Бульдозер можно назвать «сыном трактора», ведь почти сто лет тому назад неким талантливым людям, увлеченным техникой, пришла в голову идея установить толкающий отвал на переднюю часть гусеничного трактора – так родился бульдозер. Современные бульдозеры далеко превосходят тракторы по возможностям и многообразию сфер использования – «сын превзошел отца».
Фермер из американского штата Канзас Джеймс Камминс и конструктор Дж. Эрл Маклеод создали первый бульдозер в 1923 г. В заявке на получение патента они описали свою разработку как «оборудование для трактора, которое используется для обработки полей». Большие, мощные, на гусеничном ходу, который обеспечивает им проходимость по пересеченной местности и слабым илистым грунтам, эти машины благодаря универсальным способностям стали широко использоваться не только в сельском хозяйстве, но и на строительстве дорог, зданий и сооружений, в горнодобывающей и лесозаготовительной отраслях, при расчистке участков и мелиорации, а также на многих других земляных работах, где требуется энерговооруженное и устойчивое оборудование.
Бульдозер. Планировка. Строительство дороги.
Сегодня, накануне своего 100-летнего юбилея, бульдозер превратился в еще более универсальную машину. Современные бульдозеры используются не только на земляных работах, но и для выполнения разнообразных других задач, о которых никто не мог и подумать еще несколько лет назад.
Расширение возможностей современных бульдозеров
Универсальные возможности бульдозеров способствуют экономии затрат на рабочую силу, транспортировку и эксплуатацию оборудования. С самого начала строительства эти машины, оснащенные соответствующим дополнительным оборудованием, участвуют в расчистке и выравнивании участка, уборке мусора и даже в переработке отходов. Затем в главной фазе строительства бульдозеры выполняют земляные работы и первоначальную планировку профиля участка, разравнивают щебень и материалы-заполнители и, наконец, производят окончательную планировку. Бульдозер может применяться для штабелирования сыпучих материалов, угля и бревен, утилизации отходов и древесной щепы, при работах с использованием лебедки и многих других.
Долговечность и надежность – важные качества бульдозера, которые ценит потребитель. При разработке новых моделей производители стремятся улучшить и эти качества: повышают точность изготовления, ужесточают конструкционные допуски.
Так, для увеличения срока службы гусеничных лент и ходовой части в целом бульдозер компании XCMG мод. TY320 может оснащаться системой автоматического натяжения гусениц и автоматической системой смазки. Бульдозер TY320 XCMG массой 36,7–37,2 т с турбированным двигателем мощностью 235 кВт разработан по лицензии Komatsu и является флагманом линейки бульдозеров XCMG.
Кабина шестигранная, шумоизолированная, может оснащаться отопителем и кондиционером. В кабине имеется монитор электронной системы управления. Трансмиссия гидромеханическая с блокируемым гидротрансформатором.
Самые огромные бульдозеры в мире! НАСТОЯЩИЕ РАЗРУШИТЕЛИ!
Чтобы масла в агрегатах машин были чистыми, а машина не перегревалась, бульдозеры оснащаются первоклассными современными фильтрами и мощными системами охлаждения, эти меры помогают увеличить сроки службы компонентов машины.
Так, в гидравлической системе бульдозера новой линейки компании «ДСТ-Урал» мод. ТМ 10.11 ГСТ20 организована двойная фильтрация жидкости: на всасывании после гидронасоса (напорный элемент) и на сливе (полнопоточный фильтр). Гидронасос и гидрораспределитель производства Bosch-Rexroth.
Бульдозер ТМ 10.11 ГСТ20 массой 38,5 т с двигателем мощностью 303 кВт. Ходовая часть в нем комплектуется катками с герметизированными необслуживаемыми подшипниками со смазкой, заложенной на весь срок службы, и гидравлическим механизмом натяжения гусеничных лент. Трансмиссия гидростатическая, с электронным управлением.
Кабина шестигранная, установлена на амортизаторах, с двойным остеклением, системой климат-контроля, со стеклоочистителями и омывателями лобового, заднего и дверных окон. Управление осуществляется двумя джойстиками. Имеется исполнение мод. ТМ 10.11 «болотоход». Также предлагаются отвалы различных типов.
Бульдозеры семейства ТМ 10 унифицированы по основным узлам и элементам с машинами ведущих производителей бульдозеров (больше всего по комплектующим с высокой степенью износа).
Оператор проводит в кабине до 12 ч в день, поэтому производители бульдозеров стараются обеспечить ему комфортные условия работы.
Варианты исполнения одной модели – от машин с «низким давлением на грунт» или с гусеничными башмаками увеличенной ширины до модификаций с «удлиненной ходовой частью» – также расширяют универсальные возможности модели, и строительные компании могут подобрать вариант, наиболее подходящий к условиям работ на их строительном объекте.
Так, у компании Zoomlion в серии бульдозеров ZD имеются модели в исполнении «болотоход».
Мод. Zoomlion ZD 160S-3 – болотоход массой 18,9 т с двигателем мощностью 131 кВт – оснащена гусеничными лентами с башмаками шириной 950 мм, что больше на 440 мм по сравнению с базовой моделью. Также у модификации «болотоход» увеличена длина ходовой части, которая составляет 2935 мм. Это больше на 495 мм по отношению к стандартной модели бульдозера. В результате удельное давление на грунт у болотохода уменьшено в 2 раза по сравнению с базовой моделью и составляет 33,3 кПа.
Кабина 6-гранная, шумоизолированная, комплектуется кондиционером, отопителем, сиденье регулируемое подрессоренное. Бульдозеры Zoomlion серии ZD оснащаются современным электронным управлением. Опционно предлагается предпусковой подогреватель двигателя. Имеется централизованная автоматическая система смазки. Трансмиссия гидромеханическая с планетарными передачами.
Катки выполнены из закаленной стали, есть автоматическая система натяжения гусеничных лент. Бульдозеры Zoomlion серии ZD спроектированы на базе конструкции Komatsu. Возможно использование запасных частей от бульдозеров Shantui и Komatsu.
Инженерам компаний-производителей удалось разработать и внедрить в конструкции бульдозеров ряд инновационных решений, которые помогают машинам двигаться более плавно и выполнять окончательную планировку участков быстрее.
Дополнительное оборудование для бульдозеров. Бульдозеры многих марок прямо на сборочном заводе могут оснащаться таким дополнительным оборудованием, как отвалы специальных форм и конструкций спереди, а также рыхлители, лебедки, буксировочное устройство сзади и т. д. Такое разнообразное оборудование дает возможность владельцам бульдозеров подбирать наиболее оптимальные комплектации машины для выполнения работ любого типа.
Одно из наиболее распространенных орудий – это однозубые или многостоечные рыхлители, с помощью которых бульдозеры разрыхляют плотный (или мерзлый) грунт и облегчают в дальнейшем его бульдозерование либо разработку экскаватором. Бульдозеры с рыхлителями могут использоваться для предпосевной обработки почвы. Сначала почва обильно поливается водой, а затем разрыхляется, чтобы почва равномерно перемешалась с водой.
Так, бульдозер мод. CLG В230R компании LiuGong оснащается 3- или 5-стоечным задним рыхлителем.
Бульдозер CLG В230R массой 26,3 т с турбированным двигателем мощностью 179 кВт разработан на основе лицензии Komatsu, оснащается гидромеханической трансмиссией. Компоненты гидросистемы производства Kawasaki (Япония), РВД – Manuli (Италия).
Кабина с защитной конструкцией ROPS, с шумоизоляцией и усиленной теплоизоляцией, комплектуется креслом оператора Grammer (Германия), автомагнитолой и кондиционером, управление электронное, осуществляется джойстиками. Опционно предлагаются независимый воздушный отопитель AirTronic, предпусковой подогреватель двигателя и салона Hydronic.
Возможна установка дополнительного топливного фильтра Separ-2000. На гусеничные траки предлагаются накладки для движения по асфальту. Предлагаются отвалы типов U, SU, S и скальный. Возможна установка 3D-системы нивелирования, системы контроля расхода топлива FMS, централизованной системы смазки Vögel, а также телематической системы на основе спутниковой навигации GPS/ ГЛОНАСС.
V-образный кусторезный отвал используется для очистки участков от растительности, а рыхлитель, установленный позади бульдозера, извлекает из земли их корни. Дисковая борона, которая устанавливается после рыхлителя, создает рядки для посадки саженцев лесных деревьев или сельскохозяйственных культур.
Гидравлическая лебедка может применяться для подтягивания бревен при заготовке древесины или расчистке участков от растительности. Бульдозер выполняет работу за один проход, это экономит рабочее время и деньги. Такое оборудование используется в лесозаготовительной и сельскохозяйственной отраслях. Также дополнительное оборудование дает возможность использовать бульдозеры на полигонах для мусора, для создания разделительных полос при тушении природных лесных пожаров и для укладки трубопроводов.
Так, недавно ООО «ЧТЗ-Уралтрак» изготовило партию бульдозеров мод. Б10М2 в специальных комплектациях для работы с твердыми и коммунальными отходами, а также для прокладки противопожарных полос в лесах: с поворотным отвалом и передним отвалом-плугом.
