Разбираясь в устройстве отопительных систем, люди часто задаются вопросами назначения и устройства тех или иных узлов. Типичным тому примером является байпас – неподготовленный человек вряд ли скажет, что это такое и для чего оно нужно. Байпас – это резервный путь протекания теплоносителя на тех или иных участках отопительных систем. Он призван обеспечить безопасность работы отопления, создать оптимальное распределение и предоставить условия для удобного ремонта или замены оборудования.
Конструкция байпаса
Слово «байпас» переводится с английского языка как «обход». То есть, этот узел он создает некий обходной, резервный путь для протекания воды, электроэнергии, газовой среды. Например, в электрических стабилизаторах байпас позволяет временно исключить прохождение электрической энергии через стабилизирующий узел – энергия из городской сети протекает к потребителям по «запасному» пути. Примерно то же самое реализуется в отопительных системах.
Конструкционно байпас представляет собой обходную трубу, врезаемую параллельно котлу, радиаторной батарее или циркуляционному насосу. Например, в случае с радиаторами эта труба соединяет между собой подающую и обратную трубы. В результате теплоноситель протекает не только через отопительный прибор, но и через перемычку. Для чего это нужно – будет рассказано чуть позже, на конкретных примерах.
Байпас в Системе Отопления (Что Такое, Зачем Нужен + Пример Самостоятельной Установки)
Фактически система байпас – это не более чем одна металлическая или пластиковая труба, обеспечивающая протекание теплоносителя по альтернативному (запасному, обходному, резервному) пути.
Байпасная линия нередко включает в себя вентили, иногда в количестве нескольких штук. Например, при подключении циркуляционного насоса ставится по одному вентилю перед насосом и после него, еще один вентиль устанавливается непосредственно на байпасе. Такая схема позволяет реализовать переключение между естественной и принудительной циркуляцией. Также монтаж вентилей обеспечивает возможность быстрого и безопасного извлечения насоса для его ремонта или обслуживания.
Применение байпаса
Давайте посмотрим, для чего нужна система байпас на конкретных примерах. Заодно разберемся в особенностях монтажа и конструкционных особенностях.
Правильное подключение радиаторов
Байпас в системе отопления нужен для обеспечения безопасной эксплуатации отопительного контура и оптимального распределения тепла. Чаще всего он встречается в однотрубных контурах, применяемых для обогрева частных и многоквартирных домов. Без байпасных узлов обойтись здесь проблематично, так как это чревато проблемами.
Для начала вспомним, что представляет собой однотрубная система отопления. Это контур, состоящий из одной трубы, последовательно проходящей через все радиаторы в доме/квартире. Такая схема чрезвычайно проста в монтаже и серьезно экономит материалы. Но ее применение делает отопление несбалансированным – температура теплоносителя, по мере прохождения радиаторов, будет все меньшей. В результате последние в контуре батареи будут холодными.
Решение проблемы с распределением теплоносителя
Данная проблема может быть решена несколькими способами:
Первый вариант сулит серьезные расходы – большие батареи стоят дороже маленьких. Второй вариант решает проблему далеко не полностью – даже очень интенсивная циркуляция вряд ли поднимет температуру на конечном участке до необходимой нормы.
- Тщательным подсчетом количества секций – соответственно, чем меньше температура теплоносителя, тем больше нужно секций для отдачи необходимого количества тепла в помещение;
- Монтажом циркуляционного насоса – он обеспечит принудительную циркуляцию, тем самым обеспечивая быструю подачу теплоносителя к дальним радиаторам;
- Установкой байпаса на радиаторе – байпасные узлы монтируются на всех батареях, соединяя их входы и выходы.
Установка байпаса в системе отопления станет оптимальным вариантом. Соединяя между собой входы и выходы радиаторов, байпасная линия обеспечит подачу горячего теплоносителя к дальним приборам. Рассмотрим преимущества такой схемы:
- Оптимальное распределение тепла в системе – часть теплоносителя будет течь дальше, практически не меняя своей температуры;
- Возможность раздельной регулировки температуры в каждом помещении – для этого батареи оснащаются термостатическими клапанами;
- Легкость ремонта без остановки всей отопительной системы – система байпас обеспечит беспрепятственное протекание теплоносителя к следующим батареям, в то время как сломавшийся радиатор можно будет легко демонтировать для ремонта или замены.
Таким образом, третий вариант является оптимальным.
Температура в контуре при использовании байпаса падает, но ненамного, что увеличивает длину одной линии. Нередко применяется комбинация из байпасной линии и циркуляционного насоса.
Байпасы в многоэтажном строительстве
Применение байпаса в отоплении многоэтажных домов давно стало нормой – наличие этого узла позволяет создать систему отопления «ленинградка». Традиционные однотрубные контуры отличаются дешевизной – не нужно тянуть по дому двойной комплект труб. Но у них есть определенные недостатки. Например, когда какой-то участок контура засорится, перестанет работать вся линия, так как в ней нарушится циркуляция теплоносителя.
Байпас в системе отопления – это оптимальное решение при использовании однотрубной схемы прокладки отопительных труб.
Страдает и ремонтопригодность – если в линии образуется протечка, это вызовет падение давления и температуры. В результате этого система резко потеряет свою эффективность. Байпас в системе отопления полностью решает данную проблему. Будучи установленным на каждую батарею, он делает их автономными. Они легко поддаются замене и ремонту, а при необходимости, пользователи смогут перекрыть подачу тепла, чтобы снизить температуру в квартире – это не вызовет нарушения работы всего контура.
Некоторые правила установки
Устанавливая байпас в отоплении однотрубного типа, необходимо придерживаться одного строгого правила – на самой байпасной линии не должно быть никакой запорной арматуры (кранов). Если установить здесь кран, но возможно полное перекрытие контура со всеми вытекающими отсюда проблемами. В многоэтажных домах это строжайше запрещено – вы можете установить запорную арматуру на радиаторах, но только не на байпасах.
Что касается частных домовладений, то здесь использование кранов на байпасе приводит к личной ответственности – если в контуре из-за перекрытия случится авария (например, перегреется и выйдет из строя котел), то это будут исключительно ваша проблема.
