В книжном магазине «Гиперион» историк инженерии и автор блога «Москва глазами инженера» Айрат Багаутдинов прочитал очередную лекцию об архитектуре «Что нам стоит храм поставить».
На примере Успенского собора Кремля, Собора Василия Блаженного и колокольни Ивана Великого Айрат Багаутдинов рассказал слушателям о том, как в столице возводятся храмы. От историка инженерии гости узнали, где добыть белый камень и как изготовить кирпич. Конспект лекции читайте ниже.
-
О первом Успенском соборе
- Первый Успенский собор, выполненный в камне появляется совсем не таким, каким мы привыкли его видеть сегодня. Он был построен при Иване Калите. В 1326 году митрополит Петр закладывает Успенский собор. Как он выглядел, мы не знаем.
О том, как Кривцов да Мышкин ездили мерить Владимирский храм - Призвали мастеров-каменотесов, послали их во град Владимир видеть ту церковь и меру снять с нее. Разумеется, примером был выдающийся памятник владимирского зодчества – Успенский собор. И вот наши зодчие отправляются во Владимир на конях. Они проводят обмеры существующего памятника, копию которого собираются строить в Москве: «Видели храм Пречистой, удивились весьма красоте, величеству, измерили широту и высоту ее». После чего возвращаются в Москву и начинают подготовку строительной площадки.
1475 год. Первое, что Фиораванти делает – велит разобрать существующий собор, точнее, остатки собора Кривцова и Мышкина, чтобы строить на его месте новый. Ту же церковь разбил таким образом: три дерева поставя (это похоже больше всего на треногу, с помощью которой вы иногда в походе разогреваете воду в чане), и концы их верхние совокупив воедино, и брус дубов обвесив на ужищи посреди их поперек, и конец его обручем железным сковал, и раскачивающее разбил. То есть это был просто таран на треноге, которым он и разбивал стены.
Храм для антихриста уже готовят! Строительство начинается!
Иные стены с испода подобрал, и, поленье подставляя, все на поленье поставил. По мере разбивания, разрушения одного слоя облицовочной кладки, он подставлял сюда деревянные поленья, которые продолжали нести нагрузку от этой стены. Когда эти поленья были поставлены по всему периметру, они их единомоментно зажгли. И когда все поленья одновременно обрушились, стена сразу потеряла опору по всему периметру и рухнула.
И наконец он принимается за строительство. «Рвы же изнова копать повелел и колие дубовое бить». То есть он забивает сначала в землю сваи и потом поверх свай уже устраивает белокаменный фундамент.
Церковь построена палатным образом. Традиционные для Руси, заимствованные из Византии крестово-купольные храмы в плане имели практически квадратную форму. И обычно центральный неф был несколько шире, для того чтобы над ним поместился главенствующий центральный барабан. Меньшие барабаны устанавливались по углам, как это было в Успенском соборе, либо их вообще не было, как в этом храме
Еще один распространенный, достаточно привычный нам свод – крестовый: два пересеченных полуцилиндра. И свод сомкнутый – это тоже два пересеченных цилиндра на самом деле, просто у них отрезано все лишнее, а сегменты двух цилиндров образуют те самые четыре лепестка, смыкающиеся в одной точке.
Строительство Храма
Там, где находится Владимир, Суздаль, известняк залегает достаточно глубоко – 400 метров. Конечно, по тем временам невозможно было докопаться до такой глубины, поэтому его добывали там, где это было сделать проще, где идет горизонтальная полоска. В этом месте известняк выходит на поверхность. Это как раз Подмосковье: Пахра, Мячково, Подольск, Звенигород, Волоколамск.
Для нас важно вот такое замечание: «А прежде сего на тех же местах бывае церкви надо рвом». То есть храм построен не сразу таким, а сначала он построен как однопрестольный храм Покрова Божией Матери, то есть не девять церквей, а один деревянный маленький храм. Рядом с ним стояли еще церкви, а как вы, наверное, знаете, если вы сносите церковь, то тогда на место, где находился ее освященный престол, надо ставить либо крест, как часто видим, когда едем по окраинам России, либо ставить другую церковь.
Тем же исследователем была обнаружена еще одна летопись, пискаревский так называемый летописец, где уже несколько иная формулировка встречается: «А мастер был Бармас товарищи». Никакой Постник уже здесь не упоминается. Это внесло еще большую сумятицу в дело о разгадывании авторства храма Покрова на рву.
Столпы соединены кирпичной галереей. Где-то кирпичная галерея накрыта просто коробовым сводом, а где-то – инженерным чудом – плоским перекрытием.
Источник: www.m24.ru
Строительство храма — от фундамента до накупольного креста.
Строительство храма — от фундамента до накупольного креста.
Тема строительства храма не имеет границ ни во времени, ни по объему обсуждения, поскольку здесь всегда столь много всего интересного как с точки зрения истории и архитектуры, так и с вполне практичных тем относительно стоимости работ, применяемых на практике техник и материалов. Предприятие «Возрождение» занимается строительством храмов и церквей вот уже третье десятилетие, но даже для нас время от времени открываются новые и интересные моменты.
Строительство храма пожалуй нельзя сравнивать с чем бы то ни было поскольку здесь совмещаются такие разнополярные аспекты как осязаемое физическое и невидимое духовное. Храм представляет собой вполне осязаемое физическое место, где верующий человек имеет возможность быть к Господу нашему ближе, поэтому у строителей храма ответственность за все выполненные действия не только перед заказчиком, но и пред Богом!
Мы крайне ответственно подходим к вопросу строительства храма и каждую даже самую мелкую деталь учитываем и просчитываем иногда даже по несколько раз! Такая щепетильность полностью оправдывает себя, поскольку сделать всегда необходимо действительно много.
Говоря о строительстве храма если идти от начала, то прежде всего — это конечно же место под храм, хотя как правило на момент обращения к нам место под храм уже выбрано, от нас лишь требуется проинспектировать его и оценить не только объем всех необходимых работ, но и пригодность самого места под строительство. Иногда случается даже так, что место не наилучшее для строительства храма к примеру в плане грунтов, но даже подобные нюансы не мешают строительству храма, поскольку мы можем не только все правильно спланировать, но и качественно сделать.
