Акт снип в строительстве это

СНиП — основной рабочий документ для проектировщиков, строителей и монтажников. По решению Правительства в СНиП были пересмотрены и выпущены новым изданием. В отличие от старого издания, они включают также требования, ранее содержавшиеся в технич. условиях проектирования и в технич. условиях на производство и приемку строительных работ.

СНиП распространяются на все виды стр-ва и являются общеобязательными. СНиП введены для повышения качества и снижения стоимости стр-ва путем внедрения рациональных норм строит, проектирования и прогрессивных сметных норм, а также правил произ-ва и приемки строит, работ, отражающих передовой опыт стр-ва.

СНиП разработаны в соответствии с директивами партии и правительства о всемерном развитии строит, индустрии, широком внедрении передовой строит, техники, повышении уровня орг-ции и механизации стр-ва и максимальном использовании сборных деталей и конструкций заводского изготовления. При разработке учтен опыт передовых проектных и строит.-монтажных орг-ций, достижения н.-и. институтов и предложения новаторов-строителей.

СНиП -простыми словами. Для кого и зачем✅ #alexeygenetic

Строительные Нормы и Правила состоят из четырех частей: I — строительные материалы, изделия, конструкции и оборудование; II — нормы строительного проектирования; III — организация и технология строительного производства, IV — сметные нормы.

Часть I определяет основные нормативные требования, параметры и области применения строит, материалов, изделий, конструкций и оборудования для стр-ва. Она включает следующие разделы: А. Общие нормативные документы (общие вопросы по применению единой модульной системы при назначении размеров сборных конструкций и изделий, система допусков); Б. Земляные сооружения, основания и фундаменты зданий и сооружений (конструкции подземных сооружений, сборные фундаменты и опоры из свай и цилиндрич. оболочек); В. Строительные материалы, изделия и конструкции (требования и области применения заполнителей для бетонов и растворов, арматуры для железобетонных конструкций и изделий, металлов и металлич. изделий, материалов и изделий на основе полимеров); Г. Инженерное и технологич. оборудование зданий и сооружений, внешние сети (оборудование, арматура и материалы, изделия и сборные конструкции для водопровода и канализации, отопления, вентиляции, кондиционирования воздуха, газоснабжения, тепловых сетей); Д. Сооружения транспорта (материалы и изделия для железных и автомобильных дорог, а также для стальных магистральных трубопроводов).

Каждая глава этой части содержит классификацию, номенклатуру, маркировку, технич. описания и основные технич. требования, к-рым должны удовлетворять строит, материалы, изделия, конструкции и оборудование, изготавливаемые в соответствии с требованиями гос. стандартов, технич. условий и инструкций. Приводятся также параметры изделий, предпочтительные модульные размеры, показатели прочности, теплопроводности, морозостойкости, области применения, основные требования по обеспечению взаимозаменяемости, правила приемки, перевозки и хранения.

Нормы СНиП. Стяжка и вода. СНиП 2.04.01-85. СНиП 3.04.01-87.

Введение единой модульной системы при назначении размеров сборных изделий и конструкций и единой системы допусков обусловливает более высокий уровень требований к качеству изготовления и монтажа изделий и конструкций. Новые нормативные требования к железобетонным изделиям (унификация, взаимозаменяемость, уменьшение типоразмеров, повышение точности изготовления, выбор совершенной технологии для их массового произ-ва, расширение номенклатуры бетонов и др.) способствуют снижению расхода основных материалов, повышению долговечности конструкций и уменьшению трудоемкости их монтажа.

Включение в СНиП указаний по применению высокопрочной термически обработанной стержневой арматуры, катанки и др. эффективной металлич. арматуры содействует широкому ее внедрению в железобетонных конструкциях, что позволит сократить расход стали.

Часть II состоит из следующих разделов: А. Общие нормативные документы; Б. Основания и фундаменты зданий и сооружений; В.Строительные конструкции; Г.Инженерное оборудование зданий, внешние сети; Д. Сооружения транспорта; Е. Сооружения связи, радиовещания и телевидения; И. Гидротехнич.иэнергетич.сооружения; К. Планировка, застройка и благоустройство; Л. Жилые и общественные здания и сооружения; М. Пром. здания и сооружения; Н. С.-х. здания и сооружения; П. Складские здания и сооружения. Эта часть СНиП содержит нормативные документы по вопросам проектирования: зданий и сооружений (классификация, единая модульная система, противопожарные требования, строит, климатология и геофизика, строит, теплотехника, освещение, нагрузки и т. д.); оснований зданий и сооружений, в т. ч. гидро- технич. сооружений (особенности проектирования оснований и фундаментов на про- садочных грунтах и свайных фундаментов из забивных свай); строит, несущих (бетонных, железобетонных, каменных, армокамен- ных,стальных, алюминиевых и деревянных) и ограждающих конструкций; водоснабжения и внешней канализации, внутреннего водопровода и канализации, отопления, вентиляции и кондиционирования воздуха, горячего водоснабжения, газоснабжения зданий и др.; сооружений транспорта и связи (железных и автомобильных дорог общей сети и пром. предприятий, мостов, труб, туннелей, магистральных трубопроводов и предприятий обслуживания автомобилей); гидротехнич. и энергетич. сооружений (морских и речных сооружений, насыпных и намывных земляных и каменнонабросных плотин, мелиоративных систем, тепловых электростанций и линий электропередачи); застройки и благоустройства населенных мест (улиц, дорог и площадей); объемно-планировочных решений жилых (квартирного типа, общежитий) и обществ, зданий (детских яслей-садов, общеобразоват.школ и школ-интернатов,магазинов, больниц, бань и прачечных, клубов, кинотеатров и др.); генеральных планов пром. пр-тий, объемно-планировочных решений производств, зданий, а также вспомогат. зданий и помещений пром. предприятий, подземных горных выработок предприятий по добыче полезных ископаемых; генеральных планов с.-х. предприятий, объемно-планировочных решений производств. зданий и сооружений с.-х. предприятий, животноводческих и птицеводческих ферм, теплиц и парников; складских зданий и сооружений общего назначения и холодильников.

Внедрение в проектирование единой модульной системы создает основу для унификации объемно-планировочных решений зданий и сооружений различного назначения, что позволит сократить количество типоразмеров строит, изделий и конструкций.

Глава «Строительная климатология и геофизика» содержит обширные данные, характеризующие климатич. и географич. условия страны и в особенности районов сосредоточения нового стр-ва, позволяет правильно учитывать разнообразие этих условий и обеспечивать необходимую долговечность возводимых зданий и сооружений. В нормах проектирования строит, конструкций предусмотрено расширение области применения расчета конструкций и оснований по методу предельных состояний, распространение его на все виды стр-ва.

Комплексные нормы проектирования бетонных и железобетонных конструкций унифицированы и распространены на проектирование обычных и предварительно напряженных конструкций, в том числе и на конструкции, воспринимающие многократно повторяющиеся нагрузки. Даны указания по применению эффективных видов проволочной арматуры — арматурных прядей и стальных канатов, что обеспечивает значительную экономию металла. В эти нормы впервые включены указания по расчету крупнопанельных стен. В нормах проектирования производств, и вспомогат. зданий пром. предприятий заложены новые принципы проектирования—из унифицированных типовых секций, их объемно-планировочные параметры и др.

