В отечественном законодательстве отсутствует термин «самозахват земли». Однако существует понятие «самовольное занятие земельного участка», которое не раскрыто полностью.
Что значит самозахват в судебной практике? Под этим термином понимают использование земельного участка лицом, которое не наделено для этого какими-либо полномочиями. В таких случаях отсутствует договор, постановление местных или федеральных государственных органов или другие документы, подтверждающие право собственности, аренды или пользования землей.
Любой самозахват, совершенный со стороны граждан или юридических лиц, рассматривается как нарушение земельного законодательства, наносящее ущерб экономике, пользователям и собственникам земли.
Самовольное занятие земельного участка рассматривается как действия лиц, которые приводят к фактическому его использованию (статья 7.1 КоАП РФ). Сюда относится возведение на захваченном участке ограждения, построек, а также другие меры, ограничивающие доступ к наделу, подсадка растений.
Споры о возврате самовольно занятых земель
Земельный кодекс РФ дает собственнику земли определенные гарантии. Согласно ст. 60 ЗК РФ, если участок был занят самовольно, то нарушенное право должно быть восстановлено. Данные участки подлежат возвращению их владельцам, арендаторам и пользователям (ст. 76 ЗК РФ).
Снос самовольных построек | М. А. Церковников
Если нарушитель в результате своих действий понес убытки, то они не подлежат компенсации.
Иск о возврате участка может подать собственник или другое лицо, права которого были нарушены в результате самозахвата. Если земля является собственностью государства или муниципалитета, требования выдвигаются со стороны уполномоченных органов и служб, контролирующих землепользование.
В суде заявитель выдвигает требование о возврате земли, а также другие требования согласно ст. 62 ЗК РФ, позволяющие восстановить его нарушенные права при незаконном использовании участка (вернуть границы участка, снести постройки). Полностью возмещаются убытки, включая упущенную выгоду. Срок исковой давности в таких случаях составляет три года.
Судебный иск будет удовлетворен при следующих условиях:
- отсутствуют документы, подтверждающие права нарушителя;
- установлен факт нелегального использования земли или нарушения границ при использовании участка.
Административная ответственность за самозахват земли
В случае самозахвата земли, по отношению к нарушителям применяется административная ответственность. Мерой наказания является наложение штрафа, размер которого зависит от нескольких факторов: нахождение участка на кадастровом учете и установление его стоимости.
Если участок поставлен на учет и имеет определенную кадастровую стоимость, то величина штрафа определяется следующим образом:
- для физических лиц взыскание составит от 1 до 1,5% от стоимости участка, причем минимальный штраф равен 5 тысячам рублей;
- на должностных лиц налагается штраф за самозахват земли от 1,5 до 2% (от 20 тысяч рублей);
- на компании – от 2 до 3%, более 100 тысяч рублей.
Если стоимость участка не установлена, то граждане выплачивают штраф величиной до 10 тысяч рублей, сотрудники организаций – до 50 тысяч рублей, а юридические лица – до 200 тысяч рублей.
Самовольно возведенное строение — признание права собственности на незаконную постройку
Если нарушение было совершено индивидуальным предпринимателем, то это приводит к наложению мер как для организаций. Если самозахват был произведен по отношению к определенной части надела, то размер штрафа зависит от отношения занятого участка к общей площади земли.
Если самозахват был совершен касательно лесных участков, в результате чего производилась вырубка и раскорчевывание деревьев, распашка земли или другие действия, в таких случаях действуют отдельные виды штрафов. Гражданам придется выплатить от 20 до 50 тысяч рублей, сотрудникам организаций – от 50 до 100 тысяч рублей, а компаниям – от 200 до 300 тысяч рублей.
После обнаружения самозахвата государственные органы предоставляют определенный срок, чтобы нарушитель убрал ограждения, постройки и прекратил любую деятельность на участке. Если за установленный период не происходит каких-либо изменений, то налагается штраф. Крайней мерой является арест недвижимости для обеспечения выплаты штрафа.
Часто возникает вопрос: «Если был совершен самозахват земли куда жаловаться?». Данное правонарушение уполномочен рассматривать Росреестр, куда необходимо написать заявление (посмотреть и скачать можно здесь: [образец заявления о самозахвате земли]). Если незаконно используемая земля является собственностью муниципалитета, то нужно обратиться в местную администрацию. Заявление о данном правонарушении принимают прокуратура и полиция. Уполномоченное ведомство проведет проверку и привлечет нарушителя к ответственности.
Пример по самозахвату земли
Петров Н.В. совершил самозахват соседнего участка путем установки забора. После заявления соседей в Россреестр была проведена проверка, подтвердившая факт самозахвата. В результате Петров Н.В. обязан выплатить штраф в размере 5 тысяч рублей и выполнить предписание об освобождении участка. Чтобы вернуть участок в первоначальное состояние, необходимо убрать ограждение.
- В российском законодательстве понятие самозахвата не фигурирует.
- Самовольное занятие земли предполагает, что нарушитель использует земельные ресурсы без наличия какого-либо разрешения.
- Самозахват включает возведение сооружений, ограждений, распашку земли и другие меры.
- Права владельцев, арендаторов и пользователей земли устанавливает Земельный кодекс РФ.
- Вернуть самовольно захваченный участок через суд может его собственник или другие лицо, права которых были нарушены.
- В случае самозахвата нарушитель выплачивает штраф.
- Величина взыскания зависит от того, зарегистрирована ли земля в кадастровой службе и ее установленной стоимости.
- Размер штрафа определяется в процентном соотношении от стоимости участка по кадастру.
- Штрафные меры накладываются на обычных граждан, уполномоченных лиц и организации.
