Обязанность оснащения жилого помещения ИПУ, в том числе при выходе ИПУ из строя, а также контроль их сохранности и работоспособности возложены на собственника жилья
Платить по счетчику. Учимся вводить в эксплуатацию приборы учета
Все индивидуальные жилые дома и квартиры должны быть оборудованы приборами учета, иногда именуемые просто счетчиками. Причем собственник жилого помещения должен не только установить их, но и обеспечить ввод приборов в эксплуатацию. В сентябре Правительство РФ, наконец, рассказало, как это следует делать.
Фактически ввод установленного счетчика в эксплуатацию – это его документальное оформление в качестве прибора учета, по показаниям которого в дальнейшем будет осуществляться расчет размера платы за коммунальные услуги, предоставленные потребителю.
В Правилах предоставления коммунальных услуг, которые действуют с сентября 2012 года, порядок выполнения необходимых для этого работ и действий описан не был, поэтому нередко управляющие компании ставили процесс ввода приборов учета в эксплуатацию на коммерческую основу, проще говоря, требовали с граждан деньги за их установку. В различных регионах России прокуратура неоднократно пресекала такую «самодеятельность», но, как известно, аппетиты дельцов от ЖКХ просто так не остановишь.
На защиту потребителей жилищно-коммунальных услуг встало Правительство РФ, своим постановлением № 824 от 19.09.2013 внеся необходимые дополнения в упомянутые Правила, которые начинают действовать с октября этого года.
Как ввести прибор учета в эксплуатацию
Если прибор учета уже установлен в вашем жилище, то он должен быть введен в эксплуатацию не позднее месяца, следующего за датой его установки. Поэтому, не мешкая следует оформить заявку на ввод и подать ее исполнителю, осуществляющему подачу коммунальных услуг в жилое помещение (это может быть управляющая организация, ТСЖ, жилищный кооператив и т.д.).
В заявке нужно указать:
— сведения о себе (фамилия, имя, отчество, реквизиты документа, удостоверяющего личность (например, паспорта, контактный телефон);
— дату и время (удобные для вас!) ввода установленного прибора учета в эксплуатацию;
— тип и заводской номер установленного прибора учета, место его установки;
— сведения об организации, которая производила монтаж прибора учета;
— показания прибора учета на момент его установки;
— дата следующей поверки.
К заявке нужно приложить копию паспорта на прибор учета.
Если исполнитель не сможет выполнить заявку в срок, установленный потребителем, то в течение 3 рабочих дня он должен предложить потребителю иную дату и время, но при этом на выполнение заявки исполнителю дается только 15 рабочих дней. Началом этого срока считается дата получения заявки, поэтому целесообразно оформлять заявку в двух экземплярах, один из которых вручить исполнителю, а на втором получить отметку о принятии (входящий номер, дата, подпись и т.п.) и оставить его у себя.
МЕЖДУ ПРОЧИМ: |
Если в срок, согласованный потребителем и исполнителем, работы по вводу прибора учета в эксплуатацию не будут выполнены, или исполнитель предложит установить прибор в срок, превышающий 15 рабочих дней, то прибор учета будет считаться введенным в эксплуатацию с даты направления в адрес исполнителя заявки, и с этой даты его показания должны учитываться при определении объема потребления коммунальных услуг. |
Выполняя работы по вводу прибора учета в эксплуатацию, исполнитель обязан проверить:
— соответствие заводского номера на приборе учета номеру, указанному в его паспорте;
— соответствие прибора учета технической документации изготовителя прибора, в том числе комплектации и схеме монтажа прибора учета;
— наличие знаков последней поверки (за исключением новых приборов учета);
— работоспособность прибора учета.
После окончания проверки представитель исполнителя обязан установить на приборе учета контрольные пломбы. Если же в ходе проверки обнаружатся какие-то расхождения (не соответствия) или прибор не будет работать, то его в эксплуатацию не примут.
По результатам проверки исполнитель обязан оформить акт ввода прибора учета в эксплуатацию и указать в нем:
а) дату, время и адрес ввода прибора учета в эксплуатацию;
б) фамилии, имена, отчества, должности и контактные данные лиц, которые принимали в этом участие;
в) тип и заводской номер установленного прибора учета, а также место его установки;
г) решение о вводе или об отказе от ввода прибора учета в эксплуатацию с указанием оснований такого отказа;
д) если решение о вводе в эксплуатацию принято, то в акт вписывают показания прибора на момент завершения процедуры его проверки и указывают места на приборе учета, где установлены контрольные одноразовые номерные пломбы (контрольные пломбы);
е) дата следующей поверки.