Результаты экспериментального проектирования подтвердили значительный технико-экономический эффект применения СНиП при проектировании промышленных зданий и сооружений. Так, при блокировании и объединении производств., вспомогат. и складских зданий и сооружений территории предприятий сокращаются на 10—30% , а плотность застройки повышается на 8—35%.

Длина внутризаводских ж.-д. путей сокращается на 20—35%. Нормы проектирования производств, зданий позволяют значительно улучшить благоустройство и озеленение территорий предприятий. Повышение плотности застройки и более рациональная планировка по новым нормам дают возможность сократить площади селитебных территорий на 5%. II часть СНиП предусматривает широкое применение в жилищном стр-ве крупноразмерных изделий с высокой степенью заводской готовности, что повышает индустриализацию стр-ва и снижает его трудоемкость.

Нормы проектирования водоснабжения и канализации предусматривают внедрение автоматизированных насосных станций и прогрессивных видов очистных сооружений — микрофильтров, осветителей и т. п. Включенные в СНиП нормы для плотин из местных материалов (земляные, камен- нонабросные) обеспечивают рациональное проектирование этих наиболее распространенных видов гидротехнических сооружений. Эти же нормы служат основой для проектирования наиболее ответственных высоких плотин, напр. каменно-зем- ляной плотины Нурекской ГЭС высотой ок. 280 ж, каменнонабросной плотины Саяно-Шушенской ГЭС высотой ок. 200 м и др.

Часть III включает разделы: А. Общие нормативные документы, в к-рых регламентируются требования индустриализации, комплексной механизации и автоматизации строит.-монтажных работ, нормы продолжительности стр-ва предприятий, пусковых комплексов, цехов, зданий и сооружений, контроль и безопасные методы произ-ва работ, приемки в эксплуатацию и др.; Б. Земляные сооружения, основания и фундаменты зданий и сооружений, конструкции подземных сооружений (правила произ-ва и приемки земляных работ, оснований и фундаментов, стабилизации и искусств, закрепления грунтов и др.); В. Строительные конструкции зданий и сооружений (правила произ-ва и приемки бетонных и железобетонных сборных и монолитных, а также каменных работ, правила изготовления, монтажа и приемки металлич. конструкций, работ по защите строит. конструкций и технологич. оборудования от коррозии, произ-ва и приемки работ по гидро-, паро- и теплоизоляции и др.); Г. Инженерное и технологич. оборудование зданий и сооружений, внешние сети (правила произ-ва и приемки работ по сан-технич. оборудованию зданий и сооружений, наружных сетей водоснабжения, канализации, тепло- и газоснабжения, монтажа технологич. оборудования и др.); Д. Сооружения транспорта (правила орг-ции стр-ва, произ-ва работ и приемки в эксплуатацию железных и автомобильных дорог, мостов и труб, контактных сетей, трамвайных путей и магистральных трубопроводов); сооружения связи, радиовещания и телевидения (общие положения орг-ции стр-ва, произ-ва монтажных работ и приемки в эксплуатацию); Ж. Гидротехнич. и энергетич. сооружения (правила орг-ции стр-ва и приемки в эксплуатацию морских и речных гидротехнич. и энергетич. сооружений, сооружений мелиоративных систем и электротех- нич. устройств); 3. Планировка, застройка и внешнее благоустройство (правила орг-ции стр-ва и приемки в эксплуатацию).

Нормы III части СНиП направлены на широкое использование современных средств механизации и автоматики, применение поточных методов выполнения и совмещения строит, и монтажных работ, концентрацию рабочих и материальных ресурсов на важнейших пусковых объектах; они способствуют внедрению обязательных технологич. правил произ-ва различных строит, и монтажных работ, обеспечивающих необходимое качество работ и наименьшие трудоемкость и стоимость, сокращение ручного труда. Нормы регламентируют качество строит, и монтажных работ с учетом допускаемых отклонений, установленных проектами, рабочими чертежами, стандартами и техническими условиями, определяют продолжительность стр-ва объектов и их комплексов, устанавливают правила сдачи готовых зданий и сооружений в эксплуатацию, а также правила испытаний и комплексного опробования технологич. оборудования. Технико-экономич. эффективность нормативных документов III части определяется в значительной мере тем, что они унифицируют многочисленные нормы, технические условия и указания, чем устраняются имевшиеся противоречия. Реализация основных правил произ-ва и приемки работ обеспечивает сокращение сроков стр-ва на 10—15% и снижение себестоимости строит.-монтажных работ.

IV часть представляет собой комплекс общеобязательных сметных норм для определения сметной стоимости общестроит. и спец. работ, сметной стоимости строит, материалов, деталей и конструкций, ма- шпно-смен строит, машин и оборудования, норм затрат на временные здания и сооружения, норм дополнительных затрат при произ-ве работ в зимнее время и норм накладных расходов. Сметными нормами учтены прогрессивные и экономичные решения частей зданий и сооружений, предусмотренные действующими типовыми проектами, каталогами и альбомами унифицированных типовых деталей и новые эффективные конструкции, подлежащие широкому внедрению в стр-во.

Рациональное укрупнение новых сметных норм и улучшение их структуры, а также устранение множества поправочных коэффициентов и примечаний к таблицам значительно облегчает пользование нормами и упрощает составление районных единичных расценок на конструкции и виды работ и прейскурантов на здания и сооружения в целом.

СНиП определяет дальнейший прогресс в области строительства. В него включены нормативные требования и правила, обеспечивающие внедрение в стр-во прогрессивных и экономичных решений типов зданий и сооружений и индустриальных методов произ-ва работ, позволяющих снизить стоимость стр-ва и повысить эффективность капитальных вложений. Предусмотрена возможность последующего включения в СНиП новых нормативных документов по мере внедрения в стр-во прогрессивных проектных решений, новых строит, материалов и методов произ-ва работ. Включенные в СНиП нормативные документы издаются отдельными выпусками (главами). Такой порядок позволяет рассматривать СНиП как допускающую непрерывное расширение и обновление систему нормативных документов по строит, проектированию, экономике и орг-ции стр-ва, сметным нормам, строит, материалам, изделиям и сборным конструкциям.

СНиПы после 2003 года

Принятый закон «О техническом регулировании» предусматривал только существование стандартов. Понятие «cвод правил» было введено в закон в 2007 году.[] По принятому в 2008 году положению разрабатывать своды правил могут исключительно федеральные органы исполнительной власти.[]

Минстрой России делал попытки в 2003 году зарегистрировать в Минюсте СНиПы (например, СНиП 11-01-95), но получил отказ.[] После отказа в государственной регистрации СНиП 11-01-95 был отменен.[] По мнению Минюста содержащиеся в СНиПах технические требования могут содержаться либо в технических регламентах (при их обязательном характере), либо в документах добровольного применения.[] СНиП 11-04-2003 (СП 111.13330.2011) «Инструкция о порядке разработки, согласования, экспертизы и утверждения градостроительной документации» зарегистрирован в Минюсте.[]

При принятии технического регламента «О безопасности зданий и сооружений» было установлено, что особенности технического регулирования в области обеспечения безопасности зданий и сооружений устанавливаются этим техническим регламентом.[] Для целей технического регламента строительные нормы и правила, утвержденные до дня вступления в силу закона, были признаны сводами правил. В соответствии с требованиями закона до 1 июля 2012 года строительные нормы и правила были переоформлены с присваиванием новых обозначений

Для целей технического регламента утверждены:

перечень национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» — утверждаемый Правительством Российской Федерации;

Читайте также:  Как называется чит для строительства в майнкрафт быстрого

перечень документов в области стандартизации, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» — утверждаемый Росстандартом.

