Чем подтверждается завершение строительства

Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии, рассмотрев в соответствии с поручением Минэкономразвития России обращение сообщает.

1. Согласно статье 8 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее — Закон N 218-ФЗ):

в реестр объектов недвижимости Единого государственного реестра недвижимости (далее — ЕГРН) вносятся основные и дополнительные сведения об объекте недвижимости (часть 1);

к основным сведениям об объекте недвижимости относятся характеристики объекта недвижимости, позволяющие определить такой объект недвижимости в качестве индивидуально-определенной вещи, а также характеристики, которые определяются и изменяются в результате образования земельных участков, уточнения местоположения границ земельных участков, строительства и реконструкции зданий, сооружений, помещений и машино-мест, перепланировки помещений (часть 2).

Помимо того, что в отношении сооружения и единого недвижимого комплекса в ЕГРН будут указаны различные виды объектов недвижимости, состав иных сведений ЕГРН об указанных объектах недвижимости также отличается (например, для единого недвижимого комплекса в ЕГРН не вносятся сведения об основной характеристике и ее значении (вносится для сооружения).

Как ввести в эксплуатацию незавершенный объект капитального характера

В соответствии с частью 1 статьи 46 Закона N 218-ФЗ государственный кадастровый учет и государственная регистрация права собственности на единый недвижимый комплекс осуществляются:

в связи с завершением строительства объектов недвижимости, если в соответствии с проектной документацией предусмотрена эксплуатация таких объектов как единого недвижимого комплекса;

в связи с объединением нескольких указанных в статье 133.1 Гражданского кодекса Российской Федерации объектов недвижимости, государственный кадастровый учет которых осуществлен в ЕГРН и права на которые зарегистрированы в ЕГРН, по заявлению их собственника.

При этом в первом случае на основании технического плана единого недвижимого комплекса, содержащего также разделы в отношении всех входящих в его состав объектов недвижимости (пункт 16 Требований к подготовке технического плана и состава содержащихся в нем сведений, утвержденных приказом Минэкономразвития России от 18.12.2015 N 953, далее — Требования), на государственный кадастровый учет будут поставлены одновременно единый недвижимый комплекс и все входящие в его состав объекты недвижимости.

Часть 7 статьи 1 Закона N 218-ФЗ определяет государственный кадастровый учет недвижимого имущества как внесение в ЕГРН сведений о земельных участках, зданиях, сооружениях, помещениях, машино-местах, об объектах незавершенного строительства, о единых недвижимых комплексах, а в случаях, установленных федеральным законом, и об иных объектах, которые прочно связаны с землей, то есть перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования, а также иных предусмотренных Законом N 218-ФЗ сведений об объектах недвижимости.

Уведомление о завершении строительства. Заполнение заявления.

В соответствии с пунктом 19 части 1 статьи 26 Закона N 218-ФЗ государственный регистратор прав принимает решение о приостановлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, если объект, о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав на который представлено заявление, не является объектом недвижимости, государственный кадастровый учет которого и (или) государственная регистрация прав на который осуществляются в соответствии с Законом N 218-ФЗ.

Согласно пункту 1 статьи 130 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее — ГК) к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства.

Пункт 1 статьи 131 ГК устанавливает, что право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.

В соответствии с пунктом 41 Порядка ведения Единого государственного реестра недвижимости, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 16.12.2015 N 943 (далее — Порядок), в записи реестра объектов недвижимости ЕГРН о едином недвижимом комплексе указываются в том числе кадастровые номера объектов недвижимости, входящих в состав единого недвижимого комплекса (внесение в ЕГРН иного описания входящих в состав единого недвижимого комплекса объектов (в том числе не относящихся к недвижимому имуществу), Порядком не предусмотрено).

Как отмечено в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.09.2013 N 1160/13 по делу N А76-1598/2012 (далее — постановление), по смыслу указанных положений ГК право собственности (право хозяйственного ведения и оперативного управления) может быть зарегистрировано лишь в отношении тех вещей, которые, обладая признаками недвижимости, способны выступать в гражданском обороте в качестве отдельных (самостоятельных) объектов гражданских прав.

