Архитектура это наука строительство

Архитектура — «застывшая музыка», у нее, как и в музыке, есть ритм, динамика и цельность. Хорошая архитектура как и классическая музыка, благоприятно влияет на все живое и несет в себе особую тайну.

Как отмечал в своих трудах римский архитектор, строитель и инженер Марк Витрувий (l век до н.э.), живший во времена императора Октавиана Августа и посвятивший ему знаменитый трактат «Десять книг об архитектуре»: «Архитектура триедина: она извечно сочетает в себе логику ученого, ремесло мастера и вдохновение художника». В дальнейшем была создана формула Марка Витрувий (Vitruvius): Польза, Прочность, Красота, которая в подлинном латинском начертании выглядит так – Firmitas, Utilitas, Venistas.

Прочность – это надежность конструкции, их безопасность и долговечность. Польза – это соответствие постройки его назначению. Пространство должно быть достаточным комфортным и удобным. и. Красота – это выражение чувств которое должен вызывать построенный дом. Красота в архитектуре – это гармония, соблюдение пропорций, художественная завершенность.

Стиль минимализм в современной архитектуре

Каждое рассмотренное качество хорошо само по себе, но лишь при достижении гармонии между этими понятиями можно создать архитектурный шедевр. И истинное призвание архитектора состоит в том, чтобы одухотворять материальный мир, который создает для себя человечество. АРХИТЕКТУРА = (НАУКА + ТЕХНИКА) х ИСКУССТВО.

Здесь НАУКА и ТЕХНИКА не случайно оказались в скобках и предстают слагаемыми. Также не случайно ИСКУССТВО предстает множителем. И если последний окажется равным нулю, таким же станет и результат – архитектурного произведения не будет. Будет постройка, строение, объект, не более того. Кем же должен быть в таком случае современный архитектор?

Он должен быть профессионалом, исследователем, обладающим аналитическими способностями, быть технически образованным специалистом, которому не помешает склонность к изобретательству, наконец, быть художником, наделенным пространственным воображением и способным создать произведение искусства.

АРХИТЕКТУРА — НАУКА И ИСКУССТВО ПРОЕКТИРОВАНИЯ ЗДАНИЙ

АРХИТЕКТУРА - НАУКА И ИСКУССТВО ПРОЕКТИРОВАНИЯ ЗДАНИЙ

Архитектура (лат. architectura, от греч. architeкton — главное строительство) — это одновременно наука и искусство проектирования зданий. Архитектура создает материально организованную среду, необходимую людям для их жизни и деятельности, в соответствии с их устремлениями, а также современными техническими возможностями и эстетическими воззрениями. Таким образом, основное назначение архитектуры — это возведение зданий и сооружений, в которых протекает жизнь человека.

АРХИТЕКТУРА — ДРЕВНЕЙШАЯ ОБЛАСТЬ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

АРХИТЕКТУРА — ДРЕВНЕЙШАЯ ОБЛАСТЬ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Архитектура — древнейшая область человеческой деятельности. Начиная с первобытно-общинного строя она сопровождает людей на всем протяжении истории. Одним из первых сознательных действий человека явилось создание жилища. Пещеры, шалаши, землянки защищали его от ветра, дождя, холода и диких зверей.

Что такое БУМАЖНАЯ архитектура и ВЫМЫШЛЕННЫЕ ГОРОДА? / Редакция.Наука

В этих первых «домах» люди жили, готовили на костре пищу, изготовляли орудия труда, праздновали удачную охоту, выбирали вождей. Постепенно ширился круг знаний и практических навыков человека, все меньше он зависел от прихотей природы. Вместе с жилищем начали строиться и другие виды зданий: общественные здания, торговые площади и склады, храмы и церкви для богослужения, театры для зрелищ.

КОМПЛЕКС ТРЕБОВАНИЙ К АРХИТЕКТУРЕ ЗДАНИЙ

КОМПЛЕКС ТРЕБОВАНИЙ К АРХИТЕКТУРЕ ЗДАНИЙ

У архитектуры есть три фундаментальных признака. Во-первых, сооружение должно отвечать своему назначению. Во-вторых, помимо утилитарных нужд, архитектура выражает духовные потребности человека, состоящие в создании и созерцании красивых, гармоничных образов. Третий критерий оценки архитектурного сооружения – его надежность.

Функциональные, конструктивные и эстетические качества архитектуры (польза, прочность, красота) органически взаимосвязаны. Комплекс требований к архитектуре зданий в общем виде был сформулирован еще в I в. до н.э. древнеримским зодчим Марком Витрувием в его трактате «Десять книг об архитектуре «. Формула Витрувия «Польза, Прочность, Красота» до настоящего времени не потеряла своего значения.

АРХИТЕКТОР, ЗОДЧИЙ

АРХИТЕКТОР, ЗОДЧИЙ

Архитектор (или коллектив архитекторов) не только разрабатывает проект сооружения, но и руководит строительным осуществлением проекта в натуре. Объектом архитектурного творчества является, таким образом, всё сооружение (или группа сооружений) в целом: размещение здания (или группы зданий) на территории (генеральный план), распределение отдельных частей внутреннего пространства здания (собственно план здания), наружный облик всего здания и каждого из его фасадов, композиция и внутренняя отделка интерьера, а также все стороны технико-конструктивного осуществления сооружения. Наиболее известные архитекторы: Имхотеп, Леонардо Да Винчи, Рафаэль Санти, Микеланджело Буонарроти, Бартоломео Растрелли, Антонио Гауди, Фрэнк Ллойд Райт, Ле Корбюзье, Оскар Немейер, Константин Мельников, Алексей Щусев, Алвар Аалто, Кендзо Танге, Норман Фостер, Кисе Курокава, Фриденсрайх Хундертвассер, Фрэнк Гери, Даниэль Либескинд, Рем Колхас, Заха Хадид, Сантьяго Калатрава и др.

АРХИТЕКТУРА – ЗАСТЫВШАЯ МУЗЫКА

АРХИТЕКТУРА – ЗАСТЫВШАЯ МУЗЫКА

Архитектуру иногда называют «застывшей музыкой», на первый взгляд это может показаться странным! Что общего между звуками и камнем, мелодией и кирпичной стеной? Однако не торопитесь, вспомните Красную площадь, Кремль, Сталинскую архитектуру. Оказывается, архитектура, подобно музыке, может вызывать большие человеческие чувства: торжество, величие, радость, скорбь.

АРХИТЕКТУРА – трехмерное искусство

АРХИТЕКТУРА – трехмерное искусство

Архитектура, как и скульптура, является трехмерным искусством, но произведения архитектуры имеют еще и внутреннее пространство. Архитектура «говорит» языком объемных фигур, объединенных в продуманную систему построения пространства.

ЗОЛОТОЕ СЕЧЕНИЕ

ЗОЛОТОЕ СЕЧЕНИЕ

Каждое здание и каждое помещение в нем имеют свои пропорции, свои соотношения между шириной, длиной и высотой. Эта пропорциональность присутствует не только в общем строе здания, но и в отдельных его деталях.

Гармоничность построения — важное условие всякой архитектурной композиции, однако нужно помнить, что всякое здание имеет определенную систему конструкции: стеновую, стоечно-балочную, сводчатую или арочную. Золотое сечение это универсальное проявление структурной гармонии. Оно встречается в природе, науке, искусстве – во всем, с чем может соприкоснуться человек.

Наиболее емкое определение золотого сечения гласит, что меньшая часть относится к большей, как большая ко всему целому. Приблизительная его величина – 1,6180339887. В округленном процентном значении пропорции частей целого будут соотноситься как 62% на 38%.

