Нормативная база по исправлению ошибок в бухгалтерском учете
Требования к достоверности учета и отчетности для учреждений государственного сектора, и правила по исправлению допущенных ошибок регулируются рядом нормативно-правовых (нормативных) актов, это:
- Инструкция №157н;
- СГС «Концептуальные основы бухгалтерского учета и отчетности организаций государственного сектора» (утвержден приказом Минфина РФ от 31.12.2016 № 256н) (далее СГС «Концептуальные основы»);
- СГС «Учетная политика, оценочные значения и ошибки» (утвержден приказом Минфина РФ от 30.12.2017 №274 н) далее (СГС «Учетная политика»);
- письмо Минфина РФ от 31.08.2018 № 02-06-07/62480 «О направлении Методических указаний по применению положений СГС «Учетная политика, оценочные значения и ошибки» (далее Методические рекомендации).
Достоверной считается информация полная, нейтральная и не содержащая существенных ошибок – п. 68 СГС «Концептуальные основы». Там же приведены разъяснения критериев. Полной считается информация, которая включает данные и (или) пояснения, сформированные (имеющиеся) на момент формирования отчетности и необходимые для принятия финансовых решений пользователем отчетности. Нейтральность означает, что отбор информации для представления в отчетности осуществляется объективно.
Бухгалтерский учет в бюджетных учреждениях для начинающих бухгалтеров
Отсутствие ошибок означает, что формирование данных бухгалтерского учета и составление отчетности осуществлено в соответствии с требованиями законодательства регулирующими ведение бухгалтерского учета и составление отчетности, а также учетной политикой, отвечающей требованиям СГС «Концептуальные основы».
Определение ошибки в бухгалтерской отчетности приведено в п. 27 в СГС «Учетная политика» — это пропуск и (или) искажение, возникшее при ведении бухгалтерского учета и (или) формировании отчетности в результате неправильного использования или не использования информации о фактах хозяйственной жизни отчетного периода, которая была доступна на дату подписания отчетности и должна была быть получена и использована при подготовке отчетности. Приведенное определение признается ошибкой отчетного периода.
Порядок исправления ошибок отчётного периода в учете и сформированной отчетности установлен п.п. 28-32 СГС «Учетная политика» и зависит от этапа: формирование, подписание, представление, проверка и утверждение.
Ошибка предшествующего года – новое понятие, введенное п. 33 СГС «Учетная политика». Это ошибка отчетного периода, выявленная после даты утверждения годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности.
Обратите внимание: утвержденная бухгалтерская (финансовая) отчетность за предшествующий год (годы) пересмотру, замене и повторному представлению не подлежит.
Порядок исправления ошибок прошлых лет в учете
В соответствии с п. 18 Инструкции №157н дополнительные бухгалтерские записи по исправлению ошибок, а также исправление ошибок методом «Красное сторно» подлежат оформлению первичным учетным документом – Справкой, в которой необходимо отразить информацию по обоснованию внесения исправлений: наименование исправляемого регистра бухгалтерского учета (Журнала операций), его номер (при наличии), а также период, за который он составлен и период, в котором были выявлены ошибки.
Бухгалтерский учет в бюджетных (муниципальных) учреждениях.
Выявленная ошибка предшествующего года (лет) согласно положениям, п. 17 Методических рекомендаций отражается путем выполнения записей на дату обнаружения ошибки с применением специальных счетов бухгалтерского учета.
Ключевое нововведение – это требование об обособлении операций, связанных с исправлением ошибок прошлых лет, выявленных в отчетном периоде. В Единый план счетов бухгалтерского учета введен ряд специальных счетов бухгалтерского учета (приказ Минфина РФ от 31.03.2018 №64н):
- 401 18 «Доходы финансового года, предшествующие отчетному»
- 401 19 «Доходы прошлых финансовых лет»
- 401 28 «Расходы финансового года, предшествующего отчетному»
- 401 29 «Расходы прошлых финансовых лет»
- 304 84 «Консолидируемые расчеты года, предшествующего отчетному»
- 304 94 «Консолидируемые отчеты года иных прошлых лет»
- 304 86 «Иные расчеты года, предшествующего отчетному»
- 304 96 «Иные расчеты прошлых лет»
Бухгалтерские записи по исправлению ошибок прошлых лет подлежат обособлению в бухгалтерском (бюджетном) учете и бухгалтерской (финансовой) отчетности в отдельном Журнале по прочим операциям, содержащем отметку «Исправление ошибок прошлых лет». Информация из Журнала по прочим операциям с признаком «Исправление ошибок прошлых лет» отражается в оборотах Главной книги (ф. 0504072) в момент обнаружения ошибки прошлых лет и осуществления корректировочных записей.
Как исправленные ошибки отразить в отчетности
В соответствии с п. 33 Стандарта порядок отражения фактов исправления в отчетности зависит от периода, в котором была допущена ошибка:
- в бухгалтерской отчетности за отчетный год, начиная с того предшествующего года, в котором была допущена ошибка раскрываемые сравнительные показатели подлежат корректировке. Исключение составляют случаи, когда осуществление такой корректировки невозможно. Скорректированные показатели предшествующего года (лет) в бухгалтерской отчетности отчетного года должны приводиться обособленно с отметкой «Пересчитано»;
- если ошибка была допущена ранее предшествующего года, то корректировке подлежат входящие остатки по статье «Финансовый результат экономического субъекта» бухгалтерского баланса, а также значения связанных статей бухгалтерской отчетности за самый ранний предшествующий год, для которого в бухгалтерской отчетности раскрываются сравнительные показатели;
- когда однозначно отнести суммы корректировок к конкретному предшествующему году не представляется возможным, корректировке подлежат входящие остатки по статье «Финансовый результат экономического субъекта» бухгалтерского баланса, а также значения связанных статей бухгалтерской отчетности за самый ранний предшествующий год, к которому такие корректировки возможно применить, либо на начало отчетного года.
К сравнительным показателям, раскрываемым в бухгалтерской (финансовой) отчетности относятся, в частности:
- показатели на начало отчетного периода (начало года, предшествующего отчетному периоду (году);
- показатели на конец отчетного периода (месяца, квартала, полугодия, 9 месяцев) года, предшествующего отчетному периоду (году);
- обороты по показателям за отчетный период года, предшествующего отчетному периоду (году).
Показатели Баланса (ф. 0503130, ф. 0503730) на начало года после проведенной корректировки будут отличаться от показателей (остатков) на начало отчетного года, отраженных в Главной книге (ф. 0504072) за отчетный год на суммы корректировок (исправлений) ошибок прошлых лет.
Показатели (остатки) на конец отчетного года Главной книги (ф. 0504072) за отчетный год и Баланса (ф. 0503130, ф. 0503730) за отчетный год будут одинаковыми.
