Инструкция по приемке товаров, работ и услуг по 44-ФЗ
Правила и сроки приемки регламентируются Федеральной контрактной системой. Государственный заказчик вправе разработать и утвердить собственное положение о приемке поставленного товара, выполненных работ, оказанных услуг и формы актовых документов. Есть заказчики, которые формируют приемочную комиссию в составе не менее 5 человек.
На примере поставки материальных ценностей пошагово расписали порядок приемки ТМЦ по госконтракту:
- Выберите помещение, которое соответствует требованиям и условиям хранения.
- Проверьте доступность помещения для транспорта и погрузочной техники, исправность оборудования.
- Оповестите членов комиссии или представителя о дате и времени поступления товаров.
- В срок приемки товара по 44-ФЗ получите продукцию.
- Проверьте поступление на соответствие с накладной и подпишите ее.
- Обеспечьте сохранность принятых товаров.
- Проведите дополнительно осмотр поставки с представителем исполнителя, проверку на соответствие заданным характеристикам и комплектности (при необходимости).
- Назначьте внутреннюю или внешнюю экспертизу приемки товаров по количеству и качеству по 44-ФЗ (при необходимости).
- Убедитесь, что поставщик предоставил обеспечение гарантийных обязательств (ч. 7.1 ст. 94 44-ФЗ).
- Подготовьте документ о приемке или мотивированный отказ принимать товары, работы или услуги.
До подписания акта о приемке или до возврата товара организуйте его сохранность (п. 1 ст. 514 ГК).
Эксперты КонсультантПлюс разобрали особенности приемки товаров, работ, услуг в 2021 году. Используйте эти инструкции бесплатно.
Как проходит электронная приемка
В дополнение к порядку сдачи-приемки оказанных услуг по 44-ФЗ законодатели разработали положение об электронной приемке. Стороны вправе использовать электронную приемку до 01.01.2022 (360-ФЗ от 02.07.2021). А с 01.01.2022 она становится обязательной для заказчиков и поставщиков.
Новый порядок приемки товара по 44-ФЗ закреплен в ч. 13-15 ст. 94 44-ФЗ. Изменения, принятые в 360-ФЗ, уже внесли в Федеральную контрактную систему. Инструкция по электронной приемке такова:
- Исполнитель формирует накладные, акты и другие регистры через функционал ЕИС. Он строго придерживается требований, которые предусмотрены для электронных приемочных документов.
- Заказчик получает файл через час. Датой поступления акта приемки является дата его размещения в Единой информационной системе.
- Заказчик подписывает акт или формирует мотивированный отказ от принятия поставленной продукции. Срок подписания — тот, который закреплен в контракте, но не больше чем 20 рабочих дней.
- Исполнитель получает файл в ЕИС через час после того, как заказчик его подписал или направил мотивированный отказ.
- Поставщик вправе корректировать акт в части выявленных недочетов. Исполнитель направляет заказчику исправленный файл по той же схеме.
Если бумажный приемочный документ расходится с электронным, то приоритет отдают электронному регистру.
Подробно электронный порядок сдачи и приемки услуг по 44-ФЗ описан в специальном руководстве пользователя в Единой информационной системе.
Составляем документ приемки
Акт приемки — итоговый документ исполнения госконтракта. Объект поставки фактически переходит заказчику. Подписывают бумаги уполномоченные стороны госконтракта. Если такой стороной является комиссия, подпись ставит каждый участник.
Действующий порядок приемки работ по 44-ФЗ не предусматривает унифицированного актового документа. Исключение — ремонтные и строительные работы: по их окончании заказчик и поставщик подписывают формы КС-2 и КС-3. В остальных случаях актирование документируют в произвольном виде. Стандартный документ приемки содержит:
- перечень поставленных товаров, работ, услуг;
- их стоимость;
- документы проведенных экспертиз;
- другие обоснования выявленных дефектов и недоделок;
- подписи заказчика и поставщика.