Если грунты не очень то гостеприимны к строительству храма, мы анализируем все что доступно и делаем укладку фундамента для храма в соответствии с имеющимися задачами и это всегда работает, поскольку наш практический опыт в этом направлении достаточно большой! За весь период деятельности нашего предприятия мы построили и отреставрировали достаточно много храмов и церквей и именно поэтому нам доверяют многие!
Мы тщательно подбираем и все необходимые для строительства храма материалы, безусловно с учетом пожеланий заказчика, стилистики самого храма и необходимого ценового сегмента. Строительство храма, а если быть точнее то весь комплекс работ по строительству храма наше предприятие в состоянии выполнить полностью опираясь на собственное производство, ведь для этого у нас есть абсолютно все что необходимо — огромные новые цеха с самым современным оборудованием, вся необходимая спецтехника, услуги доставки и установки, а также полноценная работа наших специалистов непосредственно на объекте.
Благодаря всем этим факторам мы в состоянии выполнить работу качественно и сравнительно быстро — наше производство позволяет нам одновременно работать над несколькими заказами или задачами одновременно. Изготовление куполов и крестов для храма также полноценно производится на нашем предприятии — изготовление каркаса для купола храма или для креста также может производится синхронно!
У нас есть собственный цех по изготовлению продукции из стеклофибробетона, а также цех по нанесению напыления нитрида титана поэтому в обоих направлениях мы также пользуемся исключительно собственным производством и это исключает для всех наших заказчиков какие-либо дополнительные траты, потерю во времени или какие-либо сбои, совсем наоборот каждый наш заказчик получает весь спектр работ и всю необходимую продукцию из одних рук. Занимаясь строительством храма мы также предоставляем всем нашим клиентам гарантийные обязательства в полном объеме как на все виды выполненных нами работ, так и на всю нашу продукцию.
Также выполняя строительство храма если есть такая необходимость, мы работаем и над изготовлением декора для внутреннего и внешнего убранства храма — большую часть декоративных элементов храмового убранства мы также производим на территории собственного производства. Практически все что касается строительства храма может быть заказано у нас на производстве, а главное на выполненные нашим предприятием работы — действующие храмы и церкви, можно взглянуть самостоятельно как в специальном разделе нашего сайта «Наши работы», так и по фактическим физическим адресам того или иного храма или церкви. Если вам необходимо строительство храма «под ключ» так сказать, или любые другие виды работ имеющие отношение к храмовому строительству,то мы в состоянии выполнить подобный заказ наилучшим образом, качественно, быстро и за приемлемую цену! Мы всегда рады помочь каждому, если это в наших силах! Поэтому по всем интересующим вас вопросам звоните нам по указанным телефонам или пишите на странице «Контакты».
Изготовление и установка декоративных подкупольных барабанов для храма во имя Святой Троицы. с. Охона.
Источник: kupolhrama.ru
Беседы с батюшкой. Строительство и восстановление храмов
В московской студии нашего телеканала на вопросы о строительстве храмов отвечает протоиерей Олег Истомин, настоятель церкви Покрова Пресвятой Богородицы села Ельцы Киржачского района Владимирской области.
– Тема нашей сегодняшней передачи посвящена современным проблемам строительства и восстановления храмов. С чего обычно начинается строительство храма?
– Прежде всего я хочу сказать слова благодарности и Господу, и вашей телекомпании, что я могу всему православному христианскому миру сказать эти величайшие слова приветствия о том, что Христос воскрес.
Дело в том, что проблемы строительства храмов действительно современные, но раньше было совсем не так. Причем нужно сказать, почему мы, собственно, храмы и строим, откуда это идет и для чего мы это делаем. Ведь первая храмовая молитва, общая, церковная, была уже у наших прародителей, Адама и Евы, когда они вместе молились и тем самым хвалили имя Господне. Так же было и у их детей, Каина и Авеля, но здесь уже произошло грехопадение, и тогда Господь сказал, чтобы люди приносили жертвы.
Для чего это было сделано? Чтобы люди не забыли то обещание, которое Господь дал им о спасении. Дальше появляется походная скиния: Господь уже законодательно ввел порядок о том, каким должен быть храм, дал нам заповедь, чтобы мы трудились все дни, а день субботний проводили в молитве в храме. И уже после воскресения Христова для нас, христиан, это место занял воскресный день.
Современные проблемы прибавились к тем проблемам, которые были и до этого. Дело строительства храма очень сложное. Во-первых, место выбиралось, когда отталкивались от какого-то события или было какое-то знамение. Например, наш самый главный храм – Храм Христа Спасителя – построен в честь победы русского оружия в Отечественной войне 1812 года, и строился он на народные пожертвования, а также за счет купцов и меценатов, более пятидесяти лет.
Сейчас современная сложность в том, что нужно все приводить к законодательному уровню, начиная от выбора участка земли (этот вопрос нужно решить с администрацией), и далее идет очень большой список всего, что нужно исполнить, иначе дело не продвинется ни на йоту. Это требует много времени и средств, потому что сюда входит проект, кадастровый номер, регистрация и все надзорные моменты, включая все жилищно-коммунальные аспекты и инфраструктуру, а также архитектуру. Потому что сейчас нужно качественно строить, это очень важно на сегодняшний день. Это было важно всегда, тем более в нашей климатической зоне, потому что у нас мороз, снег, вода, поэтому все должно быть сделано капитально, что требует больших вложений, большой любви, больших усилий и большой молитвы.
А для начала нужно собрать общину из десяти человек, обратиться к священнику, потом к благочинному, подать прошение на имя правящего архиерея, и когда будет принято положительное решение, тогда оно выйдет на государственный уровень.
– И затем наши юридические законодательные власти регистрируют приход и начинается приходская жизнь?
– На самом деле это достаточно долгий процесс, который занимает определенное время. После регистрации нужно выработать устав, должен быть священник, или это может быть какой-то приписной храм. Чтобы все сделать правильно, нужно приложить большие усилия.