В определении Верховного Суда Российской Федерации от 07.04.2016 по делу N 310-ЭС15-16638 при рассмотрении вопроса об отнесении к объектам недвижимого имущества спортивной площадки, представляющей собой асфальтовое покрытие и металлическое ограждение, в числе прочего отмечено, что:

вещь является недвижимой либо в силу своих природных свойств (абзац первый пункта 1 статьи 130 ГК), либо в силу прямого указания закона, что такой объект подчинен режиму недвижимых вещей (абзац второй пункта 1 статьи 130 ГК);

по смыслу статьи 131 ГК закон в целях обеспечения стабильности гражданского оборота устанавливает необходимость государственной регистрации права собственности и других вещных прав на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение; при этом по общему правилу государственная регистрация права на вещь не является обязательным условием для признания ее объектом недвижимости (пункт 1 статьи 130 ГК);

при разрешении вопроса о признании вещи недвижимостью, независимо от осуществления государственной регистрации права собственности на нее, следует устанавливать наличие у нее признаков, способных относить ее в силу природных свойств или на основании закона к недвижимым объектам.

Учитывая изложенное, при решении вопроса об отнесении объектов к объектам недвижимости, государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав на которые должны осуществляться в порядке, установленном Законом N 218-ФЗ, необходимо руководствоваться наличием у таких объектов признаков, способных относить их в силу природных свойств или на основании закона к недвижимым вещам, наличием самостоятельного функционального (хозяйственного) назначения, а также их возможностью выступать в гражданском обороте в качестве самостоятельного объекта гражданских прав.

При этом согласно статье 135 ГК по общему правилу вещь, предназначенная для обслуживания другой, главной, вещи и связанная с ней общим назначением (принадлежность), следует судьбе главной вещи.

Поскольку указанные в обращении резервуары, навесы не могут быть самостоятельным предметом гражданского оборота — не являются объектами недвижимости, государственная регистрация права собственности на сооружение или единый недвижимый комплекс — автозаправочную станцию, на наш взгляд, также подтверждает факт возникновения права собственности и на вспомогательные (движимые) вещи — резервуары, навесы и т.п.

Xml-схема, необходимая для формирования технического плана единого недвижимого комплекса, разработана; соответствующий проект приказа Росреестра об утверждении xml-схем в настоящее время находится на стадии согласования с учетом поступивших вопросов от кадастровых инженеров, застройщиков, территориальных органов Росреестра.

В мае 2017 г. названная xml-схема в соответствии с пунктом 21 Требований, будет размещена на официальном сайте Росреестра в сети «Интернет» и по истечении двух месяцев со дня ее размещения на указанном сайте будет считаться введенной в действие.

До ввода в действие указанной xml-схемы представляется возможной:

постановка на государственный кадастровый учет автозаправочной станции как сооружения и государственная регистрация прав на него;

постановка на государственный кадастровый учет отдельных объектов недвижимости, входящих в состав автозаправочной станции, и государственная регистрация прав на них с последующей (после ввода в действие новой xml-схемы) постановкой на государственный кадастровый учет и государственной регистрацией прав на единый недвижимый комплекс.

2. В соответствии с Порядком заполнения выписок из Единого государственного реестра недвижимости, состава содержащихся в них сведений, а также требованиями к формату документов, содержащих сведения Единого государственного реестра недвижимости и предоставляемых в электронном виде, утвержденным приказом Минэкономразвития России от 25.12.2015 N 975 (далее — Порядок):

Читайте также:  Что такое шагал в строительстве

сведения в выписки из ЕГРН заносятся в полном соответствии со сведениями, внесенными в ЕГРН (пункт 2);

в выписку из ЕГРН об объекте недвижимости включаются разделы и реквизиты, характеризующие тот объект недвижимости, сведения о котором запрашиваются; при отсутствии в ЕГРН сведений, необходимых для заполнения реквизита, в нем указываются слова «данные отсутствуют», если иное не предусмотрено Порядком; при отсутствии в ЕГРН сведений, необходимых для заполнения разделов, такие разделы в выписку не включаются, при этом в реквизите «Особые отметки» раздела 1 «Сведения о характеристиках объекта недвижимости» выписки из ЕГРН об объекте недвижимости указываются слова: «Сведения, необходимые для заполнения разделов ______ (далее указываются номера и наименования соответствующих разделов выписки из ЕГРН об объекте недвижимости), отсутствуют» (пункт 12).