Есть еще одно правило, не менее важное – для того чтобы обеспечить нормальную работу батарей и протекание теплоносителя к следующим радиаторам, необходимо установить байпасы на два размера меньше, чем основная труба. В этом случае будет создан оптимальный баланс распределения горячего теплоносителя.
Байпас и циркуляционный насос
Системы отопления с принудительной циркуляцией теплоносителя отличаются более высокой эффективностью. Они обеспечивают равномерное и быстрое распределение тепла по всей системе отопления. Применяя насосы, необходимо обязательно уделять внимание наличию байпасных линий. Байпас для циркуляционного насоса с обратным клапаном позволит:
Если при подключении радиаторов применение крана на байпасе запрещено, то здесь он необходим – для обеспечения нормальной принудительной циркуляции.
- Мгновенно переключаться с принудительной циркуляции на естественную – это необходимо при отключении электроэнергии;
- Оперативно менять сломанные насосы без остановки контура;
- Предотвратить движение теплоносителя в обратную сторону – за это отвечает обратный клапан.
Переключение с одного вида циркуляции на другой выполняется с помощью запорной арматуры. Два крана ставятся на участок с насосом и один – непосредственно на сам байпас.
Устанавливая в системе отопления байпас с насосом, мы получим возможность быстро менять насосные узлы при их поломке. Типичный тому пример – самый разгар зимы, а насос вдруг начал гудеть, распространяя гудение по металлическим трубам на весь дом. Поверьте, хорошего в такой ситуации мало. Во-первых, назойливое гудение действует на нервы. А во-вторых, неисправный насос может в любое время «встать» намертво, из-за чего контур окажется неработоспособным.
Оперативная замена насоса
Для того чтобы беспрепятственно поменять насос в системе, где байпасная линия отсутствует, придется полностью сливать теплоноситель. Предварительно дожидаемся его остывания, чтобы не обвариться. Далее сливаем всю систему, меняем насосный узел и начинаем кропотливую работу по заполнению системы по всем правилам. Таким образом, на все это ушло бы несколько часов.
Если в системе стоит байпас с насосом, то замена производится в четыре шага:
- Открываем кран на байпасной линии, закрываем краны на насосе;
- Выкручиваем из контура насос и прикручиваем другой;
- Восстанавливаем подачу теплоносителя и, выкрутив винт на передней части корпуса, удаляем воздух;
- Закрываем кран на байпасной линии.
Продолжительность данной процедуры составляет максимум полчаса. И все это без остановки отопительной системы.
Байпасы в обвязке котлов
Для того чтобы избежать образование конденсата, необходимо избавиться от разницы температур в обратной и подающей трубах.
Байпасные линии активно применяются в связках с твердотопливными отопительными котлами. Они нужны здесь для противодействия образования коррозии. Твердое топливо сгорает при довольно высоких температурах, а загружая на старте системы полную топку, мы подвергаем теплообменники мощным нагрузкам. В это же самое время через них протекает холодный теплоноситель, что вызывает образование конденсата.
Байпасный клапан – это трехходовой термостатический клапан, призванный обеспечить быстрый прогрев малого контура. То есть, нагревающийся теплоноситель сначала циркулирует вблизи котла, температура в обратной и подающих трубах быстро выравнивается. После этого клапан приоткрывается, начиная подавать теплоноситель из общего контура. Такой подход позволяет избавиться от образования конденсата на этапе старта системы.
Байпас в системе водоснабжения
Байпасные линии используются не только в отопительных системах, но и в системах подачи воды. Типичный тому пример – использование резервного проточного водонагревателя в летнее время, когда горячее водоснабжение отключается на 2-3 недели. Многие потребители спасаются проточными водонагревателями, встраивая их в водопроводы на постоянной основе.
Когда подача горячей воды прекращается в связи с плановыми ремонтными работами, потребители переключают подачу холодной воды на водонагреватели. Открываем кран с холодной водой, а из него течет горячая – отличное спасение в летний период. Как только горячее водоснабжение будет восстановлено, производится переключение подачи холодной воды через байпас, а водонагревательное оборудование отключается.
Также возможна организация подключения, чтобы подготовленная в водонагревателе вода текла все-таки через «горячий кран», а не через «холодный».
Где взять байпас
Самый простой вариант – купить готовый байпас в сборе. Например, в продаже имеются готовые байпасные линии для установки циркуляционного насоса. Цена на самый простой вариант составляет около 1200-1300 рублей. Также ничто не мешает собрать его самостоятельно, воспользовавшись металлическими трубами и фитингами с резьбовыми соединениями или пластиковыми трубами, соединяемыми пайкой.
В продаже имеются уже готовые сварные байпасные линии для использования совместно с батареями отопления – спрашивайте их в специализированных магазинах.
Источник: remont-system.ru
Байпас в строительстве что
Хотите сэкономить деньги на отоплении своего дома и жить в комфортных условиях, а не мерзнуть от холода или изнывать от жары в комнате, или быстро, без установки нового дорогостоящего оборудования, оптимизировать и улучшить всю отопительную систему? Читайте нашу статью и вы узнаете, как это можно сделать, с помощью очень простой и дешевой, но очень функциональной детали отопительной системы – байпаса.
Что такое байпас: виды
Байпас (в переводе с английского – bypass), в широком смысле — трубопровод, расположенный параллельно или в обвод определенного отрезка трубопровода основной системы. Чаще всего, по строительным нормам, понятие «байпас» применимо именно к системе отопления и газо- и водоснабжения как частных, так и многоэтажных домов и в просторечии называется «перемычкой».
В зависимости от места установки байпаса в системе отопления или водоснабжения, можно выделить следующие виды:
- байпас счетчиков воды, который позволяет, перекрыв подачу воды в квартиру, не выключая всю систему водоснабжения, заменить счетчик,
- байпас полотенцесушителя, выполняющий аналогичную функцию – замена или устранение протечки полотенцесушителя, без отключения основной системы горячего водоснабжения.