Конструктивные элементы

Конструктивные элементы

Конструктивные элементы здания, будь то плита, стена, балка или колонна, кроме своего основного назначения — нести, ограждать, или поддерживать что-либо, всегда являются элементом художественной композиции. Так, архитектурный ордер является воплощением стоечно-балочной системы, тектонически состоящей из вертикальных (колонны, пилястры) и горизонтальных (антаблемент) элементов. Стилевое единство с использованием колонн было и в древнеегипетской, и в крито-микенской архитектуре, однако только в Древней Греции появилась строгая система, которая получила название «ордер». Различают пять классических ордеров, которые впервые выделил итальянский архитектор Джакомо да Виньола: дорический, ионический и коринфский возникли в Древней Греции, тосканский и композитный — в Древнем Риме.

Строительные и декоративные материалы

Строительные и декоративные материалы

Архитектура широко использует декоративные свойства материалов, их цвет и фактуру. Кроме того, во многих сооружениях «участвуют» и другие виды искусства: скульптура и живопись. В лучших творениях мирового зодчества архитектура, скульптура и живопись составляют неразрывное целое.

АРХИТЕКТУРНЫЕ ПЛАНЫ

АРХИТЕКТУРНЫЕ ПЛАНЫ

Работа над будущим зданием начинается с создания плана. В нем архитектор определяет число и размер помещений и их взаимное расположение, зонирование и функциональное назначение помещений. Так, например в двухэтажном загородном доме на первом этаже, как правило размещаются кухня, столовая, гостиная, гостевая, хозяйственные и технические помещения, лестничный холл, санузел, постирочная, тамбур, прихожая; на втором этаже коридор, спальни, гардеробные, санузлы и ванные комнаты. Таким образом, первый этаж является дневной зоной, а второй этаж ночной зоной. В этой сложной работе архитектор выступает как композитор: так же как из отдельных звуков слагается мелодия, из отдельных помещений складывается целостный объем здания.

Архитектура окружающей среды и генплан участка

Архитектура окружающей среды и генплан участка

Архитектурные памятники всегда связаны с окружающим их пространством, с природой. Эта связь может быть различной. Многие древние египетские и индийские храмы как бы вырастают из земли, а некоторые из них, например пещерные храмы, в буквальном смысле составляют единое целое со скалами, в которых они высечены. Другие постройки, и в частности русские церкви, представляют собой контраст с окружающей их равниной. Во всяком случае, архитектор непременно должен знать, для какой местности он проектирует здание, учитывать окружающую среду, расположение дома на участке, зонирование территории, архитектуру малых форм, генплан участка.

РАЗДЕЛЫ АРХИТЕКТУРЫ

РАЗДЕЛЫ АРХИТЕКТУРЫ

На нашем сайте AbrisBURO — ПРОЕКТЫ КОТТЕДЖЕЙ в разделе АРХИТЕКТУРА Вы найдете много полезной информации об архитектуре разных времен и народов — от древнейшей архитектуры до архитектуры XXI века, об различных архитектурных стилях и направлениях, об великих архитекторах мира.

Источник: www.abrisburo.ru

Значение слова архитектура

архитектура

архитектура

Архитектура Архитекту́ра, или зо́дчество — искусство и наука строить, проектировать здания и сооружения (включая их комплексы), а также сама совокупность зданий и сооружений, создающих пространственную среду для жизни и деятельности человека.

Википедия

1.Искусство проектирования и строительства зданий и других сооружений в соответствии с их назначением, техническими возможностями и эстетическими воззрениями общества.

2.Стиль, характер постройки.

3.Совокупность сооружений, составляющих материально организованную среду, необходимую людям для их жизни и деятельности.

4. перен.Устройство чего-либо как единого целого.

Большой современный толковый словарь русского языка

архитектура

( лат. architecture ( гр. architektonike)
1) строительное искусство, зодчество, искусство проектировать и строить; иногда а. как искусство проектирования противополагается строительству как осуществлению проекта в натуре;
2) художественный характер постройки.

Новый словарь иностранных слов

архитектура

ж.
1) Искусство проектирования и строительства зданий и других сооружений в соответствии с их назначением, техническими возможностями и эстетическими воззрениями общества.
2) Стиль, характер постройки.
3) Совокупность сооружений, составляющих материально организованную среду, необходимую людям для их жизни и деятельности.

Новый толково-словообразовательный словарь русского языка Ефремовой

архитектура

жен. , греч. искусство располагать, строить и украшать здания; строительное искусство, зодчество; | исполнение его на деле, вид или образ здания. Зодчество, по времени, делится на древнее, среднее и новое; по народам и вкусам их, на индийское, мексиканское, египетское, мавританское, греческое, римское, готическое, русское и пр., по предмету: на гражданское, военное, корабельное и пр.

Архитектурный класс. Архитектор, ученый строитель, художник-строитель, зодчий. Архитекторова трость. Архитекторская смета. Архитекторша, жена зодчего или | строительница. -торство ср. знание, искусство, занятие зодчего; зодчество. Архитектоника, наука о приложении математики и механики к зодчеству.

Архитрав муж. брус или камень, положенный сверх двух или более столпов, также над дверьми и окнами; верхний косяк, притолока, перекладина, переводина, прогон, нахлестка. Архитравный, притолочный, прогонный и пр. Словарь Даля

архитектура

[лат. architecture

1. строительное искусство, зодчество, искусство проектировать и строить; иногда а. как искусство проектирования противополагается строительству как осуществлению проекта в натуре;

2. художественный характер постройки.

Словарь иностранных выражений

архитектура

архитект`ура, -ы

Словарь русского языка Лопатина

архитектура

искусство проектирования и строения зданий, сооружений, зодчество Садово-парковая а. (композиция садов, парков). Ландшафтная а. (искусство гармонического сочетания естественных ландшафтов с архитектурными комплексами, искусственными ландшафтами). архитектура здания, сооружения А. малых форм (небольшие сооружения декоративного, мемориального, служебного назначения). архитектура стиль постройки А. здания.

Словарь русского языка Ожегова

архитектура

(лат. architectura, от греч. architekthon — строитель) (зодчество), искусство проектировать и строить здания и др. сооружения (также их комплексы), создающие материально организованную среду, необходимую людям для их жизни и деятельности, в соответствии с назначением, современными техническими возможностями и эстетическими воззрениями общества. Как вид искусства архитектура входит в сферу духовной культуры, эстетически формирует окружение человека, выражает общественные идеи в художественных образах.

Историческое развитие общества определяет функции и типы сооружений (здания с организованным внутренним пространством, сооружения, формирующие открытые пространства, ансамбли сооружений), технические конструктивные системы, художественный строй архитектурных сооружений. Архитектурная организация пространства населенных пунктов, создание городов и поселков, регулирование систем расселения выделились в особую область — градостроительство.

В архитектуре взаимосвязаны функциональные, технические, эстетические начала (польза, прочность, красота). Назначение, функции архитектурного сооружения определяют его план и объемно-пространственную структуру, строительная техника — возможность, экономическую целесообразность и конкретные средства его создания.

Образно-эстетическое начало архитектуры связано с ее социальной функцией и проявляется в формировании объемно-пространственной и конструктивной структуры сооружения. Выразительные средства архитектуры — композиция, тектоника, масштаб, пропорции, ритм, пластика объемов, фактура и цвет материалов, синтез искусств и др. Во 2-й пол. 19-20 вв. социальные и научно-технические сдвиги вызвали появление новых функций, конструктивных систем, художественных средств архитектуры, индустриальных методов строительства. Современный толковый словарь, БСЭ

архитектура

архитектура ж.
1) Искусство проектирования и строительства зданий и других сооружений в соответствии с их назначением, техническими возможностями и эстетическими воззрениями общества.
2) Стиль, характер постройки.
3) Совокупность сооружений, составляющих материально организованную среду, необходимую людям для их жизни и деятельности.

Толковый словарь Ефремовой

архитектура

архитектуры, мн. нет, ж. (см. архитектор). Зодчество, строительное искусство. Архитектура древних греков. Современная архитектура. || Наука о возведении зданий. Курс архитектуры. || Стиль постройки. Готическая архитектура.