- После установления самозахвата отводится определенный срок, чтобы нарушитель мог прекратить свою деятельность на участке и ликвидировать ее последствия.
Наиболее популярные вопросы и ответы на них по самозахвату земли
Вопрос: Добрый день. Как оформить самозахват земли в собственность в 2022 году?
Ответ: Здравствуйте. Чтобы узаконить право владения землей, необходимо оформить кадастровый паспорт. Если у земли имеется владелец, то оформление производится как сделка купли-продажи.
Если участок не занесен в реестр, то необходимо написать заявление и собрать определенные документы. Это позволит подтвердить, что в процессе использования производилась обработка участка.
Оценкой объекта занимается комиссия, после чего определяется стоимость земли для дальнейшей приватизации. Если на земле имеются постройки, то решение принимает суд. На основании полученного судебного решения необходимо обратиться в местную кадастровую палату для дальнейшего оформления в собственность участка и строения.
Образец документов
Список законов
- Ст. 7.1 КоАП РФ
- Ст. 60 ЗК РФ
- Ст. 62 ЗК РФ
- Ст. 76 ЗК РФ
Остались вопросы? Задайте их практикующим юристам по земельным вопросам прямо сейчас:
Все принадлежащие государству земли, в пределах его границ, состоят на учёте в ГКН и определяются в качестве важнейшего экономического ресурса.
Но многие граждане не понимают, что система учёта и контроля земель – важнейшее звено экономической политики государства и осуществляют самостоятельное незаконное распоряжение государственными (муниципальными) наделами. Некоторые идут и того дальше – захватывают части участков от своих соседей или используют государственную территорию для получения прибыли.
Общая информация
Итак, что это такое — самовольное занятие земельного участка? Оно определяется в составе административного правонарушения и характеризуется покушением на земельную собственность:
- государства;
- муниципалитета;
- правообладателя земельного участка;
- организации или предприятия,
со стороны лица, не имеющего законного (и иного) права на пользование или распоряжение захваченным участком.
Незаконность обозначенных действий характеризуется тем, что в отношении них правонарушителям вменяется административная ответственность в соответствии со статьей 7.1. КоАП РФ.
Оно исходит из понимания того что нет ничейной земли, которую каждый желающий может использовать по своему усмотрению.
Права собственности на ЗУ гарантируют его владельцу защиту от посягательств извне.
ЗУ, не оформленные в собственность граждан, принадлежат государству (муниципалитету) и являются его собственностью.
Примеры захвата
Рассмотрим на примере факты незаконного захвата близлежащих (и иных) земель со стороны лиц, не имеющих на захваченные ЗУ законных прав.
Самым грубым нарушением самовольного захвата участка является возведение капитального строения на не принадлежащей владельцу незаконного строения земле.
Подобные случаи далеко не редкость. Совершенно не понятен расчёт граждан, допускающих в свой адрес такие финансовые риски, ведь у них не так много шансов узаконить постройку, гораздо больше вариантов заплатить штраф и лишиться строения.
Снос самовольной постройки и приведение земельного участка в изначальное состояние осуществляется за счёт граждан, возведших указанное строение.
Более распространёнными являются ситуации с гаражами, особенно теми из них, строительство которых было произведено до принятия нового законодательства.
До введения Закона о собственности, прилегающие к жилым домам муниципальные земли, активно застраивались неузаконенными объектами в основном гаражами и хозяйственными постройками.
Впоследствии некоторые из них были устранены, путём сноса, иные удалось приватизировать, а некоторые из них по сей день остаются в статусе самовольных построек.
Если вы имеете неузаконенное строение на муниципальной земле, то после оформления прав на строение вы сможете получить законное право пользования ЗУ под его основанием.
Кроме перечисленных случаев незаконного пользования имеются многочисленные, более мелкие нарушения захвата участков:
- На прилегающих к ЗУ собственника землях путём их обработки и использования.
- Несоблюдение норм отступа от линейных объектов.
- Складирование материала за пределами собственной территории.
- Нарушение межевых границ в отношении к соседям.
- Утеря документов старого образца на используемый участок.
Претензия
До момента подачи претензии каждый гражданин имеет право проявить инициативу по оформлению собственности на неузаконенное пользование частью муниципальной земли.
Как правило, если оформление земли не противоречит градостроительному регламенту, администрация может пойти навстречу обратившимся к ней гражданам.
После поступления претензии о самовольном занятии земельного участка, направленной главе местной администрации или в специализированный землеустроительный отдел исполкома, претензия подлежит рассмотрению.
На основании фактов изложенных в претензии осуществляется административная проверка по факту нарушения. Для этого собирается специальная комиссия из числа компетентных лиц, назначенная специальным приказом.
По результатам обследования составляется акт и подписывается всеми членами комиссии. На основании акта обследования может быть выдано заключение о правонарушении или дело будет передано в суд.
Скачать образец претензии о самовольном занятии земельного участка.
Оформление прирезок
Практически каждый землевладелец при проведении межевания имеет право оформить прирезку не более 10% земли от общей площади участка.
Как оформить прирезку к участку, чтобы не произошел самовольный захват земли?
- чтобы прирезаемая земля была заброшенной;
- чтобы основной участок находился у лица в собственности;
- внести изменения о площади участка в кадастровые записи;
- оповестить об изменении участка налоговую инспекцию.
Дело в том, что земли находящиеся в собственности у муниципалитета (государства), нельзя использовать незаконно и без установленной за пользование оплаты. При возможности администрация оформит все необходимые документы и позволит установить право законного пользования участком в ваш адрес.
Если вы пользуетесь дополнительной площадью земли, вам нужно обратиться к главе районной администрации с заявлением о предоставлении вам данной части участка.