Акт составляется в 2 экземплярах, его обязаны подписать как потребитель, так и представитель исполнителя, который принимал участие в процедуре ввода прибора учета в эксплуатацию. Один экземпляр акта должен остаться у потребителя.
Ввод приборов учета в эксплуатацию осуществляется исполнителем без взимания платы.
Это теперь установлено пунктом 81.9 Правил оказания коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 6 мая 2011 г. N 354.
Начиная со дня, следующего за днем ввода прибора учета в эксплуатацию, исполнитель обязан производить расчет платы за соответствующую коммунальную услугу на основании показаний этого прибора учета.
Если прибор учета сломается, то потребитель обязан известить об этом исполнителя, сообщив показания прибора учета на момент его выхода из строя (возникновения неисправности).
- неотображения приборами учета результатов измерений;
- нарушения контрольных пломб и (или) знаков поверки;
- механического повреждения прибора учета;
- превышения допустимой погрешности показаний прибора учета;
- истечения межповерочного интервала поверки приборов учета.
Ввод в эксплуатацию прибора учета после его ремонта, замены и поверки осуществляется в порядке, описанном выше, при этом установленный прибор учета, в том числе после поверки, опломбируется исполнителем без взимания платы с потребителя. Но если на приборе учета будут нарушены пломбы или знаки его поверки, причем не важно, по чьей вине это случиться — потребителя или третьего лица, то за повторное его опломбирование исполнитель вправе требовать оплату.
О ЗАЩИТЕ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ ИЗ СЕНАТА – ЧТО НОВОГО?
Необходимо разрабатывать законодательные инициативы, которые усиливают административную и уголовную ответственность
Абонент оплачивает услуги водоснабжения и водоотведения по показаниям введённого в эксплуатацию прибора учёта, начиная с 1-го числа месяца, следующего за месяцем ввода прибора учёта в эксплуатацию . В случае выхода прибора учёта из строя следует незамедлительно известить об этом МУП «Водоканал» по тел. 8(4967) 54-77-95 и сообщить показания прибора учёта на момент возникновения неисправности, а также устранить неисправность в течение 30 дней со дня выхода прибора учёта из строя. При необходимости демонтажа прибора учёта (для замены, ремонта или поверки) необходимо не менее чем за 2 рабочих дня оповестить МУП «Водоканал».
Акт ввода ипу в эксплуатацию в новостройке
Оставьте свою заявку по вопросам, связанными с защитой прав потребителей и наши специалисты вам помогут!
Общие разъяснения:
В соответствии с ч. 1 ст. 157 Жилищного кодекса Российской Федерации, при наличии в жилом помещении приборов учета размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям соответствующих приборов учета.
Учет объема (количества) коммунальных услуг, предоставленных потребителю в жилом или в нежилом помещении, осуществляется с использованием индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета (для коммунальных квартир).
Обязанность оснащения жилого помещения ИПУ, в том числе при выходе ИПУ из строя, а также контроль их сохранности и работоспособности возложены на собственника жилья. Исключения составляют случаи, когда отсутствует техническая возможность установки ИПУ.
Требования к ИПУ:
Собственник помещения вправе самостоятельно приобрести прибор учета, который должен соответствовать требованиям законодательства.
1. Прибор учета должен быть зарегистрирован в государственном реестре средств измерений, иметь знак утверждения типа и индивидуальный номер, соответствующий номеру, указанному в его паспорте.
Ведение Государственного реестра средств измерений возложено на ФГУП «Всероссийский научно — исследовательский институт метрологической службы». Такой Реестр расположен на сайте: http://www.vniims.ru. На территории Российской Федерации допускаются к использованию индивидуальные приборы учёта только утвержденного типа. Утверждение типа ИПУ удостоверяется свидетельством, выдаваемым Росстандартом.
2. В сопроводительных документах на ИПУ (например, в паспорте ИПУ) должны быть указаны:
- информация о соответствии прибора учета утвержденному типу,
- сведения о дате первичной поверки прибора учета и об установленном для прибора учета межповерочном интервале,
- требования к условиям эксплуатации прибора учета.
