на освобождение от уплаты налога сохраняется без проведения дополнительного переосвидетельствования); граждане из числа инвалидов, имеющих ограничения способности к трудовой деятельности III степени, признанные инвалидами до 1 января 2010 года с определением срока переосвидетельствования (право на освобождение от уплаты налога сохраняется до наступления срока очередного переосвидетельствования);
3) инвалиды с детства;
4) один из родителей (усыновителей), опекунов или попечителей, имеющих в составе семьи ребенка-инвалида;
5) один из родителей (усыновителей), опекунов или попечителей, имеющих в составе семьи трех и более детей в возрасте до 18 лет;
6) ветераны и инвалиды Великой Отечественной войны, а также ветераны и инвалиды боевых действий;
7) физические лица, имеющие право на получение социальной поддержки в соответствии с Законом Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», Федеральным законом «О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении «Маяк» и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча» и Федеральным законом «О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне»;
8) физические лица, принимавшие в составе подразделений особого риска непосредственное участие в испытаниях ядерного и термоядерного оружия, ликвидации аварий ядерных установок на средствах вооружения и военных объектах;
9) физические лица, получившие или перенесшие лучевую болезнь или ставшие инвалидами в результате испытаний, учений и иных работ, связанных с любыми видами ядерных установок, включая ядерное оружие и космическую технику;
10) физические лица, оформившие пенсию, назначаемую в соответствии с пенсионным законодательством Российской Федерации, в отношении земельного участка, площадь которого не превышает 2500 кв.м;
11) граждане Российской Федерации, уволенные с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями и имеющие общую продолжительность военной службы 20 лет и более;
12) члены семей лиц, замещавших государственные должности, должности государственной гражданской службы или должности правоохранительной службы, а также военнослужащих, потерявшие кормильца при исполнении им служебных обязанностей. Льгота предоставляется им на основании справки о гибели лица, замещавшего государственную должность, должность государственной гражданской службы, должность правоохранительной службы, или военнослужащего, выданной соответствующими государственными органами. Супругам лиц, замещавших государственные должности, должности государственной гражданской службы, должности правоохранительной службы, военнослужащих, погибших при исполнении служебных обязанностей, льгота предоставляется только в том случае, если они не вступили в повторный брак.
2. Освобождаются от уплаты земельного налога:
1) органы государственной власти Санкт-Петербурга;
2) автономные, бюджетные и казенные учреждения, созданные Санкт-Петербургом.
3. Организации, имеющие статус государственных научных центров Российской Федерации, уплачивают земельный налог в размере 35 процентов от подлежащей уплате в бюджет Санкт-Петербурга суммы налога, исчисленного в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации.
4. С юридических лиц и граждан, освобожденных от уплаты земельного налога, при передаче ими земельных участков в аренду (пользование) взимается земельный налог с площади, переданной в аренду (пользование).
Статья 7. Порядок вступления в силу настоящего Закона Санкт-Петербурга
1. Настоящий Закон Санкт-Петербурга вступает в силу с 1 января 2013 года, но не ранее чем по истечении одного месяца со дня его официального опубликования и не ранее 1 числа очередного налогового периода по налогу.
2. Со дня вступления в силу настоящего Закона Санкт-Петербурга признать утратившими силу:
статью 11-7 Закона Санкт-Петербурга от 28 июня 1995 года N 81-11 «О налоговых льготах»;
Закон Санкт-Петербурга от 16 ноября 2005 года N 611-86 «О земельном налоге в Санкт-Петербурге и о внесении дополнения в Закон Санкт-Петербурга «О налоговых льготах»;
статью 1 Закона Санкт-Петербурга от 24 октября 2007 года N 527-104 «О приведении некоторых законов Санкт-Петербурга о налогах и сборах в соответствие с федеральным законодательством о налогах и сборах»;
статью 1 и пункт 3 статьи 5 Закона Санкт-Петербурга от 30 июня 2010 года N 438-110 «О приведении некоторых законов Санкт-Петербурга о налогах и сборах в соответствие с федеральным законодательством о налогах и сборах и о внесении изменений в отдельные законы Санкт-Петербурга»;
Закон Санкт-Петербурга от 23 марта 2011 года N 147-44 «О внесении изменений в некоторые законы Санкт-Петербурга».