Земля общего пользования под парковку
Как правило, при возведении новостроек предусмотрены парковочные места, которыми вправе пользоваться жильцы этого дома. Остальным лицам пользование этой территорией запрещено. Однако современная ситуация насыщена случаями споров о парковочных территориях.
К примеру, как быть гражданам, которые приехали на своём транспортном средстве в гости?
Естественно, они имеют право припарковаться на общей парковочной территории, на основании наличия права у лиц, к которым они прибыли, но это пользование не может носить систематического характера.
Рассмотрим другой пример: пользование участком, прилегающим к дому находящемуся в долевой собственности у двух семей.
Одна из них имеет в собственности два автомобиля, которые припаркованы в общем дворе, а вторая семья транспортного средства не имеет, но не имеет реальной возможности воспользоваться территорией по своему усмотрению.
В этом случае она имеет право подать претензию по факту самовольного захвата, если собственники второй половины дома используют под парковку более 50% прилегающей земли.
Административное наказание и ответственность
Ответственность за самовольный захват земельного участка или его части в РФ вменяется в соответствии со статьей 7.1 КоАП и предусматривает наказание в виде штрафов:
- Для граждан – в размере от 500 рублей до 1 000 рублей.
- Для должностных лиц – от 1 000 рублей до 2 000 рублей.
- Для юридических лиц – от 10 000 рублей до 20 000 рублей.
Кроме этого самовольно захваченный участок или его часть придётся возвратить собственнику в том виде, который существовал до начала возникновения нарушений. То есть, все строения и привнесённые изменения придётся аннулировать.
Если вы не согласны с решением административной комиссии, вы имеете право оспорить административное решение в суде, в срок 10 дней от даты получения акта.
Судебная практика
В арбитражный суд г. Казани обратилось охранное предприятие, которое использовало муниципальные земли в качестве платной автостоянки.
После вынесения в его адрес административного (со стороны ГКН) признания незаконного использования территории, оно опротестовало решение администрации в суде.
Представитель ЧОП утверждал, что их предприятие не вносило каких-либо изменений в контекст участка, соответственно его пользование не носит незаконного характера. Однако суд признал вину ЧОП и вменил ему исполнение административного наказания.
Очень актуальны случаи обращения граждан о нарушении границ со стороны соседей. При условии определения захвата части участка со стороны межевых границ или нарушения норм строительства, суды обязуют устранить нарушения и вменяют к выплате штраф.
Ситуация с самовольным захватом ЗУ или его части является правонарушением, за которое вменяется ответственность. Если незаконно пользующееся таким участком лицо, до предъявления ему претензии попытается устранить нарушение путём оформления незаконно пользуемых земель или их освобождения, наказания можно избежать.
Что понимается под незаконным захватом земли?
Самозахват земли – это присвоение определённого участка территории лицом, не имеющим на то законных оснований. В современном российском законодательстве подобные действия квалифицируются как достаточно серьёзное нарушение, влекущее за собой комплекс правовых последствий.
Незаконное использование чужого участка без оформленных соответствующим образом документов с его владельцем недопустимо. Нарушитель подлежит привлечению к ответственности. Однако в отдельных ситуациях захваченная земля может быть переоформлена в частную собственность.
Принято выделять четыре разновидности нелегального захвата:
использование земли, принадлежащей гражданину, фирмой или предприятием;
самозахват участка, находящегося в собственности физического лица, другим гражданином;
самовольное использование частным лицом территории, принадлежащей компании;
самозахват участка, не имеющего владельца в видефизического или юридического лица (такие земли находятся в распоряжении государства).
Актуальные санкции за самозахват
Взыскания по данному блоку нарушений регламентируются статьёй 7.1 КоАП. Если доказано, что присвоение и использование участка было связано с другими правонарушениями, например, мошенничеством, инцидент может попасть и под статью из УК. Стандартный штраф за самозахват земли в 2022 году зависит от комплекса факторов: прежде всего, это оценочная стоимость участка, а также наличие факта постановки земли на кадастровый учёт.
Физические лица – не менее 5 000 рублей, 1-1,5% стоимости.
Должностные лица – не менее 20 000 рублей, 1,5-2% стоимости.
Юридические лица – не менее 100 000 рублей, 2-3% стоимости.
Нарушителя может ожидать привлечение к уголовной, административной и гражданской ответственности (решение судьи зависит от обстоятельств конкретного дела).
Кроме этого, суд может признать нарушителя виновным по статье 330 УК РФ за самоуправство и привлечь его к уголовной ответственности (в этом случае гражданина ожидает наказание от штрафного взыскания до заключения под стражу до 5 лет).
В случае если на захваченной земле были возведены постройки? Нарушитель обязуется их снести по требованию фактического хозяина недвижимости и привести территорию в первоначальное состояние за свой счёт.
Как налагается административная ответственность
Механизм правоприменения в отношении захвата земли типичный.
Обнаруживается факт нарушения. Обычно это происходит в результате проверок или по заявлению от реального собственника. По факту выявления нарушения (самозахвата) составляется протокол, а в дальнейшем Выносится постановление о назначении наказания.
Выставляется срок на устранения нарушений: участок должен быть освобождён от заграждений и сооружений.
При нарушении сроков действий по предписанию назначается штраф.
Интересно, что помимо административного штрафа можно получить ещё и штраф по взысканию ущерба, который собственник имеет право потребовать в арбитражном или гражданском суде.
Можно ли узаконить самозахват
Если участок был занят самовольно без согласования с органами власти, узаконить собственность можно, но с некоторыми ограничениями. Правила выкупа участка оговариваются в статье 39.18 Земельного кодекса РФ.
Захваченную землю можно оформить на себя либо взять в аренду у собственника. Некоторые участки при этом не подлежат легализации вовсе.
