Государственные учреждения в случае необходимости использования земельного участка на территории Санкт‑Петербурга для осуществления своей деятельности, а также религиозные организации, имеющие на праве собственности здания или сооружения на таких земельных участках, могут обратиться в Комитет имущественных отношений Санкт‑Петербурга (Комитет) за предоставлением этих земельных участков в безвозмездное пользование посредством Санкт‑Петербургского государственного казенного учреждения «Имущество Санкт‑Петербурга» (ГКУ «Имущество Санкт‑Петербурга», ГКУ).
Получить земельный участок в безвозмездное пользование также могут лица, с которыми заключены договоры на строительство или реконструкцию объектов недвижимости за счет средств федерального бюджета, средств бюджета субъекта Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 №44‑ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (Федеральный закон №44‑ФЗ). Для этого необходимо обращение непосредственно в Комитет.
Где дают земельный участок в безвозмездное пользование?
Право безвозмездного пользования земельным участком заявитель получит после подписания договора с Комитетом.
Полное наименование:
Предоставление земельных участков, находящихся в государственной собственности Санкт-Петербурга, и земельных участков, расположенных на территории Санкт-Петербурга, государственная собственность на которые не разграничена, в безвозмездное пользование
Результат предоставления
- Выдача (направление) получателю государственной услуги проектов договора безвозмездного пользования земельным участком в трех экземплярах на бумажном носителе по форме или по форме.
- Выдача (направление) получателю государственной услуги решения об отказе в предоставлении земельного участка в безвозмездное пользование, оформляемого письмом Комитета (уведомление об отказе) по форме.
Срок предоставления
- Максимальный срок предоставления государственной услуги — 30 календарных дней со дня поступления заявления.
- При рассмотрении заявления о предоставлении земельного участка в безвозмездное пользование по заявлению лиц, с которыми в соответствии с Федеральным законом №44‑ФЗ заключены гражданско‑правовые договоры на строительство или реконструкцию объектов недвижимости, осуществляемые полностью за счет средств федерального бюджета, средств бюджета субъекта Российской Федерации, — 26 календарных дней со дня поступления заявления.
- При этом, решение о возврате заявления принимается в течение 10 календарных дней со дня поступления заявления о предоставлении земельного участка.
Стоимость
Заявители
I. Получатели государственной услуги:
- Государственные и муниципальные учреждения (бюджетные, казенные, автономные), казенные предприятия, а также центры исторического наследия президентов Российской Федерации, прекратившие исполнение своих полномочий, если такой земельный участок необходим для осуществления их деятельности.
- Лица, с которыми в соответствии с Федеральным законом №44‑ФЗ заключены гражданско‑правовые договоры на строительство или реконструкцию объектов недвижимости, осуществляемые полностью за счет средств федерального бюджета, средств бюджета субъекта Российской Федерации.
- Религиозные организации, если на таких земельных участках расположены принадлежащие им на праве безвозмездного пользования здания, сооружения.
I. Заявители, обращающиеся за предоставлением государственной услуги:
Предоставление земельных участков в безвозмездное пользование
- Лица, имеющие право на получение государственной услуги в соответствии с п. I.
- Уполномоченные представители получателей государственной услуги.
Порядок действий
Порядок действий заявителя
I. В случае обращения лица, с которым в соответствии с Федеральным законом №44‑ФЗ заключен гражданско‑правовой договор на строительство или реконструкцию объектов недвижимости, осуществляемые полностью за счет средств федерального бюджета, средств бюджета субъекта Российской Федерации:
- Обращается в Комитет.
- Подает заявление о предоставлении земельного участка в безвозмездное пользование по формеи необходимые документы.
- В случае наличия оснований для возврата заявления получает письмо о возврате заявления.
- В случае принятия Комитетом положительного решения получает три экземпляра проекта договора безвозмездного пользования земельным участком по форме и сопроводительное письмо.
- В случае принятия Комитетом решения об отказе получает решение по форме.
I. В остальных случаях:
- Обращается в ГКУ «Имущество Санкт‑Петербурга».
- Подает заявление о предоставлении земельного участка в безвозмездное пользование по формеи необходимые документы.
- В случае наличия оснований для возврата заявления получает письмо о возврате заявления.
- В случае принятия Комитетом положительного решения получает три экземпляра проекта договора безвозмездного пользования земельным участком по форме и сопроводительное письмо.
- В случае принятия Комитетом решения об отказе получает решение по форме.
Основания для отказа в предоставлении государственной услуги:
- с заявлением о предоставлении земельного участка обратилось лицо, которое в соответствии с земельным законодательством не имеет права на приобретение земельного участка без проведения торгов;
- указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок предоставлен на праве постоянного (бессрочного) пользования, безвозмездного пользования, пожизненного наследуемого владения или аренды, за исключением случаев, если с заявлением о предоставлении земельного участка обратился обладатель данных прав или подано заявление о предоставлении земельного участка в соответствии с подпунктом 10 пункта 2 статьи 39.10 Земельного кодекса Российской Федерации (ЗК РФ);
- указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок предоставлен некоммерческой организации, созданной гражданами, для ведения огородничества, садоводства, дачного хозяйства или комплексного освоения территории в целях индивидуального жилищного строительства, за исключением случаев обращения с заявлением члена этой некоммерческой организации либо этой некоммерческой организации, если земельный участок относится к имуществу общего пользования;
- на указанном в заявлении о предоставлении земельного участка земельном участке расположены здание, сооружение, объект незавершенного строительства, принадлежащие гражданам или юридическим лицам, за исключением случаев, если сооружение (в том числе сооружение, строительство которого не завершено) размещается на земельном участке на условиях сервитута или на земельном участке размещен объект, предусмотренный пунктом 3 статьи 39.36 ЗК РФ, и это не препятствует использованию земельного участка в соответствии с его разрешенным использованием, либо с заявлением о предоставлении земельного участка обратился собственник этого здания, сооружения, помещений в них, этого объекта незавершенного строительства;
- на указанном в заявлении о предоставлении земельного участка земельном участке расположены здание, сооружение, объект незавершенного строительства, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, за исключением случаев, если сооружение (в том числе сооружение, строительство которого не завершено) размещается на земельном участке на условиях сервитута или с заявлением о предоставлении земельного участка обратился правообладатель этого здания, сооружения, помещений в них, этого объекта незавершенного строительства;
- указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок является изъятым из оборота или ограниченным в обороте и его предоставление не допускается на праве, указанном в заявлении о предоставлении земельного участка;
- указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок является зарезервированным для государственных или муниципальных нужд в случае, если заявитель обратился с заявлением о предоставлении земельного участка в собственность, постоянное (бессрочное) пользование или с заявлением о предоставлении земельного участка в аренду, безвозмездное пользование на срок, превышающий срок действия решения о резервировании земельного участка, за исключением случая предоставления земельного участка для целей резервирования;
- указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок расположен в границах территории, в отношении которой с другим лицом заключен договор о развитии застроенной территории, за исключением случаев, если с заявлением о предоставлении земельного участка обратился собственник здания, сооружения, помещений в них, объекта незавершенного строительства, расположенных на таком земельном участке, или правообладатель такого земельного участка;
- указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок расположен в границах территории, в отношении которой с другим лицом заключен договор о развитии застроенной территории, или земельный участок образован из земельного участка, в отношении которого с другим лицом заключен договор о комплексном освоении территории, за исключением случаев, если такой земельный участок предназначен для размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения или объектов местного значения и с заявлением о предоставлении такого земельного участка обратилось лицо, уполномоченное на строительство указанных объектов;
- указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок образован из земельного участка, в отношении которого заключен договор о комплексном освоении территории или договор о развитии застроенной территории, и в соответствии с утвержденной документацией по планировке территории предназначен для размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения или объектов местного значения, за исключением случаев, если с заявлением о предоставлении в аренду земельного участка обратилось лицо, с которым заключен договор о комплексном освоении территории или договор о развитии застроенной территории, предусматривающие обязательство данного лица по строительству указанных объектов;
- указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок является предметом аукциона, извещение о проведении которого размещено в соответствии с пунктом 19 статьи 39.11 ЗК РФ;