Вот как на практике осуществляется и когда ставится штамп о приемке товаров по договорам по 44-ФЗ — поставщик оформляет товарные накладные или актовую документацию и передает бумаги в момент исполнения всех обязательств. Заказчик проводит приемку, сравнивая фактическое выполнение госконтракта с тем, что заявлено в документации. Если все соответствует, то документы приемки подписывают в этот же день. Если в ходе проверки или экспертизы выявлены несоответствия, дефекты или брак, заказчик не подписывает актовые бумаги.
Если приемочный документ не подписан:
- в мотивированном отказе укажите исправления и доработки на основании внутренней экспертизы (ч. 3, 5 ст. 94 закона о контрактной системе);
- подпишите акт о том, что приняли часть обязательств по контракту по ч. 8 ст. 94 44-ФЗ.
Штраф должностного лица за отсутствие документов приемки, в том числе мотивированного отказа от их подписания, составляет 20 000 рублей (ч. 9 ст. 7.32 КоАП).
Образец акта
Актуальный образец, который отображает порядок приемки услуг 44-ФЗ в 2022 году:
г. Идеальный | «21» июля 2022 года |
ФГОУ ВО «Идеальный», именуемое в дальнейшем «Заказчик», в лице Идеалистического Идеалиста Идеалистовича, действующего на основании Устава, с одной стороны, и МУП «Лучшие улучшения», именуемое в дальнейшем «Исполнитель», в лице Сергеева Сергея Сергеевича, действующего на основании Устава, с другой стороны, вместе именуемые «Стороны», составили настоящий
Акт о нижеследующем:
- В соответствии с контрактом № 23 от «25» июня 2022 г. (далее — Контракт), Исполнитель выполнил обязательства по оказанию услуг, а именно: аниматорские услуги для детского спортивного лагеря на территории вуза.
- Фактическое качество оказанных услуг соответствует требованиям Контракта. К срокам и содержанию претензий нет.
- Вышеуказанные услуги, согласно Контракту, должны быть выполнены до «21» июля 2022 г., фактически выполнены «21» июля 2022 г.
- Недостатки в предоставленных услугах не выявлены.
- Сумма, подлежащая оплате исполнителю, в соответствии с условиями Контракта: 50 000 (пятьдесят тысяч рублей 00 копеек) рублей.
- В соответствии с пунктом 13.2 Контракта, сумма штрафных санкций составляет 0 рублей. Общая стоимость штрафных санкций составит: нет.
- Итоговая сумма, подлежащая оплате Исполнителю с учетом удержания штрафных санкций, составляет 50 000 (пятьдесят тысяч рублей 00 копеек) рублей.
- Результаты выполнения условий по Контракту: анимационные услуги оказаны полностью.
Директор ФГОУ ВО «Идеальный»
Директор МУП «Лучшие улучшения»
Об авторе этой статьи
Наталья Дмитриева Закончила Тверской государственный университет в 1987 году (тогда он назывался Калининский) по специальности «Экономика труда». Имеет степень кандидата экономических наук (научная специальность – Экономика и управление народным хозяйством).
ИсточникСтатья 753 ГК РФ. Сдача и приемка работ (действующая редакция)
1. Заказчик, получивший сообщение подрядчика о готовности к сдаче результата выполненных по договору строительного подряда работ либо, если это предусмотрено договором, выполненного этапа работ, обязан немедленно приступить к его приемке.
2. Заказчик организует и осуществляет приемку результата работ за свой счет, если иное не предусмотрено договором строительного подряда.
В предусмотренных законом или иными правовыми актами случаях в приемке результата работ должны участвовать представители государственных органов и органов местного самоуправления.
3. Заказчик, предварительно принявший результат отдельного этапа работ, несет риск последствий гибели или повреждения результата работ, которые произошли не по вине подрядчика.
4. Сдача результата работ подрядчиком и приемка его заказчиком оформляются актом, подписанным обеими сторонами. При отказе одной из сторон от подписания акта в нем делается отметка об этом и акт подписывается другой стороной.
Односторонний акт сдачи или приемки результата работ может быть признан судом недействительным лишь в случае, если мотивы отказа от подписания акта признаны им обоснованными.