Выходы прирезки за «красные линии», отгораживающие коммуникационные элементы: газопровод или линии электропередачи.
Источник: famire.ru
Постановления
В целях предотвращения самовольного строительства на территории Приозерного сельского поселения, принятия мер к сносу самовольно возведенных объектов и на основании статьи 222 Гражданского кодекса Российской Федерации, Градостроительного кодекс а Российской Федерации, Земельного кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», руководствуясь Уставом Приозерного сельского поселения, администрация Приозерного сельского поселения:
ПОСТАНОВЛЯЕТ:
1. Утвердить Порядок проведения проверок информации, содержащейся в уведомлениях о выявлении самовольных построек на территории Приозерного сельского поселения, и принятия мер по устранению выявленных нарушений (приложение 1 к постановлению).
2. Утвердить Положение о комиссии по вопросам самовольного строительства на территории Приозерного сельского поселения (приложение 2 к постановлению).
3. Утвердить состав комиссии по вопросам самовольного строительства на территории Приозерного сельского поселения(приложение 3 к постановлению).
4. Контроль за исполнением настоящего постановления оставляю за собой.
5. Настоящее постановление вступает в силу с момента официального опубликования (обнародования).
Глава Приозерного
сельского поселения А.В. Лукин
к постановлению администрации
Приозерного сельского поселения
от 24.01.2020 № 14
проведения проверок информации, содержащейся в уведомлениях
о выявлении самовольных построек на территории Приозерного сельского поселения, и принятия мер по устранению выявленных нарушений
1. Настоящий Порядок регламентирует процедуры проведения проверок информации, содержащейся в уведомлениях о выявлении самовольных построек на территории Приозерного сельского поселения, и принятия мер по устранению выявленных нарушений.
2. В целях выявления самовольных построек администрацией Приозерного сельского поселения создается комиссия по вопросам самовольного строительства (далее — комиссия).
3. Комиссией осуществляется проверка информации, содержащейся в уведомлениях о выявлении самовольных построек (далее – уведомление), поступивших в администрацию Приозерного сельского поселения от:
б) исполнительных органов государственной власти, уполномоченных на осуществление федерального государственного лесного надзора (лесной охраны), подведомственных им государственных учреждений, должностных лиц государственных учреждений, осуществляющих управление особо охраняемыми природными территориями федерального и регионального значения, являющихся государственными инспекторами в области охраны окружающей среды;
в) органов местного самоуправления, осуществляющих муниципальный земельный контроль или муниципальный контроль в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий.
4. Общий срок рассмотрения уведомления и документов, подтверждающих наличие признаков самовольной постройки, а также принятия администрацией Приозерного сельского поселения решения по результатам такого рассмотрения не может превышать двадцати рабочих дней со дня получения указанного уведомления и документов от органов и лиц, указанных в пункте 3 настоящего Порядка.
5. Поступившее в администрацию Приозерного сельского поселения уведомление вместе с документами, подтверждающими наличие признаков самовольной постройки, регистрируется в день его поступления и не позднее 2 рабочих дней со дня регистрации передается в комиссию.
Поступившие в администрацию Приозерного сельского поселения обращения организаций и граждан о фактах незаконного строительства (реконструкции) объектов направляются в уполномоченные органы в порядке и сроки, установленные законодательством.
6. Комиссия не позднее 3 рабочих дней со дня регистрации уведомления проводит проверку указанной в уведомлении информации.
Проверка комиссией информации, содержащейся в уведомлении, включает в себя сбор в отношении земельных участков и объектов необходимых документов и сведений, а также, при необходимости, осмотр таких земельных участков и расположенных на них объектов.
7. Комиссия осуществляет в отношении каждого земельного участка, указанного в уведомлении, и находящегося на нем объекта сбор следующих документов и сведений:
а) о правообладателе земельного участка и целях предоставления земельного участка;
б) о необходимости получения разрешения на строительство для производимых на земельном участке работ;
в) о наличии разрешения на строительство (реконструкцию) объекта и акта ввода объекта в эксплуатацию, в случае, если такое разрешение или акт требуются;
г) о правообладателе (застройщике) объекта;
д) о расположении объекта относительно зон с особыми условиями использования территории или территории общего пользования либо полосы отвода инженерных сетей федерального, регионального или местного значения;
е) о соответствии объекта виду разрешенного использования земельного участка, иным градостроительным нормам и правилам.
В случае отсутствия в администрации Приозерного сельского поселения соответствующих документов и сведений, администрация Приозерного сельского поселения запрашивает такие документы и сведения в соответствующих органах государственной власти, органах местного самоуправления и не позднее 2 дней со дня поступления передает их комиссии.
8. При проверке информации, содержащейся в уведомлении, комиссия вправе осуществлять внешний осмотр и фото- или видеосъемку земельных участков и расположенных на них объектов, указанных в уведомлении.
9. По результатам проверки информации, содержащейся в уведомлении, комиссией не позднее 3 рабочих дней со дня истечения срока проверки, установленного в пункте 6 настоящего Порядка, составляется протокол с указанием проверенных объектов по форме, согласно приложению 1 к настоящему Порядку.
Протокол утверждается председателем комиссии и подписывается членами комиссии.
К протоколу приобщаются материалы фото- или видеосъемки осмотра объекта и документы, полученные в соответствии с пунктом 6 настоящего Порядка.
10. В случае если в процессе проверки информации, содержащейся в уведомлении, признаки самовольной постройки не выявлены, комиссия не позднее 2 рабочих дней со дня истечения срока, указанного в пункте 8 настоящего Порядка, передает уведомление и протокол с прилагаемыми к ним материалами и документами в администрацию Приозерного сельского поселения.
