Черный песок это строительство дорог

Прокладка дорог – трудоемкий, дорогой и сложный процесс. Требуется закупка песка. Важно подобрать материал правильно, чтобы получить качественный и долговечный результат.

Применение материала при строительстве дорог

Песок – строительный сыпучий материал. Образуется естественным образом в ходе разрушения горных пород под влиянием высоких и низких температур, влаги. В его составе полевой шпат, слюда, кварц и прочие компоненты. Согласно статистике, около 40% песка используется в дорожном строительстве.

Этот материал применяется для таких целей:

  • создание боковых канав для дренажа;
  • изготовление песчано-гравийной подушки;
  • прокладка дополнительного слоя для повышения стойкости к большим механическим нагрузкам, температурным перепадам;
  • создание основания;
  • приготовление асфальтобетонной смеси.

Виды строительного материала

Песок бывает разных видов. Он классифицируется на типы по составу, способу добычи, размеру фракций.

Черный песок на Российских пляжах — чем опасен?

Существуют такие виды сыпучего материала:

  • речной;
  • морской;
  • карьерный;
  • горный.

В дорожном строительстве применяют преимущественно речную и карьерную разновидности. Материал первого типа добывают со дна реки или из сухого русла. Зерна округлой формы и не цепляются друг за друга. Хорошо пропускает и фильтрует воду. Количество примесей в составе минимальное.

Почти нет глинистых включений.

Карьерный песок является самой распространенной разновидностью. Его зерна имеют угловатую форму, острые края. За счет этого фракции хорошо сцепляются друг с другом. В толще засыпки возникают пустоты с воздухом.

По размеру зерен строительный материал делится на следующие виды:

  • очень мелкий (от 1 до 1,5 мм);
  • мелкий (1,5-2 мм);
  • средний (от 2 до 2,5 мм);
  • крупный (более 2,5 мм).

Что выбрать для возведения дорог

Материалы для дорожного строительства должны отвечать всем требованиям ГОСТ. Не рекомендуется экономить на их покупке. Лучше взять песок дороже, но качественнее. Иначе вскоре придется тратиться на ремонт дорожного покрытия.

В качестве подложки используют карьерный высококачественный песок. Зерна не должны быть слишком крупными. Речной песок применяют для приготовления асфальтобетонной смеси. Для подложки он не подходит из-за плохого сцепления фракций.

Источник: znatprovse.ru

УСТРОЙСТВО ОСНОВАНИЙ И ПОКРЫТИЙ ИЗ ЧЕРНОГО ЩЕБНЯ ИЛИ ГРАВИЯ, УКЛАДЫВАЕМЫХ В ГОРЯЧЕМ И ХОЛОДНОМ СОСТОЯНИИ

Черный щебень, это вид строительного материала, получаемый путем дробления различных горных пород, валунов, гравия, и обработанный в дальнейшем, специальными вяжущими составами.

В качестве вяжущих материалов используют битумы и дегти, а также эмульсии, изготовленные на их составе. Широкое применяется при строительстве дорог и аэродромов.

Документом, регламентирующим условия по приемке и испытаниям, методом подбора состава и контроля за ним, транспортировке и хранению, а также технические характеристики, строительных материалов для дорожного строительства, в том числе и черного щебня, является Межгосударственный Стандарт – ГОСТ 30491-2012 «Смеси органоминеральные и грунты, укрепленные органическими вяжущими, для дорожного и аэродромного строительства. Технические условия.».

Что это за материал

Черный щебень (альтернативное название — черная щебеночная смесь) представляет собой востребованный искусственный дорожно-строительный материал. Продукция производится посредством смешения щебня с вяжущими компонентами.