Бульдозер Б10М2 массой 18,6–21,4 т с двигателем мощностью 132–140 кВт, трансмиссия гидромеханическая (с гидротрансформатором и планетарной коробкой передач), с переключением без разрыва потока мощности, бортовые редукторы планетарные, кабина с защитой ROPS/ FOPS, с двойными стеклопакетами, воздушный отопитель ZENIN-8000. Ресурс ходовой системы увеличен благодаря применению опорных катков с подшипниками скольжения и уплотнений типа DuoCone (самоподжимные, с двухконусными плавающими кольцами, необслуживаемые), которые увеличивают срок эксплуатации узла до 50% по сравнению со стандартными уплотнениями. Планетарные бортовые редукторы. Бортовые фрикционы с металлокерамическими дисками.
Вместо того чтобы рыть экскаватором траншею для прокладки кабеля, можно производить выемку узких траншей небольшим бульдозером (мощностью 100–130 л.с.). Барабан с оптоволоконным кабелем устанавливается на переднюю часть машины, кабель протягивается назад, к кабелеукладчику. Так можно быстро укладывать в землю многокилометровые кабели, не привлекая экскаватор. Бульдозер, тянущий за собой плужный нож кабелеукладчика или укладчика керамических труб для мелиорации, – это только некоторые примеры необычного использования бульдозеров. Укладка силовых кабелей также относится к разряду нетрадиционного применения бульдозеров, когда машина оснащается сразу двумя-тремя задними лебедками.
Так, компания SHEHWA (входит в государственное предприятие КНР HBXG) предлагает в дополнение к стандартным моделям исполнения «кабелеукладчик», «болотоход» и «трубоукладчик».
Бульдозер-кабелеукладчик HBXG SD7LGP на базе одноименного болотохода (с пониженным давлением на грунт) обладает высокими тяговыми характеристиками (19 тс) и сцепными свойствами (ширина башмака 914 мм), что позволяет вести укладку кабеля (оптоволоконный кабель, кабель связи, кабель-трос, укладка гибких трубопроводов диаметром до 40 мм) с высокой производительностью и без использования дополнительных тягачей на грунтах I–III категорий со скоростью от 1,5 до 6,5 км/ч на глубину до 1600 мм. Кабелеукладчик одновременно укладывает кабель (трубу, ленту) с 2–4 катушек, возимый запас – 4 катушки кабеля.
Бульдозер SD7LGP массой 25,8 т с двигателем мощностью 169 кВт, с треугольной ходовой – такая конструкция с поднятой ведущей звездочкой позволяет проводить сервисное обслуживание и ремонт непосредственно на месте работы машины. Основные агрегаты бульдозера (гидротрансфоратор, гидронасос, гидромоторы и т. п.) расположены выше, чем при классической схеме, и меньше подвержены действию воды, грязи, песка.
Бортовые редукторы планетарного типа, гусеницы, самоочищающиеся от грязи, с герметичными шарнирами с заложенной на весь срок службы смазкой и опорные катки на втулках скольжения с герметичным уплотнением. Ходовая часть допускает использование некоторых элементов ходовой бульдозера Caterpillar D7.
Бульдозерные отвалы
Производительность бульдозера во многом зависит от того, какого типа отвал на нем установлен. Емкость – одна из основных характеристик, которую следует учитывать. Она определяется высотой и шириной отвала, причем большинство производителей предлагают надставки, позволяющие увеличить высоту отвала.
Увеличение высоты отвала позволяет перемещать больше материала и уменьшает вероятность того, что материал будет пересыпаться через верхний край отвала. Еще для увеличения емкости производители предлагают боковые надставки («щеки»), придающие отвалу форму ковша. Они не дают перемещаемому материалу высыпаться по бокам отвала, также увеличивая объем транспортируемого материала. Следует, однако, помнить, что увеличение емкости отвала потребует при работе дополнительных затрат мощности бульдозера, а также вызовет увеличение нагрузок на узлы машины и увеличит интенсивность их износа.
Большинство бульдозерных отвалов могут перемещаться вверх и вниз, а производительность орудия зависит от величины этой регулировки. Если высота подъема отвала небольшая, он может применяться для работ, где не требуется высокого подъема, например, для ландшафтных работ или разравнивания дорожного полотна. Такой бульдозер может складировать материал только в невысокие штабеля. Отвалы с бóльшими величинами высоты подъема позволяют создавать более высокие штабеля, например, снега или почвы, с более крутыми откосами. Оператор также может поднимать отвал на достаточную высоту, чтобы не зацеплять материал при движении в обратную сторону.
Какой объем материала может перемещать отвал за один проход, во многом зависит еще и от его возможностей по изменению угла наклона относительно вертикали и в горизонтальной плоскости. У большинства современных отвалов регулируется 4 или 6 параметров положения. Отвалы, которые имеют многочисленные регулировки, обеспечивают более широкие возможности для применения бульдозера, но еще более важным их преимуществом является возможность экономить рабочее время.
Так, у бульдозеров Case серии М есть возможность с помощью системы Advanced Instrument Cluster регулировать чувствительность движений отвала в зависимости от своих предпочтений и условий работы на данном строительном объекте. Также имеется автоматическая система встряхивания отвала Blade Shake, помогающая стряхивать грунт с отвала, и функция Fine Grading, которая мгновенно снижает скорость движения отвала на 40% для повышения точности планировки.
Бульдозеры Case серии М оснащаются также гидростатической трансмиссией, которая развивает самое большое в своем классе тяговое усилие и обеспечивает топливную экономичность на 10% больше, чем у бульдозеров предыдущего поколения.
Сегодня Case предлагает три модели бульдозеров массой от 13,5 до 24 т. Мод. 1150 и 1650 серии L. Следующее поколение, имеет индекс M. В стандартной комплектации все модели имеют удлиненную ходовую, придающую машине устойчивость, что особенно важно при дорожном строительстве, и для этого направления Case имеет уникальную в своем роде машину 1650L/M – тяжелый планировщик, оборудованный поворотным отвалом. Для более тяжелых работ Case предлагает флагманскую модель 2050M.
Серия М получила новую более просторную кабину с улучшенной обзорностью благодаря смещению вперед, усовершенствованную гидравлическую систему, продвинутую систему управления, усиленную раму и ряд других улучшений. Среди них необходимо отметить систему охлаждения, позволяющую повысить эффективность охлаждения, что особенно важно для машин с гидростатической трансмиссией. Компоновка радиаторов имеет V-образную форму, радиаторы не перекрывают друг друга, и вся площадь радиаторов обдувается воздухом.
Типы отвалов. Наиболее распространенными типами неповоротных бульдозерных отвалов являются: прямой (в западной технической литературе обозначается S), сферический (U) и полусферический (SU, Semi-U). Отвалы типов U, SU и S имеют механизм перекоса (гидроцилиндр и винтовую стяжку), позволяющий им хорошо внедряться в прочные грунты. При наличии двух гидроцилиндров перекоса оператор из кабины имеет возможность изменять углы перекоса и резания отвала на ходу машины, приспосабливаясь к меняющимся грунтовым условиям.
John Deere поставляет на российский рынок пять моделей бульдозеров: 700J-II, 750J-II, 850J-II, 950K и 1050K массой от 12 до 44 т, предназначенных для всех видов землеройных работ. Мод. 750J-II и 850J-II, в частности, могут оснащаться как прямым поворотным, так и классическим полусферическим отвалом.
Все машины оснащаются гидростатическими приводом, благодаря чему достигается максимальный КПД при передаче крутящего момента от двигателя на ходовой механизм, и как результат – высокие показатели тягового усилия. Машины комплектуются надежными дизельными двигателями собственного производства стандартов Tier 2/ Tier 3A, которые помимо высоких показателей мощности демонстрируют хорошую топливную экономичность. Для поддержания эффективности расхода топлива все модели оснащаются уникальной функцией экономичного режима Eco, который подбирает оптимальные обороты двигателя и параметры трансмиссии под конкретные условия работы, снижая мощностные характеристики на легких работах и обеспечивая, когда требуется, максимальную мощность, что позволяет снижать расход топлива до 20% по сравнению с предыдущими моделями.
Гусеничные бульдозеры John Deere рассчитаны на долгий срок эксплуатации и обладают высокой производительностью. Они идеально подходят для решения самых сложных задач на строительных площадках, в карьерах и на иных объектах.
Когда машина более 50% рабочего времени выполняет бульдозерование (разработку) больших масс и объемов материалов, в том числе на далекие расстояния, используются отвалы прямой (S), сферический (U) или полусферический (SU). С этими отвалами эффективность бульдозерования максимальна. Также эти отвалы полезны при распределении и разравнивании материалов и формировании уклонов.
Прямой отвал (S) используется практически на любых бульдозерных работах. Он наиболее эффективен при разработке грунтов нормальной и повышенной прочности. Имеет наибольшие значения удельной мощности и тяги на режущей кромке, быстро заглубляется в грунт и быстро наполняется. Такой отвал может работать с перекосом в поперечной плоскости, что увеличивает его универсальность и эффективность на прочных грунтах. Но при перемещении грунта он малоэффективен из-за низкой накопительной способности.
Поверхность сферического отвала (U) имеет цилиндрическую форму с центральной секцией, занимающей до 40% площади, и двумя боковыми, установленными под углом до 25° к центральной секции, с выступающими вперед краями. Угол между ножами боковых секций в плане не превышает 150°. Такой отвал бульдозеров хорошо набирает грунт, поэтому часто используется для загрузки бункеров с эстакады, штабелирования сыпучих пород, планировки значительных площадей или перемещения большого количества грунта. Из-за того, что режущая кромка довольно длинная, он плохо заглубляется. Поэтому для копания твердых грунтов он не применяется.