Дом изящной архитектуры. Толковый словарь русского языка Ушакова

архитектура

(лат. architectura, от греч. architeкton — строитель), зодчество, система зданий и сооружений, формирующих пространственную среду для жизни и деятельности людей, а также само искусство создавать эти здания и сооружения в соответствии с законами красоты. А. составляет необходимую часть средств производства (промышленная А. — здания заводов, фабрик, электростанций и др.) и материальных средств существования человеческого общества (гражданская А. — жилые дома, общественные здания и др.).

Её художественные образы играют значительную роль в духовной жизни общества. Функциональные, конструктивные и эстетического качества А. (польза, прочность, красота) взаимосвязаны. Произведения А. являются здания с организованным внутренним пространством, ансамбли зданий, а также сооружения, служащие для оформления открытых пространств (монументы, террасы, набережные и т.п.).

Предметом целеустремлённой организации является и пространство населенного места в целом. Создание городов, посёлков и регулирование всей системы расселения выделились в особую область, нераздельно связанную с А., — градостроительство . А. создаётся в соответствии с потребностями и возможностями общества, которое определяет функциональное назначение и художественный строй архитектурных произведений.

Она не только обеспечивает необходимые для жизненных процессов материальные условия, но и является одним из факторов, направляющих эти процессы. Будучи вещественной реальностью, А. способствует выполнению обществом его многообразных жизненных функций, т. е. оказывает на него обратное влияние.

Архитектурная организация жизненных процессов является одним из главных источников формообразования в А., необходимой базой её образного строя, наконец, условием, игнорируя которое, А. не может успешно выполнять свои идеологические и эстетические задачи. В классовом обществе произведения А. создавались, как правило, с учётом экономических, идеологических и социально-бытовых требований правящего класса.

При социализме целью А. стало максимально возможное удовлетворение материальных и духовных потребностей всего общества. Новые проблемы А. во многом определяются высокими темпами социального и технического прогресса.

Чтобы моральное старение сооружений не опережало их конструктивную долговечность, структура произведения А. должна создаваться с учётом научного прогноза и предусматривать возможность функциональных изменений. Важнейшим средством практического решения функцией, и идейно-художественных задач А. является строительная техника.

Она определяет возможность и экономическую целесообразность осуществления тех или иных пространственных систем. От конструктивного решения во многом зависят и эстетические свойства произведений А. Здание должно не только быть, но и выглядеть прочным.

Излишек материала вызывает впечатление чрезмерной тяжести; зримая (кажущаяся) недостаточность материала ассоциируется с неустойчивостью, ненадёжностью и вызывает отрицательную эмоции. В ходе развития строительной техники новые принципы архитектурной композиции, отвечающие свойствам новых материалов и конструкций, могут вступать в конфликт с традиционными эстетическими взглядами.

Но по мере распространения и дальнейшего освоения конструкции определяемые ею формы не только перестают восприниматься как необычные, но и превращаются в массовом сознании в источник эмоционально-эстетического воздействия. Что же касается традиционных форм, то при изменении конструктивных приёмов они могут сохраняться как декоративные либо как символическое выражение определенного эстетического идеала, утратив прямую связь с конструкцией (например, ордер , сложившийся в античной Греции как эстетически осознанная стоечно-балочная конструкция из камня, служил подчас не связанным с конструкцией художественным средством в архитектуре барокко и классицизма).

Качественные изменения строительной техники, создание новых конструкций и материалов существенно повлияли на современную А. Особое значение имеет замена ремесленных методов строительства индустриальными, связанная с общими процессами развития производства, с необходимостью повышения темпов массового строительства и потребовавшая введения стандартизации, унифицированных конструкций и деталей. Метод стандартизации должен обеспечить многообразие форм из стандартных элементов, отвечающее многообразию функциональных потребностей и обусловливающее выразительность сооружений и их ансамблей.

Индустриализация создаёт необходимые предпосылки для широкого развёртывания массового строительства. Количественные возможности, которые она предоставляет, в А. социализма используются для создания условий качественного преобразования быта и форм общественной жизни, для обеспечения роста промышленного производства.

Развёртывание массового строительства является частью создания и развития материально-технической базы коммунизма. В соответствии с потребностями общества А. изменяет существующую среду, создавая новые объекты.

Они становятся новым материальным явлением, входящим в жизнь, обогащающим её, и оказываются носителями архитектурно-художественных образов, отражающих действительность. Принципы реалистического искусства получают в А. особое выражение, вытекающее из её природы. В отличие от живописи или скульптуры, А. не изображает нечто, существующее вне её.

Художеств. правда А. вытекает из полноты решения социальных задач и целесообразности примененных материальных средств. Оценка эстетических качеств А. всегда включает в себя представление о функциональном использовании постройки, о её способности обслуживать те жизненные процессы, для которых она предназначена.

Основные средства создания художественного образа в А. — формирование пространства и архитектоника . При создании объёмно-пространственной композиции (в т. ч. и внутренней организации сооружений) используются принципы симметрии или асимметрии, нюансы или контрасты при сопоставлении элементов, их различные ритмические соотношения и т.д. Особое значение в А. имеют соразмерность частей и целого друг другу (система пропорций ) и соразмерность сооружения и его отдельных форм человеку (масштабность).

В число художественных средств А. входят также фактура и цвет, разнообразие которых достигается различными приёмами обработки поверхности здания. А. может решать художественные задачи совместно с другими видами искусства (живопись, скульптура, декоративно-прикладное искусство, художественное конструирование), создавая вместе с ними единый художественный образ (см.

Синтез искусств ). Целостная художественно-выразительная система форм произведений А., отвечающая функциональным и конструктивным требованиям, называется архитектурной композицией. Иногда она охватывает группу зданий и образуемое ими пространство (см.

Ансамбль ). Представление о пространственных формах произведений А. складывается в сопоставлении зрительских впечатлений, получаемых с различных точек снаружи и изнутри постройки. Необходимость постепенного осмотра, развёртывающегося во времени, свидетельствует о родственности А., которая является пространственным искусством, и временных искусств (например, музыки).

А. разных стран и народов, отмеченная национальными и локальными особенностями, развивается подчас во взаимном влиянии, ведущем к выработке приёмов и форм, общих для группы народов (обзор развития отдельных национальных школ А. см. в соответствующих разделах статей, посвященных государствам, а также союзным республикам, автономным республикам и автономным областям СССР). Устойчивая общность характерных особенностей художественной формы А. и её идейно-содержательной программы образует её стиль . Важнейшие черты стиля проявляются в системе функциональной и пространственной организации сооружений, в их архитектонике, пропорциях, пластике, декоре.

Для современной А. большую роль играет обмен техническими достижениями. Главные различия в направленности современной А. определяются существованием двух общественных систем — капитализма и социализма.

Тождественность социальных задач и материально-технических средств, единство общих идейно-художественных принципов А. социалистических стран способствовали возникновению её интернациональных основ, включающих в себя наиболее прогрессивные национальные особенности. А. социализма в целом обогащается своеобразием вклада каждой нации, обусловленным спецификой национальных архитектурных традиций, природно-климатических условий и рядом других факторов.

История развития архитектуры. Зарождение А. относится ко времени первобытнообщинного строя, когда возникли первые искусственно сооружаемые жилища и поселения. Были освоены простейшие приёмы организации пространства на основе прямоугольника и круга, началось развитие конструктивных систем с опорами-стенами или стойками, коническим, двускатным или плоским балочным покрытием.

Применялись природные материалы (дерево, камень), изготовлялся кирпич-сырец. Конец существования первобытного общества отмечен строительством крепостей со стенами или земляными валами и рвами.

В мегалитических сооружениях ( менгиры , дольмены , кромлехи ) сочетание вертикальных и горизонтальных блоков камня свидетельствует о дальнейшем освоении закономерностей архитектоники (кромлех в Стонхендже, Великобритания). С возникновением государств сложилась и новая форма поселения — город как центр управления, ремесленного производства и торговли.