5. В случаях, когда это предусмотрено законом или договором строительного подряда либо вытекает из характера работ, выполняемых по договору, приемке результата работ должны предшествовать предварительные испытания. В этих случаях приемка может осуществляться только при положительном результате предварительных испытаний.
6. Заказчик вправе отказаться от приемки результата работ в случае обнаружения недостатков, которые исключают возможность его использования для указанной в договоре строительного подряда цели и не могут быть устранены подрядчиком или заказчиком.
Комментарий к ст. 753 ГК РФ
1. Комментируемая статья закрепляет ряд принципиальных, относящихся к сдаче-приемке результата строительных работ. Их основная цель состоит в распределении между сторонами обязанностей, связанных с организацией и проведением приемки работ, и рисков, обусловленных ее последствиями. Большинство указанных правил носит императивный характер.
Прежде всего на заказчика возлагается обязанность немедленно приступить к приемке работ по получении от подрядчика сообщения о готовности работ к сдаче. Как представляется, законодатель имел в виду, что к приемке необходимо приступить в минимально возможные сроки (а это зависит в немалой степени от условий приемки, т.е. от сложности возведенного или реконструированного объекта и т.п.). Во избежание споров по этому поводу целесообразно указывать в договоре конкретный срок, в течение которого заказчик должен приступить к приемке работ.
Просрочка заказчика с приемкой объекта, во-первых, переносит на него риск случайной гибели результата работ (п. 2 ст. 705 ГК РФ) и, во-вторых, дает подрядчику право требовать возмещения вызванных задержкой приемки убытков.
2. Комментируемая статья в п. 2 возлагает на заказчика обязанность по организации и проведению приемки. Установлено, что приемка осуществляется за счет заказчика, если иное не предусмотрено договором (следовательно, данное правило диспозитивно).
Таким образом, заказчик должен организовать участие в приемке работ представителей государственных органов и органов местного самоуправления (оно предусматривается в целом ряде случаев, в частности при сдаче в эксплуатацию многоквартирных жилых домов, объектов, финансирование которых осуществлялось за счет бюджетных средств, и т.д.), а также представителей иных ведомств, если их участие предусмотрено правовыми актами или договором.
Приемка строительных работ может осуществляться как в целом, так и отдельными частями (этапами, очередями). Если объект сдается заказчику по частям, стороны должны оговорить, кто из них будет осуществлять пользование переданной частью объекта, обеспечивать ее охрану, нести эксплуатационные расходы и т.п.
3. Пункт 3 комментируемой статьи в императивной форме устанавливает правило о том, что на заказчика, принявшего результат отдельного этапа работ, переходит риск случайной гибели этого результата.
4. Сдача-приемка объекта оформляется специальным актом, который подписывается обеими сторонами, а также представителями уполномоченных государственных органов и органов местного самоуправления. Отказ стороны (обычно заказчика) от подписания акта сдачи-приемки не исключает оформления сдачи объекта. Об этом в акте делается особая пометка, и акт подписывается другой стороной.
Такой односторонний акт сдачи-приемки результата работ имеет юридическую силу до тех пор и постольку, пока и поскольку по иску другой стороны он не признан судом недействительным. Решение суда зависит от того, признает ли суд мотивы отказа от подписания акта обоснованными.
5. Иногда приемке результатов работ должны предшествовать предварительные испытания эксплуатационных качеств построенного объекта (проверка работы механизмов, узлов, агрегатов и т.д.). В этих случаях приемка осуществляется только при положительном результате испытаний, который удостоверяется специальным актом. В зависимости от условий договора испытания могут проводиться либо самим подрядчиком, либо обеими сторонами. Поскольку испытания предшествуют приемке, они организуются и проводятся за счет подрядчика, если иное не предусмотрено договором (п. 5 комментируемой статьи).
6. В соответствии с п. 6 комментируемой статьи отказ заказчика от приемки объекта считается обоснованным лишь тогда, когда выявленные при приемке недостатки исключают использование объекта по назначению и не могут быть устранены подрядчиком и заказчиком. Таким образом, наличие в построенном объекте иных недостатков, не носящих существенного характера, не препятствует его приемке. Все обнаруженные в ходе приемки недостатки и недоделки фиксируются в акте, подрядчику предоставляется разумный срок для их устранения, взыскиваются санкции, если они предусмотрены договором, но сам результат работ должен быть принят заказчиком.