- байпас радиатора — также, как и в случае установки на полотенцесушитель или счетчики воды, облегчает замену или ремонт (устранение засоров или завоздушивания) радиаторов отопления без отключения всей системы отопления дома, а также регулирует подачу теплоносителя в каждый конкретный радиатор.
- байпас в системе отопления – регулирует подачу теплоносителя в радиаторы в системе водяного отопления как дома, так и квартиры, обеспечивая бесперебойную и экономичную работу системы.
Рассмотрим подробнее, как именно это происходит.
Что такое байпас в отоплении
Если в помещении, пусть и качественно и дорого отделанном и обставленном холодно или ужасно жарко – не исправно или недостаточно функционирует система отопления, то ни о каком комфорте речь идти не может. Подобные «крайности» системы отопления достаточно легко и продуктивно сглаживаются с помощью уже давно изобретенного устройства: байпаса.
В отоплении байпас – это чаще всего обязательный конструктивный элемент системы отопления, небольших размеров, перемычка, изготовленная из куска трубы, поперечный диаметр которой меньше диаметра трубы основного трубопровода. Монтаж этой перемычки, байпаса, осуществляется между прямой и обратной проводкой стандартного радиатора отепления.
Для чего же нужен байпас в системе отопления:
– для возврата избытка теплоносителя (воды) с основной стояк, при изменении его объема (с помощью ручного или автоматического регулятора).
— для увеличения скорости процесса опорожнения и/или наполнения системы отопления,
— для создания возможности использовать, на выбор, естественную или принудительную циркуляцию теплоносителя в системе отопления частного дома:
- что улучшает работу отопительных систем более старого поколения, не имеющих циркуляционных насосов, работающих только по принципу естественной циркуляции: благодаря установке байпаса с циркуляционным насосом;
- что очень актуально при отключении электроэнергии (циркуляционные насосы – энергозависимы, при их отключении они создают препятствие на пути тока воды. Но, с помощью байпаса и системы шаровых кранов, работа отопительной системы в переключается в режим самотока – естественной циркуляции теплоносителя).
- что снижает объем энергоносителя в системе отопления, до 40% и, в следствии этого энергетические затраты на его нагрев.
Устройство байпаса
В системе отопления возможно несколько вариаций устройства байпаса:
— на радиатор отопления как в многоэтажном доме с системой центрального отопления, так и в системе однотрубного отопления частного дома: байпас состоит из перемычки и 2-х шаровых кранов
— на линию в системе отопления частного дома: байпас состоит из 2-х кранов, фильтра, насоса (именно в такой комплектации байпас часто называют насосный узел) и дополнительного шарового крана на основной магистрали.
— на линию в системе отопления: байпас состоит из фильтра, насоса, а для автоматической регуляции температуры в помещении, вместо шаровых кранов байпаса устанавливаются терморегуляторы, обеспечивающие отключение подачи и движения теплоносителя к насосу при достижении установленной температуры воздуха в помещении и возобновлении подачи теплоносителя к насосу, в случае снижения температуры воздуха в комнате.
В общем, схема байпаса проста и понятна и при желании, может быть собрана самостоятельно, хотя, все же правильнее, купить готовый сертифицированный байпас (особенно, когда это касается насосного узла) проверенного производителя.
Установка байпаса
При установке байпаса в системе отопления существуют определенные правила:
1.Диаметр трубы байпаса должен быть меньше диаметра основных труб (подающей и обратной),
2.При установке на радиаторы отопления, байпас устанавливается максимально близко к радиатору отопления и максимально удаленно от основного стояка системы отопления, это
3.В случае установки байпаса в линию системы отопления частного дома, установка его производиться около нагревательного котла, но так, чтобы циркуляционный насос не перегревался.
Источник: strgid.ru
Байпас в системе отопления: что это такое и какую функцию выполняет?
Чтобы с наступлением холодов проблемы с обогревом вашего дома не стали серьезной причиной дискомфорта, и вы не мерзли зимой или не страдали от духоты и сухого воздуха в помещении следует своевременно провести модернизацию отопительной системы. В этой статье мы расскажем как легко и недорого осуществить улучшения домашней тепломагистрали посредством нехитрого, но довольно эффективного элемента – байпаса. Ниже мы подробнее рассмотрим байпас в системе отопления — что это такое, как действует и требуется ли создавать обходной участок.
Читайте в статье
Необходимость создания обходного узла
Байпас (англ. – bypass) – часть трубопровода, имеющая запорно-регулируемую арматуру и созданная для обхода какого-либо отрезка тепломагистрали, на котором смонтировано оборудование. Этот элемент в основном используют в однотрубных схемах, где нагретая котлом жидкость переносится от одной батареи к другой с последующим возвратом в коллектор. Теплоноситель свободно протекает через байпас, а при надобности отсоединить подключенные приборы, встроенные в узел кран закрываются и, нагретая до нужной температуры, вода беспрепятственно проходит дальше по трубам.
Байпас в системе отопления – что это такое в однотрубной схеме?
Хотя однотрубные схемы уже технологически и морально устарели, они еще встречаются в зданиях, построенных во времена СССР и СНГ. По этой причине при создании обводных участков в таких схемах следует придерживаться определенных условий врезки.
Для создания обходного участка понадобится:
- отрезок трубы необходимой длины;
- тройники и муфты;
- сварочный аппарат.
Обводную трубу необходимо размещать подальше от главного стояка тепломагистрали. На отрезке между радиаторной батареей и байпасом требуется врезать шаровой кран, необходимый для регулировки подачи теплоносителя.
Также возможно создание обводного участка и в двухтрубной схеме
К сведению! Монтаж байпасного узла в двухтрубной схеме отопительной системы нецелесообразен, поскольку течение жидкости в магистрали происходит в разных направлениях, а потоки между собой разделены.
Байпас имеет несколько сфер применения, но мы говорим об отоплении, так что рассмотрим возможности его использования именно в этом свете. Итак, разбираясь, что это такое – байпас в системе отопления, учитываем, что его в основном монтируют:
- в отопительных контурах с котлом и помпой, для осуществления впоследствии плановых ремонтных работ, ревизии или замены приборов, не останавливая тепломагистраль;
- для отладки температурного режима, которая выполняется за счет установленной запорно-регулировочной арматуры;
- как устройство, позволяющее снизить расход топливных затрат на отопление и при этом поддерживающее стабильную температуру. К тому же до 35% снижается расход циркулируемой жидкости, что также уменьшает финансовые затраты.