Обороты по исправлению ошибок прошлых лет в корреспонденции со специальными счетами 304 84, 304 94, 304 86, 304 96, 401 18, 401 28, 401 19, 401 29 форм в составе Пояснительной записки (ф. 0503160, ф. 0503760) отражаются следующим образом:
- в составе Сведений об изменении остатков валюты баланса (ф. 0503173, 0503773) подлежат отражению в графе 6 (по причине 03 — Исправление ошибок прошлых лет);
- в отчетах ф. 0503168 (ф. 0503768), ф. 0503169 (ф. 0503769) исключаются из оборотов отчетного года, а включаются в остатки на начало отчетного года.
Исправление ошибки в программе «1С:Бухгалтерия государственного учреждения 8»
В п. 17 р. V «Исправление ошибок в бухгалтерской (финансовой) отчетности» Методических рекомендаций приведены только 2 примера ошибок прошлых лет и их исправления по новым правилам — с применением счетов 304 84, 304 94, 401 18, 401 28, 401 19, 401 29.
В документах программы «1С:Бухгалтерия государственного учреждения 8» реализован общий механизм исправления ошибок, который предполагает, что пользователь исправляет ошибку прошлых лет как ошибку текущего года – в обычном порядке. Далее производится конвертация «обычных» проводок в проводки по исправлению ошибок прошлых лет.
При формировании проводок по исправлению ошибок прошлых лет «обычные» счета заменяются на соответствующие специальные счета исправления ошибок прошлых лет (таблица 1).
401.10 | 401.18 | 401.19 |
401.20 | 401.28 | 401.29 |
304.04 | 304.84 | 304.94 |
Остальные счета | 304.86 | 304.96 |
Для конвертации «обычных» проводок в бухгалтерские записи с применением специальных счетов исправления ошибок прошлых лет реализован алгоритм, который применяется в документах начиная с 01.01.2019.
При конвертации бухгалтерских записей анализируется каждая проводка, которая была бы сформирована в обычном порядке. Конвертация выполняется по следующим правилам:
- Если в проводке есть счета 401.10, 401.20, 304.04, они заменяются на соответствующий специальный счет. Например, в проводке Дебет 101.ХХ.310 Кредит 401.10.199 счет 401.10 будет заменен на счет 401.18 (если исправляется ошибка прошлого года) или 401.19 (если исправляется ошибка ранее прошлого года). После конвертации получим Дебет 101.00.310 Кредит 401.18.199.
- Если в проводке нет ни одного счета, для которого предусмотрены специальные счета исправления ошибок, проводка разбивается на две — в корреспонденции со счетом 304.86 или 304.96 (в зависимости от того, это ошибка прошлого года или более ранних лет).
Например, нет ни одного счета, для которого есть специальный счет исправления ошибок в проводке:
Дт 101.ХХ.310 Кт 106.01.310.
Поэтому при конвертации получим две проводки:
Дт 101.ХХ.310 Кт 304.86.73Х;
Дт 304.86.83Х Кт 106.01.310.
Исправление ошибок в программе «1С:Бухгалтерия государственного учреждения 8», ред. 1.0
Реализован следующий порядок исправления ошибок прошлых лет с применением типовых документов:
Шаг 1: создать документ с записями по исправлению ошибку прошлых лет, как ошибку текущего года.
Шаг 2: нажать на иконку «Исправление ошибок прошлых лет» в верхней командной панели документа.
Шаг 3: в открывшейся форме выбора способа «Исправление ошибок прошлых лет» выбрать способ исправления ошибок:
- Не ошибка.
- Ошибка прошлого года.
- Ошибка ранее прошлого года.
- Ошибка: задать проводки вручную.
Затем следует нажать «ОК».
После проведения документа в программе формируются проводки с применением специальных счетов исправления ошибок согласно выбранному периоду.
«1С:Бухгалтерия государственного учреждения», ред. 2.0
В созданном документе необходимо перейти в раздел «Бухгалтерские записи» и включить флаг «Исправление ошибок прошлых лет». Установить переключатель на один из двух режимов: «прошлого года» или «ранее прошлого года» (при проведении документа сформируются проводки с применением специальных счетов исправления ошибок прошлых лет).
Далее — провести документ. Документ формирует проводки с применением специальных счетов исправления ошибок согласно выбранному периоду.
Исправление ошибок (текущего периода и прошлых лет) может отражаться тремя способами, в зависимости от характера ошибки:
1 способ: ошибочно был введен лишний документ, например, акт об оказании услуг. В этом случае следует сторнировать лишний акт об оказании услуг (ввести документ «Сторно»). При этом проводки документа «Сторно» следует отразить с применением специальных счетов исправления ошибок прошлых лет.
2 способ: ошибочно не был отражен документ, например, не было отражено оприходование ОС по результатам инвентаризации. В этом случае следует ввести новый учетный документ «Принятие к учету ОС, НМА, НПА». При этом проводки документа «Принятие к учету ОС, НМА, НПА» следует отразить с применением специальных счетов исправления ошибок прошлых лет.
3 способ: документ был введен, но содержит ошибки. Например, документом «Поступление услуг, работ» отразили увеличение капвложений в дебет счета 106.00, а следовало отнести на текущие расходы – в дебет счета 109.81. В этом случае следует сторнировать документ с ошибкой (ввести на его основании документ «Сторно»), далее ввести новый правильный учетный документ «Поступление услуг, работ». При этом проводки документов «Сторно» и нового документа «Поступление услуг, работ» следует отразить с применением специальных счетов исправления ошибок прошлых лет.
В «Журнале операций» и списках документов документы, которые введены в режиме «Исправление ошибок прошлых лет» будут помечены специальной пиктограммой «Дебет-Кредит».
Как уже упоминалось выше, при формировании отчетных форм если в отчетном периоде были исправлены ошибки прошлых лет показатели бухгалтерской отчетности на начало отчетного периода (в любых формах отчетности) приводятся с учетом их корректировок по исправительным записям.
После проведения регламентированной операции по закрытию счетов при завершении отчетного года составляется форма «Сведения об изменении остатков валюты баланса» (ф. 0503173, ф. 0503773). Операции исправления ошибок прошлых лет отражаются в форме с кодом причины 03. В графе 3 отражается сумма изменений по тем счетам бухгалтерского учета, где были скорректированы показатели. Показатели баланса на начало года будут отличаться от остатков на начало отчетного года в главной книге – расхождение допустимо на суммы корректировок приведенные в указанных Сведениях.
Обороты (увеличение, уменьшение) по доходам и расходам при формировании показателей отчетов ф. 0503168, 0503121, 0503110 (0503768, 0503721, 0503710) должны быть приведены без учета операций по исправлению ошибок за предшествующий период.
Начните свой день с обучения
Приобретите курсы учебного центра ГЭНДАЛЬФ для бухгалтера и кадровика.
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
Источник: gendalf.ru
Незавершенное строительство сооружений и готовые к эксплуатации подъездные дороги
. для того, чтобы убедиться в наличии оснований для перевода фактически завершенных строительством подъездных дорог со счета незавершенных капитальных вложений (08) на счет основных средств (01), прежде всего следует установить.
