Пожарная машина – это транспортная или транспортируемая машина управляемая человеком на базе автомобильного шасси, предназначенная для тушения пожара, оснащеная пожарно-техническим вооружением, оборудованием и используемое при пожарно-спасательных работах.
Для обслуживания личного состава и пожарной техники, особенно на крупных пожарах, используются вспомогательные пожарные машины.
Пожарная техника – это технические средства тушения пожара, ограничения его развития, защиты людей и материальных ценностей от него.
В настоящее время пожарная техника охватывает большой арсенал различных средств: первичные средства пожаротушения, пожарные машины, установки пожаротушения и средства связи.
Перед началом тушения пожаров могут выполняться ряд специальных работ: разведка пожара, удаление продуктов горения из помещений, спасание людей, вскрытие конструкций и т.д. Для выполнения этих работ требуется номенклатура специальных пожарных машин со специальным оборудованием.
Учет материалов в строительстве. Вебинар для бухгалтеров
Пожар – это неконтролируемое горение. Он характеризуется большой скоростью распространения пламени, сопровождается выделением большого количества тепловой энергии и, следовательно, быстрым увеличением температуры вблизи очага горения.
Кроме того, в продуктах горения содержатся: сажа, окислы различных газов, ядовитые вещества и т.д.
Пожары характеризуются быстрым нарастанием опасных факторов пожара. Это и создает большую опасность для жизни людей и приводит к быстрому уничтожению материальных ценностей. Следовательно, необходимо как можно быстрее ликвидировать загорание и потушить пожар, т.е. создать условия, при которых процессы горения не могут развиваться.
Горению подвергаются материалы различного агрегатного состояния. Тушение их требует применения огнетушащих веществ, обеспечивающих рациональный механизм тушения. Для его реализации в очаг горения должно подаваться необходимое огнетушащее вещество с определенной интенсивностью.
Таким образом, для успешного тушения пожаров следует выполнять два основных требования: как можно быстрее начать их тушение и подавать в очаг горения огнетушащие вещества требуемого состава и с необходимой интенсивностью. Эти два требования отражаются в технических характеристиках пожарной техники.
Классификация
Пожарные машины создаются на основе различных транспортных средств:
- колесных и гусеничных машин;
- плавательных и летательных аппаратов;
- поездов.
Пожарными автомобилями укомплектовываются подразделения Государственной противопожарной службы (ГПС), а так же пожарной охраны различных министерств (железнодорожный транспорт, лесное хозяйство и т.д.).
Пожарные автомобили состоят из: шасси (основы транспортного средства) и пожарной надстройки. Она может включать салон для боевого расчета, агрегаты различного назначения (пожарные насосы, механизмы автолестниц и т.д.), емкости для огнетушащих веществ, отсеки для пожарно-технического вооружения (ПТВ).
Общие понятия в ПГС строительстве
Разнообразие пожаров и условий пожаротушения, а также выполняемых работ при боевых действиях потребовали создания ПА различного назначения.
По основным видам выполняемых работ пожарные автомобили подразделяются на:
- основные;
- специальные.
Ранее (до издания приказа № 555 от 18.09.2012 «Об организации материально-технического обеспечения системы МЧС России» (отменен – действующий: приказ МЧС России от 01.10.2020 № 737 «Об утверждении Руководства по организации материально-технического обеспечения МЧС России»)) существовал еще термин вспомогательные автомобили, которые обеспечивали функционирование пожарных подразделений. К ним относились: грузовые автомобили, топливозаправщики, передвижные ремонтные мастерские и др.
Вспомогательные пожарные машины вводились на вооружение пожарных частей для выполнения вспомогательных работ как в подразделениях, так и на месте тушения крупных и сложных пожаров.
Основные пожарные автомобили, в свою очередь, состоят из пожарных автомобилей общего и целевого применения.
Основные пожарные автомобили | Специальные пожарные автомобили | |
общего применения | целевого применения | |
АЦ – пожарная автоцистерна АЦЛ – пожарная автоцистерна с лестницей АЦПК – пожарная автоцистерна с коленчатым подъемником АНР – пожарный автомобиль насосно-рукавный АПП – пожарный автомобиль первой помощи АВД – пожарный автомобиль с насосом высокого давления АПС – автомобиль пожарно-спасательный АПСЛ – автомобиль пожарно-спасательный с лестницей |
АА – пожарный аэродромный автомобиль АП – пожарный автомобиль порошкового тушения АПТ – пожарный автомобиль пенного тушения АКТ – пожарный автомобиль комбинированного тушения АГТ – пожарный автомобиль газового тушения АГВТ – пожарный автомобиль газоводяного тушения ПНС – пожарная автонасосная станция ППП – пожарный пеноподъемник |
АЛ – пожарная автолестница АПК – пожарный коленчатый автоподъемник ТПЛ – пожарный телескопический автоподъемник с лестницей АЛЦ – пожарная автолестница с цистерной АПКЦ – пожарный коленчатый автоподъемник с цистерной АР – пожарный рукавный автомобиль АД – пожарный автомобиль дымоудаления АГ – пожарный автомобиль газодымозащитной службы АСА – пожарный аварийно-спасательный автомобиль АВЗ – пожарный водозащитный автомобиль АСО – пожарный автомобиль связи и освещения АШ – пожарный штабной автомобиль АЛП – пожарная автолаборатория АПРСС – пожарный автомобиль профилактики и ремонта средств связи АДПТ – автомобиль диагностики пожарной техники АБГ – пожарный автомобиль – база газодымозащитной службы АПТС – пожарный автомобиль технической службы АОПТ – автомобиль отогрева пожарной техники ПКС – пожарная компрессорная станция АТ – пожарно-технический автомобиль АОС – пожарный оперативно-служебный автомобиль |
Основные
Основные пожарные автомобили – предназначены для доставки личного состава подразделений ГПС, огнетушащих веществ и оборудования к месту пожара и подачи огнетушащих веществ в зону горения.
Основные пожарные автомобили общего применения – предназначены для тушения пожаров на объектах городов и в жилом секторе.
Основные пожарные машины могут быть общего (для тушения пожаров в городах и других населённых пунктах) и целевого применения (для тушения пожаров на предприятиях химической, нефтяной, лесоперерабатывающей промышленности, в аэропортах, лесах, других специальных объектах). Основные пожарные машины общего применения подразделяются на пожарные машины первой помощи водопенного тушения (автоцистерны), насосно-рукавные и другие. Основные пожарные машины целевого применения подразделяются на пожарные машины пенного, порошкового, газового, газоводяного, комбинированного тушения, насосные станции, лесопожарные, аэродромные пожарные машины и др.
К пожарным автомобилям общего применения принято относить:
- Пожарную автоцистерну (АЦ) – это пожарный автомобиль, оборудованный пожарным насосом, емкостями для хранения жидких огнетушащих веществ и средствами их подачи и предназначенный для доставки к месту пожара личного состава, пожарно-технического вооружения и оборудования, проведения действий по его тушению и аварийно-спасательных работ.
- Пожарную автоцистерну с лестницей (АЦЛ) – это пожарный автомобиль, оборудованный пожарным насосом, емкостями для хранения жидких огнетушащих веществ и средствами их подачи, стационарной механизированной выдвижной и поворотной лестницей и предназначенный для доставки к месту пожара личного состава, пожарно-технического вооружения и оборудования, проведения действий по тушению пожара, использования при аварийно-спасательных работах.
- Пожарную автоцистерну с коленчатым подъемником (АЦПК) – это пожарный автомобиль, оборудованный пожарным насосом, емкостями для хранения жидких огнетушащих веществ и средствами их подачи, стационарной механизированной поворотной коленчатой или телескопической подъемной стрелой с люлькой (подъемной платформой) и предназначенный для доставки к месту пожара личного состава, пожарно-технического вооружения и оборудования, проведения действий по тушению пожара и использования при аварийно-спасательных работах.