Обводной участок на циркуляционном насосе
Выпускаются байпасы на отопление, как с автоматическим, так и ручным управлением. Модели с автоматикой функционируют автономно и задействуются при включении в отопительный контур насоса. Когда запускается нагнетатель теплоносителя, то под давлением жидкости открывается клапан, а при отключении происходит автоматическое его закрытие. Байпасы можно условно разделить на обводные узлы, устанавливаемые на радиаторы и помпы. Первые монтируют непосредственно возле батареи (для съема обогревательного элемента без отключения магистрали), а вторые применяют для отсоединения оборудования или смены режима работы насоса и устанавливают непосредственно вместе с ним.
Важно! Врезку байпаса рекомендуется делать в промежутке с мая по сентябрь, поскольку в этот период времени в многоэтажных домах подача теплоносителя прекращена. Также запрещено врезать запорную арматуру непосредственно в байпасный узел, поскольку это противоречит ГОСТу.
Байпасы для циркуляционного насоса
Существует такой термин как bypass режим, что это такое рассмотрим ниже. Значительно улучшить весь отопительный контур можно посредством установки насоса, даже если нет проблем с естественным течением жидкости. В процессе врезки помпы в трубу системы отопления непременно понадобится наличие байпаса. Этот прибор хоть и делает отопительную систему более продуктивной, но его работа непосредственно зависит от наличия электричества (в частных домовладениях проблема электроснабжения может быть решена при помощи дизель-генератора). На видео показана сборка насоса через обводную трубу.
Создание байпаса для циркуляционного насоса рекомендовано по следующим причинам:
- для нормальной настройки отопительного контура;
- при необходимости отсечения помпы от общей магистрали;
- для выполнения ревизии и ремонт без остановки работы тепломагистрали;
- при перебоях в электросети отопительная система сможет продолжать нормально функционировать благодаря естественному току теплоносителя (самотек).
Работа байпасного клапана при выключенном и включенном насосе
При наполнении тепломагистрали водой, насос препятствует нормальному току жидкости и заполняемости контура, из-за этого образуются воздушные пробки. Во избежание подобных проблем требуется установка байпаса, который позволит заполнять трубы водой в обход помпы.
Байпасный клапан – что это такое и принцип его работы
При наступлении нештатной ситуации давление в магистрали падает, и клапан, срабатывая автоматически, дает возможность жидкости циркулировать по контуру своим ходом (самотеком). Таким образом полностью автоматизируется управление отопительной системой. Однако к минусам, автоматического байпаса, следует отнести высокую чувствительность к мелкому мусору и загрязненности теплоносителя. Поэтому перед установкой автоматического байпасного клапана необходимо хорошо прочистить всю систему, чтобы устранить ржавчину, окалину, накипь и различного рода налет в приборах обогрева и трубах отопительного контура.
Устройство и принцип работы байпасного клапана на примере модели BR 400
Для чего требуется байпасный клапан, мы разобрались и теперь можем рассмотреть варианты использования обходных трубопроводов в отопительных сетях. На видео ниже можно посмотреть работу байпасного узла со встроенным обратным клапаном.
Источник: housechief.ru
Байпас: виды выбор схема установка советы
Байпас это название о котором мало кто знает. Тем не менее это очень нужная и значимая часть в системе отопления и водоснабжения. В этой статье мы с вами рассмотрим более внимательно, что это такое, правила монтажа и т.п.
Что это такое байпас
Нетрудно понять, что даже ничтожные поначалу дефекты в действиях инженерных систем и коммуникаций могут обернуться серьезнейшими проблемами. Доставляемый дискомфорт и даже опасность для здоровья при нарушениях в работе отопления вряд ли получится переоценить. Оттого внимательные, вдумчивые домовладельцы должны быть заняты профилактикой подобных неполадок. Немалую роль в ней играет как раз байпас, широко используемый и в отопительных контурах, и в водопроводных системах. Конструкция его не представляет особой сложности – это всего лишь перемычка в виде трубы, дополненной регулирующими устройствами.
Через байпасный клапан обеспечивается проход жидкости (питьевой воды или теплоносителя в системе отопления) в стороне от того или иного технического узла. Если совсем просто, – это обходной путь для воды на случай непредвиденных ситуаций. Если все работает нормально, по перемычке поток движется спокойно и размеренно. Но при определенных условиях запирающий элемент перекрывается и жидкость устремляется в сторону от прежней траектории. Подобное действие достигается потому, что диаметр байпаса неизменно меньше, чем у трубы, которая подводит к нему воду.
Применение такого устройства позволяет:
Иногда можно столкнуться с рассуждениями, что байпас ставить нерентабельно. На самом деле это не так – при установке такого устройства получается заметно сэкономить электроэнергию. Сокращение подачи воды в батареи составляет до 35%, и потому можно уменьшить расход тепловой энергии примерно на 15%. Так как многие реальные системы расходуют много тепла, никаких негативных последствий не будет. Более подробную картину можно понять при консультации со специалистами.
Виды байпасов
Широкая область использования вынудила конструкторов и инженеров создавать самое разнообразное оборудование для конкретных целей. Различия между байпасами обусловлены либо видом запирающей арматуры, либо целевым предназначением. Изделия с краном относятся к механической группе. Все управление таким устройством производится вручную манипуляциями с краном, располагаемым в основном в центральной части перемычки. Допускается использование как трехходовых, так и шаровых перекрывающих устройств, на принципе действия это не отражается.
Байпасная линия может быть выполнена и с использованием клапана. Это уже полностью автономное от людей устройство, которое в процессе работы не регулируется. Резина, из которой делается шарообразный клапан, придает ему избыточную плавучесть. Подобная техника обычно используется в прямой связке с насосом, обеспечивающим циркуляцию воды. Подключение их друг к другу позволяет обеспечить одновременный запуск.
