Исследование ученых из Ньюкаслского университета (Newcastle University, Великобритания) показало, что 85% животных подвергаются воздействию строительства дорог, которые разделяют леса — место их обитания. По оценкам исследователей, треть от общего числа исчезающих видов исчезает из-за новых лесных дорог. Ученые также считают, что полученные результаты помогут защитникам природных ресурсов понять, как наилучшим образом сохранить эти виды. Об исследовании рассказал журнал The New Scientist.
Опасность фрагментации лесов
Хотя фрагментация (разделение дорогами) лесов влияет на биоразнообразие, ее эффекты по-разному воздействуют на разные виды животных и дают хаотическую картину. Марион Пфайфер с коллегами из Ньюкаслского университета разработали новый метод анализа данных.
Тайна дороги в Дагестане раскрыта! Стало ясно почему машины на нейтралке сами поднимаются в гору!
Вместе с разделением регионов на лесные и нелесные они учитывали изменения земель, окружающих леса. Ученые сопоставили численность каждого из 1673 видов позвоночных, включая амфибий, рептилий, птиц и млекопитающих, в 22 тропических регионах Америки, Азии и Африки. В свое исследование они включили множество видов, находящихся под угрозой исчезновения, например такие, как панголин (Sunda pangolin) и тапир (Baird’s tapir).
Из числа видов, обитание которых изменилось вблизи лесных окраин, 46% за последние несколько десятилетий увеличили свою численность, 39% — снизили. Таким образом, оказалось, что строительство может благотворно воздействовать на некоторые виды, хотя считается, что жизнь на краю леса может изменить их поведение.
Однако другие виды животных предпочитают жить глубоко в лесу, и их численность достигает пика только в 200-400 м от лесных окраин. Жизнь этих видов зависит от нетронутости лесов. Если леса будут по-прежнему разделять, то эти виды могут быть изгнаны с территорий обитания.
Выход — в «умном» строительстве дорог
«Это чрезвычайно важное исследование, потому что оно объединяет очень большой объем данных для почти 2000 видов позвоночных, — говорит Уильям Лоранс из Университета Джеймса Кука в Квинсленде (James Cook University in Queensland, Австралия). — В чем-то работа подтверждает наши худшие страхи».
Лоранс подчеркивает, что на тропических лесах в развивающихся странах будут особенно сказываться быстрые темпы строительства дорог. В ранее вышедшем исследовании «Экономические, социально-политические и экологические риски развития дорог в тропиках» австралийские ученые подсчитали, что из запланированных 25 млн км асфальтированных дорог, которые будут построены к 2050 г., около 90% придется на эти регионы.
«Дороги, как правило, открывают «ящик Пандоры» — экологические проблемы для лесных видов, а именно фрагментацию леса, охоту, лесозаготовки», — объясняет Лоранс. В Амазонии 95% всех случаев обезлесения происходит в пределах 5,5 км от законной или незаконной дороги.
Виталий Наливкин строит дороги
Многие из этих дорог плохо построены, поэтому будут смыты обильными дождями, и вместо того, чтобы оказывать позитивное воздействие на развитие страны, могут привести лишь к потере финансовых средств.
«Тропический лес крайне восприимчив к пожарам», — обращает внимание Йос Барлоу (Jos Barlow) из Ланкастерского университета (Lancaster University, Великобритания). Исследование 2015 г. показало, что пожары на лесных окраинах, рядом с дорогами или расчистками, происходят каждые 11 лет. Для сравнения: пожары в густых джунглях случаются раз в 82 года. По мнению Барлоу, предотвращение фрагментации лесов может стать жизненно важным шагом в работе по сокращению числа лесных пожаров.
Источник: tass.ru
Строительство дорог убивает животный мир
Юрий Коробов
эксперт в области экологии развития прибрежных территорий Волги, председатель совета директоров АО «Берега»
22 марта 2021, 09:21
Человечество развиваясь: увеличиваясь в численности и совершенствуясь технологически, — постоянно усиливает свое воздействие на биосферу Земли. Если человек не ведет прямое преследование представителей фауны посредством охоты и рыбной ловли, он сооружает плотины, возводит мосты, строит железные и автомобильные дороги, заводы, пароходы и города.