- Пожарный автомобиль насосно-рукавный (АНР) – это пожарный автомобиль, оборудованный насосом, комплектом пожарных рукавов и предназначенный для доставки к месту пожара (аварии) личного состава, пожарно-технического вооружения, оборудования и проведения действий по тушению.
- Пожарный автомобиль первой помощи (АПП) – это пожарный автомобиль на шасси легкого класса, оборудованный насосной установкой, емкостями для жидких огнетушащих веществ и предназначенный для доставки к месту пожара (аварии) личного состава, пожарно-технического вооружения и оборудования, проведения действий при тушении пожаров в начальной стадии и первоочередных аварийно-спасательных работ.
- Пожарный автомобиль с насосом высокого давления (АВД) – это пожарный автомобиль, оборудованный пожарным насосом высокого давления, емкостями для жидких огнетушащих веществ, комплектом пожарно-технического вооружения и предназначенный для проведения действий по тушению пожаров в высотных зданиях и сооружениях.
- Автомобиль пожарно-спасательный (АПС) – это пожарный автомобиль, оборудованный пожарным насосом, емкостями для хранения жидких огнетушащих веществ и средствами их подачи, генератором, расширенным комплектом пожарно-технического вооружения и предназначенный для доставки личного состава, пожарно-технического вооружения и оборудования к месту пожара (аварии), тушения и проведения аварийно-спасательных работ.
- Автомобиль пожарно-спасательный с лестницей (АПСЛ) – это пожарный автомобиль, оборудованный механизированной выдвижной и поворотной лестницей и предназначенный для тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ.
Основные пожарные автомобили целевого применения – обеспечивают тушение пожаров на объектах нефтехимической промышленности, аэродромах и др.
К пожарным автомобилям целевого применения принято относить:
- Пожарный аэродромный автомобиль (АА) – это пожарный автомобиль, оборудованный средствами тушения и специальным пожарно-техническим вооружением для тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ в аэропортах специализированными пожарными службами.
- Пожарный автомобиль порошкового тушения (АП) – это пожарный автомобиль, оборудован-ный сосудом для хранения огнетушащего порошка, баллонами с газом или компрессорной установкой, лафетным и ручными стволами и предназначенный для доставки к месту пожара личного состава, пожарно-технического вооружения и оборудования и проведения действий по тушению пожара.
- Пожарный автомобиль пенного тушения (АПТ) – это пожарный автомобиль, оборудованный одной или несколькими емкостями для хранения пенообразователя, пожарным насосом с обвязкой коммуникаций и устройством для дозирования пенообразователя и предназначенный для доставки к месту пожара личного состава, пожарно-технического вооружения и проведения действий на пред-приятиях нефтехимической промышленности и в местах хранения нефтепродуктов.
- Пожарный автомобиль комбинированного тушения (АКТ) – это пожарный автомобиль, оборудованный насосом, емкостями для хранения огнетушащих веществ и средствами их подачи и пред-назначенный для доставки к месту пожара личного состава, средств комбинированного тушения и пожарно-технического вооружения для одновременной или последовательной подачи различных по свойствам огнетушащих веществ и проведения действий на промышленных предприятиях, объектах химической, нефтехимической и газовой промышленности, транспорте.
- Пожарный автомобиль газового тушения (АГТ) – это пожарный автомобиль, оборудованный сосудами для хранения сжатых или сжиженных газов, устройствами их подачи и предназначенный для доставки к месту пожара личного состава, пожарно-технического вооружения и оборудования и проведения действий по тушению пожаров.
- Пожарный автомобиль газоводяного тушения (АГВТ) – это пожарный автомобиль, оборудованный турбореактивным двигателем, системой подачи газовой и водяной струй и предназначенный для доставки к месту пожара (аварии) личного состава, пожарно-технического вооружения, оборудования и проведения действий при тушении нефтяных и газовых фонтанов, пожаров на технологических установках нефтеперерабатывающих и химических предприятий и их охлаждение.
- Пожарную автонасосную станцию (ПНС) – это пожарный автомобиль, оборудованный пожарным насосом и предназначенный для подачи воды по магистральным пожарным рукавам непосредственно к переносным лафетным стволам или к пожарным автомобилям с последующей подачей воды на пожар и для создания резервного запаса воды вблизи от места крупного пожара.
- Пожарный пеноподъемник (ППП) – это пожарный автомобиль, оборудованный стационарной механизированной поворотной коленчатой или телескопической подъемной стрелой с пеногенераторами и предназначенный для доставки личного состава, пожарно-технического вооружения и оборудования к месту пожара и проведения действий по тушению пожаров пеной на высоте.
Специальные
Специальные пожарные автомобили применяются для выполнения специальных работ на пожаре: подъема на высоту, разборку конструкций, освещения и др. В качестве главных параметров, характеристик пожарных автомобилей, определяющих функциональное назначение, используются, например, высота подъема автолестниц, мощность генератора аварийного спасательного автомобиля и т.д.
Специальные пожарные машины включают в себя пожарные автолестницы и автоподъёмники, пеноподъёмники, аварийно-спасательные, водозащитные, связи и освещения, ГДЗС, химической защиты, дымоудаления, рукавные, штабные, лаборатории, профилактики и ремонта средств связи, диагностики пожарной техники, базы ГДЗС, технические службы, отогрева пожарной техники, компрессорные станции, оперативно-служебные и др.
К специальным пожарным автомобилям принято относить:
- Пожарную автолестницу (АЛ) – это пожарный автомобиль, оборудованный стационарной механизированной выдвижной и поворотной лестницей и предназначенный для проведения аварийно-спасательных работ на высоте, подачи огнетушащих веществ на высоту и возможностью использования в качестве грузоподъемного крана при сложенном комплекте колен.
- Пожарный коленчатый автоподъемник (АПК) – это пожарный автомобиль, оборудованный стационарной механизированной поворотной коленчатой и (или) телескопической подъемной стрелой, последнее звено которой заканчивается платформой или люлькой, предназначенный для проведения аварийно-спасательных работ на высоте, подачи огнетушащих веществ на высоту и возможностью использования в качестве грузоподъемного крана при сложенном комплекте колен.
- Пожарный телескопический автоподъемник с лестницей (ТПЛ) – это пожарный автомобиль, оборудованный стационарной механизированной поворотной коленчато-телескопической стрелой (пакетом колен), последнее звено которой заканчивается люлькой, и имеющий лестничный марш, расположенный сбоку стрелы, предназначенный для проведения спасательных работ и тушения пожаров в многоэтажных зданиях, а также для выполнения других вспомогательных операций.
- Пожарную автолестницу с цистерной (АЛЦ) – это пожарный автомобиль, имеющий не более 3 человек боевого расчета, включая водителя, оборудованный стационарной раздвижной стрелой (пакетом колен), выполненной в виде непрерывного лестничного марша (лестницей), емкостями для воды и пенообразователя, насосной установкой для подачи огнетушащих веществ и предназначенный для проведения аварийно-спасательных работ на высоте, подачи огнетушащих веществ на высоту и возможного использования в качестве грузоподъемного крана при сложенном комплекте колен.
- Пожарный коленчатый автоподъемник с цистерной (АПКЦ) – это пожарный автомобиль, оборудованный стационарной механизированной поворотной коленчатой, телескопической или коленчато-телескопической стрелой, последнее звено которой заканчивается люлькой, емкостями для воды и пенообразователя, насосной установкой для подачи огнетушащих веществ и предназначенный для проведения спасательных работ и тушения пожаров в многоэтажных зданиях, а также для выполнения других вспомогательных операций.
- Пожарный аварийно-спасательный автомобиль (АСА) – это пожарный автомобиль, обору-дованный генератором, комплектом аварийно-спасательного инструмента и предназначенный для доставки личного состава, пожарно-технического вооружения, оборудования к месту пожара (аварии) и проведения действий при аварийно-спасательных работах.