Несмотря на удобство и эргономичность автоматизированной схемы, она применима не везде. Допускается использовать подобные устройства исключительно в контурах с безупречно чистой жидкостью. Внутри старой металлической трубы сплошь и рядом встречаются накипь, ржавчина, окалины и посторонние примеси. При контакте с мягким клапаном они способны очень быстро вывести его из строя. А невозможность до конца открыть или закрыть ход жидкости лишит автоматический контур основного преимущества.
Радиаторный тип байпаса (с накладным термостатом или без него) подразумевает монтаж их рядом с нагревательными батареями, что позволяет отключать такие батареи в случае необходимости. Другой тип – насосный, устанавливается всегда рядом с перекачивающими аппаратами и, наряду с полной остановкой, дает возможность корректировать режим их работы. Совершенно блокировать работу того или иного компонента бывает нужно, чтобы отремонтировать или заменить его. При этом через байпас водяной поток будет проходить свободно, связывая остальные радиаторы и котел (либо части водопровода) максимально стабильно. Также резервные системы питания приходится использовать, чтобы преодолеть объективные слабости однотрубной отопительной системы.
В ней теплоноситель неизбежно распределяется недостаточно равномерным образом. Последовательное питание радиаторов по объективным причинам оборачивается остыванием жидкости, и уже в последних нагревательных приборах она циркулирует с очень малой эффективностью. Но если до радиатора смонтирован байпас, проблема несколько смягчается. Определенная доля нагретой воды добирается без потери тепла даже в самые дальние углы и идет обратным ходом спокойно. Особенно ценно такое преимущество в крайне длинных и разветвленных контурах.
Похожим образом удается регулировать тепловую отдачу радиаторов даже в двухтрубных системах. Все, что нужно – перекрытие крана в определенном месте. Дальше теплоноситель станет поступать лишь на участки, где в нем есть необходимость. Байпас ставится также в тех домах, где электропитание нестабильно.
Закрытие крана, подающего жидкость через неработающий временно насос, позволяет восстановить стабильное действие системы в целом. Да, естественная циркуляция менее эффективна, чем искусственная, но в такой ситуации выбирать не приходится.
Шаровой кран в байпасе прикрывают, когда требуется:
- починить насос;
- заменить его после поломки;
- вычистить грязь из сеток фильтра.
Инжекционная схема байпаса отличается небольшой величиной и разработана специально для систем, монтируемых на небольшом участке. Клапанный тип всегда делается стандартной величины, в таком байпасе встроенный насос, фильтры и краны выставлены по прямой линии. К сведению: запрещено монтировать байпасы, имеющие насосы, если в котле уже есть свой собственный источник циркуляции. Формирование параллельной обводки производится в соответствии с требованиями СНиП. Эти нормативы нужно учесть при подборе комплектующих, вплоть до незначительных деталей.
Как выбрать байпас
Не вызывает сомнений то, что байпас действительно нужен в бытовых целях. Однако чтобы оправдать свои ожидания, требуется внимательно подбирать подходящее оборудование и учитывать все нюансы. Автоматические клапаны и обычные краны могут быть как в коротком, так и в удлиненном устройстве. Диаметр их представлен либо ДУ40, либо ДУ50. Желательно дополнять водяную систему байпасом перед измерительными узлами, который позволит получать воду даже при демонтаже счетчиков.
Схема подключения байпаса
Чтобы байпас работал как следует, его нужно не только правильно выбрать, но и грамотно установить. Обычно делают подсоединение одного края обходной трубы к патрубку подводки, а другого – к отводному контуру. Участок от байпаса до вводного отверстия оснащается запирающими деталями, которые или окончательно переводят поток в другую сторону, или разделяют его на две части. Чтобы можно было полностью перекрыть подачу жидкости на оборудование, кран монтируют еще на отводном патрубке. Самый простой вариант – патрубок с тройниками, подключаемыми с той и другой стороны.
Такие неуправляемые байпасы имеют непрерывно открытый просвет. В большинстве случаев подобные аппараты нужны для подачи воды на радиаторы. Поскольку она неизменно движется по маршруту, имеющему минимальное гидравлическое сопротивление, сечение на вертикальных изделиях должно быть меньшим, чем у основных магистралей. Байпасы, предназначенные для нижних разводок, формируют с тем же диаметром, что и на главном участке, и только отводной патрубок уменьшают. Рекомендуется время от времени прокручивать шаровые краны, чтобы исключить блокировку их при длительном простое.
Кроме расчета расстояния, нужно учесть и тот факт, что запорная арматура не может ставиться на обводных перемычках в многоэтажных домах. При неосторожном обращении или автоматическом срабатывании иные потребители тепла могут быть отключены от магистрали. А вот рядом с насосом, обеспечивающим циркуляцию, такое оборудование должно ставиться обязательно. Радиаторы, подсоединяемые в коллекторные и двухтрубные варианты разводки, не должны подключаться к байпасам, поскольку никакого смысла в этом нет. Насосы к байпасу подсоединяют, если система рассчитана на движение воды естественным течением.
В таких случаях особое значение имеют:
- коллектор для разгона;
- соблюдение проектных уклонов магистрали;
- необходимый просвет любой трубы.
Выбор разводки определяется тем, есть ли свободное место. Байпас при создании теплого пола представляет собой составную часть смесителя. Чтобы подготовить теплоноситель, нужно применять смешивающий блок с трехходовыми клапанами, пропускающими строго ограниченный объем воды. Прочая часть ее выводится через байпас, после смешивания с покинувшей коллектор холодной жидкостью, движется потом в сторону котла. Особое значение имеет байпас в отопительной магистрали, куда горячую воду подает твердотопливный котел.
Там он помогает сделать малый циркуляционный контур в обвязке. Обводной канал подсоединяют к подающей линии с наиболее нагретой водой; другой участок подключается к трехходовому клапану возвратной линии. Поэтому в котел возвращается вода, которая прогрета самое меньшее до 50 градусов. Мотив подобного решения – профилактика бурной коррозии, которая часто настигает котлы, работающие от дров или угля. Отдельно стоит сказать о тупиковой системе отопления и о введении байпасов в нее.