С июля 2016 года лишь своды правил из перечня, утвержденного Правительством, могут распространяться на тот же объект и аспект стандартизации, что и принятые национальные стандарты. А исключение сводов правил из перечней является основанием для их отмены.[]

В национальных стандартах для указания объектов стандартизации используются ключевые слова. Аспект стандартизации указывается в наименовании стандарта в виде подзаголовка.

До 2009 года СНиП 2.01.51-90 «Инженерно-технические мероприятия гражданской обороны» являлся секретным

нормы строительства хозяйственных построек

правила индивидуального строительства

строительные правила

нормативы расстояний

правила размещения дома на участке

градостроительный кодекс рф

санитарные нормы и правила

Строительные нормы и правила утверждает Госстрой СССР, они являются обязательными для всех проектных, строительных и монтажных организаций, предприятий промышленности строительных материалов и конструкций независимо от их ведомственной.

Разработку государственных федеральных нормативных документов и . Информация о начале разработки строительных норм и правил и . 7.9 Строительные нормы и правила (СНиП) и государственные стандарты (ГОСТ.

СНиП. Система нормативных документов в строительстве. Быт. Хозяйство. Строительство. Техника. … Строительные нормы и правила. Building. regulations.

Нормативный документ в области строительства, принятый органом исполнительной власти и содержащий.

Единая техническая политика в строительстве обеспечивается Строительными нормами и правилами, являющимися системой общесоюзных нормативных документов, обязательных для всех проектных строительных и монтажных.

Строительные нормы и правила (СНиП) являются сводом основных. . документов, строительную терминологию, классификацию зданий и сооружений, зправила назначения модульных размеров и допусков в строительстве. …

. в соответствии с «Инструкцией по оценке качества строительно-монтажных работ» (СН 378-77). Обеспечить непрерывный контроль качества всех видов … Строительные нормы и правила (СНиП). Единая техническая политика в строительстве обеспечивается.

— совокупность нормативов, применяемых при определении сметной стоимости стр-ва. … Строительные нормы и правила (СНиП) являются сводом основных нормативных документов по …

СНиП. Система нормативных документов в строительстве. Быт. Хозяйство. Строительство.

Техника. … Межгосударственные строительные нормы и правила применяют на территории Российской Федерации в качестве федеральных нормативных документов путей принятия.

СНиП. СТОЯНКИ АВТОМОБИЛЕЙ. Быт. Хозяйство. Строительство. … СНиП 21-02-99.

УДК [69+725.381.3.011.245(083.74)] Строительные нормы и правила российской федерации.

Строительные нормы и правила. Жилые здания. СНиП 2.08.01-89* РАЗРАБОТАНЫ ЦНИИЭП жилища Госкомархитектуры (канд. архит. Б.Ю. Брандербург — руководитель темы; канд. архит.

Строительные нормы и правила СНиП. Единая техническая политика в . В журнал работ записывают сведения о погоде и температуре … Нормы и правила техники безопасности . Вновь поступающих на строительство рабочих можно допускать к работе только.

Строительные нормы и правила. Свайные фундаменты. СНиП 2.02.03-85. ИЗДАНИЕ ОФИЦИАЛЬНОЕ. Москва 1995.

Госстрой СССР. Строительные нормы и правила. СНиП 2.03.06-85. Алюминиевые конструкции. Взамен главы СНиП 11-24-74. Внесены.

ЦНИИСК им. Кучеренко Госстроя СССР.

Источник: www.bibliotekar.ru

СНиП 10-01-94 Система нормативных документов в строительстве. Основные положения

1. РАЗРАБОТАНЫ Управлением стандартизации, технического нормирования и сертификации, Государственным предприятием — Центр методологии, нормирования и стандартизации в строительстве (ГП ЦНС) и экспертным советом в составе ведущих специалистов по нормированию и стандартизации научно-исследовательских и проектных организаций Минстроя России.

ВНЕСЕНЫ Управлением стандартизации, технического нормирования и сертификации Минстроя России

2. ПРИНЯТЫ И ВВЕДЕНЫ В ДЕЙСТВИЕ Постановлением Госстроя России от 17 мая 1994 г. № 18-38

3. ВЗАМЕН СНиП 1.01.01-82*, СНиП 1.01.02-83, СНиП 1.01.03-83* и ГОСТ 24369-86

4. ИЗДАНЫ с учетом Постановления Минстроя России от 25 июля 1994 г. № 18-2

1. Область применения

2. Нормативные ссылки

4. Основные цели, принципы и структура Системы

5. Нормативные документы

6. Содержание, построение, изложение и оформление нормативных документов

7. Разработка и принятие нормативных документов

8. Применение нормативных документов

Приложение А. Термины Системы нормативных документов в строительстве и их определения

Приложение Б. Структура Системы нормативных документов в строительстве

Приложение В. Форма обложки нормативных документов

Приложение Г. Форма первой страницы нормативных документов

ВВЕДЕНИЕ

Система нормативных документов Российской Федерации в строительстве создается в соответствии с новыми экономическими условиями, законодательством и структурой управления на базе действующих в России строительных норм, правил и государственных стандартов в этой области.

Главная направленность вновь разрабатываемых нормативных документов Системы — защита прав и охраняемых законом интересов потребителей строительной продукции, общества и государства при развитии самостоятельности и инициативы предприятий, организаций и специалистов.

Одним из основных средств решения этой задачи является переход к новым методическим принципам, которые находят все большее распространение в практике международной стандартизации. В отличие от традиционно сложившегося, так называемого, «описательного» или «предписывающего» подхода, когда в нормативных документах приводят подробное описание конструкции, методов расчета, применяемых материалов и т.д., вновь создаваемые строительные нормы и стандарты должны содержать, в первую очередь, эксплуатационные характеристики строительных изделий и сооружений, основанные на требованиях потребителя.

Разрабатываемые в соответствии с настоящими строительными нормами и правилами нормативные документы должны не предписывать как проектировать и строить, а устанавливать требования к строительной продукции, которые должны быть удовлетворены, или цели, которые должны быть достигнуты в процессе проектирования и строительства. Способы достижения поставленных целей в виде объемно-планировочных, конструктивных или технологических решений должны носить рекомендательный характер.

СТРОИТЕЛЬНЫЕ НОРМЫ И ПРАВИ ЛА РОССИЙСКОЙ Ф ЕД ЕРАЦИИ

СИСТ ЕМА НОРМАТИВНЫХ ДОКУМ ЕНТОВ В СТРОИТЕ Л ЬСТВЕ

Основны е полож ения

SY STEM O F NORMATIVE DOCUMENTS IN CONSTRUCT ION

Ba sic principles

Дата введения 1995-01-01

1 ОБЛАСТЬ ПРИМЕ НЕНИЯ

Настоящие нормы и правила определяют основные цели, принци пы и общую структуру Систе мы нор мативных документов в строит ельстве (дал ее Системы) , требования к нормативным докум ента м, их содержанию, построению, изложению и оформлению, порядок разработки, принятия и применения.

Положения настоящего доку мента обя зательны для органов управления и надзора, пред приятий, организаций и объединений независимо от форм собственности и принадлежности, осуществляющих разработку и при ме нение нормативных документов в строительстве .

Требования по применению нор мативных документов Систе мы установлены разделом 8 настоящих строительных норм и правил.