Так, бульдозеры линейки ЧЕТРА Т35 производства завода ООО «ПК «Промтрактор» оснащаются узким полусферическим отвалом (длина 3,68 м, высота 2,21 м, емкость 14,2 м 3 ), полусферическим (4,67; 2,465; 18,5) или сферическим отвалом (5,064; 2,096; 20,3). Эти отвалы высокой емкости и с двойным гидроперекосом обеспечивают бульдозеру высокую производительность. Опционально высота подъема отвала может достигать 1,8 м для формирования предохранительного вала в карьерах (для обеспечения требования о высоте не менее 0,5 диаметра колеса самосвала).
Бульдозеры ЧЕТРА Т35 массой до 62,3 т оснащаются двигателем номинальной мощностью 412 или 394 кВт и имеют гидромеханическую трансмиссию. Кабина с защитой ROPS/ FOPS уже в базовой комплектации оснащается двойным стеклопакетом, телематической спутниковой системой ГЛОНАСС/ GPS, зависимым и независимым отопителями, сиденьем на пневмоподвеске, двумя зеркалами заднего вида, также может быть оборудована кондиционером, системой видеообзора. Установлены дополнительные топливные фильтры-сепараторы и система предпускового подогрева.
Опционально предлагается оснастить трактор защитными решетками от падающих кусков горной массы, системой автоматического пожаротушения, системой диспетчеризации «Карьер», автоматической централизованной системой смазки, имеется возможность установить систему нивелирования, дополнительно установить футеровку отвала и многое другое.
Подшипники катков и направляющих колес герметизированные, необслуживаемые, с заложенной на весь срок службы смазкой, с самоподжимными уплотнениями типа «двойной конус». Машина комплектуется одно- или трехстоечным рыхлителем, возможна установка лебедки, а также искрогасителя для работы в лесу и в других местах с повышенной пожароопасностью.
У полусферического отвала (SU) по сравнению со сферическим больше площадь центральной секции (свыше 40%). На краях боковых секций приварены косынки с вертикальными ножами. Угол между ножами боковых секций в плане составляет не меньше 150°. Благодаря им полусферический отвал имеет повышенную накопительную способность, может устанавливаться с перекосом и хорошо нарезает траншеи. По возможности работать с прочными грунтами и способности накопления материала полусферический бульдозерный отвал находится посередине между прямым и сферическим.
Поворотные отвалы (А) имеют прямую форму без боковых щек, удлиненную по ширине и укороченную по высоте. Из-за большой длины они отличаются меньшей жесткостью и низкой удельной мощностью, поэтому не рекомендуются для тяжелых работ и скальных грунтов. Монтируются на базовой машине с помощью универсальной или П-образной рамы. Под действием привода могут поворачиваться в плане вокруг шарнира на раме в обе стороны на угол до 25°, тем самым обеспечивается высокое качество поперечной транспортировки грунтов и материалов для обратной засыпки траншей и работ по расчистке территорий, перемещения отходов животноводческих хозяйств и снега, укладки насыпей. У поворотных отвалов хорошее соотношение производительности и надежности, они пользуются популярностью у компаний, занимающихся прокладкой трубопроводов.
Отвалы PAT (Power Angle Tilt с регулируемыми углами поворота и перекоса), прикрепляемые шарнирно к П-образной толкающей раме, еще называют «6-позиционными», потому что они могут перемещаться вверх и вниз, менять углы наклона в горизонтальной и вертикальной плоскостях. Все движения этого универсального прямого отвала без боковых щек обеспечивает гидропривод. Благодаря широким возможностям изменять положение отвала бульдозер способен очень точно профилировать и планировать грунт, а также может использоваться для выполнения широкого круга других задач. Отвалы РАТ рекомендуется использовать для работ небольшого объема бульдозерами малого класса тяги, когда бульдозер более 50% рабочего времени выполняет чистовую планировку.
Отвалы VPAT (Variable РАТ, т. е. РАТ + возможность изменения угла резания ножей отвала) – наиболее универсальные из всех типов отвалов. Они обеспечивают хорошее качество и бульдозерования, распределения/ разравнивания материалов, и формирования уклонов. Отвалы VPAT рекомендуется выбирать, когда машина выполняет и первоначальную, и чистовую планировку.
Так, компания Caterpillar разработала отвал типа VPAT новой конструкции, и многие владельцы выбирают эту опцию для выполнения все более тяжелых работ, расширяя круг задач, которые машина способна выполнить в такой конфигурации, то есть повышая уровень универсальности машины.
Caterpillar также выпустила новинки: бульдозеры мод. D6 XE с электрическим приводом и мод. D6 и D5 (масса 19 и 19,2 т, мощность 133 и 125 кВт соответственно) с инновационной полностью автоматической трансмиссией с переключением без разрыва потока мощности.
Бульдозер D6 XE был представлен на выставке bauma 2019 как самая современная, инновационная разработка от Caterpillar. В конструкции мод. D6 XE появилось несколько существенных усовершенствований по сравнению с предыдущей «электрической» мод. D7E. Новый бульдозер укомплектован генератором нового типа, более экономичным и требующим меньшего объема техобслуживания.
Модернизированы также инвертор (преобразователь переменного тока) и система управления. Производительность электрического привода стала примерно на 10% больше, а расход топлива на 10% меньше, чем у модели бульдозера с автоматической трансмиссией. В конструкции новой трансмиссии между первой и второй передачами появилась промежуточная, которую условно назвали «полуторной».
Когда при разравнивании грунта оператору хочется включить вторую передачу, внедряясь на этой передаче в кучу грунта, машина обязательно замедлит движение, т. к. мощности двигателя не хватит и оператору придется снова переключаться на первую передачу, а к концу разравнивания снова переключаться на вторую. Когда в трансмиссии имеется 1,5-ная передача, оператор, внедрившись в кучу грунта, переключится не на 1-ю, а на 1,5-ю передачу, это поможет сохранить более высокую скорость движения, не сильно сбрасывать темп, инерцию движения и в конечном счете повысит производительность бульдозера. В сочетании с блокируемым гидротрансформатором такая конструкция обеспечивает машине максимально возможную производительность.
Специальные виды отвалов. Выпускаются специальные модели отвалов: W-образный или прямой увеличенной ширины и кривизны, с козырьком высотой, примерно равной высоте отвала, – для бульдозеров, работающих на мусорных полигонах.
Сферические большей ширины с вместимостью, увеличенной на 30–100% и с гидроперекосом, для перемещения легких материалов: снега, древесной щепы и др. Сферические отвалы увеличенной ширины с переменной кривизной поверхности обладают улучшенной способностью к накоплению грунта и используются при рекультивации для снятия верхнего плодородного слоя почвы и перемещения ее в складируемые бурты. А отвалы с гидроперекосом прямые, удлиненные в форме коробки или ящика, удобны для работы с большими объемами угля или торфа. На бульдозерах со специализированными отвалами для перемещения мусора, угля, щепы и торфа сзади трактора подвешивается балластный груз, выполняющий роль противовеса. Выпускаются отвалы с уширителями, которые могут управляться гидроприводом или поворачиваться оператором вручную – при транспортировке для уменьшения габарита.
Так, самый тяжелый в линейке компании Dressta карьерный бульдозер мод. TD-40 комплектуется отвалами большой емкости (самыми большими в своем классе): полусферическим (емкость 18,6 м 3 ), сферическим (22,8 м 3 ) и отвалом для угля (39,8 м 3 ). Увеличенные боковины угольного отвала помогают удерживать груз и защищают от его просыпания по бокам. По всей ширине отвалов закреплены ножи (режущие кромки), увеличивающие срок их службы. Отвалы можно оснастить функцией гидравлического перекоса или перекоса/ наклона, а также функцией ручной регулировки угла наклона отвала, что повышает функциональность бульдозера. Двойные кнопки управления перекосом и наклоном используются для точного и легкого изменения положения отвала.
Мод. Dressta TD-40 массой 67,7–67,85 т с двигателем мощностью 384 или 397 кВт комплектуется 6-гранной шумоизолированной кабиной на амортизаторах, оснащенной защитой ROPS/ FOPS, кондиционером, регулируемым сиденьем на пневмоподвеске. Управление осуществляется джойстиками. Имеется информационный ЖК-дисплей.
Предусмотрена возможность установки телематической системы со связью через GPS/ ГЛОНАСС и автоматической системы нивелирования. Трансмиссия гидромеханическая.
Кусторезный отвал V-образной формы («бабочка») в виде остроугольного резака, образованного двумя режущими лезвиями с зубчатой кромкой, скользит по поверхности земли, срезает кустарники и мелкие деревья и сваливает их в стороны, образуя за собой проход, равный ширине захвата отвала.
Отвалы-корчеватели (отвалы-грабли) решетчатого типа с зубьями либо зубья, прикрепленные к лобовому листу прямого отвала, позволяют извлекать из грунта пни, корни, крупные камни и транспортировать их на близкие расстояния.