Тупиковый вариант является одним из разновидностей двухтрубного контура. Кольца, которые используются для циркуляции, имеют самую разную длину. Конфигурация их делится на вертикальный и горизонтальный форматы. Вертикаль создается путем включения каждого прибора в ориентированный сверху вниз стояк. Чем ближе к нему кольца, тем они короче; оборотной стороной такого решения становится неоднородность в скорости обращения воды.
Потому в чистом виде подобная система не способна прогревать части дома совершенно одинаково. Практичность под вопросом, и это решение приемлемо (не более) лишь в многоквартирном доме. Горизонтальная тупиковая система формируется, если к отопительным аппаратам подсоединяется прямой и возвращающий трубопровод. Габариты связывающих узлов и самих труб оказываются совершенно одинаковы, что существенно упрощает работу проектировщиков, монтажников. Кроме того, горизонтальное исполнение понижает расход материалов, но несколько затрудняет балансировку работы радиаторов.
В любом случае, из источника тепла выводится доминирующая труба. По ней разогретая жидкость проникает в компенсирующий бак, где есть слив и сигнализирующий патрубок. Байпас монтируется либо на вводе в котел, либо на выводе из него. Это определяется предписаниями проекта. Бачок служит для вывода верхнего трубопровода, от которого уже устремляется жидкость по разводке в сторону отдельных радиаторов.
Установка байпаса
Одно из ключевых требований – сужение перемычки по сравнению с трубой, к которой она подсоединяется, уже знакомо. Нарушение этого правила не позволит жидкости проникать полноценно в определенное устройство. Монтаж байпаса производится как можно дальше от стояка, но при этом требуется максимальное сближение с обслуживаемым прибором. Запрещается монтировать перемычки как-то иначе, чем горизонтально – это может привести к усиленному накоплению воздушных пузырей. До начала работ 100% воды из системы полагается слить.
Часто байпасы стараются установить, используя сварочные аппараты. Предварительно механизм придется снять, и после этого, выбрав самую удобную точку на трубе, доставляющей воду, делать в этом месте отверстия. Их формируют таким образом, чтобы соответствовать диаметру перемычки. Ее сначала вставляют как можно плотнее, а затем уже приваривают.
Теперь требуется смонтировать на резьбу, к которой раньше подсоединялся радиатор, запирающие детали. И, наконец, батарея отопления водружается на прежнее место, где ее нужно включить в состав системы и прикрепить с помощью кронштейнов к стене.
Своими руками сделать все тоже возможно. Перед началом работ придется опять же выключить радиатор из системы, демонтировать его.
Затем:
- на вводную трубу с использованием фирменных муфт накручивается байпас;
- противоположные края служат для крепления запирающей арматуры;
- переносят точки фиксации демонтированного прибора;
- ставят его на вновь отведенном участке;
- подсоединяют к системе правильно, как следует из ее устройства;
- закрепляют батарею с использованием кронштейнов.
Учитывая большую сложность современных отопительных систем, рекомендуется поручать монтаж байпасов профессионалам. Еще лучше, если все будет делаться одновременно с установкой или заменой других компонентов. Качественный монтаж включает обязательно опрессовку после сборки, так как только эта процедура покажет, правильно ли выполнены все работы или нет. Но в то же время самостоятельная установка не должна вызывать особых проблем. Главное – все тщательно рассчитать и исключить ошибки.
Целесообразно пользоваться полностью готовыми изделиями или формировать их из отдельных блоков. Когда нет опыта, целесообразно выбирать готовые конструкции, это понижает риск возникновения ошибки. Принципиально нельзя ставить байпас непосредственно на стояк, однако чрезмерное приближение к нагревательному оборудованию слишком плохо. Тогда работа устройства будет нарушена, а его эффективность окажется недостаточной. Непосредственно у байпаса должны быть позиции для опоры или готовые крепления.
Чрезмерно удаленный крепеж в разогретом виде поворачивает трубу и делает ее некрасивой внешне. Если требуется оживить старый нагревательный контур, монтируют обходной блок с насосом, обеспечивающим циркуляцию. Дополнительно потребуются краны шаровые (не понижающие скорости движения жидкости) и возвратный клапан. Максимальное внимание стоит уделить подбору запирающей арматуры и определению диаметров рабочих частей. На каждую обводную трубу монтируется пара тройников и шаровых кранов.
Знакомясь с определенным устройством, нужно ориентироваться на его целевое предназначение. Это и определяет, потребуется ли вентиль для регулировки, термический регулятор либо возвращающий клапан. Устанавливать все детали нужно по ходу воды, отсчет ведется от фильтра. Внимательно проверяют, чтобы детали были качественные и работали бесперебойно. Недопустимо появление пор, тем более крупных неровностей в сварном шве; соединяемые при помощи резьбы детали в норме выкручиваются, демонтируются без лишних усилий.
Советы о байпасе
Байпас будет работать стабильнее, если его дополнить фильтром.
Фильтрация обязательна:
- при использовании для передачи тепла жесткой воды;
- в долгое время использующейся и изношенной системе;
- в отопительном контуре, куда подключены дорогие насосы, котлы, радиаторы или трубы.
Кроме грубой механической очистки, во многих ситуациях требуется и более тщательная, скрупулезная подготовка воды в отопительной системе. Конечно, нет особой необходимости устанавливать там фильтры тонкой очистки, задерживающие грязь размером до 100 мкм. Но магнитные ловушки, мешающие распространению окалины и ржавчины, окажутся вполне полезными приспособлениями. Монтировать их можно как с врезкой в трубу, так и снаружи. Ограничиться горизонтальными контурами можно только в одноэтажной постройке.
Что касается использования байпасов в многоквартирных домах, они там приносят не меньшую пользу, чем в частном жилье. Скорость изменения нагрева батарей благодаря такому устройству существенно вырастает. Они настраиваются более гибко и свободно. Исключается такая ситуация, когда на улице уже потеплело, а центральная сеть не успела еще отреагировать на это, и подает тепло как в недавний сильный мороз. Если в системе отопления будут использоваться регуляторы, байпасы тоже оказываются полезными, они понижают разрушительное действие водяного давления.