- Пожарный водозащитный автомобиль (АВЗ) – это пожарный автомобиль, оборудованный пожарным насосом, емкостью для воды, оборудованием для сбора воды и предназначенный для защиты материальных ценностей от воды и ее удаления при тушении пожара.
- Пожарный автомобиль связи и освещения (АСО) – это пожарный автомобиль, оборудованный электрогенератором, средствами связи и освещения и предназначенный для освещения места работы пожарных подразделений на месте пожара (аварии) и обеспечения связи с центральным пунктом пожарной связи.
- Пожарный автомобиль газодымозащитной службы (АГ) – это пожарный автомобиль, оборудованный агрегатами и пожарно-техническим вооружением и предназначенный для удаления дыма из помещений, освещения места пожара, проведения аварийно-спасательных работ с помощью специального инструмента и оборудования.
- Пожарный автомобиль дымоудаления (АД) – это пожарный автомобиль, оборудованный дымососом и комплектом пожарно-технического вооружения для удаления дыма из помещений и пред-назначенный для удаления дыма из подвалов, лестничных клеток и лифтовых шахт многоэтажных зданий и помещений большого объема, получения воздушно-механической пены высокой кратности и подачи ее в помещение и на открытые очаги пожара, создания заградительных полос из воздушно-механической пены на пути распространения пламени.
- Пожарный рукавный автомобиль (АР) – это пожарный автомобиль, предназначенный для транспортирования пожарных рукавов и механизированной прокладки и уборки магистральных рукавных линий, тушения пожаров водяными или воздушно-пенными струями с помощью стационарного или переносных лафетных стволов.
- Пожарный штабной автомобиль (АШ) – это пожарный автомобиль, оборудованный электро-генератором, средствами связи и предназначенный для доставки и обеспечения оперативной работы штаба пожаротушения на месте пожара и обеспечения связи между штабом, подразделениями и центром противопожарной службы.
- Пожарную автолабораторию (АЛП) – это пожарный автомобиль, оборудованный средствами исследования пожаров и предназначенный для проведения оперативной группой специальных анализов и измерений в зонах пожаров.
- Пожарный автомобиль профилактики и ремонта средств связи (АПРСС) – это пожарный автомобиль, оборудованный техническими средствами диагностики и ремонта средств связи и пред-назначенный для доставки личного состава и оборудования к месту проведения ремонтных работ.
- Автомобиль диагностики пожарной техники (АДПТ) – это пожарный автомобиль, оборудованный техническими средствами оценки технического состояния пожарной техники и предназначенный для доставки личного состава и оборудования к месту проведения диагностических (ремонтных) работ.
- Пожарный автомобиль базы газодымозащитной службы (АБГ) – это пожарный автомобиль, оборудованный техническими средствами для обслуживания и зарядки средств индивидуальной защиты органов дыхания и зрения пожарных.
- Пожарный автомобиль технической службы (АПТС) – это пожарный автомобиль, оборудованный средствами для оценки технического состояния и ремонта пожарной техники и предназначенный для обеспечения работы пожарной техники.
- Автомобиль отогрева пожарной техники (АОПТ) – это пожарный автомобиль, оборудованный нагревательно-отопительными приборами и предназначенный для доставки личного состава и оборудования к месту пожара (аварии) и обеспечения функционирования пожарной техники при отрицательной температуре.
- Пожарная компрессорная станция (ПКС) – это пожарный автомобиль, оборудованный компрессором и предназначенный для заправки кислородом (воздухом) баллонов средств индивидуальной защиты органов дыхания и зрения пожарных на передвижных базах газодымозащитной службы.
- Пожарно-технический автомобиль (АТ) – это пожарный автомобиль, оборудованный устройством для съема контейнеров и предназначенный для доставки к месту пожара боевого расчета и контейнеров с мобильными системами быстрого развертывания для проведения аварийно-спасательных работ и тушения пожаров.
- Пожарный оперативно-служебный автомобиль (АОС) – это пожарный автомобиль, оборудованный комплектом пожарно-технического вооружения и предназначенный для доставки к месту пожара (аварии) личного состава оперативной службы и оборудования для его работы.
По проходимости
В зависимости от проходимости пожарные автомобили делятся на 3 категории:
- категория 1 – неполноприводные ПА для дорог с твердым покрытием (нормальной проходимости);
- категория 2 – полноприводные для передвижения по дорогам всех типов и пересеченной местности (повышенной проходимости);
- категория 3 – вездеходы-внедорожники для сильнопересеченной местности (высокой проходимости).
От величины допустимой полной массы
В зависимости от величины допустимой полной массы пожарные автомобили бывают:
- легкие с полной массой от 2000 до 7500 кг (L-класс);
- средние с полной массой от 7500 до 14000 кг (М-класс);
- тяжелые с полной массой свыше 14000 кг (S-класс).
По климатическому исполнению
Классификация пожарных автомобилей по климатическому исполнению:
По приспособленности к климатическим условиям пожарные автомобили делятся на три группы:
- Для районов с умеренным климатом выпускают автомобили в нормальном (стандартном) исполнении (исполнение У).
- Автомобили в северном исполнении (подогрев воды в цистерне, утепление цистерны, специальная компоновка со средним расположением насоса, шасси в северном исполнении) (исполнение С).
- Автомобили в тропическом исполнении (повышенная эффективность системы охлаждения при стационарной работе, специальные покрытия) (исполнение Т).
При создании пожарных автомобилей в климатическом использовании ХЛ (для холодного климата от −60 С° до +40 С° – пожарные автомобили в северном исполнении) их буквенное обозначение дополняется символом (С), например, АЦ (С), АП (С), АСО (С).
Принятая система обозначений пожарных автомобилей достаточно информативна и дает необходимые представления о функциональных возможностях оперативного использования конкретных моделей. Система доведена до сведения практических работников пожарной охраны и используется ими при заказе новых образцов пожарных машин.
Невозможно создать универсальный пожарный автомобиль, одинаково эффективный во всех случаях оперативного использования: подобная идеология решения проблемы обречена на провал. Поэтому каждый из представленных в типаже пожарный автомобиль был рассчитан на определенную область применения, исходя из которой определялись тип базового шасси и параметры пожарного автомобиля.
По посадочной формуле
По посадочной формуле пожарные автомобили делятся на автомобили с расчетом:
- 1+2 (или 1+1), т.е. без дополнительной кабины для личного состава;
- 1+5 (или 1+6), т.е. с дополнительной кабиной с одним рядом сидений;
- 1+8, т.е. с дополнительной кабиной с двумя рядами сидений.
В посадочной формуле первой цифрой обозначен водитель, второй – численность личного состава.
По компоновочной схеме
По компоновочной схеме базового шасси в зависимости от места расположения кабины пожарные автомобили подразделяются на автомобили с кабиной, расположенной:
- за двигателем (задняя кабина);
- над двигателем (фронтальная кабина);
- перед двигателем (передняя кабина).
Расположение кабины определяет свободное компоновочное пространство, что важно при создании пожарного автомобиля. При этом определенные преимущества имеет передняя кабина, создающая условия для снижения габаритной высоты машины.
По области применения
Условно рекомендуемые области применения пожарных автомобилей в типаже разделены на следующие:
- Г – в городах и населенных пунктах городского типа;
- С – в сельской местности;
- Х – на предприятиях химической и нефтехимической промышленности;
- А – в аэропортах;
- Ч – при чрезвычайных ситуациях;
- Л – на объектах лесопереработки, при тушении лесных и торфяных пожаров;
- Э – на объектах энергетики.
Первой в типаже названа основная область применения, под которую создается пожарный автомобиль; остальные области являются возможными (допустимыми).