Вопрос
Нужно ли начислять амортизацию на построенные и введенные в эксплуатацию подъездные дороги к элеватору, если элеватор находится пока на стадии незавершенного строительства? Какое отражение в учете должна найти данная хозяйственная ситуация?
Ответ
Элеватор, как сооружение, представляет собой целый механизированный комплекс, предназначенный для приема, обработки, хранения и отгрузки зерна и других сыпучих продуктов, состоящий из множества отдельных механизмов: транспортеров, загрузочных устройств, механизированных складских емкостей, весовых механизмов и пр. Всё это и многое другое, составляющее элеватор как комплекс, относится, согласно принятой Классификации 1 , не только к различным видам основных средств (здания, сооружения и передаточные устройства, машины и оборудование и т.д.), но и к разным амортизационным группам, разделяющим основные средства по срокам эксплуатации. 2
То же самое можно сказать и в отношении подъездных дорог, будь то автомобильные дороги или железнодорожное полотно, – всё это внутрихозяйственные дороги (ж/д пути), их эксплуатация связана непосредственно с элеватором, и они предназначены для получения прибыли как результата деятельности элеватора. Но, так же как и все остальные объекты, вместе составляющие элеватор, амортизируются они по отдельности, в соответствии с тем, к какой группе основных средств согласно Классификатору эти сооружения отнесены.
Согласно Письму Минфина РФ от 07.11.2007 № 03-03-06/1/776, стоимость внутрихозяйственных дорог, находящихся у налогоплательщика на правах собственности и используемых им для извлечения дохода, подлежит амортизации при условии соответствия этих расходов Статье 252 НК РФ.
Формально критерии признания основных средств перечислены в п.5 ПБУ 6/01 «Учет основных средств». В данном же конкретном случае для того, чтобы убедиться в наличии оснований для перевода фактически завершенных строительством подъездных дорог со счета незавершенных капитальных вложений (08) на счет основных средств (01), прежде всего следует установить: а) будут ли соотноситься такие расходы как амортизация подъездных дорог с какими-либо доходами, если собственно элеватор на данном этапе учитывается на счете капитальных вложений в силу его незавершенности; б) оформлено ли надлежащим образом право собственности на эти дороги.
Согласно п.11 Ст.258, основные средства, права на которые подлежат государственной регистрации в соответствии с законодательством РФ, включаются в состав соответствующей амортизационной группы с момента документально подтвержденного факта подачи документов на регистрацию. Т.е., для ввода дорог в эксплуатацию (перевода на счет 01 и начала начисления амортизации) не обязательно дожидаться окончательного оформления регистрационных актов – достаточно факта подачи документов на регистрацию, если все другие акты (приема-сдачи и пр.) на данном этапе оформлены, и дороги фактически эксплуатируются.
(Примечание к абзацу, в порядке актуализации материала. Пункт 11 ст.258 НК РФ утратил силу с 1 января 2013 г. — Р.Г.)
Другое дело – цель их эксплуатации. Ведь совершенно понятно, что до окончания строительства элеватора и оформления права собственности (опять-таки: как минимум, подачи документов на государственную регистрацию) подъездные дороги хотя и могут эксплуатироваться, но явно не в целях текущей (основной) деятельности элеватора, по причине отсутствия таковой на данном этапе.
Максимум, к чему эти дороги возможно привлечь – это подвоз стройматериалов, оборудования и других средств, необходимых для завершения строительства элеватора, т.е. использовать их в том же капитальном строительстве. Что, в свою очередь, означает их временную эксплуатацию, причем не с целью получения определенного дохода, а с целью завершения капитального строительства.
А, согласно п.41 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности, объекты капитального строительства, находящиеся во временной эксплуатации, до ввода их в постоянную эксплуатацию отражаются как незавершенные капитальные вложения. Т.о., если признать, что подъездные дороги находятся во временной эксплуатации, то оснований для начисления амортизации нет. С другой стороны, если руководствоваться п.52 Методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств, 3 где перечислены условия, при которых начисление амортизации в подобных обстоятельствах возможно, то, если учесть, что все там перечисленное, к тому же, не противоречит НК РФ, почему бы и не начать эти дороги амортизировать. Другое дело, что налогооблагаемую базу это никак не уменьшит.
Получается, что основания для начисления амортизации на стоимость подъездных дорог до завершения строительства элеватора есть – эти дороги эксплуатируются на строительстве основного объекта, – но оснований для уменьшения за счет этих сумм налогооблагаемой базы, т.е. признания их в текущих расходах – нет, потому что это расходы капитального характера. Последнее касается как налогового учета, так и бухгалтерского. В налоговом учете эти расходы отсутствуют. Бухгалтерская проводка обычная: Дт 08 Кт 02 .
В будущем, когда элеватор будет сдан в эксплуатацию целиком, амортизация будет начисляться так же с кредита счета 02, но уже в дебет соответствующего счета текущих затрат. Соответственно, появится и в налоговом учете запись, уменьшающая налогооблагаемую базу.
Если элеватор после ввода в эксплуатацию примет сезонный характер работы, то согласно п.18 ПБУ 6/01, годовую сумму амортизационных отчислений следует начислять равномерно в течение периода работы в отчетном году. Т.е. в течение сезона, а не 12 месяцев.
Здесь уместно еще раз напомнить: амортизация начисляется на каждый инвентарный объект отдельно, в зависимости от того, к какой амортизационной группе согласно Классификатору и п.3 Ст.258 НК РФ каждый из них относится. Поэтому замечание о сезонном характере работы может касаться далеко не всех без исключения амортизируемых единиц (инвентарных объектов, из которых состоит элеватор). К примеру, те же подъездные дороги могут эксплуатироваться, хоть и с разной степенью интенсивности, но круглый год. Поэтому и амортизацию на их стоимость есть смысл начислять равномерно в течение календарного года.
И еще, что немаловажно: в целях налогового учета амортизация основных средств относится на расходы и вычитается из налогооблагаемой базы только если речь идет об объектах, приобретенных 4 за счет собственных средств или средств, полученных в кредит (т.к. их предстоит возвращать кредитору и финансирование, в конечном итоге, является собственным). 5 Если же они приобретались, например, за счет средств целевого бюджетного финансирования, то согласно пп.3 п.2 Ст.256 НК РФ, амортизацию на стоимость таких объектов не следует начислять вовсе. Но, надо обратить внимание: эта норма относится только к налоговому учету. Прибыль, исчисленная по налоговой декларации (налоговый учет), и прибыль, как результат финансово-хозяйственной деятельности (бухгалтерский учет), отраженный в финансовой отчетности – суть разные понятия и разные величины.