Увеличивалось количество типов построек, различие между которыми стало определяться не только их функцией, но и предназначенностью для господствующего класса или эксплуатируемых масс. В классовом обществе определяющими для А. стали общественные взаимоотношения, а не взаимоотношения человека и природы.

В крупных рабовладельческих деспотиях средоточие власти и материальных ресурсов в руках немногочисленной верхушки, эксплуатация огромного количества рабов, успехи в области науки и техники стали основой строительства крупных ирригационных сооружений, монументальных дворцов и храмов, призванных утверждать незыблемость и могущество власти божества и обожествленных правителей (пирамиды в Гизе и храмы в Карнаке и Луксоре — все в Египте; зиккураты Ассирии и Вавилонии, дворцы древнего Ирана, ступы Индии, храмы и дворцы Центр. и Юж. Америки).

В эпоху рабовладения началось строительство и крупнейшего в мире фортификационного сооружения — Великой китайской стены. Строительство грандиозных построек, подавляющих массивностью конструкций, основывалось на громадных затратах примитивного физического труда.

Создание таких сооружений свидетельствует о накоплении строительного опыта, о сложившихся принципах композиции здания и ансамбля. В условиях рабовладельческой демократии Др. Греции создаётся целостная среда городов-государств (полисов). Развивается система регулярной планировки города, с прямоугольной сеткой улиц и площадью — центром торговой и общественной жизни.

Был разработан тип жилого дома с помещениями, обращенными к внутреннему пространственному ядру — дворику. Культовым и архитектурно-композиционным центром города был храм, который воздвигался на вершине акрополя . Классически завершенным типом храма стал периптер (например, Парфенон в Афинах), Развитая общественная жизнь полиса породила такие типы сооружений, как театр, стадион и др.

Сложилась система классических ордеров. В Др. Риме, огромной средиземноморской державе, унаследовавшей традиции греческой А., ведущее значение приобрели сооружения, выражавшие могущество республики (позже империи) и удовлетворявшие потребностям рабовладельческого государства.

Расширился круг инженерных сооружений, достигло большого совершенства строительство мостов и акведуков. Для возведения крупных построек большую роль сыграло внедрение новых строительных материалов (бетон). Были разработаны рациональные методы строительства, получившего гигантский размах.

Создавались крупные ансамбли (общественные центры — форумы) и общественные сооружения, рассчитанные на огромные массы народа: амфитеатры (Колизей в Риме), театры, термы, крытые рынки, базилики. Тип жилого дома с помещениями, обращенными к внутреннему замкнутому пространству ( атрию , перистилю ), был развит и усовершенствован; в перенаселённых городах возникли 5-6-этажные жилые дома для малоимущих — инсулы . Получили широкое применение арочные и сводчатые конструкции (храм Пантеон в Риме, перекрытый огромным куполом), развившиеся также в А. эллинистической Парфии.

А. Римской империи от строгих и целесообразных переходит к тяжеловесным, пышным, иногда преувеличенным формам, усложнённым планам; усиливаются элементы декоративности. Ордер, ставший неотделимым от представления о прекрасном в А., часто накладывается на стеновую или арочную конструкцию из бетона как часть её облицовки.

В феодальную эпоху А. развивается на основе более дифференцированного разделения труда. Труд рабов сменяется деятельностью ремесленников-профессионалов. При феодализме область распространения монументальной А. значительно расширяется, охватывая Европу, Азию, большую часть Африки, часть Америки.

Однако неравномерность развития, влияние местных условий и традиций оказывают на А. эпохи феодализма более значительное влияние, чем на А. рабовладельческих цивилизаций. Феодальные войны вынуждали к широкому развитию фортификационных сооружений, защищавших города и резиденции феодалов (замки и дворцы Франции, Германии, Испании и др. европейских стран, Ср.

Азии и Закавказья; русские кремли и монастыри-крепости). Идеологическое господство религии дало толчок широкому строительству культовых зданий. Новой задачей, решавшейся в А. Византии, было формирование внутреннего пространств христианских храмов, способных вместить тысячные толпы, и создание в них особой среды, отвлечённой от мира.

Наряду с унаследованными от Рима типами базилики и центрического купольного здания формировались купольные базилики и крестово-купольные храмы. Сферические купола сочетались с прямоугольной в плане системой опор (храм Софии в Константинополе). Конструкция получала ясное выражение а архитектурной форме крестово-купольных храмов.

А. Византии оказала широкое влияние на зодчество славянских государств на Балканах (Болгарии, Сербии), Закавказья (Армении, Грузии) и Др. Руси. Специфический характер А. региональных древнерусских школ, развившихся после распада киевской державы, определялся местными социальными особенностями, строительными традициями и применявшимися материалами.

А. Владимиро-Суздальского княжества характеризует богатая пластика белокаменных сооружений (дворцовый ансамбль в Боголюбове, Успенский и Димитриевский соборы во Владимире), постройкам Новгорода присущ суровый лаконизм величественных форм (Георгиевский собор Юрьева монастыря), непринуждённо живописны асимметричные выложенные из плитняка постройки Пскова. А. Древней Руси замечательна своей правдивостью, ясным выявлением конструкции и пространственной организации здания в его облике.

После полувекового перерыва в архитектурном развитии (1240-90-е гг.), вызванного монголо-татарским нашествием, главными архитектурными центрами становятся Новгород, Псков, Москва, своеобразно развивающие древнерусские традиции. С объединением русских земель под властью Москвы складывается единая русская архитектурная школа.

Ансамбль Московского Кремля явился прообразом для кремлей других городов и послужил ядром радиально-кольцевой структуры растущей Москвы. Ярко своеобразен тип шатровых храмов-башен, сложившийся в 16 в. (церковь Вознесения в с. Коломенском, ныне в черте Москвы). Для русской А. 17 в. характерны многообразие форм, праздничная живописность.

Наряду с каменной А. большое место занимало деревянное зодчество, достигшее в 17-18 вв. высокого совершенства (церкви: Преображенская в Кижском погосте, Успенская в с. Кондопога и др.). В странах Зап. и Центр. Европы с возрождением городов в конце 10 в. начинает развиваться тип каменного жилого дома в 2-3 этажа с мастерскими и лавками внизу.

Складывается А. романского стиля .В культовой А. появляются монастырские комплексы с замкнутыми двориками, окруженными аркадами (‘клуатры’), и с массивными тяжёлыми храмами базиликального типа. Во 2-й половине 12 в. во Франции зародилась А. готики , отразившая наиболее высокий этап развития производительных сил феодального общества и усиление городов, с которым связано возникновение новых типов общественных зданий (ратуши, дома ремесленных цехов и гильдий).

Массивные конструкции заменила каркасная система, в которой с предельной рациональностью используется материал; освобождается пространство интерьера, получающее активное развитие по вертикали (соборы: в Париже, Реймсе и Амьене — во Франции; во Фрейбурге и Кельне — в Германии; в Кентербери — в Великобритании; в Бургосе — в Испании; в Праге, Кракове). В жилищном строительстве наряду с каменными конструкциями применяется фахверк — деревянный каркас, заполненный кирпичом или камнем.

В развитие А. эпохи феодализма большой вклад внесли народы арабского Востока (см. Арабская культура ). Крупными центрами феодальной культуры были города Ср. Азии — Бухара, Мера, Термез, Хива, Самарканд.

Их монументальные здания — крытые рынки, караван-сараи, медресе, купольные мечети и мавзолеи — возводились из обожжённого кирпича с широким использованием в облицовке т. н. керамической резной мозаики (ансамбли Шахи-Зинда и площади Регистан, мавзолей Гур-Эмир — в Самарканде). Строгая симметрия композиции выделяла крупные торговые и культовые сооружения среди живописных кварталов низких глинобитных или сырцовых жилых построек.