Из представленных в типаже пожарные автомобили могут найти применение:
- в городах и населенных пунктах – 80 % моделей;
- при чрезвычайных ситуациях – 80 % моделей;
- на объектах химической и нефтехимической промышленности – 80 % моделей;
- на объектах энергетики – 70 %;
- в сельской местности – 40 % моделей;
- в аэропортах – 25 % моделей;
- на объектах лесопереработки, при тушении лесных и торфяных пожаров – 20 % моделей;
- на транспорте – 15 % моделей.
Эти области оперативного использования явились теми ориентирами, базируясь на которые предприятия получили возможность разрабатывать стратегию продаж пожарных автомобилей, начиная с момента их создания. Характерно, что подобный методологический подход к созданию пожарных автомобилей, с учетом области их предполагаемого использования, широко применяется за рубежом.
Обозначение и расшифровка
Разберем детально на примере АЦ 3,0-40/4 (4331) мод. XXX A – 01 MC TУ XXX-XX:
- АЦ – тип пожарного автомобиля (АЦ, АНР, АЛ и т.д).
- 3,0 – главный параметр ПА (вместимость цистерны, масса порошка и т.д.).
- 40/4 – главный параметр основного агрегата (подача насоса нормального/высокого давления и др.).
- 4331 – индекс модели базового шасси по классификации автомобильной промышленности (ЗиЛ-4331).
- А – обозначение модели ПА по системе разработчика с указанием модернизации (А – первая, Б – вторая и т.д.).
- 01 – двузначный цифровой индекс для обозначения модификаций базовой модели (01, 02, 03 и т.д.).
- МС – две прописные буквы, указывающие название населенного пункта, в котором предприятие-изготовитель.
- ТУ – обозначение нормативного документа (ГОСТ, ТУ).
В обозначениях пожарных автомобилей величину главного параметра указывают в следующих единицах измерений:
- вместимость цистерны для воды – м 3 ;
- вместимость бака для пенообразователя – м 3 ;
- масса вывозимого порошка – кг;
- масса огнетушащего газа – кг;
- подача насоса при номинальном числе оборотов – л/с;
- напор ступеней насоса при номинальном числе оборотов: нормального давления – м. вод. ст.;
- высокого давления – м. вод. ст.;
- расход лафетного порошкового ствола – кг/с;
- мощность электрогенератора – кВт;
- длина рукавной линии – км;
- высота подъема стрелы – м;
- производительность вентиляторной установки – тыс. м 3 ;
- число (количество) мест для боевого расчета (включая место водителя) – количество;
- грузовой момент – тм.
Еще примеры:
- АЦ-5-40(4310), модель ХХХ. Автоцистерна пожарная, вместимость цистерны 5 м3 воды, подача воды насосом 40 л/с, шасси КамАЗ 4310, первая модификация модели.
- АКТ-0,5/0,5(131), модель 207 – автомобиль комбинированного тушения, вместимость цистерн для порошка и пенообразователя 500 л (0,5 м ), шасси автомобиля ЗИЛ-131, модель 207.
- ПНС-110(131)-131А – пожарная насосная станция, подача насоса 110 л/с, шасси автомобиля ЗИЛ-131, модель 131 А.
- АЛ-30 (4310) – пожарная автолестница с высотой подъема колен лестницы 30 м на шасси автомобиля КамАЗ 4310.
- АСА-20 (4310) – аварийно-спасательный автомобиль, мощность генератора 20 кВт на шасси автомобиля КамАЗ 4310.
Для выделения пожарных автомобилей из общего транспортного потока в условиях и значительной плотности и интенсивности дорожного движения они должны обладать определенной информативностью. Она осуществляется формой изделия, окраской, световой и звуковой сигнализацией.
Цветографические схемы
Все изделия пожарной техники окрашиваются в красный цвет. Для усиления информативности в цветно-графической схеме используется контрастирующий белый цвет. Цветно-графическая схема, надписи и опознавательные знаки, а также требования к специальным световым и звуковым сигналам установлены стандартом. Разбивка окрашиваемых поверхностей, расположение надписей и обозначений устанавливаются в порядке, представленном на рисунке.
Цветографическая схема пожарного автомобиля на базе грузового шасси
На двери кабины указываются номер пожарной части и город, на корме – тип ПА, например АЦ, – автоцистерна и номер пожарной части. Согласно цветно-графической схеме, бамперы ПА окрашивают в белый цвет, раму, диски колес и видимые детали ходовой части – в черный.
Колена пожарных лестниц, авто- и пеноподъемников окрашивают в белый или серебристый цвет.
При выполнении оперативного задания информативность ПА усиливается звуковым и световым сигналами.
Тревожная световая сигнализация ПА создается светопроблесковым маяком синего цвета. Они работают от бортовой сети с напряжением 12 или 24 В, обеспечивая частоту мигания (2 ± 0,5) Гц, при этом темная фаза не должна быть менее 0,2 с.
Звуковой сигнал может создаваться сиренами постоянного тока, подающими два или более чередующихся сигнала с частотой звучания от 250 до 650 Гц. Уровень звукового давления на расстоянии 2 м от сирены должен находиться в пределах 110-125 дБ.
В качестве звукового сигнала может использоваться сирена, приводимая в действие отработавшими газами двигателя.
ГОСТ Р 53247-2009 Техника пожарная. Пожарные автомобили. Классификация, типы и обозначения;
Пожарные автомобили: Учебник водителя пожарного автомобиля. Преснов А.И., Каменцев А.Я., Иванов А.Г. и др. –СПб: 2006;
Учебное пособие «Пожарная техника». Издание 3-е под редакцией Безбородько М.Д.
Источник: fireman.club
Атм расшифровка. Раздел атм расшифровка. Состав и примеры чертежей разделов тм и атм
На данном этапе разрабатывается концепция будущего объекта, определяются основные технико-экономические характеристики. Эскизом определяется посадка объекта на местности, его объемно-пространственное решение, конструктивная схема . Также на данной стадии подсчитываются основные инженерные нагрузки по воде, теплу и электроэнергии, т. н. расчет нагрузок.
Разработка Стадии «ПП»
Стадия 2 — ПД. Проектная документация
4.2. Рабочая документация
4.2.1. В состав рабочей документации, передаваемой заказчику, включают:
— рабочие чертежи, предназначенные для производства строительных и монтажных работ ;
— прилагаемые документы, разработанные в дополнение к рабочим чертежам основного комплекта.
4.2.2. В состав основных комплектов рабочих чертежей включают общие данные по рабочим чертежам, чертежи и схемы, предусмотренные соответствующими стандартами Системы проектной документации для строительства (далее — СПДС).
.
4.2.6. К прилагаемым документам относят:
— рабочую документацию на строительные изделия;
— эскизные чертежи общих видов нетиповых изделий, выполняемые в соответствии с ГОСТ 21.114;
— спецификацию оборудования, изделий и материалов, выполняемую в соответствии с ГОСТ 21.110;
— опросные листы и габаритные чертежи, выполняемые в соответствии с данными заводов — изготовителей оборудования;
— локальную смету по формам;
— другие документы, предусмотренные соответствующими стандартами СПДС.
Конкретный состав прилагаемых документов и необходимость их выполнения устанавливаются соответствующими стандартами СПДС и заданием на проектирование.
.
4.2.8. В рабочих чертежах допускается применять типовые строительные конструкции , изделия и узлы путем ссылок на документы, содержащие рабочие чертежи этих конструкций и изделий. К ссылочным документам относят:
— чертежи типовых конструкций, изделий и узлов;
— стандарты, в состав которых включены чертежи, предназначенные для изготовления изделий.
Ссылочные документы в состав рабочей документации, передаваемой заказчику, не входят. Проектная организация , при необходимости, передает их заказчику по отдельному договору.
Строительные работы , связанные с возведением зданий подразделяются на общестроительные и специальные виды.
Общестроительные работ ы это действия направленные на строительство самого здания, включая и отделочные работы.
Специальные работы , это монтаж инженерных коммуникаций и иные действия, направленные на обеспечение функциональных возможностей строений таких как: вентиляция, водоснабжение, канализация, газоснабжение, электроосвещение, телефонизация и благоустройство прилегающей территории.
