Несмотря на то, что сегодня в мире возводят здания больше километра, самым высоким в мире сооружением остается открытая десять лет назад в Объединенных Арабских Эмиратах башня «Бурдж Халифа». Это единственный на планете 828-метровый и 163-этажный небоскреб с самым длинным в мире 180-метровым шпилем.
Во время строительства здание называли коротко и ясно — «Бурдж Дубай» («Дубайская Башня») — по месту ее расположения. Однако к моменту открытия небоскреб переименовали в честь президента ОАЭ, одного из самых богатых людей в мире, Халифа ибн Заида Аль Нахайяна.
Идею возведения высочайшей в мире башни предложил в начале 2000 годов дубайский шейх Мохаммед ибн Рашид Аль Мактум. Он решил сделать свой эмират привлекательным для туристов и экспатов, а для этого — открыть пляжные отели, проводить в Дубае всевозможные международные мероприятия и воплощать в жизнь удивительные архитектурные проекты. Одним из пунктов его плана было строительство в эмирате района Dubai Downtown с прекрасными фонтанами, небоскребами и самым большим в мире торговым моллом. Центром района должно было стать высочайшее на планете здание, причем изначально его точная проектная высота держалась в тайне: это было сделано на тот случай, если где-то в мире начнется строительство небоскреба-«конкурента».
Бурдж Халифа: Как Строили Самое Высокое Здание в Мире
В 2003 году конкурс на лучший проект здания выиграл американский архитектор Адриан Смит, уже построивший к тому времени знаменитый небоскреб «Дзинь Мао» в центре Шанхая. В 2004-м строительство «Бурдж Халифы» начала компания Emaar Properties, владевшая землями, где строился Dubai Downtown. Предполагалось, что цены на недвижимость вокруг башни многократно вырастут.
Так и произошло: кому не захочется иметь офис или квартиру в престижном районе с видом на величественный небоскреб? Emaar по сей день активно вкладывается в амбициозные проекты. Компания может это себе позволить: ее активы компании оцениваются в $92 млрд.
Строительство башни длилось шесть лет и велось со скоростью один-два этажа в неделю. Ежедневно на строительстве было задействовано до 12000 рабочих. На создание небоскреба ушло около 60000 тонн стальной арматуры и 320000 кубометров бетона особой марки, разработанной специально для «Бурдж-Халифа»: этот стройматериал мог выдерживать температуру свыше +50 градусов C. Особенность строительства состояла в том, что бетонную смесь укладывали только ночью, а в раствор добавляли лед – иначе жара не позволила бы бетону набрать необходимую прочность при застывании. Кроме того, приходилось учитывать специфику местных песчаных почв. И если фундаменты, например, нью-йоркских небоскребов прочно закреплены в скальном грунте, то в Дубае пришлось применить 200 висячих свай длиной 45 м и диаметром 1,5 м. Очертания котлована напоминали цветок, но сделано это было не для красоты, а потому, что только такая форма фундамента была способна удержать здание высотой 828 метров.
Чудеса инженерии Небоскреб Бурдж Дубай National Geographic HD
Форму здания архитектор задумал ассиметричной, напоминающей сталагмит. И это тоже не только оригинальное дизайнерское решение, но результат инженерных расчетов: благодаря своей форме здание меньше раскачивается от ветра. Работая над проектом «Бурдж Халифа», Адриан Смит применял наработки, созданные им еще при строительстве «Тауэр-Палас III» в Сеуле: например, обе башни имеют три опоры. Поскольку «Башня Халифа» должна была быть устойчива не только к ветру и пыли, но и к солнечным лучам, для ее строительства использовали 26000 специальных двусторонних панелей, внешняя сторона которых – металлическая, отражающая ультрафиолетовые лучи, — изнутри покрыта тонким слоем серебра, защищающим от инфракрасных лучей.
Воздух для системы кондиционирования башни забирают на верхних этажах: здесь он чище и прохладнее. Конденсат используют для полива растений вокруг здания: так экономят огромное количество пресной воды. «Бурдж Халифа» имеет автономное энергетическое снабжение. Оно обеспечено 15000 кв.м солнечных батарей, которые работают в тандеме с 61-метровой ветровой турбиной.
