Авария — опасное техногенное происшествие, создающее на объекте, определенной территории или акватории угрозу жизни и здоровью людей и приводящее к разрушению или повреждению зданий, сооружений, оборудования и транспортных средств, нарушению производственного или транспортного процесса, нанесению ущерба окружающей среде;
Авторский надзор — контроль лица, осуществившего подготовку проектной документации, за соблюдением в процессе строительства требований проектной документации;
Воздействие — явление, вызывающее изменение напряженно-деформированного состояния строительных конструкций и (или) основания здания или сооружения;
Жизненный цикл здания или сооружения — период, в течение которого осуществляются инженерные изыскания, проектирование, строительство (в том числе консервация), эксплуатация (в том числе текущие ремонты), реконструкция, капитальный ремонт, снос здания или сооружения;
Здание — результат строительства, представляющий собой объемную строительную систему, имеющую надземную и (или) подземную части, включающую в себя помещения, сети инженерно-технического обеспечения и системы инженерно-технического обеспечения и предназначенную для проживания и (или) деятельности людей, размещения производства, хранения продукции или содержания животных;
5 преимуществ работы в службе эксплуатации бизнес центра
Инженерная защита — комплекс сооружений, направленных на защиту людей, здания или сооружения, территории, на которой будут осуществляться строительство, реконструкция и эксплуатация здания или сооружения, от воздействия опасных природных процессов и явлений и (или) техногенного воздействия, угроз террористического характера, а также на предупреждение и (или) уменьшение последствий воздействия опасных природных процессов и явлений и (или) техногенного воздействия, угроз террористического характера;
Механическая безопасность — состояние строительных конструкций и основания здания или сооружения, при котором отсутствует недопустимый риск, связанный с причинением вреда жизни или здоровью граждан, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни и здоровью животных и растений вследствие разрушения или потери устойчивости здания, сооружения или их части;
Микроклимат помещения — климатические условия внутренней среды помещения, которые определяются действующими на организм человека сочетаниями температуры, влажности и скорости движения воздуха;
Нагрузка — механическая сила, прилагаемая к строительным конструкциям и (или) основанию здания или сооружения и определяющая их напряженно-деформированное состояние;
Нормальные условия эксплуатации — учтенное при проектировании состояние здания или сооружения, при котором отсутствуют какие-либо факторы, препятствующие осуществлению функциональных или технологических процессов;
Опасные природные процессы и явления — землетрясения, сели, оползни, лавины, подтопление территории, ураганы, смерчи, эрозия почвы и иные подобные процессы и явления, оказывающие негативные или разрушительные воздействия на здания и сооружения;
Строительство и эксплуатация зданий и сооружений ПМ3
Основание здания или сооружения (далее также — основание) — массив грунта, воспринимающий нагрузки и воздействия от здания или сооружения и передающий на здание или сооружение воздействия от природных и техногенных процессов, происходящих в массиве грунта;
Помещение — часть объема здания или сооружения, имеющая определенное назначение и ограниченная строительными конструкциями;
Помещение с постоянным пребыванием людей — помещение, в котором предусмотрено пребывание людей непрерывно в течение более двух часов;
Предельное состояние строительных конструкций — состояние строительных конструкций здания или сооружения, за пределами которого дальнейшая эксплуатация здания или сооружения опасна, недопустима, затруднена или нецелесообразна либо восстановление работоспособного состояния здания или сооружения невозможно или нецелесообразно;
Противоаварийная защита систем инженерно-технического обеспечения — комплекс устройств, обеспечивающих защиту, предупреждение и (или) уменьшение опасных последствий аварийных ситуаций при эксплуатации систем инженерно-технического обеспечения и увеличение ресурса работы (срока службы) указанных систем;
Расчетная ситуация — учитываемый в расчете комплекс возможных условий, определяющих расчетные требования к строительным конструкциям, системам инженерно-технического обеспечения и частям указанных конструкций и систем;
Реологическое свойство материалов — проявление необратимых остаточных деформаций и текучести или ползучести под влиянием нагрузки и (или) воздействия;
Сеть инженерно-технического обеспечения — совокупность трубопроводов, коммуникаций и других сооружений, предназначенных для инженерно-технического обеспечения зданий и сооружений;
Система инженерно-технического обеспечения — одна из систем здания или сооружения, предназначенная для выполнения функций водоснабжения, канализации, отопления, вентиляции, кондиционирования воздуха, газоснабжения, электроснабжения, связи, информатизации, диспетчеризации, мусороудаления, вертикального транспорта (лифты, эскалаторы) или функций обеспечения безопасности;
Сложные природные условия — наличие специфических по составу и состоянию грунтов и (или) риска возникновения (развития) опасных природных процессов и явлений и (или) техногенных воздействий на территории, на которой будут осуществляться строительство, реконструкция и эксплуатация здания или сооружения;
Сооружение — результат строительства, представляющий собой объемную, плоскостную или линейную строительную систему, имеющую наземную, надземную и (или) подземную части, состоящую из несущих, а в отдельных случаях и ограждающих строительных конструкций и предназначенную для выполнения производственных процессов различного вида, хранения продукции, временного пребывания людей, перемещения людей и грузов;
Строительная конструкция — часть здания или сооружения, выполняющая определенные несущие, ограждающие и (или) эстетические функции;
Техногенные воздействия — опасные воздействия, являющиеся следствием аварий в зданиях, сооружениях или на транспорте, пожаров, взрывов или высвобождения различных видов энергии, а также воздействия, являющиеся следствием строительной деятельности на прилегающей территории;
Уровень ответственности — характеристика здания или сооружения, определяемая в соответствии с объемом экономических, социальных и экологических последствий его разрушения;
Усталостные явления в материале — изменение механических и физических свойств материала под длительным действием циклически изменяющихся во времени напряжений и деформаций;
Статья 3. Сфера применения настоящего Федерального закона
1) механической безопасности;
2) пожарной безопасности;
3) безопасности при опасных природных процессах и явлениях и (или) техногенных воздействиях;
4) безопасных для здоровья человека условий проживания и пребывания в зданиях и сооружениях;
5) безопасности для пользователей зданиями и сооружениями;
6) доступности зданий и сооружений для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения;
7) энергетической эффективности зданий и сооружений;
Статья 4. Идентификация зданий и сооружений
2) принадлежность к объектам транспортной инфраструктуры и к другим объектам, функционально-технологические особенности которых влияют на их безопасность;
3) возможность опасных природных процессов и явлений и техногенных воздействий на территории, на которой будут осуществляться строительство, реконструкция и эксплуатация здания или сооружения;
4) принадлежность к опасным производственным объектам;
5) пожарная и взрывопожарная опасность;
6) наличие помещений с постоянным пребыванием людей;
1) застройщиком (заказчиком) — в задании на выполнение инженерных изысканий для строительства здания или сооружения и в задании на проектирование;
Статья 5. Обеспечение соответствия безопасности зданий и сооружений, а также связанных со зданиями и с сооружениями процессов проектирования (включая изыскания), строительства, монтажа, наладки, эксплуатации и утилизации (сноса) требованиям настоящего Федерального закона
Статья 6. Документы в области стандартизации, в результате применения которых обеспечивается соблюдение требований настоящего Федерального закона
Глава 2. Общие требования безопасности зданий и сооружений, а также связанных со зданиями и с сооружениями процессов проектирования (включая изыскания), строительства, монтажа, наладки, эксплуатации и утилизации (сноса)
Статья 7. Требования механической безопасности
-
Строительные конструкции и основание здания или сооружения должны обладать такой прочностью и устойчивостью, чтобы в процессе строительства и эксплуатации не возникало угрозы причинения вреда жизни или здоровью людей, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни и здоровью животных и растений в результате:
1) разрушения отдельных несущих строительных конструкций или их частей;
2) разрушения всего здания, сооружения или их части;
3) деформации недопустимой величины строительных конструкций, основания здания или сооружения и геологических массивов прилегающей территории;
Статья 8. Требования пожарной безопасности
-
Здание или сооружение должно быть спроектировано и построено таким образом, чтобы в процессе эксплуатации здания или сооружения исключалась возможность возникновения пожара, обеспечивалось предотвращение или ограничение опасности задымления здания или сооружения при пожаре и воздействия опасных факторов пожара на людей и имущество, обеспечивались защита людей и имущества от воздействия опасных факторов пожара и (или) ограничение последствий воздействия опасных факторов пожара на здание или сооружение, а также чтобы в случае возникновения пожара соблюдались следующие требования:
1) сохранение устойчивости здания или сооружения, а также прочности несущих строительных конструкций в течение времени, необходимого для эвакуации людей и выполнения других действий, направленных на сокращение ущерба от пожара;
2) ограничение образования и распространения опасных факторов пожара в пределах очага пожара;
3) нераспространение пожара на соседние здания и сооружения;
4) эвакуация людей (с учетом особенностей инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения) в безопасную зону до нанесения вреда их жизни и здоровью вследствие воздействия опасных факторов пожара;
5) возможность доступа личного состава подразделений пожарной охраны и доставки средств пожаротушения в любое помещение здания или сооружения;
6) возможность подачи огнетушащих веществ в очаг пожара;
Статья 9. Требования безопасности при опасных природных процессах и явлениях и (или) техногенных воздействиях
-
Здание или сооружение на территории, на которой возможно проявление опасных природных процессов и явлений и (или) техногенных воздействий, должно быть спроектировано и построено таким образом, чтобы в процессе эксплуатации здания или сооружения опасные природные процессы и явления и (или) техногенные воздействия не вызывали последствий, указанных в статье 7 настоящего Федерального закона, и (или) иных событий, создающих угрозу причинения вреда жизни или здоровью людей, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни и здоровью животных и растений.