- в отношении земельного участка, указанного в заявлении о его предоставлении, поступило предусмотренное подпунктом 6 пункта 4 статьи 39.11 ЗК РФ заявление о проведении аукциона по его продаже или аукциона на право заключения договора его аренды при условии, что такой земельный участок образован в соответствии с подпунктом 4 пункта 4 статьи 39.11 ЗК РФ и уполномоченным органом не принято решение об отказе в проведении этого аукциона по основаниям, предусмотренным пунктом 8 статьи 39.11 Земельного кодекса Российской Федерации;
- в отношении земельного участка, указанного в заявлении о его предоставлении, опубликовано и размещено в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 39.18 ЗК РФ извещение о предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства, садоводства, дачного хозяйства или осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности;
- разрешенное использование земельного участка не соответствует целям использования такого земельного участка, указанным в заявлении о предоставлении земельного участка, за исключением случаев размещения линейного объекта в соответствии с утвержденным проектом планировки территории;
- испрашиваемый земельный участок не включен в утвержденный в установленном Правительством Российской Федерации порядке перечень земельных участков, предоставленных для нужд обороны и безопасности и временно не используемых для указанных нужд, в случае, если подано заявление о предоставлении земельного участка в соответствии с подпунктом 10 пункта 2 статьи 39.10 ЗК РФ;
- указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок в соответствии с утвержденными документами территориального планирования и (или) документацией по планировке территории предназначен для размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения или объектов местного значения и с заявлением о предоставлении земельного участка обратилось лицо, не уполномоченное на строительство этих объектов;
- указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок предназначен для размещения здания, сооружения в соответствии с государственной программой Российской Федерации, государственной программой субъекта Российской Федерации и с заявлением о предоставлении земельного участка обратилось лицо, не уполномоченное на строительство этого здания, сооружения;
- предоставление земельного участка на заявленном виде прав не допускается;
- в отношении земельного участка, указанного в заявлении о его предоставлении, не установлен вид разрешенного использования;
- указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок не отнесен к определенной категории земель;
- в отношении земельного участка, указанного в заявлении о его предоставлении, принято решение о предварительном согласовании его предоставления, срок действия которого не истек, и с заявлением о предоставлении земельного участка обратилось иное не указанное в этом решении лицо;
- указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок изъят для государственных или муниципальных нужд и указанная в заявлении цель предоставления такого земельного участка не соответствует целям, для которых такой земельный участок был изъят, за исключением земельных участков, изъятых для государственных или муниципальных нужд в связи с признанием многоквартирного дома, который расположен на таком земельном участке, аварийным и подлежащим сносу или реконструкции;
- границы земельного участка, указанного в заявлении о его предоставлении, подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом от 13.07.2015 №218‑ФЗ «О государственной регистрации недвижимости»;
- площадь земельного участка, указанного в заявлении о его предоставлении, превышает его площадь, указанную в схеме расположения земельного участка, проекте межевания территории или в проектной документации лесных участков, в соответствии с которыми такой земельный участок образован, более чем на десять процентов;
- наличие предусмотренных в действующем законодательстве положений, в соответствии с которыми запрещается использование земельного участка в целях, указанных в заявлении о предоставлении земельного участка;
- подача заявления о предоставлении земельного участка в отношении земельного участка, включенного в адресную программу предоставления земельных участков гражданам Российской Федерации, имеющим трех и более детей, в собственность бесплатно для индивидуального жилищного или дачного строительства;
- подача заявления о предоставлении земельного участка в отношении земельного участка, включенного в схему размещения нестационарных торговых объектов;
- оспаривание в судебном порядке права государственной собственности Санкт‑Петербурга на земельный участок, кадастровой стоимости земельного участка, границ, разрешенного использования земельного участка, прав на расположенные на нем здания, сооружения;
- подача заявления о предоставлении земельного участка в отношении земельного участка, включенного в адресный план подготовки документов для торгов на право строительства, реконструкции, приспособления для современного использования, предусмотренный Законом Санкт‑Петербурга от 26.05.2004 №282‑43 «О порядке предоставления объектов недвижимости, находящихся в собственности Санкт‑Петербурга, для строительства, реконструкции и приспособления для современного использования».
Порядок действий уполномоченной организации
А) В случае обращения лица, с которым в соответствии с Федеральным законом №44‑ФЗ заключен гражданско‑правовой договор на строительство или реконструкцию объектов недвижимости, осуществляемые полностью за счет средств федерального бюджета, средств бюджета субъекта Российской Федерации
I. Прием и регистрация заявления
Специалист организационного управления (ОУ) Комитета:
- Принимает и регистрирует заявление непосредственно при приеме заявления.
- Выдает заявителю (или его представителю) один экземпляр заявления с отметкой о дате его принятия и с указанием регистрационного номера.
- Передает заявление с приложениями для рассмотрения в Управление по работе с инвесторами (УРИ) Комитет.
II. Проверка содержания заявления и комплекта приложенных документов
Специалист УРИ Комитета:
- Осуществляет проверку заявления и прилагаемых к нему документов на предмет наличия оснований для его возврата и при необходимости готовит письмо о возврате заявления.
- В случае отсутствия оснований для возврата заявления, оставления заявления без переходит к выполнению следующих административных процедур.
- При наличии оснований для возврата заявления, являющихся основанием для оставления заявления без рассмотрения, готовит проект письма о возврате заявления (Уведомление о возврате), подписывает его у начальника УРИ Комитета и передает в Организационное управление (ОУ) Комитета для регистрации и направления заявителю посредством почтовой связи на бумажном носителе либо в электронной форме.
III. Направление межведомственных запросов о представлении документов (сведений), необходимых для предоставления государственной услуги, находящихся в распоряжении иных государственных органов и организаций, запросов в ИОГВ Санкт‑Петербурга
Специалист УРИ Комитета:
- Определяет состав документов, подлежащих получению по межведомственным запросам, запросам в исполнительные органы государственной власти Санкт‑Петербурга для получения сведений, необходимых для принятия решения о предоставлении земельного участка в безвозмездное пользование (запросы в ИОГВ).
- В случае необходимости направления межведомственных запросов подготавливает межведомственные запросы, запросы в ИОГВ.
- Согласовывает их направление с начальником УРИ Комитета, представляет проекты запросов на подпись начальнику.
- Подписывает запрос у начальника УРИ Комитета.
- Направляет запрос и получает ответ из:
-
; .
- Направляет запрос о получении документов (сведений) в:
- Комитет по градостроительству и архитектуре (КГА); (КБ);
- Комитет по инвестициям Санкт-Петербурга (КИ);
- Комитет по строительству (КС);
- Комитет по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры (КГИОП);
- Комитет по энергетике и инженерному обеспечению (КЭИО);
- Комитет по контролю за имуществом Санкт-Петербурга (ККИ).
IV. Принятие решения о предоставлении земельного участка в безвозмездное пользование, подготовка документов о принятом решении Комитета
Специалист УРИ Комитета:
- Осуществляет проверку и анализ полного пакета документов, включая ответы на межведомственные запросы, иные запросы.
- Проверяет наличие оснований для принятия решения об отказе в предоставлении земельного участка в безвозмездное пользование.
- В случае наличия оснований для отказа в предоставлении земельного участка в безвозмездное пользование готовит проект решения Комитета об отказе в предоставлении земельного участка в безвозмездное пользование (решение об отказе) по форме.
- При отсутствии оснований для отказа в предоставлении земельного участка в безвозмездное пользование обеспечивает подготовку проекта договора безвозмездного пользования земельным участком в трех экземплярах по форме и проект сопроводительного письма в адрес заявителя.
- Обеспечивает передачу на подпись начальнику УРИ Комитета проекта решения об отказе или проекта договора безвозмездного пользования земельным участком в трех экземплярах с проектом сопроводительного письма начальнику УРИ Комитета.
Начальник (заместитель начальника) УРИ Комитета:
- Подписывает решение об отказе или сопроводительное письмо в адрес заявителя с проектом договора безвозмездного пользования земельным участком в трех экземплярах.
Специалист УРИ Комитета:
- Обеспечивает передачу сопроводительного письма с проектом договора либо решения об отказе в ОУ Комитета для регистрации и выдачи заявителю(лям).
V. Выдача заявителю результата предоставления государственной услуги
Должностное лицо ОУ Комитета:
- По результатам рассмотрения в срок, не превышающий 1 календарный день, присваивает регистрационный номер поступившему решению об отказе или сопроводительному письму в адрес заявителя с приложением трех экземпляров проекта соглашения.
- В случае если заявление подано на личном приеме в УРИ Комитета при наличии отметки о выдаче документов на руки, направляет решение об отказе либо сопроводительное письмо с приложением трех экземпляров проекта договора в УРИ Комитета.
Б) В остальных случаях
I. Прием и регистрация заявления
Специалист Управления по распоряжению земельными участками (УРЗУ) ГКУ «Имущество Санкт‑Петербурга»:
- Принимает и регистрирует заявление непосредственно при приеме заявления.