Государственный метрологический контроль и надзор за выпуском, состоянием и применением средств измерений осуществляет Росстандарт. Информацию о приборах учета можно найти на сайте: http://www.gost.ru.
Порядок установки ИПУ:
Установка приборов учета по заявлению потребителя осуществляется ресурсоснабжающей организацией, управляющей компанией, сторонней организацией, привлеченной потребителем либо самим потребителем. При этом установку приборов учета газа и электрической энергии должны производить только специализированные организации.
Установка прибора учета должна осуществляться в соответствии со схемой монтажа и другими требованиями, указанными в технической документации изготовителя этого прибора учета.
При выявлении отсутствия ИПУ, собственники в течение 2-х месяцев с момента такого выявления должны будут устранить нарушения или, в случае невыполнения требования, установка ИПУ будет осуществлена в принудительном порядке с отнесением понесенных расходов на собственника. Потребителям, не установившим ИПУ, расчет платы за коммунальные услуги по горячему и холодному водоснабжению, электроснабжению производится по нормативу с применением повышающего коэффициента 1,5.
Алгоритм действий потребителя по установке приборов учета:
В случае если для установки (замены) ИПУ собственник обратился в организацию, то с ним должны заключить письменный договор, содержащий следующие существенные условия: предмет; цену; порядок расчетов; срок установки (замены) прибора учета; место установки (замены) прибора учета, соответствующего требованиям, предъявляемым изготовителем прибора учета к условиям, необходимым для его работы; порядок ввода установленного прибора учета в эксплуатацию; гарантийные обязательства исполнителя.
Важно помнить, что ресурсоснабжающие организации не вправе отказать обратившимся к ним лицам в заключении договора, регулирующего условия установки, замены и (или) эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют.
Этапы заключения договора:
1. Направление исполнителю письменной заявки, которая должна содержать:
1) сведения о предмете договора;
2) Ф.И.О. заказчика и реквизиты документа, удостоверяющего его личность, место жительства, почтовый адрес, а также при наличии телефон, факс, адрес электронной почты;
3) адрес объекта, подлежащего оснащению ИПУ, с указанием предполагаемого места установки;
4) требования заказчика к ИПУ, соответствующие требованиям нормативных правовых актов Российской Федерации.
К заявке прилагаются:
- копии документов, подтверждающих право собственности на объект, подлежащий оснащению ИПУ;
- документы, подтверждающие полномочия лица, подписавшего заявку, если заявка подписана не собственником.
При отсутствии в заявке необходимых сведений, а также при отсутствии документов, которые должны быть приложены к заявке, исполнитель в течение 3 рабочих дней со дня получения заявки и прилагаемых к ней документов уведомляет об этом заказчика.
2. Осмотр объекта для установления технической возможности установки ИПУ.
Цель осмотра: проверка наличия технической возможности установки, замены ИПУ для определения возможности ИПУ соответствующего вида, при осуществлении расчета платы за коммунальную услугу по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению, электроснабжению, газоснабжению.
Осмотр объекта проводится исполнителем в течение 10 рабочих дней со дня получения заявки.
О планируемой дате осмотра исполнитель информирует заказчика.
Заказчик обязан предоставить исполнителю доступ к объекту (прибору учета) для их осмотра.
В случае невозможности предоставления исполнителю в определенный им срок доступа к объекту (прибору учета) заказчик должен предложить исполнителю иной срок для осмотра.
Результат осмотра. По результатам осмотра технической возможности установки ИПУ составляется акт.
3. Подписание договора и установка прибора учета. При наличии технической возможности выполнить указанные в заявке работы (услуги), исполнитель в срок не более 15 рабочих дней со дня проведения осмотра объекта направляет заказчику подписанный со своей стороны проект договора (в двух экземплярах), а также — технические условия установки (замены) прибора учета. Заказчик, получивший от исполнителя проект договора, подписывает его и в срок не более 15 рабочих дней со дня получения проекта договора направляет один подписанный им экземпляр договора исполнителю. Прибор учета устанавливается в сроки, установленные договором.
При отсутствии технической возможности выполнить работы (оказать услуги), указанные в заявке, исполнитель в срок не более 15 рабочих дней со дня проведения осмотра объекта направляет заказчику мотивированный отказ в заключении договора.