Каждому подобному комплекту документов присваивают наименование и характерную марку , которую наносят на чертеже в основной надписи. Марка составлена из начальных заглавных букв названия исходной части проекта.
Наименование основного комплекта рабочих чертежей | Марка |
Технология производства | ТХ |
Технологические коммуникации | ТК |
Генеральный план и сооружения транспорта | ГТ |
Генеральный план | ГП |
Архитектурные решения | АР |
Интерьеры | АИ |
Конструкции железобетонные | КЖ |
Конструкции деревянные | КД |
Архитектурно-строительные решения | АС |
Конструкции металлические деталировочные | КМД |
Водопровод и канализация | ВК |
Отопление, вентиляция и кондициони рование | ОВ |
Тепломеханические решения котельных | ТМ |
Воздухоснабжение | ВС |
Пылеудаление | ПУ |
Холодоснабжение | ХС |
Газоснабжение (внутренние устройства) | ГСВ |
Силовое электрооборудование | ЭМ |
Электрическое освещение (внутреннее) | ЭО |
Системы связи | СС |
Радиосвязь, радиовещание и телевидение | РТ |
Пожаротушение | ПТ |
Пожарная сигнализация | ПС |
Охранная и охранно-пожарная сигнализация | ОС |
Гидротехнические решения | ГР |
Автоматизация. | А. |
Автоматизация комплексная | АК |
Антикоррозионная защита конструкций зданий, сооружений | АЗ |
Антикоррозионная защита технологических аппаратов,газоходов и трубопроводов | АЗО |
Тепловая изоляция оборудования и трубопроводов | ТИ |
Автомобильные дороги | АД |
Железнодорожные пути | ПЖ |
Сооружения транспорта | ТР |
Наружные сети водоснабжения | НВ |
Наружные сети канализации | НК |
Наружные сети водоснабжения и канализации | НВК |
Тепломеханические решения тепловых сетей | ТС |
Наружные газопроводы | ГСН |
Наружное электроосвещение | ЭН |
Электроснабжение | ЭС |
В случае необходимости могут быть назначены дополнительные марки рабочих чертежей. При этом для марок используют не более трех прописные букв русского алфавита, выбираемые, как правило, из начальных букв наименований комплекта чертежей
А. – многоточие заменяется маркой выбранного комплекта рабочих чертежей.
Марка, наносимая на чертеже, состоит из буквенной аббревиатуры, указывающей, к какому комплекту рабочих чертежей проекта относится данный документ и цифры обозначающей его порядковый номер.
АС4 — Архитектурно-строительные решение с порядковым номером 4
КЖ12 — Конструкции железобетонные с порядковым номером 12
Чертежи, по которым на производствах изготовляют строительные конструкции, именуются заготовительными чертежами.
В процессе возведения зданий и сооружений зачастую делают некоторые изменения в планировке помещений или полностью заменяют одни конструкции другими. В таких случаях в данные чертежи вносят соответствующие изменения или чертежи переделывают заново.
Чертежи, которые полностью отображают планировку помещений возводимого здания, его размеры и характерные конструкции, называют исполнительными.
Чертежи зданий, разработанные на основании обмеров, называют обмерочными.
Проект ТМ и АТМ производственного и административного корпусов предприятия. Раздел АТМ общий для 2-х корпусов.
Состав и примеры чертежей разделов ТМ и АТМ
Проект ТМ производственного корпуса:
Для приготовления горячей воды предусмотрен бак водонагреватель Buderus logalux ST 200 емкостью 200 литров.
Циркуляция в системе отопления принудительная с помощью насосов «WILO-Top-S».
Тепловое расширение воды компенсируется мембранным расширителем Reflex N100 емкостью 100 литров.
Эксплуатация котельного оборудования производится оператором котельной.
Хранение дров осуществляется в специально отведенном для этого месте на территории организации под навесом.
Проект ТМ административного корпуса:
Общие данные
Технологическая схема трубопроводов котельной
Фрагмент плана размещения оборудования котельной М 1:50. Разрез 1-1,2-2.
В котельной установлен газогенераторный котел работающий на твердом топливе (дрова) VITOLIG 150 (VIESSMANN), тепловой мощностью 40кВт.
Циркуляция в системе отопления принудительная с помощью насосов «WILO-Star-RS».
Подпитка контура отопления происходит через автоматический клапан (VF 06).
Тепловое расширение воды компенсируется мембранным расширителем Reflex
N50 емкостью 50 литров.
Проект АТМ административного корпуса:
Общие данные
Схема автоматизации.
Схема принципиальная электрическая управления циркуляционными насосами.
Сигнализация давления в обратном трубопроводе.
Схема принципиальная электрическая и соединений внешних проводок.
Циркуляционные насосы. Схема соединений внешних проводок.
Фрагмент плана на ОТМ.0.000
Разделом АТМ предусмотрена автоматизация работы циркуляционных насосов взависимости от понижения или повышения давления в сети. При понижении давления в сети один из насосов включается,а при повышении давления-выключается. Насосы взаиморезервируемые. Предусмотрен выбор резерва при нерабочем состоянии одного из насосов.
Световая и звуковая сигнализация работы схемы предусмотрена в виде поста сигнального ПС-1У2, который установлен по месту в котельной. Контроль давления в обратном трубопроводе предусмотрен установкой электроконтактного манометра с выносом светозвукового сигнала на светосигнализатор АС-13.
Проектную документация для строительства принято разрабатывать в несколько стадий, Которые отличаются составом и глубиной проработки проектных решений. Основные требования к оформлению документации разных стадий изложены в ГОСТ Р 21.1101-2009.
Рассмотрим все стадии проекта по порядку:
- Стадия 2 — ПД. Проек тная документация
Стадия 1 — ПП. Предпроектные проработки (Эскизный проект)
На данном этапе разрабатывается концепция будущего объекта, определяются основные технико-экономические характеристики. Эскизом определяется посадка объекта на местности, его объемно-пространственное решение, конструктивная схема. Также на данной стадии подсчитываются основные инженерные нагрузки по воде, теплу и электроэнергии, т. н. расчет нагрузок.
Разработка Стадии «ПП» не является обязательной, но помогает сэкономить время и средства при дальнейшем проектировании.
Стадия 2 — ПД. Проектная документация
Источник: redcomrade.ru
Апт в строительстве это расшифровка
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН
Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение
«АЛЬМЕТЬЕВСКИЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ ТЕХНИКУМ»
Сегодня дежурят: Хайдарова Н.М. , Захарова И.М. , Медведев В.В. , Халимова О.А. , Михайлова Е.М. , Давлетшина З.Х. , Сильченко Т.А. , Орешина Л.Н. , Замарацких И.Д.
Ахметзянову Л.Т. , Ведущий экономист
Белова А.Н. , Руководитель допризывной подготовки, преподаватель основ военной службы
Хайрутдинову Э.Ж. , Преподаватель физики
и студентов:
Газизову А.А. (гр.СТ-201б), Галиакбирова Р.И. (гр.АМ-201б), Галиуллина Р.А. (гр.БУРЗ-201), Идрисова М.А. (гр.ЭКСЗ-193), Петрова Р.Р. (гр.ГФ-191б), Фазлыева И.И. (гр.МЕХ-211б), Фроликову К.О. (гр.БУХ-221), Ямалтдинову Л.М. (гр.СТЗ-211)
14 октября 2022 года в техникуме будет проведена объектовая тренировка руководства, персонала и обучающихся при угрозе совершения и совершении террористического акта и распространении на территории химически опасных веществ.
Ознакомиться в планом проведения тренировки можно по ссылке.
Идёт набор на курсы трактористов-машинистов.
По всем вопросам обращаться в 211 кабинет или по телефону 33-48-58.
Ведётся набор на обучение водителей, перевозящих опасные грузы.