- Выдает заявителю (или его представителю) один экземпляр заявления с отметкой о дате его принятия и с указанием регистрационного номера.
- Передает заявление с приложениями для рассмотрения в Управление по предоставлению земельных участков и сопровождению сделок (Управление ПЗУиСС ГКУ «Имущество Санкт‑Петербурга»).
II. Проверка содержания заявления и комплекта приложенных документов
Специалист Управления ПЗУиСС ГКУ «Имущество Санкт‑Петербурга»:
- Осуществляет проверку заявления и прилагаемых к нему документов на предмет наличия оснований для его возврата и при необходимости готовит письмо о возврате заявления.
- В случае отсутствия оснований для возврата заявления, оставления заявления без переходит к выполнению следующих административных процедур.
- При наличии оснований для возврата заявления, являющихся основанием для оставления заявления без рассмотрения, готовит проект письма о возврате заявления (Уведомление о возврате), подписывает его у начальника Управления ПЗУиСС ГКУ и передает в отдел делопроизводства Управления кадров и делопроизводства ГКУ «Имущество Санкт‑Петербурга» (ОД ГКУ) для регистрации и направления заявителю посредством почтовой связи на бумажном носителе либо в электронной форме.
III. Направление межведомственных запросов о представлении документов (сведений), необходимых для предоставления государственной услуги, находящихся в распоряжении иных государственных органов и организаций, запросов в ИОГВ Санкт‑Петербурга
Специалист Управления ПЗУиСС ГКУ «Имущество Санкт‑Петербурга»:
- Определяет состав документов, подлежащих получению по межведомственным запросам, запросам в исполнительные органы государственной власти Санкт‑Петербурга для получения сведений, необходимых для принятия решения о предоставлении земельного участка в безвозмездное пользование (запросы в ИОГВ).
- В случае необходимости направления межведомственных запросов подготавливает межведомственные запросы, запросы в ИОГВ.
- Согласовывает их направление с начальником Управления ПЗУиСС ГКУ, представляет проекты запросов на подпись начальнику.
- Подписывает запрос у начальника Управления ПЗУиСС ГКУ.
- Направляет запрос и получает ответ из:
-
; .
- Направляет запрос о получении документов (сведений) в:
- КГА;
- КБ;
- КИ;
- КС;
- КГИОП;
- КЭИО;
- ККИ.
IV. Принятие решения о предоставлении земельного участка в безвозмездное пользование, подготовка документов о принятом решении Комитета
Специалист УРИ Комитета:
- Осуществляет проверку и анализ полного пакета документов, включая ответы на межведомственные запросы, иные запросы.
- Проверяет наличие оснований для принятия решения об отказе в предоставлении земельного участка в безвозмездное пользование.
- В случае наличия оснований для отказа в предоставлении земельного участка в безвозмездное пользование готовит проект решения Комитета об отказе в предоставлении земельного участка в безвозмездное пользование (решение об отказе) по форме и сопроводительное письмо в адрес начальника Управления по распоряжению земельными участками (УРЗУ).
- При отсутствии оснований для отказа в предоставлении земельного участка в безвозмездное пользование обеспечивает подготовку проекта договора безвозмездного пользования земельным участком в трех экземплярах по форме и сопроводительного письма в адрес начальника УРЗУ.
- Обеспечивает подписание сопроводительного письма с приложением проекта решения Комитета (заключения) у начальника Управления ПЗУиСС ГКУ.
Должностное лицо УРЗУ Комитета:
- Рассматривает поступившие из ГКУ проекты решений Комитета.
- Обеспечивает подписание проекта решения об отказе начальником (заместителем начальника) УРЗУ или визирование заключения о возможности заключения договора заместителем председателя, курирующим и координирующим деятельность УРЗУ (заместитель председателя Комитета) и их передачу в ОУ Комитета для регистрации и направления в ГКУ «Имущество Санкт‑Петербурга».
Должностное лицо Управления ПЗУиСС ГКУ «Имущество Санкт‑Петербурга» после поступления в ГКУ «Имущество Санкт‑Петербурга» подписанного (завизированного) начальником УРЗУ Комитета (заместителем председателя Комитета) проекта решения Комитета:
- Обеспечивает визирование проекта сопроводительного письма с проектом договора начальником Управления ПЗУиСС ГКУ.
- Обеспечивает подписание сопроводительного письма и договора на бумажных носителях у директора ГКУ «Имущество Санкт‑Петербурга» (в трех экземплярах).
- Обеспечивает передачу сопроводительного письма с проектом договора либо решения об отказе в ОД ГКУ «Имущество Санкт‑Петербурга» для регистрации и выдачи заявителю(лям)
V. Выдача заявителю результата предоставления государственной услуги
Должностное лицо ОД ГКУ «Имущество Санкт‑Петербурга»:
- Присваивает регистрационный номер поступившему решению об отказе или сопроводительному письму в адрес заявителя с приложением трех экземпляров проекта соглашения
- Передает решение об отказе либо сопроводительное письмо с приложением трех экземпляров проекта договора в УРЗ ГКУ «Имущество Санкт‑Петербурга» для выдачи заявителю.
Документы
Документы, представляемые заявителем
I. Обязательные к представлению документы:
- Заявление о предоставлении земельного участка в безвозмездное пользование по форме.
- Документ, удостоверяющий личность заявителя.
- Документы, подтверждающие право заявителя на приобретение земельного участка без проведения торгов, за исключением документов, которые должны быть представлены в уполномоченный орган в порядке межведомственного информационного взаимодействия:
- гражданско‑правовые договоры на строительство или реконструкцию объектов недвижимости, осуществляемые полностью за счет средств федерального бюджета, средств бюджета субъекта Российской Федерации. Документ предоставляется в случае если с заявлением о предоставлении земельного участка в безвозмездное пользование обращается лицо, с которым в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 №44‑ФЗ заключены гражданско‑правовые договоры на строительство или реконструкцию объектов недвижимости, осуществляемые полностью за счет средств федерального бюджета, средств бюджета субъекта Российской Федерации;
- документы, подтверждающие право заявителя на предоставление земельного участка в соответствии с целями использования земельного участка. Документы предоставляется государственными и муниципальными учреждениями (бюджетными, казенными, автономными), казенными предприятиями, центрами исторического наследия президентов Российской Федерации, прекратившими исполнение своих полномочий;
- договор безвозмездного пользования зданием, сооружением, если право на такое здание, сооружение не зарегистрировано в Едином государственном реестре недвижимости (ЕГРН);
- документы, удостоверяющие (устанавливающие) права заявителя на испрашиваемый земельный участок, если право на такой земельный участок не зарегистрировано в ЕГРН (при наличии соответствующих прав на земельный участок);
- сообщение заявителя (заявителей) (в произвольной письменной форме), содержащее перечень всех зданий, сооружений, расположенных на испрашиваемом земельном участке, с указанием кадастровых (условных, инвентарных) номеров и адресных ориентиров зданий, сооружений, принадлежащих на соответствующем праве заявителю. Документы предоставляются религиозной организацией, которой на праве безвозмездного пользования предоставлены здания, сооружения, и являются обязательным приложением к заявлению в соответствии с Приказом Минэкономразвития России от 12.01.2015 №1 «Об утверждении перечня документов, подтверждающих право заявителя на приобретение земельного участка без проведения торгов».
- Заверенный перевод на русский язык документов о государственной регистрации юридического лица в соответствии с законодательством иностранного государства в случае, если заявителем является иностранное юридическое лицо.
- В случае подачи заявления лицами, с которыми в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 №44‑ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» заключены гражданско‑правовые договоры на строительство или реконструкцию объектов недвижимости, осуществляемые полностью за счет средств федерального бюджета, средств бюджета субъекта Российской Федерации, документы, предусмотренные абзацами 2, 3, 4 п. 3, п. 4, не предоставляются.
- В случае если для предоставления государственной услуги необходима обработка персональных данных лица, не являющегося заявителем, и если в соответствии с федеральным законом обработка таких персональных данных может осуществляться с согласия указанного лица, при обращении за получением государственной услуги заявитель дополнительно представляет документы, подтверждающие получение согласия указанного лица или его законного представителя на обработку персональных данных указанного лица, по форме.
II. Документы, представляемые по собственной инициативе:
- Выписка из Единого государственного реестра юридических лиц (ЕГРЮЛ), содержащая сведения о юридическом лице, или выписка из единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей (ЕГРИП), содержащая сведения об индивидуальном предпринимателе, или уведомление об отсутствии в ЕГРЮЛ, ЕГРИП запрашиваемых сведений о заявителе.