3. Установить, что подпункт 13_1 пункта 1 статьи 2 настоящего Закона Санкт-Петербурга утрачивает силу с 1 января 2014 года.
(Пункт дополнительно включен с 14 апреля 2013 года Законом Санкт-Петербурга от 13 марта 2013 года N 92-20, распространяется на отношения, возникшие с 1 января 2013 года)
Губернатор Санкт-Петербурга
Г.С.Полтавченко
Санкт-Петербург
23 ноября 2012 года
N 617-105
Приложение
к Закону Санкт-Петербурга
«О земельном налоге
в Санкт-Петербурге»
от 14 ноября 2012 года N 617-105
(Дополнительно
включено с 31 июля 2020 года
Законом Санкт-Петербурга
от 29 июля 2020 года N 377-90,
распространяется на правоотношения,
возникшие с 1 января 2020 года)
Перечень видов экономической деятельности, осуществление которых в качестве основного вида экономической деятельности по Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности ОК 029-2014 (КДЕС Ред.2) дает право на освобождение от исчисления и уплаты авансовых платежей по земельному налогу в 2020 году (далее — коды видов экономической деятельности)
Сфера деятельности
Коды видов экономической деятельности
Деятельность в области культуры, спорта, организации досуга и развлечений
Раздел R «Деятельность в области культуры, спорта, организации досуга и развлечений» (за исключением вида экономической деятельности, предусмотренного кодом 92 «Деятельность по организации и проведению азартных игр и заключению пари, по организации и проведению лотерей»)
59.14 «Деятельность в области демонстрации кинофильмов»
Деятельность гостиниц и предприятий общественного питания
Раздел I «Деятельность гостиниц и предприятий общественного питания»
Туризм
79 «Деятельность туристических агентств и прочих организаций, предоставляющих услуги в сфере туризма»
Деятельность по организации конференций и выставок
82.30 «Деятельность по организации конференций и выставок»
Деятельность в области здравоохранения, образования и социальных услуг
86.90.4 «Деятельность санаторно-курортных организаций»
85.41 «Образование дополнительное детей и взрослых»
88.91 «Предоставление услуг по дневному уходу за детьми»
Деятельность по предоставлению бытовых услуг населению (ремонт, стирка, химчистка, услуги парикмахерских, салонов красоты, бань, саун, соляриев и пр.)
74.20 «Деятельность в области фотографии»
95 «Ремонт компьютеров, предметов личного потребления и хозяйственно-бытового назначения»
96.01 «Стирка и химическая чистка текстильных и меховых изделий»
96.02 «Предоставление услуг парикмахерскими и салонами красоты»
96.04 «Деятельность физкультурно-оздоровительная»
Средства массовой информации и производство печатной продукции
58.1 «Издание книг, периодических публикаций и другие виды издательской деятельности»
60 «Деятельность в области телевизионного и радиовещания»
Редакция документа с учетом
изменений и дополнений подготовлена
АО «Кодекс»
О земельном налоге в Санкт-Петербурге (с изменениями на 25 ноября 2021 года) (редакция, действующая с 1 января 2022 года)
Источник: www.assembly.spb.ru
Земельный налог: кто и сколько платит?
Земельный налог уплачивается собственниками земельных участков, а также лицами, обладающими земельными участками на праве постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения.
Сумма земельного налога зависит от кадастровой стоимости земельного участка и ставки налога, установленной представительными органами местного самоуправления. Кадастровая стоимость земельного участка – это расчетная величина, равная рыночной стоимости объекта. Её размер устанавливается по итогам государственной кадастровой оценки. Переоценка стоимости проводится не реже
1 раза в 3 года.
Для исчисления земельного налога физическим и юридическим лицам в 2022 году применяются результаты оценки, утвержденные приказом Алтайкрайимущества от 10.09.2020 №70 «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости на территории Алтайского края».
На основании пункта 5 статьи 6 Федерального закона от 31.07.2020 №269-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», в соответствии с распоряжением Алтайкрайимущества от 11.03.2021 №317 в 2022 году проводится государственная кадастровая оценка земельных участков по Алтайскому краю.