Статья 10. Требования безопасных для здоровья человека условий проживания и пребывания в зданиях и сооружениях
1) качество воздуха в производственных, жилых и иных помещениях зданий и сооружений и в рабочих зонах производственных зданий и сооружений;
2) качество воды, используемой в качестве питьевой и для хозяйственно-бытовых нужд;
3) инсоляция и солнцезащита помещений жилых, общественных и производственных зданий;
4) естественное и искусственное освещение помещений;
5) защита от шума в помещениях жилых и общественных зданий и в рабочих зонах производственных зданий и сооружений;
6) микроклимат помещений;
7) регулирование влажности на поверхности и внутри строительных конструкций;
8) уровень вибрации в помещениях жилых и общественных зданий и уровень технологической вибрации в рабочих зонах производственных зданий и сооружений;
9) уровень напряженности электромагнитного поля в помещениях жилых и общественных зданий и в рабочих зонах производственных зданий и сооружений, а также на прилегающих территориях;
Статья 11. Требования безопасности для пользователей зданиями и сооружениями
-
Здание или сооружение должно быть спроектировано и построено, а территория, необходимая для использования здания или сооружения, должна быть благоустроена таким образом, чтобы в процессе эксплуатации здания или сооружения не возникало угрозы наступления несчастных случаев и нанесения травм людям — пользователям зданиями и сооружениями в результате скольжения, падения, столкновения, ожога, поражения электрическим током, а также вследствие взрыва.
Статья 12. Требования доступности зданий и сооружений для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения
Статья 13. Требования энергетической эффективности зданий и сооружений
-
Здания и сооружения должны быть спроектированы и построены таким образом, чтобы в процессе их эксплуатации обеспечивалось эффективное использование энергетических ресурсов и исключался нерациональный расход таких ресурсов.
Статья 14. Требования безопасного уровня воздействия зданий и сооружений на окружающую среду
-
Здания и сооружения должны быть спроектированы таким образом, чтобы в процессе их строительства и эксплуатации не возникало угрозы оказания негативного воздействия на окружающую среду.
Глава 3. Требования к результатам инженерных изысканий и проектной документации в целях обеспечения безопасности зданий и сооружений
Статья 15. Общие требования к результатам инженерных изысканий и проектной документации
1) результаты исследований;
2) расчеты и (или) испытания, выполненные по сертифицированным или апробированным иным способом методикам;
3) моделирование сценариев возникновения опасных природных процессов и явлений и (или) техногенных воздействий, в том числе при неблагоприятном сочетании опасных природных процессов и явлений и (или) техногенных воздействий;
1) возможность безопасной эксплуатации проектируемого здания или сооружения и требования к способам проведения мероприятий по техническому обслуживанию, при проведении которых отсутствует угроза нарушения безопасности строительных конструкций, сетей инженерно-технического обеспечения и систем инженерно-технического обеспечения или недопустимого ухудшения параметров среды обитания людей;
2) минимальная периодичность осуществления проверок, осмотров и освидетельствований состояния строительных конструкций, основания, сетей инженерно-технического обеспечения и систем инженерно-технического обеспечения здания или сооружения и (или) необходимость проведения мониторинга компонентов окружающей среды, состояния основания, строительных конструкций и систем инженерно-технического обеспечения в процессе эксплуатации здания или сооружения;
3) сведения для пользователей и эксплуатационных служб о значениях эксплуатационных нагрузок на строительные конструкции, сети инженерно-технического обеспечения и системы инженерно-технического обеспечения, которые недопустимо превышать в процессе эксплуатации здания или сооружения;
Статья 16. Требования к обеспечению механической безопасности здания или сооружения
1) разрушением любого характера;
2) потерей устойчивости формы;
3) потерей устойчивости положения;
1) факторы, определяющие напряженно-деформированное состояние;
2) особенности взаимодействия элементов строительных конструкций между собой и с основанием;
3) пространственная работа строительных конструкций;
4) геометрическая и физическая нелинейность;
5) пластические и реологические свойства материалов и грунтов;
6) возможность образования трещин;
1) установившаяся ситуация, имеющая продолжительность того же порядка, что и срок эксплуатации здания или сооружения, в том числе эксплуатация между двумя капитальными ремонтами или изменениями технологического процесса;
1) 1,1 — в отношении здания и сооружения повышенного уровня ответственности;
2) 1,0 — в отношении здания и сооружения нормального уровня ответственности;
Статья 17. Требования к обеспечению пожарной безопасности здания или сооружения
-
Для обеспечения пожарной безопасности здания или сооружения в проектной документации одним из способов, указанных в части 6 статьи 15 настоящего Федерального закона, должны быть обоснованы:
1) противопожарный разрыв или расстояние от проектируемого здания или сооружения до ближайшего здания, сооружения или наружной установки (для линейных сооружений — расстояние от оси трассы до населенных пунктов, промышленных и сельскохозяйственных объектов, лесных массивов, расстояние между прокладываемыми параллельно друг другу трассами линейных сооружений, размеры охранных зон);
2) принимаемые значения характеристик огнестойкости и пожарной опасности элементов строительных конструкций и систем инженерно-технического обеспечения;
3) принятое разделение здания или сооружения на пожарные отсеки;
4) расположение, габариты и протяженность путей эвакуации людей (в том числе инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения) при возникновении пожара, обеспечение противодымной защиты путей эвакуации, характеристики пожарной опасности материалов отделки стен, полов и потолков на путях эвакуации, число, расположение и габариты эвакуационных выходов;
5) характеристики или параметры систем обнаружения пожара, оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре (с учетом особенностей инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения), а также автоматического пожаротушения и систем противодымной защиты;
6) меры по обеспечению возможности проезда и подъезда пожарной техники, безопасности доступа личного состава подразделений пожарной охраны и подачи средств пожаротушения к очагу пожара, параметры систем пожаротушения, в том числе наружного и внутреннего противопожарного водоснабжения;
Статья 18. Требования к обеспечению безопасности зданий и сооружений при опасных природных процессах и явлениях и техногенных воздействиях
1) меры, направленные на защиту людей, здания или сооружения, территории, на которой будут осуществляться строительство, реконструкция и эксплуатация здания или сооружения, от воздействия опасных природных процессов и явлений и техногенных воздействий, а также меры, направленные на предупреждение и (или) уменьшение последствий воздействия опасных природных процессов и явлений и техногенных воздействий;
2) конструктивные меры, уменьшающие чувствительность строительных конструкций и основания к воздействию опасных природных процессов и явлений и техногенным воздействиям;
3) меры по улучшению свойств грунтов основания;
Статья 19. Требования к обеспечению выполнения санитарно-эпидемиологических требований
-
Для обеспечения выполнения санитарно-эпидемиологических требований в проектной документации зданий и сооружений с помещениями с постоянным пребыванием людей, за исключением объектов индивидуального жилищного строительства, должно быть предусмотрено устройство систем водоснабжения, канализации, отопления, вентиляции, энергоснабжения.