7. Судебная практика:
— информационное письмо Президиума ВАС РФ от 24.01.2000 N 51;
— Постановление ФАС Уральского округа от 20.03.2014 N Ф09-993/14 по делу N А50-11360/2013;
— Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 19.03.2014 по делу N А19-7706/2013;
— Постановление ФАС Поволжского округа от 18.03.2014 по делу N А06-2750/2013;
— Постановление ФАС Северо-Западного округа от 18.03.2014 по делу N А56-13139/2013;
— Постановление ФАС Северо-Западного округа от 14.03.2014 по делу N А42-3577/2013;
— Постановление ФАС Московского округа от 12.03.2014 N Ф05-521/2014 по делу N А41-9575/12;
— Постановление ФАС Поволжского округа от 06.03.2014 по делу N А12-25013/2012;
— Постановление ФАС Дальневосточного округа от 25.02.2014 N Ф03-90/2014 по делу N А51-17472/2013;
— Постановление ФАС Дальневосточного округа от 17.02.2014 N Ф03-7413/2013 по делу N А51-5861/2013.
«КОММЕНТАРИЙ К ГРАЖДАНСКОМУ КОДЕКСУ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ. ЧАСТЬ ВТОРАЯ ОТ 26 ЯНВАРЯ 1996 ГОДА № 14-ФЗ»
Н.А. Баринов, С.А. Барышев, Е.А. Бевзюк, М.А. Беляев, Т.А. Бирюкова, Ю.Н. Вахрушева, Р.Р.
Долотина, Н.В. Елизарова, Р.Ю. Закиров, Н.А. Захарова, П.З. Иванишин, С.Ю.
Морозов, Т.Н. Михалева, 2014
Судебная практика по статье 753 ГК РФ:
Письмом № 858/19, которое принято заказчиком 26.08.2015, общество направило акты выполненных работ от 31.08.2015 за № 122, 123 и № 124 по форме КС-2 и справку о стоимости работ и затрат по форме КС-3. В силу пункта 4 статьи 753 Гражданского кодекса Российской Федерации сдача результата работ подрядчиком и приемка его заказчиком оформляются актом, подписанным обеими сторонами. При отказе одной из сторон от подписания акта в нем делается отметка об этом, и акт подписывается другой стороной.
Заявитель считает, что суды в нарушение статей 8, 9, 10, 65, 71, 170, 271, 289 АПК РФ, статей 720, 753 ГК РФ не приняли во внимание мотивированный отказ ответчика от приемки работ.
Ответчик отказался от приемки и оплаты выполненных истцом работ, в том числе со ссылкой на несоответствие качества работ требованиям пп.4.3 муниципального контракта №09-176 от 23.04.2013 Согласно п.6 статьи 753 Гражданского кодекса Российской Федерации заказчик вправе отказаться от приемки результата работ в случае обнаружения недостатков, которые исключают возможность его использования для указанной в договоре строительного подряда цели и не могут быть устранены подрядчиком или заказчиком.
ИсточникКак застройщику оформить документы для передачи объекта инвестору
Передача объекта инвестору связана с выполнением определенной последовательности действий:
- приемка застройщиком (техническим заказчиком) результатов работ от генподрядчика (подрядчика);
- подготовка объекта к эксплуатации;
- получение разрешения на ввод объекта в эксплуатацию;
- приемка завершенного строительством объекта инвестором.
Приемка работ от генподрядчика
Сдача-приемка результатов работ от генподрядчика застройщику (техническому заказчику) оформляется актом, подписанным сторонами (ст. 753 ГК РФ). Сдачу-приемку выполненных строительно-монтажных работ производственного, жилищного, гражданского и других назначений оформите с помощью унифицированных бланков. Подробнее об этом см. Как отразить в учете доходы подрядчика по договору строительного подряда .