– Не только финансовые, но еще и организационные…
– Раз мы начали от Адама и Евы, со скинии и так далее, скажите, почему на Руси строилось так много храмов? Какое значение имел храм для простого русского человека еще десять веков назад?
– Православие на Руси было государственной религией, а христианство было образом жизни, оно было неотделимо, абсолютно все было связано с именем Божиим, начиная от рождения и заканчивая отпеванием, которое тоже происходило в храме. Это еще один очень важный момент, показывающий, почему нужно строить и восстанавливать храмы, заботиться о них. Потому что с храмом связана вся наша жизнь, в храме мы получаем особую благодать в таинствах, в том числе и в Таинстве Причащения. Таинство Евхаристии – это величайшее таинство, когда под видом хлеба и вина мы причащаемся Тела и Крови Господа нашего Иисуса Христа.
– Вы сказали о том, что в храме крестили и отпевали. Получается, что русский человек начинал свою жизнь в младенчестве в храме и заканчивал ее тоже в храме, когда его отпевали. Хотелось бы более развернуть этот вопрос. Почему все-таки храм был центром жизни каждого русского местечка, каждой деревни и каждого города?
Когда мы едем по нашим дорогам, проезжая разные населенные пункты, обязательно встречаем либо блестящий купол уже восстановленного храма, либо видим какие-то руины. Какое значение имел храм в духовной жизни русского человека?
– Храм – духовный стержень для жизни любого православного человека. Знамением большевизма было разрушить все до основания, а затем построить новое. Русская Православная Церковь как общество и храм как здание были тем препятствием, которое мешало им делать это ужасное, неблагодарное и злополучное дело, поэтому и храмы, и православные люди уничтожались. У нас есть великий сонм новомучеников и исповедников Российских, которые погибли не напрасно, они оставили нам тот стержень, благодать Божию и традиции, преемниками которых мы сейчас и являемся.
Конечно, Церковь мешала развращать людей и вести неправильный образ жизни, хотя разрушить очень легко, а вот созидать очень и очень тяжело. И вот сейчас у нас «время собирать камни», именно этим нужно заниматься. Тем более что прошло время воинствующего коммунизма, атеизма, теперь у нас все более благополучно, дай Бог, чтобы и дальше так было.
Сейчас для нас очень благоприятное время, только мы сами можем все испортить. Поэтому нужно строить храмы и для Церкви, и для души, потому что в храме заключено наше спасение, вне Церкви нет спасения. Если мы хотим спастись, то должны строить храмы, это корабли в нашем житейском море, которые приведут нас в тихую гавань Царства Небесного к Господу нашему Иисусу Христу.
– В дореволюционной России храмы имели еще и образовательное значение, при них открывались приходские школы. Даже многие наши революционеры получили образование в этих приходских школах. Сейчас у нас благоприятное время, все хорошо, можно находить средства для постройки храмов, но что сейчас происходит даже в Москве? Наверное, на всю Россию известен случай на «Торфянке»: строится храм по «Программе-200», и находятся люди, пользующиеся тем, что сейчас можно свободно выражать свое мнение, которые всячески выступают против этого строительства.
Совсем недавно на Кронштадтском бульваре тоже происходило собрание против уже построенного храма. Скажите, пожалуйста, почему сейчас, несмотря на такое благоприятное время, находятся люди, не желающие, чтобы строились храмы, значение которых и в истории, и в современной жизни неоспоримо?
– Господь сказал, что хозяин мира сего – дьявол, и он, конечно, сопротивляется через людей. Пришел наш Господь Иисус Христос, Само Совершенство, и Он не смог всем угодить. Из ненависти и зависти Его предали, распяли, несмотря на то, что ходили с Ним и питались от Него; ели с Его руки в прямом смысле этого слова – и предали.
Спасение – от Церкви. Неужели вы думаете, что дьявол так легко согласится с тем, чтобы люди могли спастись? Ведь его задача совсем другая. Мы же знаем, что он, как лев в пустыне, «ходит и ищет кого поглотити». Но когда лев насытится, просто лежит, рядом ходят стада животных, и он их не трогает.
У дьявола задача совсем иная: чем больше людей он погубит, тем будет лучше для него, как он думает. Но он забывает, что у нас есть Пасха Господня, что Господь восстал и «смертию смерть попрал» и нет у ада победы.
Поэтому есть такое противление через людей, которых дьявол сильно запутал в своих сетях, и сражаться с ними нужно молитвой, постом и на законодательном уровне, но это должно быть действительно общим делом. И один в поле воин, это правильно, но если это наше общее дело (ведь Церковь – это общество), то мы должны всем этим обществом отстаивать наши поруганные святыни и возводить новые для спасения душ человеческих.
– А если нужно будет применить силу, если провоцируют? Сейчас в Интернете на каких-то православных блогах постоянно зазывают: «Дорогие братья и сестры, придите помогите, нужно отстоять храм». Молиться, поститься – это все хорошо и правильно, но получается, что если мы не будем действовать сами, приходить и показывать, что нас больше, то…
– Правильно, и я об этом. Действительно, нужно приходить сообща и выражать свою духовную, христианскую, православную точку зрения. Если та сторона говорит, что им не нужен храм, – прощайте, вы не с нами, а против нас, идите и служите своему дьявольскому начальству, а мы с Господом, выражаем к Нему любовь, «едиными устами и единым сердцем» хотим построить здесь новый храм. Поэтому, конечно, нужно приходить и всем вместе, сообща отстаивать точку зрения Русской Православной Церкви, благословение нашего Святейшего Патриарха.
– Насколько я знаю, Вы построили достаточно много храмов. Могли бы Вы рассказать о своей деятельности, с какими трудностями Вы сталкивались? Я думаю, что сейчас было бы очень интересно услышать не о каких-то общих моментах, а о живом примере. Вы не из Москвы, а из Владимирской области, может быть, там другие возможности, расскажите о себе.
