Для осуществления строительных мероприятий применяются различные материалы. Пользуется популярностью бетонная смесь, после твердения превращающаяся в монолит, и позволяющая решать широкий круг специальных задач. Повышенную прочность и долговечность объектов строительства обеспечивает изготовленный по специальной рецептуре бетон.
ГОСТ 26633-2015 классифицирует бетонные составы в зависимости от области использования. Он содержит технические требования к применяемым ингредиентам. Ознакомимся с положениями действующего межгосударственного стандарта.
Какую информацию содержит ГОСТ на бетоны тяжелые и мелкозернистые
Действующий ГОСТ 26633-2015 на бетоны выпущен взамен прежних версий стандарта, изданных в 1991 и 2012 годах. Он распространяется на материалы со средним удельным весом, составляющим 2–2,5 т/м3, изготовленные на основе вяжущего вещества и заполнителя различной крупности. В официальном документе изложена техническая информация для определения характеристик монолита, а также требования к исходным компонентам.
Бетон — Из чего это сделано .Discovery channel
Стандарт содержит основные разделы, описывающие:
- сферу использования;
- расшифровку специальных терминов;
- укрупненную классификацию с маркировкой;
- рекомендации по выбору исходного сырья;
- технологию приемки и правила контроля;
- особенности бетонов специального назначения.
Рассмотрим более детально главные положения стандарта.
Бетон — это искусственный камень, состоящий из четырех основных компонентов: воды, цемента, мелких и крупных заполнителей
ГОСТ на бетон – сфера использования
Требования документа распространяются на следующие виды бетонов:
- тяжелые;
- мелкозернистые.
Обе разновидности включают цемент, выполняющий функцию вяжущего вещества и наполнители повышенной плотности.
Составы, изготавливаемые согласно требованиям стандарта, используются:
- в любых климатических условиях;
- во всех сферах строительной отрасли.
Положения нормативного акта не распространяются на специальные составы:
- устойчивые к агрессивным средам;
- стойкие к воздействию повышенных температур;
- композитные составы с дисперсным усилением;
- обеспечивающие защиту от радиационного излучения;
- композиты с ячеистой структурой;
- специальные виды монолита с повышенной плотностью;
- смеси, предназначены для изготовления предварительно напряженных конструкций.
Прочность является самым важным свойством бетона
Тяжелый бетон по ГОСТ 26633-2015 применяется для различных областей:
- постройки жилых и производственных объектов;
- возведения гидротехнических объектов;
- сооружения покрытий автомагистралей;
- обустройства аэродромных покрытий;
- строительства транспортных развязок, эстакад и мостов.
Бетонный раствор – главный стройматериал, используемый в строительной сфере. Он применяется для решения различных задач:
- изготовления составных конструкций из предварительно изготовленных железобетонных изделий;
- бетонирования цельных бетонных конструкций непосредственно на объекте строительства.
Нормативный документ предусматривает расширенную область применения тяжелых бетонных составов.
ГОСТ на тяжелый бетон – используемая терминология
Стандарт использует специальную терминологию и дифференцированно подходит к различным бетонным составам. Он разделяет их на следующие виды:
- тяжелые. Характеризуются структурой повышенной плотности и удельным весом в интервале 2–2,5 т/м3. Изготавливаются на основе цемента и крупнофракционного или мелкодисперсного наполнителя с повышенной плотностью;
- мелкозернистые. Средняя плотность мелкозернистого монолита, а также структура материала соответствуют тяжелым составам. Главное отличие – применение мелкозернистого наполнителя, который смешивается с портландцементом при замесе.
Каждая разновидность бетонного раствора изготавливается согласно определенной рецептуре и после твердения образует искусственный камень.
Прочность бетона нарастает в результате физико-химических процессов взаимодействия цемента с водой, которые нормально проходят в теплых и влажных условиях
Регламентируемые ГОСТ марки бетона
По показателям, характеризующим качество монолита, он классифицируется по следующим критериям:
- прочностным характеристикам. Способность выдерживать сжимающие нагрузки обозначается буквой В и цифровой маркировкой в интервале от 3,5 до 120;
- стойкости к отрицательным температурам. Маркировка бетонных составов по морозостойкости производится латинской буквой F и цифрами от 50 до 500;
- способности препятствовать поглощению влаги. Водонепроницаемость характеризуется заглавной буквой W и цифровым индексом от 2 до 20;
- устойчивости к воздействию истирающих нагрузок. Истираемость монолита проверяется на специальном круге с присвоением маркировки G1–G3.