Ситуация: в какие сроки застройщик (технический заказчик) обязан подписать акт приемки результатов работ от генподрядчика (подрядчика)?
Застройщик (технический заказчик), получивший сообщение подрядчика о готовности к сдаче результата выполненных по договору строительного подряда работ, обязан немедленно приступить к его приемке (п. 1 ст. 753 ГК РФ). Конкретные сроки подписания акта приемки результатов работ в законодательстве не предусмотрены.
Исключение составляют случаи приостановления или прекращения строительства: в таких ситуациях акт о приемке выполненной части работы нужно подписать в течение месяца (п. 5.16.1 СНиП 12-01-2004, утвержденных постановлением Госстроя России от 19 апреля 2004 г. № 70).
Если в договоре подобных положений нет, это не значит, что застройщик вправе оттягивать подписание акта на неограниченное время. Если обязательство не предусматривает срок его исполнения и не содержит условий, позволяющих определить этот срок, оно должно быть исполнено в разумный срок после возникновения (п. 2 ст. 314 ГК РФ).
При отсутствии сроков в договоре подрядчик (генподрядчик) может установить срок подписания в сопроводительном письме к переданному застройщику акту. Никаких ограничений на этот счет законодательство не содержит. Невыполнение указанных в акте сроков подрядчик (генподрядчик) может расценить как уклонение застройщика от подписания акта. Одностороннее подписание акта в этом случае законом не запрещено (ст. 753 ГК РФ).
Участие представителей госорганов
В предусмотренных законом или иными правовыми актами случаях в приемке результатов работ должны участвовать представители госорганов и органов местного самоуправления (п. 2 ст. 753 ГК РФ).
Ситуация: в каких случаях к приемке результатов работ по договору строительного подряда нужно привлечь представителей госорганов и органов местного самоуправления?
Требование об участии в сдаче-приемке результатов выполненных по договору строительного подряда работ представителей государственных органов содержится в СНиП 3.01.04-87, утвержденных постановлением Госстроя СССР от 21 апреля 1987 г. № 84, а также в постановлении Совмина СССР от 23 января 1981 г. № 105 (действует в части, не противоречащей действующему законодательству). Применительно к отдельным объектам недвижимости (например, объекты газификации, электрификации) существуют специальные правила приемки в эксплуатацию законченных строительством объектов (см., например, СНиП 42-01-2002).
Подготовка объекта к эксплуатации
Для подготовки объекта строительства к эксплуатации нужно выполнить перевод объектов на постоянные источники инженерно-технического обеспечения. Кроме того, в территориальных строительных нормах могут быть установлены дополнительные требования по подготовке объектов к эксплуатации.
Застройщик должен получить заключение о соответствии построенного, реконструированного, отремонтированного объекта капитального строительства требованиям технических регламентов и проектной документации (если объект подлежит государственному строительному надзору). Для этого застройщик представляет в территориальное управление Госстройнадзора России извещение об окончании строительства. После проверки, не выявившей нарушения, ему выдадут заключение. Такие правила предусмотрены в пунктах 25–29 Порядка, утвержденного приказом Ростехнадзора от 26 декабря 2006 г. № 1129.
Приемка в эксплуатацию законченных строительством объектов осуществляется приемочными комиссиями. Приемочные комиссии для производственных объектов бюджетного финансирования назначаются министерствами и ведомствами – государственными заказчиками и соответствующими администрациями. Для объектов внебюджетного финансирования комиссию назначает организатор строительства (т. е. застройщик), который часто выполняет и функцию инвестора, или уполномоченный им технический заказчик. Такие разъяснения содержатся в письме Госстроя России от 5 ноября 2001 г. № ЛБ-6062/9.
По результатам приемки результатов работ приемочная комиссия оформит акт. Обычно это акт по форме № КС-11 , утвержденный постановлением Госкомстата России от 30 октября 1997 г. № 71а.
Разрешение на ввод объекта в эксплуатацию
Если для осуществления строительных работ ранее было получено разрешение на строительство, застройщику необходимо получить разрешение на ввод объекта в эксплуатацию. Такой вывод следует из части 2 статьи 55 Градостроительного кодекса РФ.