– Господь сподобил меня потрудиться во славу Божию и построить несколько храмов в очень трудные времена. Даже и сейчас строить или просто восстанавливать храм непросто. У меня и сегодня один из беднейших и разрушенных храмов Владимирской области. Все достается очень трудно, большими трудами и большой любовью. И прежде всего большим самопожертвованием.
Но здесь еще должны быть и соратники, те люди, которые верят в это дело и в священника. Это очень важно, поэтому в деле строительства храмов нужно, чтобы священник действительно «горел» этим, чтобы это для него было не какой-то обузой или просто послушанием. Если этим не жить, то делать такое дело очень и очень трудно. И всегда так было, тем более сейчас, потому что в настоящее время дух свободы настолько извратился, что теперь ее понимают как дух противления, из-за которого возникают очень большие сложности. Надо, чтобы были соратники, команда, и, конечно, здесь не обойтись без благотворителей, меценатов, мужей державных.
Например, наш каменный храм, которому скоро будет уже четыреста лет, построен на средства московского купца Пантелея Федотова. Человек взял и помог, это была точечная, адресная благотворительная помощь, а «мужичок и лошадка» сделали великолепный храм, который потом постигла трагическая судьба, но все же Бог поругаем не бывает. Потихоньку, Божией милостью, с помощью добрых людей (сейчас, конечно, нет таких купцов, но жив Господь и жива душа православных людей) получилось. «С миру по нитке – и получилась рубашечка» – так и у нас: появились и кресты, и купола, и крыша. Поскольку у нас Богородичный Покровский храм, то теперь почти весь наш храм под голубенькой крышей и действительно под Покровом Божией Матери.
Мы с вами наследники величайших святынь. Посмотрите, сколько храмов по России, действительно жемчужин! Это наследие достойно внимания международной организации ЮНЕСКО, это всемирное наследие, и этим нужно заниматься. Русский Север, Вологодская, Костромская, Ярославская, Владимирская, Тамбовская, Рязанская, Тверская области – там очень, очень много храмов, которые нуждаются в помощи, исторически они действительно жемчужины, их тоже нужно восстанавливать, приводить в порядок. И мы, как достойные наследники, должны это исполнить.
У нас, во Владимирской области (например, Кольчугинский, Александровский районы), у батюшек по нескольку приписных храмов, которые нужно восстанавливать. Это вопрос нашей чести.
– Хватает ли священников на эти приходы?
– Я уже сказал, что у каждого священника несколько приписных храмов.
– Получается, священник разрывается…
– Да, где-то есть основной храм, где-то приписные восстанавливающиеся храмы, приходы. Скажем прямо, достаток там не очень большой, поэтому взять отдельного священника, конечно, тяжеловато. Тем не менее нужда в духовенстве имеется. Будем рады, если кто-то придет ради Господа нашего Иисуса Христа, а не ради хлеба, хотя, конечно, будет приход, священник – и все будет слава Богу.
Может, и не будет большого дохода, но тем не менее сегодня ни один священник не может сказать, что он очень плохо живет, что у него большие проблемы с пропитанием и жильем. Сейчас практически у всех есть свой автомобиль, хотя бы «Жигули», люди стали мобильными, поэтому жить можно, даже нужно, надо только любить свою Родину, свою Православную Церковь, и все у нас получится, все будет слава Богу.
– Когда Вы пришли в первый раз в храм, в который получили назначение, я так понимаю, что храм был разрушен, крыши не было. Какие у Вас были первые мысли?
– В этом Покровском храме я служу и мы его восстанавливаем уже на протяжении девяти лет, по времени это совсем недавно. Честно сказать, когда я приехал на этот приход и увидел храм, то подумал, что храмов в таком состоянии уже не должно быть, потому что храм уже был отдан за некоторое время до меня, там были священники, которые трудились и многое делали, то есть я пришел не совсем на пустое место, но тем не менее надо гореть любовью к Богу, Церкви, храму, и тогда мы будем делать больше.
Как сказал Господь, жатвы много, а делателей мало (Мф. 9,37), но во время жатвы все радуются, хотя один сеял, другой пахал, третий привозил зерно, четвертый занимался агрохимией. Потом пришли люди и все это убрали, но радуются все о том, что получился хороший урожай. Так сейчас и в Церкви: может быть, мне сейчас и трудно, хотя многие трудности уже немного позади, но тому священнику, который придет после меня, будет гораздо лучше и проще.
– Когда строился Успенский Собор Троице-Сергиевой лавры, в раствор добавляли яичный желток. Все яйца, какие были в округе, отдавались на строительство, люди не ели яйца лет двадцать как минимум – вот так строили храмы на Руси. Какие у Вас были яркие моменты строительства храмов? Бывает много разных случаев, мы читаем о них, начиная с древних патериков, когда люди уже отчаялись и вдруг Господь являет Свою милость. Были ли в Вашей практике, в Вашей приходской жизни такие примеры?
– Конечно. В деле строительства все достается большими трудами, но говорю словами молитвы Господней: «Хлеб наш насущный даждь нам днесь». Иногда действительно было так, что сегодня что-то есть, а что делать завтра – неизвестно, и вечером приходит человек и говорит: «Батюшка, Вы здесь строите, за кирпичом поедете? Хочу помочь вам с кирпичами». – «Конечно, поеду».
Были такие случаи и с деревом, и со строительными лесами. Искал леса – нигде не было, завтра уже начинать, почти отчаялся, потому что найти их достаточно сложно, дорого и трудно. И вдруг одна раба Божия говорит: «Я работаю у одного человека, а у него строительная фирма, я сказала, а он ответил, что привезет нам».
Нам завтра надо было начинать строительство, а он в этот же вечер привез строительные леса. Это действительно Господь помогает! Если рассчитывать на свои силы, то думаешь: «Что делать?» Делать нечего, руки опускаются, и понимаешь, что не получается, надо делать как-то по-другому. Но нет – Господь посылает помощь.
Или, например, был такой случай. Когда люди строят храм, они тоже немного денег зарабатывают, потому что жизнь сейчас трудная и люди стараются тоже что-то заработать, есть определенные расценки, договоры. И вот надо рассчитываться, а денег нет. Они окончили работу, им домой пора ехать, а у нас не хватает денег для расчета.