Из Положений бухгалтерского учета следует, что амортизацию начислять одинаково необходимо на любые объекты основных средств, не обладающие способностью сохранять свои потребительские свойства с течением времени. 6 Необходимо, независимо от того, за счет чего/кого осуществлялось финансирование их приобретения. В частности, о внеоборотных активах, приобретенных за счет бюджетных средств и подлежащих согласно действующим правилам амортизации (т.е. если они не относятся к исключениям, о которых упоминается в последнем абзаце п.17 ПБУ 6/01), в п.8 ПБУ 13/2000 прямо указано: амортизационные отчисления начисляются в общем порядке.
Упомянутые расхождения между налоговым и бухгалтерским учетом легко поддаются объяснению. Амортизация с точки зрения налогового учета рассматривается как постепенный перенос стоимости амортизируемого имущества на конечный продукт деятельности. Для бухгалтерского же учета это лишь один аспект, называемый износом. Но есть и другой – формирование фонда на восстановление. И формировать его необходимо в отношении всех объектов (не обладающих способностью сохранять свои потребительские свойства с течением времени), независимо от источников их приобретения.
1 См. Постановление Правительства РФ от 01.01.2002 №1 «О классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы».
2 См. п.8 Ст. 258 НК РФ.
3 Утвержденных Приказом Минфина от 13.10.2003 №91н.
4 Следует понимать: сооруженных, возведенных, изготовленных, закупленных на стороне.
Источник: buhlabaz.ru
Инвентаризация капитальных вложений
В целях обеспечения исполнения подпункта «ж)» пункта 1 поручения Президента Российской Федерации от 18.08.2015 № Пр-1659, Министерство финансов Российской Федерации и Федеральное казначейство направляют Методические рекомендации по проведению главными распорядителями средств федерального бюджета инвентаризации объектов незавершенного строительства, вложений в объекты недвижимого имущества, и по представлению информации о результатах указанной инвентаризации, с указанием детальных сведений по каждому объекту строительства (вложений) (далее — Методические рекомендации).
Информация об инвентаризации объектов незавершенного строительства, а также капитальных вложений в объекты недвижимого имущества и о результатах указанной инвентаризации, с указанием детальных сведений по каждому объекту вложения (далее — Информация) подлежит представлению в Федеральное казначейство по форме, предусмотренной Методическими рекомендациями, одновременно с годовой бюджетной отчетностью за 2015 год.
Представление Информации осуществляется главными распорядителями средств федерального бюджета средствами ППО СУФД в установленном порядке в сроки, установленные для представления в Федеральное казначейство бюджетной отчетности.
Приложение: на 11 л. в 1 экз.
Заместитель Министра финансов Российской Федерации |
A.M. Лавров |
Руководитель Федерального казначейства |
Р.Е. Артюхин |
Приложение № 1
к письму Минфина России
и Федерального казначейства
от 22 декабря 2015 г.
№№ 02-06-07/75364, 07-04-05/02-874
1. Общие положения
Настоящие Методические рекомендации разработаны в целях определения общих требований к составу и порядку направления главными распорядителями средств федерального бюджета, подведомственными им получателями бюджетных средств, федеральными бюджетными и автономными учреждениями (далее — учреждения), а также федеральными государственными унитарными предприятиями, осуществляющими на основании соглашений полномочия государственного заказчика по заключению и исполнению от имени Российской Федерации государственных контрактов от лица федерального органа государственной власти (государственного органа) при осуществлении бюджетных инвестиций в объекты федеральной собственности и получающие бюджетные инвестиции в объекты капитального строительства федеральной собственности и (или) на приобретение объектов недвижимости государственной собственности в порядке, установленном для получателей бюджетных средств (далее — организации, осуществляющие бюджетные инвестиции), информации о состоянии объектов незавершенного строительства, капитальных вложений в недвижимое имущество Российской Федерации, сформированной по результатам анализа, проведенного в ходе их инвентаризации (далее — Инвентаризация), а также общих требований к порядку проведения указанной Инвентаризации.
В целях обеспечения качественного и достоверного анализа информации о состоянии объектов незавершенного строительства, капитальных вложений в объекты капитального строительства федеральной собственности или приобретение объектов недвижимого имущества в федеральную собственность федеральными бюджетными и автономными учреждениями, получателями бюджетных средств, в том числе главными распорядителями (распорядителями) средств федерального бюджета как получателями бюджетных средств, бюджетными, автономными учреждениями, а также организациями, осуществляющими переданные полномочия по реализации бюджетных инвестиций (далее — балансодержатели капитальных вложений), проводится инвентаризация объектов незавершенного строительства, капитальных вложений в объекты капитального строительства федеральной собственности или приобретение объектов недвижимого имущества в федеральную собственность (далее — вложения в государственное недвижимое имущество).
Указанная инвентаризация осуществляется балансодержателем капитальных вложений в порядке, установленном им в рамках формирования своей учетной политики с учетом положений приказа Минфина России от 13.06.1995 № 49 «Об утверждении Методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств» (в части норм действующего законодательства), применения первичных учетных документов, утвержденных приказом Минфина России от 30.03.2015 № 52н «Об утверждении форм первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета, применяемых органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами, государственными (муниципальными) учреждениями, и Методических указаний по их применению» (далее — Приказ № 52н), а также положений настоящих Методических рекомендаций.
Инвентаризационную комиссию, созданную балансодержателем капитальных вложений для проведения инвентаризации вложений в государственное недвижимое имущество, следует создавать из технических специалистов, лиц, ответственных за организацию и ведение строительства, а также лиц, обладающих специальными знаниями в области строительства.
В случае отсутствия у балансодержателя капитальных вложений работников, обладающих специальными знаниями, для участия в работе инвентаризационной комиссии по решению председателя комиссии могут приглашаться эксперты. Эксперты включаются в состав комиссии на добровольной основе.
Если договором, заключенным между балансодержателем капитальных вложений, в котором создана инвентаризационная комиссия, и экспертом, участвующим в работе комиссии, предусмотрена возмездность оказания услуг эксперта, оплата его труда осуществляется:
а) федеральным органом государственной власти (федеральным государственным органом), его территориальным органом, органом управления государственным внебюджетным фондом Российской Федерации, его территориальным органом, федеральным казенным учреждением — в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных в установленном порядке на обеспечение выполнения их функций;
б) федеральным бюджетным учреждением, федеральным автономным учреждением — за счет собственных средств, либо в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, за счет средств, предоставленных из федерального бюджета в форме субсидий;
в) иными балансодержателями капитальных вложений — за счет собственных средств.
Экспертом не может быть лицо балансодержателя капитальных вложений, на которое возложены обязанности связанные непосредственно с ведением строительства, или лицо организации, которая выполняет функции Исполнителя по договору строительства, иному договору, в рамках которого осуществлялись соответствующие вложения в государственное недвижимое имущество.