11. В случае если комиссией в процессе проведения мероприятий, указанных в настоящем Порядке, выявлены признаки самовольной постройки, комиссия не позднее 3 рабочих дней со дня истечения срока, указанного в пункте 9 настоящего Порядка, составляет акт проверки информации, содержащейся в уведомлении (далее – акт проверки), по форме согласно приложению 2 к настоящему Порядку.
В акте проверки указываются сведения, указанные в пункте 7 настоящего Порядка, а также фиксируется факт производства строительных работ на момент осмотра (в случае его проведения) с указанием вида таких работ. При отсутствии производства строительных работ на момент осмотра фиксируется текущее состояние осмотренного объекта.
Акт проверки утверждается председателем комиссии и подписывается членами комиссии.
12. К акту проверки приобщаются следующие документы, полученные комиссией в соответствии с пунктом 7 настоящего Порядка:
а) выписки из Единого государственного реестра недвижимости о зарегистрированных правах на объект, обладающий признаками самовольной постройки, и земельный участок, на котором он расположен, по состоянию на день составления акта;
При отсутствии сведений в Едином государственном реестре недвижимости к акту должно быть приложено соответствующее уведомление об отсутствии сведений о зарегистрированных правах и документы, подтверждающие сведения о лице, осуществившего самовольную постройку и правообладателе земельного участка, на котором такая постройка создана или возведена (в случае если лицо, осуществившее самовольную постройку, удалось установить), которые должны содержать: в отношении юридических лиц — наименование и местонахождение, индивидуальный номер налогоплательщика, основной государственный регистрационный номер; в отношении физических лиц — фамилию, имя, отчество и адрес места жительства лица;
б) копии правоустанавливающих документов на земельный участок (при наличии);
в) копии правоустанавливающих документов на объект (при наличии);
г) описание самовольной постройки, материалы фото- или видеосъемки, отражающие внешние характеристики и вид самовольной постройки;
д) документы, подтверждающие расположение самовольной постройки в зоне с особыми условиями использования территорий или на территориях общего пользования либо в полосах отвода инженерных сетей федерального, регионального или местного значения (в случае расположения самовольной постройки на указанной территории);
е) схема размещения самовольной постройки на земельном участке с указанием ее параметров.
13. Комиссия не позднее 2 рабочих дней со дня истечения срока, указанного в пункте 11, передает уведомление, протокол и акт проверки с прилагаемыми к ним материалами и документами в администрацию Приозерного сельского поселения.
14. Администрация Приозерного сельского поселения не позднее 5 рабочих дней со дня поступления документов, указанных в пункте 13 настоящего Порядка, рассматривает их и по результатам такого рассмотрения совершает одно из следующих действий:
1) принимает решение о сносе самовольной постройки либо решение о сносе самовольной постройки или ее приведении в соответствие с установленными требованиями в случаях, предусмотренных пунктом 4 статьи 222 Гражданского кодекса Российской Федерации;
2) обращается в суд с иском о сносе самовольной постройки или ее приведении в соответствие с установленными требованиями;
3) направляет, в том числе с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия и подключаемых к ней региональных систем межведомственного электронного взаимодействия, уведомление о том, что наличие признаков самовольной постройки не усматривается, в исполнительный орган государственной власти, должностному лицу, в государственное учреждение или орган местного самоуправления, от которых поступило уведомление о выявлении самовольной постройки.
к Порядку проведения проверок информации,
содержащейся в уведомлениях о выявлении
самовольных построек на территории
Приозерного сельского поселения,
и принятия мер по устранению
председатель комиссии по вопросам
самовольного строительства на территории
Приозерного сельского поселения
«__» _____________ 20___ г.
проверки информации, содержащейся в уведомлении о выявлении самовольной постройки
Приозерное сельское поселение «___» _____________ 20__ г.
Члены комиссии по вопросам самовольного строительства на территории
Приозерного сельского поселения в составе:
произвели обследование территории в границах:___________________________________________
в результате обследования установлено:
признаки самовольной постройки*
*если выявлены – перечислить
Подписи членов комиссии:
К протоколу приобщаются материалы фото- или видеосъемки осмотра объекта (в случае его проведения) и документы, полученные в соответствии с пунктом 6 Порядка.
к Порядку проведения проверок информации,
содержащейся в уведомлениях о выявлении
самовольных построек на территории
Приозерного сельского поселения,
и принятия мер по устранению
председатель комиссии по вопросам
самовольного строительства на территории
Приозерного сельского поселения ___________________________
«__» _____________ 20___ г.
проверки информации, содержащейся в уведомлении о выявлении самовольной постройки
Приозерное сельское поселение «___» _____________ 20__ г.
Члены комиссии по вопросам самовольного строительства на территории
Приозерного сельского поселения в составе:
произвели обследование объекта:
наименование объекта: ________________________________________________________________________,
адрес (адресный ориентир) объекта: _____________________________________________________________,
кадастровый номер: ___________________________________________________________________________.
1. Сведения о правообладателе земельного участка:
(в отношении юридических лиц — наименование и местонахождение, индивидуальный номер налогоплательщика, основной государственный регистрационный номер; в отношении физических лиц — фамилию, имя, отчество и адрес места жительства лица, телефоны / если застройщик (правообладатель) не установлен: указывается: « не установлен»)
2. Сведения о земельном участке:
(реквизиты правоустанавливающих документов на земельный участок)
(вид разрешенного использования земельного участка)
(сведения о нахождении земельного участка в зонах с особыми условиями использования территории или территории общего пользования либо полосы отвода инженерных сетей федерального, регионального или местного значения)
3. Сведения о правообладателе (застройщике) объекта: _____________________________________________________________________________________________.