Аналогичные правила установлены Порядком заполнения отдельных форм выписок из Единого государственного реестра недвижимости, составом содержащихся в них сведений, а также требованиями к формату документов, содержащих сведения Единого государственного реестра недвижимости и предоставляемых в электронном виде, утвержденных приказом Минэкономразвития России от 20.06.2016 N 378.

С учетом установленного статьей 8 Закона N 218-ФЗ, разделом 3.7 Порядка состава сведений о едином недвижимом комплексе (не предусматривающего отражение в ЕГРН сведений об этажности, составе ЕНК, отличном от предусмотренного подпунктом 5 пункта 41 Порядка) выписка из ЕГРН о едином недвижимом комплексе, равно как и выписка об основных характеристиках и зарегистрированных правах на единый недвижимый комплекс будут содержать внесенные в ЕГРН сведения об указанном объекте недвижимости; при этом, поскольку в соответствии с пунктами 11, 16 Требований в технический план единого недвижимого комплекса План этажа (этажей) или части этажа (этажей) здания, сооружения, а в случае отсутствия у объекта недвижимости этажей — План здания, сооружения или части здания, сооружения с указанием на этом плане местоположения соответствующего помещения или машино-места, включается только в отношении входящего в состав единого недвижимого комплекса здания или сооружения, соответствующие сведения будут отражены в ЕГРН и, соответственно, в выписках из ЕГРН о таком здании, сооружении, а не в выписках из ЕГРН о едином недвижимом комплексе.

Кадастровые номера объектов недвижимости, входящих в состав единого недвижимого комплекса, отражаются в разделах 1 выписки из ЕГРН о едином недвижимом комплексе, выписки из ЕГРН об основных характеристиках и зарегистрированных правах на единый недвижимый комплекс.

Сведения об основной характеристике (протяженности, глубине, глубине залегания, площади, объеме, высоте, площади застройки) и ее значении вносятся в технический план единого недвижимого комплекса (также воспроизводятся в ЕГРН) применительно к объектам недвижимости, входящим в состав единого недвижимого комплекса (пункт 16 Требований).

Для сооружения пункт 43 Требований предусматривает возможность указания в техническом плане одной или нескольких открытых, общедоступных основных характеристик, определяемых на основании документов, указанных в пункте 20 Требований (протяженности, глубины, глубины залегания, площади, площади застройки, объема, высоты). Соответственно, указанные сведения будут внесены в ЕГРН и воспроизведены в выписках из ЕГРН.

Часть 5 статьи 14 Закона N 218-ФЗ предусматривает осуществление государственного кадастрового учета без одновременной государственной регистрации прав в том числе в отношении:

созданного объекта недвижимости на основании разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию, которое представлено органом государственной власти, органом местного самоуправления или уполномоченной организацией, осуществляющей государственное управление использованием атомной энергии и государственное управление при осуществлении деятельности, связанной с разработкой, изготовлением, утилизацией ядерного оружия и ядерных энергетических установок военного назначения, в порядке, предусмотренном статьей 19 Закона N 218-ФЗ;

всех помещений и машино-мест в здании, сооружении одновременно с осуществлением государственного кадастрового учета на это здание, сооружение либо в случае, если право собственности на это здание, сооружение уже зарегистрировано в ЕГРН.