Источник: os1.ru
Бульдозер
Бульдо́зер — самоходная землеройная машина, представляющая собой гусеничный или колёсный трактор, тягач и т. п. с навесным рабочим органом — криволинейным в сечении отвалом (щитом), расположенным вне базы ходовой части машины. Служит для послойного копания, планировки и перемещения (на расстояние 60-300 м) грунтов, полезных ископаемых, дорожно-строительных и др. материалов при строительстве и ремонте дорог, каналов, гидротехнических и т. п. сооружений. Также бульдозер применяется при разработке россыпей, на отвалах, при рекультивации, в качестве вспомогательной машины на карьерах. Кроме того, бульдозер используют при строительстве и ремонте дорог, а также как толкач (например, при заполнении самоходных скреперов) и т.п.
История создания
Слово «бульдозер» появилось в конце XIX века — оно относилось к любой силе, способной сдвинуть большую массу.
В 1929 году появился первый бульдозер — огромная и шумная машина. Он был сделан на базе трактора путём монтажа спереди металлической пластины.
Разновидности бульдозеров
- с неповоротным отвалом, установленным перпендикулярно продольной оси базовой машины;
- с поворотным отвалом, который в горизонтальной плоскости можно устанавливать под углом в обе стороны от продольной оси машины или перпендикулярно к ней;
- универсальные с отвалом из двух шарнирно сочленённых половин, устанавливаемых в горизонтальной плоскости под различными углами к продольной оси машины или перпендикулярно к ней (путепрокладчик).
Отвалы всех типов бульдозеров оснащаются механизмами с гидравлическим, канатным или электромеханическим приводом для подъёма—опускания, поворотов в плане, перекосов в поперечной плоскости, наклона вперёд-назад по ходу. Бульдозеры снабжаются сменным оборудованием (рыхлителями, откосниками, уширителями, открылками и др.), расширяющим область их применения и повышающим эффективность на отдельных работах.
Характеристики бульдозеров
- длина отвала — до 5,550 мм
- масса отвала — до 10 т
- размеры отвала: ширина — до 6100 мм, высота — до 2200 мм
- высота с козырьком — 2300 мм
- подъем отвала — 1780 мм
- заглубление отвала — 800 мм
- расстояние перемещения породы — до 200 м
- мощность двигателя — до 386 кВт
- масса — до 58 т
Применение бульдозеров
- послойное срезание и копание, разравнивание, планировка, перемещение горных пород, грунта, сыпучих материалов
- пресс для гибких деталей
- снятия плодородного поверхностного слоя грунта при подготовке строительных площадок
- перемещения грунта в зону действия одноковшового экскаватора при погрузке его в транспортное средство или отвал
- разработки неглубоких каналов с транспортированием грунта в отвал
- зачистки пологих откосов
- сооружения насыпей из резервов
- планировочных работ при зачистке оснований под фундаменты зданий и сооружений и планировке площадей и трасс
- по устройству и содержанию в исправности подъездных дорог, устройстве въездов на насыпи и выездов из выемок
- для разработки грунта на косогорах
- по обратной засыпке траншей и пазух фундаментов
- разравнивание грунта в отвалах
- штабелирование и перемещения сыпучих материалов
- подготовительных работ для валки отдельных деревьев, срезки кустарника, корчевка пней, удаление камней, расчистка поверхностей от мусора и снега
- вскрышных работ, а также использования их в качестве толкачей скреперов
Рабочие инструменты бульдозеров
В искусстве
В кино и прочем искусстве бульдозеры часто представляются подобием джаггернаутов, способных неумолимо сокрушать все на своём пути. Идеальным примером для этого может быть реально существовавший бронированный бульдозер Марвина Химейера, которым он, в прямом смысле, снёс свой городок из-за конфликта с властями, за что впоследствии машина была окрещена как «Killdozer»
Примечания
См. также
- Найти и оформить в виде сносок ссылки на авторитетные источники, подтверждающие написанное.
- Землеройно-транспортные машины
- Грунт
Wikimedia Foundation . 2010 .
Полезное
Смотреть что такое «Бульдозер» в других словарях:
Бульдозер — (a. bulldozer; н. Planierraupe, Bulldozer; ф. bulldozer; и. excavadora de empuje, bulldozer) самоходная выемочно транспортирующая (землеройная) машина, представляющая собой гусеничный или колёсный тягач (трактор) с навесным (реже… … Геологическая энциклопедия
Бульдозер — Бульдозер. БУЛЬДОЗЕР (английское bulldozer), землеройная машина для срезания, разравнивания грунта и перемещения его на расстояние до 200 м. Рабочим органом бульдозера служит отвал, смонтированный на тракторе или тягаче. Большой и средний… … Иллюстрированный энциклопедический словарь
бульдозер — трактор, пресс, автобульдозер, катарпиллар Словарь русских синонимов. бульдозер сущ., кол во синонимов: 8 • автобульдозер (1) • … Словарь синонимов
Бульдозер — самоходная землеройная машина с навесным щитом, расположенным вне базы ходовой части машины. Источник: Словарь архитектурно строительных терминов 1. самоходная землеройно транспортная машина с навесным оборудованием в виде управляемого отвала,… … Строительный словарь
Бульдозер — землеройная машина, предназначенная для выполнения работ, связанных с разработкой и перемещением грунта, рыхлением твердых грунтов, корчеванием пней и извлечением каменистых включений из грунта. Применяется при отрывке котлованов, для… … Словарь черезвычайных ситуаций
бульдозер — 1. самоходная землеройно транспортная машина с навесным оборудованием в виде управляемого отвала, предназначенная для послойного срезания грунта и перемещения его на небольшие расстояния 2. съёмное оборудование, монтируемое на тракторе или тягаче … Справочник технического переводчика
БУЛЬДОЗЕР — (англ. bulldozer) 1) землеройная машина для срезания и перемещения грунта, сыпучих стройматериалов, горных пород и т. п. на расстояние до 200 м при строительстве дорог, гидротехнических сооружений и т. п. Рабочий орган отвал (длина до 5,5 м)… … Большой Энциклопедический словарь
БУЛЬДОЗЕР — БУЛЬДОЗЕР, а, муж. Монтируемая на тракторе или тягаче землеройная машина в виде рамы с широким ножом, а также трактор с такой машиной. | прил. бульдозерный, ая, ое. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю.
Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова
БУЛЬДОЗЕР — съемное оборудование, состоящее из ножа с отвалом, рамы и механизмов управления и монтируемое на гусеничном тракторе. Б. служит для разравнивания выгруженных грунтов, отсыпанных в виде вала экскаватором или каким либо другим снарядом Б. можно… … Технический железнодорожный словарь
бульдозер — – трактор с землеройной машиной в виде рамы с широким ножом. EdwART. Словарь автомобильного жаргона, 2009 … Автомобильный словарь
Источник: dic.academic.ru
Бульдозер, виды, типы, классы, его рабочее оборудование
Бульдозер, виды, типы, классы, его рабочее оборудование, применение и характеристики.
Бульдозер – это самоходная гусеничная или колесная машина с рабочим оборудованием, которое срезает, перемещает и распределяет материал за счет движения машины вперед либо с навесным оборудованием, используемым для реализации напорного или тягового усилия.
Другая дорожно-строительная техника: асфальтоукладчик , бульдозер , грейдер , скрепер
Бульдозер:
Бульдозер – это самоходная гусеничная или колесная машина с рабочим оборудованием, которое срезает, перемещает и распределяет материал за счет движения машины вперед либо с навесным оборудованием, используемым для реализации напорного или тягового усилия.
Бульдозер – самоходная землеройная машина, представляющая собой гусеничный или колёсный трактор , тягач и тому подобное транспортное средство.
Бульдозер – самоходная гусеничная или колесная (или иная) машина , оснащенная с фронта навесным рабочим органом – отвалом (щитом), которая режет, перемещает и распределяет материал при движении вперед. Отвал является основным рабочим органом бульдозера, который отличает его от других типов дорожно-строительной техники. С помощью отвала производится перемещение сыпучих грузов , а также вскрышные и планировочные работы.
Главными составными частями бульдозера являются базовый трактор и рабочее оборудование . При установке на бульдозер с тыльной части базовой машины рыхлительного оборудования (рыхлителя) получают исполнение бульдозера-рыхлителя.
Первоначально слово «бульдозер», появившееся в конце XIX века, относилось к любой силе, способной сдвинуть большую массу. Впоследствии – в начале XX века данный термин закрепился за трактором, оснащенным спереди металлическим щитом.
Типы, виды и классы бульдозеров:
Бульдозеры классифицируют по назначению, типу ходового устройства, конструкции рабочего оборудования, тяговому классу базового трактора, типу системы управления.
По назначению различают бульдозеры общестроительного назначения и специальные бульдозеры. Первые представляют собой бульдозеры для выполнения основных видов землеройно-транспортных и вспомогательных работ в различных грунтовых и климатических условиях. К специальным бульдозерам относятся, например, различные инженерные военные машины, тягачи, толкачи, подземные и подводные модели, т.е. они предназначены для выполнения работ в специфических грунтовых условиях или технологических условиях.
По типу ходового устройства бульдозеры бывают гусеничные или колесные бульдозеры в зависимости от типа исполнения базовой машины .
Широкое применение получили гусеничные бульдозеры благодаря их высокой проходимости на различных типах грунтов (в т.ч. в болотах, песках и пр.), высокой мощности и высоким тягово-сцепным свойствам. Они обеспечивают минимальное давление на грунт. Однако перемещение их по дорогам с асфальтовым покрытием требует использования специальной техники – трала.