Узнать кадастровую стоимость можно по кадастровому номеру или адресу земельного участка на сайте Росреестра. Бумажный документ о стоимости участка можно получить в Росреестре или МФЦ.
Ставки земельного налога на территории города Барнаула установлены решением Барнаульской городской Думы от 09.10.2012 №839 «Об утверждении Положения о земельном налоге на территории городского округа – города Барнаула Алтайского края». Их размер зависит от вида разрешенного использования земельного участка.
Ставки земельного налога для участков, занятых жилищным фондом, гаражами, погребами, личным подсобным хозяйством в г.Барнауле:
Ставка налога, % |
Вид разрешенного использования земельного участка |
0,1 | Земельные участки, занятые жилищным фондом |
0,3 | Земельные участки, приобретенные (предоставленные) гражданам для индивидуального жилищного строительства без зарегистрированных жилых домов (ставка применяется по истечению 3-х лет владения земельным участком) |
0,3 | Земельные участки, предназначенные для личного подсобного хозяйства |
0,8 | Земельные участки, предназначенные для размещения гаражей, погребов |
Указанные ставки налога применяются к земельным участкам, не используемым в предпринимательской деятельности. В противном случае земельные участки подлежат налогообложению по повышенной ставке налога в размере 1,5%.
Кроме того, расчет налогового платежа по землям индивидуальной жилой застройки без зарегистрированных прав на жилые дома осуществляется с учетом повышающего коэффициента 2. Он применятся после истечения 10 лет владения земельным участком. Ознакомиться с применением повышающего коэффициента можно здесь.
Пример расчета земельного налога
Кадастровая стоимость земельного участка, предназначенного для размещения индивидуального жилого дома, составляет 1 542 600 рублей. Ставка налога — 0,1%. Сумма налога = 1 542 600 × 0,1% = 1 543 рубля.
Источник: barnaul.org
Глава 31 НК РФ. Земельный налог
При участии Михаил Пархоменко
Земельный налог платят физические лица и организации, владеющие земельными участками на праве собственности, бессрочного пользования или пожизненного наследуемого владения. Налог рассчитывается исходя из кадастровой стоимости участка. Настоящая статья посвящена главе 31 НК РФ «Земельный налог». В ней доступно, простым языком рассказано о порядке расчета и уплаты земельного налога, ставках налога и сроках сдачи отчетности. Данный материал является частью цикла «Налоговый кодекс «для чайников»». Обратите внимание: статьи из этого цикла дают только общее представление о налогах; для практической деятельности необходимо обращаться к первоисточнику — Налоговому кодексу Российской Федерации
Где введена уплата земельного налога
Во всех муниципальных образованиях России: городах, селах, районах и пр., а также в городах федерального значения Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе. Причем в каждом из муниципалитетов уплата земельного налога введена своим отдельным нормативным правовым актом (законом, решением или постановлением).
Как соотносятся общие правила и местные особенности
Правила начисления и уплаты земельного налога закреплены в главе 31 Налогового кодекса. Положения данной главы едины для всех муниципалитетов РФ, но при этом местные власти вправе устанавливать некоторые особенности в рамках общих правил.
Так, муниципалитет может утвердить свои ставки налога, но эти ставки не должны превышать максимальных значений, закрепленных в Налоговом кодексе. Кроме того, для организаций муниципальное образование имеет право установить собственный срок уплаты налога и авансовых платежей при условии, что последняя дата перевода денег не ранее той, что названа в НК РФ. Для физических лиц срок уплаты налога закреплен непосредственно в Налоговом кодексе. Наконец, местные власти могут ввести свои льготы по земельному налогу, а также установить, либо не устанавливать отчетные периоды в рамках налогового периода.
Кто платит земельный налог
Физические лица и организации, владеющие земельными участками на праве собственности, праве бессрочного пользования или праве пожизненного наследуемого владения. Также налогоплательщиками являются управляющие компании в отношении земельных участков, входящих в состав паевого инвестиционного фонда.
Кто не платит земельный налог
Физические лица и организации, арендующие земельные участки или владеющие ими на праве безвозмездного срочного пользования.