Справка. Не следует путать черный щебень с другими похожими на него разновидностями:

  • терриконовый (или угольный), получаемый посредством переработки шахтных угольных отвалов;
  • окрашенный в темный цвет щебень, в качестве сырья применяется гранитный, гравийный, мраморный;
  • черный декоративный щебень — долерит, представляющий собой прочный минерал магматического происхождения, который встречается редко, поэтому реализуется по высоким ценам;
  • асфальтовая крошка — фрезерованные или дробленные асфальтобетонные фракции размером до 40 (25) мм.

Коэффициент плотности

Поскольку трамбовочный коэффициент является лишь степенью уменьшения объема, он деформируется под воздействием определенных факторов:

  • способ и загрузочные параметры (к примеру, с какой высоты нужно выполнить засыпание);
  • особенности перевозки и время пребывания в дороге – ведь даже когда масса не двигается, начинается ее уплотнение вследствие проседания ее под ее весом;
  • лещадность – зерна игольчатой формы дают большую осадку, если сравнить их с кубовидными.

Этот показатель необходимо знать, поскольку он необходим не только, чтобы формировать рациональный заказ материалов. Имея о нем представление, можно предугадать как в дальнейшем заниматься усадкой гравийного слоя, что будет нагружен строительными конструкциями.

Помимо этого коэффициент уплотнения необходим для вычисления устойчивости и крепости самого объекта.

Таблица – плотность щебня

Плотность щебня в кг м3 представлены в таблице:

Материал фракция, см Удельный вес, кг/ м3
Отсев 0-0.5 1410
Щебеночная смесь 0-0.7 1520
Продукт дробления скальных горных пород 0.5-1 1380
0.5-2 1350
0.5-2.5 1380
2-4 1350
2.5-6 1370
4-7 1350

Технологии и методы производства, состав

В качестве сырья для изготовления черной смеси используется не только щебень, но и горные минеральные породы, а также отсев их дробления. Для производства предприятия выбирают породы с пределом прочности не менее 80 МПа. Типовой состав смеси включает в себя наполнитель в виде щебня и вяжущее вещество. Соотношение компонентов составляет 96-98 на 4-2%.

В качестве наполнителя используются материалы следующих фракций 5-10, 10-20, 15-20, 20-40 и 40-70 мм., а также комбинация зерен размером 5-20 и 5-40. В качестве вяжущих веществ применяются деготь, нефтяные дорожные битумы, битумные эмульсии.

Щебень после обработки вяжущим веществом. Фото Грунтовозов

Существует две технологии производства:

1) Метод смешения. Технология производства щебня осуществляется посредством смешивания составных компонентов в асфальтосмесительной установке с принудительным типом действия при особом температурном режиме. Мелкие фракции размером до 15 мм. изготавливаются в смесителях принудительного перемешивания, средние и крупные (более 20 мм.) подготавливаются в барабанных смесителях.

2) Метод пропитки выполняется непосредственно на месте проведения дорожных работ путем разлива вяжущего средства по поверхности утрамбованного щебеночного слоя.

Нормы времени и расценки на 100 кв. м основания или покрытия

Таблица 2

Состояние укладываемых материалов Состав звена асфальтобетонщиков (асфальтировщиков) Толщина слоя в мм
40 50 60 70 80
Горячее 5 разр. -1 4 » — 2 3 » — 2 2 » — 2 1» — 1 5,5 3-08 6,5 3-65 26.04.76 8,7 4-88 9,8 5-50 1
Холодное 5 разр. — 1 4 » — 1 3 » — 1 2 » — 2 1» — 1 04.02.37 44,24 5,1 2-81 5,8 3-20 6,4 3-53 2
1 а б в г д
Читайте также:  Что надо для строительства дерев дома

Состав работ:

  1. Россыпь клинца или каменной мелочи (обработанной или не обработанной битумом) по проезжей части с подноской до 5 м
  2. Разметание материала метлами

Характеристики: плотность, удельный вес и прочие

1) Насыпная плотность (или удельный вес) зависит от размера фракций: для мелких показатель составляет 2600 кг/куб.м. и для крупных — 3200.