Колесные бульдозеры отличаются высокой мобильностью и возможностью самостоятельного перемещения на длинные расстояния по дорогам с асфальтовым покрытием. Они могут быть использованы в основном на площадках с твердым основанием.
По тяговому классу, который означает номинальную силу тяги базового трактора, различают следующие бульдозеры:
– малогабаритные бульдозеры (сила тяги до 0,9 т, мощность 18,5-37 кВт),
– легкие бульдозеры (сила тяги 1,4-4 т, мощность 37-96 кВт),
– тяжелые бульдозеры (сила тяги 6-15 т, мощность 103-154 кВт),
– сверхтяжелые бульдозеры (сила тяги 50-100 т, мощность 510-880 кВт).
По конструкции рабочего оборудования различают бульдозеры:
– с неповоротным отвалом,
– с поворотным отвалом,
– с отвалом из двух шарнирно сочленённых половин,
По типу системы управления отвалом различают бульдозеры:
– с гидравлическим управлением,
– с механическим (канатно-блочным) управлением.
Отвал бульдозера – основное рабочее оборудование:
Отвал – это навесное оборудование для бульдозеров, автогрейдеров, погрузчиков, тракторов и автомобилей, используемое для разработки грунтов, снегоуборочных и других работ. В отличие от ковшей, отвалы не пригодны для погрузки грунта на транспортные средства.
Отвал бульдозера представляет собой тяжелую металлическую пластину, устанавливаемую на передней части базовой машины (трактора, колесной машины и пр.), которая используется для толкания предметов и засыпания грунта, песка, почвы, снега и иных сыпучих материалов .
Отвал бульдозера – это основное рабочее оборудование бульдозера.
Вдоль нижней кромки отвала прикрепляются ножи либо зубья. По бокам к отвалу могут привариваться т.н. «щёки» (боковые пластины), предназначенные для препятствования рассыпанию перемещаемого материала .
Отвалы всех типов бульдозеров оснащаются механизмами с гидравлическим, механическим (канатно-блочным) или электромеханическим приводом для подъёма-опускания отвала, поворотов в плане, перекосов в поперечной плоскости, наклона вперёд-назад по ходу. Отвалы крепятся к тяговой машине с помощью рамы (толкающего устройства ).
Объем грунта, который может перемещаться перед бульдозерным отвалом, называется призмой волочения. Ее можно вычислить математически с помощью ширины (длины) и высоты отвала. При этом криволинейная часть отвала не учитывается.
Производительность бульдозера определяется характеристиками отвала – соотношением величины максимального тягового усилия бульдозера к длине ножа отвала и его разновидностью. Последняя в свою очередь также определяет направление использования бульдозера и его использование в тех или иных производственных операциях.
Чем больше значение соотношения тягового усилия бульдозера к длине ножа отвала, тем более прочные грунты может разрабатывать бульдозер.
Бульдозерные отвалы обычно бывают нескольких разновидностей:
– отвал из двух шарнирно сочленённых половин.
Неповоротный бульдозерный отвал устанавливается перпендикулярно продольной оси базовой машины. Соответственно изменить угол поворота отвала в горизонтальной плоскости от оси продольной базовой машины у такого бульдозера невозможно.
У поворотного бульдозерного отвала с рабочего места оператора можно изменить угол его поворота в обе стороны от продольной оси машины (в горизонтальной плоскости) или перпендикулярно к ней.
У бульдозерного отвала с гидроперекосом (или с дистанционным изменением угла резания) с рабочего места оператора изменяется его положение относительно вертикальной плоскости. Данный отвал предназначен для планировочных работ, в основном применяется в дорожном строительстве. Гидроперекос может устанавливаться как на неповоротные, так и поворотные отвалы.
У отвала, состоящего из двух шарнирно сочленённых половин, каждая половина устанавливается под различными углами к продольной оси базовой машины (в горизонтальной плоскости) или перпендикулярно к ней. Такой отвал предназначен для различных дорожных и землеройных работ.
Отвалы также бывают сферическими, полусферическими и прямыми. Отдельно можно выделить сигма отвал.
Прямой отвал внешне представляет собой прямую или несколько изогнутую пластину . Прямой отвал используется для проведения вскрышных работ.
Сферический отвал состоит из трех пластин: одной центральной и двух боковых, приваренных к центральной пластине под углом таким образом, что контур отвала образуется подобие окружности (сферы). Это позволяет при выполнении рабочих операций смещать грунт к центру отвала и обеспечивает малый процент потери перемещаемого материала . Используется данный тип отвала для перемещения сыпучих материалов .
Полусферический отвал аналогичен сферическому, только угол крепления боковых пластин больше и боковые пластины имеют меньшие размеры по сравнению с центральной пластиной. Данный тип отвала является универсальным. Он не только используется для перемещения сыпучих материалов, но также для работы с плотными грунтами, планировочных и вскрышных работ.
Сигма-отвал назван так потому, что его очертание напоминает греческую букву «сигма» – Σ. Его центральная часть легко внедряется в грунт, а форма краев препятствует просыпанию материалов. Он предназначен для проведения вскрышных работ и для работы с плотными грунтами.
Кроме того существует масса специфических отвалов:
– отвал для разминирования минных полей,
Корчеватель предназначен для удаления пней, мелколесья, кустарников с корневой системой, скрытых древесных остатков и валунных камней.
Буферный отвал имеет особую конструкцию. Он представляет собой разновидность прямого неповоротного отвала с резиновыми амортизаторами, поглощающие механические удары при толкании прицепных скреперов.
Рекультивационный отвал предназначен для снятия плодородного слоя земли. По сравнению с другими отвалами он имеют большую ширину (длину).
Угольный и торфяной отвалы предназначены для работы с данными типами материалов. Торфяной отвал оснащается системой гидроперекоса и является разновидность прямого неповоротного отвала. Угольный отвал также оснащается системой гидроперекоса и является разновидностью сферического отвала с увеличенной площадью.
Рыхлитель и прочее вспомогательное рабочее оборудование бульдозера:
Рыхлитель – длинное, похожее на коготь устройство, устанавливаемое на задней части бульдозера и предназначенное для рыхления тяжёлых, каменистых и мёрзлых грунтов .
Рыхлительное оборудование устанавливается не только на бульдозера, но и во многих случаях также на тягачи и автогрейдеры.
Рыхлитель может быть выполнен в виде одного устройства (зубы) либо в группах из 2 и более устройств (зубьев).
Различаются рыхлители общего и специального назначения. У первых глубина рыхления составляет до 100 см. Вторые предназначены для более глубокого рыхления.
Бульдозеры снабжаются и другим сменным рабочим оборудованием (откосниками, уширителями, открылками и другими), расширяющим область их применения и повышающим эффективность на отдельных работах.
Параметры бульдозера:
К основным параметрам качества бульдозера относят следующие показатели:
– тяговый класс базового тягача (трактора), кН (тс),
– конструктивная масса, т,
– максимальное тяговое усилие при общей эксплуатационной массе, кН
– мощность двигателя , кВт (л. с.),
– длина отвала, мм,
– высота отвала, мм,
– подъем отвала над опорной поверхностью , мм,
– опускание отвала ниже опорной поверхности, мм,
– объем призмы волочения,
– угол поперечного перекоса отвала, (°),
– угол поворота отвала в плане, (°),
– скорость, км/ч: вперед/назад,
– тип управления рабочими органами ,
– максимальная глубина рыхления, мм,
– ширина захвата рыхлителя, мм,
– число зубьев, шт.,
– тип крепления зуба,
– допустимая разность скоростей при толкании, км/ч,
– ход амортизатора, мм,
– наличие устройства для запуска двигателя при отрицательных температурах,
– число видов дополнительного рабочего оборудования, шт.,
– конструктивная масса рабочего оборудования , т,
– вместимость топливного бака, л.,
– наработка на отказ, моточас,
– установленная безотказная наработка, моточас,
– установленный ресурс до первого капитального ремонта , моточас,
– удельная суммарная оперативная трудоемкость технических обслуживаний, чел·ч/моточас,
– оперативная трудоемкость ежесменного технического обслуживания,
– удельная масса, т/тс,
– удельный расход топлива , г/м3 • м,
– удельный расход рабочей жидкости, г/моточас,
– усилия на органах управления, Н: на рычагах и на педалях,
– уровень вибрации, дБ: сиденья машиниста, пола кабины и на органах управления,
– уровень шума, дБА: на рабочем месте машиниста и в рабочей зоне бульдозера,
– температура на рабочем месте машиниста, °С,
– внутренние размеры кабины, мм,
– уровень загазованности на рабочем месте машиниста, мг/м 3 ,
– уровень запыленности на рабочем месте машиниста, мг/м 3 ,
Применение бульдозера:
– послойное срезание и копание, разравнивание и планировка грунта,
– послойное срезание и копание полезных ископаемых и иных материалов,
– снятие плодородного поверхностного слоя земли ,
– перемещение горных пород, грунта, сыпучих и иных материалов,
– штабелирование горных пород, грунта, сыпучих и иных материалов ,
– разработка неглубоких каналов,
– валка деревьев, срезка кустарника, корчевка пней, удаление камней,
– расчистка поверхностей от мусора и снега,
– обратная засыпка траншей и котлованов,
– использование в качестве толкачей (например, скреперов) и тягачей.