Критерии наличия (отсутствия) технической возможности установки указаны в Приказе Минрегиона России от 29.12.2011 N 627.
Прибор учета собственник вправе приобрести самостоятельно или поручить это организации, с которой заключен договор. При этом не стоит забывать, что к использованию допускаются приборы учета утвержденного типа. В сопроводительных документах к прибору учета должна быть указана следующая информация:
- о соответствии прибора учета утвержденному типу;
- о дате первичной поверки прибора учета;
- об установленном для прибора учета межповерочном интервале;
- требования к условиям эксплуатации прибора учета.
Ввод ИПУ в эксплуатацию:
Ввод в эксплуатацию прибора учета — документально оформленная в установленном порядке готовность средства измерений к использованию по назначению.
Плата за ввод прибора учета в эксплуатацию не взимается!
Установленный прибор учета должен быть введен в эксплуатацию не позднее месяца, следующего за датой его установки. Ввод установленного прибора учета осуществляется исполнителем коммунальных услуг (управляющей компанией, ТСЖ, ЖСК или иным потребительским кооперативом).
1) Подача заявки на ввод прибора учета в эксплуатацию в 2-х экземплярах.
В заявке нужно указать:
- сведения о потребителе (фамилия, имя, отчество, реквизиты документа, удостоверяющего личность (например, паспорта, контактный телефон);
- предполагаемые дату и время (удобные для потребителя) ввода ИПУ в эксплуатацию;
- тип и заводской номер установленного ИПУ, место его установки;
- сведения об организации, которая производила монтаж прибора учета;
- показания прибора учета на момент его установки;
- дата следующей поверки.
2) Согласование сроков ввода в эксплуатацию приборов учета.
Ввод ИПУ в эксплуатацию должен быть осуществлен в сроки, указанные потребителем.
Если исполнитель не сможет выполнить заявку в этот срок, то в течение 3-х рабочих дней он должен предложить потребителю иную дату и время, но не позднее 15 рабочих дней со дня получения заявки потребителя.
Если в указанные сроки работы по вводу прибора учета в эксплуатацию не будут выполнены, или исполнитель предложит установить прибор в срок, превышающий 15 рабочих дней, то прибор учета будет считаться введенным в эксплуатацию с даты направления в адрес исполнителя заявки, и с этой даты его показания должны учитываться при определении объема потребления коммунальных услуг.
3) Оформление результатов ввода ИПУ в эксплуатацию.
Исполнитель обязан проверить:
- соответствие заводского номера на приборе учета номеру, указанному в его паспорте;
- соответствие прибора учета технической документации изготовителя прибора, в том числе комплектации и схеме монтажа прибора учета;
- наличие знаков последней поверки (за исключением новых приборов учета);
- работоспособность прибора учета.
В акте ввода прибора учета в эксплуатацию указывается:
- дата, время и адрес ввода прибора учета в эксплуатацию;
- фамилии, имена, отчества, должности и контактные данные лиц, которые принимали в этом участие;
- тип и заводской номер установленного прибора учета, а также место его установки;
- решение о вводе или об отказе от ввода прибора учета в эксплуатацию с указанием оснований такого отказа;
- если решение о вводе в эксплуатацию принято, то в акт вписывают показания прибора на момент завершения процедуры его проверки и указывают места на приборе учета, где установлены контрольные одноразовые номерные пломбы (контрольные пломбы);
- дата следующей поверки.
4) Изменение порядка расчета платы за коммунальные услуги.
Исполнитель обязан начиная с 1-го числа месяца, следующего за месяцем ввода прибора учета в эксплуатацию, осуществлять расчет размера платы за соответствующий вид коммунальной услуги исходя из показаний введенного в эксплуатацию прибора учета.
Ответственность исполнителя за нарушение прав потребителя:
1. Претензионный порядок. Потребитель вправе обратиться с претензией к исполнителю услуг в случае:
- отказа в установке ИПУ или введении ИПУ в эксплуатацию,
- взимания оплаты за ввод ИПУ в эксплуатацию,
- нарушения порядка расчета оплаты коммунальных услуг после ввода ИПУ в эксплуатацию.
3. Административная ответственность.