2) Прочность, марки по дробимости — от М300 до М1200, выбор зависит от специфики выполнения работ. Например, для оснований рекомендуется применение щебня с маркой не менее М300 для мелкофракционного и М400 для средне— и крупнофракционного материала, а для пропитки покрытия — М300-400 и М400-800 соответственно.

3) Морозостойкость. Минимальный показатель черного щебня должен соответствовать марке F15. Если смесь будет применяться для пропитки, то — F25.

Щебень является одним из компонентов асфальтобетона. Фото Грунтовозов

4) Содержание игольчатых и пластинчатых включений не должно превышать 25% для для щебня, предназначенного для пропитки и 35 — для строительства покрытий.

Плотность отсева

Отсев рассматриваемого материала получается как продукт измельчения горной породы. При этом размеры частиц достигают показателя в 0,1-5 мм. Он появляется как следствие измельчения камня, который потом обязательно просеивается, используя профессиональное сито с разными диаметрами «окон».

Материал можно поделить на массивный, средний, мелкофракционный и просеянный песок. По своим характеристикам он аналогичный первоначальному сырью. В основе его цвета – используемая порода.

Щебневым отсевом хорошо заменить карьерный песок, это в несколько раз разрешает уменьшить затраты.

Отсев щебня можно различить по основному материалу.

В зависимости от каменной породы отличают:

  • щебень плотностью т м3 гранитного типа, в котором насыпная скалярная физическая величина начинается от 1.3 до 1.34 т/м3. Процентное соотношение химических элементов не может быть больше половины процента. Прочность при сжатии равняется 1200, другими словами может выдержать соответствующее число МПа;
  • массовая доля частиц вытянутой игольчатой или пластинчатой формы – не более 15 %. Этим показателем можно описать удобоукладываемость. Все потому, что крупинки формой напоминающие куб лучше утрамбовываются, при минимальных пустотах;
  • гравийный отсев, плотность щебня строительного т/м3: 1.4. Параметры частиц – от 0,016 до 0.25 см, при прочности 800-1000. Массовая доля пылевых, глиняных частиц не может быть больше половины процента, лещадность – до семнадцати процентов;
  • этот материал активно применяют на этапе сооружения и ремонта автомагистралей, основы для оборудования площадки для занятия спортом, садовой или парковой зоны и так далее;
  • отсев из извести. Насыпная скалярная физическая величина 1300 кг/м3. Частицы по крупности не превышают – 2-5 мм, это соответствует прочности 400-800. Используемые примеси не могут быть больше двух процентов, при лещадность – до двенадцати процентов.

Этот материал нередко используется в зимние месяцы как средство от обледенения улиц – словно заменитель реагента, также чтобы замесить асфальтобетонный и дизайн на ландшафте.

Достоинства и недостатки

Обработка щебня вяжущими веществами повышает показатели износостойкости и адгезии — возможность сцепления материалов с другими строительными составами. Также возможно отметить следующие достоинства применения смеси:

  • способность выдерживать значительные внешние нагрузки;
  • не создает трещины в слоях покрытия;
  • хорошая сопротивляемость скольжению;
  • стойкость к продольным сдвигам покрытия;
  • способность к уплотнению;
  • работы по укладке возможно выполнять в любое время года;
  • продолжительный срок хранения.

В качестве недостатков возможно отметить водопроницаемость и прододолжительность выполнения работ по формированию покрытия, зависящие от погодных условий.

Особенности и преимущества материала

Для придания материалу заданных свойств его разогревают, после чего наносят горячий битум, деготь или иную вязкую композицию. В результате получается масса, обладающая ценными в дорожном строительстве качествами:

  • пластичность при укладке, возможность хорошего уплотнения при соблюдении технологии;
  • защита от воды за счет образования на щебне прочной пленки после застывания;
  • эффективное схватывание частиц за счет высокой адгезивной составляющей массы;
  • способность готового слоя сохранять форму, не растрескиваться под нагрузкой длительное время.