То есть Закон N 218-ФЗ предусматривает возможность постановки на государственный кадастровый учет здания как без осуществления кадастрового учета расположенных в нем помещений (за исключением многоквартирного дома), так и с одновременным кадастровым учетом таких помещений (при этом Закон N 218-ФЗ не подразделяет кадастровый учет на «литерный» или «поэтажный»).

Разделы 3, 3.1, 3.2 «Описание местоположения земельного участка», 4, 4.1, 4.2 «Сведения о частях земельного участка» выписки из ЕГРН об объекте недвижимости включаются в выписку из ЕГРН в случае ее оформления в отношении земельного участка; разделы 5, 5.1 «Описание местоположения объекта недвижимости» выписки из ЕГРН об объекте недвижимости включаются в выписку из ЕГРН в случае ее оформления в отношении здания, сооружения, объекта незавершенного строительства, единого недвижимого комплекса. Как отмечено выше, в выписку из ЕГРН об объекте недвижимости включаются разделы и реквизиты, характеризующие тот объект недвижимости, сведения о котором запрашиваются.

Также необходимо учитывать, что выписка об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости не содержит сведения о координатах характерных точек границ земельного участка, контура объекта недвижимости.

В соответствии с пунктом 68 Порядка в реквизите «План (чертеж, схема) земельного участка» отображается план (чертеж, схема) границ земельного участка; при наличии в ЕГРН координат характерных точек контуров здания, сооружения, объекта незавершенного строительства, расположенных на земельном участке, контуры таких зданий, сооружений, объектов незавершенного строительства отображаются на плане (чертеже, схеме) земельного участка.

Сведения о кадастровых номерах расположенных в пределах земельного участка объектов недвижимости указываются в разделе 1 «Сведения о характеристиках объекта недвижимости» выписки из ЕГРН об объекте недвижимости.

Выписки из ЕГРН об объекте недвижимости, об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости, оформленные в отношении здания, сооружения, будут включать сведения (при их наличии в ЕГРН) о кадастровых номерах иных объектов недвижимости, в пределах которых расположен объект недвижимости (указывается кадастровый номер (номера) земельного участка (земельных участков), в пределах которого(ых) расположено здание, сооружение).

Выписки из ЕГРН об объекте недвижимости, об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости, оформленные в отношении единого недвижимого комплекса, будут включать сведения (при их наличии в ЕГРН) о кадастровом номере земельного участка, если входящие в состав единого недвижимого комплекса объекты недвижимости расположены на одном земельном участке.

Дополнительно относительно объектов недвижимости, в отношении которых выданы выписки из государственного кадастра недвижимости (далее — ГКН), ЕГРН, копии которых приложены к обращению, сообщаем, что, по информации ФГБУ «ФКП Росреестра», в ЕГРН содержатся сведения о:

здании с кадастровым номером (сведения внесены в ГКН в соответствии с Порядком включения в государственный кадастр недвижимости сведений о ранее учтенных объектах недвижимости, утвержденным приказом Минэкономразвития России от 11.01.2011 N 1 (далее — Порядок включения); сведения о координатах характерных точек границ контура здания в ЕГРН отсутствуют);

помещении с кадастровым номером (сведения внесены в ГКН в соответствии с Порядком включения; кадастровый номер объекта недвижимости, в пределах которого расположено помещение: );

сооружении с кадастровым номером (сведения внесены в ГКН в соответствии с Порядком включения; сведения о координатах характерных точек границ контура здания в ЕГРН отсутствуют);

сооружении с кадастровым номером (наименование: многофункциональный автозаправочный комплекс с предприятием общественного питания; назначение: иное сооружение (Многофункциональный автозаправочный комплекс с предприятием общественного питания); дата постановки на учет: 21.03.2017; основная характеристика: площадь застройки: 1 кв. м; площадь застройки: 24,4 кв. м; площадь застройки: 24,4 кв. м; площадь застройки: 302 кв. м; площадь застройки: 648,1 кв. м; год завершения строительства: 2016; государственный кадастровый учет осуществлен на основании заявления о постановке на кадастровый учет объекта недвижимости от 14.03.2017 и технического плана сооружения).