Статья 20. Требования к обеспечению качества воздуха
1) ограничению проникновения в помещения пыли, влаги, вредных и неприятно пахнущих веществ из атмосферного воздуха;
2) обеспечению воздухообмена, достаточного для своевременного удаления вредных веществ из воздуха и поддержания химического состава воздуха в пропорциях, благоприятных для жизнедеятельности человека;
3) предотвращению проникновения в помещения с постоянным пребыванием людей вредных и неприятно пахнущих веществ из трубопроводов систем и устройств канализации, отопления, вентиляции, кондиционирования, из воздуховодов и технологических трубопроводов, а также выхлопных газов из встроенных автомобильных стоянок;
Статья 21. Требования к обеспечению качества воды, используемой в качестве питьевой и для хозяйственно-бытовых нужд
-
В проектной документации наружных и внутренних сетей снабжения зданий и сооружений водой, используемой в качестве питьевой и (или) для хозяйственно-бытовых нужд, должны быть предусмотрены меры по обеспечению подачи требуемого количества воды и предотвращению ее загрязнения.
Статья 22. Требования к обеспечению инсоляции и солнцезащиты
Статья 23. Требования к обеспечению освещения
Статья 24. Требования к обеспечению защиты от шума
1) воздушного шума, создаваемого внешними источниками (снаружи здания);
2) воздушного шума, создаваемого в других помещениях здания или сооружения;
3) ударного шума;
4) шума, создаваемого оборудованием;
1) в помещениях жилых, общественных и производственных зданий;
Статья 25. Требования к обеспечению защиты от влаги
1) водоотвод с наружных поверхностей ограждающих строительных конструкций, включая кровлю, и от подземных строительных конструкций здания и сооружения;
2) водонепроницаемость кровли, наружных стен, перекрытий, а также стен подземных этажей и полов по грунту;
Статья 26. Требования к обеспечению защиты от вибрации
-
В проектной документации здания и сооружения должны быть предусмотрены меры для того, чтобы вибрация в здании и сооружении не причиняла вреда здоровью людей.
Статья 27. Требования по обеспечению защиты от воздействия электромагнитного поля
-
В проектной документации здания и сооружения, строительство которых планируется на территории, где уровень напряженности электромагнитного поля, создаваемого линией электропередачи переменного тока промышленной частоты и (или) передающими радиотехническими объектами, превышает предельно допустимый, должны быть предусмотрены меры по снижению этого уровня в помещениях с пребыванием людей и на прилегающей территории путем соблюдения требований к санитарно-защитным зонам и экранирования от электромагнитного поля.
Статья 28. Требования к обеспечению защиты от ионизирующего излучения
Статья 29. Требования к микроклимату помещения
1) сопротивление теплопередаче ограждающих строительных конструкций здания или сооружения;
2) разность температуры на внутренней поверхности ограждающих строительных конструкций и температуры воздуха внутри здания или сооружения во время отопительного периода;
3) теплоустойчивость ограждающих строительных конструкций в теплый период года и помещений здания или сооружения в холодный период года;
4) сопротивление воздухопроницанию ограждающих строительных конструкций;
5) сопротивление паропроницанию ограждающих строительных конструкций;
1) температура воздуха внутри здания или сооружения;
2) результирующая температура;
3) скорость движения воздуха;
Статья 30. Требования безопасности для пользователей зданиями и сооружениями
1) высота ограждения крыш, балконов, лоджий, террас, наружных галерей, лестничных маршей, площадок и открытых приямков у здания или сооружения, открытых пешеходных переходов, в том числе по мостам и путепроводам, а также перепадов в уровне пола или уровне земли на прилегающей территории;
2) уклон лестниц и пандусов, ширина проступей и высота ступеней на лестницах, высота подъема по одному непрерывному лестничному маршу и пандусу. Недопустимо применение ступеней разной высоты в пределах одного лестничного марша. Перила и поручни на ограждениях лестниц, пандусов и лестничных площадок должны быть непрерывными;
1) устройства для предупреждения случайного движения подвижных элементов оборудования здания или сооружения (в том числе при отказе устройств автоматического торможения), которое может привести к наступлению несчастных случаев и нанесению травм людям;
2) конструкция окон, обеспечивающая их безопасную эксплуатацию, в том числе мытье и очистку наружных поверхностей;
3) устройства для предупреждения случайного выпадения людей из оконных проемов (в случаях, когда низ проема ниже высоты центра тяжести большинства взрослых людей);
4) достаточное освещение путей перемещения людей и транспортных средств;
1) досягаемость ими мест посещения и беспрепятственность перемещения внутри зданий и сооружений;
1) ограничение температуры поверхностей доступных частей нагревательных приборов и подающих трубопроводов отопления или устройство ограждений, препятствующих контакту людей с этими частями;
2) ограничение температуры горячего воздуха от выпускного отверстия приборов воздушного отопления;
1) соблюдение правил безопасности устройства систем отопления, горячего водоснабжения, газоиспользующего оборудования, дымоходов, дымовых труб, резервуаров и трубопроводов для воспламеняющихся жидкостей и газов;
2) соблюдение правил безопасной установки теплогенераторов и установок для сжиженных газов;
3) регулирование температуры нагревания и давления в системах горячего водоснабжения и отопления;
1) в зданиях с большим количеством посетителей (зрителей), а также в зданиях образовательных, медицинских, банковских учреждений, на объектах транспортной инфраструктуры должны быть предусмотрены меры, направленные на уменьшение возможности криминальных проявлений и их последствий;
Статья 31. Требование к обеспечению энергетической эффективности зданий и сооружений
Статья 32. Требования к обеспечению охраны окружающей среды
-
Мероприятия по охране окружающей среды, предусмотренные в проектной документации здания или сооружения в соответствии с федеральными законами и другими нормативными правовыми актами Российской Федерации, должны обеспечивать предотвращение или минимизацию оказания негативного воздействия на окружающую среду.
Статья 33. Требования к предупреждению действий, вводящих в заблуждение приобретателей
-
В целях предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей, в проектной документации здания или сооружения должна содержаться следующая информация:
1) идентификационные признаки здания или сооружения в соответствии с частью 1 статьи 4 настоящего Федерального закона;
2) срок эксплуатации здания или сооружения и их частей;
3) показатели энергетической эффективности здания или сооружения;
Глава 4. Обеспечение безопасности зданий и сооружений в процессе строительства, реконструкции, капитального и текущего ремонта
Статья 34. Требования к строительным материалам и изделиям, применяемым в процессе строительства зданий и сооружений
Статья 35. Требования к строительству зданий и сооружений, консервации объекта, строительство которого не завершено
-
Строительство, реконструкция, капитальный и текущий ремонт здания или сооружения, консервация объекта, строительство которого не завершено, должны осуществляться таким образом, чтобы негативное воздействие на окружающую среду было минимальным и не возникала угроза для жизни и здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, жизни и здоровья животных и растений.