Приходит человек и говорит: «Вы здесь строите, я хочу пожертвовать на храм». Как правило, люди дают или в конверте или как-то по-другому, но никто же не говорит сколько. «Спаси Господи, напишите Ваше имя, чтобы мы поминали». Потому что деньги берешь, за них же надо отвечать перед Господом. Раскрываешь конверт – «Господи, помилуй»: сколько не хватало, столько денег Господь и послал.
Это же чудо! Такие случаи в моей жизни были, и я с радостью о них говорю. И сейчас есть такие чудеса, у меня они были неоднократно. Слава Тебе, Господи, что это было именно так, что Господь не оставлял меня в самый последний момент, но всегда подавал мне руку Своей спасительной помощи.
– То есть всегда идет сугубое поминовение таких людей, строителей?
– Конечно, я сугубо поминаю людей, потому что человек пришел, пожертвовал, надо помолиться и пожелать, чтобы у него все было слава Богу, чтобы Господь благословил его труды, управил его, в чем-то его исправил, если он где-то ошибался, уберег его от какого-то искушения, беды или несчастья. Задача священника – прежде всего молиться, священник – это не строитель. Он заканчивает семинарию, академию, магистратуру, а потом занимается тем, что проверяет, какой раствор: известковый или цементный, какими рядами будет идти кладка, какой краеугольный камень заложен, где какая связка, как плиты лежат, какие допуски имеются, какой будет сварка, какая сталь, какой марки кирпич и многое другое.
Если заниматься только этим, то это просто прораб, но тем не менее в современных условиях это нужно делать и знать. И в каждой епархии есть архитектурно-строительный отдел, который контролирует, как ведутся реставрационные работы, строительство, текущие работы, такие как перекрыть крышу, поставить лаги, стропила, как сделать обрешетку, какой должна быть нагрузка. И в каждой епархии есть священник, который, наряду с архитектором и отделом архитектуры, курирует все эти строительно-восстановительные реставрационные работы. Сейчас все это очень жестко контролируется государством, особенно если это объект культурного или исторического значения. Но даже если это просто храм, он должен подходить под эти мерки, чтобы стоял много-много веков, по слову Спасителя: «Созижду Церковь Свою, и врата ада не одолеют ее».
– Насколько я знаю, по светскому образованию Вы инженер.
– Есть такое дело.
– Получается, Вы сами занимались строительством своего храма, если Вы профессиональный строитель?
– Гораздо больший опыт строительства я получил именно в лоне Русской Православной Церкви, а то, что есть и теоретические знания, – это уже совсем другая история. Но практику я прошел именно в Церкви, за что благодарю правящего владыку и архиереев, которые доверяли мне и давали столь сложное и ответственное послушание. Поэтому я всегда буду поминать строителей и благоустроителей тех храмов, в которых присутствовала и моя рука как рука мастера, за что огромная сыновняя благодарность нашим владыкам и Господу.
– Не чувствуете ли Вы какую-то усталость? Бывает, что человек занимается очень сложной и кропотливой работой и устает. Если Вас сейчас вызовет правящий архиерей и скажет: «У Вас так хорошо получается строить храм, давайте еще несколько постройте», – как Вы к этому отнесетесь? Понятно, что послушание нужно исполнять, но каким будет Ваше отношение к этой ситуации?
– Я готов к этой ситуации, готов восстанавливать порушенное, созидать новое во славу Божию и славу Русской Православной Церкви. Конечно, я готов, потому что в этом и есть наше призвание, Церковь ведь строится и как здание, и как общество, и это неотделимо. Можно креститься и в реке Иордан, а отпевание совершить на кладбище. Нил Сорский вообще сказал: «Можете отдать мое тело собакам».
Но у нас есть обычаи, устои, традиции, тот закон, который дал нам Господь. И храмовая жизнь, строительство, восстановление, реставрация – все это полезно для нашего спасения, это наш образ жизни.
Если этим не заниматься, если это разрушится, если мы это забудем, то и не будет ничего, камня на камне не останется. Даже Иерусалимский храм сколько разрушался, всегда люди приходили и восстанавливали его, чтобы сохранить этот образ жизни и эти традиции. Поэтому сейчас, для того чтобы сохранить и передать дальше веру в Господа нашего Иисуса Христа, нужно восстанавливать те храмы, которые в этом нуждаются, и по мере необходимости строить новые. Я готов к этому.
– Храмы, слава Богу, строятся, но есть и другая проблема, ведь в храмах должны быть люди, прихожане. Как в Вашей приходской жизни, с момента ее начала, проходили взаимоотношения с людьми, прихожанами? Как Вы находили общий язык, подвигали людей для помощи в строительстве храма? Были ли люди, которые во славу Божию помогали строить храм?
– Они и сейчас есть, которые действительно помогают во славу Божию.
– Я знаю такой случай, когда одна молодая семья никак не могли зачать ребенка, а после того, как родители помогли при строительстве храма, Господь наградил их чадом. Были ли чудеса и произволения какой-то особой Божией благодати у Ваших прихожан, которые помогали Вам в этом строительстве?
– Конечно, к этому можно относиться как угодно, но были случаи, когда люди исцелялись от тяжелых недугов. Когда они приходили, было видно, что они в болезни трудятся, молятся. Молитва – это тоже очень большая помощь. И люди молились или просили разрешения читать Псалтирь, чтобы дело спорилось. Я говорил, что мы и так читаем, а они отвечали, что будут ночью читать.
Попробуйте почитать ночью, окажется, что хочется спать, это очень трудное дело.
У наших противников, богоборцев, может возникнуть вопрос: почему мы строим храмы, а в них не всегда много людей, они не всегда посещаемы и наполняемы? Так кажется только на первый взгляд. В нашем деревенском приходе до революции было больше тысячи человек только мужчин. Деревня вроде маленькая, а храм стоит большой. Казалось бы, зачем такой большой храм?