3. Часть 1 статьи 19 Закона N 218-ФЗ предусматривает обязанность органа государственной власти, органа местного самоуправления или уполномоченной организации, осуществляющей государственное управление использованием атомной энергии и государственное управление при осуществлении деятельности, связанной с разработкой, изготовлением, утилизацией ядерного оружия и ядерных энергетических установок военного назначения, уполномоченных на принятие решения о выдаче разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию, в срок не позднее пяти рабочих дней с даты принятия такого решения направить в орган регистрации прав заявление о государственном кадастровом учете и прилагаемые к нему документы (в том числе разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию) в отношении соответствующего объекта недвижимости посредством отправления в электронной форме.

Читайте также:  Заявка на разрешение на строительство

Однако с учетом части 3 статьи 14 Закона N 218-ФЗ в случае, когда необходимые для осуществления государственного кадастрового учета созданного объекта недвижимости документы не поступили в орган регистрации прав от уполномоченных органов или организаций, в отношении такого объекта недвижимости могут быть осуществлены одновременные государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав.

При государственном кадастровом учете и государственной регистрации прав на созданные или создаваемые на земельном участке здание, сооружение, объект незавершенного строительства, единый недвижимый комплекс, такие государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав осуществляются по заявлению собственника земельного участка либо лица, которому земельный участок предоставлен для строительства на ином праве (часть 1 статьи 15 Закона N 218-ФЗ).

Государственный кадастровый учет в связи с изменением основных характеристик объекта недвижимости осуществляется без одновременной государственной регистрации прав по заявлению собственника объекта недвижимости (часть 2 статьи 15 Закона N 218-ФЗ).

В соответствии с частью 1 статьи 28 Закона N 218-ФЗ государственный кадастровый учет, государственная регистрация возникновения или перехода прав на недвижимое имущество удостоверяются выпиской из ЕГРН.

При этом указанная выписка может не выдаваться (не направляться) заявителю при наличии соответствующего ходатайства в реквизите «12» формы заявления о государственном кадастровом учете недвижимого имущества и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество, утвержденной приказом Минэкономразвития России от 08.12.2015 N 920 (далее — приказ).

В случае, если заявителем указано на необходимость направления (выдачи) ему выписки из ЕГРН для удостоверения проведенного государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, необходимо учитывать, что согласно пункту 16 Требований к заполнению форм заявления о государственном кадастровом учете недвижимого имущества и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество, заявления об исправлении технической ошибки в записях Единого государственного реестра недвижимости, о внесении сведений в Единый государственный реестр недвижимости заинтересованным лицом, о внесении в Единый государственный реестр недвижимости записей о наличии возражения в отношении зарегистрированного права на объект недвижимости, записей о невозможности государственной регистрации права без личного участия правообладателя, записей о наличии прав требований в отношении зарегистрированного права, отдельных записей о правообладателе, отдельных дополнительных сведений об объекте недвижимости, утвержденных приказом:

графа «Посредством отправки xml-документа с использованием веб-сервисов» заполняется, если заявление и иные документы представляются в форме электронных документов (электронных образов документов) с использованием веб-сервисов;

графа «По адресу электронной почты в виде ссылки на электронный документ» заполняется, если заявление и иные документы представляются в форме электронных документов (электронных образов документов) с использованием сервиса единого портала государственных и муниципальных услуг либо сервиса официального сайта органа регистрации прав, в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

В заявлении об осуществлении государственного кадастрового учета созданного объекта недвижимости, направленном в орган регистрации прав с использованием сервиса единого портала государственных и муниципальных услуг либо сервиса официального сайта органа регистрации прав в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» уполномоченным органом или организацией, указанными в части 1 статьи 19 Закона N 218-ФЗ, может быть указан адрес электронной почты правообладателя объекта недвижимости; в таком случае органом регистрации прав на указанный адрес электронной почты будет направлена ссылка на электронный документ (выписку из ЕГРН, удостоверяющую осуществленный государственный кадастровый учет), размещенный на официальном сайте органа регистрации прав в сети «Интернет».