Глава 5. Обеспечение безопасности зданий и сооружений в процессе эксплуатации, при прекращении эксплуатации и в процессе сноса (демонтажа)
Статья 36. Требования к обеспечению безопасности зданий и сооружений в процессе эксплуатации
Статья 37. Требования к обеспечению безопасности зданий и сооружений при прекращении эксплуатации и в процессе сноса (демонтажа)
Глава 6. Оценка соответствия зданий и сооружений, а также связанных со зданиями и с сооружениями процессов проектирования (включая изыскания), строительства, монтажа, наладки, эксплуатации и утилизации (сноса)
Статья 38. Общие положения об оценке соответствия зданий и сооружений, а также связанных со зданиями и с сооружениями процессов проектирования (включая изыскания), строительства, монтажа, наладки, эксплуатации и утилизации (сноса)
1) удостоверения соответствия результатов инженерных изысканий требованиям настоящего Федерального закона;
2) удостоверения соответствия характеристик здания или сооружения, установленных в проектной документации, требованиям настоящего Федерального закона перед началом строительства здания или сооружения;
3) удостоверения соответствия характеристик здания или сооружения, строительство которых завершено, требованиям настоящего Федерального закона перед вводом здания или сооружения в эксплуатацию;
Статья 39. Правила обязательной оценки соответствия зданий и сооружений, а также связанных со зданиями и с сооружениями процессов проектирования (включая изыскания), строительства, монтажа, наладки и утилизации (сноса)
1) заявления о соответствии проектной документации требованиям настоящего Федерального закона;
2) государственной экспертизы результатов инженерных изысканий и проектной документации;
3) строительного контроля;
4) государственного строительного надзора;
5) заявления о соответствии построенного, реконструированного или отремонтированного здания или сооружения проектной документации;
6) заявления о соответствии построенного, реконструированного или отремонтированного здания или сооружения требованиям настоящего Федерального закона;
Статья 40. Правила обязательной оценки соответствия зданий и сооружений, а также связанных со зданиями и с сооружениями процессов эксплуатации
1) эксплуатационного контроля;
Статья 41. Правила добровольной оценки соответствия зданий и сооружений, а также связанных со зданиями и с сооружениями процессов проектирования (включая изыскания), строительства, монтажа, наладки, эксплуатации и утилизации (сноса)
Глава 7. Заключительные положения
Статья 42. Заключительные положения
1) к зданиям и сооружениям, введенным в эксплуатацию до вступления в силу таких требований;
2) к зданиям и сооружениям, строительство, реконструкция и капитальный ремонт которых осуществляются в соответствии с проектной документацией, утвержденной или направленной на государственную экспертизу до вступления в силу таких требований;
Статья 43. О внесении изменения в Федеральный закон «О техническом регулировании»
-
Главу 1 Федерального закона от 27 декабря 2002 года N 184-ФЗ «О техническом регулировании» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 52, ст. 5140; 2007, N 19, ст. 2293; N 49, ст. 6070; 2009, N 29, ст. 3626) дополнить статьей 5 1 следующего содержания:
«Статья 5 1 . Особенности технического регулирования в области обеспечения безопасности зданий и сооружений
Источник: art-pereplan.ru
Статья 55.24 ГрК РФ. Требования законодательства Российской Федерации к эксплуатации зданий, сооружений (действующая редакция)
1. Эксплуатация зданий, сооружений должна осуществляться в соответствии с их разрешенным использованием (назначением).
2. Эксплуатация построенного, реконструированного здания, сооружения допускается после получения застройщиком разрешения на ввод объекта в эксплуатацию (за исключением случаев, указанных в части 3 настоящей статьи), а также акта, разрешающего эксплуатацию здания, сооружения, в случаях, предусмотренных федеральными законами.
3. В случае, если для строительства, реконструкции объектов капитального строительства не требуется выдача разрешения на строительство, эксплуатация таких объектов допускается после окончания их строительства, реконструкции.
4. В случае капитального ремонта зданий, сооружений эксплуатация таких зданий, сооружений допускается после окончания их капитального ремонта.
6. В целях обеспечения безопасности зданий, сооружений в процессе их эксплуатации должны обеспечиваться техническое обслуживание зданий, сооружений, эксплуатационный контроль, текущий ремонт зданий, сооружений.
7. Эксплуатационный контроль за техническим состоянием зданий, сооружений проводится в период эксплуатации таких зданий, сооружений путем осуществления периодических осмотров, контрольных проверок и (или) мониторинга состояния оснований, строительных конструкций, систем инженерно-технического обеспечения и сетей инженерно-технического обеспечения в целях оценки состояния конструктивных и других характеристик надежности и безопасности зданий, сооружений, систем инженерно-технического обеспечения и сетей инженерно-технического обеспечения и соответствия указанных характеристик требованиям технических регламентов, проектной документации.
8. Техническое обслуживание зданий, сооружений, текущий ремонт зданий, сооружений проводятся в целях обеспечения надлежащего технического состояния таких зданий, сооружений. Под надлежащим техническим состоянием зданий, сооружений понимаются поддержание параметров устойчивости, надежности зданий, сооружений, а также исправность строительных конструкций, систем инженерно-технического обеспечения, сетей инженерно-технического обеспечения, их элементов в соответствии с требованиями технических регламентов, проектной документации.
8.1. В случаях, определенных Правительством Российской Федерации, при проведении текущего ремонта зданий, сооружений может осуществляться замена и (или) восстановление отдельных элементов строительных конструкций таких зданий, сооружений (за исключением элементов несущих строительных конструкций), элементов систем инженерно-технического обеспечения и сетей инженерно-технического обеспечения таких зданий, сооружений.
9. Эксплуатационный контроль осуществляется лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения.
10. Особенности эксплуатации отдельных видов зданий, сооружений могут устанавливаться федеральными законами. Эксплуатация многоквартирных домов осуществляется с учетом требований жилищного законодательства. Порядок организации безопасного использования и содержания лифтов, подъемных платформ для инвалидов, пассажирских конвейеров (движущихся пешеходных дорожек), эскалаторов, за исключением эскалаторов в метрополитенах, устанавливается Правительством Российской Федерации. Эксплуатация дома блокированной застройки осуществляется с учетом необходимости обеспечения безопасной эксплуатации находящихся в одном ряду домов блокированной застройки, имеющих общие стены с домом блокированной застройки.
11. В случае поступления в орган местного самоуправления поселения, городского округа по месту нахождения зданий, сооружений заявлений физических или юридических лиц о нарушении требований законодательства Российской Федерации к эксплуатации зданий, сооружений, о возникновении аварийных ситуаций в зданиях, сооружениях или возникновении угрозы разрушения зданий, сооружений органы местного самоуправления, за исключением случаев, если при эксплуатации зданий, сооружений осуществляется государственный контроль (надзор) в соответствии с федеральными законами, проводят осмотр зданий, сооружений в целях оценки их технического состояния и надлежащего технического обслуживания в соответствии с требованиями технических регламентов к конструктивным и другим характеристикам надежности и безопасности объектов, требованиями проектной документации указанных объектов и направляют лицам, ответственным за эксплуатацию зданий, сооружений, рекомендации о мерах по устранению выявленных нарушений. Порядок проведения данного осмотра устанавливается представительным органом поселения, городского округа.
12. При эксплуатации зданий, сооружений государственный контроль (надзор) осуществляется в случаях, предусмотренных федеральными законами.
13. Сведения, документы, материалы по эксплуатации здания, сооружения, в том числе о проведенном техническом обслуживании здания, сооружения, текущем ремонте здания, сооружения, эксплуатационном контроле, подлежат включению в информационную модель (в случае, если формирование и ведение информационной модели являются обязательными в соответствии с требованиями настоящего Кодекса).
Комментарий к ст. 55.24 ГрК РФ
1. Комментируемая статья представляет собой конкретизацию общего правила, закрепленного в ст. 4 ГрК РФ, согласно которой эксплуатация зданий и сооружений входит в предмет регулирования законодательства РФ о градостроительной деятельности. Эта норма существовала в Кодексе не всегда, она появилась в результате введения в действие Федерального закона от 28 ноября 2011 г. N 337-ФЗ. Ранее этого момента эксплуатация зданий и строений (и вообще объектов капитального строительства) разновидностью градостроительных отношений не считалась.
Как следует из заголовка комментируемой статьи, она распространяет свое действие на здания и сооружения, отнесенные в п. 10 ст. 1 ГрК РФ к объектам капитального строительства. Термин «эксплуатация» здесь следует понимать предельно широко — как всякое использование указанных объектов (а также отдельных свойств этих объектов или их отдельных частей) в соответствии с их предназначением и техническими характеристиками определенными субъектами — физическими и юридическими лицами, имеющими правовое основание и интерес в такого рода использовании.
Термины «здание» и «сооружение», в отличие от довольно широкого и в связи с этим неопределенного понятия эксплуатации, закреплены на законодательном уровне (с целью унификации правоприменения, как представляется). Здание — результат строительства, представляющий собой объемную строительную систему, имеющую надземную и (или) подземную части, включающую в себя помещения, сети инженерно-технического обеспечения и системы инженерно-технического обеспечения и предназначенную для проживания и (или) деятельности людей, размещения производства, хранения продукции или содержания животных (пп. 6 п. 2 ст. 2 Технического регламента о безопасности зданий и сооружений от 30 декабря 2009 г. N 384-ФЗ).
Сооружение — результат строительства, представляющий собой объемную, плоскостную или линейную строительную систему, имеющую наземную, надземную и (или) подземную части, состоящую из несущих, а в отдельных случаях и ограждающих строительных конструкций и предназначенную для выполнения производственных процессов различного вида, хранения продукции, временного пребывания людей, перемещения людей и грузов (пп. 23 п. 2 ст. 2 Технического регламента о безопасности зданий и сооружений от 30 декабря 2009 г. N 384-ФЗ). Как видно из приведенных легальных определений, один и тот же объект капитального строительства в ряде случаев может быть оценен и как здание, и как сооружение, но между этими типами объектов существуют различия, как в возможной конструкции, так и в способах использования.