Технические характеристики бульдозера Т-130:
Бульдозер Т-130 выпускался с 1969 по 1988 гг. Челябинским тракторным заводом на базе гусеничного трактора Т-130 в двух модификациях: обычной и болотоходной (Т-130Б) с увеличенной площадью гусениц.
Т-130 комплектовался различным навесным оборудованием и являлся базой для многих видов спецтехники таких как: сваебои, трубоукладчики, буровые установки и для многих других.
Источник: xn--80aaafltebbc3auk2aepkhr3ewjpa.xn--p1ai
Бульдозер
Бульдозерами называются землеройные машины самоходного класса. Сконструированы на основе тягача или трактора, но отличие данной техники в установленном на бульдозере специальном оборудовании – щите (криволинейном в сечении отвале).
Применение бульдозера весьма широко:
- применяется в вскрышных работах;
- валит деревья, выкорчёвывает пни, расчищает поверхность;
- выравнивает грунт;
- засыпает траншеи;
- устраивает насыпи;
- участвует в планировке мест для площадей и трасс;
- зачищает откосы;
- разрабатывает каналы;
- перемещает грунт;
- снимает верхний почвенный слой;
- прессует;
- копает, выравнивает, перемещает горные породы и грунт.
Первый бульдозер появился в 1929 году прошлого века. Но возникновение наименования произошло в конце 19 века. Словом бульдозер обозначали силу, которая способна перемещать грузы большой массы. Впервые представленный бульдозер был очень огромным и невыносимо шумел. Сконструирован был из трактора и смонтированной металлической пластины, расположенной на передней раме.
Однако даже такой, первоначальный вид, не мешал выполнению основных назначений машины.
Классификация бульдозеров
По тяговому классу трактора:
- малогабаритные (до 0,9);
- легкие (от 1,4 до 4);
- средние (от 6 до 15);
- тяжелые (от 25 до 35);
- сверхтяжелые (свыше 35).
По назначению:
- общего назначения — используются для землеройно-транспортных или вспомогательных работ;
- специальные — для целевых работ в специфических условиях (толкачи, подземные и подводные машины).
По типу шасси:
По типу управления отвалом:
- с гидравлическим приводом;
- с механическим приводом.
По устройству отвала:
- с фиксированным рабочим органом (лопата расположена перпендикулярно продольной оси трактора);
- с поворотным отвалом (лопата может стоять перпендикулярно, либо под углом 53
Бульдозер требуется для:
- корчевания кустарников, деревьев;
- очищения территорий от тяжелого мусора (глыб, камней, частей ж/б конструкций);
- погрузки и перемещения различных грузов (песка, гравия, грунта, щебня и т.п.);
- рытья траншей;
- устранения снеговых сугробов;
- складывания и перемещения тяжелых, габаритных стройматериалов;
- обустройства временных проездов (дорог);
- разработки водяных каналов (в процессе их строительства);
- засыпания канав;
- разравнивания почвы независимо от ее степени плотности, состава;
- планирования строительных площадок.
Тип управления отвалом
- Механический. Характерен для мини-бульдозеров устаревших моделей, которые сегодня практически не выпускаются.
- Электрогидравлический и электрический. Таким типом управления оснащаются сверхтяжелые модели.
- Гидравлический. Самый распространенный тип управления, позволяющий перемещать отвал в разных направлениях. Данная техника применима практически ко всем условиям.
- Тросовый блочный. Отвал можно только опускать или поднимать. Невозможно применить для широкого спектра работ. Сегодня практически не используется.
Тяговое усилие
Эффективность оборудования зависит от его степени мощности, габаритов и массы. Например, сверхтяжелый бульдозер, но со слабым движком будет непродуктивен так же, как легкий, но с высокой мощностью. Важно заказать аренду бульдозера, который идеально подойдет для выполнения конкретных работ, при этом следует учесть соотношение массы, мощности. По данному критерию технику делят на:
- сверхтяжелую (35 тонн >);
- тяжелую (от 25-ти до 35-ти тонн);
- среднюю (от 6-ти до 25-ти тонн);
- легкую (от 1 до 1,4 тонны);
- малогабаритную ( < 1 тонны).
Трансмиссия
- Гидростатическая. Если вам важна маневренность, выбирайте бульдозер в аренду с гидростатической трансмиссией, обеспечивающей нулевой градус при развороте. Однако есть три недостатка. Первый – сложность блоков, которые призваны обеспечивать прямолинейное движение. Второй – к техническому обслуживанию и чистоте масла (трансмиссионного) предъявляются особо жесткие требования. Третий – тяжелый запуск в условиях низких температур.
- Гидромеханическая. Распространенный вариант оснащения. В процессе проведения работ по рыхлению и разравниванию почвы максимально используются возможности техники (изменяются передаточные трансмиссионного числа). Это позволяет значительно снизить эксплуатационные расходы, а также расход топлива. К сожалению, здесь без минуса также не обошлось – отсутствует жесткая механическая связь между трансмиссией и движком.
- Механическая. Такая трансмиссия присуща машинам среднего тягового класса. Эти модели отличаются умеренной надежностью, простотой в управлении, легкостью при техобслуживании. Но есть такой недостаток, как невозможность использования двигателя на всю мощность из-за фиксированных передаточных чисел трансмиссии. Движок всегда будет недогруженным либо перегруженным. По этой причине водитель будет быстро утомляться, работая на небольших участках.
Машина на гусеничном ходу Николаса Холта
И только в 1914 году за создание машины на гусеничном ходу возьмется Бенджамин Холт. Впрочем, и тогда не он являлся автором этой машины. Он действительно занимался разработкой металлической гусеничной ленты на основе парового двигателя. Но его изобретение было несовершенно и никак не приводило Холта к должным результатам.
В то же самое время, когда Холт безуспешно бился над решением задачи, в Англии уже имела в своем распоряжении патент на изобретение устройства, получившего название Caterpillar track — гусеницу, состоящую из отдельных звеньев, и являющуюся прародителем современной стальной гусеницы. И автором этого открытия был ведущий инженер и управляющий «Хорнсби», Дэвид Робертс.
Но, как вы можете видеть, эта машина вовсе не являлась именно бульдозером. Это просто машина (трактор) на гусеничном ходу, не более.
Однако, невзирая на успешность работы агрегата, как ни странно, открытие гусеничной ленты не принесло ни славы его создателю Дэвиду Робертсу, ни заказов на производство . И спустя несколько лет, а именно в конце 1913 года «Хорнсби» продал патент на это изобретение Бенджамину Холту, который и смог его запустить в серийное производство. Именно у Холта появилась идея назвать гусеничную ленту гусеничной.
Как вы знаете, при взгляде в объектив первых созданных фотоаппаратов, снимающий видел изображение в перевернутом виде. И вот однажды, фотографируя созданный Холтом трактор, фотограф подметил, что в перевернутом состоянии волнистая верхняя часть металлической ленты машины похожа на гусеницу. Холту понравилось это сравнение, и он принял его в качестве названия для созданной системы движения. Это название использовалось Холтом несколько лет вплоть до формирования . была образована в результате слияния и его основного конкурента «CL Best Tractor gaz Ко» в августе 1925 года.
Спустя время, Холт начинает использовать в своих машинах бензиновые двигатели. Первой моделью такого гусеничного трактора станет машина под названием «Модель 40», работающая от двигателя внутреннего сгорания мощностью всего 25 лошадиных сил. Эти первые «холтовские» тракторы использовались исключительно в сельском хозяйстве и лесозаготовках. Однако, во времена Первой мировой войны, оценив способности машины, созданной Холтом, армия взяла ее на вооружение, успешно используя для перевозки тяжелых орудий в условиях труднопроходимой местности.
Но на «холтовских» тракторах никогда отвала не существовало.
По сути, термин бульдозер технически относится именно к отвалу. Поговаривают, что само слово бульдозер пришло к нам из наблюдений человека за привычкой быков (не в брачный период) толкать рогами своих «меньших конкурентов» вперед. К тому же именно бык во многих культурах олицетворял мощь и силу. Очевидно, именно потому английское слово bull, означающее бык, трансформировалось и превратилось в слово бульдозер, передавая смысл самих способностей бульдозера двигать вперед тяжелые предметы и слои почвы.
Бульдозер, виды, типы, классы, его рабочее оборудование, применение и характеристики.
Бульдозер – это самоходная гусеничная или колесная машина с рабочим оборудованием, которое срезает, перемещает и распределяет материал за счет движения машины вперед либо с навесным оборудованием, используемым для реализации напорного или тягового усилия.
Типы, виды и классы бульдозеров
Отвал бульдозера – основное рабочее оборудование
Рыхлитель и прочее вспомогательное рабочее оборудование бульдозера
Технические характеристики бульдозера Т-130
Другая дорожно-строительная техника: асфальтоукладчик, бульдозер, грейдер, скрепер
Принцип работы
Данная техника состоит из базовых деталей, представленных машиной-основой, отвалом, толкающей рамой, системой управления. Оснащена дополнительным оборудованием: зубьями, открылками, уширителями, откосниками.
Именно наличием дополнительного оборудования определяются функции бульдозера. Например, бульдозер выполняет рыхлительные функции благодаря дополнительным зубьям, в момент передвижения техники опущенным в землю. При движении передним ходом бульдозером производится рыхление.
