Чем грозит строительство без разрешения на строительство

  • Автострахование
  • Жилищные споры
  • Земельные споры
  • Административное право
  • Участие в долевом строительстве
  • Семейные споры
  • Гражданское право, ГК РФ
  • Защита прав потребителей
  • Трудовые споры, пенсии

Статья 9.5 КоАП РФ. Нарушение установленного порядка строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства, ввода его в эксплуатацию

Кодекс РФ об административных правонарушениях:

Статья 9.5 КоАП РФ. Нарушение установленного порядка строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства, ввода его в эксплуатацию

1. Строительство, реконструкция объектов капитального строительства без разрешения на строительство в случае, если для осуществления строительства, реконструкции объектов капитального строительства предусмотрено получение разрешений на строительство, —

влекут наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц — от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление их деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц — от пятисот тысяч до одного миллиона рублей или административное приостановление их деятельности на срок до девяноста суток.

Владельцу дома, возведённого без разрешения на строительство грозит снос

2. Нарушение сроков направления в уполномоченные на осуществление государственного строительного надзора федеральный орган исполнительной власти, Государственную корпорацию по атомной энергии «Росатом», орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации извещения о начале строительства, реконструкции объектов капитального строительства или неуведомление уполномоченных на осуществление государственного строительного надзора федерального органа исполнительной власти, Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом», органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации о сроках завершения работ, которые подлежат проверке, —

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи рублей; на должностных лиц — от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от десяти тысяч до сорока тысяч рублей; на юридических лиц — от ста тысяч до трехсот тысяч рублей.

3. Продолжение работ до составления актов об устранении выявленных уполномоченными на осуществление государственного строительного надзора федеральным органом исполнительной власти, Государственной корпорацией по атомной энергии «Росатом», органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации недостатков при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства —

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц — от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от десяти тысяч до сорока тысяч рублей или административное приостановление их деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц — от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей или административное приостановление их деятельности на срок до девяноста суток.

Строить без разрешения можно

4. Выдача разрешения на ввод объекта в эксплуатацию при отсутствии заключений уполномоченных на осуществление государственного строительного надзора федерального органа исполнительной власти, Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом», органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в случае, если при строительстве, реконструкции объекта капитального строительства законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности предусмотрено осуществление государственного строительного надзора, —

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

5. Эксплуатация объекта капитального строительства без разрешения на ввод его в эксплуатацию, за исключением случаев, если для осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства не требуется выдача разрешения на строительство, —

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц — от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц — от пятисот тысяч до одного миллиона рублей.

Вернуться к оглавлению документа: Кодекс РФ об административных правонарушениях (КоАП РФ) в действующей редакции

Комментарии к статье 9.5 КоАП РФ, судебная практика применения

В п.п. 6, 7 Постановления Пленума ВАС РФ от 17.02.2011 N 11 «О некоторых вопросах применения Особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» содержатся следующие разъяснения:

Ответственность за строительство, реконструкцию объектов капитального строительства без разрешения на строительство по ч. 1 ст. 9.5 КоАП РФ могут нести застройщик, заказчик, подрядчик, субподрядчик

Субъектами ответственности за административное правонарушение, предусмотренное частью 1 статьи 9.5 КоАП РФ, могут являться застройщик (заказчик по договору строительного подряда), поскольку в силу статьи 51 Градостроительного кодекса РФ на нем лежит обязанность по получению разрешения на строительство, а также иные лица, осуществляющие соответствующие работы, например, подрядчик или субподрядчик, так как они обязаны удостовериться в том, что застройщик, привлекая их к осуществлению работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, обладает соответствующим разрешением на строительство.

Читайте также:  Общепроизводственные расходы в строительстве включают

Ответственность за эксплуатацию объекта капитального строительства без разрешения на ввод его в эксплуатацию по ч. 5 ст. 9.5 КоАП РФ несет лицо, непосредственно осуществляющее эксплуатацию данного объекта

Согласно части 5 статьи 9.5 КоАП РФ привлечению к административной ответственности подлежат лица, осуществляющие эксплуатацию объекта капитального строительства без разрешения на ввод его в эксплуатацию, за исключением случаев, если для осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства не требуется выдача разрешения на строительство.