- Выписка из ЕГРН об объекте недвижимости (о земельном участке) и об объекте недвижимости (о здании и (или) сооружении), расположенных на испрашиваемом земельном участке.
- Сведения, содержащиеся в документах территориального планирования и документации по планировке территории, в границах которой расположен земельный участок, касающихся использования земельного участка.
- Сведения Информационной системы обеспечения градостроительной деятельности об объектах инженерно‑технического обеспечения, в том числе о расположенных в границах земельного участка зонах охраны электрических сетей и сетей инженерно‑технического обеспечения (при наличии).
- Информация об отнесении земельного участка к земельным участкам общего пользования или о его расположении в границах земель общего пользования, территорий общего пользования.
- Информация о принятых и (или) подготавливаемых решениях о предоставлении объектов недвижимости, находящихся в государственной собственности Санкт‑Петербурга, для строительства, реконструкции и проведения работ по приспособлению для современного использования.
- Сведения о размещении на земельном участке здания, сооружения в соответствии с государственной программой Российской Федерации, государственной программой Санкт‑Петербурга.
- Сведения об имеющемся акте о выборе земельного участка для строительства в отношении земельного участка, заявление по предоставлению которого рассматривается.
- Сведения о наличии технической возможности использования земельного участка с учетом наличия охранных зон электрических сетей и сетей инженерно‑технического обеспечения, расположенных в границах земельного участка.
- Сведения о наличии ограничений на использование земельного участка, расположенного в границах: территорий зеленых насаждений общего пользования городского значения, территорий зеленых насаждений общего пользования резерва озеленения, территорий зеленых насаждений, выполняющих специальные функции (в части уличного озеленения), городских лесов Санкт‑Петербурга, автомобильных дорог общего пользования регионального значения в Санкт‑Петербурге.
- Сведения о наличии на земельном участке объектов коммунально‑бытового назначения, учтенных в Территориальной схеме обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами.
- Сведения о предоставлении в пределах компетенции Комитета по развитию транспортной инфраструктуры Санкт-Петербурга (КРТИ) сведений о наличии оснований для отказа в предоставлении земельного участка в безвозмездное пользование, предусмотренных пунктами 17 и 18 статьи 39.16 Земельного кодекса РФ, с учетом мероприятий и работ, осуществляемых КРТИ в рамках установленных полномочий. В случае прилегания земельного участка, в отношении которого подано заявление о предоставлении в безвозмездное пользование, к автомобильной дороге общего пользования регионального значения в Санкт‑Петербурге.
- Сведения о расположении земельного участка в границах территории объекта культурного наследия (памятника истории и культуры) народов Российской Федерации, в границах зон охраны объекта культурного наследия (памятника истории и культуры) народов Российской Федерации и о режиме использования земельного участка.
- Сведения о соответствии фактического использования земельного участка сведениям об использовании, имеющимся в распоряжении Комитета (ГКУ «Имущество Санкт‑Петербурга»). В случае отсутствия информации об использовании земельного участка запрос в ККИ не направляется.
III. Дополнительные документы (в случае обращения представителя заявителя):
- Документ, подтверждающий полномочия представителя заявителя (доверенность, договор, содержащий полномочия представителя, документ, содержащий указание закона либо акта уполномоченного на то государственного органа или органа местного самоуправления).
Основания отказа в приеме документов:
- отказ заявителя от подачи обязательных к представлению документов;
- непредоставление заявителем согласия на обработку персональных данных лица, не являющегося заявителем.
Основания для возврата заявления:
- если заявление не содержит необходимых сведений;
- не приложены обязательные к представлению документы.
Документы, выдаваемые заявителю
- Один экземпляр заявления с отметкой о дате его принятия и с указанием регистрационного номера.
- Уведомление о возврате.
- Решение об отказе по форме.
- Три экземпляра договора безвозмездного пользования земельным участком по форме или по форме.
Организации, участвующие в предоставлении
Организации, принимающие документы
Организации, принимающие решение по предоставлению
Организации, выдающие конечные документы
Другие организации, участвующие в предоставлении
Порядок обжалования
Заявители имеют право на досудебное (внесудебное) обжалование решений и действий (бездействия), принятых (осуществляемых) Комитетом, должностными лицами Комитета, государственными гражданскими служащими Комитета, работниками ГКУ «Имущество Санкт‑Петербурга», в ходе предоставления государственной услуги. Досудебный (внесудебный) порядок обжалования не исключает возможность обжалования решений и действий (бездействия), принятых (осуществляемых) в ходе предоставления государственной услуги, в судебном порядке. Досудебный (внесудебный) порядок обжалования не является для заявителя обязательным.
Заявитель может обратиться с жалобой в том числе в следующих случаях:
- нарушение срока регистрации запроса заявителя о предоставлении государственной услуги;
- нарушение срока предоставления государственной услуги;
- требование у заявителя документов, не предусмотренных нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами Санкт‑Петербурга для предоставления государственной услуги;
- отказ в приеме документов, предоставление которых предусмотрено нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами Санкт‑Петербурга для предоставления государственной услуги, у заявителя;
- отказ в предоставлении государственной услуги, если основания отказа не предусмотрены федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами Санкт‑Петербурга;
- затребование с заявителя при предоставлении государственной услуги платы, не предусмотренной нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами Санкт‑Петербурга;
- отказ Комитета, должностного лица Комитета, государственного гражданского служащего Комитета, работника ГКУ «Имущество Санкт‑Петербурга» в исправлении допущенных опечаток и ошибок в выданных в результате предоставления государственной услуги документах либо нарушение установленного срока таких исправлений;
- нарушение срока или порядка выдачи документов по результатам предоставления государственной или муниципальной услуги;
- приостановление предоставления государственной услуги, если основания приостановления не предусмотрены федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами Санкт‑Петербурга.
В случае если жалоба подается через представителя заявителя, также представляется документ, подтверждающий полномочия на осуществление действий от имени заявителя. В качестве документа, подтверждающего полномочия на осуществление действий от имени заявителя, может быть представлена:
- оформленная в соответствии с законодательством Российской Федерации доверенность;
- копия решения о назначении или об избрании либо приказа о назначении физического лица на должность, в соответствии с которым такое физическое лицо обладает правом действовать от имени заявителя без доверенности.
Жалоба может быть подана заявителем:
-
При личном приеме заявителя в письменной форме на бумажном носителе в Комитет, в месте предоставления государственной услуги (в месте, где заявитель подавал запрос на получение государственной услуги, нарушение порядка предоставления которой обжалуется, либо в месте, где заявителем получен результат указанной государственной услуги).
Время приема жалоб должно совпадать со временем предоставления государственных услуг.
Жалоба в письменной форме может быть также направлена по почте.
В случае подачи жалобы при личном приеме заявитель представляет документ, удостоверяющий его личность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Жалоба может быть подана заявителем через ГКУ «Имущество Санкт‑Петербурга». При поступлении жалобы ГКУ «Имущество Санкт‑Петербурга» обеспечивает ее передачу в Комитет не позднее следующего рабочего дня со дня поступления жалобы.
-
В электронной форме в Комитет, с использованием сети Интернет (в том числе посредством электронной почты), официального сайта Комитета, указанного в пункте 1.3.1.1 административного регламента, Портала.
При подаче жалобы в электронной форме документы, указанные в пункте 5.1 настоящего Административного регламента, могут быть представлены в форме электронных документов, подписанных электронной подписью, вид которой предусмотрен законодательством Российской Федерации, при этом документ, удостоверяющий личность заявителя, не требуется.
Жалоба может быть подана заявителем через СПб ГКУ «МФЦ». При поступлении жалобы СПб ГКУ «МФЦ» обеспечивает ее передачу в Комитет в порядке и сроки, которые установлены соглашением о взаимодействии между СПб ГКУ «МФЦ» и Комитетом, но не позднее следующего рабочего дня со дня поступления жалобы.
Жалоба на решения и действия (бездействие) Комитета, его должностных лиц, государственных гражданских служащих рассматривается Комитетом.
Жалобы на решения, принятые председателем Комитета, подаются вице‑губернатору Санкт‑Петербурга, непосредственно координирующему и контролирующему деятельность Комитета в соответствии с распоряжением Губернатора Санкт‑Петербурга от 12.11.2014 №14‑рг «О распределении обязанностей между вице‑губернаторами Санкт‑Петербурга», или в Правительство Санкт‑Петербурга.
В случае если жалоба подана заявителем в орган, в компетенцию которого не входит принятие решения по жалобе, в течение трех рабочих дней со дня ее регистрации указанный орган направляет жалобу в уполномоченный на ее рассмотрение орган и в письменной форме информирует заявителя о перенаправлении жалобы.