2 НОРМАТИВНЫЕ ССЫЛКИ

В настоящих нормах и правилах использованы ссылки на следующие документы :

ГОСТ Р 1.0-92 «Государственная система стандартизации Российской Федерации. Основные положения».

ГОСТ Р 1.2-92 «Государственная система стандартизации Российской Федерации . Порядок разработки государственных стандартов» .

ГОСТ Р 1.4-93 «Государственная система стандартизации Российской Федерации. Стандарты отраслей, стандарты предприятий, стандарты научно-технических, инженерных обществ и других общественных о бъединений. Общие положения.»

ГОСТ Р 1.5-92 «Государственная система стандартизации Российской Федерации. Общие требования к построению, изложению, оформлению и содержанию стандартов.»

3 ОПРЕД ЕЛЕНИЯ

В настоящих н ормах и правилах при менены термины в соответствии с приложением А и ГОСТ Р 1 .0 .

4 ОСНОВНЫЕ Ц ЕЛИ, ПРИНЦИПЫ И СТ РУКТУРА СИСТ ЕМЫ

4.1 Система нормативных документов в строительстве представляет собой совокупность взаи мосвязанных доку ментов, прини мае мых компетентными органами исполнительной власти и управления строительством, предприятиями и организациями для применения на всех этапах со здания и эксплуатации стро ительной продукции в целях защиты прав и охраняемых законом интересов ее потребителей , общества и государства .

4.2 Система, исходя из общих целей стандартизации, должна способствовать решению стоящих перед строительством задач с тем, чтобы обеспечить:

— соответствие строительной продукции своему на значени я и создание благоприятных условий жизнедеятельности населения ;

— безопасность строительной продукции для жизни и здоровья людей в процессе ее производств а и эксплуатации;

— защиту строительной продукции и л юдей от неблагоприятных во здействий с учетом риска возникновения чрезвычайных ситуаций ;

— надежность и качество строительных конструкций и оснований, систем инженерного оборудования, зданий и сооружений ;

— выполнение экологических требований, рациональное использование природных, материальных, топливно-энергетических и трудовых ресурсов;

— взаимопонимание при осуществлении всех видов строительной деятельности и устранение технических барьеров в международном сотрудничестве.

4 .3 Объ ектами стандарти зации и нормирования в системе являются :

— организацио нно-методические и общие технические правила и нормы, необходи мые для разработки, производства и применения строительной продукции;

— об ъекты градостроительной деятельности и строительная продукция — здания и сооружения и их комплексы ;

— промы шленная продукция, применяемая в строительстве — строительные изделия и материалы, инженерное оборудование, средства оснащения строительных организаций и предприятий стройиндустрии;

— экономические нормативы, необходимые для определения эффективности инвестиций, стоимости строительства, материальных и трудовых затрат.

4.4 Система формируется как открытая для дальнейшего развития единая Система государственных строительных норм, правил и стандартов, а также других нормативных документов в строительстве, разрабатываемых на общей методической и научно-технической основе.

4 .5 Правовой базой стандартизации и нормирования в строительстве является законодательство Российской Федерации, определяющее взаимоотношения участников инвестиционной деятельности, их права, обязанности и ответственность за качество продукции и услуг. Строительные нормы, правила и стандарты являются одним из средств межотраслевого регулирования и управления при проектировании и строительстве в целях реализации требо ваний законодательства .

4.6 Предусматривается повышение самостоятельности и развитие инициативы предприя тий, организаций и специалистов в решении экономических и технических задач проектирования и строительства при сокращении числа обязательных требований и увеличении доли норм и правил рекомендательного характера . Обязательными должны быть требования по обеспечению безопасности жизни и здоровья людей, охране окружающей природной среды, надежности возводимых зданий и сооружений, совместимости и взаимозаменяемости продукции и применяемых в строительстве технических решений .

4.7 Разработку нормативных документов в строительстве предусматривается осуществлять на принципах, принятых государственной системой стандартизации Российской Федерации и международными организациями по стандартизации при обеспечении необходимой гармони зации и сопоставимости с международными стандартами в области строительства, строительным законодательством и стандартами технически ра звитых зарубежных стран.

4.8 Структура Системы ( приложение Б) определяется номенклатурой объектов стандартизации и нормирования. Для каждой группы однородных объектов формируется комплекс взаимосвязанных документов различных видов, об ъединяемых единством их цели и задач. В составе комплексов, при необходимости, разрабатывают основополагающие нормативные документы, в которых устанавливают положения, общие для объектов комплекса.

5 НОР МАТИВНЫ Е ДОКУМЕНТЫ

5.1 Нормативные документы Систе мы подразделяют на государственные фед еральные доку менты, документы субъектов Российской Фед ерации и производственно-отраслевые доку менты субъектов хозяйственной д еятельности. С учетом тр ебований ГОСТ Р 1.0 в составе сист емы ра зрабатывают следующие документы.

Федеральные нормативные документы:

— строительные нормы и правила Российской Ф ед ерации

— государственные стандарты Российской Федерации в области строительства

— своды правил по проектированию и строительству

— руководящие документы Системы

Нор мативные документы субъектов российской Федерации :

— территориальные строительные нормы

Производственно-отраслевые нормативны е документы:

— стандарты предприятий (объединений) строительного комплекса и стандарты общественных объединений

В качестве федеральных нормативны х документов применяют также межгосударственные строительные нормы и правила и межгосударственные стандарты (ГОСТ), вв еденные в действие на территории Российской Федерации.

5.2 Строительные нормы и правила Российской Федерации устанавливают обязательные требования, опр еделяющие цели, которые должны быть достигнуты, и принципы, которыми необходи мо руководствоваться в процес се создания строительной продукции.

5 .3 Государственные стандарты Российской Федерации в области строительства устанавлива ют обязательны е и рекомендуе мые положения, определяющи е конкретные параметры и характеристики отдельных ча стей зданий и сооружений, строительных изделий и материалов и об еспечивающие техническое единство при разработке, прои зводстве и эксплуатации этой продукции.

5.4* Своды правил по проектированию и строительству устанавливают рекомендуемые положения в ра звитие и обеспечение обязательных требований строительных норм, правил и общетехнических стандартов Системы или по отдельным самостоятельным вопросам , не регламентированным обязательными нормами .

5.5* Руководящие документы Системы устанавливают обязательные и рекомендуемые организационно-методические процедуры по осуществлению деят ельности в области разработки и применения нормативных документов в строительстве , архитектуре , градостроительстве , проектировании и изысканиях .

5.4-5.5 (Измененная редакция, Изм. № 1).

5.6 Территориальные строительны е нормы устанавливают обя зательные для применения в пределах соответствующих территорий и рекомендуемы е положения, учитывающие природно-климатические и социальны е особенности, национальные традиции и экономические возможности республик, кра ев и областей Ро ссии .

5.7 Стандарты предприятий (объедин ений) устанавливают для применения на данном предприятии или в объединении положения по организации и технологии прои зводства, а также обеспечению качества продукции. При этом, строительные акционерные общества, ассоциации, концерны и другие объединения в соответствии с правами, делегированными им их учредителями, устанавливают в стандартах предприятий (объединений) положения, необходимые для деятельности входящих в объединение производственных организаций и предприятий.

На поставляемую (сдаваемую зака зчику) продукцию стандарты предприятия не разрабатывают. Требования к этой продукции при отсутствии государственных стандартов должны устанавливаться в технических условиях (ТУ) в составе технической документации .