Просим направить копию ответа Минэкономразвития России заявителю в Росреестр.

+7 (499) 703-46-71 — для жителей Москвы и Московской области
+7 (812) 309-95-68 — для жителей Санкт-Петербурга и Ленинградской области

Источник: rulaws.ru

Чем подтверждается завершение строительства

<Письмо>Росреестра от 11.03.2019 N 14-02413-ГЕ/19 (вместе с Письмом Росреестра от 23.11.2018 N 14-11781-ГЕ/18, Минэкономразвития России от 06.12.2018 N Д23и-6550)

МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ,

КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ

от 11 марта 2019 г. N 14-02413-ГЕ/19

Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии направляет для сведения и возможного учета в работе копии обращения заявителя, а также писем Росреестра от 23.11.2018 N 14-11781-ГЕ/18 и Департамента недвижимости Минэкономразвития России от 06.12.2018 N Д23и-6550 по вопросу подготовки технического плана в том числе на основании решения суда.

ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ,

КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ

от 23 ноября 2018 г. N 14-11781-ГЕ/18

Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии, рассмотрев обращение, сообщает.

В силу статьи 14 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее — Закон о недвижимости):

государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляется на основании заявления, за исключением установленных Законом о недвижимости случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном Законом о недвижимости порядке;

основанием для осуществления государственном кадастрового учета объекта недвижимости является в том числе технический план, подготовленный в результате проведения кадастровых работ в установленном федеральным законом порядке.

Пунктом 20 Требований к подготовке технического плана и состава, содержащихся в нем сведений, утвержденных приказом Минэкономразвития России от 18.12.2015 N 953 (далее — Требования), установлен перечень документов, на основания которых может быть подготовлен технический план, в частности, такими документами в соответствующих случаях являются проектная документация, документ, подтверждающий техническую приемку объекта в эксплуатацию, декларация об объекте недвижимости, разрешение на ввод объекта в эксплуатацию, технический паспорт объекта недвижимости, изготовленный до 01.01.2013, разрешение на строительство, проект перепланировки и акт приемочной комиссии, подтверждающий завершение перепланировки жилого помещения, копия договора долевого строительства, содержащего описание помещения, машино-места, акт приема-передачи готового помещения, машино-места.

При этом согласно вышесказанному пункту Требований, если для подготовки технического плана использовались иные документы, предусмотренные федеральными законами, их копии также заключаются в состав приложения к техническому плану.

Из обращения следует, что документы, предусмотренные пунктом 20 Требований для подготовки технического плана, отсутствуют. При этом на объект недвижимости (здание, сооружение, помещение, машино-место) решением суда признано право собственности.

Как представляется, если при вынесении решения судом был исследован вопрос о соответствии возведенного (реконструированного, перепланированного) объекта недвижимости градостроительным нормам и правилам (проектной документации, разрешению на строительство, проекту перепланировки, если такие документы выдавались), — решение суда о признании права собственности на объект недвижимости, по сути для целей государственного кадастрового учета «заменит» разрешение на ввод объекта в эксплуатацию, разрешение на строительство, акт приемочной комиссии, подтверждающий завершение перепланировки жилого помещения (в связи с завершением строительства (реконструкции, перепланировки) объекта недвижимости), — изменения, которые должны были бы в них быть внесены (то есть фактически суд «легализовал» возведенный (реконструированный, перепланированный объект недвижимости), полагаем, что технический план может быть составлен на основании имеющихся документов (проектной документации, разрешения на строительство, проекта перепланировки), подготовленных в целях строительства (реконструкции и перепланировки) объекта недвижимости, и решения суда.

МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

от 6 декабря 2018 г. N Д23и-6550

Департамент недвижимости Минэкономразвития России (далее — Департамент недвижимости) рассмотрел обращение и сообщает.