При определении прочностных свойств монолита проверяется:
- способность сохранять целостность под воздействием сжимающих усилий;
- устойчивость материала к растяжению в осевом направлении;
- стойкость к изгибающим моментам.
Каждому классу соответствует определенная марка. Например, изготавливаемый по ГОСТ бетон в15 соответствует марке М200. Заказывая на специализированном предприятии, выпускающем продукцию согласно ГОСТ, бетон тяжелый класс в15 (м200), всегда можно рассчитывать на гарантированные прочностные характеристики бетонной смеси.
При выполнении проектных работ в документации указывается марка бетона по ГОСТ. Эксплуатационные характеристики бетонного состава достигаются по истечении 28 суток после бетонирования. Только после этого можно нагружать конструкции.
Бетон должен быть однородным — это важнейшее технологическое требование
Тяжелый бетон по ГОСТ – применяемые материалы
Рецептура бетонной смеси должна гарантировать получение монолита с определенными техническими характеристиками, соответствующими положениям стандарта.
Тяжелый бетон, изготовленный согласно ГОСТ 26633-2015, включает следующие ингредиенты:
- портландцемент. Он выполняет функцию связующего вещества и, впитывая влагу, стает твердым. Скорость протекания гидратации определяется маркой вяжущего компонента и его концентрацией;
- заполнитель. Стандарт предусматривает возможность применения в качестве наполнителя различных материалов, отличающихся гранулометрическим составом, прочностными свойствами, удельным весом и объемом примесей;
- воду. Она применяется для затворения приготовляемой смеси, вводится на этапе смешивания до необходимой консистенции раствора. Она также используется для подготовки растворов модифицирующих добавок;
- специальные модификаторы. При необходимости в бетонный раствор вводят добавки, ускоряющие твердение, влияющие на температурный порог замерзания, а также обеспечивающие стойкость монолита к проникновению влаги.
Эксплуатационные характеристики бетонного раствора после твердения достигаются соблюдением оптимальных пропорций и требований технологии.
Документ обязывает соблюдать следующие требования к вяжущим материалам:
- использовать портландцемент марки ПЦ500 и выше, не содержащий минеральных включений;
- соблюдать концентрацию цемента для конструкций с ненапряженной арматурой, составляющую на кубический метр смеси 150–180 кг;
- вводить портландцемент для армированных изделий с предварительно напряженными прутками в количестве 220–270 кг на метр кубический.
Для оценки однородности бетона данной марки используют результаты контрольных испытаний бетонных образцов за определенный период времени
Стандарт также содержит рекомендации по выбору заполнителей. В качестве мелкофракционного наполнителя допускается использовать следующие материалы:
- песок природного происхождения;
- песок, полученный в процессе дробления различных пород;
- шлаковый песок, применяемый в металлургической отрасли;
- смесь золы со шлаками.
Необходимо обращать внимание на следующие моменты:
Документ указывает на возможность применения различных видов крупного наполнителя:
- гравия, полученного из плотных пород горного происхождения;
- щебня, просеянного из продуктов дробления;
- шлакового щебня из ферросплавных отходов;
- дробленой щебенки, произведенной из бывшего в употреблении монолита.
Главные требования к крупнофракционному заполнителю:
В таблицах госта указана концентрация крупного заполнителя в зависимости от размера фракции.
На плотность бетона оказывает существенное влияние наличие пор
Проверка качества
ГОСТ обязывает изготовителей бетонной и железобетонной продукции контролировать следующие основные показатели:
- прочностные свойства;
- морозоустойчивость;
- влагопоглощение;
- истираемость;
- усредненную плотность;
- трещиностойкость.
Контролю в лабораторных условиях подлежит каждая партия продукции.
Какие специальные требования к бетону регламентирует действующий ГОСТ
Документ содержит технические условия к материалам специального назначения:
Детальная информация изложена в обязательном приложении к действующему стандарту.
Подводим итоги
ГОСТ на бетон содержит комплекс требований, выполнение которых гарантирует изготовление качественного монолита. Соблюдение положений стандарта позволит увеличить ресурс эксплуатации и прочность строительных конструкций.
На сайте: Автор и редактор статей на сайте pobetony.ru
Образование и опыт работы: Высшее техническое образование. Опыт работы на различных производствах и стройках — 12 лет, из них 8 лет — за рубежом.
Другие умения и навыки: Имеет 4-ю группу допуска по электробезопасности. Выполнение расчетов с использованием больших массивов данных.
Текущая занятость: Последние 4 года выступает в роли независимого консультанта в ряде строительных компаний.