При рассмотрении таких дел судам необходимо исходить из того, что субъектом данного административного правонарушения является лицо, непосредственно осуществляющее эксплуатацию объекта капитального строительства.

В том случае, если эксплуатация объекта капитального строительства осуществляется несколькими лицами одновременно, к административной ответственности может быть привлечено каждое из таких лиц, а не только то лицо, которое начало эксплуатировать соответствующий объект первым.

В п. 11 Постановления Пленума ВАС РФ от 17.11.2011 N 73 «Об отдельных вопросах практики применения правил Гражданского кодекса Российской Федерации о договоре аренды» содержатся следующие разъяснения:

Передача в аренду объекта до ввода его в эксплуатацию не противоречит закону, однако ответственность за эксплуатацию такого объекта предусмотрена ч. 5 статьи 9.5 КоАП РФ

Отсутствие разрешения на ввод в эксплуатацию объекта капитального строительства, являющегося объектом аренды, в момент передачи этого объекта арендатору само по себе не влечет недействительности договора аренды. При наличии соответствующих оснований лица (арендатор и/или арендодатель), виновные в эксплуатации объекта капитального строительства без разрешения на ввод его в эксплуатацию, подлежат привлечению к административной ответственности в соответствии с частью 5 статьи 9.5 КоАП РФ. Деятельность указанных лиц может быть приостановлена по основаниям и в порядке, предусмотренном названным Кодексом.

Кроме того, судам следует принять во внимание, что передача объекта аренды арендатору до ввода его в эксплуатацию для осуществления ремонтных и отделочных работ не противоречит положениям Градостроительного кодекса РФ.

Однако судам необходимо учитывать, что договор аренды будущей недвижимой вещи, заключенный в отношении самовольной постройки (в том числе и под условием последующего признания права собственности арендодателя на самовольную постройку), является ничтожным в соответствии со статьей 168 ГК РФ, так как принятие участниками гражданского оборота на себя обязательств по поводу самовольных построек согласно пункту 2 статьи 222 ГК РФ не допускается.

Источник logos-pravo.ru

Чем грозит незаконное разрешение на строительство? В каком случае можно получить реальный срок или штраф?

Чем грозит незаконное разрешение на строительство? В каком случае можно получить реальный срок или штраф?

Получение разрешения на строительство, в понимании большинства людей, это довольно трудоемкая и длительная процедура. Чтобы упростить себе жизнь, некоторые землевладельцы и арендаторы территорий идут на различные ухищрения. Самые изобретательные движутся по пути подделки документа.

Чем грозит подобное решение проблемы? Подделка официального документа будет классифицирована в качестве уголовного преступления. Установление акта фальсификации бумаг чревато применением к правонарушителю одновременно нескольких статей УК РФ. Ответственность грозит как за фальсификацию самого бланка, так и за копирование официального штампа и подписи уполномоченного лица.

Сомнительный документ подвергают исследованию с применением программно-аппаратных комплексов новейшего поколения и проведением тензометрических измерений. Подделка документа и подписи никогда не остается недоказанной. Правонарушение карается реальным лишением свободы лица, совершившего фальсификацию. Если подделка помогла гражданину получить не причитающиеся ему права или уйти от законных обязанностей, то он будет лишен свободы на 2 года или ограничен в ней на указанный срок.

Когда фальсификация превращается в составляющую часть иного преступления, виновного ждет отправка в колонию на срок, достигающий 4 лет. Наказание грозит и тому лицу, которое самостоятельно не занималось изготовлением бумаги, но использовало ее, зная о факте подлога. В зависимости от воли судьи, наказание может предполагать материальный штраф или лишение свободы.

Подобные последствия вряд ли могут конкурировать по своему масштабу со сложностями при легальном получении разрешения на строительство. Обратитесь к профессионалам, и получение разрешения не доставит вам и минимальных хлопот.