(в отношении юридических лиц — наименование и местонахождение, индивидуальный номер налогоплательщика, основной государственный регистрационный номер; в отношении физических лиц — фамилию, имя, отчество и адрес места жительства лица, телефоны / если застройщик (правообладатель) не установлен: указывается: « не установлен»)
4. Сведения об объекте:
(реквизиты правоустанавливающих документов на объект)
4.2. _________________________________________________________________________________, (вид объекта; вид использования объекта)
(сведения о наличии, либо отсутствии разрешения на строительство и в случае наличия, реквизиты такого разрешения)
(соответствие объекта виду разрешенного использования земельного участка)
(необходимость получения разрешения на строительство объекта)
(сведения о нахождении объекта в зонах с особыми условиями использования территории или территории общего пользования либо полосы отвода инженерных сетей федерального, регионального или местного значения)
5. Состояние объекта: ________________________________________________________________________.
(описание выполненных работ с указанием их характера: строительство, реконструкция)
6. В результате осмотра установлено:
(подпись) (Ф.И.О., должность)
(подпись) (Ф.И.О., должность)
(подпись) (Ф.И.О., должность)
Примечание. К акту проверки информации, содержащейся в уведомлении о выявлении самовольной постройки, в обязательном порядке прилагаются обосновывающие его материалы.
к постановлению администрации
Приозерного сельского поселения
от 24.01.2020 № 14
о комиссии по вопросам самовольного строительства на территории Приозерного сельского поселения
1. Общие положения
1.1. Настоящее Положение определяет порядок работы комиссии по вопросам самовольного строительства на территории Приозерного сельского поселения (далее – комиссия).
2. Компетенция комиссии
2.1. Комиссия создается в целях выявления самовольных построек в ходе проведения проверок информации, содержащейся в уведомлениях о выявлении самовольных построек, документов, подтверждающих наличие признаков самовольной постройки, и организации работ по сносу самовольных построек, возведенных на территории Приозерного сельского поселения.
2.2. Права и обязанности комиссии определяются Порядком проведения проверок информации, содержащейся в уведомлениях о выявлении самовольных построек на территории Приозерного сельского поселения, и принятия мер по устранению выявленных нарушений (далее – Порядок).
3. Организация работы комиссии
3.1. Комиссия является коллегиальным органом, персональный состав которого утверждается постановлением администрации Приозерного сельского поселения.
3.2. Численный состав комиссии не может быть менее 3 человек. Председатель, заместитель председателя и секретарь комиссии назначаются администрацией Приозерного сельского поселения из числа членов комиссии.
В состав комиссий могут включаться представители органов государственной власти (по согласованию), органов местного самоуправления Палласовского муниципального района (по согласованию) и организаций (по согласованию).
3.3. Работой комиссии руководит председатель комиссии, а в его отсутствие – заместитель председателя комиссии.
3.4. Председатель комиссии:
осуществляет общее руководство деятельностью комиссии;
ведет заседания комиссии;
запрашивает информацию, необходимую для работы комиссии;
направляет информацию, предусмотренную Порядком;
подписывает (утверждает) документы, предусмотренные Порядком и по вопросам деятельности Комиссии;
осуществляет иные полномочия по вопросам деятельности комиссии.
3.5. Члены комиссии:
участвуют в работе комиссии;
вносят предложения по вопросам, относящимся к деятельности комиссии;
подписывают документы, предусмотренные Порядком.
3.6. Организацию заседаний комиссии осуществляет секретарь комиссии.
оповещает членов комиссии о предстоящих заседаниях и иных мероприятиях, осуществляемых комиссией в соответствии с Порядком;
готовит материалы к очередному заседанию комиссии;
оформляет протоколы и иные документы, по вопросам деятельности комиссии;
обеспечивает ведение и сохранность документации комиссии.
3.7. Заседание комиссии считается правомочным, если на нем присутствует более половины членов комиссии.
3.8. Решения комиссии принимаются простым большинством голосов. В случае равенства голосов решающим является голос председательствующего на заседании комиссии.
3.9. Материально-техническое обеспечение работы комиссии осуществляет администрация Приозерного сельского поселения.
Источник: muob.ru
Образец заявления в земельный контроль о самовольном занятии земли
Иногда возникают такие ситуации, когда владелец соседнего участка либо иные лица производят самовольный захват земли, которая им не принадлежит. Как быть, если подобные обстоятельства коснулись вашего имущества?
Наиболее эффективный вариант – обратиться в органы земельного контроля. В этой статье речь пойдет о том, какой порядок следует соблюсти при самозахвате вашей земли и как надлежащим образом оформить заявление.
Что такое самовольное занятие земельного участка
Нормы Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях только дает понятие правонарушений, но не раскрывает их сути. Подробно ее освещает Определение основных понятий видов нарушений земельного законодательства, официально не опубликованное, а также Приложение 1 к Инструкции по организации и осуществлению госземконтроля органами Минприроды России.
Исходя из содержания указанных актов, самовольное занятие землевладения является наиболее распространенным правонарушением земельных правоотношений, и предполагает эксплуатацию земли лицом, не обладающим какими-либо правомочиями в отношении данной недвижимости.
Законодатель устанавливает, что указанный термин может пониматься с двух позиций:
- самозахват участка и его эксплуатация;
- эксплуатация объекта недвижимости при отсутствии на это прав.
Ситуации могут быть различными. Одно лицо самовольно захватывает большую территорию рядом с домом и начинает там строительство с целью быстрого узаконения, а другое устанавливает ограждение в неположенном месте, не согласовав свои действия с владельцем земли. Может быть и так, что строение нарушитель не возводит, но при этом складирует на земле соседа отходы, надеясь на то, что негативных последствий такие действия не порождают.