В соответствии с Положением о Министерстве экономического развития Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июня 2008 г. N 437 (далее — Положение), Минэкономразвития России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим выработку государственной политики и нормативно-правовое регулирование в отнесенных к его ведению сферах деятельности. Согласно Положению Минэкономразвития России не наделено полномочиями по официальному разъяснению законодательства Российской Федерации, практики его применения и толкованию нормативных правовых актов.

Вместе с тем, в пределах установленной компетенции и имеющейся в обращении информации полагаем возможным отметить следующее.

Принимая во внимание установленную процессуальным законодательством подведомственность дел судам, следует отметить, что в соответствии со статьей 13 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, статьей 15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суды принимают судебные акты (постановления) в форме судебных приказов, решений, определений, постановлений.

Читайте также:  Доверенность на право подписи договора строительства

Статьей 194 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что постановление суда первой инстанции, которым дело разрешается по существу, принимается в форме решения суда. Согласно статье 224 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в форме определений суда выносятся судебные постановления суда первой инстанции, которыми дело не разрешается по существу.

Аналогичные положения содержат статьи 167, 184 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

При этом из обращения не представляется возможным однозначно определить, какой судебный акт и связанные с ним правовые последствия интересуют заявителя:

определение суда, являющееся основанием для выполнения кадастровых работ (абзац первый обращения);

решение суда о признании права собственности на объект недвижимости или решение суда, обязывающее выполнить соответствующие кадастровые работы (абзацы пятый и шестой обращения).

Исходя из данного обстоятельства, относительно основания для выполнения кадастровых работ отмечаем.

В соответствии с положениями статьи 35 Федерального закона от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ «О кадастровой деятельности» (далее — Закон N 221-ФЗ) основаниями для выполнения кадастровых работ являются:

договор подряда на выполнение кадастровых работ, который заключается с кадастровым инженером заинтересованным в выполнении кадастровых работ заказчиком и должен соответствовать требованиям гражданского законодательства, а также Закона N 221-ФЗ; отдельные требования к договору подряда на выполнение кадастровых работ указаны в статье 36 Закона N 221-ФЗ;

определение суда — в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации; при этом суд самостоятелен в выборе соответствующего кадастрового инженера, расходы, связанные с выполнением таких кадастровых работ, и денежное вознаграждение соответствующему кадастровому инженеру подлежат возмещению и выплате в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Таким образом, кадастровые работы могут выполняться либо на основании договора подряда, заключаемого заказчиком кадастровых работ с индивидуальным предпринимателем или юридическим лицом, указанными в статьях 32, 33 Закона N 221-ФЗ, либо на основании определения суда (в последнем случае договор подряда не заключается).

Учитывая, что часть 2 статьи 35 Закона N 221-ФЗ не содержит какой-либо регламентации действий суда при вынесении определений, являющихся основаниями для выполнения кадастровых работ, представляется что в данном случае подлежат применению соответствующие процессуальные нормы, в том числе положения Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Уголовного процессуального кодекса Российской Федерации, регламентирующие назначение и проведение судебной экспертизы, а также привлечение и участие специалиста.

Относительно решения суда о признании права собственности на объект недвижимости (как указано в обращении в качестве примера).

В соответствии с частью 1 статьи 14 Федерального закона от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее — Закон N 218-ФЗ) государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных Законом N 218-ФЗ случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном Законом N 218-ФЗ порядке.

В силу пункта 5 части 2 статьи 14 Закона N 218-ФЗ вступивший в законную силу судебный акт может являться основанием для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав в отношении недвижимого имущества.

Однако следует заметить, что согласно правовой позиции, изложенной в пункте 53 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 10, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 22 от 29 апреля 2010 г. «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав», наличие судебного акта, являющегося основанием для внесения записи в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее — ЕГРП) (с 1 января 2017 г. — ЕГРН), не освобождает лицо от представления иных документов, не являющихся правоустанавливающими, которые необходимы для внесения записи в ЕГРП (ЕГРН).

Основанием для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав в отношении зданий, помещений, сооружений и объектов незавершенного строительства является в числе прочих обязательных документов технический план (пункт 7 части 2 статьи 14 Закона N 218-ФЗ).