незаконное разрешение на строительство

Многие современные бизнесмены сталкиваются с проблемами эксплуатации самовольных построек, их сноса и легализации. Одни изначально приобретают участки с подобными конструкциями, другие на собственный риск создают на земле новую постройку или реконструируют существующую, не имея для этого соответствующих разрешений и согласований. Не всегда обустраиваемая территория и вовсе принадлежит предпринимателю. В отношении самовольных построек, судебные инстанции получили ряд рекомендаций, выпущенных Высшим Арбитражным судом РФ. Особого внимания заслуживает ряд прецедентных решений, вносящих изменения в сложившуюся судебную практику.

Наиболее болезненным для владельцем самовольных построек остается вопрос их ликвидации. Это связано с началом мероприятий по реконструкции и обустройству без предоставления необходимых согласований и разрешений. Не всегда это обусловлено категоричным нежеланием застройщика идти на контакт с представителями уполномоченных инстанций. Нередко застройщики руководствуются иными причинами. В частности, процедуру выдачи необходимого разрешения многие считают чересчур громоздкой и продолжительной.

Читайте также:  Строительство все типы фундаментов

Так, в столице получить необходимое разрешение можно лишь после согласования проекта с 80 специализированными структурами. В области количество контролирующих инстанций — еще более внушительное. На реализацию подготовительного этапа может уходить от 3 до 4 лет, а на данной стадии речь идет лишь о формировании соответствующего земельного надела.

В отдельных случаях инициаторы застройки начинают действовать, получив от землевладельца или чиновника негласное разрешение на создание постройки. Предприниматель рассчитывает получить поддержку на этапе легализации конструкции. В реальности, он или вовсе не получает содействия, или сталкивается с глобальными проблемами и отрицательным решением вопроса.

Меры ответственности за самовольное создание построек без разрешения

Любое сооружение будет признано нелегальным, если при его создании инициатор работ предварительно не занимался получением разрешительной документации. В первую очередь, это имеет отношение к выдаче разрешения на строительство.

В нашей стране самовольное ведение строительства остается довольно распространенным явлением. Инициаторов создания построек не пугает и вероятность применения по отношению к ним мер уголовной и административной ответственности. Санкции уголовного характера налагают на владельцев самовольных построек, где произошли несчастные случаи.

Подробное описание признаков самовольной постройки приведено в Статье 222 ГК РФ. В документе отражено, что самостроем можно признать конструкцию, созданную или возведенную на территории, которой инициатор работ пользуется нелегально. Аналогичный статус присваивают постройкам, расположенным на землевладении с отличным от допустимого целевым назначением. Исключено также нарушение существующих строительных и градостроительных норм.

Некоторые самовольные постройки представляют собой временное явление. Застройщик приступает к началу работ, уже подав заявки на получение необходимой документацией. Все бумаги он оформляет параллельно ведению строительства, решая тем самым свою главную проблему. В зависимости от сложившейся ситуации, застройщик принимает на себя риски наложения штрафных санкций или отказа в присоединении к существующим инженерным коммуникациям. Подобные проблемы неизбежно приводят к образованию долгостроя.

Недобросовестный застройщик может и вовсе умышленно пойти на нарушение существующих градостроительных норм, норм создания конструкции и правил землепользования. Тем самым он преследует личные цели и игнорирует интересы заинтересованных лиц.

Нелегальное создание объектов на территории ИЖС

Отсутствие полученного должным образом разрешения на строительство создает для застройщика проблемы, в том числе, материальной природы. Преобладающая часть нелегальных построек приговаривается к ликвидации, в случае выявления нарушений существенного характера. Для частных домов на землях ИЖС предусмотрена процедура легализации в судебной инстанции. Застройщики многоквартирных домов лишены подобной перспективы и практически не имеют шансов на сохранение созданных ими построек.

Применяемые штрафные санкции

Инициаторы создания или реконструкции капитальных построек, не получившие соответствующего разрешения, рискуют получить административный штраф. Для частных лиц его величина ограничена 2-5 тысячами рублей, для должностного лица сумма увеличена до 20-50 тысяч рублей. Индивидуальному предпринимателю грозит штраф в 20-50 тысяч рублей, для предприятия сумма и вовсе достигает 500000-1000000 рублей. Для двух последних категорий правонарушителей также предусмотрены санкции в виде приостановления профессиональной деятельности на период от 1 до 90 суток.