Многообразие архитектурных типов отличает зодчество феодальной Индии. Стремление к конкретности художественных образов, преклонение перед буйной тропической природой породили исключительную пластичность монументальных сооружений, её сближение со скульптурной пластикой. Под влиянием индийской А. формировалась А. Юго-Вост.

Азии (Индонезии, Цейлона, стран Индокитайского полуострова). В А. Китая регулярность планировки городов дополнялась строгой симметрией организации пространства здании, оси которых получали ориентировку по странам света. Геометрическая правильность тонко сочеталась с использованием природных особенностей места.

Стоечно-балочные деревянные каркасы были конструктивной основой жилых зданий. Каркас заполнялся кирпичом или лёгкими деревянными ограждениями с решётками, заменявшими окна. Лёгкость жилищ контрастировала с монументальностью дворцовых, культовых и фортификационных сооружений (‘Запретный город’ и ‘Храм неба’ в Пекине).

Под влиянием А. Китая долгое время находилась японская А., где деревянные каркасные конструкции были доведены до высокого художественного совершенства. Для А. Китая и Японии характерно умелое использование естественного и формирование искусственного ландшафта.

Важный этап развития А. связан с культурой Возрождения , возникшей в начале 15 в. в городах Тосканы (Италия) и развивавшейся в 15-16 вв. во многих странах Зап. и Центр. Европы. Социально-экономических процесс разложения феодальных и становления буржуазных отношений породил мощное культурное движение.

Средневековый религиозной идеологии был противопоставлен гуманизм, который искал опору в античном наследии, что ярко отразилось в А. общественных зданий, дворцов, загородных поместий. Строителя-ремесленника сменяет широко образованный специалист-архитектор, опирающийся на все достижения современной ему культуры.

Непроизвольно возникавшей асимметрии постепенно развивавшихся ансамблей были противопоставлены ясные, завершенные геометрические системы как выражение волевого, организующего начала (новый подход к А. выражен в палаццо — типе дома-дворца, в котором каждому элементу присуща выраженная законченность, проявляющаяся и в сосредоточенности здания вокруг замкнутого симметричного двора, и в строгой симметрии фасада). Итальянские архитекторы обращаются к ясной системе ордеров Др.

Рима (творчество Ф. Брунеллески, Л. Б. Альберти, Микелоццо, Лучано Лаураны, Браманте, Микеланджело). В эпоху Возрождения развилась теория А. (трактаты Л. Б. Альберти, Виньолы, Палладио). А. Возрождения за пределами Италии была менее последовательна в преодолении средневековой традиции и проходила сложную длительную эволюцию.

Процесс рефеодализации и контрреформации, пережитый Италией во 2-4-й четверти 16 в., резко изменил характер её архитектурного развития. В конце 16-18 вв. основными заказчиками А. становятся церковь и дворянство, требовавшие ярко эмоционального обрамления пышных, театрализованных церемоний — культовых и светских.

Логичность композиций А. Возрождения, присущую им законченность частей сменяют характерные для А. барокко сложные системы сливающихся пространств, развитая пластичность объёмов, обильное применение декоративной скульптуры и иллюзионистических эффектов живописи, зрительно разрушающих материальность стен и потолков. В А. барокко здание тесно взаимосвязано с окружающим пространством (собор и охваченная колоннадой пл.

Св. Петра в Риме). Наряду с Италией (творчество Л. Бернини, Ф. Борромини, Г. Гварини) А. барокко широко распространилась в Германии, Австрии, Чехословакии. Влияние барокко Испании и Португалии в сочетании с традициями доколониального периода породило барочную А. стран Лат. Америки, отмеченную крайней декоративной насыщенностью.

Во Франции 17 в. торжество абсолютизма, развитие промышленности и торговли, рост городов создали предпосылки для возникновения А. классицизма . Лежащее в его основе рационалистическое мировоззрение выразилось в строгости геометрических композиций; система архитектурных ордеров широко использовалась как декоративный мотив. Принцип регулярности композиции распространялся на организацию садов, парков и городских площадей (творчество Л. Лево, Ж. Ардуэн-Мансара, А. Ленотра).

Сквозные перспективы пронизывали анфилады помещений, городские массивы, парки загородных резиденций (Воле-Виконт, Версаль и др. — во Франции). Развитие А. классицизма продолжается во Франции (арх.

Ж. А. Габриель, К. Н. Леду) и других европейских странах во 2-й половине 18 — начале 19 вв. после кратковременной вспышки декоративного и вычурного стиля рококо . Классицизм поддерживала укреплявшаяся буржуазия. В период наполеоновской империи классицизм пришёл к холодной парадности ампира .В Англии живописная среда парков, имитировавших естественную природу, создавалась в контрасте с классицистической А. зданий.

Для истории русской А. переломным был рубеж 17 и 18 вв. Преобразования Петра I послужили толчком к усилению светского начала, расширению гражданского строительства. Возникли новые типы общественных и административных зданий, производственных сооружений, порты; строились загородные дворцы, развивались регулярные парки.

Главной задачей русской А. начала 18 в. было развитие вновь основанного Петербурга. Город получил структуру, в которой регулярность планировки гибко сочеталась с особенностями природного ландшафта. Постройки петровского времени отличают простота и рациональность.

В середине 18 в. в русской А. нарастают тенденции барокко (творчество В. В. Растрелли и С. И. Чевакинского в Петербурге, Д. В. Ухтомского в Москве). Для русского барокко характерно сочетание богатого пластического и цветового убранства фасадов с ясностью планов и объёмной композиции.

В последней трети 18 в. барокко уступило место классицизму, основоположниками которого в России явились А. Ф. Кокоринов, В. И. Баженов, М. Ф. Казаков, И. Е. Старов. Конец 18 — 1-я треть 19 вв. ознаменованы созданием крупнейших монументальных городских ансамблей в центрах Петербурга, Москвы, Ярославля, Костромы, Полтавы и других городов (А.

Д. Захаров, А. Н. Воронихин, Ж. Тома де Томон, К. И. Росси, В. П. Стасов, О. И. Бове, Д. И. Жилярди). Для А. этого периода характерны широкий размах пространственных композиций и торжественная парадность художественных образов, отразивших патриотические идеи времени. Через ‘образцовые проекты’, по которым предписывалось строить, классицизм распространился и на рядовую застройку городов.

В 1830-50-х гг. классицизм повсеместно приходит в упадок. Укрепление капиталистического строя в Европе и США во 2-й половине 19 в., развитие промышленности обусловили быстрый рост городов, возникновение новых типов производственных, торговых, транспортных и других сооружений (заводские цехи, многоэтажные фабричные здания, вокзалы, крытые рынки, универсальные магазины, выставочные павильоны, конторские здания, банки, биржи).

Наряду с частными особняками строятся многоэтажные ‘доходные’ жилые дома с квартирами, сдающимися в наём, бараки и казармы для рабочих. Рост строительства и требования рентабельности привели к поискам методов, обеспечивающих сокращение времени на производство работ, экономию труда и материалов. Для этого используются достижения промышленной техники.

Начинают широко применяться металл, стекло и в конце века — железобетон. Развивается стандартизация строительных деталей. Создаются новые конструктивные системы для перекрытия больших пролётов и каркасные конструкции многоэтажных зданий.

А. получила возможности для совершенствования функциональных, технических и художественных качеств, для создания новых конструктивных систем и принципов архитектоники. Строятся просторные сооружения из металла и стекла (‘Хрустальный дворец’ в Лондоне, 1851, инж. Дж. Пакстон) и высотные постройки с металлическим каркасом (‘Эйфелева башня’ в Париже, 1889, инж. Г. Эйфель).

Группой архитекторов т. н. чикагской школы в США были созданы первые ‘небоскрёбы’, выразительность которых основана на логике конструктивного и функционального решения. Однако влияние вкусов нового заказчика — буржуазии, разделение труда в строительном деле, отрыв архитектурного творчества от инженерно-технических решений привели к тому, что задачи, которые ставились перед архитектором, были сведены к декорированию зданий, новаторские конструкции скрывались бутафорией, имитировавшей формы прошедших эпох.