Вниманию студентов!
С информацией о вакансиях на осень студенческих трудовых отрядов Республики Татарстан можно ознакомиться по по ссылке.
Ведётся набор на обучение по дополнительной профессиональной программе «Разработка и эксплуатация нефтяных и газовых месторождений» и «Монтаж, техническое обслуживание и ремонт промышленного оборудования» объёмом 260 часов.
Телефон для справок: 8 (8553)33-06-37, +79625736820.
В компанию «Таттелеком» требуются агенты по продажам, занятость 3 часа в день, возможность совмещения с учебой.
Подробности по телефону: 8 937 59 000 59
Вниманию студентов и преподавателей!
Предлагаем к ознакомлению приложение для просмотра расписания Альметьевского политехнического техникума.
Разработчик — студент группы ИС-181б Хусаинов Ришат.
Скачать приложение можно по ссылке.
Вниманию школьников, обучающихся с 8 по 11 классы!
Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ организовало мероприятие, направленное на предоставление талантливым школьникам возможности прохождения бесплатного дополнительного двухлетнего курса обучения современным языкам программирования (далее проект — «Код будущего»), в рамках федерального проекта «Развитие кадрового потенциала ИТ-отрасли» национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации».
ГАПОУ «Альметьевский техникум» является официальной площадкой проекта «Код будущего» и приглашает на бесплатное обучение школьников по двум программам:
- Знакомство с Python (для начинающих)
- Python и анализ данных (для продвинутых пользователей).
Подробнее с проектом «Код будущего» можно ознакомиться по ссылке
Приглашаем студентов (14-18 лет) принять участие в лаборатории «DreamLab».
Лаборатория «DreamLab» — это подростковый медиахолдинг, где ребята смогут получить первый опыт работы в команде в сферах IT и медиа.
Подать заявку на участие (до 24 октября) и узнать подробнее о площадке можно по ссылке.
Мы используем файлы cookie, которые обеспечивают работу сайта.
Если вы не хотите принимать постоянные файлы cookie, пожалуйста покиньте сайт.
Продолжая навигацию по сайту, вы предоставляете своё согласие на использование файлов cookie на нашем веб-сайте. ×
Источник: almetpt.ru
Тактико-технические характеристики специальных пожарных автомобилей
Основные пожарные машины – пожарные автомобили, предназначенные для доставки личного состава к месту вызова, тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ с помощью, вывозимых на них огнетушащих веществ и пожарного оборудования, а так же для подачи к месту пожара огнетушащих веществ от других источников.
Основные пожарные машины, как следует из определения, это основная группа пожарных автомобилей, которые предназначены для тушения пожаров.
Пожарные автомобили общего применения применяются для тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ в жилых секторах.
Пожарные автомобили целевого применения применяются для тушения пожаров на промышленных объектах.
Классификация
Общего применения
Основные пожарные автомобили общего применения
Основные пожарные автомобили общего применения – это пожарные автомобили, предназначенные для доставки личного состава к месту вызова, тушения пожаров и проведения спасательных работ с помощью вывозимых на них огнетушащих веществ и пожарного оборудования, а также для подачи к месту пожара огнетушащих веществ от других источников.
- АЦ – автоцистерны:
Пожарный автомобиль, оборудованный пожарным насосом, емкостями для хранения жидких огнетушащих веществ и средствами их подачи и предназначенный для доставки к месту пожара личного состава, пожарно-технического вооружения и оборудования, проведения действий по его тушению и аварийно-спасательных работ.
- АНР – автомобили насосно-рукавные:
Пожарный автомобиль, оборудованный насосом, комплектом пожарных рукавов и предназначенный для доставки к месту пожара (аварии) личного состава, пожарно-технического вооружения, оборудования и проведения действий по тушению.
- АПП – автомобили первой помощи:
Пожарные автомобили: расшифровка и цветографические схемы
Пожарный автомобиль на шасси легкого класса, оборудованный насосной установкой, емкостями для жидких огнетушащих веществ и предназначенный для доставки к месту пожара (аварии) личного состава, пожарно-технического вооружения и оборудования, проведения действий при тушении пожаров в начальной стадии и первоочередных аварийно-спасательных работ.
- Пожарные автомобили с насосом высокого давления (АВД):
Пожарный автомобиль, оборудованный пожарным насосом высокого давления, емкостями для жидких огнетушащих веществ, комплектом пожарно-технического вооружения и предназначенный для проведения действий по тушению пожаров в высотных зданиях и сооружениях.
- Автомобили пожарно-спасательные (АПС):
Пожарный автомобиль, оборудованный пожарным насосом, емкостями для хранения жидких огнетушащих веществ и средствами их подачи, генератором, расширенным комплектом пожарно-технического вооружения и предназначенный для доставки личного состава, пожарно-технического вооружения и оборудования к месту пожара (аварии), тушения и проведения аварийно-спасательных работ.
Целевого применения
Основные пожарные автомобили целевого применения
Основные пожарные автомобили целевого применения – это пожарные автомобили, предназначенные для тушения пожаров на нефтебазах, предприятиях лесоперерабатывающей, химической, нефтехимической, нефтеперерабатывающей промышленности, в аэропортах и на других специальных объектах.
- АА – автомобили аэродромные:
Пожарный автомобиль, оборудованный средствами тушения и специальным пожарно-техническим вооружением для тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ в аэропортах специализированными пожарными службами.
- АП – автомобили порошкового тушения:
Пожарный автомобиль, оборудованный сосудом для хранения огнетушащего порошка, баллонами с газом или компрессорной установкой, лафетным и ручными стволами и предназначенный для доставки к месту пожара личного состава, пожарно-технического вооружения и оборудования и проведения действий по тушению пожара.
- АПТ – автомобили пенного тушения:
Пожарный автомобиль, оборудованный одной или несколькими емкостями для хранения пенообразователя, пожарным насосом с обвязкой коммуникаций и устройством для дозирования пенообразователя и предназначенный для доставки к месту пожара личного состава, пожарно-технического вооружения и проведения действий на предприятиях нефтехимической промышленности и в местах хранения нефтепродуктов.
- АКТ – автомобили комбинированного тушения:
Классификация пожарных автомобилей и аварийно-спасательной техники
Пожарный автомобиль, оборудованный насосом, емкостями для хранения огнетушащих веществ и средствами их подачи и предназначенный для доставки к месту пожара личного состава, средств комбинированного тушения и пожарно-технического вооружения для одновременной или последовательной подачи различных по свойствам огнетушащих веществ и проведения действий на промышленных предприятиях, объектах химической, нефтехимической и газовой промышленности, транспорте.
- АГТ – автомобили газового тушения:
Пожарный автомобиль, оборудованный сосудами для хранения сжатых или сжиженных газов, устройствами их подачи и предназначенный для доставки к месту пожара личного состава, пожарно-технического вооружения и оборудования и проведения действий по тушению пожаров.
- ПНС – пожарные автонасосные станции:
Пожарный автомобиль, оборудованный пожарным насосом и предназначенный для подачи воды по магистральным пожарным рукавам непосредственно к переносным лафетным стволам или к пожарным автомобилям с последующей подачей воды на пожар и для создания резервного запаса воды вблизи от места крупного пожара.
- АГВТ – автомобили газоводяного тушения:
Пожарный автомобиль, оборудованный турбореактивным двигателем, системой подачи газовой и водяной струй и предназначенный для доставки к месту пожара (аварии) личного состава, пожарно-технического вооружения, оборудования и проведения действий при тушении нефтяных и газовых фонтанов, пожаров на технологических установках нефтеперерабатывающих и химических предприятий и их охлаждение.
- ППП – пожарные пеноподьемники:
Пожарный автомобиль, оборудованный стационарной механизированной поворотной коленчатой или телескопической подъемной стрелой с пеногенераторами и предназначенный для доставки личного состава, пожарно-технического вооружения и оборудования к месту пожара и проведения действий по тушению пожаров пеной на высоте.