После завершения действия рыхлительные зубья вытаскиваются из земли, бульдозер принимает исходное положение. У бульдозера-экскаватора имеется отвал, структура которого напоминает ковш (гребень) обычного экскаватора. В этом случае такая техника способна к выполнению комплексных заданий.
Основным принципом работы, которому следуют все типы бульдозеров, является следующая схема: происходит опущение отвала на 5-20 см ниже, чем поверхность опоры. Во время движения срезается покрытие. После накопления срезанного материала под бульдозером, материал убирается на расстояние, равное рабочему ходу, при этом подрезается грунт для компенсации грунтовых потерь от высыпания. Затем происходит подъём отвала, проводят отсыпание грунта в отвал, бульдозер при движении задним ходом возвращается в исходное положение, называемое холостым ходом.
Бульдозер:
Бульдозер – это самоходная гусеничная или колесная машина с рабочим оборудованием, которое срезает, перемещает и распределяет материал за счет движения машины вперед либо с навесным оборудованием, используемым для реализации напорного или тягового усилия.
Бульдозер – самоходная землеройная машина, представляющая собой гусеничный или колёсный трактор, тягач и тому подобное транспортное средство.
Бульдозер – самоходная гусеничная или колесная (или иная) машина, оснащенная с фронта навесным рабочим органом – отвалом (щитом), которая режет, перемещает и распределяет материал при движении вперед. Отвал является основным рабочим органом бульдозера, который отличает его от других типов дорожно-строительной техники. С помощью отвала производится перемещение сыпучих грузов, а также вскрышные и планировочные работы.
Главными составными частями бульдозера являются базовый трактор и рабочее оборудование. При установке на бульдозер с тыльной части базовой машины рыхлительного оборудования (рыхлителя) получают исполнение бульдозера-рыхлителя.
Первоначально слово «бульдозер», появившееся в конце XIX века, относилось к любой силе, способной сдвинуть большую массу. Впоследствии – в начале XX века данный термин закрепился за трактором, оснащенным спереди металлическим щитом.
Типы, виды и классы бульдозеров:
Бульдозеры классифицируют по назначению, типу ходового устройства, конструкции рабочего оборудования, тяговому классу базового трактора, типу системы управления.
По назначению различают бульдозеры общестроительного назначения и специальные бульдозеры. Первые представляют собой бульдозеры для выполнения основных видов землеройно-транспортных и вспомогательных работ в различных грунтовых и климатических условиях. К специальным бульдозерам относятся, например, различные инженерные военные машины, тягачи, толкачи, подземные и подводные модели, т.е. они предназначены для выполнения работ в специфических грунтовых условиях или технологических условиях.
По типу ходового устройства бульдозеры бывают гусеничные или колесные бульдозеры в зависимости от типа исполнения базовой машины.
Широкое применение получили гусеничные бульдозеры благодаря их высокой проходимости на различных типах грунтов (в т.ч. в болотах, песках и пр.), высокой мощности и высоким тягово-сцепным свойствам. Они обеспечивают минимальное давление на грунт. Однако перемещение их по дорогам с асфальтовым покрытием требует использования специальной техники – трала.
Колесные бульдозеры отличаются высокой мобильностью и возможностью самостоятельного перемещения на длинные расстояния по дорогам с асфальтовым покрытием. Они могут быть использованы в основном на площадках с твердым основанием.
По тяговому классу, который означает номинальную силу тяги базового трактора, различают следующие бульдозеры:
– малогабаритные бульдозеры (сила тяги до 0,9 т, мощность 18,5-37 кВт),
– легкие бульдозеры (сила тяги 1,4-4 т, мощность 37-96 кВт),
– тяжелые бульдозеры (сила тяги 6-15 т, мощность 103-154 кВт),
– сверхтяжелые бульдозеры (сила тяги 50-100 т, мощность 510-880 кВт).
По конструкции рабочего оборудования различают бульдозеры:
– с неповоротным отвалом,
– с поворотным отвалом,
– с отвалом из двух шарнирно сочленённых половин,
По типу системы управления отвалом различают бульдозеры:
– с гидравлическим управлением,
– с механическим (канатно-блочным) управлением.
Всего встречается основных вида отвала:
- поворотный;
- неповоротный
- универсальный.
А дальше они уже делятся на всевозможные подвиды. Например, неповоротные отвалы бывают сферическими (S-U), полусферическими (U) или прямыми (S).
Кроме того, встречаются бульдозеры со спец-отвалами: кусторезными, рекультивационными, буферными. С их помощью можно расчищать заросшие растениями площадки, снимать и перемещать верхний слой почвы, собирать уголь или щепки на карьере или складе.
Такое разнообразие позволяет подобрать необходимый вид бульдозера под конкретную задачу. Например, если необходимо максимальное тягловое усилие, то лучше выбрать гусеничный сверхтяжелый бульдозер. А колесные машины лучше всего себя проявят при работах, которые требуют скорости, маневренности или преодоления значительных расстояний своим ходом. Их часто используют при очистке территории и на разработках слабых пород.
Тяговые и ходовые параметры
Тяговые параметры бульдозеров способствуют их разделению на следующие категории (в скобках – класс и мощность техники):
- Сверхтяжелые варианты (35-й класс, мощность – свыше 510 кВт).
- Тяжелые модели (25-34; 220-405 кВт).
- Средняя категория (6-15; 104-144 кВт).
- Легкие модификации (1,4-4; 37-95 кВт).
- Сверхлегкий класс (до 0,9 класса; 18,5-37 кВт).
Что касается ходовой части, здесь выделяют гусеничные и пневмоколесные вариации, а также отвал поворотного или неповоротного типа. Кроме того, управление рабочим органом может осуществляться механическим, гидравлическим или пневматическим способом. Наиболее распространены модели с гидравликой, которая имеет ряд существенных плюсов перед механикой и пневматикой.
Отвал бульдозера – основное рабочее оборудование:
Отвал – это навесное оборудование для бульдозеров, автогрейдеров, погрузчиков, тракторов и автомобилей, используемое для разработки грунтов, снегоуборочных и других работ. В отличие от ковшей, отвалы не пригодны для погрузки грунта на транспортные средства.
Отвал бульдозера представляет собой тяжелую металлическую пластину, устанавливаемую на передней части базовой машины (трактора, колесной машины и пр.), которая используется для толкания предметов и засыпания грунта, песка, почвы, снега и иных сыпучих материалов.
Отвал бульдозера – это основное рабочее оборудование бульдозера.
Вдоль нижней кромки отвала прикрепляются ножи либо зубья. По бокам к отвалу могут привариваться т.н. «щёки» (боковые пластины), предназначенные для препятствования рассыпанию перемещаемого материала.
Отвалы всех типов бульдозеров оснащаются механизмами с гидравлическим, механическим (канатно-блочным) или электромеханическим приводом для подъёма-опускания отвала, поворотов в плане, перекосов в поперечной плоскости, наклона вперёд-назад по ходу. Отвалы крепятся к тяговой машине с помощью рамы (толкающего устройства).
Объем грунта, который может перемещаться перед бульдозерным отвалом, называется призмой волочения. Ее можно вычислить математически с помощью ширины (длины) и высоты отвала. При этом криволинейная часть отвала не учитывается.
Производительность бульдозера определяется характеристиками отвала – соотношением величины максимального тягового усилия бульдозера к длине ножа отвала и его разновидностью. Последняя в свою очередь также определяет направление использования бульдозера и его использование в тех или иных производственных операциях.
Чем больше значение соотношения тягового усилия бульдозера к длине ножа отвала, тем более прочные грунты может разрабатывать бульдозер.
Бульдозерные отвалы обычно бывают нескольких разновидностей:
– отвал из двух шарнирно сочленённых половин.
Неповоротный бульдозерный отвал устанавливается перпендикулярно продольной оси базовой машины. Соответственно изменить угол поворота отвала в горизонтальной плоскости от оси продольной базовой машины у такого бульдозера невозможно.
У поворотного бульдозерного отвала с рабочего места оператора можно изменить угол его поворота в обе стороны от продольной оси машины (в горизонтальной плоскости) или перпендикулярно к ней.
У бульдозерного отвала с гидроперекосом (или с дистанционным изменением угла резания) с рабочего места оператора изменяется его положение относительно вертикальной плоскости. Данный отвал предназначен для планировочных работ, в основном применяется в дорожном строительстве. Гидроперекос может устанавливаться как на неповоротные, так и поворотные отвалы.
У отвала, состоящего из двух шарнирно сочленённых половин, каждая половина устанавливается под различными углами к продольной оси базовой машины (в горизонтальной плоскости) или перпендикулярно к ней. Такой отвал предназначен для различных дорожных и землеройных работ.
Отвалы также бывают сферическими, полусферическими и прямыми. Отдельно можно выделить сигма отвал.
Прямой отвал внешне представляет собой прямую или несколько изогнутую пластину. Прямой отвал используется для проведения вскрышных работ.
Сферический отвал состоит из трех пластин: одной центральной и двух боковых, приваренных к центральной пластине под углом таким образом, что контур отвала образуется подобие окружности (сферы). Это позволяет при выполнении рабочих операций смещать грунт к центру отвала и обеспечивает малый процент потери перемещаемого материала. Используется данный тип отвала для перемещения сыпучих материалов.