Источник: pobetony.ru
Дорожный бетон и его особенности
Дорожный бетон служит для укладки полотна автомобильных дорог и аэродромных покрытий. Он выделяется в отдельную группу бетонов. При эксплуатации материал подвергается различным разрушающим факторам: действию большегрузов, резким перепадам температур, атмосферным осадкам.
Производство, контроль качества и свойства дорожного бетона регламентирует ГОСТ 26633-2012.
Требования, предъявляемые к дорожному бетону
Часто дорожное покрытие находится в экстремальных условиях эксплуатации, поэтому к дорожному бетону предъявляются особые требования:
-
при растяжении и изгибе. По автомагистралям постоянно передвигаются фуры и грузовые машины, дорожное покрытие не должно разрушаться под их массой.
- Истираемость. При непрерывном потоке автомобилей покрытие дороги постепенно теряет свою толщину. Истираемость сильно влияет на срок службы дорожного полотна: чем она выше, тем менее долговечным будет покрытие.
- Водостойкость. Прочность бетона может падать из-за эффекта Ребиндера. Вода проникает даже в небольшие микротрещины, при замерзании она расширяется, увеличивая тем самым трещины.
- Высокая морозостойкость. Зимой почти на всей территории России температуры отрицательные, однако дорожное покрытие не должно таять вместе со снегом.
- Устойчивость к агрессивным химическим средам. Дороги во время гололеда посыпают реагентами, поэтому покрытия не должны разрушаться под их воздействием.
Состав дорожного бетона
Нужные для получения дорожного бетона вещества: вода, вяжущее вещество, мелкий и крупный заполнитель. В роли мелкого заполнителя выступает песок, а в качестве крупного обычно используют базальтовый, реже известняковый гравий или щебень.
Вяжущим веществом служит гидрофобный и пластифицированный портландцемент. Содержание С3А (трехкальциевого алюмината) в бетоне дорожном согласно ГОСТ должно быть менее 10%.
Существует специальный дорожный портландцемент, бывает он двух марок: М300 и М400, обладает повышенной морозостойкостью, деформативностью, прочностью при изгибе, стойкостью к ударной нагрузке, низкими показателями по усадке и истираемости.
По стандартам дорожный бетон для магистралей должен иметь морозостойкость F150, а для дорог в пределах города – F100. Различные модификационные добавки обеспечивают требуемое значение морозостойкости.
Гравий и щебень могут быть разных фракций. Для верхнего слоя многослойной конструкции используется щебень или гравий с диаметром 20 мм, для однослойных же покрытий – 40 мм. Марка крупного заполнителя не должна быть меньше указанных в таблице значений.
Песок тоже может быть разный. Обычно используется мелкий или средний зернистый песок. Для ускорения твердения в бетон добавляют химические добавки – пластификаторы, количество добавок должно быть менее 60 г/кг цемента.
Классификация дорожного бетона по назначению
Виды дорожного бетона по назначению:
- Однослойные дорожные покрытия, верхние слои двухслойных и многослойных дорожных пирогов. Водоцементное отношение в таких бетонах менее 1:2.
- Нижний слой в двухслойных покрытиях. В этом случае отношение воды к цементу в бетонной смеси более 3:5.
- Нижний слой дорожной одежды капитальных дорог. Отношение «вода-цемент» для бетонных смесей, используемых для основания капитальных дорог, не нормируется.
Марки дорожных бетонов
Характеризуются дорожные и аэродромные бетоны классом по прочности на сжатие, обозначается он буквой B. Число рядом с буквой показывает, какую нагрузку в МПА материал способен выдерживать, не разрушаясь. Также характеризует свойства бетона марка (M), цифры, стоящие рядом с буквой означают предел прочности при сжатии в кгс/м 2 .
Чаще всего для устройства дорог пользуются бетоном В20 М250 и дорожным бетоном В15 М200. При изготовлении бетонных плит для строительства аэродромных покрытий, виадуков и мостов используют дорожный бетон марки В30 М400, который наделен большой прочностью, морозостойкостью, долговечностью и износостойкостью.
Сфера применения дорожного бетона
Дорожный бетон применяется при строительстве городских дорог и автомагистралей, возведении дорог на аэродромах, для устройства тротуаров и пешеходных дорожек, подъездных путей к производственным участкам и прочим промышленным объектам.
Заключение
Бетон для дорожных покрытий должен соответствовать всем требованиям, нормам и стандартам. В разных случаях оптимальные свойства и технические характеристики бетона будут разными, поэтому марка и состав бетонных смесей подбираются индивидуально. Все работы по укладке дорожного покрытия следует проводить, строго соблюдая технологию.
Источник: cementim.ru