В судебной практике сложилась позиция, согласно которой объекты незавершенного строительства не могут быть использованы по назначению (каким бы оно ни было) до ввода их в эксплуатацию (см. Постановление Президиума ВАС РФ от 9 ноября 2010 г. N 7454/10, Постановление ФАС Московского округа от 14 марта 2012 г. по делу N А40-45587/11-2-305). Следовательно, здание (сооружение), будучи объектом капитального строительства, может быть либо введено в эксплуатацию, либо иметь статус объекта незавершенного строительства, к которому нормы комментируемой статьи применять нельзя.
2. Как установлено в ч. 1 комментируемой статьи, эксплуатация зданий, сооружений должна осуществляться в соответствии с их разрешенным использованием (назначением). Виды разрешенного использования объектов капитального строительства в самой общей форме определены настоящим Кодексом в ст.
37, согласно которой возможны основные виды разрешенного использования, условно разрешенные и вспомогательные виды разрешенного использования. Последние допустимы только в качестве дополнительных по отношению к основным видам разрешенного использования и условно разрешенным видам использования и осуществляться совместно с ними. Закон устанавливает следующее требование: виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства должны быть установлены применительно к каждой территориальной зоне. В связи с этим конкретизация указанной нормы осуществляется на уровне субъектов РФ.
Поскольку подготовка правил землепользования и застройки занимает длительное время, виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства обычно устанавливаются в иных нормативных документах, срок действия которых определяется моментом принятия указанных правил. Например, согласно Перечню видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства в городе Москве (утвержден Постановлением Правительства Москвы от 25 мая 2011 г. N 228-ПП) предусматриваются:
— участки размещения общественно-деловых объектов;
— участки размещения жилых объектов;
— участки размещения производственных объектов;
— участки смешанного размещения объектов.
Затем каждая позиция этого Перечня детализируется. К примеру, на участках третьей группы могут быть размещены:
— коммунально-складские объекты (предприятия по ремонту и техническому обслуживанию общественных и личных транспортных средств, автопарки и депо транспортных средств, складские предприятия, предприятия по первичной переработке, расфасовке сельскохозяйственной продукции и техническому обслуживанию сельхозпроизводства и пр.);
— промышленно-производственные объекты (промышленные предприятия, теплоэлектроцентрали, государственные электростанции и пр.);
— специальные объекты (помещения и технические устройства водопроводных станций, городских канализационных очистных сооружений, контрольно-распределительные пункты на газопроводах и пр.);
— жилищно-коммунальные объекты (теплоэлектростанции малой мощности, трансформаторные подстанции, помещения и технические устройства автоматических телефонных станций, предприятия по ремонту бытовой аппаратуры, многоэтажные и подземные гаражи и стоянки и пр.);
— объекты транспортной инфраструктуры (аэропорты, аэродромы и пр.).
Таким образом, требования комментируемой статьи об эксплуатации здания или сооружения обретают реальный смысл и значение, только если установлен перечень разрешенных видов использования в отношении данной территории и всего того, что на ней находится.
3. Условия допуска к эксплуатации построенных и реконструированных зданий или сооружений установлены в ч. 2 комментируемой статьи. Согласно данной норме эксплуатация указанных объектов капитального строительства возможна после получения застройщиком разрешения на ввод объекта в эксплуатацию (исключения из этого правила установлены в ч. 3, о чем будет сказано ниже). Разрешение на ввод объекта в эксплуатацию представляет собой документ, который удостоверяет выполнение строительства, реконструкции объекта капитального строительства в полном объеме в соответствии с нормативно-разрешительной документацией (ст. 55 ГрК РФ).
Как определено в Разделе 4 Исчерпывающего перечня процедур в сфере жилищного строительства, утв. Постановлением Правительства РФ от 30 апреля 2014 г. N 403, с предоставлением разрешения на ввод объекта в эксплуатацию связаны следующие процедуры:
— подписание акта о выполнении технических условий для присоединения к электрическим сетям;
— подписание акта разграничения балансовой принадлежности электрических сетей;
— подписание акта технологического присоединения к электрическим сетям;
— заключение договора энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности)) и договора об оказании услуг по передаче электрической энергии;
— подписание аналогичных документов в отношении тепловых сетей, централизованной системы горячего водоснабжения, централизованной системы холодного водоснабжения, заключение соответствующих договоров;
— кадастровый учет объекта недвижимости;
— государственная регистрация права собственности на объект недвижимого имущества;
— присвоение адреса объекту капитального строительства. При этом все процедуры, кроме трех последних, могут осуществляться до получения разрешения на ввод в эксплуатацию.
Важно заметить, что в комментируемой статье предполагается еще один юридически значимый вид документа — акт, разрешающий эксплуатацию здания или сооружения. На его необходимость должен указывать какой-то конкретный федеральный закон, однако в настоящее время такие законы отсутствуют.
В связи с этим не вполне ясно предназначение данной нормы: является ли она исключением из общего правила (относительно необходимости получения разрешения на ввод объекта в эксплуатацию) или изначально подразумевалось что-то другое. В том случае, когда упоминание о разрешительном акте является признаком специального правового режима, корректно было бы с точки зрения юридической техники определить, в зависимости от какого обстоятельства этот режим может иметь место. К примеру, различие в юридическом основании законного использования объекта капитального строительства могло бы зависеть от видов разрешенного использования (или видов самих объектов). Ничего подобного комментируемая статья не оговаривает, из чего можно сделать единственный вывод: в том виде, в каком она существует на сегодняшний день, данная норма применяться не может. Таким образом, единым и единственным основанием, легитимирующим использование объекта капитального строительства, является разрешение на ввод данного объекта в эксплуатацию, выданное с соблюдением установленных законом условий.
Заинтересованность государства в исполнении комментируемой нормы относительно наличия у соответствующего лица разрешения на ввод в эксплуатацию здания (сооружения) поддержана и санкцией. Эксплуатация объекта капитального строительства без разрешения на ввод его в эксплуатацию, когда такое разрешение требуется в соответствии с законом, согласно ч. 5 ст. 9.5 КоАП РФ является административным правонарушением и влечет наложение административного штрафа (на граждан в размере от 500 до 1 000 рублей; на должностных лиц — от 1 000 до 2 000 рублей; на юридических лиц — от 10 000 до 20 000 рублей).
В судебной практике сложилась позиция о том, что субъектом данного административного правонарушения является лицо, непосредственно осуществляющее эксплуатацию объекта капитального строительства. В том случае, если эксплуатация объекта капитального строительства осуществляется несколькими лицами одновременно, к административной ответственности может быть привлечено каждое из таких лиц, а не только то лицо, которое начало эксплуатировать соответствующий объект первым (см. п. 7 Постановления Пленума ВАС РФ от 17 февраля 2011 г. N 11 «О некоторых вопросах применения Особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях»).
Пример: суд отказал в удовлетворении исковых требований прокурора о привлечении общества к административной ответственности по ч. 5 ст. 9.5 КоАП РФ. Как указал суд, согласно ч. 2 ст. 55.24 ГрК РФ эксплуатация построенного, реконструированного здания, сооружения допускается после получения застройщиком разрешения на ввод объекта в эксплуатацию.
Общество до получения разрешительной документации (акт ввода в эксплуатацию) передало третьему лицу объект капитального строительства, эксплуатация объекта ведется третьим лицом в отсутствие разрешения на ввод в эксплуатацию. Между тем, как указал суд, субъектом данного административного правонарушения является лицо, непосредственно осуществляющее эксплуатацию объекта капитального строительства. Таким образом, общество не является субъектом вменяемого административного правонарушения (решение Арбитражного суда Свердловской области от 16 февраля 2015 г. по делу N А-60-49693/2014).
4. Несмотря на общее правило о наличии у субъекта разрешения, в ч. 3 комментируемой статьи предусмотрено, что в ряде случаев эксплуатация объектов допускается непосредственно после окончания их строительства или реконструкции. Речь идет об объектах, на строительство или реконструкцию которых не требуется получения разрешения (что представляется вполне логичным). Такие случаи перечислены в ч. 17 ст. 51 ГрК РФ (см. п. 6 комментария к ст. 51).