Потому что было много людей. Когда Господь насыщал хлебами людей, то их рассаживали и считали по количеству мужчин.
Сейчас легко разрушить и развратить, а восстановление души человеческой, образа Божия в человеке идет медленно, с терпением, нужен труд, и только тогда получается плод сторицей. Вера разрушалась почти век, на протяжении правления богоборческой власти, а теперь мы хотим, чтобы в одночасье все восстановилось. Так не получится. Можно легко восстановить поголовье свиней.
Приходит фермер, берет пустое здание, а через три месяца там уже сплошное хрюканье. Но это же свиньи, поголовье которых легко восстановить, а исправить образ Божий в греховном человеке очень тяжело, должно пройти время.
Поэтому в этом плане нужно постоянно трудиться, проповедовать, говорить о том законе любви к Богу и к ближнему. Если не жить в этой любви, в этих традициях, то очень тяжело что-то исправить, человек просто не будет этого знать.
Прошлое воскресенье у нас вспоминалась беседа Господа с самарянкой, причем она задавала ему почти богословские вопросы, которые Ему больше никто не задавал. Люди этим жили: иудеи и самаряне ссорились между собой, у них были конфликтные ситуации, но они жили в традициях. Несмотря на то что она была простой женщиной, ухаживающей за животными, она была настолько умна в вопросах религиозной традиции, настолько религиозно образованной, что ее беседа с Господом была почти богословской. И в конце Христос сказал, что Он и есть тот Мессия, Которого они ждут.
Все это – наши традиции, созданные вокруг храма, и чтобы они не ушли в небытие, нужно вести религиозную жизнь в храме. Мы спасаемся только в храме, вне Церкви – мир, в котором хозяйничает злой дух. И сопротивляться нам очень и очень тяжело без благодати Божией, которую мы получаем в храме.
– Часто люди говорят: «Я в Бога верю, зачем мне в храм ходить?» Наглядный пример того, что общество настроено несколько по-другому, не понимает значения храма.
– Настроено по-другому, потому что не понимает, потому что духовенство, священники не донесли до них, что дома домашняя, келейная молитва, где человек один, как маленькая свеча, горит и теплится. И хорошо, если не будет сквозняка, а если будет, то свеча потухнет. Искушений много, а ты один, слабый и немощный, если не подкрепляешься соборной, церковной, общей молитвой, не исповедуешь догматы, не поешь Символ веры и «Отче наш» в церкви, ведь в этом заключено наше соборное единство.
На Руси хоров практически не было, была традиция петь всей церковью, и этим была сильна и Церковь, и Русь. Во времена монголо-татарского ига запретили всем хором петь в церкви. Если не получилось разбить русских в бою, то решили использовать принцип «разделяй и властвуй», чтобы в церкви не пели все хором, едиными устами и общей молитвой.
Господь сказал: где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди вас … Вот почему так важна общая, церковная молитва, важно ходить в храм. Потому что можно закончить семинарию и академию, магистратуру и аспирантуру, но это будет схоластическое знание, будешь много знать, но на практике это не сможешь применить, потому что не знаешь как. Есть Священное Писание и Священное Предание, и если в Церкви, в живом организме, ты не получил этого опыта, то ничего не сможешь совершить (ни молебна, ни крещения и т.д.), поэтому так важны катехизические встречи, беседы перед многими Таинствами: крещением, венчанием, соборованием и исповедью.
Даже у нас в глубинке люди приходят, в том числе и ко мне, и говорят: «Батюшка, а я первый раз на исповеди, ничего не знаю». И когда идет собственно сама исповедь, когда прошла Божественная литургия, в такой момент нужно с нежностью, аккуратностью человеку объяснить все, не оттолкнуть его, а сказать, что для того, чтобы хорошо исповедоваться, нужно немного подготовиться: «Давайте мы с Вами останемся после службы и поговорим, чтобы обозначить какие-то определенные вехи, чтобы Вы узнали об этом таинстве». Сейчас много периодической литературы, книг, есть Интернет, можно почитать и прийти на исповедь уже подготовленным. А все это можно узнать только лишь в живом организме, именно в Церкви.
Сидеть дома и молиться – это хорошо, важно, но нет всей полноты. Если человек хочет жить всей полнотой христианской жизни, то, конечно, он должен ходить в церковь, стараться соблюдать законы Церкви, по мере возможности найти духовника, который будет ему помогать правильно ориентироваться в этой сложной современной жизни.
– Очень хочу Вас попросить о том, чтобы Вы дали какое-то наставление нашим телезрителям, чтобы Вы подчеркнули, как не хотелось бы, чтобы повторились те десятилетия богоборческой, безбожной власти, о которых мы уже говорили.
– Ходите в церковь, исполняйте закон Христов, верьте в Господа нашего Иисуса Христа, в Его воскресение, и тогда врата ада не одолеют вас. И мы услышим слова, которые слышали очень многие люди, приходящие к Богу: «Иди в мире, вера твоя спасла тебя. Аминь».
Источник: tv-soyuz.ru
Как построить храм здесь и сейчас
На Архиерейском соборе, открывшемся на этой неделе в Москве, патриарх Кирилл в очередной раз отметил, что православных храмов на душу населения в России сильно не хватает. По его мнению, эту проблему невозможно решить путем долгосрочного монументального строительства. Если там, где вы живете, нет церкви, как можно построить ее здесь и сейчас?
«Год назад я говорил о том, что нам следует отдавать приоритет не монументальному храмостроительству, а созиданию простых, быстровозводимых и недорогостоящих храмов, в первую очередь в тех местах, где трудно собрать необходимые для строительства средства. К сожалению, пока статистика соотношения численности населения и количества приходящихся на него храмов весьма неутешительна», — сказал патриарх Московский и всея Руси Кирилл.
В этой связи закономерен вопрос о том, где взять священнослужителей для большего, чем сейчас, числа храмов, продолжил патриарх, однако предостерег от того, чтобы жестко увязывать эти две задачи.
