Законодательные изменения 2008 года, когда Закон РФ «Об авторском праве и смежных правах», а также глава IV ФЗ «Об архитектурной деятельности в РФ» были отменены и вопросы авторского права стали регулироваться частью четвертой ГК РФ — серьезным образом повлияли на сферу архитектуры. Ранее п. 2 ст. 16 отмененной главы IV указанного Закона объекты авторских прав в рассматриваемой сфере определялись следующим образом: «Объектами авторского права на произведения архитектуры являются архитектурный проект, разработанная на его основе документация для строительства, а также архитектурный объект». На данный момент в ст. 1259 ГК РФ указаны «произведения архитектуры, градостроительства и садово-паркового искусства, в том числе в виде проектов, чертежей, изображений и макетов».
Наконец, ввиду существования такого явления, как плагиат, то есть непосредственного копирования внешней формы здания, несправедливо игнорировать права автора на архитектурные объекты. С этой точки зрения, интересным кажется исследование Коротича А.В. о так называемых архитектурных близнецах [11].
Нарушение авторских прав: примеры, способы защиты, ответственность
Полное «списывание» наружных элементов, несущих композиционную ценность, воспроизведение уже существующего здания, создание архитектурного близнеца — это такой же плагиат, как и копирование проекта. Скажем, если форма здания, его геометрический образ, силуэт, цветовое и фактурное решение, композиционно значимые элементы, а также световая обработка здания полностью повторяют оригинал, то вызывает сомнение непреднамеренное копирование всех составляющих архитектурного произведения. Разве не будет в таком случае нарушения прав автора? Разве можно игнорировать эту форму архитектурного произведения?
———————————
Критерии, представленные Коротичем А.В.
Закон наделяет архитектора и правом авторского надзора за осуществлением реализации его проекта. Это значит, что без согласия архитектора строительные изменения, достройки и перестройки не могут иметь места.
Создание, реализация и иное использование архитектурного произведения основываются на договорных отношениях, в которых обычно задействованы две стороны. Первая сторона — автор, которому предоставлено право защиты произведения и своей репутации. Никто не может без согласия автора изменять архитектурный проект, вносить дополнения в документацию для строительства по этому проекту и искажать итоговый объект. Вторая — заказчик архитектурного объекта, который вправе распоряжаться своим имуществом по собственному усмотрению, ведь он материально поддерживает создание произведения.
Понятно, что в зависимости от условий договора правовой режим произведения варьируется с точки зрения прав автора и собственника.
Часто архитектор и собственник связаны трудовыми отношениями. Гаврилов Э.П. отмечал, что большее число произведений создается авторами как раз в рамках выполнения ими своих служебных обязанностей [12]. Созданные таким образом произведения являются служебными.
ДАВАЙТЕ РАЗБЕРЁМСЯ С АВТОРСКИМ ПРАВОМ
Согласно ГК РФ личные неимущественные права в данном случае принадлежат автору, но исключительное право на служебное произведение переходит от автора и принадлежит работодателю. Важной характеристикой таких отношений является их относительное постоянство, а значит, на протяжении всей трудовой деятельности создаваемые автором архитектурные произведения будут иметь неизменный правовой режим, где имущественные права на них будут принадлежать работодателю.
Но все же это не означает бесправного положения автора служебных произведений. Личные неимущественные права автора неотделимы от архитектора и принадлежат ему независимо от принадлежности имущественных прав на данное произведение. Нюанс в том, что «по сравнению с авторами произведений, не являющихся служебными, личные неимущественные права автора служебного произведения ограничены. Автор служебного произведения не имеет права отказаться от ранее принятого решения об обнародовании произведения (права на отзыв) даже при условии возмещения пользователю причиненных таким решением убытков, включая упущенную выгоду» [13].
Произведение может быть выполнено и по заказу. Отношения между сторонами в данном случае имеют разовый характер. Договором авторского заказа может быть предусмотрено отчуждение заказчику исключительного права на произведение, либо наоборот заказчику может быть предоставлено право на использование произведения в определенных пределах. Это значит, что договор заказа одновременно может быть и договором об отчуждении исключительного права на произведение, и лицензионным договором.
Архитектурное проектирование бывает выполнено на основе договора подряда на проектные и изыскательские работы. Этот договор, в отличие от других подрядных договоров, включает в себя элементы авторского заказа. Хотя по общему правилу повторное использование проекта и документации для строительства может быть только с согласия автора (ст.
