Объектом исследования данной статьи является процесс организации и проведения подрядных торгов для наиболее эффективного размещения заказа в строительстве. Предмет исследования – совокупность теоретических, методических и практических вопросов развития государственного строительного заказа. Для обоснования тенденций развития строительства в России применялись следующие методы: сравнительный, проблемно-хронологический, периодизации. В результате проведенного исследования определена роль подрядных торгов в развитии конкуренции, выявлены особенности национальных контрактных систем, обоснована роль строительства в экономике страны, проведена оценка влияния финансово-экономического кризиса 2008 года на объем строительных работ, проведен анализ индексов физического объема инвестиций в основной капитал с учетом международных сравнений, выявлены требования к участникам размещения заказа и уточнена терминология государственного строительного заказа. Результаты исследования могут представлять интерес для строительных организаций различных форм собственности: государственных, муниципальных, частных, смешанных и прочих.
ВВП России. Из чего состоит (структура)
1. Федеральный закон Российской Федерации от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».
2. Асаул, А.Н. Теория и практика организации и проведения подрядных торгов в регионе / А.Н. Асаул, В.П. Грахов, В.А. Кощеев, В.Е. Чибисов; под ред. д.э.н., проф.
А.Н. Асаула. – СПб.: Гуманистика, 2005.
3. Булей Н.В. Отечественный и зарубежный опыт развития контрактной системы в строительстве // Экономика и предпринимательство. – 2014. – № 1, ч. 3. – С. 892.
4. Кичик К.В. Государственный (муниципальный) заказ как средство государственного регулирования экономики: правовые вопросы): автореф. дис. . канд. юрид. наук. – М., 2011.
5. Кощеев В.А. Методология формирования и реализации государственного строительного заказа в системе предпринимательства: Автореф. дис. . д-ра экон. наук. – СПб., 2009.
7. Тонкости № 44-ФЗ: Региональный строительный еженедельник «Проекты Красноярья» [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://краспро.рф/articles/samoregulirovanie/tonkosti_44-fz.html (дата обращения: 05.03.2015).
8. Чибисов И.Е. Влияние государственного строительного заказа на стабилизацию экономики региона (на примере Санкт-Петербурга): автореф. дис. . канд. экон. наук. – СПб., 2003.
В мировой практике развития контрактной системы в строительстве выбор исполнителей работ, подрядчиков, поставщиков оборудования происходит с помощью проведения торгов. Выбранный подрядчик должен обеспечить высокое качество работ при минимальных сроках и наименьших затратах на реализацию проекта. Подрядные торги позволяют повысить конкуренцию, выбрать наиболее эффективные предложения по критериям сроков, качества, цен. Конкуренция при размещении заказов должна прослеживаться на всех стадиях жизненного цикла проекта.
Экономика 11 класс (Урок№2 — Валовой внутренний продукт.)
Изучение научной литературы позволило выявить недостаточный уровень исследования зарубежного опыта развития контрактной системы в строительстве. В практике многих зарубежных стран используются процедуры управления процессами планирования, размещения и исполнения государственных контрактов (контрактные системы). Характерной особенностью национальных контрактных систем является широкое применение механизмов прогнозирования, планирования, контроля, регулирования, координации, мониторинга и аудита исполнения контрактов, процедур оценки результатов исполнения государственных контрактов, специализированных информационных ресурсов управления [3].
Строительство входит в число основных видов деятельности российской экономики. Удельный вес строительства в валовом внутреннем продукте в 2013 году достиг 7,2 %, что на 1,9 % выше уровня 2005 года. Объем валовой добавленной стоимости строительства (в текущих основных ценах) увеличился в 2013 году по сравнению с 2005 годом в 4,2 раза и достиг 4159,2 млрд руб. В 2009 году темп прироста валовой добавленной стоимости составил минус 15 %, как следствие повышение темпа прироста валовой добавленной стоимости строительства в 2010 году до 4,4 % можно считать положительной динамикой в развитии строительного комплекса (табл. 1) [6].