В функции бухгалтера при проведении Инвентаризации в соответствии с приказом Министерства труда Российской Федерации от 22.12.2014 № 1061н «Об утверждении профессионального стандарта «Бухгалтер» входит обеспечение данными для проведения инвентаризации активов и обязательств экономического субъекта, а также сопоставление результатов инвентаризации с данными регистров бухгалтерского учета и составление сличительных ведомостей.
Таким образом, включение работников бухгалтерии в состав инвентаризационной комиссии не требуется.
До начала инвентаризации рекомендуется проверить:
а) наличие и состояние регистров аналитического учета по каждому вложению в объект государственного недвижимого имущества;
б) наличие документов, являющийся основанием выделения средств федерального бюджета, и (или) документ — основание для начала реализации инвестиционных проектов (строительства);
в) наличие паспорта инвестиционного проекта, результатов инженерных изысканий, проектной документации, в том числе проектно-сметной документации, наличие положительного заключения экспертизы проектной документации, в случаях, предусмотренных действующим законодательством.
При инвентаризации капитальных вложений в объекты государственного недвижимого имущества комиссия производит осмотр объектов и заносит в описи полное их наименование (рабочее наименование), назначение, основные технические показатели, подтверждающие объем выполненных работ.
Кроме того, при инвентаризации вложений в объекты государственного недвижимого имущества (зданий, сооружений и другой недвижимости) комиссия проверяет наличие документов на земельные участки, водоемы и другие объекты природных ресурсов.
При выявлении объектов, по которым отсутствуют или указаны неправильные данные, характеризующие их, комиссия должна включить в опись правильные сведения и технические показатели по этим объектам. Например, — объем (по наружному или внутреннему обмеру), площадь (общая полезная площадь), число этажей (подвалов, полуподвалов и т.д.), год начала строительства и др.; по линейным объектам — протяженность, глубину и ширину; по мостам — местонахождение, род материалов и основные размеры; по дорогам — тип дороги (шоссе, профилированная), протяженность, материалы покрытия, ширину полотна и т.п.
Если комиссией установлено, что завершенные капитальные вложения в объекты государственного недвижимого имущества (работы капитального характера по надстройке этажей, пристройки новых помещений и др.) не отражены в бухгалтерском учете (в том числе у балансодержателя соответствующего объекта имущества), комиссия определяет сумму увеличения или снижения балансовой стоимости объекта и отражает в описи данные о произведенных изменениях.
На объекты государственного недвижимого имущества, по которым строительство было приостановлено (без консервации объектов), разрушенные и не подлежащие восстановлению объекты, инвентаризационная комиссия составляет отдельную опись с указанием причин, приведших указанные объекты к непригодности.
При сопоставлении фактически произведенных капительных вложений с данными бухгалтерского учета по объему произведенных капитальных вложений путем документальной проверки инвентаризационной комиссии следует также проанализировать характер произведенных капитальных вложений в объекты государственного недвижимого имущества по следующим критериям:
а) год начала осуществления вложений;
б) планируемый год окончания строительства/реконструкции;
в) сметная стоимость строительства на дату начала строительства, согласно проектно-сметной документации;
г) сметная стоимость строительства на начало отчетного периода, согласно проектно-сметной документации;
д) сметная стоимость строительства на конец отчетного, согласно проектно-сметной документации;
е) объем средств, выделенных на строительство/ реконструкцию объекта из федерального бюджета, а также условия софинансирования указанных вложений за счет собственных средств (других источников финансового обеспечения).
Результаты проведенной инвентаризации оформляются Инвентаризационной описью (сличительной ведомостью) по объектам нефинансовых активов (ф. 0504087), и Актом о результатах инвентаризации (ф. 0504835) (далее — Акт (ф. 0504835).
К Акту (ф. 0504835), составленному по результатам проведенной инвентаризации, помимо Ведомости расхождений по результатам инвентаризации (ф. 0504092), сформированной при выявлении расхождений, инвентаризационной комиссией учреждения составляются и прилагаются «Сведения об объектах незавершенного строительства, вложениях в объекты недвижимого имущества» (далее — Сведения), содержащие информацию о состоянии объектов незавершенного строительства, вложениях в объекты недвижимого имущества по форме согласно Приложению № 1 к настоящим Методическим рекомендациям.
Указанная информация подлежит раскрытию главным распорядителем средств федерального бюджета (далее — ГРБС) в составе раздела 4 «Анализ показателей бухгалтерской отчетности субъекта бюджетной отчетности» сводной Пояснительной записки (ф. 0503160) (далее — Раздел 4 Пояснительной записки) дополнительно к информации, раскрываемой в Сведениях о движении нефинансовых активов (ф. 0503168). Указанная сводная информация о результатах инвентаризации капитальных вложений в объекты государственного недвижимого имущества формируется ГРБС на основании представленной ему в составе бухгалтерской (финансовой) отчетности подведомственными балансодержатели капитальных вложений информации.
В Разделе 4 Пояснительной записки также приводится анализ состояния объектов государственного недвижимого имущества, иная информация, оказавшая существенное влияние и характеризующая показатели бухгалтерской отчетности субъекта бюджетной отчетности за отчетный период, в части результатов инвентаризации состояния объектов государственного недвижимого имущества, не нашедшая отражения в указанных Сведениях.
При этом представление информации по объектам, относящейся к сведениям, составляющим государственную тайну, осуществляется ГРБС в установленном порядке.
2. Порядок заполнения Сведений об объектах незавершенного строительства, вложениях в объекты недвижимого имущества
Показатели Сведений формируются главным распорядителем средств федерального бюджета по результатам проведенной подведомственными получателями средств федерального бюджета, бюджетными и автономными учреждениями инвентаризации объектов незавершенного строительства, капитальных вложений в недвижимое имущество учреждения, на основании данных бухгалтерского (бюджетного) и аналитического учета, а также бухгалтерской (бюджетной) и аналитической отчетности подведомственных балансодержателей капитальных вложений в следующем порядке:
Показатель строки 060 Сведений формируется путем суммирования показателей строк 010, 020, 030, 040, 050.