При этом положения ч. 4 комментируемой статьи, по сути, аналогичны: здесь закреплено дозволение эксплуатации зданий, сооружений, подвергшихся капитальному ремонту, непосредственно после его окончания. Под капитальным ремонтом следует понимать замену и (или) восстановление строительных конструкций или элементов этих конструкций, за исключением несущих строительных конструкций, замену и (или) восстановление систем инженерно-технического обеспечения и сетей инженерно-технического обеспечения объектов или их элементов, а также замену отдельных элементов несущих строительных конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы и (или) восстановление указанных элементов (п.
14.2 ст. 1 ГрК РФ). Смысл этой нормы можно установить, толкуя ее в совокупности с иными положениями градостроительного законодательства. Поскольку капитальный ремонт сам по себе не влечет и не может влечь изменения целевого предназначения здания или сооружения, а также не требует осуществления заново тех процедур, о которых шла речь выше, его проведение не нуждается в выдаче нового разрешения. Такой подход представляется справедливым и обоснованным.
Перечисляя акты, содержащие требования, которым должна соответствовать эксплуатация зданий и сооружений, законодатель особое внимание обращает на технические регламенты и проектную документацию. Согласно ст.
36 Технического регламента о безопасности зданий и сооружений от 30 декабря 2009 г. N 384-ФЗ безопасность здания или сооружения в процессе эксплуатации должна обеспечиваться посредством технического обслуживания, периодических осмотров и контрольных проверок и (или) мониторинга состояния основания, строительных конструкций и систем инженерно-технического обеспечения, а также посредством текущих ремонтов здания или сооружения. Параметры и другие характеристики строительных конструкций и систем инженерно-технического обеспечения в процессе эксплуатации здания или сооружения должны соответствовать требованиям проектной документации. Указанное соответствие должно поддерживаться посредством технического обслуживания и подтверждаться в ходе периодических осмотров и контрольных проверок и (или) мониторинга состояния основания, строительных конструкций и систем инженерно-технического обеспечения. Таким образом, соответствие объекта капитального строительства техническим требованиям представляет собой показатель, устанавливаемый эмпирическим (опытным) путем, т.е. посредством проверочных мероприятий.
На сегодняшний день существует достаточно большое количество нормативно-технической документации, соответствие объекта которой может являться предметом проверки. К примеру, в силу требований ст. 11 ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности» здания, строения и сооружения должны соответствовать требованиям энергетической эффективности, в число которых входят:
— требования к влияющим на энергетическую эффективность зданий, строений, сооружений архитектурным, функционально-технологическим, конструктивным и инженерно-техническим решениям;
— требования к отдельным элементам и конструкциям зданий, строений, сооружений и к их эксплуатационным свойствам;
— требования к используемым в зданиях, строениях, сооружениях устройствам и технологиям, включая инженерные системы;
— требования к включаемым в проектную документацию и применяемым при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте зданий, строений, сооружений технологиям и материалам, позволяющие исключить нерациональный расход энергетических ресурсов как в процессе строительства, реконструкции, капитального ремонта, так и в процессе эксплуатации;
— требования по интеграции в энергетический баланс зданий, строений, сооружений нетрадиционных источников энергии и вторичных энергоресурсов;
— требования об ограничении нормируемого удельного суммарного расхода первичной энергии по отношению к нормируемым показателям, характеризующим годовую удельную величину расхода энергетических ресурсов в здании, строении, сооружении (Правила установления требований энергетической эффективности для зданий, строений, сооружений и требований к правилам определения класса энергетической эффективности многоквартирных домов, утв. Постановлением Правительства РФ от 25 января 2011 г. N 18).
Другой пример подобного рода нормативов — ст. 13 ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности», согласно которой производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов. Данные требования распространяются на объекты, подключенные к электрическим сетям централизованного электроснабжения, и (или) системам централизованного теплоснабжения, и (или) системам централизованного водоснабжения, и (или) системам централизованного газоснабжения, и (или) иным системам централизованного снабжения энергетическими ресурсами. На сегодняшний день в России применяются Методические рекомендации по техническим требованиям к системам и приборам учета воды, газа, тепловой энергии, электрической энергии, утвержденные Приказом Минпромторга России от 21 января 2011 г. N 57, в которых определены технические требования к системам и приборам учета потребляемых ресурсов (дифференцированные по показателям и методике их определения в зависимости от учитываемого ресурса).
Важно отметить, что согласно комментируемой статье в тех случаях, когда в отношении строительства или реконструкции отдельных объектов не требуется проектная документация, указанные объекты тем не менее должны соответствовать требованиям технических регламентов и нормативных правовых актов различного уровня.
6. Комментируемая статья в ч. ч. 6 — 9 определяет самый общий перечень мер, обеспечивающих безопасность в отношении объектов капитального строительства. Законодатель подразумевает именно безопасность эксплуатации зданий и сооружений, т.е. такое их использование, при котором исключается или сводится к минимуму ущерб жизни и здоровью граждан, имуществу физических и юридических лиц, состоянию окружающей среды и т.п. В статье определены три меры обеспечения безопасности эксплуатации:
— техническое обслуживание зданий и сооружений;
— их текущий ремонт;
Как следует из ч. 8 комментируемой статьи, техническое обслуживание зданий, сооружений, текущий ремонт зданий, сооружений проводятся в целях обеспечения надлежащего технического состояния таких зданий, сооружений. Под надлежащим техническим состоянием зданий, сооружений понимается поддержание параметров устойчивости, надежности зданий, сооружений, а также исправность строительных конструкций, систем инженерно-технического обеспечения, сетей инженерно-технического обеспечения, их элементов в соответствии с требованиями технических регламентов, проектной документации. Примерный перечень работ по техническому обслуживанию зданий и объектов установлен Ведомственными строительными нормами «Положение об организации и проведении реконструкции, ремонта и технического обслуживания зданий, объектов коммунального и социально-культурного назначения» (утверждены Приказом Госкомархитектуры при Госстрое СССР от 23 ноября 1988 г. N 312). В него входят:
1) работы, выполняемые при проведении осмотров отдельных элементов и помещений:
— устранение незначительных неисправностей в системах водопровода и канализации;
— укрепление расшатавшихся приборов в местах их присоединения к трубопроводу, укрепление трубопроводов;
— устранение незначительных неисправностей в системах центрального отопления и горячего водоснабжения;
— устранение незначительных неисправностей электротехнических устройств;
— проверка исправности канализационных вытяжек;
— проверка наличия тяги в дымовентиляционных каналах;
— проверка заземления оборудования (насосы, щитовые вентиляторы);
— устранение мелких неисправностей электропроводки и пр.;
2) работы, выполняемые при подготовке зданий к эксплуатации в весенне-летний период:
— укрепление водосточных труб, колен и воронок;
— снятие пружин на входных дверях;
— консервация системы центрального отопления;
— ремонт оборудования детских и спортивных площадок;
— ремонт просевших отмосток, тротуаров, пешеходных дорожек;
— устройство дополнительной сети поливочных систем и пр.;
3) работы, выполняемые при подготовке зданий к эксплуатации в осенне-зимний период:
— укрепление оконных и балконных проемов;
— замена разбитых стекол окон, стеклоблоков и балконных дверей;
— ремонт и утепление чердачных перекрытий;
— ремонт и утепление трубопроводов в чердачных и подвальных помещениях и пр.;
4) прочие работы:
— регулировка и наладка систем центрального отопления в период ее опробования;
— промывка системы центрального отопления;
— подготовка зданий к праздникам;
— подготовка систем водостоков к сезонной эксплуатации;
— удаление с крыш снега и наледей;
— очистка кровли от мусора, грязи, листьев и пр.