При этом срок рассмотрения жалобы исчисляется со дня регистрации жалобы в уполномоченном на ее рассмотрение органе.
Жалоба должна содержать:
- наименование Комитета, должностного лица Комитета либо государственного гражданского служащего Комитета, решения и действия (бездействие) которых обжалуются;
- фамилию, имя, отчество (последнее — при наличии), сведения о месте жительства заявителя — физического лица либо наименование, сведения о месте нахождения заявителя — юридического лица, а также номер (номера) контактного телефона, адрес (адреса) электронной почты (при наличии) и почтовый адрес, по которым должен быть направлен ответ заявителю;
- сведения об обжалуемых решениях и действиях (бездействии) Комитета, должностного лица Комитета либо государственного гражданского служащего Комитета;
- доводы, на основании которых заявитель не согласен с решением и действием (бездействием) Комитета, должностного лица Комитета либо государственного гражданского служащего Комитета. Заявителем могут быть представлены документы (при наличии), подтверждающие доводы заявителя, либо их копии.
Заявитель имеет право на получение информации и документов, необходимых для обоснования и рассмотрения жалобы.
Жалоба, поступившая в Комитет, подлежит регистрации не позднее следующего рабочего дня со дня ее поступления. Жалоба подлежит рассмотрению должностным лицом, наделенным полномочиями по рассмотрению жалоб, в течение пятнадцати рабочих дней со дня ее регистрации, если более короткие сроки рассмотрения жалобы не установлены Комитетом. В случае обжалования отказа Комитета, должностного лица Комитета в приеме документов у заявителя либо в исправлении допущенных опечаток и ошибок или в случае обжалования нарушения установленного срока таких исправлений жалоба рассматривается в течение пяти рабочих дней со дня ее регистрации.
По результатам рассмотрения жалобы Комитет принимает одно из следующих решений:
- удовлетворяет жалобу, в том числе в форме отмены принятого решения, исправления допущенных Комитетом опечаток и ошибок в выданных в результате предоставления государственной услуги документах, возврата заявителю денежных средств, взимание которых не предусмотрено нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами Санкт‑Петербурга, а также в иных формах;
- отказывает в удовлетворении жалобы.
При удовлетворении жалобы Комитет принимает исчерпывающие меры по устранению выявленных нарушений, в том числе по выдаче заявителю результата государственной услуги, не позднее пяти рабочих дней со дня принятия решения, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.
Не позднее дня, следующего за днем принятия решения, заявителю в письменной форме и по желанию заявителя в электронной форме направляется мотивированный ответ о результатах рассмотрения жалобы.
В ответе по результатам рассмотрения жалобы указываются:
- наименование Комитета, должность, фамилия, имя, отчество (при наличии) его должностного лица, принявшего решение по жалобе;
- номер, дата, место принятия решения, включая сведения о должностном лице, решение или действие (бездействие) которого обжалуется;
- фамилия, имя, отчество (при наличии) или наименование заявителя;
- основания для принятия решения по жалобе;
- принятое по жалобе решение;
- в случае если жалоба признана обоснованной, — сроки устранения выявленных нарушений, в том числе срок предоставления результата государственной услуги;
- сведения о порядке обжалования принятого по жалобе решения.
Ответ по результатам рассмотрения жалобы подписывается уполномоченным на рассмотрение жалобы должностным лицом Комитета.
По желанию заявителя ответ по результатам рассмотрения жалобы может быть представлен не позднее дня, следующего за днем принятия решения, в форме электронного документа, подписанного электронной подписью уполномоченного на рассмотрение жалобы должностного лица и (или) Комитета, вид которой установлен законодательством Российской Федерации.
В случае установления в ходе или по результатам рассмотрения жалобы признаков состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 5.63 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, или признаков состава преступления должностное лицо, уполномоченное на рассмотрение жалоб, незамедлительно направляет имеющиеся материалы в органы прокуратуры.
Комитет отказывает в удовлетворении жалобы в следующих случаях:
- наличие вступившего в законную силу решения суда, арбитражного суда по жалобе о том же предмете и по тем же основаниям;
- подача жалобы лицом, полномочия которого не подтверждены в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;
- наличие решения по жалобе, принятого ранее в соответствии с требованиями административного регламента в отношении того же заявителя и по тому же предмету жалобы.
Комитет вправе оставить жалобу без ответа в следующих случаях:
- наличие в жалобе нецензурных либо оскорбительных выражений, угроз жизни, здоровью и имуществу должностного лица, а также членов его семьи;
- отсутствие возможности прочитать какую‑либо часть текста жалобы, фамилию, имя, отчество (при наличии) и (или) почтовый адрес заявителя, указанные в жалобе.
В случае оставления жалобы без ответа по основаниям, указанным в абзаце втором настоящего пункта, Комитет сообщает гражданину, направившему жалобу, о недопустимости злоупотребления правом.
В случае оставления жалобы без ответа по основаниям, указанным в абзаце третьем настоящего пункта, Комитет в течение семи дней со дня регистрации жалобы сообщает об этом гражданину, направившему жалобу, если его фамилия и почтовый адрес поддаются прочтению.
Порядок обжалования решения по жалобе
Решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы, может быть обжаловано вице‑губернатору Санкт‑Петербурга, непосредственно координирующему и контролирующему деятельность Комитета (указывается адрес и справочный телефон), в Правительство Санкт‑Петербурга, а также в суд, в порядке и сроки, предусмотренные действующим законодательством.
Информирование заявителей о порядке подачи и рассмотрения жалобы на решения и действия (бездействие) Комитета, его должностных лиц, государственных гражданских служащих осуществляется посредством размещения информации на Портале.
Консультирование заявителей о порядке обжалования решений и действий (бездействия) осуществляется также по телефонам, адресам электронной почты, а также при личном приеме.
Источник: gu.spb.ru
Статья 39.10 ЗК РФ. Предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, в безвозмездное пользование (действующая редакция)
1. Договор безвозмездного пользования земельным участком заключается гражданином и юридическим лицом с уполномоченным органом, а в случае, предусмотренном подпунктом 2 пункта 2 настоящей статьи, с организацией, которой земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, предоставлен в постоянное (бессрочное) пользование.
2. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в безвозмездное пользование:
1) лицам, указанным в пункте 2 статьи 39.9 настоящего Кодекса, на срок до одного года;
2) в виде служебных наделов работникам организаций в случаях, указанных в пункте 2 статьи 24 настоящего Кодекса, на срок трудового договора, заключенного между работником и организацией;
3) религиозным организациям для размещения зданий, сооружений религиозного или благотворительного назначения на срок до десяти лет;
4) религиозным организациям, если на таких земельных участках расположены принадлежащие им на праве безвозмездного пользования здания, сооружения, на срок до прекращения прав на указанные здания, сооружения;
5) лицам, с которыми в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее — Федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд») заключены гражданско-правовые договоры на строительство или реконструкцию объектов недвижимости, осуществляемые полностью за счет средств федерального бюджета, средств бюджета субъекта Российской Федерации или средств местного бюджета, на срок исполнения этих договоров;
5.1) некоммерческим организациям для осуществления строительства и (или) реконструкции объектов капитального строительства на таких земельных участках полностью за счет средств, полученных в качестве субсидии из федерального бюджета, на срок строительства и (или) реконструкции данных объектов капитального строительства;
6) гражданину для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства или осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности в муниципальных образованиях, определенных законом субъекта Российской Федерации, на срок не более чем шесть лет;
7) для индивидуального жилищного строительства или ведения личного подсобного хозяйства в муниципальных образованиях, определенных законом субъекта Российской Федерации, гражданам, которые работают по основному месту работы в таких муниципальных образованиях по специальностям, установленным законом субъекта Российской Федерации, на срок не более чем шесть лет;
8) гражданину, если на земельном участке находится служебное жилое помещение в виде жилого дома, предоставленное этому гражданину, на срок права пользования таким жилым помещением;
9) гражданам в целях осуществления сельскохозяйственной деятельности (в том числе пчеловодства) для собственных нужд на лесных участках на срок не более чем пять лет;
10) гражданам и юридическим лицам для сельскохозяйственного, охотхозяйственного, лесохозяйственного и иного использования, не предусматривающего строительства зданий, сооружений, если такие земельные участки включены в утвержденный в установленном Правительством Российской Федерации порядке перечень земельных участков, предоставленных для нужд обороны и безопасности и временно не используемых для указанных нужд, на срок не более чем пять лет;
11) садоводческим или огородническим некоммерческим товариществам на срок не более чем пять лет;
12) некоммерческим организациям, созданным гражданами, в целях жилищного строительства в случаях и на срок, которые предусмотрены федеральными законами;
13) лицам, относящимся к коренным малочисленным народам Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, и их общинам в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности для размещения зданий, сооружений, необходимых в целях сохранения и развития традиционных образа жизни, хозяйственной деятельности и промыслов коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, на срок не более чем десять лет;
14) лицам, с которыми в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 года N 275-ФЗ «О государственном оборонном заказе», Федеральным законом «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» заключены государственные контракты на выполнение работ, оказание услуг для обеспечения обороны страны и безопасности государства, осуществляемых полностью за счет средств федерального бюджета, если для выполнения этих работ и оказания этих услуг необходимо предоставление земельного участка, на срок исполнения указанного контракта;
15) некоммерческим организациям, предусмотренным законом субъекта Российской Федерации и созданным субъектом Российской Федерации в целях жилищного строительства для обеспечения жилыми помещениями отдельных категорий граждан, определенных федеральным законом, указом Президента Российской Федерации, нормативным правовым актом Правительства Российской Федерации, законом субъекта Российской Федерации, в целях строительства указанных жилых помещений на период осуществления данного строительства;
16) лицу, право безвозмездного пользования которого на земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, прекращено в связи с изъятием земельного участка для государственных или муниципальных нужд, взамен изъятого земельного участка на срок, установленный настоящим пунктом в зависимости от основания возникновения права безвозмездного пользования на изъятый земельный участок;
17) лицу в случае и в порядке, которые предусмотрены Федеральным законом от 24 июля 2008 года N 161-ФЗ «О содействии развитию жилищного строительства»;
18) гражданину в соответствии с Федеральным законом от 1 мая 2016 года N 119-ФЗ «Об особенностях предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных в Арктической зоне Российской Федерации и на других территориях Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»;
19) Московскому фонду реновации жилой застройки, созданному субъектом Российской Федерации — городом федерального значения Москвой в целях реализации решения о реновации жилищного фонда в субъекте Российской Федерации — городе федерального значения Москве в соответствии с Законом Российской Федерации от 15 апреля 1993 года N 4802-1 «О статусе столицы Российской Федерации», в отношении земельного участка, который находится в собственности субъекта Российской Федерации — города федерального значения Москвы или государственная собственность на который не разграничена, в случае, если на таком земельном участке не планируется строительство многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости с привлечением денежных средств граждан и юридических лиц по договорам участия в долевом строительстве в соответствии с Федеральным законом от 30 декабря 2004 года N 214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации»;
20) акционерному обществу «Почта России» в соответствии с Федеральным законом «Об особенностях реорганизации федерального государственного унитарного предприятия «Почта России», основах деятельности акционерного общества «Почта России» и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
21) публично-правовой компании «Единый заказчик в сфере строительства» для обеспечения выполнения инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства, включенных в программу деятельности указанной публично-правовой компании на текущий год и плановый период в соответствии с Федеральным законом «О публично-правовой компании «Единый заказчик в сфере строительства» и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»;
22) публично-правовой компании «Фонд развития территорий» для осуществления функций и полномочий, предусмотренных Федеральным законом от 29 июля 2017 года N 218-ФЗ «О публично-правовой компании «Фонд развития территорий» и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», если завершение строительства объектов незавершенного строительства (строительство объектов капитального строительства) на земельном участке, переданном (который может быть передан) указанной публично-правовой компании по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 26 октября 2002 года N 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)», невозможно в связи с наличием ограничений, установленных земельным и иным законодательством Российской Федерации, при подтверждении наличия таких ограничений федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления, уполномоченным на выдачу разрешений на строительство в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации;
23) публично-правовой компании «Роскадастр» в отношении земельных участков, предоставленных на праве постоянного (бессрочного) пользования федеральным государственным учреждениям, реорганизация которых осуществлена в соответствии с Федеральным законом «О публично-правовой компании «Роскадастр».
3. Срок безвозмездного пользования земельным участком, находящимся в государственной или муниципальной собственности, устанавливается по заявлению заинтересованного в получении земельного участка лица с учетом ограничений, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи.
3.1. В случае, если на земельном участке, находящемся в государственной или муниципальной собственности, расположены здание, сооружение, объект незавершенного строительства, в отношении которых принято решение о сносе самовольной постройки либо решение о сносе самовольной постройки или ее приведении в соответствие с установленными требованиями, договор безвозмездного пользования таким земельным участком должен предусматривать обязательство лица, с которым заключается договор безвозмездного пользования таким земельным участком, за свой счет и (или) с привлечением средств других лиц осуществить снос самовольной постройки в срок, не превышающий двенадцати месяцев, если было принято решение о сносе самовольной постройки, а если было принято решение о сносе самовольной постройки или ее приведении в соответствие с установленными требованиями, — обязательство указанного лица осуществить снос самовольной постройки или представить в орган местного самоуправления поселения, городского округа по месту нахождения самовольной постройки или в случае, если самовольная постройка расположена на межселенной территории, в орган местного самоуправления муниципального района утвержденную проектную документацию по реконструкции самовольной постройки в целях ее приведения в соответствие с установленными требованиями в срок, не превышающий двенадцати месяцев, и осуществить последующее приведение самовольной постройки в соответствие с установленными требованиями в срок, не превышающий трех лет. В этом случае срок договора безвозмездного пользования земельным участком устанавливается также с учетом срока, необходимого для осуществления сноса самовольной постройки или реконструкции самовольной постройки в целях ее приведения в соответствие с установленными требованиями.
4. Договор безвозмездного пользования земельным участком, заключаемый с садоводческим некоммерческим товариществом, должен предусматривать обязанность этого товарищества обеспечить подготовку в отношении соответствующего земельного участка проекта межевания территории, а также проведение кадастровых работ, необходимых для образования земельных участков в соответствии с утвержденным проектом межевания территории.
5. Договор безвозмездного пользования земельным участком, заключаемый с огородническим некоммерческим товариществом, должен предусматривать обязанность этого товарищества обеспечить подготовку в отношении соответствующего земельного участка проекта межевания территории, а также проведение кадастровых работ, необходимых для образования земельных участков в соответствии с утвержденным проектом межевания территории.
6. Предельный размер земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, являющегося предметом договора безвозмездного пользования, заключаемого с садоводческим или огородническим некоммерческим товариществом, не может превышать площадь, рассчитанную как сумма площади земельных участков, которые будут образованы для предоставления членам садоводческого или огороднического некоммерческого товарищества, и площади земельных участков общего назначения.
7. В целях определения предельного размера земельного участка, указанного в пункте 6 настоящей статьи, площадь земельных участков, которые будут образованы для предоставления членам садоводческого или огороднического некоммерческого товарищества, определяется как произведение количества членов такого товарищества и установленного предельного максимального размера указанных земельных участков. Площадь земельных участков общего назначения определяется в размере от двадцати до двадцати пяти процентов площади земельных участков, которые будут образованы для предоставления членам садоводческого или огороднического некоммерческого товарищества, определенной по правилам, предусмотренным настоящим пунктом.
8. В случае, если после заключения договора безвозмездного пользования земельным участком, находящимся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется его перераспределение в соответствии с подпунктом 4 пункта 1 статьи 39.27 настоящего Кодекса, внесение изменений в указанный договор безвозмездного пользования осуществляется при наличии соглашения, указанного в пункте 2.1 статьи 39.27 настоящего Кодекса.
Источник: www.zakonrf.info
Что такое безвозмездное пользование землей?
Безвозмездное срочное пользование земельными участками допускается на основании договора, заключаемого между владельцем и будущим пользователем. Договоры такого типа требуют обязательной регистрации в Росреестре. Поскольку землю собственник уступает пользователю на конечный отрезок времени, то перехода права собственности не происходит, недвижимость остается на балансе правообладателя.
Оформление земли в безвозмездное срочное пользование бывает:
- Государство является собственником земли и передает ее в пользование муниципалитету, госучреждениям, государственным органам власти, а все прочие лица могут договориться только об арендной сделке.
- Частный собственник заключает договор с другим частным лицом (физическим или юридическим).
Договор безвозмездного пользования
Основные правила составления договоров безвозмездного пользования землей содержатся в ст. 689-701 ГК РФ. Суть договоров такого типа состоит в том, что владелец земли передает безвозмездно ее пользователю (физическому или юридическому лицу) на конкретный срок, по истечении которого пользователь возвращает участок в том же состоянии, в каком он был на дату подписания договора.
Обязанности пользователя по договору состоят в следующем:
- Использовать землю только так, как разрешает ее категория, вид разрешенного использования.