По массе и проходимости
Классификация по массе и проходимости пожарных автомобилей
Пожарные автоцистерны преимущественно выпускают на базах автомобилей ГАЗ, ЗиЛ, КамАЗ, Урал.
Основное отличие данных автомобилей – это технические характеристики, а именно объем вывозимого огнетушащего вещества и параметры насоса для подачи огнетушащего вещества.
Системы классификации
Машины, используемые при ликвидации огня, делятся не только по видам работ, но и по их ТТХ:
- Классификация пожарных автомобилей по проходимости. Категория 1 – авто с ведущими передними или задними колесами, допустимы для городских дорог. Категория 2 – все ведущие колеса, применяют в условиях сельской местности. Категория 3 – универсальная полноприводная техника.
- Классификация пожарных автомобилей по климатическим условиям. Умеренные (-40…+40°С), северные (-60…+40°С), тропические с охлаждающими агрегаты установками.
- Классификация пожарных автомобилей по полной массе. Легкие (2000-7500 кг), средние (7500-14000 кг) и тяжелые (более 14000 кг).
- Классификация пожарных автомобилей по месту посадки. Малые (1+1 или 1+2), средние (1+5 или 1+6) и усиленные (1+8 и выше).
Тема развития материально-технической базы МЧС не теряет своей актуальности. Следственный комитет РФ ежегодно дает статистику по несчастным случаям, связанным со стихией. По этим данным только в 2018 году было около 8 тыс. возгораний на бытовой почве, которые унесли жизни 7296 граждан нашей страны.
Расшифровка обозначения
Структура обозначения пожарного автомобиля
Расшифровка обозначения пожарного автомобиля
Например: АЦ 3,0-40/4 (4331) модель ХХХ-ХХ
Автоцистерна пожарная с цистерной емкостью 3 м3, комбинированным насосом с подачей 40 л/с (ступень нормального давления) и 4 л/с (ступень высокого давления) на шасси ЗИЛ-4331, первая модернизация модели ХХХ, модификация ХХ.
Специальные обозначения
Для обозначения ПА в общем потоке, техника должна оснащаться определенными информативными отличиями. Все пожарные единицы имеют красную окраску, для контраста на определенных местах наносятся белые символы и полосы. Размещение обозначений и разбивка окрашиваемых участков определяется согласно государственным стандартам.
На двери кабины наносится номер ПЧ и город, а на кормовой части – тип ПА и номер подразделения. Бампер и видимые детали ходового узла окрашиваются в черный колер. Кроме того, техника оборудуется специальными световыми и звуковыми сигналами.
ОСНОВНЫЕ ПОЖАРНЫЕ АВТОМОБИЛИ
В зависимости от преимущественного использования основные пожарные автомобили подразделяются на автомобили общего применения – для тушения пожаров в городах и населенных пунктах (АЦ, АЦЛ, АЦКП, АНР, АВД, АПП), и автомобили целевого применения – для тушения пожаров на нефтебазах, предприятиях лесоперерабатывающей, химической, нефтехимической, нефтеперерабатывающей промышленности, в аэропортах и на других специальных объектах (АА, АПТ, АГВТ, ПНС, АКТ, АП, АГТ).
пожарные автоцистерны
занимают доминирующее положение среди основных типов пожарных автомобилей.
Условно пожарные автоцистерны подразделяются на 3 группы:
– вместимость цистерны для воды до 2 м3;
– вместимость цистерны для воды от 2 до 4 м3;
– вместимость цистерны для воды свыше 4 м3.
Основными элементами пожарной автоцистерны являются:
- базовое шасси с кабиной водителя или специальной кабиной для размещения водителя и расчета;
- кабина для размещения расчета в виде отдельного модуля;
- отсеки кузова для размещения насосной установки и ПТВ;
- сосуды для огнетушащих веществ (ОТВ);
- насосная установка с коммуникациями;
- дополнительные трансмиссии привода насосной установки;
- пожарный лафетный ствол;
- дополнительное электрооборудование;
- система дополнительного охлаждения двигателя;
- система обогрева салона.
В зависимости от назначения и конструктивного исполнения АЦ могут быть оборудованы дополнительными устройствами при отсутствии одной или нескольких из перечисленных выше составных частей.
Для изготовления отечественных пожарных автоцистерн в настоящее время производители применяют автомобильные шасси обычной (4×2, 6×4) или повышенной (4×4, 6×6, 8×8) проходимости таких автопредприятий как ЗИЛ, Урал, КамАЗ, ГАЗ, МАЗ в стандартном исполнении.
При этом основные части автомобилей – двигатель, трансмиссия, ходовая часть, механизм управления сохраняются. Однако в некоторые из них вносятся изменения для облегчения надежной работы пожарного оборудования и основных агрегатов. Так, двигатель, работая на насос в летнее время в стационарном режиме, может перегреваться. Поэтому в систему охлаждения вводят дополнительный теплообменник, соединенный трубами с пожарным насосом.
Разрежение в полости центробежного насоса при всасывании воды в случае забора ее из посторонней емкости зачастую осуществляется с помощью газоструйного вакуум-аппарата. Оно создается отработавшими газами двигателя, которые также используются в зимнее время для обогрева насосного отделения и воды в цистерне. Выпускные трубы, глушитель и батареи обогрева образуют систему отработавших газов двигателей пожарных автомобилей.
Существенные изменения вносят в электрооборудование автомобиля. В него дополнительно включаются приборы освещения (кабина расчета, отсеки кузовов, насосного отделения, а также площадки около него), световая и звуковая сигнализация и контрольно-измерительные приборы.
С кабиной водителя, как правило, жестко соединяют цельнометаллическую кабину расчета. В средней части шасси, за кабиной расчета монтируют цистерну для воды. На кронштейнах, приваренных к опорам цистерны, устанавливают стальной кузов. В отсеках кузова и на крыше автомобиля размещают пожарное оборудование. Специальными хомутами к элементам кузова закрепляют баки для пенообразователя, которые, как правило, изготавливают из нержавеющих сталей.
Огнетушащие жидкости на автоцистерне подаются насосной установкой. Она включает: пожарный насос, водопенные коммуникации, пеносмеситель и вакуумную систему. Насосные установки могут размещаться сзади пожарного автомобиля или посередине.
Передача мощности от двигателя к насосу осуществляется через дополнительную трансмиссию, которая состоит из коробки отбора мощности и карданной передачи. Коробка отбора мощности устанавливается вместо крыши коробки передач или является самостоятельным механизмом. В случае заднего расположения установки для удобства управления двигателем и трансмиссией дублируются приводы управления сцеплением и дроссельной заслонкой карбюратора (или рейкой ТНВД). Таким образом, изменение режимов работы насоса можно производить или из кабины водителя, или из насосного отделения.
Пожарные насосно-рукавные автомобили АНР сходны с автоцистернами, но на них отсутствует цистерна для воды. За счет ликвидации цистерны увеличены кабина расчета и вывозимый запас напорных рукавов. В таблице 2.1 представлены основные технические данные некоторых основных ПА общего применения.
Наиболее массовыми пожарными автоцистернами в настоящее время являются АЦ-40(431410)63Б и АЦ-40(131)137А.
Пожарная автоцистерна АЦ-40(431410)63Б (см. рис. 2.1 и 2.2) смонтирована на автомобильном шасси ЗИЛ-431410 с колёсной формулой 4×2.
Рис. 2.1. Общий вид
На автомобиле установлен V-образный восьмицилиндровый четырёхтактный карбюраторный двигатель ЗИЛ-508 мощностью 110 кВт (150 л.с.). За трёхместной кабиной водителя располагается четырёхместная кабина расчёта, жёстко соединённая с первой. На ложементах, укреплённых через резиновые амортизаторы к раме шасси, за кабиной расчёта установлена цистерна с 2350 литрами воды.