Нарушение исполнителем коммунальных услуг порядка расчета размера платы за водоснабжение, водоотведение, газоснабжение, электроснабжение (по нормативу, без учета показателей ИПУ), при условии соблюдения потребителем требований законодательства к порядку установки (замены) и ввода в эксплуатацию ИПУ, влечет административную ответственность по ч. 1, 2 ст. 14.6 или ст. 14.7 КоАП РФ (в отношении ресурсоснабжающих организаций), ст. 7.23 КоАП РФ, ст. 14.1.3 КоАП РФ (в отношении управляющей компании, ТСЖ).
Необоснованный отказ или уклонение организации, обязанной осуществлять деятельность по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют, от заключения соответствующего договора и (или) от его исполнения также влечет за собой административную ответственность по ч.12 ст. 9.16 КоАП РФ.
В целях привлечения исполнителя услуг к административной ответственности за совершение правонарушений, предусмотренных указанными статьями, потребителю рекомендуется обратиться с жалобой в Департамент государственного жилищного и строительного надзора Свердловской области по адресу: 620004, г. Екатеринбург, ул. Малышева, д. 101.
Ввод приборов учета в эксплуатацию (подписанный акт ввода приборов учета в эксплуатацию ) является основанием для осуществления начислений платежей за фактически потребленные коммунальные услуги по показаниям ИПУ . В соответствии с п. 81 Правил № 354 оснащение жилого или нежилого помещения приборами учета, ввод установленных приборов учета в эксплуатацию , их надлежащая техническая эксплуатация , сохранность и своевременная замена должны быть обеспечены собственником жилого или нежилого помещения.
Единый порядок ввода ИПУ в эксплуатацию
Постановлением Правительства РФ от 19.09.2013 № 824 утверждены дополнения к Новым правилам, которые вступили в силу с 01.10.2013. Они посвящены исключительно порядку ввода ИПУ в эксплуатацию, а также взаимодействию потребителя и исполнителя при выходе такого счетчика из строя, его поверке.
Ранее из Новых правил следовало лишь то, что ввод установленного ИПУ в эксплуатацию осуществляется исполнителем на основании заявки собственника помещения не позднее месяца, следующего за датой его установки (п. 81). Рассматриваемые поправки детально регламентируют порядок действий сторон.
Заявка потребителя и согласование ввода ИПУ в эксплуатацию.
- сведения о потребителе (для физического лица – Ф. И. О., реквизиты документа, удостоверяющего личность, контактный телефон, для юридического лица – наименование (фирменное наименование), место государственной регистрации, контактный телефон);
- предлагаемые дата и время ввода установленного прибора учета в эксплуатацию;
- тип и заводской номер установленного прибора учета, место его установки;
- сведения об организации, осуществившей монтаж счетчика;
- показания прибора учета на момент его установки;
- дата следующей поверки.
К заявке прилагаются копия паспорта на прибор учета, а также копии документов, подтверждающих результаты последней поверки счетчика (за исключением новых приборов учета).
Этот состав сведений предполагает, что ИПУ установлен третьим лицом (не исполнителем). Сначала рассмотрим данную ситуацию. Обратите внимание, что потребитель сам предлагает исполнителю дату и время ввода ИПУ в эксплуатацию. Исполнитель же обязан рассмотреть это предложение и может направить потребителю встречное предложение о новых дате и времени выполнения работ. Причем такое предложение должно быть направлено потребителю не позднее трех рабочих дней со дня получения заявки, а предложенная новая дата осуществления работ не может быть позднее 15 рабочих дней со дня получения заявки (п. 81.1 Новых правил). Если исполнитель не явился в предложенные в заявке или иные согласованные с потребителем дату и время либо предложенная исполнителем дата была позднее указанных выше 15 рабочих дней, ИПУ считается введенным в эксплуатацию с даты направления в адрес исполнителя заявки потребителя (с соблюдением всех требований к ней) и с этой даты его показания учитываются при определении объема потребления коммунальных услуг (п. 81.2 Новых правил). Это очень важный для потребителей момент, поскольку поправки призваны стимулировать скорейший ввод ИПУ в эксплуатацию исполнителем. К настоящему времени сложилась практика, когда управляющие компании не стремятся организовать работу по приемке ИПУ в эксплуатацию, в результате чего потребители вынуждены дожидаться своей очереди в течение длительного времени (известны сроки даже в два месяца). Теперь потребитель может не тратить время и вправе рассчитывать, что плата за коммунальные услуги будет исчисляться с учетом показаний ИПУ уже начиная с даты подачи заявки исполнителю. Если исполнитель продолжит начислять плату по нормативам потребления, контролирующие органы могут прийти на помощь потребителю. Кстати, в этом смысле важным становится порядок передачи заявки исполнителю. Чтобы иметь доказательства в дальнейшем, потребитель должен составить заявку в двух экземплярах и потребовать от сотрудника УК проставить на втором экземпляре отметку о принятии заявки. Заявку также можно направить почтовым отправлением с описью вложения.