Антропогенная трансформация природных ландшафтов неизбежно ведет к увеличению количества животных, не выдерживающих конкуренции, вынужденных оставлять привычные места обитания, менять маршруты миграции, а часто и погибающих вследствие прямого или косвенного воздействия со стороны человека.
Неестественный отбор
Антропогенная элиминация (гибель животных) возможна в результате промысла, цель которого использовать трофеи в качестве пищи. Но часто гибель происходит случайно. От поражения током у линий электропередачи. От проглатывания пластмассы и запутывания в брошенных рыболовных сетях.
От отравления отходами производства, хозяйственными нечистотами, разлитыми нефтепродуктами и химикатами, использующимися в сельском хозяйстве. На дорогах, при столкновении с транспортом.
Первый анализ влияния дорог на животный мир, появился в статье «Плата за автомобиль» (The Toll of the Automobile), опубликованной в 1925 году в американском журнале «Science» («Наука»). Уже тогда автор статьи выражал опасения, что число убитых автомобилями животных очень велико, что может повлиять на выживание отдельных видов. Преодолимость дороги для животных в основном зависит от её ширины и интенсивности движения. При движении двух тысяч автомобилей в сутки благополучно переходят дорогу лишь 20 % животных, при шести тысячах автомобилей в сутки дорога становится непреодолимой.
Для обеспечения безопасного перехода животных через железные и автомобильные дороги за рубежом строятся специальные сооружения: ландшафтные мосты, экодуки, проходы для крупных и средних животных под насыпью дороги, модифицированные водопропускные трубы, эстакады и мосты. В России строительство таких переходов до недавнего времени практически не велось, и основным способом предотвращения ДТП с животными считалась установка предупреждающих знаков 1.27 «Дикие животные». Эффективность такой меры, к сожалению, не высока, ведь звери знаков не читают и могут появиться вне пределов действия предупреждений. Особенно велика опасность наезда на животных во время их миграции.
Феномен миграции в животном мире остается до конца не изученным современной наукой. Природа миграций, которая заставляет животное двинуться в путь, не разгадана. Кто-то говорит о своеобразных внутренних часах и ориентации на магнитное поле планеты, кто-то – о влиянии Солнца и Луны. Есть теории, ссылающиеся на звезды и созвездия, на химию воздуха и воды, на биохимические процессы в организме и выплеск гормонов. Наверняка можно сказать, что миграции фауны носят ярко выраженный адаптивный характер и ими управляют инстинкты.
Нужно понимать, что инстинкт не даст животному отказаться от передвижения по определенному маршруту, поэтому, при строительстве дорог, ответственность за безопасность их обитателей человек должен взять на себя.
Статистика ДТП с животными
Согласно российскому законодательству за гибель животных на дороге для водителей предусмотрена финансовая ответственность. Приказ Минприроды России от 8 декабря 2011 г. N 948 «Об утверждении Методики исчисления размера вреда, причиненного охотничьим ресурсам» регламентирует порядок определения такого ущерба. Суммы варьируются от 100 рублей за гибель крота, хомяка или суслика; 200 рублей за лисицу и волка; 1000 рублей за гуся или зайца; до 40 000 рублей за рысь или косулю, 60 000 рублей за пятнистого оленя или медведя, 80 000 рублей за лося или овцебыка и 180 000 рублей за гибрид зубра с бизоном или домашним скотом. Если на автодороге не было соответствующего знака, автовладельца от ответственности никто не освободит.
В России в большей части случаев о гибели животных под колесами никто не знает. Американский журнал «Границы экологии и окружающей среды» (Frontiers in Ecology and the Environment) опубликовал исследование, согласно которому каждый год в Европе на дорогах погибает около 194 млн птиц и 29 млн млекопитающих. Для сравнения, в Министерстве лесного хозяйства РФ за 9 месяцев 2019 года зафиксировано 56 ДТП с участием диких животных: 43 случая с участием лосей, 5 — с участием кабанов, 2 случая с участием медведей, одно ДТП с рысью. Вероятно, те случаи, когда пострадала техника или люди.
По оценкам зарубежных специалистов, число наездов на животных в общем количестве ДТП составляет от 2-х до 4-х%, при этом в авариях с животными погибают 2-3 человека на 100 столкновений, и 20-25 получают ранения.