Использовались формы одного из исторических стилей (классицизма, барокко, готики и др.), подогнанные к системе пропорций и ритму, задававшимися структурой здания, которую создавал инженер, или в декорации смешивались формы, заимствованные из разных стилей ( эклектизм ). Противоречия между А. и новой техникой, архаическими формами и новым назначением зданий пытался разрешить так называемый стиль ‘модерн’ ,возникший в 1890-е гг. Отвергая значение традиций и основываясь на свободе формообразования, которую открыли металлические конструкции, представители этого направления сосредоточили внимание на проблемах формы, получавшей подчас изобразительный характер.

Индивидуалистические тенденции ‘модерна’ доведены до крайности в произведениях А. Гауди (Испания), а его рационалистические устремления проявились в творчестве Ч. Р. Макинтоша (Великобритания), Х. ван де Велде и В. Орта (Бельгия), Ф. О. Шехтеля (Россия) и др. В начале 20 в. велись поиски новых архитектурных форм и на основе сочетания достижений техники с классическими принципами композиции (О.

Перре — Франция; О. Вагнер и А. Лоз — Австрия; П. Беренс — Германия), делались и попытки прямого возрождения классики (И. А. Фомин, В. А. Щуко и И. В. Жолтовский — Россия; Э. Лаченс — Великобритания; Г. Бэкон — США; и др.).

После 1917 развитие А. капиталистического общества становится всё более противоречивым, отражая, с одной стороны, эгоистические интересы правящего класса и его реакционную идеологию, с другой — продолжающееся развитие производительных сил, общественный характер производства и растущую силу трудящихся масс (строительство т. н. дешёвых жилищ, которое должно было смягчить политическую остроту жилищного кризиса; кооперативное строительство; строительство, ведущееся коммунистическими муниципалитетами во Франции); она испытывает и прямое влияние советской архитектуры. Складывается рационализм , выдвигающий принцип максим. целесообразности, строгого соответствия структуры здания задачам организации протекающих в нём производственных и бытовых процессов.

Опираясь на достижения техники, рационалисты (Ле Корбюзье во Франции; группа архитекторов ‘Баухауза’ — В. Гропиус, Х. Мейер, ранний Л. Мис ван дер Роэ — в Германии; Я. И. П. Ауд — в Нидерландах) искали средства выразительности в лаконизме и контрастности форм, придавая основное значение конструктивно-технической основе здания и его функцией, организации (см. Функционализм ). В 1930-х гг. функционализм, распространившийся в А. всех капиталистических стран, во многих случаях приобретал характер, безразличный к специфике местных условий, служа апологии буржуазного прагматизма.

Он насаждался в слаборазвитых и зависимых странах как символ политического и культурного господства Запада, подчас причудливо сочетаясь с нарочитой экзотичностью т. н. колониального стиля. Перед 2-й мировой войной в ряде стран утверждается неоклассицизм ; его преувеличенно монументальные формы, лишённые свойственных классике гуманистических начал, использовались для выражения реакционной идеологии (А. фашистской Германии и Италии).

Попыткам функционализма выработать интернациональный язык форм, основанный на современной технике, противостояла и органическая архитектура (основоположник — Ф. Л. Райт, США), стремившаяся учесть в своей строительной практике характерные особенности конкретного места и индивидуальные потребности людей, для которых создаётся здание; внесоциальный характер гуманистических тенденций ‘органической архитектуры’ породил её индивидуалистической крайности. В послевоенные годы принципы функционализма получили истолкование, зависящее от местных условий и культурных традиций: в А. Финляндии (арх.

А. Аалто), Японии (арх. К. Тангэ), Бразилии (арх. О. Нимейер) новаторство сочеталось с ярко выраженными чертами национального своеобразия.

Эта тенденция противостояла претензиям на международное лидерство, которые были заявлены А. США, где Л. Мис ван дер Роэ выдвинул космополитическую универсальную концепцию, основанную на приведении А. к простоте элементарных геометрических тел и нерасчленённых пространств. Идея универсальности формы, её независимости от местных условий и назначения построек лежит и в основе американского неоклассицизма 1960-х гг., сочетающего современные технические средства с симметрией композиций и салонной красивостью деталей (творчество Э. Стоуна).

В противовес ему развился брутализм , сочетающий чёткую функциональную организацию построек с нарочитой массивностью и грубой поверхностью обнажённых конструкций (работы Л. Кана, П. Рудолфа). Многие крупные проектные фирмы, не придерживаясь определенного направления, стремятся следовать за модой.

В европейской А. конце 50-60-х гг. иррационалистические, субъективно-произвольные формы возникли как протест против буржуазного самодовольства, как отражение конфликта между личностью и обществом (поздние работы Ле Корбюзье). Их необычность, однако, была использована буржуазией в целях рекламы. Возник брутализм (арх. А. и П. Смитсон, Великобритания).

Современные возможности строительной техники, создающей сложные пространственные формы железобетонных оболочек и вантовых покрытий (см. Висячие конструкции ) , получили художественное осмысление в сооружениях П. Л. Нерви в Италии, Ф. Канделы в Мексике, А. Э. Рейди в Бразилии, в ряде построек на последних Всемирных выставках.

Всё большее внимание буржуазной политики уделяют идеологическому воздействию А. на массы. Демократические архитектурно-художественные тенденции оттесняются капиталистической конкуренцией и давлением официальной идеологии.

Сложен характер архитектурного процесса в молодых независимых государствах Азии и Африки, где стремление создать самобытную А., стоящую на уровне современных требований, сталкивается с чисто националистическими тенденциями и влиянием А. крупных капиталистических стран. Большую помощь ряду государств (ОАР, Камбоджа, Афганистан, Бирма) оказывают советские архитекторы.

В социалистическом обществе А. впервые в истории поставлена на службу всему народу, удовлетворению его растущих материальных и духовных потребностей. Задачи А. СССР и других социалистических стран решаются на основе планового развития народного хозяйства. Реальной стала возможность закономерного формирования системы расселения в целом и входящих в неё населенных мест.

Потребности социалистического общества определили главные направления поисков советских А. Уже в 20-х гг. создавались жилые дома и общественные здания новых типов, отвечающие вновь возникшим социальным функциям (дворцы культуры, рабочие клубы, фабрики-кухни, детские сады и ясли). Строились жилые дома с обобществленным бытовым обслуживанием (т. н. дома-коммуны).

Целесообразная организация внутреннего пространства здания определяла группировку его объёмов. Приобрёл художественную значимость принцип ясного выражения социальной роли постройки и её структуры. В создании советской А. 20 — начала 30-х гг. участвовали различные творческие группы: ‘конструктивисты’ с бр. Весниными и М. Я. Гинзбургом во главе (см. ОСА ), ‘рационалисты’ (К.

С. Мельников, Н. А. Ладовский и др.; см. Аснова ) , зодчие старшего поколения (А. В. Щусев, И. В. Жолтовский, И. А. Фомин и др.).

Эти группы шли разными профессиональными путями, но были едины в своём стремлении найти решение новых социальных задач, вставших перед А. Индустриализация страны в годы первых пятилеток вызвала массовое строительство крупных промышленных комплексов, жилых массивов и целых городов (Магнитогорск, Комсомольск-на-Амуре, Запорожье и др.). В укрупнённых кварталах Харькова, Запорожья, Ленинграда (арх.