5.8 Нормативные документы Системы не должны нарушать положений, уста новленных законодательными актами Российской Федерации .

Нормативные документы субъектов Российской Федерации, нормативные документы субъектов хозяйственной деятельности и технические условия на продукцию не должны нарушать обя зательных положений федеральных строительных норм и правил и государственных стандартов.

5.9 Наряду с нормативными документами системы в строительстве применяют:

— государственные стандарты и другие документы по стандарти зации, метрологии и сертификации Госстандарта России ;

— нормы, правила и нормативы органов государственного над зора ;

— стандарты отраслей, нормы технологического проектирования и другие нормативные документы, принимаемые отраслевыми министерствами, государственными комитетами и комитетами в соответствии с их компетенцией .

Читайте также:  Этапы строительства бани с бассейном

5.10 Нормативные документы отраслевых министерств, государственных комитетов и комитетов, органов государственного надзора не должны содержать положений, относящихся к компетенции Минстроя России и территориальных органов управления строительством .

Минстрой России в установленном порядке дает заключени я по направляемы м ему федеральными органа ми исполнительно й власти и органами государственного надзора нормативным документам, затрагивающим вопросы проектирования и строительства, в части соответствия этих документов обя зательным требованиям строительных норм и государственных стандартов.

Разрабатываемые и утвержда емые минист ерствами нормы технологического проектирования представляют на заключение в Главгосэкспертизу при Минстрое России.

6 СОД ЕРЖАНИ Е, ПОСТРОЕ НИЕ, ИЗЛОЖЕНИЕ И ОФОР МЛЕНИЕ НОРМАТИВНЫХ ДОКУМЕНТОВ

6 .1 Нормативные документы Системы должны основываться на современных достижениях науки, техники и технологии, передовом отечественном и зарубежном опыте проектирования и строительства и учитывать международные и националь ны е стандарты технически развитых стран.

Они должны содержать в необходимом объеме технич ески и экономически обоснованные полож ения, направленные на достиже ние целей Системы и обеспечивающие решение конкретных задач каждого документа в соответствии с областью его применения.

Нормативные документы Системы не должны устанавливать требований по вопросам, которые должны регулироваться гражданским правом, законодательством о труде либо другими законодательными актами.

6.2 Положения нормативных документов могут быть обя зательными, рекомендуемыми или справочными. Обязательные положения устанавливаются на минимально необходимом или максималь но допустимом уровне, рекомендуемые — на уровн е лучших отечественных и мировых достижений.

К обязательным относят те полож ения, которые в соответствии с принципами Системы подлежат безусловному соблюдению.

К реко ме ндуемым относят нормы, правила и характ еристики, которые могут из меняться в соответствии с конкретными потребностями и возможностя ми потребит еля или условиями про изводства.

В ввод ной части нормативных докум ентов, содержащих обязательные и рекомендуемые положения, ука зывают номера разделов и пунктов (подпунктов), носящих обязательный характер.

6.3 В сос таве нормативных документов следует предусматривать положения, определяющие эксплуатационные характеристики зданий и сооружений, их частей, строительных изделий и материалов, которые должны быть обеспечены при проектировании, строительстве и эксплуатации (эксплуатационные положения).

Эксплуатационные положения должны быть о снованы на требованиях потребителя и устанавливаться в соответствии с различными уровнями потребностей или условиями эк сплуатации вне зависимости от конструктивного устройства, формы, ра змеров, применяемых материалов или технологии прои зводства.

Эксплуатационные положения следует и злагать в нормативных документах с применением следующих или аналогичных им формулировок :

— Сооружени е (здание) должно быть запроектировано и построено таким образом, чтобы .

— Должно быть обеспечено .

Для каждой эксплуатационной характеристики в нормативных документах должен быть предусмотрен метод контроля и оценки степени удовлетворения соответствующей потребности . При нево зможности прямого нормирования обязательных эксплуатационных характеристик, в том числе в свя зи с отсутствием методов контроля, эти характеристики могут регламентироваться косвенно путем установления соответствующих описательных п оложений .

6.4 В строительных нормах и правилах устанавливают обязательные положения, общие для всей территории Российской Федерации или ряда ее регионов с определенными климатическими, геологическими и другими природными условиями.

Строительные нормы и правила должны содержать основные организационно-методические требования, направленные на обеспечение необходимого уровня качества строительной продукции, общие технические требования по инженерным изысканиям для строительства, проектированию и строительству, а также требования к планировке и застройке, зданиям и сооружениям, строительным конструкциям, основаниям и системам инженерного оборудования .

Эти требования должны определять :

— надежность зданий и сооружений и их систем в расчетных условиях эксплуатации, прочность и устойчивость строительных конструкций и оснований;

— устойчивость зданий и сооружений и бе зопасность людей при землетря сениях, обвалах, опол знях и в других расчетных условиях опасных природных воздействий;

— устойчивость зданий и сооружений и безопасность людей при пожарах и в других расчетных аварийных ситуациях;

— охрану здоровья людей в процессе эксплуатации, необходимый тепловой, воздушно-влажностный, акустический и световой режимы помещений;

— эксплуатационные характеристики и параметры зданий и сооружений различного назначения и правила их размещения с учетом санитарных, экологических и других норм;

— сокращение расхода топливно-энергетических ресурсов и уменьшение потерь теплоты в зданиях и сооружениях.

Строительные нормы и правила не должны содержать тр ебований к технологическим процесса м, для которых предназначены здания или сооружения, а также других положений, относящихся к компетенции соответствующих отраслевых органов федеральной исполнительной власти. В необходимых случаях в строит ельных нормах и правилах следует приводить ссылки на санитарные , экологические и другие нормативные требования.

6. 5 В государственных стандартах в зависи мости от их вида устанавливают обязательные и реком ендуемые положе ния в соответствии с ГОСТ Р 1.0 и ГОСТ Р 1.5, в том числе :

— требования к нормативной, проектной, технологической и другим вида м документации;

— требования по ра змерной и функциональной сов мести мости и взаимозаменяемости в строительстве;

— контролируемые характеристики и параметры помещений и конструктивных частей зданий и сооружений, а также элементов инженерных систем;

— требования к группам однородной продукции предприятий стройиндустрии и стройматериалов, к наиболее массовым конкретным видам строительных изделий, материалов и оборудования;

— правила прие мки и методы контроля (испыта ний и измерений) в строительстве и при производстве строитель ных изделий, материалов и оборудования.

6 .6* В сводах правил приводят с необходимой полнотой рекомендуемые в качестве официально при знанных и оправдавшие с ебя на практике положения, прим ен ение которых позволяет обеспечить соблюдение обязательных требований строительных норм, правил и стандартов и будет способствовать удовлетворению потребностей общества. Своды правил, в частности, могут содержать :

— положения по органи за ции, технологии и правилам производства работ при инженерных изыск аниях для строи тельства, проектировании и строительстве , эксплуатации зданий и сооружений , а также ведению градостроительного кадастра и осуществлению архитектурной и градостроительной деятельности;

— общие градостроительные, типологические и социальны е нормативы;

— объемно-планировочные и конструктивные решения зданий, сооружений и их частей;

— методы расчета и проектирования строительных конструкций и основа ний .

В своды правил могут включаться и звлечения из обязательных положений строительных норм, правил и стандартов (со ссылкой на них), в развитие которых эти своды правил разработаны .