Данные, собранные в России из разных региональных источников, показывают, что только в Московской области серьезные ДТП с участием диких животных происходят в среднем каждые два-три дня. Такая же статистика характерна для Ленинградской, Смоленской и Волгоградской областей. Согласно предупреждению Минприроды Тверской области, большинство случаев ДТП с дикими животными происходит вечером, с 23:00 до 2:00, и утром, с 5:00 до 9:00 часов. Они выбегают на дорогу стремительно, и избежать столкновения порой бывает невозможно.
Решение есть
Сотрудники Министерстве лесного хозяйства рекомендуют https://progorod43.ru/news/67463 водителям в зоне действия знака «Дикие животные» снизить скорость до 60-80 километров в час. Если животное вышло на проезжую часть, рекомендуется остановить транспортное средство и включить световую сигнализацию, чтобы предупредить других водителей. Объезжать животное не нужно, поскольку его поведение может быть непредсказуемым.
Конечно же, лучший вариант – предотвратить возможную встречу водителя с животным. В 2020 году в России был принят ГОСТ, согласно которому должны строиться ландшафтные переходы и экодуки. По осуществлению мероприятий, необходимых для предотвращения ДТП с участием животных Россия сильно отстала от развитых стран. Движение в этом направлении началось, и это радует.
Но необходимо проведение комплексных исследований, отражающих, с одной стороны, реальную статистику случаев таких ДТП, крупных и мелких; с другой стороны, места на автомобильных трассах, где ДТП происходит с определенной повторяемостью. Определить пути миграции животных, создать единую карту таких перемещений. Чтобы затем начать планомерно проводить на соответствующих участках предупредительные работы: реконструкцию дорожного полотна и сооружение безопасных переходов для животных.
Также необходимо разработать ряд иных мер, закрепленных на законодательном уровне, которые направлены на решение этой проблемы в масштабах нашей страны, а возможно и на международном уровне. Для природы нет границ.
Источник: expert.ru
Чем опасны арктические дороги, построенные на вечной мерзлоте, показываю на примере участка из Усинска в Харьягу
Дорожное строительство в Арктике ведется в экстремальных климатических условиях. В условиях вечной мерзлоты грунты ведут себя очень непредсказуемо, в результате чего проседают. Сейчас я вам покажу, как выглядит единственная дорога из Республики Коми в Ненецкий автономный округ, и в чем кроются ее опасности.
Самая приличная и обсуживаемая часть дороги из Усинска в Харьягу — до поворота на Усть-Усу, после которого начинается зимник до Усть-Лыжи. Тут асфальт и местами есть подсветка.
Дальше дорога чистится очень плохо, на трассе лед, обгонять грузовики в таких условиях очень сложно и опасно. Бывает, что из-за снежной пыли почти ничего не видно, что находится на встречке.
Местами эта дорога вообще напоминает зимник
Через 80 км делаем остановку — сфотографироваться со стелой Полярного круга.
Здесь же отдыхают рабочие. Этот водитель попросил нас его сфотографировать.
Через несколько километров снова его встречаем, он уже помогает вытащить Камаз, слетевший с дороги на обочину. Обочины очень коварны на севере, снег надувает вровень с полотном дороги, возникает ощущение, что там жестко, но как только чуток цепляешь ее, то колеса сразу проваливаются и машину стаскивает. Бывает, что самому вылезти практически невозможно. Тут поможет только взаимовыручка — на севере никогда не оставят без помощи.
Обычно дорога в условиях вечной мерзлоты представляет из себя насыпь, на которую иногда укладываю бетонные плиты. Прокладывать дорогу приходится практически на ледяном панцире.
Конструкцию земляного полотна устраивают по принципу недопущения оттаивания вечной мерзлоты в основании, но не всегда это получается. Тепло, которое создается при движении транспорта, нагревает почву. В результате чего система теряет монолитность и смещается в процессе подтаивания, то есть проседает.
Поэтому очень часто в этих местах можно увидеть такие волны. Днем на белом снегу они не особо заметны, а ночью выхватить эти неровности помогает свет от противотуманок.