В графах Сведений указываются:
в графе 1 — наименование, месторасположение (полный адрес) объекта капитального строительства, указанные в документе-основании для выделения средств федерального бюджета (начала строительства);
в графе 2 — код строки;
в графе 3 — код объекта в федеральной адресной инвестиционной программе (ФАИП), присвоенный Министерством экономического развития Российской Федерации;
в графе 4 — документ, являющийся основанием выделения средств федерального бюджета, и (или) документ — основание для начала строительства (Указ Президента Российской Федерации, постановление или распоряжение Правительства Российской Федерации, приказ руководителя федерального органа исполнительной власти и т.п.);
в графе 5 — информация о состоянии объекта:
1 — строительство (приобретение) ведется;
2 — объект законсервирован;
3 — строительство объекта приостановлено (без консервации);
4 — строительство объекта не начиналось;
5 — объект введен в эксплуатацию (приобретен), документы направлены на государственную регистрацию права;
6 — объект введен в эксплуатацию (приобретен), документы не направлены на государственную регистрацию;
7 — раскрывается информация об ином состоянии объекта;
в графах 6, 7 указывается информация о причинах приостановления (прекращения) строительства:
1 — строительство/реконструкция объекта приостановлена по решению Правительства Российской Федерации (или уполномоченным федеральным органом власти);
2 — приостановлено финансовое обеспечение;
3 — низкий уровень подготовки и реализации проектных решений;
4 — отсутствие оформленных в установленном порядке прав собственности, в том числе на земельные участки;
5 — раскрываются сведения о неудовлетворительной работе подрядных организаций (нарушение сроков исполнения и иных условий контрактов, несвоевременность представления документов на оплату по выполненным работам и т.п.);
6 — отсутствие претендентов — подрядчиков (исполнителей, поставщиков) для реализации проекта в результате конкурсных процедур на право заключить государственный контракт (договор) на выполнение строительных, проектных и изыскательных и других работ, услуг;
7 — увеличение сроков процедур размещения заказов, заключения государственных контрактов и соглашений с субъектами Российской Федерации;
8 — раскрывается информация об иных причинах;
в графе 8 — год начала осуществления вложений;
в графе 9 — планируемый год окончания строительства/реконструкции;
в графе 10 — сметная стоимость строительства на дату начала строительства, согласно проектно-сметной документации;
в графе 11 — сметная стоимость строительства на начало отчетного периода, согласно проектно-сметной документации;
в графе 12 — сметная стоимость строительства на конец отчетного периода, согласно проектно-сметной документации;
показатель графы 13 формируется путем суммирования показателей граф 14, 15, 16;
в графе 14 — сумма средств, выделенная на строительство/реконструкцию объекта из федерального бюджета;
в графе 15 — сумма средств, выделенная на строительство/реконструкцию объекта из бюджета субъекта Российской Федерации, местного бюджета;
в графе 16 — сумма планируемых к привлечению средств на строительство/реконструкцию объекта;
показатель графы 17 формируется путем суммирования показателей граф 18, 19, 20;
в графе 18 — сумма средств, предоставленная на строительство/реконструкцию объекта из федерального бюджета;
в графе 19 — сумма средств, предоставленная на строительство/реконструкцию объекта из бюджета субъекта Российской Федерации, местного бюджета;
в графе 20 — сумма привлеченных средств на строительство/реконструкцию объекта;
показатель графы 21 формируется путем суммирования показателей граф 22, 23, 24;
в графе 22 — сумма кассовых расходов на начало отчетного периода, осуществленных из федерального бюджета на строительство/реконструкцию объекта с момента начала строительства/реконструкции;
в графе 23 — сумма кассовых расходов на начало отчетного периода, осуществленных из бюджета субъекта Российской Федерации, местного бюджета на строительство/реконструкцию объекта с момента начала строительства/реконструкции;
в графе 24 — сумма кассовых расходов на начало отчетного периода, осуществленных за счет привлеченных средств на строительство/реконструкцию объекта с момента начала строительства/реконструкции;
показатель графы 25 формируется путем суммирования показателей граф 26, 27, 28;
в графе 26 — стоимость работ, выполненных за счет средств федерального бюджета и принятых к учету по счету бухгалтерского (бюджетного) учета 1 106 11 000 «Вложения в основные средства-недвижимое имущество учреждения» по объекту строительства/реконструкции на начало отчетного периода;
в графе 27 — стоимость работ, выполненных за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, местного бюджета и принятых к учету по счету бухгалтерского (бюджетного) учета 1 106 11 000 «Вложения в основные средства-недвижимое имущество учреждения» по объекту строительства/реконструкции на начало отчетного периода;
в графе 28 — стоимость работ, выполненных за счет привлеченных средств и принятых к учету по счету бухгалтерского (бюджетного) учета 1 106 11 000 «Вложения в основные средства-недвижимое имущество учреждения» по объекту строительства/реконструкции на начало отчетного периода;
показатель графы 29 формируется путем суммирования показателей граф 30, 31, 32;
в графе 30 — сумма кассовых расходов на конец отчетного периода, осуществленных из федерального бюджета на строительство/реконструкцию;
в графе 31 — сумма кассовых расходов на конец отчетного периода, осуществленных из бюджета субъекта Российской Федерации, местного бюджета на строительство/реконструкцию объекта;
в графе 32 — сумма кассовых расходов на конец отчетного периода, осуществленных за счет привлеченных средств на строительство/реконструкцию объекта;
показатель графы 33 формируется путем суммирования показателей граф 34, 35, 36;
в графе 34 — стоимость работ, выполненных за счет средств федерального бюджета и принятых к учету по счету бухгалтерского (бюджетного) учета 1 106 11 000 «Вложения в основные средства-недвижимое имущество учреждения» по объекту строительства/реконструкции на конец отчетного периода;
в графе 35 — стоимость работ, выполненных за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, местного бюджета и принятых к учету по счету бухгалтерского (бюджетного) учета 1 106 11 000 «Вложения в основные средства-недвижимое имущество учреждения» по объекту строительства/реконструкции на конец отчетного периода;
в графе 36 — стоимость работ, выполненных за счет привлеченных средств и принятых к учету по счету бухгалтерского (бюджетного) учета 1 106 11 000 «Вложения в основные средства-недвижимое имущество учреждения» по объекту строительства/реконструкции на конец отчетного периода.
* Обращаем внимание, что в соответствии с Приказом № 52н, в целях обеспечения полноты отражения в бухгалтерском учете информации об активах, обязательствах и фактах хозяйственной жизни, их изменяющих, в соответствии с требованиями нормативных правовых актов, Методических указаний по бухгалтерскому учету, в том числе с учетом особенностей автоматизированной технологии обработки учетной информации, субъект учета вправе включить в первичный (сводный) учетный документ, сформированный на основе унифицированной формы документа, дополнительные реквизиты (данные).
Приложение № 1
к Методическим рекомендациям
по представлению ГРБС информацию
о состоянии объектов незавершенного строительства
от 22 декабря 2015 г.