Примечание — Своды правил, как нормативные документы являются признанными техническими правилами. Их следует отличать от рекомендаций, руководств, пособий, и других документов, не являющихся нормативными и содержащих результаты новых разработок, инструктивно-методические и другие мат ериалы ра зличной степени детализации в расчете на исполнителей различной квалификации.

6.6 (Измененная редакция, Изм. № 1).

6 .7 В территориальных строительных нормах устанавливают в соответствии с настоящими нормами и правилами организационные, градостроительные, типологические, социально-экономические и необходимые технические положения, которые в федеральных нормативных документах не устанавливаются или приво дятся в качестве рекомендуемых.

6 .8 Требования к содержанию стандартов предприятий и стандартов общественных объединений — по ГОСТ Р 1 .4 .

6. 9 В технических условиях устанавливают требования к продукции, ее изготовлению, контролю, приемке и поставке (сдаче заказчику) , которые целесообразно выделить из состава конструкторской, проектной и другой технической документации для исполь зования в договорах (контрактах) на поставку продукции или строительство объ екта .

Построение, изложение и оформление технических условий — в порядке, установленном Госстандартом России.

6.10 Построение, изложение и оформление нормативных документов Системы — в соответствии с требованиями, установленными для стандартов в ГОСТ Р 1.5, и с учетом настоящих норм и правил.

Титульные листы и первые страницы строительных норм и правил, сводов правил, территориальных строительных нор м и руководящих документов оформляют в соответствии с приложениями В и Г , а в заголовках применяют прямой порядок слов.

Нормативные ссылки и определения применяемых терминов при нецелесообра зности размещения непосредственно в тексте документа из-за большого объема помещают в приложениях.

В предисловии к сводам правил (СП) указывают: «одобрен Минстроем России (письмо N . от . ) и согласован с . (указывают соответствующие органы надзора и номера документов )».

Строительные нормы и правила издают типографски м способо м форматом 210 ´297 мм.

6 .11 Обозначения строительных норм и правил, сводов правил, руководящих документов и территориальных строит ельных нор м состоят из индекса (СНиП, СП, РДС, ТСН), но мера комплекса в структуре Системы, а затем ч ере з дефис — порядкового номера документа данной категории в комплексе и двух последних цифр года принятия доку мента. При этом порядковые номера СНиП начинаются с номера 01, СП — с номера 101, РДС с номера 201, ТСН — с ном ера 301. В обозначение территориальных строительных норм после цифр года их принятия включают наименования соответствующ ей территории .

Обозначения нормативных документов по ста ндартизации — в соответствии с тр ебованиями ГОСТ Р 1 .5 .

В предисловии к стандарту, кроме сведений, приводимых в соответствии с требованиями ГОСТ Р 1 .5, указывают: «В системе нормативных документов в строительстве входит в комплекс .

7 РАЗРАБОТ КА И ПРИНЯТИЕ НОРМАТИВНЫХ ДО КУМЕНТОВ

7.1 Разработку государственных федеральных нормативны х докум ентов и территориальных строительных норм осущ ествляют в соответствии с настоящими нормами и правилами научно-исследовательски е, проектные и другие организации и объединения, а также творческие коллективы, обладающие научным потенциалом и необходимым опытом практической работы в соответствующей области. В разработке документов участвуют также со здаваемые Минстроем России технические комитеты по стандарти зации и т ехническому нормировани ю в строительстве (ТКС).

Заказчиком на разработку документа может быть организация, на которую возложено его принятие, или любая другая заинт ер есованная организация (предприятие).

Разработку стандартов предприятий и обществ енных объединений осуществляют по ГОСТ Р 1 .4 , технических условий — в соответствии с указаниями Госстандарта России и настоящих нор м и правил .

7. 2 Ра зработку нормативных документов осуществляют по следую щим стадиям:

1-я стадия — организация ра зработки документа;

2-я стадия — ра зработка про екта документа в п ервой редакции;

3-я стадия — подготовка проекта доку мента в окончательной редакции разработчика и представление его заказчику;

4-я стадия — рассмотрение, принятие (утверждение) и регистрация документа;

5-я стадия — издание документа.

Примечание — Допускается совмещение стадий или выделение отдельных этапов в составе стадии, например, разработка макета (основных положений) документа, опытное проектирование и др.

7 .3 Организация ра зработки документа включает в себя представление предполагаемым ра зработчиком обоснованной заявки, согласование объемов рабо т и заключение договоров на их выполнение между заказчиком, основным ра зработчиком и соисполнителями .

При заключении договора заказчик утверждает краткое техническое задание на разработку нормативного документа, в котором ука зывает основные цели и задачи ра зработки, этапы работы и сроки их выполнения, организации-соисполнители, а также организации, которым документ направляют на отзыв и на согласование .

При этом предусматривается, что нор мативные документы, положения которых затрагивают вопросы, входящие в компетенцию органов надзора, согласовываются с этими органа ми.

Территориальные строительные нормы в числе других заинтересованных организаций направляют на заключение также научно-исследовательским и про ектным институтам, выполняющим функции головных по соответствующим направлениям нормирования и стандартизации .

Информация о начале разработки строит ельных норм и правил и государственных стандартов публикуется Минстроем России в журнале «Бюллетень строительной техники» (БСТ). На основе этой инфор мации заинтересованные организации и предприятия представляют разработчику заявки о направлении им на отзыв разрабатываемого проекта документа (п ервой редакции).

7.4 Разработка проекта нормативного документа организуется основным разработчиком и соисполнителями в согласованном между ними порядке, обеспечивающем качественную подготовку документа в сроки, установленные договором. Подготовленный проект документа рассматривают на научно-техническом совете основного ра зработчика и рассылают на от зыв с пояснительной запиской по ГОСТ Р 1.2 (первая редакция).

Отзыв по проекту документа направляют разработчику не позднее , чем через два месяца со дня получения проекта. Изложение отзыва — по ГОСТ Р 1.2. При отсутствии от зывов каких либо организаций разработку документа продолжают в соответствии с календарным планом.

7 .5 Подго товку проекта нормативного доку мента для представления его на утверждение осуществляют с учетом полученных от зывов .

Для рассмотрения за мечаний и предложений по проекту ос новной разработчик при необходи мости рассмотрения разногласи и проводит согласительное совещание с ответственны ми представителя ми заинтересованных организаций. При няты е на сов ещании решения оформляются протоколо м и отражаются в сводке отзывов.

В тех случаях, когда по соответствующему направлению нормирования и стандарти зации Минстроем России создан технический комитет (ТКС), проект документа рассыла ется также на от зыв все м членам ТКС. Рассмотрение проекта доку мента в этом случае, его научно-техническую экспертизу и доработку по результата м рассылки проводит ТКС и ра зработчик в порядке, установленном Положением о ТКС.

7 .6 Согласование проекта документа с органами государ ственного надзора и другими организациями, указанными в техническом задании на его разработку, осуществляет разработчик до представления документа на утверждение. Согласование федеральных документов осущ ествляют с федеральными органами, до кументов субъектов федерации и субъектов хозяйст венной деятельности — с соответствующими территориальными органами надзора .

Проект документа направляют на согласование в окончательной редакции ра зработчика. Рассмотрение проекта осуществляют в срок до 30 дней со дня его поступления. Согласование оформляют письмом. Запись «Согласовано с замечаниями» не допускается.