762 ГК РФ), заказчику может разрешаться использовать проект по своему усмотрению, без особого разрешения подрядчика. Такая возможность вытекает из правила ст. 1285 ГК РФ. В этом случае считается, что в договор подряда включены элементы договора об отчуждении исключительного права на произведение [13]. Опять же все это необходимо указать в договоре.
Какие бы ни были отношения между заказчиком и архитектором, автор не может быть лишен личных неимущественных прав. Однако не совсем ясно, как будут обстоять дела, если собственник самовольно будет вносить изменения в архитектурный объект. Вообще автор, обнаруживший, что здание изменено (достроено, перестроено и т.д.) вправе требовать восстановления первоначального положения.
В жизни это право не вполне осуществимо — сомнительно, что здание будут сносить или как-либо устранять достроенные части. Поэтому зачастую ситуацию решают компенсационные выплаты архитектору, но не всегда автор пожелает «продаваться», а предпочтет настаивать на неприкосновенности своего произведения архитектуры. В идеале авторские права ограничивает право собственника свободно им распоряжаться, подобное ограничение содержится в п. 2 ст. 209 ГК РФ: собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении его имущества любые действия, не противоречащие закону и не нарушающие права и охраняемые законом интересы иных лиц. Тем не менее закон не всегда воплотим в реальность.
Таким образом, несмотря на то что отдельные аспекты отношений в сфере архитектурной деятельности урегулированы законом, в жизни между заказчиком и архитектором легко может возникнуть конфликт. Поэтому рекомендуется вносить в договор все необходимые условия, касающиеся полномочий обеих сторон и дальнейшей судьбы архитектурного произведения, закреплять все каверзные моменты, потому как в противном случае разрешение спора может оказаться непредсказуемым.
На основании вышеизложенного можно заключить, что, во-первых, архитектурное произведение может воплощаться в форме архитектурного проекта, документации для строительства и архитектурного объекта. В статье доказывается, почему каждая из трех форм обладает охраноспособностью с точки зрения авторских прав, особенное внимание уделяется архитектурному объекту, так как именно в отношении этой формы существуют разногласия.
Во-вторых, в условиях договорных отношений между архитектором и собственником авторские права должны сдерживать право собственности на архитектурные произведения. Автор и собственник могут состоять в разных правоотношениях: трудовых, подрядных, их может связывать договор авторского заказа.
Как бы то ни было, ни один из перечисленных вариантов не должен лишать архитектора личных неимущественных прав. С тем чтобы снизить вероятность нарушения авторских прав, рекомендуется внимательно подходить к заключению договоров в сфере архитектурной деятельности, однако даже это не может застраховать автора, так как если объект изменен, перестроен, достроен или скопирован, максимум, на что автор сможет рассчитывать, это денежная компенсация. На практике архитектурный объект, скорее всего, не будет восстановлен. Получается, что задумка автора может быть искажена и автор оказывается слабой стороной. Решение этой проблемы предлагается для дальнейшего исследования.
ЛИТЕРАТУРА:
1. Хаутов Д.К. Архитектурная деятельность как объект авторского права // Вестник Северо-Осетинского государственного университета им. К.Л. Хетагурова. 2011. N 2.
2. Думанская А., Попова О.П. Правовая охрана произведений архитектуры // Ученые заметки ТОГУ. Том 4. 2013. N 4.
3. Мерзликина Р. О правовом статусе архитектурных произведений как объектов авторского права // Интеллектуальная собственность. Авторское право и смежные права. 2015. N 1.
4. Сергеев А.П. Право интеллектуальной собственности в Российской Федерации. 2-е изд., перераб. и доп. М.: ТК «Велби», 2003. 752 с.
5. Шестакова К.Д. К вопросу об объекте авторского права в области архитектуры // Вестник Санкт-Петербургского университета. 2010. N 4.
6. Слесарюк Н.В. Произведения архитектуры: соотношение со смежными объектами авторского права и вопросы соавторства // Право и экономика. 2012. N 9.
7. Люкшин А.М. Авторское право на произведения архитектуры. СПб., 2004.
8. Федеральный закон «Об архитектурной деятельности в Российской Федерации» от 17.11.1995 N 169-ФЗ (в ред. от 19.07.2011). Ст. 20, п. 1.
9. Петрова А. Правовой взгляд на объекты архитектуры: теория и практика // Интеллектуальная собственность. Авторское право и смежные права. 2014. N 10.
10. Постановление Президиума ВАС РФ N 5816/11 от 27 сентября 2011 г.