П. А. Алешин, А. А. Оль, Г. А. Симонов, Б. Р. Рубаненко) закладывались основы современного микрорайона с развитой системой обслуживания населения. Во 2-й половине 30-х гг. использование традиционных конструкций в массовом строительстве привело к временному отходу от новаторских приёмов, формообразования, и обращению к архитектурным традициям прошлого. В А. возникли тенденции парадности, подчас идущие в ущерб решению современных социальных задач. Однако этот период был отмечен развитием принципиально важных градостроительных идей, осознанием города как целостной пространственной системы (подробнее см. Градостроительство ) . Его достижениями были генеральные планы реконструкции Москвы (
1935) и Ленинграда (1935-
40). Широкое развитие получило строительство административных, транспортных, культурно-бытовых, санаторно-курортных и других общественных сооружений; строились Московский метрополитен (арх. А. Н. Душкин, И. А. Фомин и др.), канал Москва — Волга, Всесоюзная с.-х. выставка в Москве, крупные здания и комплексы.

В послевоенные годы решались грандиозные задачи восстановления разрушенных населенных мест и их реконструкции. В структуру многих городов была внесена закономерность, организованность. Возникли ансамбли центров Волгограда, Киева, Минска и других городов.

Глубокая творческая перестройка советской А. во 2-й половине 1950-х гг., направленная на преодоление ложной парадности и архаических форм, открыла широкие новые возможности решения социальных и идейно-художественных задач А. Развитие индустриального строительства было связано с внедрением стандарта и типизацией. Монотонность и однообразие первых крупных жилых комплексов преодолеваются совершенствованием методов строительства (увеличение числа типов домов, их разнообразие) и новыми приёмами пространственной композиции.

Широко применяется смешанная застройка зданиями различной этажности, обогащающая силуэт новых районов и их пространственную организацию, позволяющая использовать особенности ландшафта (кварталы в районе Химки-Ховрино в Москве, арх. К. С. Алабян, Н. Н. Селиванов и др., в районе Жирмунай в Вильнюсе, арх. Б. Б. Касперавичене и др.).

В строительстве общественных зданий широко используется передовая техника, позволяющая развернуть системы величественных пространств, создать простые, лаконичные по форме сооружения со свободным объёмно-планировочным построением, связанным с окружающей средой (Дворец съездов в Москве, арх. М. В. Посохин и др.; Дворец пионеров в Киеве, арх.

А. М. Милецкий, Е. М. Бильский; Дворец искусств в Ташкенте, арх. В. В. Березин а др.; московский аэровокзал в Шереметьеве, арх. Г. А. Елькин и др.). Методы сборного строительства послужили для создания хорошо вписанных в природу комплексов, предназначенных для отдыха, среди которых выделяются пионерские лагеря Артека (арх. А. Т. Полянский и др.).

Большие успехи достигнуты в области промышленного строительства и в А. гидротехнических сооружений. К крупнейшим градостроительным начинаниям, связанным с развитием существующих городов, относятся создание проспекта Калинина в Москве (арх. М. В. Посохин и др.), застройка приморской части Васильевского острова в Ленинграде (арх.

Н. В. Баранов, В. А. Каменский, С. Г. Евдокимов и др.), строительство мемориального центра в Ульяновске (арх. Б. С. Мезенцев и др.). Задачу выражения в А. нового общественного содержания, связанного с общенародным благом, решают архитекторы и других социалистических стран, чьими усилиями были восстановлены города, пострадавшие во время 2-й мировой войны (Варшава, Берлин и др.), реконструируются многие старые города (София, Бухарест, Братислава в др.) и создаются новые (Дунауйварош, Эйзенхюттенштадт и др.), возводятся многочисленные жилые массивы для трудящихся. Развивается единая в своей социальной направленности и вместе с тем многообразная А. социалистического общества. Возрастающая роль искусственной среды, организуемой А., делает всё более сложными и ответственными её художественные задачи, а развитие и совершенствование строительной техники открывают новые материальные возможности воплощения разнообразных и смелых замыслов.Лит.: Айзенберг И. П., Рабинович В. И., Некоторые вопросы строительства и архитектуры в произведениях К. Маркса, Ф. Энгельса и В. И. Ленина, М., 1957; Алпатов М. В., Аркин Д. Е., Врунов Н. И., История архитектуры в избранных отрывках, М., 1935; Брунов Н. И., Очерки по истории архитектуры, т.1-2, М.-Л., 1935-37; Шуази О., История архитектуры, пер. с франц., т. 1-2, М., 1935-1937; Кон-Винер Э., История стилей изобразительных искусств, пер. с нем., М., 1936; Аркин Д. Е., Образы архитектуры, М., 1941; Всеобщая история архитектуры, т. 1-2, М., 1944-49; т. 3-8, М., 1966-69; Всеобщая история искусств, т. 1-6, М., 1956-66; Всеобщая история архитектуры. Краткий курс, т. 1-2, М., 1958-63; Гочар И., От пирамид к панелям, пер. с чешск., М., 1962; История русского искусства, т. 1-13, М., 1953-69; История русской архитектуры, 2 изд., М., 1956; История советской архитектуры, 1917-1958, М., 1962; Советская архитектура (1917-
1967). Альбом, М., 1967; Журавлев А. М., Хан-Магомедов С. О., Советская архитектура, М., 1968; Аркин Д., Архитектура современного Запада, М., 1932; Уиттик А., Европейская архитектура XX века, пер. с англ., т. 1-2, М., 1960-64: Рагон М., О современной архитектуре, сокращ. пер. с франц., М., 1963; Келлер Б. Б., Хан-Магомедов С. О., Современная архитектура капиталистических стран, М., 1966; Вельфлин Г., Ренессанс и барокко, пер. с нем., СПБ.

1913; Гинзбург М. Я., Стиль и эпоха. Проблемы современной архитектуры, М., [1924]; Кринский В. Ф., Ламцов И. В., Туркус М. А., Элементы архитектурно-пространственнои композиции, М.-Л., 1934; Бринкман А. Э., Пластика и пространство как основные формы художественного выражения, пер. с нем., М., 1935; Альберти Л. Б., Десять книг о зодчестве, пер. [с итал.], т. 1-2, М., [1935:1-37; Витрувий.

Десять книг об архитектуре, пер. [с итал.], М., 1936, [1938]; Виолле ле Дюк. Беседы об архитектуре, пер. с франц., т. 1-2, М.-Л., 1937-38; Барбаро Д., Комментарий к Десяти книгам об архитектуре Витрувия, пер. с итал., М., [1938]; Палладио А., Четыре книги об архитектуре, пер. с итал., М., 1936, 2 изд., 1938; Виньола Дж. Б., Правило пяти ордеров архитектуры, пер. [с итал.], М., 1939: Михайловский И. Б., Теория классических архитектурных форм, М., 1937, 3 изд., 1944; Нерви П. Л., Строить правильно, М., 1956; Буров А. К., Об архитектуре, М., 1960; Очерки теории архитектурной композиции, М., 1960; Райт Ф. Л., Будущее архитектуры, пер. с англ., М., 1960; Кириллова Л. И., Масштабность в архитектуре, М., 1961; Иконников А. В., Степанов Г. П., Эстетика социалистического города, М., 1963; Казаринова В. И., Взаимосвязь архитектуры и строительной техники, М., 1964; Михайлов Б. П., Витрувий и Эллада, М., 1967; Wasmuths Lexikon der Baukunst, Bd 1-5, B., 1929-37; Fletcher B., A history of architecture on the comparative method. For students craftsmen a amateurs, 14 ed., L., 1948; Major М., Geschichte der Architektur, Bd 1-3, B., 1957-60; Pevsner N., Ап outline of European architecture, 6 jubil. ed., Harmondsworth (Middl.), 1960; Zevi B., Storia dell’architettura moderna, 3 ed., Torino, 1955; Hitehcoc Н. R., Architecture: nineteerth and twentieth centuries, Harmondsworth [a. o.], 1958; Joedicke J., Geschichte der modernen Architektur, Teuton (Schweiz), 1958; Richards J. М., An introduction to modern architecture, Harmondsworth, 1959; Pevsner N., Pioneers of modern design, Harmondsworth, 1960; Kidder Smith G. Е., The new architecture of Europe, N. Y., 1961; Encyclopaedia of modern architecture, L., 1963; Schmidt Н., Beitrage iur Architektur 1924-1964, В., 1965; Semper G., Der Stil in den technischen und tektonischen Kunsten oder praktische Aesthetik, Bd 1-2, Munch., 1869; Le Согbisier L., Oeuvre complete, v. I-7, Z., 1930-66; В eriage Н. P., Grundlagen und Entwicklung der Architektur, B., 1908; Lods М., L’esthetique des constructions modernes, P., [1945]; Robertson H., The principles of architecture composition, L., 1948| Hundut J., Architecture and the spirit of man, Cambr. (Mass.), 1949; AIIsopp B., Art and the nature of architecture, L., 1952; Gutton A., Conversations sur I ‘architecture, P., 1952; H arnlin T. (ed.), Forms and functions of twentieth century architecture, v. 1-4, N. Y., 1952; Lurcat A., Formes, composition et lois d’harmonie, v. 1-5, P., 1953-57; Gropius W., Scope of total architecture, N. Y., 1955, N. Y., 1966; Brinkmann A. E., Baukunst. Die kunstlerischen Werte im Work des Architekten, Tubingen, 1956; Banham R., Theory and design in the first machine age, L., 1960; Johansen S., Kunst und Urnwelt, Dresd., 1962; Kuhn., Stretnutie s architekturou, Bratislawa, 1962; Giedion S., Space, time and architecture, 4 ed., Cambr. (Mass.), 1963; Muschenheim W., Elements of the art of architecture, N. Y.,