Однотрубная отопительная система требует перемычки в любом случае, а вот в двухтрубной конструкции она оказывается излишним звеном. Радиаторные узлы или водопроводные приборы ставятся независимо. Если отключить какой угодно из них, прочие компоненты будут работать эффективно, как и прежде. Единственным исключением является применение трехходовых термических клапанов.
Но подобная схема используется крайне редко, потому что она экономически неоправданна. Не стоит путать двухтрубную систему и наличие двух стояков, это не всегда связано между собой.
В настоящем двухтрубном контуре вводы радиатора подсоединены к автономным взаимно стоякам. Если же радиатор соединен с разрывом единственной трубы, вторая идет сама по себе и нужна для вектора подачи сверху. Это только стояк, а однотрубной система не перестанет быть. Соответственно, байпас оказывается совершенно необходимым элементом и в таком случае. Контуры в однотрубном исполнении часто создаются в целях экономии в частных домах, это, к примеру, «ленинградка».
Не рекомендуется ставить какую-либо арматуру в промежутке от стояка до байпаса, такое расположение может привести к случайному перекрытию главной отопительной магистрали. Часто возникают жалобы, что удаление регулятора от трубы и приближение его к батарее вызывает неприятные эстетические эффекты. Но подобные претензии неверны, ведь замаскировать байпас не составляет особого труда. А строгое соблюдение технических норм оказывается крайне полезным для поддержания работоспособности системы. Заранее продумывается, где поставят шаровые краны, изолирующие радиатор, или терморегуляторы.
Условные диаметры в проходах отопительных стояков полагается делать неизменными от вывода до тройника, в который запланировано поставить байпас. Диаметр трубопровода, подводящего жидкость к радиатору, на участке от тройников, обозначается как ДУ2. Стандартные правила предусматривает, что трубы здесь должны на размер превосходить габарит стояка. Сам байпас на размер меньше подводящего контура и на два размера уступает стояку. Но описанные пропорции относятся к неуправляемым аппаратам.
Тройник будет разделять водный поток на основную ветвь, идущую к радиатору, и на обводную, проходящую сквозь байпас. Если система оборудована термостатами, перемычка позволяет сбрасывать и избыток теплоносителя. Это позволяет спасаться от чрезмерного давления и необычного разрежения. Байпас можно применять для корректировки потока воды либо для остановки его, если поставить кран. Но в многоквартирном жилье подобная конфигурация неприемлема.
Регулировка в однотрубной системе отопления частного дома не может быть достигнута шаровыми кранами. Эта задача решается за счет игольчатых вентилей, которые меняют напряженность потока максимально точно. Альтернативой является применение регулировочного блок-крана. Когда он настроен, даже самое мощное случайное воздействие не повлияет на работу системы. В большинстве случаев вертикальные стояки ставят под прямым углом.
Но взамен можно ставить отвод под тем же углом с диаметром, идентичным диаметру самого стояка. Чтобы подключить трубу из металла к полипропиленовому участку, обычно применяют фитинги с резьбой. На промежутке между осью стояков и байпасов можно ставить полипропиленовую трубу с наружным диаметром 3,2 см. На вводе тройник рассчитывают именно на такие трубы. Выход тройника позволяет подключить трубу 2,5 см, а соединяемый с байпасом контур – на 2 см.
Приобрести деталь с необходимыми линейными характеристиками довольно сложно. Однако выход есть: нужно взять самый распространенный тип тройника 25-20-25. К вводу приваривается переходник, позволяющий подключать трубу с наружным сечением «32». Нежелательно делать очень крупный сегмент для подводки к радиатору, во многих случаях он сводится к нулю. Байпас в такой системе делается из трубы 2 см, а дальше идут фитинги, связывающие сварной стык полипропилена с металлом.
К радиаторам присоединяют штуцеры, помогающие соединять накидные гайки «американского» образца. Подобные элементы дополнительно покупать обычно не требуется, чаще всего они входят в набор поставки терморегуляторов. Когда запланировано применение запорного крана, он должен быть таким же – со штуцером и с накидываемой гайкой. Так упрощают монтаж, одновременно добиваясь получения разборного соединения. По сходным принципам связывают трубы из металлопластика и соединяющие фитинги.
Есть ряд схем, при помощи которых можно организовать весь контур исключительно из металлических труб. Сварка еще применяется для этой цели, но ее популярность неуклонно сокращается. Почти всегда хватает массово продаваемых деталей с продуманной резьбой. Если межосевые дистанции радиаторов соответствуют стандартам, можно просто купить полностью завершенный байпас, который уже на производстве оснащают участками с резьбой. В продаже имеется ряд обходных узлов, которые помогают развернуть скрытую подводку, сделать подключение батарей снизу.
Во многих случаях решение приходится принимать без подбора готовой схемы, просто по особенностям места. Высота перемычки никакими стандартами и повседневной практикой не регламентируются, ее определяют индивидуально. Насосы на байпасах, если они есть, должны окружаться кранами справа и слева. Такая мера позволяет свободно демонтировать прибор, когда появляется надобность. Ставить перемычку нужно и на коллекторы «теплых полов» либо на «гребенку» подводящих и возвращаемых коллекторов.
Цель ее применения – уже не столько отключение воды, сколько исключение:
- скачков напора;
- гидравлических ударов;
- разреженных участков.
Насос, создавая общее давление, недостаточно гибок. Все контуры требуется снабжать теплоносителем обособленно. Балансирующие клапаны могут теоретически работать сами, но именно байпас помогает гасить негативное воздействие перепадов давления. Твердотопливные котлы оснащаются байпасами вследствие неритмичности своей работы, поскольку высокая температура в момент прогрева создает колоссальную нагрузку на теплообменник. Как раз по этой причине, чтобы сократить продолжительность цикла прогрева, и используют перемычки.