Особенности подготовки в зависимости от вида и назначения недвижимого имущества, а также требования к составу сведений в графической и текстовой частях технического плана установлены статьей 24 Закона N 218-ФЗ.

Требования к подготовке технического плана и составу, содержащихся в нем сведений, утверждены приказом Минэкономразвития России от 18 декабря 2015 г. N 953 (далее — Требования N 953).

Пункт 20 Требований N 953 устанавливает особенности подготовки технического плана в зависимости от разновидности объекта недвижимого имущества, а также указывает на документы, которые содержат сведения о таких объектах и могут являться основанием и использоваться для подготовки технического плана.

В частности, такими документами в соответствующих случаях являются проектная документация, документ, подтверждающий техническую приемку объекта в эксплуатацию, декларация об объекте недвижимости, разрешение на ввод объекта в эксплуатацию, технический паспорт объекта недвижимости, изготовленный до 1 января 2013 г., разрешение на строительство, проект перепланировки и акт приемочной комиссии, подтверждающий завершение перепланировки жилого помещения, копия договора долевого строительства, содержащего описание помещения, машино-места, акт приема-передачи готового помещения, машино-места.

С целью соответствия включаемых в технический план сведений предъявляемым законодательством требованиям к созданию (изменению) объектов недвижимого имущества данный перечень документов носит открытый характер.

Данным пунктом также предусмотрено, что если для подготовки технического плана использовались иные документы, предусмотренные федеральными законами, их копии также включаются в состав приложения технического плана. При этом в случаях если, по мнению кадастрового инженера, необходимо дополнительное обоснование результатов кадастровых работ, согласно пункту 50 Требований N 953 в разделе «Заключение кадастрового инженера» приводится соответствующая информация. Раздел «Заключение кадастрового инженера» оформляется кадастровым инженером в виде связного текста, где приводятся обоснование иной характеристики объекта недвижимости, определение которой осуществлено кадастровым инженером, в том числе результаты необходимых измерений и расчетов, предложения кадастрового инженера по устранению выявленных ошибок (при их наличии).

К примеру, если при вынесении решения судом был исследован вопрос о соответствии возведенного (реконструированного, перепланированного) объекта недвижимости градостроительным нормам и правилам (проектной документации, разрешению на строительство, проекту перепланировки, если такие документы выдавались), то такое решение суда о признании права собственности на объект недвижимости, по сути, для целей государственного кадастрового учета «может заменить» разрешение на ввод объекта в эксплуатацию, разрешение на строительство, акт приемочной комиссии, подтверждающий завершение перепланировки жилого помещения (в связи с завершением строительства (реконструкции, перепланировки) объекта недвижимости). Также технический план может быть составлен на основании имеющихся документов (проектной документации, разрешения на строительство, проекта перепланировки), подготовленных в целях строительства (реконструкции, перепланировки) объекта недвижимости, и решения суда.

С учетом изложенного, вступившее в законную силу решение суда может являться документом, на основании которого сведения об объекте недвижимого имущества могут быть отражены в техническом плане.

Учитывая вышеизложенное, представляется, что возможность подготовки технического плана на основании решения суда зависит от предмета спора и содержания резолютивной части вступившего в законную силу решения суда.

Одновременно отмечаем, что в соответствии с Законом N 218-ФЗ решение о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав, о приостановлении или отказе в государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав принимается в каждом конкретном случае государственным регистратором самостоятельно исходя из формы и содержания представленных заявителем документов по результатам их правовой экспертизы (часть 1 статьи 26, пункт 3 части 1 статьи 29, часть 1 статьи 64, статья 65 Закона N 218-ФЗ).

Дополнительно сообщаем, что письма Минэкономразвития России не содержат правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, не являются нормативными правовыми актами, имеют информационный характер и не препятствуют руководствоваться непосредственно нормами законодательства.

Источник: legalacts.ru

Рейтинг
Загрузка ...