1964. А. В. Иконников.

Читайте также:  Строительство лахта центра 2 когда начнется

Большая советская энциклопедия, БСЭ

архитектура

архитектура, -ы

Полный орфографический словарь русского языка

архитектура

наука и искусство проектирования и строительства зданий, сооружений, зодчество совокупность произведений архитектуры 1, то есть зданий структура какого-либо сложного объекта основные принципы построения сложной системы: компьютера, компьютерной сети, базы данных и др

Викисловарь

архитектура

архитектура

Викисловарь

архитектура

архитектура

Викисловарь

архитектура

архитектура

Викисловарь

Источник: xn--b1advjcbct.xn--p1ai

Архитектура — наука о строительстве зданий

. коротко, доступно и с юмором о сложности и многогранности архитектуры, науки о проектировании зданий и их строительстве.

Искусство подразделяется на несколько видов: литература, театр, графика, живопись, прикладное искусство, архитектура, цирк, кино, скульптура.

Большое количество видов искусства помогает человеку развить в себе всесторонне развитую и гармоничную личность, а также возможность смотреть на мир под разными ракурсами.

В древние времена, когда человек начал учиться делать орудия труда для себя, он сделал себе постройку для жизни. Это было протоархитектурой, которая потом стала архитектурой.

Архитектурный проект многоэтажного жилого комплекса

Архитектурный проект таунхауса в коттеджном поселке

Архитектурный проект многофункционального спортивного комплекса

Архитектура – это наука о постройке зданий

Архитектура – постройки, созданные по всем правилам красоты, они призваны служить для пользы человека.
Архитектурные постройки часто служат символами какого-либо города, и могут быть предметами искусства и культуры.
Как правило, архитектура представляет какой-либо временной отрезок. Каждое здание обладает своим стилем и своими архитектурными особенностями.

Архитектура склонна к ансамблевости. Такие постройки удачно смотрятся в облике города.
Архитектура включает в себя и строительство, и инженерию, и искусство.

В древние времена архитектура стояла в одном ряду с живописью, скульптурой, мозаикой, иконой.
В архитектурную композицию входит пространственная структура, взаимосвязь всех элементов здания. Размеры постройки обычно зависят от самого художественного образа, его монументальности или интимности. Средства выразительности архитектуры — это объемы и ее линии.
Одной из особенностей современной архитектуры является асимметрия в ансамбле зданий.

Архитектура начала появляться еще в древности, но уже в это время начали появляться законы красоты в строительстве.
Разным странам присуще разные особенности в строительстве. Например, в древнем Египте строились гробницы, для них были характерны жесткие, четкие и прямые линии, масштабность сооружений по сравнению с ростом человека. Эти сооружения создавались не по необходимости, а для удовлетворения фараона.

В Древней Элладе архитектура обретает немного другой вид. В этой архитектуре начинают появляться арки и колонны. Так же этой архитектуре характерны прямые крыши для зданий, большое количество колонн. Архитекторы Древней Греции начинают следовать не правилам, а желаниям человека. Они строят больше для человека, чем для фараона или царя.

Храмы Древней Греции больше открыты для человека. Архитекторы строили свои здания, чтобы показать природную красоту построек.

В 10 – 12 века развивается стиль романтизм. Он был присущ Западной Европе. Появление этого стиля было одним из главных этапов развития европейского искусства. В большой части в этом стиле строились церкви, так как в это время существовал феодальный строй, и церковь была самым главным элементом жизни всех людей. Особенности этого стиля — это громоздкие геометрические объемы, маленькое количество орнаментов и очень маленькие окошки на стенах.

В 11 и 12 веках начала появляться готика, возникшая в Северной Франции. Особенностью этого стиля был стрельчатый свод, который состоял из двух пересекающихся дуг. Каменная кладка сменилась на ажурные конструкции. Для этого стиля характерны высокие острые верхушки, высокие и узкие колонны, большое количество витражей и богато украшенный внутренний интерьер.
Архитектура готики развивается в 3 этапа: ранний, зрелый и поздний.

Читайте также:  Регистрация соглашения о расторжении договора долевого строительства

В Средние века архитектура как вид искусства становится одним из главных. Она была доступна всем слоям общества, и означала сильную веру в Бога. Архитектура в это время начинает брать особенности из античной классики.

С конца 16 века до второй половины 18 века начинает развиваться в архитектуре стиль барокко. Этому стилю характерно большое количество лепнины, сложность построек, и различные формы в одном ансамбле зданий. Постройки в этом стиле служили для утверждения абсолютизма (например, Версальский Дворец) и католицизма.

В первой половине 18 века во Франции появляется и расходится по всей Европе стиль рококо. Ему характерны орнаменты на зданиях, большое количество ассиметрии, большое количество интерьерных росписей, много зеркал.

Ко второй половине 18 века развивается стиль ампир. Это монументальный, величественный стиль, он опирается на основы классицизма. Он показывает всю мощь и величие власти. В пример этому стилю можно привести Триумфальную арку.

Архитектура в России характерна своими национальными зодчествами и творениями людей (например, храм Василия Блаженного). Русской архитектуре характерны деревянные постройки с орнаментом и росписью.

С 18 и по 19 век развивается в России такой стиль, как русский классицизм. Ему характерны простые конструктивные постройки. А во второй половине 19 века появляется эклектизм – совокупность многих стилей.

В 20 веке строятся новые здания с использованием новых материалов и заводских материалов. Ближе ко второй половине 20 века в российской архитектуре было большое количество декоративных элементов и это тормозило развитие архитектуры. После отказа от декоративных элементов строительство стало более дешевым. Это способствовало увеличение масштабом строительства. В это время архитекторы искали более конструктивные и простые способы строительства, но чтобы при этом не терялась индивидуальность здания.

Во второй половине 19 и в первой половине 20 веков появляется стиль модерн. Он характерен своими скругленными и плавными линиями и использованием новых технологий. Этот стиль уделяет много внимания не только внешнему облику здания, но и его внутреннему интерьеру. В это время в архитектуре начинает использоваться стекло и металл, для создания определенного вида зданию.

В начале 20 века так же начинает появляться модернизм в архитектуре. Этот стиль просуществовал до 80-х годов 20 века. Характерной особенностью было отсутствие каких-либо украшений на фасаде здания. Использовались самые современные технологии при строительстве. Было решено сделать что-то новое и отказаться от всех характерных черт старых стилей.

Источник: www.bergs.ru

Рейтинг
Загрузка ...