№№ 02-06-07/75364, 07-04-05/02-874
на 1 ____________________ 20 ___ г. | Форма по ОКУД | 0503190 | |
Дата | |||
Главный распорядитель, распорядитель бюджетных средств (учредитель) | по ОКПО | ||
Получатель бюджетных средств (учреждение) | Глава по БК | ||
Наименование бюджета (публично — правового образования) | по ОКТМО | ||
Периодичность: годовая | по ОКЕИ | ||
Единица измерения: руб | 383 |
код причины | пояснения | год начала осуществления вложений | планируемый год окончания строительства /реконструкции | на дату начала строительства | на начало отчетного периода | на конец отчетного периода (отчетную дату) | всего | в том числе: | всего | в том числе: | |||||||||
из федерального бюджета | из бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов | привлеченные средства (собственные доходы) | из федерального бюджета | из бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов | привлеченные средства (собственные доходы) | ||||||||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 |
1. Вложения в объекты незавершенного строительства, включенные в ФАИП | 010 | х | х | х | х | х | х | х | |||||||||||
в том числе по объектам: | |||||||||||||||||||
2. Вложения в объекты незавершенного строительства, не включенные в ФАИП | 020 | х | х | х | х | х | х | х | |||||||||||
в том числе по объектам: | |||||||||||||||||||
х | |||||||||||||||||||
3. Объекты законченного строительства, введенные в эксплуатацию, не прошедшие государственную регистрацию | 030 | х | х | х | х | х | х | х | |||||||||||
в том числе по объектам: | |||||||||||||||||||
4. Капитальные вложения, произведенные в объекты, строительство которых не начиналось | 040 | х | х | х | х | х | х | х | |||||||||||
из них: | |||||||||||||||||||
4.1. Расходы на проектно-изыскательские работы и проектно-сметную документацию | 041 | х | х | х | х | х | х | х | |||||||||||
в том числе по объектам: | |||||||||||||||||||
4.2. Прочие расходы, предшествующие началу строительства, отнесенные на счет 010611000 | 042 | х | х | х | х | х | х | х | |||||||||||
в том числе по объектам: | |||||||||||||||||||
5. Капитальные вложения, произведенные при приобретении объектов незавершенного строительства | 050 | х | х | х | х | х | х | х | |||||||||||
из них: | |||||||||||||||||||
5.1. включенных в ФАИП | 051 | х | х | х | х | х | х | х | |||||||||||
в том числе по объектам: | |||||||||||||||||||
5.2. не включенных в ФАИП | 052 | х | х | х | х | х | х | х | |||||||||||
в том числе по объектам: | |||||||||||||||||||
Итого | 060 | х | х | х | х | х | х | х |
* ФАИП — Федеральная адресная инвестиционная программа.
** Кодовые обозначения, применяемые для графы 5: 1 — строительство (приобретение) ведется, 2 — объект законсервирован, 3 — строительство объекта приостановлено (без консервации), 4 — строительство объекта не начиналось, 5 — объект введен в эксплуатацию (приобретен), документы направлены на государственную регистрацию права, 6 — объект введен в эксплуатацию (приобретен), документы не направлены на государственную регистрацию, 7 — иной статус (пояснения)
*** Кодовые обозначения, применяемые для графы 6: 1 — приостановлено по решению Правительства Российской Федерации (или уполномоченным федеральным органом власти), 2 — приостановлено финансовое обеспечение, 3 — низкий уровень подготовки и реализации проектных решений, 4 — отсутствие оформленных прав собственности, в том числе на земельные участки, 5 — неудовлетворительная работа подрядных организаций, 6 — отсутствие претендентов — подрядчиков (исполнителей, поставщиков) для реализации проекта в результате конкурсных процедур на право заключить государственный контракт (договор) на выполнение строительных, проектных и изыскательных и других работ, услуг, 7 — увеличение сроков процедур размещения заказов, заключения государственных контрактов и соглашений с субъектами Российской Федерации, 8 — прочее (пояснения приводятся в графе 7).
Наименование показателя | Код строки | Расходы на реализацию инвестиционного проекта (строительство), руб | |||||||||||||||
на начало отчетного периода | на конец отчетного периода | ||||||||||||||||
кассовые | фактические (счет 010611000) | кассовые | фактические (счет 010611000) | ||||||||||||||
всего | в том числе: | всего | в том числе: | всего | в том числе: | всего | в том числе: | ||||||||||
из федерального бюджета | из бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов | привлеченные средства (собственные доходы) | из федерального бюджета | из бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов | привлеченные средства (собственные доходы) | из федерального бюджета | из бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов | привлеченные средства (собственные доходы) | из федерального бюджета | из бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов | привлеченные средства (собственные доходы) | ||||||
1 | 2 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 |
1. Вложения в объекты незавершенного строительства, включенные в ФАИП | 010 | ||||||||||||||||
в том числе по объектам: | |||||||||||||||||
2. Вложения в объекты незавершенного строительства, не включенные в ФАИП | 020 | ||||||||||||||||
в том числе по объектам: | |||||||||||||||||
3. Объекты законченного строительства, введенные в эксплуатацию, не прошедшие государственную регистрацию | 030 | ||||||||||||||||
в том числе по объектам: | |||||||||||||||||
4. Капитальные вложения, произведенные по объектам, строительство которых не начиналось | 040 | ||||||||||||||||
из них: | |||||||||||||||||
4.1. Расходы на проектно-изыскательские работы и проектно-сметную документацию | 041 | ||||||||||||||||
в том числе по объектам: | |||||||||||||||||
4.2. Прочие расходы, предшествующие началу строительства, отнесенные на счет 010611000 | 042 | ||||||||||||||||
в том числе по объектам: | |||||||||||||||||
5. Капитальные вложения, произведенные при приобретении объектов незавершенного строительства | 050 | ||||||||||||||||
из них: | |||||||||||||||||
5.1. включенных в ФАИП | 051 | ||||||||||||||||
в том числе по объектам: | |||||||||||||||||
5.2. не включенных в ФАИП | 052 | ||||||||||||||||
в том числе по объектам: | |||||||||||||||||
Итого | 060 |
(подпись) | (расшифровка подписи) | (подпись) | (расшифровка подписи) | ||
Главный бухгалтер | |||||
(подпись) | (расшифровка подписи) | ||||
«___» _____________________ 20 ___ г. |
Любое российское предприятие обязано периодически инвентаризировать собственные активы и обязательства. Эта обязанность предписана законом № 402-ФЗ «О бухучете» и распространяется на все компании независимо от их организации. Проверка должна охватывать все объекты имущества, в том числе и незавершенное производство. Узнаем об особенностях инвентаризации незаконченного строительства.
Инвентаризация незавершенного строительства: нормативная платформа
Регулируют проведение инвентаризации Методические указания, утвержденные Минфина РФ 13.06.1995 № 49. Периодичность проведения инвентаризации НЗП руководитель компании устанавливает сам, опираясь на возникшую необходимость, например, из-за реорганизации фирмы, нештатных или аварийных событий, передачи ценностей другому ответственному лицу или исходя из других оснований, перечисленных в Указаниях.
Инициируется проверка изданием соответствующего распоряжения, где указываются:
- объект;
- сроки проведения инвентаризации и представления ее результатов;
- комиссия с перечислением должностей и ФИО, участвующих в инвентаризации.
Проводится инвентаризация незавершенного строительства в порядке, установленном указанной выше методикой № 49 в одноименном разделе (пункты 3.32 – 3.35).
По итогам проверки составляют акт инвентаризации незавершенного производства. Бланк специальной формы нормативно не утвержден. Обычно предприятиями используются унифицированные формы ИНВ. Компаниям дано право формировать собственные документы для фиксации результатов проведенных инвентаризаций с условием содержания в них всех необходимых реквизитов, установленных законом № 402-ФЗ.