Также бывают ситуации, когда определенный гражданин после ознакомления с кадастровой схемой приходит к выводу о том, что если у земли нет собственника, он вправе эксплуатировать такой участок в своих интересах. Однако действия, направленные на ведение определенной деятельности на чужом участке или ограждение чужой территории, являются нарушениями.
Ответственность за самовольное занятие земельного участка
Любой вариант самозахвата считается правонарушением, поэтому подобные действия являются основанием для возникновения определенных правовых последствий. Указанное нарушение характеризуется нормами Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На вид наказания оказывают влияние следующие факторы:
- кто выступает в качестве правонарушителя (гражданин, организация либо должностное лицо);
- наличие информации о кадастровой оценке участка.
Кроме штрафных санкций, при рассмотрении спора, потерпевший вправе выдвигать к правонарушителю различные требования.
Отсюда следует, что нарушившее закон лицо может привлекаться:
- к выплате штрафа;
- выполнению заявленных истцом требований, включая требование об изъятии недвижимости, расположенной на конкретном участке;
- возмещению судебных расходов (если требования истца удовлетворены в полной мере).
Данное правонарушение описано в КоАП РФ.
Наказание зависит от того:
- кем является нарушитель (физическое, должностное или юридическое лицо);
- есть ли данные о кадастровой оценке землевладения.
Сумма штрафа
Каков будет размер штрафной санкции для нарушителя, зависит от следующих моментов.
В случае, когда данных о кадастровой оценке недвижимости нет:
- физическим лицам – до 10000 рублей;
- должностным лицам – до 50000 рублей;
- юридическим лицам – от 100000 до 200000 тысяч рублей.
Если кадастровая стоимость землевладения известна:
- гражданам – 1 – 1,5% от оценки по кадастру. Минимум – 5000 рублей;
- должностным лицам – 1,5 – 2% от кадастровой оценки. Минимально – 20000 рублей;
- организациям – 2 – 3% от стоимости по кадастру. Минимум – 100000 рублей.
Если в судебном процессе подтвердится факт захвата территории должностным лицом для ведения предпринимательской деятельности, размер штрафа для такого нарушителя определяется исходя из суммы, установленной для организаций.
Кроме того, сумма штрафа может быть увеличена в случае признания того, что ввиду совершенного деяния участок стал непригодным, либо его собственнику причинен ущерб. Из сказанного следует, что самовольный захват земли – существенное правонарушение, и его последствия могут быть довольно серьезными.
Куда обращаться при самовольном захвате земли
При обнаружении землевладельцем незаконного деяния в отношении его земли или ее части, он вправе воспользоваться такими способами устранения нарушений своих правомочий:
- направить правонарушителю письмо с требованием прекратить незаконные действия и устранить их последствия (к примеру, переместить забор или освободить территорию);
- обратиться в суд с надлежащим исковым заявлением для защиты своих прав и предъявления требований о возмещении убытков, а также упущенной вследствие нарушения прав выгоды;
- написать жалобу в службу Госземконтроля (надзора) – на ее основании будет проведена проверка, по результатам которой правонарушителю выносят предписание, обязывающее устранить нарушения либо на него возлагается административная ответственность.
Выявление самозахвата земель, принадлежащих государству или муниципалитету, относится к полномочиям земельных инспекторов, являющихся должностными лицами Госземнадзора. Перед тем, как привлечь правонарушителя к административной ответственности, инспектор выносит предписание, указывающее на необходимость освобождения чужого землевладения и приведения его в первоначальное состояние. Если на захваченной территории построена какая-либо недвижимость, ее необходимо перенести либо снести.
Расходы при этом возлагаются на правонарушителя (возможно исполнение процедуры через суд, если виновное лицо не исполняет вынесенное предписание).
Подавая судебный иск, собственник земель может предъявить требование о возмещении понесенных убытков (фактически понесенных расходов либо упущенной выгоды). К примеру, незаконный захват чужого участка привел к лишению законного собственника права на эксплуатацию землевладения в целях разведения сельскохозяйственных культур. В таких обстоятельствах возможно определить упущенную выгоду при помощи данных о рыночной цене на сельхозпродукцию.
Что делать, если сосед захватил часть участка?
О самовольном занятии земельных участков читайте тут.
Земельный контроль самовольного захвата земли
Осуществление надзора в области земельных правоотношений относится к компетенции органов Росреестра и его территориальных отделов. Вопросы самозахватов отнесены к деятельности государственных инспекторов по использованию и охране земель соответствующего территориального образования.
Проведение проверок обычно происходит на основании планов, подлежащих согласованию с органами прокуратуры. Это касается не только организаций и индивидуальных предпринимателей, но и физических лиц, являющихся собственниками земли.
Проведение проверок вызвано необходимостью подтверждения наличия в муниципальном образовании правонарушений в земельной сфере. На определенных физических и должностных лиц возлагается соответствующая административная ответственность за эксплуатацию чужой земли при неимении необходимой правоустанавливающей документации на участок.
Самовольный захват территорий, как правило, возникает вследствие отсутствия надлежащих мероприятий по земельному контролю от муниципалитета, и приводит к административной ответственности. Во избежание штрафных санкций обратитесь в местную администрацию и оформите права на эксплуатируемую землю в установленном законом порядке.