7. Как следует из ч. 7 комментируемой статьи, в период эксплуатации объекта капитального строительства должен проводиться эксплуатационный контроль за техническим состоянием данного объекта. В названных выше Ведомственных строительных нормах устанавливаются следующие правила:
— контроль за техническим состоянием зданий и объектов следует осуществлять путем проведения систематических плановых и неплановых осмотров с использованием современных средств технической диагностики. Плановые осмотры подразделяются на общие и частичные. При общих осмотрах следует контролировать техническое состояние здания или объекта в целом, его систем и внешнего благоустройства, при частичных осмотрах — техническое состояние отдельных конструкций помещений, элементов внешнего благоустройства. Неплановые осмотры должны проводиться после землетрясений, селевых потоков, ливней, ураганных ветров, сильных снегопадов, наводнений и других явлений стихийного характера, которые могут вызвать повреждения отдельных элементов зданий и объектов, после аварий в системах тепло-, водо-, энергоснабжения и при выявлении деформаций оснований;
— общие осмотры должны проводиться два раза в год: весной и осенью. При весеннем осмотре следует проверить готовность здания или объекта к эксплуатации в весенне-летний период, устанавливать объемы работ по подготовке к эксплуатации в осенне-зимний период и уточнять объемы ремонтных работ по зданиям и объектам, включенным в план текущего ремонта в год проведения осмотра. При осеннем осмотре следует проверять готовность здания или объекта к эксплуатации в осенне-зимний период и уточнять объемы ремонтных работ по зданиям и объектам, включенным в план текущего ремонта следующего года;
— общие осмотры жилых зданий должны осуществляться комиссиями в составе представителей жилищно-эксплуатационных организаций и домовых комитетов (представителей правлений жилищно-строительных кооперативов). Частичные осмотры жилых зданий должны проводиться работниками жилищно-эксплуатационных организаций, а объектов коммунального и социально-культурного назначения — работниками службы эксплуатации соответствующей организации (учреждения);
— результаты осмотров следует отражать в документах по учету технического состояния здания или объекта (журналах учета технического состояния, специальных карточках и др.). В этих документах должны содержаться: оценка технического состояния здания или объекта и его элементов, выявленные неисправности, места их нахождения, причины, вызвавшие эти неисправности, а также сведения о выполненных при осмотрах ремонтах. Обобщенные сведения о состоянии здания или объекта должны ежегодно отражаться в его техническом паспорте.
О субъекте, на которого возложена обязанность по осуществлению эксплуатационного контроля, см. комментарий к ст. 55.25 ГрК РФ.
8. Как следует из положений ч. 10 комментируемой статьи, в некоторых случаях федеральными законами могут быть установлены особенности эксплуатации отдельных видов зданий, сооружений. Речь, таким образом, идет о специальных правовых (или технико-юридических, что точнее) режимах, определяемых в нормативных актах высшей юридической силы. Эти режимы устанавливаются федеральными законами, а конкретизируются в подзаконных нормативных актах. Число их достаточно велико, в частности следует отметить следующие правовые режимы:
1) эксплуатация пунктов пропуска через Государственную границу регулируется ст. 12 Закона РФ от 1 апреля 1993 г. N 4730-1 «О государственной границе РФ» и Правилами установления, открытия, функционирования (эксплуатации), реконструкции и закрытия пунктов пропуска через Государственную границу РФ, утв. Постановлением Правительства РФ от 26 июня 2008 г. N 482;
2) использование искусственных островов, установок, сооружений, прокладка подводных кабелей и трубопроводов на континентальном шельфе регулируется нормами гл. 4 Федерального закона от 30 ноября 1995 г. N 187-ФЗ «О континентальном шельфе РФ», а также Правилами регистрации искусственных островов, установок, сооружений, расположенных на континентальном шельфе РФ, и прав на них, утв. Постановлением Правительства РФ от 25 июля 2015 г. N 760;
3) эксплуатация мелиоративных систем, отдельно расположенных гидротехнических сооружений и защитных лесных насаждений регулируется ст. 29 Федерального закона от 10 января 1996 г. N 4-ФЗ «О мелиорации земель» и Правилами эксплуатации мелиоративных систем и отдельно расположенных гидротехнических сооружений, утв. Минсельхозпродом России 26 мая 1998 г.;
4) использование опасных производственных объектов подчиняется требованиям ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» и федеральных норм и правил в области промышленной безопасности, таких как:
— Правила безопасности химически опасных производственных объектов, утв. Приказом Ростехнадзора от 21 ноября 2013 г. N 559;
— Правила безопасности взрывопожароопасных производственных объектов хранения и переработки растительного сырья, утв. Приказом Ростехнадзора от 21 ноября 2013 г. N 560;
— Правила проведения экспертизы промышленной безопасности, утв. Приказом Ростехнадзора от 14 ноября 2013 г. N 538, и др.;
5) эксплуатация гидротехнических сооружений регулируется ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений», Федеральным законом от 7 декабря 2011 г. N 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», а также Положением об эксплуатации гидротехнического сооружения и обеспечении безопасности гидротехнического сооружения, разрешение на строительство и эксплуатацию которого аннулировано (в том числе гидротехнического сооружения, находящегося в аварийном состоянии), гидротехнического сооружения, которое не имеет собственника или собственник которого неизвестен либо от права собственности на которое собственник отказался, утв. Постановлением Правительства РФ от 27 февраля 1999 г. N 237, и т.д.
9. Кроме того, положениями ч. 10 комментируемой статьи предусмотрено, что эксплуатация многоквартирных домов осуществляется с учетом требований жилищного законодательства. На сегодняшний день большинство таких требований сосредоточено в Правилах и нормах технической эксплуатации жилищного фонда, утв. Постановлением Госстроя России от 27 сентября 2003 г. N 170. Большую роль также играют многочисленные методики и методические рекомендации, например Методическое пособие по содержанию и ремонту жилищного фонда МДК 2-04.2004, утв. Госстроем России.
Названные Правила определяют требования и порядок обслуживания и ремонта жилищного фонда с целью:
— обеспечения сохранности жилищного фонда всех форм собственности;
— проведения единой технической политики в жилищной сфере, обеспечивающей выполнение требований действующих нормативов по содержанию и ремонту жилых домов, их конструктивных элементов и инженерных систем, а также придомовых территорий;
— обеспечения выполнения установленных нормативов по содержанию и ремонту собственниками жилищного фонда или уполномоченными управляющими и организациями различных организационно-правовых форм, занятых обслуживанием жилищного фонда.
Правила распространяют свое действие на все разновидности технической эксплуатации жилищного фонда, а именно:
1) управление жилищным фондом (организация эксплуатации, взаимоотношения со смежными организациями и поставщиками, все виды работы с нанимателями и арендаторами);
Важно иметь в виду, что с 1 января 2017 г. комментируемая статья дополняется новым правилом, согласно которому порядок организации безопасного использования и содержания лифтов, подъемных платформ для инвалидов, пассажирских конвейеров (движущихся пешеходных дорожек), эскалаторов, за исключением эскалаторов в метрополитенах, устанавливается Правительством РФ. Это правило введено Федеральным законом от 3 июля 2016 г. N 371-ФЗ. Для своего реального действия оно требует подзаконной конкретизации в виде документа, определяющего названный выше порядок организации безопасного использования и содержания лифтов и иной техники. В данный момент времени этот документ отсутствует.
10. В ч. 11 комментируемой статьи устанавливается обязанность органов местного самоуправления реагировать на заявления граждан и организаций о нарушении требований к эксплуатации объектов капитального строительства, о возникновении аварийных и иных опасных ситуаций на данных объектах. Закон предусматривает, что органы местного самоуправления обязаны в этих случаях осуществлять осмотр зданий, сооружений в целях оценки их технического состояния и надлежащего технического обслуживания в соответствии с требованиями технических регламентов к конструктивным и другим характеристикам надежности и безопасности объектов, требованиями проектной документации указанных объектов. Вторая обязанность органов местного самоуправления состоит в направлении лицам, ответственным за эксплуатацию зданий, сооружений, рекомендаций о мерах по устранению выявленных нарушений.
Норма комментируемой статьи содержит единственное исключение: названные обязанности не возникают у органов местного самоуправления в том случае, если при эксплуатации зданий и сооружений осуществляется государственный контроль (надзор). Смысл этого исключения понятен: поскольку органы, осуществляющие контрольные (надзорные) мероприятия, также наделены полномочиями реагировать на соответствующие обращения, законодатель предупреждает возможное дублирование функций и конкуренцию государственных и муниципальных ведомств.
11. Как следует из ч. 12 комментируемой статьи, при эксплуатации объектов капитального строительства может осуществляться государственный контроль (надзор). Речь в данном случае идет о реализации одной из управленческих функций субъектами публичного права.
Общая цель подобного рода действий заключается в установлении фактических данных и сборе информации о выполнении нормативных правовых актов и технических регламентов в сфере эксплуатации зданий и сооружений. Органы, осуществляющие государственный контроль (надзор), наделены административными полномочиями, в том числе полномочиями на принятие решений и (при необходимости) оперативное вмешательство в деятельность подконтрольных физических и юридических лиц для нейтрализации и исправления выявленных недостатков и злоупотреблений. Они могут использовать такие правовые инструменты, как приостановление или отмена незаконных или нецелесообразных актов управления, применение административно-предупредительных, административно-восстановительных мер, а также принимать решения о привлечении к различным видам правовой ответственности. О строительном контроле и государственном строительном надзоре см., соответственно, комментарий к ст. ст. 53 и 54 ГрК РФ.