ну или не заметить вовремя, как получилось у меня. На одной из кочек машина подпрыгнула, а при жестком приземлении не выдержал один из болтов крепления бака, и оторвался, об этом будет отдельная история в блоге
Доезжаем до границы Коми и НАО, тут стоит стелла в виде чума.
Сразу после границы дорога становится в два раза уже, а качество еще хуже. Скорость резко падает с 60-70 км в час до 30-40.
Вы только посмотрите на эти продавленные плиты. В некоторых местах перепад может быть такой, что есть риск покалечить диск или порвать покрышку, поэтому будьте особенно внимательны.
Здесь по пути находится поселок вахтовиков Харьяга. Харьягинское нефтяное месторождение одно из самых крупнейших в России. Нефть добывают сразу несколько нефтяных компаний.
И единственная заправка на дороге между Усинском и Нарьян-Маром. Лучше заправиться.
Ну а после Харьяги поворот на Нарьян-Мар и дальше зимник через тундру, о котором я расскажу в следующей части.
Все разваровано к чертям, крупнейшее месторождение адаже на дороги денег нет. Как это по русски.
Удивительно дешёвое топливо. У нас 95 бензин на самой дешёвой Роснефти 53 рубля за литр по состоянию на 4 февраля, с 30 декабря так уже
Вообще читаешь, сколько интересных мест, а сидишь каждый день в офисе…
Мне хочется на машине по России, а жена хочет на море за границу))
LOVEANDDEATH
Вообще читаешь, сколько интересных мест, а сидишь каждый день в офисе…
А что там смотреть? Тундра, вечная мерзлота, снег и нет дорог. Сомнительное удовольствие.
Зачем все едут на море? Вода соленая, каждый день одно и то же, день сурка
Интересная инфа. Навряд ли мне она пригодится, я туда 99% не поеду)))
Но читать нравится.
Согласен с предыдущими комментариями про наплевательское отношение к инфраструктуре. ПОЗОР!
По этому зимнику могли бы доехать до острова Песяков. Там стоит буровая на разведке. Далее только море…
Насчёт коварной обочины — тоже самое и у нас этой зимой на некоторых дорогах
М-да уж. То то там одни шишиги ездят и им прдобные
они и разбивают дороги в добавок)
Угу. Сидел на ниве в колее от такого((
Но север вещь суровая. Гусеничная техника рулит
Бензин дешевый, фото с колонки этого года?
54.35 Аи-95+ был 20.01.2022
Бензин дешевый, фото с колонки этого года?
ровно год назад
Аааа, очень круто всё написано, под каждым словом подписываюсь!
Очень качественный расклад.
Только что от туда, обязательно выложу скоро свой Хороор отчёт). Мне, честно, до сих пор жутко вспоминать те дороги, можно сказать за выживание там боролся, ехал и не понимал, сколько ещё смогу проехать, где будет та яма, на которой Лексус просто кончится …
И красться всегда невозможно — «мясо» начинается километров через 50 после Ухты и не заканчивается до Нарьян-Мара, а это порядка 600 км, поэтому частенько просто жмурился или невольно нецензурно выражался, орал даже, правильнее сказать)
Тоже стал невольным свидетелем эвакуации с зимника www.instagram.com/reel/CZZcIAZIoCR/
Ну и сам не без потерь вернулся, но нисколько не жалею. Спасибо, что рекомендовал именно этот маршрут
да… машине хорошо так досталось…
Ну это на самом деле не хватило опыта, влетел в l200 на зимнике, что для меня было непредсказуемо, т.к. он застрял на полном ходу преодолевая перемёт, а я за ним шёл и несмотря на более низкий клиренс неожиданно догнал.
Потом уже понял, что меня подняло над колеей и я скользил, а он упирался мостами.
Надо было просто дистанцию больше держать, но до этого два перемёта на ура прошли, боялся что отстану, одному не хотелось там пробиваться.
А остальные последствия сейчас жду … Заехал в Екатеринбурге к официалам на полную диагностику
Источник: www.drive2.ru
Эх, российская дорога, семь «лимонов» за версту
Село Бухолово отрезано от цивилизации, хотя от оживленной трассы его отделяют всего три километра. Три километра буераков, ям, кочек, непролазной грязи или глухих заносов — в зависимости от времени года.