Разрешение на ввод объекта в эксплуатацию представляет собой документ, который удостоверяет:
- выполнение строительства объекта в полном объеме в соответствии с разрешением на строительство;
- соответствие построенного объекта градостроительному плану земельного участка, а также проектной документации.
Об этом сказано в части 1 статьи 55 Градостроительного кодекса РФ.
Чтобы получить разрешение на ввод объекта строительства в эксплуатацию, застройщик должен обратиться в тот же орган, где он получал разрешение на строительство, с заявлением о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию (ч. 2 ст. 55 Градостроительного кодекса РФ). Наименование органа, в который следует обратиться, содержится в региональных или местных документах.
Например, в Коломенском муниципальном районе Московской области такое разрешение выдает местная администрация (п. 3.1 Положения, утвержденного постановлением администрации Коломенского района Московской области от 18 августа 2009 г. № 1139).
К заявлению приложите:
- правоустанавливающие документы на земельный участок (например, договор аренды);
- градостроительный план земельного участка;
- разрешение на строительство;
- акт приемки объекта капитального строительства (обычно это форма № КС-11 ).
- схему, отображающую расположение объекта капитального строительства, сетей инженерно-технического обеспечения в границах земельного участка и планировочную организацию земельного участка и подписанную лицом, осуществляющим строительство (а также застройщиком или техническим заказчиком);
- технический план, подготовленный в соответствии с требованиями статьи 41 Закона от 24 июля 2007 г. № 221-ФЗ.
Также потребуются документы, подтверждающие соответствие параметров объекта строительства требованиям законодательства.
Во-первых, это документ, подтверждающий соответствие параметров объекта проектной документации и подписанный лицом, осуществляющим строительство, а также застройщиком или техническим заказчиком. Форма этого документа может быть утверждена на региональном уровне. Например, в Ленинградской области это форма, приведенная в приложении 3 к Административному регламенту, утвержденному приказом комитета государственного строительного надзора и государственной экспертизы Ленинградской области от 17 июня 2011 г. № 15.
Во-вторых, понадобятся документы, подтверждающие соответствие объекта техническим условиям и подписанные представителями организаций, осуществляющих эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения (при их наличии). Бланки этих документов на федеральном уровне не утверждены. В большинстве регионов форма документа и порядок его выдачи определяется организациями, выдавшими технические условия.
В-третьих, заявитель должен представить документ, подтверждающий соответствие построенного, реконструированного, отремонтированного объекта капитального строительства требованиям технических регламентов. Например, в Ленинградской области форма такого документа приведена в приложении 2 к Административному регламенту, утвержденному приказом комитета государственного строительного надзора и государственной экспертизы Ленинградской области от 17 июня 2011 г. № 15.
Кроме того, чтобы получить разрешение на ввод объекта в эксплуатацию, нужно заключение Госстройнадзора о соответствии построенного, реконструированного, отремонтированного объекта капитального строительства требованиям технических регламентов и проектной документации.
Такой перечень разрешительных документов на ввод объектов в эксплуатацию установлен частью 3 статьи 55 Градостроительного кодекса РФ и расширен постановлением Правительства РФ от 1 марта 2013 г. № 175 (ч. 4 ст. 55 Градостроительного кодекса РФ).
Ситуация: можно ли для получения разрешения на ввод в эксплуатацию объекта строительства вместо схемы, отображающей расположение объекта капитального строительства, представить материалы геодезической съемки инженерных сетей и участка застройки ?
Перечень документов, которые необходимо подготовить, чтобы получить разрешение на ввод в эксплуатацию объекта строительства, приведен в части 3 статьи 55 Градостроительного кодекса РФ. Там упомянута именно схема, отображающая расположение объекта капитального строительства, сетей инженерно-технического обеспечения в границах земельного участка и планировочную организацию земельного участка и подписанная лицом, осуществляющим строительство (а также застройщиком или заказчиком).