Разногласия, во зникшие при согласовании проекта документа, оформляют совместным протоколом. Решения по ра зногласиям после их дополнительного рассмотрения с заинтересованными органами принимает Минстрой России.

Читайте также:  Главный инженер это кто в строительстве

7 .7 Проект нормативного документа ра зработчик представ ляет в трех экземплярах, один из которых должен быть первы м, с сопроводительным письмом и следующей документаци ей в одном экземпляре:

— пояснительной запиской к проекту докумен та по ГОСТ Р 1.2 с обоснованиями, данными об использованных ре зультатах научно-исследовательских работ и о результатах сопоставления документа с международными и зарубежными стандартами;

— проектом документа, рассылавш егося на отзыв (первая редакция) и перечнем организаций, которым проект документа был направлен;

— подлинными заключениями организаций, которым документ рассылался на от зыв и сводкой отзывов;

— протоколами заседаний НТС, согласительного совещания или ТКС по рассмотрению проекта нормативного документа;

— подлинными документами, подтверждающими согласование проекта органами государственного над зора и другими организациями или протокол разногласий (если согласование требовалось техническим заданием) ;

-предложениями об отмене действующих документов или проектами изменений в них, свя занными с введением нового нормативного документа .

В случаях, установленных техническим заданием, один экземпляр проекта нор мативного документа представляется на ма шинном носителе.

7. 8 При рассмотрении представленного проекта нормативного документа для решения вопроса о его принятии проводят его проверку на соответствие требованиям законодательства и действующих норматив ных документов, общим методологическим принципам нормирования и стандарти зации, требованиям настоящих норм и правил , стандартов ГСС и технического задания. По результатам рассмотрения документа разработчик вносит в него необходимые уточнения .

При принятии нормативного документа устанавливают дату введения его в действие . О дновременно отменяют документы, взамен которых он разработан.

7.9 Строительные нормы и правила (СНиП) и государственные стандарты (ГОСТ) в области строительства принимаются и вводятся в действие постановлениями Минстроя России.

Своды правил по проектировани ю и строительству (СП) принимает разработчик . Согласованные с соответствующими органами надзора своды правил перед утверждением направляют для одобрения в Минстрой России. Одобрение свода правил офор мляется письмом Минстроя России .

Руководящие документы Системы (РДС) принимает (утверждает) Минстрой России в установленном им порядке.

Территориальные строительные нормы (ТСН) принимают органы исполнительной власти соответствующих субъектов Российской Федерации в установленно м ими порядке.

7.10 И зменения к нормативным документам ра зрабатывают и утверждают в порядке, аналогичном порядку ра зработки и утверждения этих документов. В случаях, предусмотренных техническим заданием, порядок разработки изменений может быть упрощен .

Отмену нормативных документов осуществляют органы, их утвердившие .

7.11 Регистрацию, учет и издание утвержденных строительных норм и правил, государственных стандартов, сводов правил, руководящих документов, изменений к этим документам, а также регистрацию территориальных строительных норм осуществляет Минстрой Рос сии в установленном им порядке. При этом государственные стандарты в области строительства и изменения к ним проходят государственную регистрацию в органах Гос стандарта России.

При регистрации территор иальных строительных норм проводится проверка их соответствия обязательным требованиям федеральных нормативных документов. Территориальные строительные нормы не соответствующие этим требованиям, не ре гистрируют и не включают в Перечень действующих нор мативны х документов. Издание зарегистрированных территориальных нор м осущ ествляют соответствующие органы субъектов Российской Федерации .

7.12 Технические условия на строительные материалы, изделия, конструкции и другую продукцию промышленных пр едприятий разрабатывают организации-разработчики или производител и ука занной продукции как составную часть проектной, конструкторской или технологической докум ентации на ее изготовление.

Согласовани е и утв ерждение технических условий на продукцию предприятий должно производиться в соотв етствии с порядком, установленном Госстандартом России ( «Правила согласования и утверждения технических условий» ПР 50.1.001-93 ).

При этом вновь разрабатываемые и пересматриваемы е т ехнические условия на продукцию, от качества которой зависят прочность , несущая способность , до лговечность и другие эксплуатационные характеристики строительных кон струкций, а также инженерных систем зданий и сооружений дол жны пройти научно-техническую экспертизу в организациях, пер ечень которых определяет Минстрой России .

По требованию заказчика проектной доку ментации на строительство в составе этой докум ентации ра зрабатывают т ехнические условия, необходимые для приемки строя щихся объектов, которые становятся обя зательными, если их применение предусмотрено договором подряда.

7.13 Информация о действующих федеральных и территориальных нормативных документах публикуется Минстроем России в виде с пециальных еж егодных перечней (указател ей) .

Текущую и нформацию об утверждении, изменении и отмене этих документов Минстрой России публикует в журнал е «Бюллетень строительной техники» (БСТ) и информационно-справочных изданиях ГП «Центр проектной продукции массового прим ен ения» Минстроя России.

Информация о государственных стандартах в строительстве публикуется также в еж емесячных и еж егодных указателях «Государственные стандарты Российской Федерации» Госстандарта России.

7.14 Участие в разработк е межгосударственных и других региональных, а также международных нормативных документов (стандартов) органи зует Минстрой России в установленном им порядке .

8 ПРИМЕНЕНИЕ НОРМАТИВНЫХ ДОКУМЕНТОВ

8 .1 Нормативные документы Системы применяют в пределах установленной каждым документом области в соответствии с положениями настоящих норм и правил, законом Российской Федерации » О стандартизации» и ГОСТ Р 1.0 (для нормативных документов по стандарти зации) .

Межгосударственные строительные нормы и правила применяют на территории Ро ссийской Федерации в кач естве федеральных нормативных документов пут ей принятия соответствующих строительных норм и правил Российской Федерации в установленном Минстроем России порядке.

Международные, м ежгосударственные и другие региональные стандарты, а также национальные стандарты других стран применяют в строительстве непосредственно в качестве стандартов Российской Федерации в порядк е, установленном ГОСТ Р 1.0.

8.2 Обязательные требования нормативных документов подлежат при менению всеми органами управления и над зора, предприятиями и организациями независимо от формы собственности и принадлежности, гражданами, занимающимися индивидуальной трудовой деятельностью или осуществляющими индивидуальное строительство, а также общественными и иными организациями, включая совместные предприятия с участием зарубежных партнеров, заруб ежными юридическими и физическими лицами.

Отсутствие в договоре (контракте) ссылок на нор мативные документы, содержащие обязательные требования, не освобождает исполнителя от их соблюдения.

Разрешение на отступление от обязательных требований нормативного документа в обоснованных случаях может дать только орган, которы й этот документ введен на территории Российской Федерации, при наличии компенсирующих мероприятий и согласований органов надзора.

8.3 Рекомендуемые положения нормативных документов применяют по усмотрению исполнителя (производителя продукции) или по требованию заказчика.

Указанные положения становятся обя зательными для при менения, если в договоре (контракте) на выполнение работ или поставку продукции предусмотрены соответствующие указания со ссылкой на эти документы.

При отсутствии в договоре (контракте) таких указаний эксп ортирующие или контролирующие органы не вправе требовать применения рекомендуемых положений для обеспечения выполнения обя зательных требований, или запрещать применение решений, отсутствующих в нормах.

Исполнитель может разработать и о существить собственное или любое другое решение, как наиболее рациональное в конкретной ситуации. Возможность применения таких решений должна быть подтверждена расчетом, результатами исследований, экспериментов или другим способом. Применение рекомендуемых норм следует рассматривать лишь как один из способов выполнения соответствующих обязательных требований.