Данная норма не является общей, поскольку контрольно-надзорные мероприятия в сфере капитального строительства имеют место либо до ввода объекта в эксплуатацию, либо после проведения капитального ремонта. Необходимо также отметить, что Положение об осуществлении государственного строительного надзора в Российской Федерации, утв.
Постановлением Правительства РФ от 1 февраля 2006 г. N 54, не упоминает оснований для проведения данных мероприятий в период эксплуатации зданий и сооружений. Аналогичный подход складывается и в судебной практике (см. Постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 8 ноября 2012 г. по делу N А31-2152/2012).
Следовательно, речь может идти только об исключительных случаях, предусмотренных законом. Среди них следует отметить эксплуатацию опасных производственных объектов (ст. 16 ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»), гидротехнических сооружений (ст. 13 ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений»), жилого фонда (ст. 20 ЖК РФ) и др.
Отв. ред Н.Н. Мельников «КОММЕНТАРИЙ К ГРАДОСТРОИТЕЛЬНОМУ КОДЕКСУ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОТ 29 ДЕКАБРЯ 2004 Г. № 190-ФЗ»
МЕЛЬНИКОВ Н.Н., АМЕЛИН Р.В., БОРИСОВ А.А., ВОРОБЬЕВ Н.И., ВОРОБЬЕВА Л.В., ИВАНОВ А.В., МАЙБОРОДА В.А., МАКАРОВ О.В., НАЧИЧКО Ж.А., ПОВАРОВ Ю.С., БЕЛЯЕВ М.А., ГЕМПИК Е.А., КАЛИНИН А.А., КОНОВАЛЬЧИКОВА С.С., КОТУХОВ С.А., СУЛТАНОВ Р.С., 2017
Источник: www.zakonrf.info
Охрана труда
Особенности технического регулирования в области обеспечения безопасности зданий и сооружений устанавливаются Федеральным законом от 30 декабря 2009 г. № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений». В соответствии со ст. 3 указанного Закона объектом технического регулирования являются здания и сооружения любого назначения, а также связанные со зданиями и сооружениями процессы проектирования, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации и утилизации (сноса).
Строительные конструкции и основные здания при сооружении должны обладать такой прочностью и устойчивостью, чтобы в процессе строительства и эксплуатации не возникало угрозы причинения вреда жизни или здоровью людей, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни и здоровью животных и растений в результате разрушения открытых несущих строительных конструкций, оснований здания или сооружения и геологических массивов прилегающей территории.
Требования к производственным зданиям изложены в Положении ПОТ РО 14000-004-98 «Положение. Техническая эксплуатация промышленных зданий и сооружений». В соответствии с ним производственные здания и помещения, их объемно-планировочные и конструктивные решения должны отвечать требованиям действующих стандартов, строительных норм и правил, норм технологического проектирования, противопожарных и санитарных норм проектирования промышленных предприятий.
Если в результате технологических процессов выделяются избытки явного тепла (>23 Вт/м 3 ), газов, влаги, рекомендуется строить одноэтажные здания, высота которых устанавливается с учетом технологического процесса, а профиль кровли здания проектируется с учетом их удаления посредством аэрации или приточно-вытяжной вентиляции. Площадь остекления световых проемов должна составлять от 20 (в виде открывающихся створок переплетов) до 80%. Световые проемы, расположенные на высоте более 1,8 м от пола, используются для аэрации в теплый период, в холодный они закрыты, но используются створки на высоте 4-6 м.
Рабочие площадки, лестницы и т.п. на высоте более 0,6 м от пола ограждаются перилами высотой 1,2 м. Уклон лестницы не должен превышать 40°.
Полы производственных помещений должны быть ровными, удобными для очистки. В некоторых случаях к их материалу предъявляют особые требования, например, применение чугунных плит для полов возможно только на участках с высокой интенсивностью теплоизлучений.
Объем производственных помещений на одного работающего должен составлять не менее 15 м 2 , площадь помещений — не менее 4,5 м 2 . Высота производственного помещения от пола до потолка должна быть не менее 3,2 м, помещений энергетического и транспортно-складского хозяйства — не менее 3 м, при этом высота помещений от пола до нижней отметки выступающих конструктивных элементов перекрытия должна быть не менее 2,2 м.
Производственные здания должны иметь паспорта с указанием расстановки оборудования. Площадки, предназначенные для обслуживания оборудования, обязаны иметь ограждения по периметру высотой не менее 1 м со сплошной обшивкой по низу не менее 0,15 м.
При эксплуатации зданий и сооружений запрещается:
- превышать предельные нагрузки на полы, перекрытия и площадки;
- устанавливать, подвешивать или крепить производственное оборудование, транспортные средства, трубопроводы, устройства, в том числе и временные, для производства ремонтных и строительно-монтажных работ, не предусмотренные проектом;
- пробивать отверстия в перекрытиях, балках, колоннах и стенах без письменного разрешения лиц, ответственных за правильную эксплуатацию, сохранность и ремонт зданий и сооружений.
В каждой организации должна быть составлена инструкция по надзору за эксплуатацией зданий и сооружений, межэтажных перекрытий с указанием предельных нагрузок по отдельным зонам площадок и полов и определена периодичность обследования несущих конструкций.
Все производственные здания и сооружения не реже двух раз в год (весной и осенью) должны подвергаться техническим осмотрам, которые проводятся комиссией, назначаемой руководителем предприятия. Результаты осмотра должны оформляться актами, в которых указываются меры и сроки для устранения обнаруженных дефектов. Повреждения аварийного характера, создающие опасность для работающего персонала, должны устраняться немедленно. До устранения аварийных повреждений производственные процессы должны быть прекращены, а обслуживающий персонал удален в безопасное место.
Каждое отдельно стоящее здание или сооружение должно иметь паспорт установленного образца. К паспорту прилагается соответствующая документация. В паспорте ежегодно за подписью смотрителя отмечаются результаты всех проведенных осмотров, результаты пятилетних комиссионных проверок, протоколы инструментальных проверок, проводимых специализированными организациями. На основании записей в паспортах составляется ежегодный план планово-предупредительных ремонтов зданий и сооружений.
Документация, необходимая для организации безопасной эксплуатации зданий и сооружений, должна включать:
- комплект рабочих чертежей с надписями на каждом листе о соответствии чертежам и внесенным в них изменениям выполненных в натуре работ, подписанных ответственными за производство этих работ;
- сертификаты, технические паспорта или другие документы, удостоверяющие качество материалов, конструкций, деталей;
- акты испытаний смонтированного оборудования, технических трубопроводов, внутренних систем газопроводов, отопления, вентиляции, наружных систем водоснабжения, теплоснабжения, дренажных устройств;
- акты испытаний наружных и внутренних электросетей; систем сигнализации, автоматизации, телефонизации.
Перед принятием зданий и сооружений в эксплуатацию комиссии, назначаемые заказчиком (застройщиком), должны проверить соответствие проектам объектов и смонтированного оборудования, оценить результаты испытаний и комплексного опробования оборудования, подготовленность объектов к нормальной эксплуатации и выпуску продукции (оказанию услуг), включая выполнение мероприятий по обеспечению здоровых и безопасных условий труда, качество строительно-монтажных работ, и только после этого принять указанные объекты к эксплуатации.
Технические и технико-экономические сведения о зданиях, которые могут повседневно требоваться при их эксплуатации, должны быть сосредоточены в техническом паспорте здания и техническом журнале по его эксплуатации. Технический паспорт составляется на каждое здание и сооружение, принятое в эксплуатацию. Паспорт является основным документом по объекту, содержащим его конструктивную и технико-экономическую характеристику, составляемую с учетом всех архитектурно-планировочных и конструктивных изменений.
Паспорт заполняется по единой, принятой в отрасли форме и состоит из описательной части и приложений. В описательной части отражаются год постройки, объем и площадь объекта и его частей, протяженность и другие данные по сооружениям, развернутые площади элементов, требующих периодической окраски, конструктивная характеристика частей и элементов здания и сооружения и т.д.
Источник: isfic.info