Наказание полагается и за нарушение предусмотренных законодательством временных рамок передачи в уполномоченные инстанции извещений о начале строительных мероприятий, проведении мероприятий по реконструкции существующих капитальных объектов. Уведомление также должно поступать по окончании строительных операций, подлежащих экспертной проверке.

Граждане облагаются штрафом в 500-1000 рублей, должностные лица — в 10000-30000 рублей, предприниматели — в 10000-40000 рублей, а организации — в 100-300 тысяч рублей.Дальнейшее проведение строительных работ по полной ликвидации выявленных экспертной комиссией недочетов грозит наложением штрафа административного характера:

  • на частное лицо — размером 2-5 тысяч рублей;
  • на должностные лица — 10-30 тысяч рублей;
  • на предпринимателей — 10-40 тысяч рублей;
  • на организации — 50-100 тысяч рублей.

Для двух последних категорий нарушителей предусмотрена возможность применения административных санкций в виде временного приостановления профессиональной деятельности. Ограничение может действовать от 1 до 90 суток.

Начало эксплуатации капитальной постройки без полученного разрешения на введение в режим эксплуатации. Исключение предусмотрено для ситуаций, когда выдача подобного документа утрачивает свою необходимость. Правонарушителям грозят административные штрафные санкции размером:

  • 500-1000 рублей для частного лица;
  • 1000-2000 рублей для должностного лица;
  • 10000-20000 рублей для организации.

суд если строительство выполнено без разрешения администрацииСудебная практика самовольного ведения строительства

ГК РФ однозначно обязывает владельцев самовольных построек применять меры по ликвидации конструкций из собственных средств. В реальной практике арбитражные суды стараются избегать применения кардинальных мер для инициаторов создания самовольных построек. В случае признания за истцом права собственности на самострой, судья не выносит постановление о необходимости ликвидации самовольно созданной конструкции.

В компетенции суда находится сбор доказательств, указывающих на инициатора работ по созданию самостроя. Именно суд доказывает, что конкретное лицо занималось ведением строительных работ. С наибольшими трудностями сталкиваются истцы, которые не утруждали себя получением даже минимального набора разрешительных бланков и не пытались подавать заявок на выдачу разрешительных документов.

Отсутствие какой-либо оформленной документации заставляет суд руководствоваться лишь установлением самих строительных действий. Зачастую, сбор доказательств о проведении строительных мероприятий таит в себе массу затруднений. Это особенно актуально для случаев приобретения истцом территории с уже созданным на ней самостроем.

Читайте также:  Фан это в строительстве

Не меньшие проблемы порождает факт передачи самовольной постройки ее владельцем другому лицу. Недобросовестный застройщик может настаивать на том, что он не занимался созданием конструкции, а получил ее от предыдущего владельца.

Очевидный характер обретает применение существующих законодательных норм, поскольку ответственность должна быть возложена на инициатора строительных мероприятий. Одновременно с тем, совершение юридически значимых операций с самовольными постройками недопустимо. Это означает, что случаи их дарения, продажи, передачи в аренду не имеют места.

Признание имущественных прав на самовольно возведенные объекты принадлежит к компетенции суда. Для застройщика это становится рискованной, но более быстрой процедурой легализации объекта при отсутствии возможности участия в административном процессе.

Последствия признания разрешения недействительным

Разрешение на начало строительных мероприятий может быть признано недействительным. Сей факт не позволяет квалифицировать постройку в качестве самовольной. Исключение предусмотрено для ситуаций, когда при создании объекта инициатор работ допустил существенные нарушения строительных и градостроительных правил. При этом сохранение самостроя должно представлять угрозу для здоровья и жизни лиц. Такие конструкции подлежат ликвидации.

Данная рекомендация появилась после прецедента, в котором рассматривался вопрос о необходимости ликвидации автомоечного комплекса. Здание было создано предпринимателем на арендованной земле, находящейся в непосредственной близости с аэродромом. Бизнесмен соблюдал установленную процедуру получения разрешения на начало строительных работ.