Образец заявления в земельный контроль о самовольном захвате земельного участка
Чтобы организовать внеплановый контроль в отношении правонарушений в сфере землепользования, подготовьте и представьте земельному контролю заявление, которое должно отражать следующие сведения:
- о землевладениях (о вашей земле – если участок является соседним и о земле, принадлежащей лицу, в отношении которого планируется проверка): данные об адресе, кадастровом номере (если он имеется), сведения о правах за земли (если имеются), схему с отображением места расположения захваченного землевладения;
- о правонарушителе: ФИО, место жительства – при отсутствии таких данных издание распоряжения о проверки не представляется возможным;
- о заявителе (ФИО, место проживания, номер телефона – для связи);
- обстоятельства произошедшего с обозначением нарушений прав и интересов.
Документы для подачи заявления в земельный контроль о самозахвате земли
Приобщите к заявлению ксерокопии документации, подтверждающей переписку с прочими органами, в отношении возникших обстоятельств, другие сведения, которые имеют значение для рассмотрения поданной бумаги (например, материалы фото- и видеосъемки).
Документы, которые следует приобщить к заявлению в обязательном порядке, состоят из:
- копии документа, удостоверяющего вашу личность;
- копии кадастрового паспорта на землевладение;
- документов, являющихся основаниями получения прав на земельный участок.
Основания для проведения земельным контролем проверки земельного участка
Проведение государственного земельного контроля в области земельных правоотношений возможно при наличии таких оснований:
- самовольный захват землевладения либо его части, включая осуществление землепользования субъектом, не располагающим соответствующими правомочиями, закрепленными в положениях действующего отечественного законодательства на данную территорию, в соответствии со статьей 7.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях;
- эксплуатация земли не в соответствии с целевым назначением, неисполнение обязательств по обеспечению состояния участка, пригодного для землепользования в соответствии с целевым назначением, неиспользование землевладения, согласно статье 7.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях;
- неисполнение в обозначенные нормами федерального законодательства сроки обязательств в отношении переоформления права на постоянное бессрочное пользование на право аренды землевладения или оформлению права собственности на данную недвижимость, в соответствии с частями 1,3,4 статьи 8.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Порядок проведения проверки земельным контролем
В качестве основания для проведения проверки органами земельного контроля выступает заявление о самозахвате землевладения, не принадлежащего нарушителю.
Распоряжение о проведении проверки должно содержать следующую информацию:
- нарушитель, место его проживания;
- местоположение земли и ее уникальный номер по кадастру;
- кто уполномочен на данную проверку;
- цель процедуры. В указанных обстоятельствах – государственный земельный надзор за эксплуатацией землевладения конкретным лицом на основании полученного от гражданина заявления;
- задачи мероприятия – соблюдение норм земельного права, предписаний по охране земельных участков и землепользованию;
- предмет процедуры – исполнение предписаний по эксплуатации землевладений, закрепленных в нормах государственного и муниципального законодательства;
- сроки исполнения проверки;
- обозначение правовых оснований мероприятия.
Извещение лица, в отношении которого планируется процедура, о проведении проверки
Главный государственный инспектор по использованию и охране земель либо лицо, его замещающее, обязаны уведомить гражданина, в отношении которого будет проведена проверка, о предстоящем мероприятии. Извещение и копия распоряжения в отношении планируемой проверки направляют по месту проживания соответствующего лица заказным письмом с уведомлением о вручении либо другим возможным путем.
Государственный земельный надзор состоит из нескольких этапов, заключающихся в следующем:
- планировании мероприятия на основании поданного гражданином заявления;
- оформлении распоряжения на проведение проверки соблюдения лицами требований земельного законодательства;
- согласовании мероприятия по внеплановой проверке с органами прокуратуры (если это необходимо);
- исполнение процедуры, подготовка итогов проверки.
Результат проверки участка земельным контролем
По итогам проведения соответствующей проверки, должностное лицо компетентного в данном вопросе органа, осуществляет подготовку акта о проверке соблюдения требований закона.
Указанный документ включает в себя информацию в отношении:
- даты, времени, места оформления данного документа;
- соответствующего органа по земельному контролю;
- даты и номера распоряжения, согласно которому осуществлялось мероприятие;
- ФИО гражданина;
- данные об итогах процедуры, включая обнаруженные правонарушения и виновных в их возникновении лиц;
- мер по ликвидации обнаруженных правонарушений (оформлялись ли предписания об их устранении), в какой срок нарушитель обязан их устранить.
Пример проверки земельного участка земельным контролем
Стоит детально рассмотреть ситуацию самозахвата землевладения. Например, проверка по соблюдению норм земельного права относительно участка, находящегося по адресу: Новосибирская область, Северный район, село Вольное, улица Дружбы, дом 3.
При проведении проверки, проводимой главным государственным инспектором 23 мая 2016 года Северного района в отношении данного землевладения, было выявлено, что на его территории возведено строение, состоящее из двух этажей, также имеется двухэтажная пристройка. Оно находится в собственного у лица, в отношении которого проводилась проверка.
По итогам замеров размер землевладения равен 150 квадратным метрам, площадь домовладения – 55 квадратных метров, что аналогично информации, указанной в правоустанавливающей документации на объект недвижимости, а площадь пристройки – 45 квадратных метров.
Правоустанавливающей документации на землевладение, на котором расположена пристройка, не имеется. По результатам проведенного мероприятия было установлено нарушение норм действующего законодательства, заключающееся в эксплуатации землевладения размеров в 55 квадратных метров, отнесенного к землям поселений по адресу: село Вольное, улица Дружбы, дом 3, самовольным путем.
Данное правонарушение предусматривается статьей 7.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Пристройку проверяемый возвел на земле, принадлежащей соседке – Петровой Т.А., которая и потребовала проведения проверки.
В качестве приложений к акту выступают разъяснения лица, в отношении которого проводилась проверка, и являющегося правонарушителем предписаний закона, результаты замеров землевладения, правоустанавливающая документация на домовладение.
Источник: uropora.ru