Инвентаризация объектов незавершенного строительства: особенности проведения
Поскольку незавершенное строительство, как правило, весьма сложный и состоящий из множества элементов организм, ревизировать его достаточно сложно. В строительных фирмах одновременно возводится не один объект, и на практике инвентаризационные описи заводят по каждому объекту.
Начинают всегда с подготовки: в инвентаризационных описях по объекту указывают объем выполненных работ (опираясь на документально подтвержденные факты), причем в отдельности по каждому виду, конструктивным элементам, установленному оборудованию и т.п. На этом этапе обязательно выясняют:
– имеется ли переданное на объект, но не смонтированное оборудование (его учитывают также отдельной строкой и сверяют с отпуском с основного склада), незадействованные в процессе полуфабрикаты (их предварительно сдают на склад);
– наличие законсервированных или прекращенных к возведению объектов и узлов, причины и обоснование этой ситуации;
Отдельно учитывают уже возведенные объекты, но по каким-либо причинам не введенные в эксплуатацию, либо те, на которые ввод оформлен частично, что бывает при сдаче комплексов. Наличие подобных объектов должно быть рационально объяснено, т. е. указаны причины затягивания при оформлении документации.
При установлении прекращенного строительства, остановки проектно-изыскательских работ по еще не начавшемуся возведению, также составляются отдельные описи, где приводятся сведения об объеме и стоимости выполненных работ, причинах их прекращения. Основой для занесения всех сведений на этапе подготовки к фактической проверке объектов являются бухгалтерские документы, техническая документация, рабочие проекты, сметы, акты выполненных работ и справки об их стоимости.
Утвержденная инвентаризационная комиссия определяет и документально обосновывает сумму, которая должна быть отражена в стоимости каждого незаконченного объекта.
Следующим этапом инвентаризации незавершенного строительства становится сверка фактических объемов с определенными по документам. Понятно, что сверить фактический расход материалов на возводимый объект – процесс трудоемкий и требующий опыта расчетов потребности МЦ на выработанный объем, поэтому в составе комиссии наряду с работниками финансовой сферы должны присутствовать квалифицированные инженеры-строители. При выявлении объектов, по которым в регистрах бухучета указаны некорректные сведения, комиссия вносит в опись исправления, технически обосновывая их.
Инвентаризация капитальных вложений
Особенность инвентаризации данного вида имущества связана с тем, что на счете 08 «Капитальные вложения» учитывают затраты на создание (приобретение) разнородных объектов бухгалтерского учета – основных средств, нематериальных активов, ценных бумаг. Поэтому инвентаризацию такого имущества нужно проводить по направлениям:
• строительство объектов основных средств;
• приобретение объектов основных средств;
• приобретение нематериальных активов;
• приобретение ценных бумаг.
Чтобы получить достоверные данные, необходимо провести как натуральную проверку возводимых объектов, так и документальную проверку затрат на строительство.
В акте отражается наличие каждого строящегося объекта и фактически выполненный объем строительно‑монтажных работ, который, как правило, определяется с использованием контрольного обмера. Результат контрольного обмера сопоставляют с данными проектно‑сметной документации, справок о стоимости выполненных работ и затрат (ф. № КС‑3), а также общего журнала учета работ (ф. № КС‑6), который ведет производитель строительных работ.
В качестве первичного документа для оформления результатов инвентаризации незавершенного строительства может быть использован акт инвентаризации незаконченных ремонтов основных средств (ф. № ИНВ‑10) с незначительными текстовыми изменениями.
Инвентаризация вложений в отдельные объекты основных средств сопряжена как с проверкой их наличия и состояния, так и с определением степени готовности к эксплуатации. Если объект фактически принят в эксплуатацию, но продолжает числиться на субсчете 08‑4 «Приобретение объектов основных средств», у организации, с одной стороны, возникает неучтенный объект обложения налогом на имущество с момента реального ввода его в эксплуатацию, с другой – занижается себестоимость из‑за отсутствия амортизационных отчислений по данному объекту.
В то же время, поскольку единицей бухгалтерского учета основных средств является инвентарный объект, который может представлять собой обособленный комплекс конструктивно сочлененных предметов, возможно наличие в составе капитальных вложений объектов, способных к самостоятельному выполнению определенных функций, но предназначенных для включения в создаваемый комплекс. Потенциальная готовность к эксплуатации таких объектов не является причиной для их зачисления в состав основных средств.
При выявлении объектов, по которым в регистрах бухгалтерского учета отсутствуют или указаны неправильные данные, комиссия должна вносить в опись правильные сведения и технические показатели по этим объектам.
Указанные выше особенности должны быть отражены в акте инвентаризации капитальных вложений в приобретение отдельных объектов основных средств (табл. 8).
Таблица 8.Рабочая таблица к акту инвентаризации капитальных вложений в приобретение отдельных объектов основных средств
Наличие у организации остатка по субсчету 08‑5 «Приобретение нематериальных активов» обычно связано с неоконченным процессом оформления имущественных прав на конкретный объект в соответствии с требованиями действующего законодательства. Например, организация разработала (самостоятельно или с привлечением исполнителя) товарный знак. Затраты на его разработку учитывают на субсчете 08‑5 до получении свидетельства о регистрации товарного знака в Российском агентстве по патентам и товарным знакам. Причина невозможности отразить фактические затраты на приобретение объектов нематериальных активов непосредственно на счете 04 «Нематериальные активы» должна быть указана в акте инвентаризации (табл. 9).
Таблица 9.Рабочая таблица к акту инвентаризации капитальных вложений в приобретение нематериальных активов
При инвентаризации затрат на приобретение ценных бумаг нужно убедиться в правильности и полноте их формирования, выявить расхождения между данными бухгалтерского учета и документами, подтверждающими эти затраты. Расхождения возможны как из‑за несовпадения стоимостных оценок (количественных данных) по операциям с ценными бумагами, так и ошибочного отнесения затрат на другие объекты. Для оформления результатов инвентаризации этих затрат нецелесообразно использовать форму акта, применяемую при инвентаризации финансовых вложений, дополнив ее сведениями о продавцах ценных бумаг и реквизитами соответствующих договоров.
Полезные публикации
Алгоритм действий Инвентаризация расчетного счета подразумевает выполнение ряда процедур: Выясняется, в каких банках, и в…
Как проходит инвентаризация в аптекеПроверка стартует по письменному распоряжению директора. Приказ устанавливает вид инвентаризации, ее…
Как оформляется инвентаризация ОСЗаконодательством не установлены обязательные формы первичных учетных документов, которыми должны оформляться проведение…
Резервы под обесценение вложений в ценные бумаги и другие активыК финансовым вложениям организации относят: различные…
5) Выписка, получение, хранение и учет лекарственных средствПрименение лекарственных средств занимает одно из важнейших мест…
Источник: bcoll.ru