Основные экономические показатели деятельности строительных организаций в 2005–2013 гг.
Валовая добавленная стоимость строительства, млрд руб. (в текущих основных ценах)
Удельный вес строительства в валовом внутреннем продукте, %
Изменение валовой добавленной стоимости строительства (в постоянных ценах), в процентах к предыдущему году
Темп прироста валовой добавленной стоимости строительства, %
Материальные затраты строительных организаций на производство работ по элементам от общего объема затрат, %
Затраты на оплату труда строительных организаций на производство работ по элементам от общего объема затрат, %
Рис. 1. Динамика темпов прироста валовой добавленной стоимости строительства и удельного веса строительства в валовом внутреннем продукте, %
Данная динамика прослеживалась в 2011–2012 годах, когда темп прироста валовой добавленной стоимости строительства составил соответственно 7,6 и 2,6 % (рис. 1).
В 2012 году наметилась тенденция замедления роста валовой добавленной стоимости строительства. Отрицательное значение темпа прироста валовой добавленной стоимости строительства зафиксировано в 2013 г. на уровне 2,4 %, что связано с общими негативными тенденциями в макроэкономике России.
Объем работ, выполненных по виду деятельности «строительство», в фактически действовавших цена вырос в 2013 году по сравнению с 2005. и 2010 г. на 4265,1 млрд руб. и 1565,3 млрд руб. соответственно. По объему работ, выполненных по виду деятельности «строительство», в процентах к предыдущему году максимум за последние пять лет достигнут в 2011 г. – 105,1 %. Хотелось бы подчеркнуть, что в 2013 году положительная динамика по данному показателю незначительна и составила 100,1 %. На рис. 2 графически представлен объем работ, выполненных по виду экономической деятельности строительство за последние 13 лет и инвестиции в основной капитал в процентах к предыдущему году (в сопоставимых ценах) с 2000 по 2013 год.
Одним из наиболее значимых факторов негативного воздействия на развитие строительства является финансово-экономический кризис 2008 года, результатом которого стало снижение основных экономических показателей, что привело к замедлению темпов экономического роста. Так, снизились индексы физического объема инвестиций в основной капитал в 2009 году по сравнению с 2005 годом в среднем по странам СНГ с 112 до 86 %: Россия с 110 до 87 %, Азербайджан с 117 до 82 %, Армения с 141 до 63 %, Беларусь с 120 до 105 %, Казахстан с 134 до 103 %, Республика Молдова с 121 до 67 %, Таджикистан с 112 до 82 %, Украина с 102 до 59 %. В 2009 году произошло снижение: платёжеспособного спроса; валовых накоплений до 59 % по сравнению с предыдущим годом; среднемесячной заработной платы до 96,5 %; ввода в действие общей площади жилых домов до 93,5 % (для сравнения в 2005 г. – 106,1 %, в 2011 г. – 106,6 %, в 2012 – 105,6 %, в 2013 – 107,2 %); инвестиций в основной капитал до 86,5 %.
Темп роста объема работ, выполненных по виду экономической деятельности строительство с 2003 по 2008 г. включительно, зафиксирован на уровне не менее чем 110,1 % по отношению к предыдущему году. В 2009 г. наблюдалось снижение до 86,8 %. Среди факторов, ограничивающих производственную деятельность, можно выделить: высокий уровень налогов, конкуренцию со стороны других фирм, неплатежеспособность заказчиков, высокую стоимость материалов, конструкций, изделий, недостаток квалифицированных рабочих, недостаток заказов на работы, высокий процент коммерческого кредита и другие.
При этом среднегодовая численность занятых неуклонно росла с 4916,3 тыс. человек в 2005 году и до 5711,9 тыс. человек в 2013 году (табл. 2). Доля занятых в строительстве увеличилась по отношению к общему числу занятых в экономике с 7,4 % в 2005 году до 8,4 % в 2013 году.
Рис. 2. Объем работ, выполненных по виду экономической деятельности строительство, и инвестиции в основной капитал, %
Основные экономические показатели по виду деятельности строительство в 2005–2013 гг.