11. Коротич А.В. Архитектурные близнецы: проблема охраны авторских прав на произведения архитектуры // Академический вестник УралНИИпроект РААСН. 2010. N 3.
12. Гаврилов Э.П. Постатейный комментарий к Закону РФ «Об авторском праве и смежных правах» / Под ред. Э.П. Гаврилова. М.: Фонд «Правовая культура», 1999.
13. Авторское право на служебные произведения // Кадровая служба и управление персоналом предприятия. 2006. N 3.
Если вы не нашли на данной странице нужной вам информации, попробуйте воспользоваться поиском по сайту:
Источник: lexandbusiness.ru
Авторские права в строительстве: как не нарушить?
Вопросы интеллектуальной собственности в сфере строительства и недвижимости зачастую выпадают из зоны внимания юристов даже крупных компаний, работающих в отрасли. Между тем, по оценке экспертов, неучтение этого фактора может грозить серьезными осложнениями.
схема
Специалисты компании Dentons в Санкт-Петербурге провели семинар, посвященный вопросам интеллектуальной собственности в строительной сфере. По мнению старшего юриста петербургской практики Dentons в области недвижимости Арины Довженко, этой теме уделяется недостаточно внимания. При заключении сделок между участниками строительного процесса стороны концентрируются на теме перехода прав собственности и порой забывают об авторском праве. В конечном счете это может привести к серьезным финансовым потерям.
Ареал распространения
Советник практики по интеллектуальной собственности, информационным технологиям и телекоммуникациям Dentons в Петербурге Татьяна Никифорова отмечает, что многие даже не представляют всего разнообразия объектов интеллектуальной собственности в сфере строительства. К ним относятся произведения архитектуры, градостроительства и садово-паркового искусства (т. е. архитектурный проект), географические и другие карты, планы, эскизы (например, топографический план), литературные произведения (к каковым могут быть отнесены, например, технические отчеты), фотографии (в том числе фотоотчеты подрядчика), скульптура, графика, дизайн (например, элементы отделки). Также закон защищает патентоспособные решения (например, технические решения, относящиеся к устройству или способу; решения внешнего вида сооружений), а также такие средства индивидуализации, как товарные знаки. Кроме того, к интеллектуальной собственности можно отнести группу так называемых «информационных объектов»: 3D-модели, базы данных, программные продукты, ноу-хау.
По словам эксперта, одним из самых актуальных вопросов в этой сфере является оценка архитектурного проекта как объекта авторских прав. В соответствии со ст. 1259 Гражданского кодекса РФ, к объектам авторских прав относятся в том числе произведения архитектуры, градостроительства и садово-паркового искусства, в том числе в виде проектов, чертежей, изображений и макетов. Федеральный закон № 169-ФЗ «Об архитектурной деятельности в РФ от 17 ноября 1995 года определяет архитектурное решение как авторский замысел архитектурного объекта – его внешнего, внутреннего облика, пространственной, планировочной и функциональной организации.
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 16 февраля 2008 года № 87 «О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию», в состав проектной документации объектов капстроительства производственного и непроизводственного назначения включается 3-й раздел «Архитектурное решение». Соответственно, любой такой проект должен охраняться авторским правом.
Эту позицию подтвердил Суд по интеллектуальным правам (СИП) в Постановлении от 4 мая 2018 года. Он установил, что проектная документация ничем особо не выделяющегося административного здания с подземной автостоянкой и здания лабораторного корпуса является объектом авторского права, поскольку содержит архитектурное решение.
В то же время проектная документация линейных объектов капитального строительства (например, дорог) не содержит архитектурного решения, в связи с чем не охраняется авторским правом. Эта позиция была сформулирована в Постановлении СИП от 7 июня 2018 года.
Татьяна Никифорова подчеркивает, что суды, разбирая дела об интеллектуальной собственности, исходят из презумпции наличия творчества и, соответственно, распространения авторского права на вышеперечисленные объекты. «Пока не доказано иное, результаты интеллектуальной деятельности предполагаются созданными творческим трудом», – подчеркивает она. Так, различными судебными инстанциями в качестве охраняемых объектов авторского права были признаны: документация на строительство логистического склада, фотография, изображающая болты и гайки, и даже геодезическая и картографическая продукция.
Эксперт привела и другие примеры «небанальных» объектов интеллектуальной собственности. Например, ПАО «Газпром Нефть» в качестве товарного знака зарегистрировало внешний вид своих топливозаправочных комплексов.