8.4 На проектирование и строительство уникальных и экспериментальных объектов, при необходимости, следует ра зрабатывать технические условия, которые утверждает заказчик по согласованию с Минстроем России и органами надзора.

8.5 На существующие здания и сооружения, запроектированные и построенные в соотв етствии с ранее действовавши ми нор мативными документами, вновь разрабатыва емые документы не распространяются, за искл ючени ем случаев, когда дальнейшая эксплуатация таких зданий и сооружений в соответствии с новыми данными приводит к недопустимому риску для безопасности жизни и здоровья людей. В таких случаях компетентные органы исполнитель ной власти или собственник об ъекта должны принять решение о реконструкции, ремонте или сносе существую щих з даний и сооруж ений.

При и зменении функционального на знач ения существующих зданий (сооружений) или отдельных помещений в них, должны применяться действующие нормативные документы в соответствии с новым на значением этих зданий или помещений.

8.6 Юридически е и фи зические лица несут ответственность за нару шение обязательных требований и правильность применения положений нормативных документов в соответствии с законодательство м .

ПРИЛОЖЕНИЕ А

ТЕРМИНЫ СИСТЕМЫ НОРМАТИВНЫХ ДОКУМЕНТОВ
В СТРОИТЕЛЬСТВЕ И ИХ ОПРЕДЕЛЕНИЯ

Источник: znaytovar.ru

СНиП – строительные нормы и правила, для чего предназначен

СНиП — значение аббревиатуры: Строительные Нормы и (союз) Правила. Это комплекс регламентирующих градостроительную деятельность документов, утверждённых правительством, — в технической тематике, экономической и правовой сферах. В настоящее время строительные нормы и правила являются частью технических регламентов. Единый перечень объектов, зависящих от требований регламентов Таможенного Союза (ТС), включает:

Строительные нормы

  • — предметы строительного назначения и строительной недвижимости — здания, сооружения и коммуникации различного назначения,
  • — транспортные объекты автомобильные, железнодорожные и метрополитена, включая автомобильные дороги,
  • — объекты морского и внутреннего водного транспорта.

Для исполнения безусловных положений технических регламентов ТС применяются и Российские стандарты, в частности, СНиП.

В них содержатся детальное описание элементов строительных конструкций, способы их расчёта и применяемые для изготовления материалы. Этот нормативный документ направлен на защиту интересов граждан и государства, является руководством для специалистов строительных предприятий и организаций.

СНиП определяет требования к возводимой конструкции и итоговому сооружению, но не претендует на роль пошаговой инструкции: решения по конструктивному исполнению, технологическим приёмам и планировкам могут приниматься строителями самостоятельно.

На основе СНиП разрабатываются технические регламенты, основными целями которых считаются:

  • охрана здоровья населения и имущества,
  • предотвращение загрязнений природы, сохранения её флоры и фауны.

Юристы нашей редакции советуют ознакомиться с последними изменениями статьи 155 ЖК РФ касательно оплаты услуг ЖКХ.

Создание и обновление

Сборник СНиП введён в действие с января 1955 года. До этого времени комплексного сборника нормативов по строительной тематике в СССР не издавалось.

Введение СНиП было сделано для поддержания качества и уменьшения затрат капитальных строительных работ, обусловленных применением прогрессивных норм проектирования и сметных норм. Фактически передовики строительной отрасли превышали эти нормы.

СНиП разрабатывались с перспективой развития строительства всех отраслей промышленности, создания и запуска в серию новых образцов машин и механизмов, оборудования, унификации деталей и конструкций серийного изготовления, глубокой переработки минеральных и растительных ресурсов.

СНиП благоприятствуют продвижению консолидированной технической программы в строительной отрасли.

Структура

Все СНиП классифицированы по направлениям сферы их применения. Основные составляющие строительных норм и правил, четыре части Правил — это общие положения и нормы проектирования, производство и приёмка строительных работ, сметные нормы и правила. Приложения к СНиП — сборники сметных норм по видам работ.

Составные части

Отдельные части строительных норм и правил включают в себя обособленные главы, выпускаемые в виде самостоятельных изданий.

В первой части находятся тезисы общего направления, определяющие порядок создания нормативных положений, терминология сборника, виды и конструктивные особенности зданий, сооружений и передаточных средств, деления их на классы, критерии и порядок установления параметров и предельных значений в строительстве. Во второй части — установленные требования по нормам проектирования:

Строительные нормы и правила рф

  • проектирование в части влияния климатологии и геофизики, учёта противопожарных норм и сейсмического воздействия, тепловых расчётов и нагрузок,
  • конструкции оснований под здания и сооружения, расчёт фундаментов,
  • передаточные сооружения внешних коммуникаций и внутренне инженерное обеспечение зданий,
  • транспортные коммуникации и сооружения,
  • коммуникации и конструкции проводной и беспроводной связи, телерадиовещания,
  • объекты энергетики и гидротехнические сооружения,
  • градостроительные планы,
  • жилые и общественно значимые объекты и сооружения,
  • здания и сооружения производственного назначения,
  • здания и сооружения сельскохозяйственного назначения.

В третьей части излагается, как ведутся работы и регламент их приёмки:

  • порядок хода строительства и приёмки объектов законченного строительства,
  • производство топогеодезических работ,
  • требования охраны труда и техники безопасности,
  • порядок изготовления котлованов, траншей и оснований под фундаменты и строительные конструкции, приёмка выполненных работ, в том числе скрытых,
  • требования к монтажу технических устройств и коммуникаций зданий и сооружений, а также внешних сетей канализации, водоснабжения и газоснабжения, электрообеспечения и тепловых сетей.

В четвёртой части приводятся сведения о сметных нормах:

Главы снипа

  • порядок разработки и пользования сметными нормами в строительстве и на монтажные работы,
  • система определения и актуализации сметной стоимости материалов, отдельных конструкций, машино-смен работы машин и механизмов,
  • порядок разработки локальных смет и единичных расценок,
  • форма установления сметной стоимости строящегося объекта.

Через определённое время СНиП по отдельным главам ревизируется на предмет соответствия закреплённых положений современным требованиям и с учётом достижений современной науки, организации труда, передовых методов проектирования и строительства. По мере необходимости в нормы и правила вносятся соответствующие коррективы.

Некоторые нормативные акты, касающиеся строительства, действуют вне Сборника и регламентируют такие вопросы, как:

  • нормы отвода земель под строительство и его продолжительность,
  • положение о договорах на проектные и геолого-изыскательские работы,
  • инструкции по ведению определённых работ, связанных с повышенной опасностью.

Классификация составляющих

СНиП — это сборник строительных норм и правил по разработке проектов и смет, производству строительных работ в России. СНиП, до образования Системы нормативов по СНиП от 1994 г., закодированы в группы по Классификатору так: они подразделяются на 5 частей, которые, в свою очередь, дробятся на группы. Расшифровка кода документа: после аббревиатуры СНиП:

  • первая цифра — часть,
  • две вторых цифры — группа,
  • следующие две цифры — номер документа

Эти цифры отделяются друг от друга точкой, далее — через чёрточку, год выпуска. Это касается документов, выпущенных в период 1983—1993 гг. Документы СНиП, выпущенные в другие годы, имеют несколько другие кодировки.

Источник: domosite.ru

Рейтинг
Загрузка ...