- Оберегать от повреждений специальные знаки (межевые и геодезические).
- Заботиться об охране окружающей среды.
- Соблюдать требования пожаробезопасности.
- Если стороны указали сроки освоения земель, обеспечить их соблюдение.
- Соблюдать градостроительные и санитарно-гигиенические нормативы.
- Не допускать ухудшения плодородности, загрязнения земли.
- Соблюдать законодательство, относящееся к землепользованию.
Важнейшие характеристики договора – его срочность и безвозмездность. Помимо этого, к существенным сведениям, которые обязательно вносятся в договор, относятся:
- Кадастровый номер участка.
- Категория землепользования. (код по Классификатору ВРИ).
- Площадь участка.
- Точный почтовый адрес участка.
Если какого-либо из перечисленных пунктов нет в договоре, его очень легко опротестовать в суде ввиду отсутствия достаточного согласования.
Какие документы нужны для подписания договора?
Чтобы зарегистрировать договор срочного безвозмездного пользования землей в Росреестре, дополнительно потребуется собрать следующий пакет документов:
- Паспорта сторон, либо доверенности на имя представителей.
- Кадастровый паспорт участка.
- При участии юридических лиц предоставляются копии учредительных документов с дополнениями.
- Квитанция об оплате госпошлины за регистрацию договора.
Не регистрируются в обязательном порядке только те договора, срок действия которых составляет менее 12 месяцев.
Расторжение договора
Если стороны не захотели указывать в договоре срок его действия, то это дает право любой из сторон в любой момент отказаться от него. Для этого нужно известить вторую сторону и договориться о сроках прекращения договорных обязательств.
Среди причин досрочного расторжения договоров безвозмездного пользования земельными участками по инициативе владельца можно назвать следующие:
- Ненадлежащее исполнение обязательства по охране плодородия земель.
- Вид разрешенного использования земли не соответствует фактическому использованию.
- Земля передана третьей стороне без надлежащего согласования с собственником.
Пользователь участка может отказаться от сделки, если:
- Имеют место некие форс-мажорные события, не зависящие от пользователя.
- Выявлены скрытые недостатки участка, вследствие которых его нельзя использовать так, как пользователь намеревался.
- Земля не была вовремя передана пользователю, либо собственник нарушил иные существенные условия договора.
- В договоре не учтены законные интересы третьих лиц, имеющих отношение к этой земле.
Смерть любой из сторон, равно как и ликвидация юридического лица – это достаточное основание для досрочного прекращения договора. Если умер собственник участка, то наследники принимают на себя обязанности по договору. Если же ликвидируемое лицо имеет правопреемника, то обязанности по договору переходят к нему.
Порядок передачи земли
Территория, указываемая в договоре, может являться государственной или частной собственностью. Ст. 24 ЗК РФ перечисляет все ситуации, при которых заключаются договора безвозмездного срочного пользования:
- Частные собственники отдают в пользование свои земли другим гражданам или организациям.
- Государственная собственность уступается муниципальным органам не для целей строительства на срок до 12 месяцев.
- Земля из собственности промышленных предприятий, лесничеств, охотхозяйств, транспортной отрасли.
- Муниципальные или государственные органы передают землю компаниям, подписавшим госконтракт на строительство, финансируемое из местного или федерального бюджета.
- Государственные или муниципальные земли передаются жилищно-строительным кооперативам.
- Государственные или муниципальные земли оформляются под застройку религиозным и благотворительным организациям.
- Государственные или муниципальные лесные участки передаются частным лицам.
Каждый из перечисленных случаев имеет свои особенности, которые отражаются в условиях договора.
Отличия безвозмездного пользования от аренды
Между этими двумя категориями договоров много общего. И в первом, и во втором случаях пользователь получает участок, о котором обязан заботиться, а по истечении договора вернуть собственнику в прежнем состоянии. И в том и в другом случае пользователь должен использовать землю, так ее неиспользование является достаточным условием для расторжения договорных отношений.
Помимо главного отличия – возмездности, договоры отличаются еще и тем, что арендатор получает землю во владение на правах аренды, тогда как при безвозмездном пользовании речь о владении не идет.
Как получить землю в безвозмездное пользование?
Каждый из нас вправе получить участок в безвозмездное срочное пользование для:
- Строительства жилья для своей семьи.
- Ведения подсобного хозяйства.
- Занятия фермерством.
Земля предоставляется муниципальными или государственными органами на срок до 6 лет. Получить участок возможно только в тех субъектах федерации, в которых принят соответствующий закон. Узнать о том, имеется ли в отношении данного населенного пункта данный закон, можно через запрос в региональное правительство. Срок получения официального ответа составляет 30 дней.
Участок, в отношении которого пользователь в течение 5 лет исполнял добросовестно все условия договора, может быть передан пользователю в собственность бесплатно при своевременной подаче соответствующего заявления. Здесь многое зависит от оперативности действий заявителя, а также от желания собственника заключить сделку такого рода. Стоит заручиться поддержкой квалифицированного юриста, который поможет максимально сократить время оформления, чтобы уложиться в отведенный законом год.
Источник: law03.ru
Получение земли на безвозмездной основе: правила осуществления процедуры
Именно по этой причине ее получение на безвозмездной основе будет достаточно большой удачей, так как в этом случае будущий владелец сможет потратиться только на оформление своего права собственности на участок.
В остальном же вся процедура оформления участка будет полностью бесплатной.
Кто имеет право и на какие цели
Из-за достаточно высокой стоимости ресурса получить его от государства на абсолютно бесплатной основе могут далеко не все желающие.
Для этого необходимо подходить под одну из льготных категорий и иметь четко определенную цель использования в будущем получаемого участка.
Так, льготными категориями в этом случае будут считаться:
-
, которые не воспользовались своим правом на безвозмездное получение земельного участка. Им он может быть выделен с целью осуществления индивидуального жилищного строительства.
- Собственники построенных на оформляемых в свое распоряжение участках домов. Но возможно это осуществить в том случае, если дом был построен и официально зарегистрирован в качестве жилого строения до вступления в силу Земельного Кодекса Российской Федерации. Как именно была осуществлена регистрация такого дома на действующего собственника — самостоятельно им до вступления в силу нормативного акта или путем получения наследства от предыдущего владельца, у которого право собственности возникло до вступления в силу Земельного Кодекса, — роли не играет. Должно быть соблюдено только это условие.
- Герои Труда (социалистического или РФ — значения не имеет), а также полные кавалеры Ордена Трудовой Славы также могут получить земельный надел на безвозмездной основе. Но выделение его возможно только для осуществления определенной деятельности на участке (осуществление дачного или индивидуального жилищного строительства, садоводства и огородничества, а также для ведения личного подсобного хозяйства.
- Герои Советского Союза и Российской Федерации также. Лгут рассчитывать на безвозмездное получение земельного участка от государства на определенные цели. Например, на таком участке можно построить дачный домик или полноценный жилой дом в рамках индивидуального жилищного строительства. Кроме того, на таком участке можно вести личное подсобное хозяйство или заниматься садоводством и огородничеством.
При этом, минимальный размер такого земельного участка не может быть меньше 0,2 га. Максимальный же определяется в каждом субъекте отдельно.
Вопросы безвозмездного предоставления земельных участков регулируются в большинстве своём на уровне законодательства каждого субъекта.
Однако, на федеральном уровне сформирован ряд требований к порядку предоставления земельных наделов, а также к перечню предъявляемых претендентом на возникновение права собственности документам.
Какие требования предъявляются к участкам
Несмотря на то, что большинство вопросов о безвозмездном предоставлении земельных участков имеющим право на них категориям населения регулируется на уровне законодательства субъектов, ряд обязательных требований, которые к таким участкам предъявляются, является единым для всей территории страны:
- Для всех целей использования земельные участки должны находиться в пределах доступности к населенному пункту либо располагаться в нем и иметь достаточный уровень доступа к инфраструктурных сооружениям, в том числе и социальной направленности (школы, детские сады, больницы — если речь идет об осуществлении строительства, инженерные коммуникации и гидротехнические сооружения и т.д.).
- Участки не могут находиться в зоне отчуждения (например, при строительстве крупных магистральных газопроводов или трасс федерального назначения), а также в зонах ограниченных возможностей использования (например, осуществление индивидуального жилищного строительства невозможно в военных городках и иных административных образованиях закрытого типа или в приграничных районах, если такое строительство может повлиять на безопасность государственных границ).