Процедура ввода ИПУ в эксплуатацию.
Из вновь введенных в Новые правила пунктов следует, что в процедуре ввода ИПУ в эксплуатацию можно выделить три этапа.
Первый этап – проверка ИПУ и документов на него.
проверка ИПУ и документов на него (п. 81.4), а именно проверка:
- соответствия заводского номера на приборе учета номеру, указанному в его паспорте;
- соответствия счетчика технической документации его изготовителя, в том числе комплектации и схеме монтажа прибора учета;
- наличия знаков последней поверки (за исключением новых приборов учета);
- работоспособности ИПУ.
Если выявлены несоответствия, исполнитель не вводит прибор учета в эксплуатацию (п. 81.5 Новых правил). Нормативный документ устанавливает порядок оформления данного факта путем составления документа, который в п. 81.6 Новых правил назван актом ввода в эксплуатацию. Но, очевидно, его уместно назвать актом об отказе от ввода ИПУ в эксплуатацию. В нем должны быть отражены следующие реквизиты:
- дата, время и адрес проверки установленного ИПУ;
- Ф. И. О., должности и контактные данные лиц, принимавших участие в проверке;
- тип и заводской номер установленного прибора учета, а также место его установки;
- решение об отказе от ввода счетчика в эксплуатацию с указанием оснований для такого отказа.
Документ составляется в двух экземплярах и подписывается потребителем и представителями исполнителя. С учетом п. 81.2 Новых правил составление такого акта в интересах исполнителя: нужно иметь документ с подписью потребителя о том, что в согласованное время работник УК прибыл к потребителю, но обоснованно не ввел ИПУ в эксплуатацию (чтобы избежать обвинений в игнорировании заявки потребителя).
Второй этап — установка контрольных пломб.
На втором этапе представитель исполнителя осуществляет установку контрольных одноразовых номерных пломб на ИПУ (при отсутствии оснований для отказа от ввода ИПУ в эксплуатацию) (п. 81.8 Новых правил). Здесь имеются в виду пломбы на месте присоединения ИПУ к внутридомовым инженерным сетям и внутриквартирному оборудованию.
Третий этап — акт ввода ИПУ в эксплуатацию.
Третий этап – оформление акта ввода ИПУ в эксплуатацию. В акте обозначаются (п. 81.6 Новых правил):
- дата, время и адрес ввода прибора учета в эксплуатацию;
- Ф. И. О., должности и контактные данные лиц, принимавших участие в процедуре ввода счетчика в эксплуатацию;
- тип и заводской номер установленного прибора учета, а также место его установки;
- решение о вводе ИПУ в эксплуатацию;
- показания прибора учета на момент завершения процедуры его ввода в эксплуатацию и указание мест на приборе учета, где установлены контрольные одноразовые номерные пломбы (контрольные пломбы);
- дата следующей поверки.
Акт ввода прибора учета в эксплуатацию составляется в двух экземплярах и подписывается потребителем и представителями исполнителя, принимавшими участие в процедуре ввода ИПУ в эксплуатацию (п. 81.7 Новых правил).
Согласно п. 81.9 Новых правил ввод приборов учета в эксплуатацию в случаях, предусмотренных настоящими правилами, осуществляется исполнителем без взимания платы. Поскольку установка пломб на ИПУ производится непосредственно перед оформлением акта ввода счетчика в эксплуатацию, пломбы устанавливаются бесплатно. Об этом есть специальная норма в п. 81.14 Новых правил: установленный прибор учета, в том числе после поверки, пломбируется исполнителем без взимания платы с потребителя, за исключением случаев, когда пломбирование соответствующих приборов учета производится исполнителем повторно в связи с нарушением пломбы или знаков поверки потребителем или третьим лицом.