Не проезжают здесь и кареты «Скорой помощи», которые пожилые сельчане вызывают регулярно. Машины бросают на трассе, а врачи идут пешком по бездорожью. Три километра — дополнительный час ожидания для пациента.
Эка невидаль, скажете вы, такие дороги по всей России. Но в Бухолове придумали, как решить российскую беду.
Героиня репортажа встречала на полпути к селу. В облаке пыли жужжал трактор, ровняя насыпь. Работяги подгоняли куски старого асфальта как детский пазл. А каток раскатывал асфальт тонким слоем, как черную икру по ломтю хлеба. Вот она новая дорога, построенная самими жителями.
Годами бухоловцы вымаливали себе дорогу у районных властей. В ответ — «Денег нет».
— Проблему понимаем, но помочь не можем, — ответила Ирина Абрамова, глава администрации Толпуховского сельского поселения, в которое входит Бухолово. — На эту дорогу нужно 4,5 млн. руб. А бюджет на 26 деревень 10 млн.
Решили бухоловцы копить на «дорогу жизни», как они сами ее называют. С каждой пенсии (большинство жителей — старики) относили в сельскую дорожную копилку кто сколько может. Село маленькое — 200 человек. 4,5 млн. руб. накопить, конечно трудно, собрали 700 тыс. За 100 тыс. руб. соорудили песчаную насыпь.
32 тыс. руб. отвели на строительство дренажной системы — проложили вдоль дороги трубы, чтобы вода в пруд сливалась. Насыпь укрепили ломаным кирпичом (еще 30 тыс.). Купили 60 грузовиков старого асфальта — 360 тыс. руб. Остальное пошло на технику.
От этого случая у местных властей и прокуратуры случился чисто когнитивный диссонанс. В село наведалось районное начальство, опрашивали: добровольно ли сдавали деньги на дорогу или кто-то принуждал? В прокуратуре готовы «наказать виновных». Но в чем?
Что власти годами держали 200 человек отрезанными от цивилизации или что люди на нищенские пенсии построили дорогу, чтобы «Скорая» могла приехать? Определит следствие.
3 МИЛЛИОНА РОССИЯН
Московских экспертов описанный случай поразил.
— Это огромный прогресс. К этому все давно призывают. У местных властей денег нет, — комментирует Екатерина Решетова, старший научный сотрудник Института экономики транспорта и транспортной политики Высшей школы экономики. — В России очень много населенных пунктов без дорог.
Согласно переписи в стране 46 тыс. сел «не обеспечены круглогодичной связью с общей дорожной сетью». В переводе на русский это означает, что дети неделями не могут ездить в школы, потому что автобусу не проехать, не заглядывают временами в эти села автолавки, и люди сидят без хлеба. Так в России, по официальным данным, живут 3 млн. жителей.
Нельзя сказать, что в верхах эту тему избегают. О дорогах на совещаниях в правительстве говорят регулярно. Километрами написанных докладов можно было бы выстлать всю страну. Да что толку.
Как нам рассказали в пресс-службе Федерального дорожного агентства, сейчас действует программа, по которой строить дороги должны именно к таким отрезанным селам. Часть финансирования — из центра, а часть — от регионов. Правда, до 2020 года планировалось уложить «дороги жизни» всего к 2,7 тыс. сел, где проживают 900 тыс. человек.
ЗАМКНУТЫЙ КРУГ
— К таким селам не нужна капитальная дорога, — продолжает Екатерина Решетова. — Там нет большого трафика, не должны ездить груженые фуры. Такие дороги можно строить по упрощенной схеме, экономя деньги. Стоимость будет больше 700 тыс. руб., которые потратили сельчане, но и гораздо меньше, чем рассчитывали власти.
И Росавтодор рекомендовал регионам для экономии строить дороги к деревням поуже, класть более тонкий слой асфальта и использовать вторсырье. Все то, что сделали жители села Бухолово, но почему-то не сделали местные власти.
Чтобы получить субсидии из Москвы на строительство дорог, нужно не только подать заявку со сметой, но еще и выделить на это средства из местного бюджета. У многих денег физически нет.