Надо сказать, что к моменту строительства «Бурдж Халифы» в мире существовали лифты, позволявшие подниматься не выше 450 м. Однако сегодня наш небоскреб упомянут в Книге рекордов Гиннеса как здание с самыми «высокими» в мире лифтами: всего в «Башне Халифа» — 58 лифтов. К тому же они и самые быстрые: они двигаются со скоростью 18 м/с, хотя официальный сайт небоскреба и сайт компании-производителя лифтов, установленных в «Бурдж Халифе» сообщают о скорости 10 м/с.
Сегодня в «Бурдж Халифе» располагаются торговые центры, ночные клубы, кафе, почти 900 жилых квартир. Есть и мечеть. Пространство с первого по 39 этажи занимает отель Armani Dubai: дизайном 304 его номеров занимался сам Джорджио Армани.
Сотый этаж полностью принадлежит эмиратскому миллиардеру индийского происхождения Бавагуту Рагхураму Шетти: здесь располагается трое его апартаментов, средняя площадь каждого из них составляет 500 кв.м. 122-й этаж небоскреба занимает ресторан «Атмосфера», способный принять 80 посетителей: он расположен на высоте 442 м и считается самым высотным на планете. Такой же статус получила смотровая площадка на 148 этаже на уровне 555 м над землей. Последние ярусы небоскреба отведены под телекоммуникационную технику.
«Бурдж Халифа» стала символом Дубая и одной из главных достопримечательностей Объединенных Арабских Эмиратов. Здание открыло новые возможности высотной архитектуры. Приемы, впервые использованные при его строительстве, применяют сегодня при возведении самых крупных «высоток» мира.
Архитектору Андриану Смиту уже исполнилось 76 лет, он основал в Чикаго архитектурно-дизайнерскую фирму Adrian Smith + Gordon Gill Architecture (AS+GG) и продолжает строить величайшие «высотки» мира. Так, именно Смит получил заказ на проектирование 1007-метрового «Кингдом-тауэр» в Саудовской Аравии. При этом сам архитектор живет в небольшом доме «на земле», а его жена страшно боится высоты. Если она попадает в здание выше пяти этажей, то предпочитает не подходить к окнам.
Источник: gge.ru
История строительства
В начале 2000-х годов правитель Дубая, шейх Мохаммед ибн Рашид Аль Мактум приступил к реализации плана по превращению своего эмирата в один из главных центров мирового туризма. Одним из пунктов этого плана, стало строительство нового района — Dubai Downtown, включающего в себя более 100 жилых и офисных зданий, отели, самый большой торговый центр, впечатляющие фонтаны и многие другоие проекты. Но ключевым элементом нового района должен был стать самый высокий в мире небоскреб.
2003 год. На этом месте будет построен Бурдж Халифа
Весной 2002 года, дубайская строительная компания Emaar, обратилась к архитектору Адриану Смиту с предложением спроектировать самое высокое здание в мире. Адриан Смит был выбран из-за его небоскреба Дзинь Мао, построенного в самом центре Шанхая.
Первоначальный проект был 518 метров в высоту, этого было достаточно, чтобы обогнать тогдашнего рекордсмена тайваньский небоскреб Taipei 101, высота которого 509 метров. Но на начальном этапе строительства проект менялскя как минимум 7 раз, последние варианты предусматривали высоту 705 и 750 метров. Смит был не в восторге от постоянных требований изменить проект и предложил 5 окончательных вариантов башни, которые изменяться не будут. Emaar выбрали проект с высотой 828 метров.
Проект стартовал под названием Burj Dubai, строительные работы начались в январе 2004 года.
В декабре 2004 был завершен фундамент башни.