Кузов пожарной автоцистерны представляет собой две цельнометаллические тумбы, которые располагаются вдоль цистерны и крепятся к ней кронштейнами. В задней части тумбы имеется отсек, где размещена насосная установка с контрольно-измерительными приборами, рычагами управления, а в верхней части бак для пенообразователя ёмкостью 165 литров.
Основные технические данные некоторых основных ПА общего применения
В основе насосной установки автоцистерны лежит пожарный центробежный одноступенчатый консольный насос ПН-40УВ, с номинальной подачей 40 л/с при напоре 100 метров. Привод пожарного насоса осуществляется от двигателя автомобиля через коробку перемены передач и дополнительную трансмиссию, состоящую из коробки отбора мощности (КОМ), установленной на крышке коробке перемены передач (КПП), двух карданных и одного промежуточного вала. Пожарная автоцистерна АЦ-40(131)137А (см. рис. 2.3) по общему устройству напоминает АЦ-40(431410)63Б. Надстройка модели 137А монтируется на автомобильном шасси повышенной проходимости с колёсной формулой 6×6 (автошасси ЗИЛ-131 или ЗИЛ-433440). На крыше кабины автоцистерны стационарно
устанавливается управляемый из кабины лафетный ствол, имеющий производительность 20 л/с.
На современных пожарных автоцистернах зачастую используется модульный принцип компоновки пожарной надстройки, который особенно эффективен при выпуске пожарных автомобилей мелкими сериями или при производстве модификаций базовой модели. Например, путем замены модуля насосного отсека с насосом нормального давления на модуль насосного отсека с насосом высокого давления или комбинированным можно существенно изменять характеристики пожарной автоцистерны.
При наличии набора стандартных модулей на одном и том же шасси можно выпускать автомобили различного назначения, максимально унифицированные между собой. Для этого достаточно заменить один или несколько модулей.
В последнее время пожарные автоцистерны все чаще компонуются цистернами изготовленными из армированного стеклопластика. При установке металлических цистерн производители применяют эффективные покрытия для защиты внутренних полостей от коррозии.
На современных моделях пожарных автоцистерн зачастую цистерну и пенобак выполняют в виде единого сварного блока, как это сделано, например, на АЦ-2,5-40(433362)ПМ-540 (см. рис. 2.4). Эта автоцистерна, широко применяемая в подразделениях
различных регионов нашей страны, смонтирована на шасси ЗИЛ-433362 с колесной формулой 4×2 и бензиновым двигателем мощностью 110 кВт (150 л.с.). Машина оснащена стационарной насосной установкой с пожарным насосом ПН-40УВ. На автоцистерне применен модульный принцип компоновки пожарной надстройки. Модуль цистерна-пенобак выполнен как единое целое – внутри корпуса цистерны с полезным объемом 2,5 м3 монтируется (вварен) бак для пенообразователя емкостью 200 л.
Современные пожарные автоцистерны все чаще оборудуют насосными установками, обеспечивающими подачу воды как с нормальным, так и с высоким давлением. Наличие насоса (или ступени) высокого давления позволяет создавать тонкодисперсные (мелкораспыленные) водяные струи, обладающие повышенной огнетушащей эффективностью. При производстве новых пожарных автоцистерн или в ходе модернизации устаревших машин зачастую вместо традиционного пожарного насоса нормального давления ПН-40УВ устанавливается современная насосная установка отечественного производства, состоящая из комбинированного центробежного насоса НЦПК 40/100-4/400, вакуумного насоса объемного типа и катушки с рукавом высокого давления. Присоединительные размеры нового насоса и ПН-40УВ совпадают, одинаковой является и потребляемая мощность, поэтому модернизация насосной установки может производиться не только на заводе, но и на местах в условиях Производственно-технических центров (ПТЦ) или отрядов технической службы (ОТС).
На шасси ЗИЛ-5301 и ЗИЛ-432720 монтируются надстройки автоцистерн легкого типа. К наиболее распространённым машинам этой группы относятся автоцистерны моделей 002ММ и ПМ-542 различных модификаций (см. рис. 2.5).
Эти пожарные автоцистерны смонтированы на шасси с колесной формулой 4×2 и длиной колёсной базы 3600 мм (ЗИЛ-530104) или 4250 мм (ЗИЛ-5301ГА), оборудованы ёмкостями от 800 до 1400 литров, баками для пенообразователя на 80-150 литров, пожарными насосами ПН-20, НЦПВ-4/400 или НЦПК-40/100-4/400. Автомобили являются в какой-то степени многофункциональными, так как могут применяться в качестве АПП или АПС (пожарно-спасательных автомобилей).
К этой же группе лёгких многофункциональных автоцистерн относится АЦ-0,8-4/400(432720) модели ПМ-541 (см. рис. 2.6), дополнительно оснащенная электрогенератором
с выходной мощностью 4,0 кВт, стационарной выдвижной осветительной мачтой, выносными прожекторами, гидравлическим аварийно-спасательным инструментом и другими видами специального оборудования. Вооружение машины позволяет использовать её как в качестве автоцистерны, так и в качестве аварийно-спасательного автомобиля. Для повышения мобильности и проходимости автоцистерны она смонтирована на автомобиле ЗИЛ-432720 с колёсной формулой 4×4.
Пожарная автоцистерна АЦ-3,0-40(43206)1МИ (см. рис. 2.7) изготовлена на шасси Урал 43206 с дизелем ЯМЗ-236М2 мощностью 180 л/с и колесной формулой 4×4. Автоцистерна оборудована 6-местной кабиной для размещения расчета, 3000-литровой цистерной для воды и 180-литровой емкостью для пенообразователя, одноступенчатым
насосом ПН-40УВ, гидравлические коммуникации которого предусматривают установку на крыше автомобиля стационарного лафетного ствола. Вместо газоструйного вакуумного аппарата использована автономная система АВС-01Э.
Пожарные автоцистерны на шасси КамАЗ обычной и повышенной проходимости АЦ-7-40(53215)ПМ-524 с колесной формулой 6×4 и АЦ-5-30(43118)ПМ-525 с колесной формулой 6×6 (см. рис. 2.8) имеют модульную компоновку пожарной надстройки, оснащаются цистернами для воды объемом 7 и 5 м3, соответственно, пенобаками объёмом 450 и 350 литров и пожарными насосами нормального давления с
номинальной подачей до 40 л/с. Машины могут комплектоваться по специальному заказу пожарными насосами высокого давления и комбинированными насосами, в том числе зарубежного производства. Вместо классического ПН-40УВ на этих автоцистернах возможна установка насосов НЦПН-40/100, НЦПК-40/100-4/400, НЦПВ-4/400, НЦПВ-20/200, Ziegler-FP16/8-2H с номинальной подачей 50 л/с и других.
По такому же модульному принципу на базовом шасси КамАЗ-53211 с колесной формулой 6х4 изготавливается пожарная автоцистерна АЦ-6,0-40/4(53211)1ДД, соответствующая австрийскому прототипу TLF-6500. За 7-местной кабиной расчета монтируется обогреваемая цистерна на 6 м3 воды и 600-литровый бак для пенообразователя с автоматическим пеносмесителем. В заднем отсеке автомобиля установлен комбинированный насос Rosenbauer NH30, номинальная подача которого по ступени нормального давления составляет 50 л/с при напоре 100 м. вод. ст., а по ступени высокого давления 4 л/с при напоре 400 м. вод. ст. Водопенные коммуникации насосного агрегата оборудованы лафетным стволом, установленным на крыше автомобиля.
Особую группу автоцистерн составляют так называемые автоцистерны упрощённые (АЦУ или АЦП) (см. рис. 2.9), на которых за счёт отказа от салона личного состава и сокращения численности расчёта до 3-х человек количество возимой воды увеличено почти вдвое по сравнению со стандартными АЦ на тех же самых шасси.
Источник: pridesaratov.ru