Аргументом в пользу признания бланка недействительным стало его противоречие положениям Воздушного кодекса. Ведение подобного строительства необходимо было согласовать с владельцем аэродрома. Поскольку предприниматель добросовестно предпринял действия для получения разрешения, он полагал, что уполномоченная инстанция при выдаче бланка учла все законодательные нормы. Судья постановил ликвидировать автомойку, но указал бизнесмену на возможность подачи иска к уполномоченному на выдачу разрешений органу о компенсации причиненного финансового ущерба.

Источник gkki.ru

Отсутствие разрешения на строительство

К чему может привести отсутствие разрешения на строительство и несет ли какую-то ответственность застройщик (заказчик) за это? В этой публикации будут рассмотрены нормы действующего законодательства, в которых читателю будут раскрыты детали строительства или реконструкции без получения официального разрешения.

Отсутствие разрешения на строительство является основанием для признания постройки самовольной. Факт, который является исходным условием эффективного и конкурентоспособного строительства уже не обсуждается с заказчиком, считающим, что право собственности на землю позволяет возводить на участке любые объекты недвижимости без получения официального разрешения.

При отсутствии разрешения на строительство, но праве собственности на землю необходимо руководствоваться ч. 17 ст. 51 ГрК РФ, где определены ситуации, когда разрешения на строительство не требуется. Так, например, действующее градостроительное законодательство разграничивает земельные участки, на которые распространяется либо не распространяется градостроительный регламент.

Выделим самое главное из законодательства, чтобы разобраться чем грозит отсутствие разрешения на строительство:

  • Официальное разрешение на строительство на земельном участке, на который распространяется градостроительный регламент, выдается органом местного самоуправления по месту нахождения такого земельного участка.
  • При этом отсутствие разрешения на строительство влечет серьезные правовые последствия для лица, осуществляющего указанные работы. При административной ответственности застройщику (заказчику) может грозить штраф до одного миллиона рублей (ч. 1 ст. 9.5 КоАП РФ).
  • Строительная деятельность без разрешения признается нарушением только в том случае, когда получение этого документа является обязательным. В остальных случаях административное наказание не предусмотрено законом.

В статье 9.5 КоАП РФ, решается вопрос о том, кого признать ответственным за отсутствие разрешения на строительство. Статья 51 ГрК РФ, гласит, что разрешение на строительство выдается застройщику (заказчику), а значит, и ответственность должен нести он. Однако часто за отсутствие разрешения на строительство расплачивается сторона договорных отношений, осуществляющая строительные работы, по причине того, что объективная сторона административного правонарушения заключается в совершении действий по строительству объекта при отсутствии разрешения на строительство.

В силу статьи 52 Градостроительного кодекса РФ разрешение на строительство исполнителю работ должен передать застройщик (заказчик), который при отсутствии разрешения на строительство является виновным лицом и субъектом данного правонарушения.

  • Следовательно, за отсутствие разрешения на строительство отвечает не только застройщик или заказчик, но и то лицо, которое непосредственно осуществляет строительство без официального разрешения в качестве подрядчика или генерального подрядчика.

Также в ч. 1 ст. 9.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях говорится, что субъектом правонарушения является не только застройщик (заказчик) или генподрядчик (субподрядчик), но и иные лица, осуществляющие строительство или реконструкцию (субподрядчик), поскольку они, приступая к работе, обязаны удостовериться в том, что разрешение застройщиком было получено.

Чтобы избежать лишних расходов, мы предлагаем своим клиентам осуществлять строительство «под ключ» по форме «заказчик — застройщик», с условием принятия исполнителем строительных работ на себя полной материальной ответственности. Еще одним важным условием легализованного строительства, реконструкции, капитального ремонта зданий, строений и сооружений, их частей является проектная документация, разработанная специализированной (проектной) организацией, обладающей соответствующими лицензиями (ст. 17 ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности»).

Обо всех вопросах сотрудничества можно договориться по телефону 391 209-09-40. Звоните!

Источник stroy-trading.ru
Рейтинг
Загрузка ...