Представление иного документа, даже содержащего те же сведения, что и эта схема, незаконно. Данный вывод подтверждается и материалами арбитражной практики (см., например, постановление ФАС Волго-Вятского округа от 27 апреля 2009 г. № А28-9065/2008-322/27).
Ситуация: в каких случаях для получения разрешения на ввод в эксплуатацию объекта строительства понадобится доверенность?
Представителю организации, который непосредственно обращается за выдачей разрешения на ввод в эксплуатацию объекта строительства, выдайте доверенность.
Объясняется это так. Перечень документов, которые необходимо подготовить, чтобы получить разрешение на ввод в эксплуатацию объекта строительства, приведен в части 3 статьи 55 Градостроительного кодекса РФ. Доверенности в этом списке нет.
Однако без доверенности от имени организации может действовать только ее руководитель или управляющий (руководитель управляющей организации). Полномочия руководителя подтверждаются уставом и решением о его назначении (избрании). Это следует из положений статьи 53 Гражданского кодекса РФ, статей 40 и 42 Закона от 8 февраля 1998 г. № 14-ФЗ и статьи 69 Закона от 26 декабря 1995 г. № 208-ФЗ. Во всех остальных случаях понадобится доверенность.
Приемка инвестором объекта
После получения разрешения на ввод построенного объекта в эксплуатацию передача объекта, построенного по инвестиционному договору на строительство объекта, оформляется актом приемки-передачи. Это итоговый документ, который подтверждает взаимное исполнение сторонами обязательств по инвестиционному договору. В акте следует указать информацию:
- о построенных объектах (с указанием их идентификационных номеров, площадей с учетом обмера БТИ, характеристик помещений и т. п.);
- о порядке распределения построенных объектов (площадей) между инвесторами (соинвесторами).
Типовая форма акта приемки-передачи законодательством не установлена. Поэтому застройщик может разработать эту форму самостоятельно в качестве приложения к инвестиционному договору. Правомерность такого подхода обусловлена тем, что все отношения между инвестором и застройщиком, в том числе и порядок приемки-передачи работ, осуществляются на основе заключенного между ними инвестиционного договора (ст. 8 Закона от 25 февраля 1999 г. № 39-ФЗ).
Условиями инвестиционного договора, по которому застройщик обязуется построить несколько объектов, может быть предусмотрена приемка-передача каждого объекта в отдельности. В этом случае приемка-передача отдельных объектов строительства может быть оформлена актом о результатах частичной реализации инвестиционного договора (приемка работ по определенным этапам).
К акту о результатах реализации (частичной реализации) инвестиционного договора застройщик прилагает акт о передаче затрат на строительство объекта. В этом акте застройщик перечисляет все расходы, связанные со строительством (стоимость израсходованных материалов, подрядных работ и т. п.), и отражает первоначальную стоимость построенного объекта.
Для передачи законченного строительством объекта можно составить акт в произвольной форме. Для этого в качестве образца могут быть использованы акты приемки по формам № КС-11 и № КС-14 , которые утверждены постановлением Госкомстата России от 30 октября 1997 г. № 71а. Подробнее о заполнении этих форм см. Как в бухгалтерском учете отразить приобретение основных средств за плату .
В течение пяти дней после передачи построенного объекта инвестору и подписания акта о результатах реализации инвестиционного договора застройщик выставляет инвестору счета-фактуры (п. 3 ст. 168 НК РФ).
Если застройщик применяет упрощенку, он также может выставить инвестору сводный счет-фактуру на стоимость работ, выполненных подрядчиком. Это необходимо для того, чтобы обеспечить право инвестора на возмещение НДС. При этом застройщик не должен платить НДС в бюджет на основании этого счета-фактуры. Такая позиция отражена в постановлении Президиума ВАС РФ от 26 июня 2012 г. № 1784/12.
Данное судебное решение, по сути, является прецедентным. В нем сказано, что при отсутствии других препятствий ранее принятые судебные акты по аналогичным делам могут быть пересмотрены на основании пункта 5 части 3 статьи 311 Арбитражного процессуального кодекса РФ (по вновь открывшимся обстоятельствам).
Источник