— Проблема в полном непонимании между уровнями власти, — комментирует бывший замгубернатора одного из российских регионов, который попросил не называть его имени. — В регионах деньги на дороги не выделяются, потому что других дыр в бюджете полно. В муниципалитетах вообще нищета. А центр о наших бедах имеет такое представление, словно мы на разных планетах живем.
Прибавьте ко всему этому отсутствие специалистов, которые могли бы грамотно заявку на софинансирование проекта составить. Тут больше денег утекает от разгильдяйства, чем от воровства. В результате в прошлом году было построено на 40% дорог меньше, чем предполагалось.
ЦЕНА ВОПРОСА
Закатать в асфальт
О золотых российских дорогах ходят легенды. Один из самых популярных примеров: стоимость одного из участков четвертого кольца в Москве оказалась вдвое выше, чем строительство Большого адронного коллайдера (цена трассы — $663 млн. за км, а стоимость коллайдера — $370 млн. за км). В среднем, по данным экспертов, цена километра в России — 100 млн. руб (около $3 млн.).
Что в три раза дороже, чем в Китае. Как так выходит? И почему нашим селянам удалось сделать все гораздо дешевле?
— Если бы дорога в этом селе была бы построена по всем стандартам и ГОСТам, стоимость была бы в разы выше, — комментирует Екатерина Решетова. — Им не пришлось выкупать землю. Стоимость дорог за границей в отличие от России не включает затраты на подготовку территории к строительству, перенос коммуникаций, расселение и выкуп земли. А это составляет до 45% от стоимости трассы. Разговоры о том, что дороги в России стоят в разы больше, чем за границей, — миф.
Цена строительства зависит от многого. В России более низкие затраты на электроэнергию и рабочую силу. В ЕС на зарплату уходит до 35% от стоимости, в Китае — 10%, в России всего 5%.
— То, что строительство дорог у России не дороже, чем за границей, не повод для гордости, — поясняет Решетова. — Если учесть, сколько приходится тратить на обслуживание и постоянный ремонт, получится другая картина.
— Постоянный ремонт дорог — это хороший бизнес, — говорит Константин Трофименко, директор Центра исследований транспортных проблем мегаполисов ВШЭ. — Некоторые компании заинтересованы, чтобы ремонт был каждый год.
Яркий последний пример халтурного строительство — трасса «Амур» (Чита — Хабаровск). Дорогу строили 30 лет. Открывали трассу с помпой. 4 года спустя губернатор Приморья проехался по ней. Чиновник был в ужасе и назвал дорогу «опасной для жизни».
И никакой разницы, сколько стоила трасса, если она и 4 лет не протянула.
— Беда в устаревших нормативных актах, — комментирует Решетова. — База создавалась в 1982 году, тогда над ней работали 70 институтов. Это хорошие правила, но им более 30 лет. Недавно Росавтодор провел конференцию, где все только и говорили о необходимости менять нормативы. А пока вводятся точечные изменения, а нужны масштабные.
В Росавтодоре также поясняют, что трассы выходят из строя быстрее положенного еще и потому, что на них идет огромная нагрузка. А новые технологии и нормативы внедряются в практику постепенно, активно они стали появляться только с 2013 года. И результаты можно будет наблюдать через несколько лет.
ЕСТЬ МНЕНИЕ
Скутер как зеркало русских дорог
Наш колумнист Олег Жданов считает, что проехать по российским, пусть даже городским, дорогам на «Калине», джипе или в такси — недостаточно, чтобы их познать (читайте далее)
Возрастная категория сайта 18 +
Сетевое издание (сайт) зарегистрировано Роскомнадзором, свидетельство Эл № ФС77-80505 от 15 марта 2021 г.
И.О. ГЛАВНОГО РЕДАКТОРА — НОСОВА ОЛЕСЯ ВЯЧЕСЛАВОВНА.
Сообщения и комментарии читателей сайта размещаются без предварительного редактирования. Редакция оставляет за собой право удалить их с сайта или отредактировать, если указанные сообщения и комментарии являются злоупотреблением свободой массовой информации или нарушением иных требований закона.
АО «ИД «Комсомольская правда». ИНН: 7714037217 ОГРН: 1027739295781 127015, Москва, Новодмитровская д. 2Б, Тел. +7 (495) 777-02-82.
Источник: www.kp.ru