- Земельные участки, выделяемые для ведения личного подсобного хозяйства или занятий садоводством и огородничеством также должны отвечать требованиям соответствия таким видам их использования (например, в том случае, если подразумевается выращивание каких-либо сельскохозяйственных культур уровень плодородия почвы должен полностью соответствовать требованиям, предъявляемым к землям сельхозназначения).
Именно цели использования того или иного участка определяют те требования, которые к ним предъявляются.
Правила безвозмездного получения участка
Несмотря на то, что правила получения земельных участков на безвозмездной основе в каждом субъекте федерации определяются на основе местного законодательства, основные требования, предъявляемые к такой процедуре, являются единственными для большинства субъектов.
Так, для безвозмездного получения земельного участка потенциальному владельцу необходимо предпринять следующие шаги:
- Подобрать наиболее подходящий под требования, предъявляемые к участку в соответствии с целями его использования, земельный надел. Осуществить такой подбор можно либо путём изучения представленных объявлений в рекламных СМИ, имеющих аккредитацию на размещение подобной информации, либо с помощью анализа публичной кадастровой карты, размещенной на официальном сайте Росреестра. Здесь можно также узнать и о форме интересующего участка, и о наличии каких-либо соседей, а также об осуществлении проведения кадастровой регистрации выбранного земельного надела.
- Обратиться в администрацию муниципального образования, к которому относится тот или иной участок, с заявлением о проверке наличия возможности приобретения выбранного участка. Только после такой проверки будет понятно, есть ли необходимость в проведении кадастровых и межевых работ для постановки ранее незарегистрированного в органах Росреестра земельного участка.
- Провести все необходимые мероприятия по кадастровому оформлению выбранного участка (если таковое ранее не было осуществлено). Такие мероприятия подразумевают получение кадастрового паспорта на конкретный земельный надел, а также получение копии кадастрового плана с указанием на расположение участка в конкретной местности.
- Составить заявление с обращением в администрацию муниципального образования или субъекта федерации с целью получения участка в собственность. После рассмотрения этого заявления в случае положительного решения будет подготовлено Постановление руководителя соответствующего органа государственной власти о передаче участка в собственность просителю.
- Подготовить все необходимые документы, подтверждающие право на безвозмездное приобретение земельного участка (например, документы, подтверждающие статус Героя РФ или многодетной семьи).
- Получить Постановление главы администрации о выделении земельного участка на безвозмездной основе.
- Составить договор о переходе права собственности участка от администрации к потенциальному владельцу.
- Оформить на основе Постановления и договора переход права собственности путем получения соответствующего свидетельства.
Особое внимание при оформлении всех необходимых документов для получения участка в безвозмездное пользование следует уделить двум документам: заявлению на получение участка и непосредственно договору.
Правила составления заявления
Это документ будет составляться только в том случае, если выбранный участок свободен для приобретения и на него либо уже оформлены, либо могут быть получены все необходимые кадастровые и межевые документы, позволяющие определить границы участка, а также получить кадастровый номер, подтверждающий возможность заключения сделки в отношении этого участка.
Составленное заявление должно содержать основные сведения:
- Наименование того органа государственной власти, в который оно направляется;
- Сведения о просителе (паспортные данные, адрес регистрации, номер телефона, по которому с просителем можно будет связаться);
- Суть запроса (с указанием конкретных сведений о желаемом участке);
- Информацию обо всех прилагаемых документах;
- Ответ на вопрос, в какой форме проситель хотел бы получить ответ об итогах рассмотрения заявления.
В том случае, если все разделы заявления оформлены правильно, в течение тридцати дней с момента его получения в государственном органе его рассматривают и готовят подробный ответ (в случае отказа — с его мотивировкой, в случае согласия — с подробными инструкциями о последующих действиях.
Договор
Договор в любых сделках с теми или иными объектами прав собственности (будь то земля, квартира или автомобиль) будет являться основным документом, на основе которого будет осуществляться оформление перехода права собственности на приобретаемое имущество.
Именно по этой причине ему необходимо уделить особое внимание при подписании.
Структура договора (даже в случае безвозмездного приобретения имущества) является стандартной и регулируется Главой 29 Гражданского Кодекса Российской Федерации.
К основным разделам, которые должны быть включены в такой договор, будут относиться:
- Преамбула, где содержится информация о сторонах, подписывающих соглашение, а также месте и дате подписания.
- Предмет договора. В этом разделе указываются основные физические характеристики участка, в том числе и его кадастровый номер, площадь, а также возможные цели использования.
- В отличие от классической формы договора передачи имущества (например, купли-продажи) в тексте такого соглашения отсутствует раздел, посвященный цене договора и порядкам взаиморасчетов. Однако законодатель решил, что правила передачи участка должны быть отражены в обязательном порядке. Именно поэтому следующим разделом будут правила передачи участка на безвозмездной основе (в том числе и с указанием оснований, опираясь на которые руководитель соответствующего органа принял решение о вынесении соответствующего Постановления). сторон являются стандартными для всех соглашений о передаче имущества. В этом разделе не только рассматривается вопрос о том, какими правами кто из сторон-участниц обладает, но и какие штрафные санкции ждут нарушителя условий договора (например, при получении участка для осуществления индивидуального жилищного строительства необходимо приступить к такому строительству в срок не более трёх лет с момента оформления свидетельства о праве собственности на участок. В противном случае он может быть изъят как неиспользуемый по назначению).
- Обстоятельства непреодолимой силы указываются в тексте договора в обязательном порядке с целью рассмотрения возможных вариантов поведения сторон-участниц при наступлении таковых, чтобы снизить до минимума риск возникновения возможных споров.
- Подписи сторон. От классического раздела, где ещё также указываются и сведения о реквизитах сторон, договор безвозмездного получения земельного участка завершается только подписями сторон, так как новый владелец не оплачивает ничего за сам участок, а внесение средств осуществляется только за оформление документов (например, акта межевания с проведением соответствующих мероприятий, или кадастровых документов на участок).
При необходимости к договору могут быть сформированы приложения, которые должны быть указаны в тексте такого соглашения, а в разделах должны быть ссылки на них.
Могут ли отказать
Варианты отказа в реализации права на безвозмездное получение земельного участка могут быть только в двух случаях:
- Неправомерность выдвижения требований о безвозмездном предоставлении земельного участка (например, если в семье трое и более детей, но только один или двое из них являются несовершеннолетними, такая семья не может рассчитывать на получение участка от государства. Еще одним вариантом может быть лишение специального звания, например, в результате совершения преступления. Лицо, лишенное такого специального звания, дающего право на льготное приобретение земельного участка, рассчитывать на такой надел уже не может).
- Второй вариант оснований для отказа может возникнуть только в том случае, если предоставленные документы не были оформлены должным образом или в процессе их проверки был выявлен факт подлога или предоставления заведомо ложных сведений.
В случае таких мошеннических действий в адрес лица, их совершившего, будет ещё и возбуждено уголовное дело по соответствующей статье.
Иных оснований для отказа в реализации права на безвозмездное получение земельного участка в действующем законодательстве не предусмотрено.
Стоимость аренды земельного участка вы можете узнать воспользовавшись нашей инструкцией в статье.
Не знаете, как правильно составить договор дарения земельного участка? В нашей статье есть правильный образец.
Пошаговый порядок процедуры купли-продажи дачного участка описан здесь.
О каких нюансах надо помнить
При оформлении права на безвозмездное получение земельного участка следует учитывать некоторые особенности осуществления такой процедуры.
Так, например:
- Земельный участок лицам, имеющим право на его безвозмездное приобретение, предоставляется в первую очередь даже в том случае, если на него имеется другой покупатель (который готов заплатить определенную сумму за такой надел);
- Проведение конкурсных процедур для потенциальных собственников, имеющих право на безвозмездное получение земельного участка, запрещено по законодательству, так как такие лица относятся ко льготным категориям граждан;
- Иностранцы, а также лица без гражданства не могут рассчитывать на получение земли на безвозмездной основе, так как не могут быть включены в перечень льготников, обладающих таким правом;
- В случае, если речь идет о многодетной семье, в качестве несовершеннолетних лиц, проживающих в ней будут рассматриваться как рождённые в этой семье дети, так и усыновленные (если факт усыновления официально зафиксирован). В этом случае действует правило Семейного Кодекса, запрещающее делать разграничение между родными и усыновленными детьми, проживающими в одной семье и воспитывающимися одними и теми же родителями.
Другие особенности оформления земли в собственность на безвозмездной основе будут регулироваться на основе действующего законодательства в каждом конкретном субъекте государства.
Однако они не должны противоречить по своей сути действующему на федеральном законодательству.
В противном случае требования противоречащего нормативного акта будут признаны ничтожными!
Источник: zakonguru.com