Трехходовой кран, заблокировав доступ жидкости во внешний контур, позволяет ей двигаться строго через байпас, потому время прогревания оказывается минимальным, как и связанный с этим риск. Как только малый контур достигает определенной температуры, кран автоматически планомерно приоткрывает ввод из обратного контура. Циркуляция медленно охватывает теплоноситель, содержащийся в общем контуре. Все происходит именно максимально плавным образом, автоматика и механика согласованно контролируют это.
Смена насоса в байпасе производится так:
- открывается кран на основной линии, перекрывается кран на насосе.
- откручивается из комплекса насос, монтируется другой;
- возобновляется поступление теплоносителя;
- после выкручивания винта на фронтальной части устройства уходит воздух;
- закрывается кран, смонтированный на байпасной линии.
Время работы уменьшится в несколько раз, поэтому останавливать обогрев не придется. Особого внимания заслуживает применение байпасов не в отопительных, а в водопроводных контурах. Тогда они позволяют упростить переключение водоснабжения на подпитку горячей водой от водонагревателя. В зависимости от личных предпочтений, можно подавать ее даже на холодный кран.
Покупка простейшего байпаса обойдется в 1200-1300 рублей, более дешевые варианты нельзя считать качественными, так как почти всегда это брак или продукция сомнительного происхождения.
Если в доме установлены старомодные батареи из чугуна либо конвекторы из стали с ребрами, они рассчитаны по большей части на работу без перемычек. В таких случаях требуется внимательно все рассчитывать и собирать максимум информации о системе. Перемешивание воды целесообразно не только при использовании твердотопливных котлов, но и при размещении калориферов. Монтаж байпаса на полотенцесушителях производится примерно так же, как и в горячем водоснабжении. Технические особенности устройства подчиняются похожим требованиям.
Распространенная ошибка состоит в установке обеспечивающего циркуляцию насоса вне байпаса. В такой конфигурации ему приходится продавливать теплоноситель не только сквозь запирающую арматуру, но и через пару отводов. Тепловая эффективность потому резко падает, а расход энергии и создаваемый насосом шум растут. Существует нелепый миф, будто циркуляционное оборудование на байпасе основного стояка не сработает. На самом деле ситуация обратная: если бы там не было резервного контура, оно не могло бы работать.
Руководствуясь этим мифом, часть домашних мастеров ставит насос в байпас обратки, располагая шаровой кран между двумя вводами. Подобная мера приводит к тому, что до запуска насоса кран придется запирать, а при остановке – отпирать. И если когда-то забыть об этом, возникнут серьезные проблемы. Если смонтировать стандартный возвратный клапан (с пружиной), он в такой конфигурации будет работать плохо или вовсе не сработает, так как гидравлическое сопротивление чрезмерно. Не следует и раскрывать обратные клапаны, убирая из них пружины или переставляя эти детали.
Стоит запустить систему с подобным оборудованием, как быстро обнаружатся «оригинальные акустические эффекты» и просто хлюпанье. Чем скорее будет движение теплоносителя, тем чаще будут раздаваться посторонние звуки. Самым эффективным способом обустройства теплопровода оказывается применение поплавкового обратного клапана для гравитационной системы. Подобные механизмы присутствуют в ассортименте практически всех основных компаний, производящих компоненты для систем отопления. Когда оборудование работает в режиме натуральной циркуляции, поплавок открывается и не блокирует ход теплоносителя; стоит запустить насос в байпасе, клапан закупоривает основной стояк и перенаправляет жидкость по обводу.
Внимание стоит уделить расходным материалам и запорной арматуре, такой как вентили. Краны, оснащенные подвижным штоком, имеют важный недочет – диаметр седла почти на 50% уступает диаметру отопительной трубы. Такое обстоятельство существенно понижает качество циркуляции, потому краны упомянутого типа в байпасы ставить не рекомендуется. Чтобы не страдать от этого и не открывать все время шаровые вентили вручную, нужно применять сильфонные вентили вдвое увеличенного сечения. Куда тяжелее подобрать подходящую арматуру для центрального канала, параллельно которому и расположен байпас.
Там нужны вентили различных типов, обеспечивающие нормальный напор горячей воды и качество ее. Если теплоноситель не слишком хорош, имеет смысл монтировать фильтр на горизонтальном секторе трубопровода. Размещение его на вертикальных фрагментах не оправдывает себя.
В любом случае, стоит отдавать предпочтение вентилям от известных, давно зарекомендовавших свою продукцию производителей. Чтобы предотвратить проблемы, связанные с переполнением трубопровода воздухом, рекомендуется монтировать кран Маевского.
Слесари не должны слишком увлекаться сваркой, резьбовые соединения гораздо практичнее и удобнее. Это станет еще яснее при первом же серьезном сбое или при ремонте, когда резьба может быть убрана слесарными инструментом, а снять приваренные части будет почти невозможно. Выбирая гайки, можно покупать крепеж с прокладками как из резины, так и из силикона. Снимая и заменяя вентиль, требуется накрутить на резьбу муфту и контргайку, вслед за чем из вентиля вынимают отрезок трубы. Эта работа выполняется с помощью рожковых либо газовых ключей.
Байпасы могут употребляться и в водопроводных контурах, но там их роль гораздо скромнее, нежели в отопительных изделиях. Там перемычки призваны только помочь в установке счетчиков и насосов. Вместо измерения участка трубы, который нужно отрезать, и монтажа на его основе готового узла, можно поступить и иначе. Сам узел разбирают на части, убирают насос и связывают сегменты трубопровода с главной трубой. Потом вновь прикрепляют насос и начинают работать над отводной трубой.
Трубопровод осторожно приподнимают кверху, чтобы исключить физический контакт с насосом. После этого его или связывают намертво, или направляют по встречным курсам пару патрубков. Между этими патрубками внедряется кран с окружающей его перемычкой; похожая методика позволяет сооружать байпасы своими руками и для иных сантехнических приборов. Конечно, перенаправляющий горячую воду узел нужно проектировать и создавать так, чтобы он не мешал работать группе безопасности. Именно поэтому, несмотря на отсутствие видимых затруднений, вполне оправданно обращение к профессионалам за помощью для подготовки и монтажа байпасов.
Источник: kaksdelatsvoimirukami.ru