Почти год потребовался на возведение первых 10 этажей здания. Сентябрь 2005 года:
Специально для Бурдж Халифа была разработана особая марка бетона, способная долгое время выдерживать температуру до +50 °C. Его заливали только по ночам, а в раствор добавляли лед. Иначе, слишком высокая температура не позволила бы бетону набрать необходимую прочность при застывании. Апрель 2006:
Средняя скорость строительства башни составляла 1-2 этажа в неделю. Октябрь 2006:
Октябрь 2007: Бурдж Халифа достигла 160 этажа, далее будет возводится 200-метровый стальной шпиль.
Разработанные специально для Бурдж Халифа стекла, будут пропускать достаточно света, но при этом отражать часть тепла, что существенно снизит затраты на кондиционирование. Кроме того, они должны выдерживать огромные ветровые нагрузки на башню. Март 2008:
Октябрь 2008: возведение шпиля почти завершено.
Август 2009: идет благоустройство территории.
4 января 2010 года состоялась торжественная церемония открытия Бурдж Халифа.
На входе башни была установлена табличка со следующей надписью:
«Я сердце города и его жителей, символ блестящей мечты Дубая.
Больше, чем просто момент времени, я определяю момент для будущих поколений.
Я Бурдж Халифа.»
Источник: burj-khalifa.ru
Бурдж-Халифа
Бурдж-Хали́фа (араб. برج خليفة Башня «Хали́фа») — небоскрёб, напоминающий по форме сталагмит, самое высокое сооружение в мире (высота сооружения составляет 828 м).
Торжественная церемония открытия состоялась 4 января 2010 года в крупнейшем городе Объединённых Арабских Эмиратов — Дубае [1] . Здание планировали открыть 9 сентября 2009 года одновременно с открытием Дубайского метро, но открытие перенесли на январь 2010 года по причинам финансирования стороны застройщика.
С 21 июля 2007 года — самое высокое строение в мире. С 19 мая 2008 года — самое высокое когда-либо существовавшее сооружение в мире (до этого рекорд принадлежал упавшей в 1991 году Варшавской радиомачте). Точная высота сооружения составляет 828 м [2] (при количестве этажей — 163).
Правитель эмирата Дубай, нынешний вице-президент и премьер-министр ОАЭ шейх Мохаммед ибн Рашид аль-Мактум, открывая 828-метровый небоскрёб, известный во всем мире под названием «Бурдж Дубай» («Дубайская башня»), переименовал его, посвятив здание президенту ОАЭ шейху Халифе ибн Заиду ан-Нахайяну.
«Отныне и навсегда эта башня будет носить имя „Халифа“ — „Бурдж Халифа“», — сказал он [3] .
Проект здания
«Дубайская башня» проектировалась как «город в городе» — с собственными газонами, бульварами и парками. Общая стоимость сооружения — около 1,5 млрд долл [4] . Проект небоскрёба был разработан американским архитектурным бюро Skidmore, Owings and Merrill, которое также проектировало Уиллис-тауэр в Чикаго, Всемирный торговый центр 1 в Нью-Йорке и многие другие известные здания. Автор проекта — американский архитектор Эдриан Смит, уже имеющий опыт проектирования подобных сооружений (в частности, он участвовал в проектировании небоскрёба Цзинь Мао в Китае высотой 420 м). В качестве генерального подрядчика застройки было выбрано строительное подразделение южнокорейской компании Samsung, которая ранее участвовала в строительстве башен-близнецов Петронас в Куала-Лумпуре.
Бурдж-Халифа изначально планировался как самое высокое здание в мире. Когда небоскрёб ещё строился, его проектная высота держалась в тайне. Это было сделано на тот случай, если где-то будет запроектирован небоскрёб большей высоты — тогда в проект дубайской башни могли бы внести корректировки [5] .
Бурдж-Халифа — ключевой элемент нового делового центра в Дубае. Внутри комплекса размещены отель, квартиры, офисы и торговые центры. Здание имеет 3 отдельных входа: вход в отель, вход в апартаменты и вход в офисные помещения [2] . Отель Armani и офисы фирмы занимают этажи с 1 по 39 (за исключением 17 и 18 этажей, это технические этажи). Дизайн отеля был разработан самим Джорджо Армани.