Если потребитель заключил с исполнителем договор об установке ИПУ (то есть монтаж прибора выполняет сам исполнитель коммунальных услуг), его ввод в эксплуатацию осуществляется исполнителем путем оформления и подписания соответствующего акта, предусмотренного п. 81.6 Новых правил (п. 81.3). Очевидно, все предыдущие этапы (подача заявки на установку ИПУ, согласование времени, проверка ИПУ и документов на него, установка пломб) выполняются в рамках договора на установку ИПУ.
Выход ИПУ из строя.
В Новых правилах под выходом ИПУ из строя понимаются следующие обстоятельства (п. 81.12):
- неотображение прибором учета результатов измерения;
- нарушение контрольных пломб и (или) знаков поверки;
- механическое повреждение ИПУ;
- превышение допустимой погрешности показаний счетчика;
- истечение межповерочного интервала.
В случае возникновения данных обстоятельств потребитель обязан незамедлительно известить об этом исполнителя, сообщить показания ИПУ на момент его выхода из строя и обеспечить устранение выявленной неисправности (ремонт, замена, поверка) в течение 30 дней со дня выхода ИПУ из строя (п. 81.13 Новых правил). Если необходим демонтаж счетчика, потребитель обязан известить об этом исполнителя не менее чем за два рабочих дня. Демонтаж, а также последующий монтаж ИПУ выполняются в присутствии представителей исполнителя коммунальных услуг, кроме случаев, когда они не явились к сроку демонтажа, указанному в извещении.
Пунктом «у.2» п. 31 Новых правил предусмотрена обязанность исполнителя коммунальных услуг осуществлять ввод в эксплуатацию индивидуального, общего (квартирного) или комнатного прибора учета после его ремонта, замены и поверки в срок и порядке, которые установлены настоящими правилами. Это новое положение, до 01.10.2013 в документе была прописана обязанность исполнителя вводить в эксплуатацию только вновь установленные ИПУ. В силу п. 81.14 Новых правил ввод в эксплуатацию прибора учета после его ремонта, замены и поверки осуществляется в порядке, предусмотренном п. 81 – 81.9 Новых правил (см. п. 81.14). Это означает, что потребитель должен подать заявку, согласовать время установки счетчика и т. д. Все действия выполняются бесплатно для потребителя.
Дополнительно к обязанности потребителя обеспечивать проведение поверок ИПУ установлена обязанность направлять исполнителю копию свидетельства о поверке или иного документа, удостоверяющего результаты поверки прибора учета, осуществленной в соответствии с положениями законодательства РФ об обеспечении единства измерений (пп. «д» п. 34 Новых правил). Представляется, что копия данного документа должна быть приложена к заявке потребителя.
В Новых правилах появился единый порядок действий потребителя и исполнителя при вводе ИПУ в эксплуатацию, в том числе после ремонта, поверки. Новые положения направлены в большей степени на защиту прав потребителей. Поправками предусмотрено, что бесплатными для потребителя являются как ввод счетчика в эксплуатацию, так и установка контрольных пломб, кроме случая, когда пломбы ставятся повторно по причине нарушения пломб или знаков поверки потребителем или третьим лицом.
С. Н. Козырева / эксперт журнала
«Жилищно-коммунальное хозяйство:бухгалтерский учет и налогообложение»
5. Составление акта ввода прибора учёта в эксплуатацию в двух экземплярах с подписями собственника и исполнителя КУ ( п. 81 (6,7) ПП РФ № 354 ). … При вводе в эксплуатацию исполнитель КУ проверяет рабочее состояние ИПУ и верность его показаний, влияющих на корректный расчёт потребления ресурса в целях содержания общего имущества МКД, который оплачивает исполнитель КУ в адрес РСО. Зафиксировав начальные показания ИПУ , поставщик услуги сможет корректно определить объём потребления ресурса в помещении собственника по новому прибору учёта и рассчитать плату за период.
- http://www.azpp.ru/new-issue/platit-po-schetchiku-uchimsya-vvodit-v-ekspluatatsiyu-pribory-ucheta/
- https://xn--66-1lc2c.xn--p1ai/ipu
- https://www.audar-urist.ru/articles/82/edinyy-porjadok-vvoda-ipu-v-ekspluatatsiju