Полусферический отвал аналогичен сферическому, только угол крепления боковых пластин больше и боковые пластины имеют меньшие размеры по сравнению с центральной пластиной. Данный тип отвала является универсальным. Он не только используется для перемещения сыпучих материалов, но также для работы с плотными грунтами, планировочных и вскрышных работ.
Сигма-отвал назван так потому, что его очертание напоминает греческую букву «сигма» – Σ. Его центральная часть легко внедряется в грунт, а форма краев препятствует просыпанию материалов. Он предназначен для проведения вскрышных работ и для работы с плотными грунтами.
Кроме того существует масса специфических отвалов:
– отвал для разминирования минных полей,
Корчеватель предназначен для удаления пней, мелколесья, кустарников с корневой системой, скрытых древесных остатков и валунных камней.
Буферный отвал имеет особую конструкцию. Он представляет собой разновидность прямого неповоротного отвала с резиновыми амортизаторами, поглощающие механические удары при толкании прицепных скреперов.
Рекультивационный отвал предназначен для снятия плодородного слоя земли. По сравнению с другими отвалами он имеют большую ширину (длину).
Угольный и торфяной отвалы предназначены для работы с данными типами материалов. Торфяной отвал оснащается системой гидроперекоса и является разновидность прямого неповоротного отвала. Угольный отвал также оснащается системой гидроперекоса и является разновидностью сферического отвала с увеличенной площадью.
Рыхлители
Что такое бульдозер, мы рассмотрели выше. Из рабочего оборудования этой машины стоит также отметить рыхлители. Основным элементом этого агрегата является зуб, который состоит из посадочного хвостовика, наконечника, защитной накладки и крепежных деталей.
В современных устройствах используются стойки (в качестве несущих частей бульдозерного оборудования). Они могут быть трех видов: изогнутые, прямые или с частичным изгибом. Чаще всего встречаются модели изогнутого вида, поскольку в процессе рыхления они испытывают меньшую напряженность. При этом элементы подвержены заклиниванию при обработке средних и больших глыб на мерзлой и плотной почве. Прямые или слегка изогнутые аналоги в этом плане практичнее.
Komatsu 375A-2
Японские машины от Komatsu – лучшие бульдозеры в мире в классе 50 тонн. Надежны в эксплуатации, при должном уходе без серьезных поломок служат больше 20 тысяч моточасов.
Отличается хорошими рабочими качествами и удобством работы оператора. Эргономичная современная кабина с тонированными стеклами, высокой шумоизоляцией, мягким креслом с регулировкой и подлокотником.
Технические характеристики
Дизельный, 6-цилиндровый, с турбонаддувом
- полусферический 18,5 куб. м;
- сферический 22 куб. м
Caterpillar SEM 822D
Самый лучший бульдозер бренда SEM производится в Китае под контролем компании Caterpillar – ведущей мировой корпорации по выпуску тяжелой спецтехники со штаб-квартирой в США. Несмотря на все плюсы этой модели, высокая стоимость самого бульдозера и его обслуживания не позволяет ему подняться в рейтинге.
Технические характеристики
Дизель с турбонаддувом
ЧТЗ Т-800
После выпуска в 1983 г на протяжении 10 лет, данный бульдозер признавался самой большой самоходной, гусеничной машиной. Сегодня Т-800 занимает 4 место в списке бульдозеров-тяжеловесов и его главные рабочие задачи – вскрышные, планировочные и перемещающие работы в горнорудной промышленности. Основные характеристики и параметры:
- мощность – 820 л. с;
- размеры вместе с бульдозерно-рыхлительным приспособлением – высота – 4,8 м, длина – 12,4 м, ширина – 6 м;
- высота зуба-рыхлителя с настраиваемым углом рыхления – 200 мм;
- объем отвала – 23 м ³;
- max тяговая сила – 140 т, номинальная – 75 т;
- вес с рыхлительно-бульдозерным снаряжением – 105 т, без оборудования – 77 т.
Если вы хотите прочитать про производителей седельных тягачей, переходите по ссылке Производители седельных тягачей.
Что такое бульдозер!
Бульдозер — это самоходная машина, представляющая собой обычно гусеничный или колёсный трактор, оснащенный расположенным вне ходовой части машины специальным навесным рабочим органом «отвалом-щитом».
Основными признаками бульдозера являются мощная тяга трактора с установленным специальным оборудованием «отвалом-щитом».
Бульдозеры используют для перемещения и разравнивания грунта, а также скальных и мерзлых грунтов. С помощью этой техники производят планировку на строительных площадках, возводят насыпи, разрабатывают выемки и котлованы, нарезают террасы на косогорах, вырывают траншеи под фундаменты зданий и под различные коммуникации, засыпают рвы и ямы, траншеи и котлованы, а так же расчищают территорию от снега и камней, кустарника и строительного мусор. Бульдозер очень широко используют в строительном производстве, так как это определяется простотой его конструкции.
История бульдозера.
Удивительно, но слово «бульдозер» как понятие появилось намного раньше самой машины.
Слово «бульдозер» появилось в обиходе, в конце 19-го века, — и относилось оно к любой силе, способной сдвинуть большую массу.
Первый бульдозер, то есть мощная машина оснащенная отвалом для перемещения грунта, появилась в США в 1929 году.
Первые бульдозеры были выполнены на базе тракторов путём монтажа спереди металлического «отвала», машины были большими и шумными, поэтому получили прозвище «бульдозер».
Основа бульдозера — это машины большой тяговой силы «трактора» появились намного раньше, в 19-ом веке. Например, в Англии уже в 1830-х годах паровые локомобили работали на сельхозработах (первые такие даже несовершенные тракторы могли соперничать с 15-30 лошадьми каждый). Во второй половине 19-го века на полях Великобритании работало уже около двух тысяч таких машин.
Бульдозеры!
Бульдозеры предназначены для работ по перемещению грунтов различных свойств и характеристик.
Наибольшее распространение получили гусеничные бульдозеры, которые обладают высокими тяговыми усилиями и очень высокой проходимостью. Чем выше будет тяговый класс отдельной машины, тем больший объем работ она будет способна выполнять.
Виды бульдозеров!
Классификация бульдозеров!
Бульдозеры различают и классифицируют по назначению, по тяговому классу и по типу ходового устройства базовой машины, по конструкции рабочего органа.
По назначению:
— бульдозеры общего назначения, которые используются для выполнения основных видов землеройных и транспортных работ, а так же вспомогательных работ в самых различных грунтовых и климатических условиях;
-бульдозеры специальные, которые применяются для выполнения определенных целевых работ в специфических или технологических условиях. К таким бульдозерам относят «бульдозер-толкач», «подземный бульдозер», «подводный бульдозер» и другие.
По типу ходового устройства:
По устройству отвала:
— бульдозеры с неповоротным отвалом, установленным перпендикулярно продольной оси базовой машины;
— бульдозеры с поворотным отвалом, который в горизонтальной плоскости можно устанавливать под углом в обе стороны от продольной оси машины или перпендикулярно к ней;
— бульдозеры универсальные с отвалом из двух шарнирно сочленённых половин, устанавливаемых в горизонтальной плоскости под различными углами к продольной оси машины или перпендикулярно к ней (путепрокладчик).
По мощности тяги:
Бульдозеры! Что такое бульдозер? История бульдозера!
Тема бульдозеры: про бульдозер, что такое бульдозер, бульдозер это, первые бульдозеры.
Liebherr 754
Тяжелая мощная машина для работы с большими объемами грунтов последнего поколения. Отличается высокими показателями производительности при продуманных решениях, снижающих затраты на эксплуатацию.
Гидростатическая трансмиссия автоматически подстраивается под изменяющуюся нагрузку, регулируя усилие тяги.
Кабина с широким круговым обзором специально спроектирована для наибольшего удобства оператора, изолируя его от вредных производственных факторов.
Технические характеристики
Дизельный, 6-цилиндровый, с турбонаддувом
- сферический – 8,9 куб. м;
- полусферический – 11,7 куб. м
Shantui SD(ЧТЗ)
Сравнительно недорогой относительно других машин аналогичного тягового класса. Срок окупаемости бюджетной техники меньше, несмотря на ее меньшую надежность. Поэтому для работы не в экстремальных условиях крайнего Севера техника китайской марки (в том числе совместной сборки) нашла применение, занимая долю рынка 30-40%.
«Шантуй СД 22» создан с применением технологий американской компании Cummins и японской Komatsu. Использованы проверенные временем технические решения.
Технические характеристики
Дизель, 6 цилиндров, турбонаддув
- прямой – 6,4 куб. м;
- угловой – 4,7 куб. м;
- U-образный – 7,5 куб. м
- болотоход – 910 мм;
- стандартная – 560 мм
Fiat-Allis FD50
Fiat-Allis FD50 — в настоящее время эта модель считается усовершенствованной, а поступила в эксплуатацию в 1974 году. В разработке бульдозера участвовали не только американские, но и итальянские специалисты.
Бульдозер выполнен на высоком уровне с лучшими техническими характеристиками. В него был установлен особый двигатель, который имеет мощность около 600 литров.
Но, к сожалению, со временем из-за отсутствия финансов проект пришлось закрыть.
Последняя модель была выпущена в 1989 году, но даже несмотря на все это, машины до сих пор продолжают работать на многих строительных площадках.
Источник: pozharnyj-expert.ru