900 квартир занимают этажи с 44 по 72 и с 77 по 108. Сотый этаж полностью принадлежит индийскому миллиардеру Б. Р. Шетти, на сотом этаже расположены 3 квартиры, каждая площадью примерно 500 м² [2] . Офисные помещения занимают этажи с 111 по 121, с 125 по 135 и с 139 по 154. На 43 и 76 этажах расположены тренажёрные залы, бассейны, смотровые площадки с джакузи [2] . Самая высокая смотровая площадка находится на 124 этаже на высоте 472 метров. [6] На 122 этаже находится ресторан Атмосфера («At.mosphere») на 80 мест — ресторан, расположенный на самой большой высоте в мире. Искусственная башня над основным зданием несет, помимо декоративной функции, ещё и коммуникационную, поскольку оборудована необходимой телекоммуникационной техникой.
Воздух внутри здания не только охлаждается, но и ароматизируется благодаря специальным мембранам. Этот аромат был создан специально для Бурдж-Халифа. Ароматный и свежий воздух подается через специальные решетки в полу [2] .
Стёкла не пропускают пыль и отталкивают солнечные лучи, позволяя поддерживать оптимальную температуру в здании. Площадь поверхности здания примерно равна площади 17 футбольных полей. Стёкла Бурдж-Халифа ежедневно моют, но на мойку всей поверхности требуется около трёх месяцев [2] .
Специально для «Бурдж-Халифа» была разработана особая марка бетона, который выдерживает температуру до +50 °C. Бетонную смесь укладывали только ночью, а в раствор добавляли лёд [7] .
В здании установлено 57 лифтов [2] . При этом только служебный лифт поднимается с первого этажа на последний. Жильцам и посетителям небоскрёба придётся перемещаться между этажами с пересадками. Лифты, установленные в небоскрёбе, развивают скорость до 10 м/с.
У подножья небоскрёба в искусственном озере площадью 12 га находится музыкальный фонтан Дубай. Фонтан освещают 6600 источников света и 50 цветных прожекторов. Длина фонтана составляет 275 м, а высота струй достигает 150 метров [8] Фонтан имеет музыкальное сопровождение из современных арабских и мировых музыкальных произведений.
Особенности здания
Строительство небоскрёба началось в 2004 году и шло со скоростью 1—2 этажа в неделю. Ежедневно на строительстве было задействовано до 12 000 рабочих [5] . На его создание ушло около 320 тыс. м³ бетона и более 60 тыс. тонн стальной арматуры. Бетонные работы были завершены после возведения 160 этажа, далее шла сборка 180-метрового шпиля из металлических конструкций.
Форма здания асимметрична, чтобы уменьшить эффект раскачивания от ветра [2] . Здание отделано тонированными стеклянными термопанелями, уменьшающими нагрев помещений внутри (в Дубае бывают температуры свыше 50 °C), что уменьшает необходимость в кондиционировании.
В отличие от нью-йоркских небоскрёбов фундамент Бурдж-Халифа не закреплён в скальном грунте. В фундаменте здания применялись висячие сваи длиной 45 м и диаметром 1,5 м. Всего таких свай около 200 [2] .
Существуют многочисленные упоминания в разных источниках о том, что в здании находятся самые быстрые в мире лифты, передвигающиеся со скоростью 18 м/с. Однако, на официальном сайте здания, а также на сайте производителя лифтов указано, что скорость лифтов достигает только 10 м/с.
Высота здания
160-163 | Технические |
156-159 | Связь и радиовещание |
155 | Технический |
139-154 | Офисы |
136-138 | Технические |
125-135 | Офисы |
124 | Обсерватория «На верхушке» |
123 | Смотровая площадка |
122 | Ресторан At.mosphere |
111-121 | Офисы |
109-110 | Технические |
77-108 | Квартиры |
76 | Смотровая площадка |
73-75 | Технические |
44-72 | Квартиры |
43 | Смотровая площадка |
40-42 | Технические |
38-39 | Апартаменты гостиницы Armani |
19-37 | Номера гостиницы Armani |
17-18 | Технические |
9-16 | Номера гостиницы Armani |
1-8 | Гостиница Armani |
Нулевые этажи | Гостиница Armani |
Вестибюль | Гостиница Armani |
B1-B2 | Стоянка, технический |
Текущая высота
4 января 2010 года, на официальном открытии грандиозного здания Бурдж-Халифа, сообщили, что окончательная высота здания равна 828 метрам, а не 818, как считалось раньше.