Источник: fundamental-research.ru
Правительство представило результаты строительной отрасли в 2021 году
2021-й год в строительной сфере завершился рекордным объемом ввода жилья, который, по предварительным данным, составил 90 млн кв. м. В начавшемся году в Белом доме ждут таких же результатов, отмечая при этом созданный задел для дальнейшего роста — увеличившийся объем выданных разрешений на строительство, а также выросший градостроительный потенциал, который по итогам минувшего года оценен в 388 млн кв. м, пишет Коммерсантъ.
Итоги года в строительном секторе правительство на этот раз подвело довольно необычным образом — вице-премьер Марат Хуснуллин опубликовал презентацию Белого дома с основными результатами отрасли в своем инстаграме. Как и предсказывалось, для строительства, особенно жилищного, минувший год стал успешным. На протяжении практически всего 2021 года ввод жилья превышал показатели не только ковидного 2020 года, но и докризисного 2019-го.
По предварительным данным, по итогам 2021 года было введено 90 млн кв. м жилья, что стало рекордом для отрасли — показатель на 9% превысил итог 2020 года с 82,2 млн кв. м.
10:36, 22 сентября 2022 г. Российская экономика несет потери, но держится
Как ранее сообщал вице-премьер, примерно в 40 регионах рост ввода жилья фиксировался на уровне 25% и выше.
Отметим, что пока официальной статистики за год нет — последние данные Росстата охватывают январь-ноябрь (81,7 млн кв. м жилья). Судя по представленным в презентации данным, в правительстве с оптимизмом смотрят на дальнейшее развитие сектора: «Сформирован задел для увеличения объемов вводимого жилья на 2022-2023 годы». Так, в январе-ноябре объем выданных разрешений на строительства вырос на 41,5% в годовом выражении, до 35,8 млн кв. м. В общей же сложности «метраж» действующих разрешений на строительство составляет 152 млн кв. м.
Как отмечается в документе, градостроительный потенциал за год вырос на 13%, с 343,5 млн кв. м в ноябре 2020 года до 388,5 млн кв. м в ноябре 2021-го. Впрочем, для достижения годовых объемов ввода в 120 млн кв. м к 2030 году, как этого требует нацпроект «Жилье», потенциал нужно нарастить до 502 млн кв. м. Ставку в Белом доме делают, в частности, на механизм комплексного развития территорий — сейчас в его рамках определено почти 650 территорий с градостроительным потенциалом в 117 млн кв. м. Прогнозный объем строительства жилья в рамках этого механизма оценивается в 150 млн кв. м.
15:31, 23 сентября 2022 г. Минпромторг РФ: Строительная отрасль демонстрирует устойчивость в новых условиях
Сейчас, по данным Единой информационной системы жилищного строительства, в процессе возведения находится 95,7 млн кв. м многоквартирного жилья, из них планируется ввести в эксплуатацию в этом году 41 млн кв. м.
Подобных данных по индивидуальному жилью, на которое приходится, как правило, более половины всего ввода жилья в стране, нет. Пока в правительстве, как следует из презентации, по итогам 2022 года ожидают ввода жилья на текущем уровне — 90 млн кв. м, постепенный рост прогнозируется с 2023 года, когда может быть введено 90,5 млн кв. м.
С учетом того, что в правительстве строительную отрасль называют драйвером всей экономики (на нее приходится 1,6 трлн руб. налогов и 6,2 млн занятых), власти строят планы по повышению доли сектора в ВВП. В 2020 году она составляла 5,7% (ранее Минстрой включал в проект стратегии развития отрасли прогноз ее роста до 6,5% в «агрессивном» сценарии). Теперь показатель доли в ВВП измеряют вместе со сферой ЖКХ, на которую приходится 4,9% ВВП, совместно удельный вес двух отраслей должен расти до 0,5% в год, чтобы к 2030 году достигнуть 15% вместо нынешних 10,6%.
Источник: www.metalinfo.ru