«Храмы, часовни, молитвенные дома, молитвенные комнаты следует открывать везде, где только можно, в максимальном числе населенных пунктов. Может быть, в большинстве из них служба не будет совершаться регулярно, но даже периодический приезд священника, раз в месяц или полтора, значительно расширит пастырскую работу с людьми. А если найдется ответственный человек из местных жителей, кто сможет совершать службы, не требующие непременного участия священнослужителя… то это, несомненно, будет духовной поддержкой для людей, не имеющих возможности посещать храм, находящийся в отдалении от места проживания», — считает патриарх Кирилл.
Для иллюстрации своих слов патриарх Кирилл привел среднюю цифру по России: на один храм приходится 11 600 человек населения, исторически относящегося к православию, причем даже лучший из региональных показателей по стране — целых три тысячи человек на один храм.
Предстоятель Церкви считает необходимым разработать общецерковную программу увеличения численности приходов. При этом возникающую проблему финансирования, по его мнению, можно разрешить, например, путем создания епархиальных и благочиннических попечительских советов, в которые входили бы представители региональных властей, интеллектуальной и экономической элиты. Советы могли бы регулировать не только вопросы материального обеспечения церковного строительства, но и юридического, медийного, культурного сопровождения церковных проектов, сообщает официальный сайт Русской церкви.
Как быть, если вы живете в спальном районе мегаполиса, городе или селе, где до ближайшей православной церкви далеко? Специально для тех, кто ощутил потребность в создании нового прихода и решил его официально зарегистрировать, священник Даниил Сысоев, который сам был строителем храма в честь Апостола Фомы на Кантемировской, оставил пошаговую инструкцию.
Итак, для регистрации прихода и строительства новой церкви нужно:
1. Собрать группу активистов, желающих заниматься организацией прихода и строительством храма. По закону сейчас достаточно десяти человек, но будет лучше, если соберется пятнадцать-двадцать.
2. Из числа активистов выбрать старосту, помощника старосты, казначея, главу ревизионной комиссии и двух ее членов. Глава ревизионной комиссии и ее члены не должны состоять между собой в родственных отношениях.
3. Староста, помощник старосты и казначей — это люди, которым предстоит серьезная работа по «обиванию порогов», хождению по разным инстанциям, поэтому они должны быть очень мобильны.
4. Нужно написать прошение на имя правящего архиерея (в Москве — Святейшего Патриарха) о создании прихода и прийти с ним к своему благочинному.
5. После согласования с благочинным прошение подается правящему архиерею. При общении с архиереем и благочинным желательно указать предполагаемые источники финансирования работ (если они уже известны).
6. Правящий архиерей подает документы в Минюст. После того, как приход будет зарегистрирован как юридическое лицо, нужно открыть банковский счет и встать на учет во всех фондах.
7. После этого вы снова отправляетесь на прием к правящему архиерею. Архиерей должен обратиться к мэру, городской или районной администрации с просьбой о землеотводе под строительство храма данного прихода.
После того, как работа по оформлению документов завершена, начинается строительство. И предстоятель Русской церкви, и многие имеющие опыт храмового строительства священники отмечают, что сразу мечтать о строительстве огромного каменного собора — дело безнадежное. Если вы выберете дорогостоящий и масштабный проект, то велики шансы, что многие годы на месте запланированного храма вы будете созерцать только раскопанную стройплощадку с котлованом или фундаментом.
Самое главное — чтобы на этом месте как можно скорее начала совершаться молитва. А для этого достаточно небольшого деревянного церковного здания, стоимость которого начинается от 100 тысяч рублей. Ведь в церкви, хотя бы маленькой и скромной, с первых дней ее существования собираются люди, образуется община. Место и время не пропадают зря. А когда соберется большой приход, которому в маленькой церквушке станет тесно, проще будет заняться и сбором средств на величественный собор.
Православные верят, что храм дается тем, кто его вымаливает. Существуют приходские общины, которые были зарегистрированы очень давно, но им так и не удалось ничего построить. А у других, напротив, дело сразу пошло на лад — через полгода появилась часовенка, потом ее сменила деревянная церковь, теперь рядом строят каменную.
Как показывает опыт, церковь построить удается тем общинам, которые совершают весь суточный круг богослужения. Даже если священника пока нет, миряне каждый день сами вычитывают полунощницу, утреню, часы, вечерню. Ведь если не молиться, то зачем церковь нужна?
Присоединяйтесь к телеграм-каналу Правды.Ру с возможностью высказать ваше собственное мнение)
Добавьте «Правду.Ру» в свои источники в Яндекс.Новости или News.Google,.
Источник: www.pravda.ru
Зачем строят храмы?
В начале богоборческой эпохи была такая песня о Красной армии: «Мы разжигаем пожар мировой, церкви и тюрьмы сравняем с землей». И действительно сравняли – церкви, тюрьмы не успели.
Церкви порушили, а потом вдруг оказалось, что тюрем не хватает, и монашеские кельи, храмы стали превращать в места лишения свободы, колонии для малолетних преступников, интернаты для детей и дома для престарелых. Верна мысль: не хочешь строить храмы, будешь строить тюрьмы и сдавать своих детей и стариков в казенные учреждения.
Люди привыкли к тому, что одного храма на весь город вполне хватает. Но вот Церковь освободилась от гнета государства, люди потянулись к вере. Пришла эпоха храмостроительства. Люди спрашивают: «Зачем православным столько храмов?». Мы попросили Епископа Покровского и Николаевского Пахомия порассуждать на эту тему, которая сегодня волнует многих.
– Владыка, если посмотреть в масштабах страны, то везде, где только начинается строительство храма, начинается противостояние сторон «за» и «против». Почему возникает такая проблема, если наше население в большинстве своем православные люди?
– В обществе всегда найдутся люди, которые будут протестовать против всего и никогда не будут «за». Я хорошо помню, как в 90-е годы в Москве начали выделять участки под строительство храмов, и тут же возникло протестное движение. Но в нем, как правило, участвовали коммунисты, которые всегда были идеологическими противниками Церкви. Это было понятно и не вызывало удивления.