Проектная высота
С начала строительства вокруг окончательной высоты небоскрёба существовало множество слухов. Первоначально предполагалось, что проект башни высотой 705 м будет видоизменённым проектом австралийской «Grollo Tower» (560 м). Менеджеры проекта говорили о том, что высота будет гарантированно больше 700 м, то есть Бурдж-Халифа после завершения строительства в любом случае станет самым высоким сооружением на Земле. Некоторые источники говорили о 170 этажах в здании. В сентябре 2006 года сообщалось о конечной высоте в 916 м, а затем и в 940 м. Окончательная высота составила 828 метров при 163 этажах (не включая технические этажи-уровни — 46 в шпиле и 2 в фундаменте).
История строительства
- В феврале 2007 года высота Бурдж Дубая превзошла высоту Уиллис-Тауэр (443,2 м). 2007 года высота Бурдж Дубая превзошла высоту Тайбэй 101 (509,2 м).
- К 15 сентября 2007 года высота строящейся башни превысила рекорд высоты для свободно стоящего сооружения, который до этого на протяжении 31 года удерживала Си-Эн Тауэр в Торонто, и составила 555,3 м.
- По состоянию на 24 октября 2007 года высота 156-этажной железобетонной конструкции составила 585,7 м [9] . Оставшиеся 232 м будут возведены за счёт установки стального шпиля.
- В январе 2008 года высота Бурдж Дубай уже составила 589,5 метров 2008 года высота Бурдж Дубая составляла 604,9 метров (завершено 159 этажей) [10] . 2008 года высота башни достигла уровня 630 метров [11] над земной поверхностью. 2008 года Бурдж Дубай достиг высоты 636,9 метров с 164 завершёнными этажами [12] . 2008 года высота небоскрёба составляет 687,9 метра (2257 футов) [13][14] . 2008 года Бурдж Дубай достиг высоты 707 м [10] . 2008 года Бурдж Дубай достиг высоты 780 м [15] . 2009 года Бурдж Дубай достиг заявленной высоты 818 м [16] . 2010 года церемония открытия для посетителей. Высота здания до последнего хранилась в секрете, и завеса тайны была приоткрыта лишь в день открытия. И то, поначалу считалось, что высота небоскреба 818 метра (при этом ходили разговоры, что этот рубеж перескочил отметку в 824,55 метра) [17] На сегодняшний день известна истинная высота небоскрёба — 828 метров [18] .
Трудовые споры
Бурдж-Халифа был построен в основном рабочими из Южной Азии. [19] [20] 17 июня 2008 года насчитывалось 7500 квалифицированных рабочих, занятых на строительной площадке. [21] В 2006 году газета Guardian сообщала, что квалифицированные плотники на стройке получали £ 4,34 в день, а рабочие — £ 2,84 в день. [19] По данным расследования Би-Би-Си и Human Rights Watch, рабочие были размещены в ужасных условиях, их зарплата часто задерживалась, их паспорта были конфискованы их работодателями, и они работали в опасных условиях, что привело к большому числу смертельных случаев и травм. [22] Во время строительства башни Бурдж-Халифа сообщалось только об одном смертельном случае, связанным со строительством. [23] Однако травмы и смертельные случаи на рабочем месте в ОАЭ «плохо документированы». [24]
21 марта 2006 года около 2500 рабочих, недовольных отсутствием автобусов в конце своей смены, протестовали, наносили повреждения автомобилям, офисам, компьютерам и строительной технике. [19] Официальное лицо министерства внутренних дел Дубая заявило, что мятежники нанесли ущерб почти на £ 500,000. [19] Большинство участвовавших в беспорядках рабочих вернулись на следующий день, но отказались работать. [19]
Источник: dic.academic.ru