У кого больше прав?
Как отмечает Татьяна Никифорова, авторское право является областью смежных интересов трех сторон: заказчика работ, подрядчика и автора.
В ситуации, когда подрядчик и автор связаны трудовыми отношениями, исключительные права на служебное произведение, по общему правилу, принадлежит работодателю. В то же время судебная практика показывает, что наличия одного лишь трудового договора недостаточно. Так, решая вопрос о принадлежности подрядчику прав на служебное произведение, СИП в Постановлении от 20 февраля 2018 года помимо наличия трудового договора обращал внимание на должность работника-автора, распределение прав между работником и работодателем, наличие служебного задания, а также акта о передаче служебного произведения. Установив, что все указанные документы были оформлены сторонами, СИП признал подрядчика обладателем исключительных прав. В другом же деле СИП пришел к выводу об отсутствии статуса служебного произведения, поскольку после исследования должностной инструкции работника установил, что работник создал такое произведение вне пределов своей трудовой функции.
По словам юриста российской практики Dentons в области интеллектуальной собственности, информационных технологий и телекоммуникаций Рузанны Ахобековой, взаимоотношения между заказчиком и подрядчиком более сложны. Согласно ст. 1296 Гражданского кодекса, заказчик обладает исключительным правом на произведение. Но, в соответствии со ст. 1297 ГК, для произведений, созданных при выполнении работ по договору, исключительные права принадлежат подрядчику.
Таким образом, очень многое зависит от формулировок предмета и иных условий договора, заключенного между заказчиком и подрядчиком. Но на практике и многие другие обстоятельства могут сыграть роль при решении вопроса о распределении прав между заказчиком и подрядчиком, считает эксперт. В качестве иллюстрации юрист привела примеры из судебной практики и личного опыта. «Таким образом, при заключении и исполнении договора необходимо уделить самое серьезное внимание формулировкам предмета договора, наличию прямого указания оснований создания произведения, техническому заданию, условиям и сроку передачи материального носителя, акту, закрывающему переход прав, и иным обстоятельствам», – резюмирует Рузанна Ахобекова.
Эксперт отметила также, что положение ст. 1296 о наличии прав по договору заказа у заказчика актуально для договоров, заключенных начиная с 2014 года. До этого для перехода исключительных прав на произведение от подрядчика заказчику необходимо было заключить специальный договор об отчуждении.
Преступление и наказание
С точки зрения судебной практики, самым проблемным вопросом в этой сфере является нарушение авторских прав из-за неурегулированности вопроса перехода исключительных прав от подрядчика заказчику. Сама природа нарушений носит двойственный характер, проистекающий из двойственности объекта охраны, поскольку авторское право распространяется, как уже говорилось, как на эскизы, чертежи и макеты, так и на сам построенный в соответствии с ними объект.
«Таким образом, внесение любых изменений в проектную документацию приводит компанию в зону риска. То же касается и повторного использования проектной документации, даже в случае ее частичной переработки», – отмечает Рузанна Ахобекова.
Судами различных инстанций нарушением авторских прав были признаны использование эскизного проекта, переработка цветового решения, увеличение этажности зданий, реализация проекта в переработанном виде. Кроме того, зоной риска является, к примеру, реконструкция того или иного объекта, при которой видоизменяется заложенное проектом архитектурное решение.
При этом, по словам Татьяны Никифоровой, доказанное в суде нарушение авторских прав может иметь самые серьезные последствия. Касаться это может как заказчика (например, застройщика), исказившего результат деятельности подрядчика (проектировщика), так и компании, взявшейся за доработку проекта, не имея на то прав.
«Прежде всего, в рамках гражданско-правовой ответственности, нарушитель должен будет заплатить компенсацию за каждый случай нарушения в размере от 10 тыс. до 5 млн рублей – конкретную сумму определяет суд. При этом пострадавшей стороне не надо даже доказывать наличие каких-то убытков, достаточно самого факта нарушения. Но есть и более серьезная проблема.
Основное требование, которое обычно заявляет правообладатель: прекратить нарушение. А это означает, например, прекращение работы с проектной документацией, осуществления строительства в соответствии с ней, а в экстремальном случае – даже демонтаж объекта, если он уже возведен. Такие требования в исках уже встречались, хотя прецедентов удовлетворения их судом пока не известно. В любом случае правонарушитель сталкивается с серьезными проблемами», – подчеркивает эксперт.
Источник: asninfo.ru