Многие десятилетия людей не просто отлучали от Церкви, борьба с Православием шла по всем фронтам. Никто так изощренно не гнал христиан, как это делали коммунисты. И плоды этой борьбы мы видим и сегодня.
Когда я учился в институте, у нас как-то возник среди студентов разговор о Церкви, речь зашла о колокольном звоне. И один наш товарищ, о котором я не мог подумать ничего плохого, вдруг с ожесточением стал говорить, как он ненавидит все, что связано с Церковью, как ему неприятно слышать звук церковных колоколов. Я был поражен: откуда такая ненависть к Церкви?
Если бы не этот разговор, никогда бы не догадался, какая бездна у него в душе. Русский православный человек испокон веков относился благоговейно к колокольному звону. Не только потому, что он созывал верующих людей на богослужение, он оповещал народ об опасности, призывал на защиту Отечества, оповещал о победе и приветствовал возвращение воинов с поля брани. Как же можно не любить его?
Когда я служил звонарем на Московском Подворье Троице-Сергиевой Лавры, жители соседних с монастырем домов тоже выражали свое недовольство, писали на нас жалобу в Государственную Думу и даже грозились, если колокол не смолкнет, самостоятельно заняться отстрелом звонарей. А когда мы стали восстанавливать Подворье, благоустроили территорию монастыря, расчистили пруд, то мешать стало еще и журчание воды в пруду. Это трагикомическая история, как может нормальный человек, живущий сегодня в постоянном шуме машин, грохоте музыки, не смолкающем ни днем, ни ночью, обратить свое негодование не на эту дикую какофонию, а на звук церковного колокола? Звон колокола не сильно выделяется на этом фоне, да и звонит он не целый день, а в общей сложности минут 10. Как все перевернулось в сознании людей, дикость стала нормой, а то, к чему призывает Церковь, люди не могут понять.
Когда служил настоятелем в Свято-Троицком соборе Саратова, то жил в общежитии на улице Радищева, а через дорогу от нас находился ресторан «Джентльмены удачи». Он работал 24 часа в сутки, и все это время из ресторана гремела музыка из этого кинофильма. Это была нескончаемая пытка, мы возненавидели и эту музыку, и фильм, который всем когда-то очень нравился. Пытались как-то решить эту проблему, но безуспешно.
Люди погружены в свои повседневные заботы, им нужен такой комфорт, каким они его себе представляют. Когда мы проектировали строительство храма в парковой зоне Приволжского поселка, часть местных жителей стала возражать, и знаете, почему? Им негде будет выгуливать собак! Когда слышишь такие аргументы, страшно становится за наше будущее, за наших детей.
– Владыка, поясните, как решается вопрос о строительстве храма в том или ином месте. Учитывается ли мнение людей, проживающих в данном районе? И как быть, если часть населения против?
– За строительством любого храма стоят люди, их желание иметь храм в своем районе. Несколько лет инициативная группа жителей Новое Осокорье обивала пороги епархии с просьбой начать строить храм в их поселке. Многие верующие люди из этого района ездят на богослужение достаточно далеко и хотят, чтобы храм был у них рядом с домом, в шаговой доступности. Если большинство людей этого хотят, то очевидно, что храм должен быть построен.
Были огромные сложности с поиском участка под строительство. Наконец нашли небольшой участок на пустыре, но и тут нашлись недовольные. Храм будет закрывать вид на Волгу! Пришлось объяснять, что вся земля на Волжском проспекте давно выкуплена, она в частной собственности. Завтра ее застроят магазинами, барами, бензоколонками, коттеджами.
И участок, отданный Церкви, будет единственным местом, с которого люди смогут любоваться Волгой, отдыхать на ее берегу. Но человек не способен смотреть на два шага вперед, думать не только о сегодняшнем дне, но и о будущем. Так случилось и в Приволжском поселке. Был разработан проект храма, нашелся спонсор, и можно было уже приступать к строительству, но все приостановлено из-за несогласия части населения.
Мы стараемся избегать конфликтов везде, где это только возможно. Как можем, крепимся и уповаем на волю Божию. Церковь – это мы, и если сегодня мы не будем строить храмы, то в чем найдем опору? Где храм, там начинается жизнь духовная. Кстати, зачастую те, кто боролся с Церковью, сегодня приходят в храм за помощью.
– Владыка, но у людей часто возникает вопрос: зачем православным так много храмов? Было время, когда на весь город был всего один храм, и как-то обходились.
– Раньше и в магазинах продавалось только два вида колбасы, в Энгельсе не было ни одного, хотя был свой мясокомбинат. За самыми простыми продуктами отправлялись в Москву. Сегодня в каждом районе десятки магазинов, парикмахерских, пивных баров, развлекательных центров – ни у кого это не вызывает сомнения.
Но есть люди, которым нужен храм, и не раз в год на Пасху, а каждый день. Они хотят, чтобы их дети ходили в храм, и причащались, и посещали воскресную школу, и воспитывались на примерах святых. И было бы здорово, если бы в каждом микрорайоне был храм, пусть небольшой, но это будет место, где люди будут молиться, жить приходской жизнью. Мне кажется, что и власть, и Церковь должны внимательно относиться к нуждам людей, их духовным запросам.
До революции в Покровске было шесть больших храмов, таких, как наш Троицкий кафедральный собор. Покровск был тогда маленьким провинциальным городом, численность населения была в разы меньше, и на один храм приходилось три тысячи жителей.
Сегодня, когда в городе насчитывается более 200 тысяч человек, у нас всего семь каменных храмов и несколько временных, находящихся в приспособленных помещениях. Поэтому строить надо, надо думать о дне завтрашнем. И мы строим с помощью прихожан и спонсоров. Сейчас в городе строится восемь храмов.
Храм заставляет человека не скатываться в своей жизни только к банальным потребностям, учит думать о духовном. А недовольные всегда будут. Их не так много, но они очень активны, их всегда слышно. Но сколько проводилось общественных слушаний по вопросам храмостроительства, на них всегда приходит больше людей, выступающих за храм, а не против.
Источник: www.pravpokrov.ru