Кроме того, в Налоговом кодексе приведен закрытый перечень налогоплательщиков, освобожденных от земельного налога. В список входят религиозные организации (в отношении участков под церковными и благотворительными строениями); общественные организации инвалидов (в отношении участков, используемых для уставной деятельности); любые предприятия в отношении земли, занятой государственными автодорогами общего пользования и ряд других категорий. Данный перечень действует во всех без исключения местностях.
Помимо этого каждый муниципалитет вправе дополнительно установить собственные льготы.
На что начисляется налог
На сформированные земельные участки. Участок является сформированным, если он имеет кадастровый номер и занесен в Единый государственный реестр земель с указанием категории, границ, площади и т д. По еще не сформированным участкам земельный налог платить не нужно.
На что не начисляется налог
На участки, изъятые из оборота в соответствие с законами РФ. Также от начисления налога освобождены участки, ограниченные в обороте, на которых расположены особо ценные объекты культурного наследия, либо объекты, предназначенные для обеспечения нужд обороны, безопасности и таможни. Наконец, под земельный налог не подпадают земли лесного фонда и участки, занятые государственными водными объектами.
Также предусмотрено, что объектом обложения земельным налогом не признаются земельные участки, которые входят в состав общего имущества многоквартирного дома.
Налоговая ставка
Каждый муниципалитет утверждает собственные ставки земельного налога с учетом ограничений, установленных Налоговым кодексом. В нем названы максимальные значения для различных категорий земли. Так, для участков сельскохозяйственного назначения, участков, занятых жилищным фондом и участков, предназначенных для личного подсобного и дачного хозяйства, садоводства, огородничества и животноводства предельно допустимая ставка равна 0,3%. Для всех прочих земель максимальная ставка составляет 1,5%.
К тому же местные власти вправе дифференцировать ставки в зависимости от категорий земель и разрешенного использования участка. Узнать, какие ставки и льготы введены в вашей местности, можно в своей налоговой инспекции.
Кто рассчитывает земельный налог самостоятельно
До 2020 года налогоплательщики-организации вычисляли сумму земельного налога самостоятельно. Налог за 2020 год и более поздние периоды рассчитывают как организации, так и инспекторы. ИФНС направляет в адрес компании сообщение, где указана ставка, сумма к уплате и другие сведения. В случае несогласия компания вправе оформить пояснения и приложить к ним документы (например, о льготе), а налоговики обязаны их рассмотреть.
Индивидуальные предприниматели и физлица без статуса ИП уплачивают земельный налог на основании налоговых уведомлений, которые направляет инспекция. При этом работники ИФНС вправе предъявить налог к уплате не более чем за три года, предшествующих году, когда отправлено уведомление. Если же они включат в уведомление земельный налог за более ранние периоды, налогоплательщик вправе не перечислять деньги.
Чтобы налоговая инспекция могла рассчитать налог, информацию об участках налоговикам присылают работники органа, осуществляющего кадастровый учет, ведение кадастра недвижимости и госрегистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним (Госреестра). Налоговый кодекс обязывает данную структуру ежегодно до 1 февраля сообщать в налоговые инспекции сведения об участках по состоянию на 1 января этого же года.
На практике случается, что в налоговую инспекцию своевременно не поступает информация о приобретении физическими лицами объектов обложения земельным налогом (например, земельных участков). В связи с этим налоговые уведомления не направляются и налог из-за этого не уплачивается.
Чтобы урегулировать эту проблему, введена обязанность физлиц — сообщать в инспекцию об объектах обложения земельным налогом, если за весь период недвижимостью физическое лицо не получало уведомлений и не платило налог. Помимо сообщения требуется представить также и правоустанавливающие документы. Сделать это нужно до 31 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом. Физлиц, не исполнивших указанную обязанность, могут оштрафовать в размере 20% от неуплаченной суммы налога в отношении «сокрытого» от инспекторов участка земли.
Как рассчитать земельный налог
Нужно определить налоговую базу и умножить ее на ставку налога. База и сумма налога рассчитывается отдельно по каждому участку земли. Если участок расположен на территории нескольких муниципалитетов, то нужно отдельно определить базу для каждой части, приходящейся на каждый из муниципалитетов. Если участок находится в общей собственности у нескольких лиц, то надо отдельно определить базу для каждой доли, принадлежащей каждому лицу.
Налоговая база — это кадастровая стоимость участка (либо его доли) по состоянию на 1 января. Если участок сформирован в середине года, то налоговая база — это кадастровая стоимость на дату постановки на кадастровый учет.
В НК РФ приведен перечень категорий налогоплательщиков, для которых база уменьшается на необлагаемую сумму. Она равна кадастровой стоимости 600 кв. м. площади участка. В число лиц, которые вправе воспользоваться данной льготой, вхдят, в числе прочих, ветераны Великой отечественной войны, герои Советского Союза и Российской Федерации, инвалиды и пенсионеры. Муниципальные власти могут подкорректировать перечень или изменить величину вычета.
Определять базу и начислять налог следует по итогам налогового периода, который равен одному календарному году. В случае, когда право собственности (бессрочного пользования или пожизненного наследуемого дарения) возникло или прекратилось в середине года, то земельный налог нужно рассчитывать с учетом коэффициента. Чтобы его найти, надо взять число полных месяцев, в течение которых участок принадлежал налогоплательщику, и разделить на количество календарных месяцев в году.
Если право возникло или прекратилось до 15 числа включительно, то за полный месяц принимают месяц возникновения прав. Если же право возникло или прекратилось после 15 числа, то за полный месяц принимают месяц прекращения прав. Этот же алгоритм следует применять в ситуации, когда в середине года поменялся вид разрешенного использования участка, либо участок был переведен из одной категории земель в другую.
Поясним на примере. Допустим, организация приобрела земельный участок 25 февраля, и продала 20 сентября. Получается, что предприятие владело участком на протяжении семи полных месяцев (март, апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь). Значит, коэффициент равен 0,59 (7 мес.: 12 мес.).
Где узнать кадастровую стоимость
В документах на участок, а также в территориальном Управлении Росреестра или на его официальном сайте. Предоставление информации о кадастровой стоимости для налогоплательщиков бесплатно.
Когда перечислять деньги
Налогоплательщики-организации перечисляют земельный налог не позднее 1 марта года, следующего за налоговым периодом.
Муниципальные образования могут ввести отчетные периоды по земельному налогу. Это первый, второй и третий кварталы соответственно. В местностях, где введены отчетные периоды, компании должны в течение года делать авансовые платежи. Размер такого платежа — одна четвертая кадастровой стоимости по состоянию на 1 января, умноженной на ставку.
Перечислять авансовые платежи нужно не позднее последнего числа месяца, следующего за отчетным периодом. При уплате итоговой суммы налога необходимо учитывать авансовые платежи, сделанные в течение года. Муниципалитеты, в которых введены отчетные периоды, вправе освободить отдельные категории налогоплательщиков-организаций от авансовых платежей.
Налогоплательщики — физические лица (включая ИП) не делают авансовых платежей по земельному налогу. Они перечисляют только итоговую сумму налога, указанную в уведомлении. Срок уплаты физлицами земельного налога прописан непосредственно в НК РФ — не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим (вне зависимости от субъекта РФ).
Кроме того, физические лица (в т.ч. ИП) могут добровольно внести так называемый единый налоговый платеж физического лица. Для этого нужно просто перевести некую сумму на соответствующий счет Федерального казначейства. Деньги будут списаны в счет исполнения обязанности по уплате «имущественных» налогов, в том числе земельного налога. Инспекция сама решит, как зачесть средства: в счет предстоящих платежей либо в счет уплаты недоимки.
Как отчитываться по земельному налогу
По земельному налогу за 2019 год и более ранние периоды налогоплательщики-организации сдают декларацию не позднее 1 февраля года, следующего за истекшим налоговым периодом. Обратите внимание: в отличие от даты уплаты, дата предоставления декларации едина для всех местностей и не может варьироваться в зависимости от муниципалитета.
По земельному налогу за 2020 год и более поздние периоды налогоплательщики-организации деклараций не сдают.
Расчеты по авансовым платежам не предусмотрены.
Для налогоплательщиков — физических лиц отчетность по земельному налогу не предусмотрена.
Источник: www.buhonline.ru