При строительстве особо нагруженных магистралей, взлетных полос и других ответственных объектов таким образом достигается эффект долговечности и предсказуемости поведения полотна.

Существует несколько критериев, в соответствии с которыми выполняется классификация:.

Во-первых, это фракция:

  • мелкая — 5-10 и 5-20 мм., используется для укладки верхнего слоя;
  • средняя — 20-40, является наиболее популярной разновидностью;
  • крупная — 40-70, требует расклинивания.

В отдельную категорию выделяют также смешанный вид щебня, представляющий собой смесь фракций разных размеров.

Во-вторых, температура смеси:

Гравийный щебень. Фото Грунтовозов

1) Горячий щебень производится при температуре от 120 до 160 градусов, укладывается — 100-120. Технология изготовления включает сушку щебня, нагрев щебня и вяжущего состава, в качестве которого применяются битумы типов БНД, БН и СГ, деготь марки Д-6, дозирование компонентов в смеситель и перемешивание. Укладка горячей смеси выполняется в сухую погоду весной при температуре воздуха не менее +5 градусов Цельсия или осенью при +10 и более.

2) Теплый производится при температуре 80-100 градусов, укладывается при 60-100. Для изготовления применяются битумы БНД (дорожно-нефтяной) и БН (нефтяной), деготь Д-5. Укладку следует осуществлять в сухую погоду, при температуре воздуха от -10 до -5 градусов.

3) Холодный может производиться с нагреванием и без в зависимости от типа вяжущего компонента. При использовании эмульсий нагрев не выполняется, битума СГ (средне-густеющий) или МГ (медленно-густеющий), а также дегтя Д-3 и Д-4 — нагрев осуществляется до 90-120 градусов. Укладка проводится после остывания, при температуре равной температуре окружающей среды. Работы по укладке следует выполнять в сухую погоду весной (температура не менее +5) и осень (+10). Холодный черный щебень в отличие от первых двух типов может храниться несколько месяцев, но уступает им в водонепроницаемости и износоустойчивости.

В зависимости от вида исходного сырья щебень разделяется на материалы из осадочных, изверженных и метаморфических пород. В некоторых случаях черная щебеночная смесь производится из гравия, который уступает в износостойкости и водоустойчивости щебню. В качестве сырья для изготовления черной смеси используются также гравийный, гранитный, известняковый щебень.

Bau-enginer

Черный щебень — это материал, получаемый путем обработки в установке щебня из горных пород любым органическим вяжущим. Марка щебня, используемого для обработки органическими вяжущими (чернения), должна составлять: для устройства покрытия из изверженных пород не ниже 800, из осадочных и метаморфических — не ниже 600; для устройства основания из изверженных пород не ниже 600, из осадочных и метаморфических — не ниже 300.

Читайте также:  Строительство пятиэтажного бизнес центра это мегапроект

Для обработки щебня органическими вяжущими используют асфальтосмесительные установки, оборудованные смесителями принудительного перемешивания периодического и непрерывного действия, а также барабанные смесители. Щебень можно обрабатывать вязкими, жидкими и эмульгированными органическими вяжущими. Вид вяжущего определяет технологические особенности приготовления и использования черного щебня.

Обработка щебня вязкими и жидкими органическими вяжущими. При этих видах вяжущих используют горячую технологию чернения щебня, то есть с нагревом и сушкой щебня и нагревом вяжущего по табл. 3.

Температура нагрева органических вяжущих, щебня и обработанного щебня

Глубина проникания иглы при 25°С, 0,1 мм Условная вязкость по вискозиметру с отверстием 5 мм при 60°С, с Температура, °С
органического вяжущего, поступающего в мешалку щебня при выходе из сушильного барабана обработанного щебня при выпуске из смесителя
Свыше 40 до 130 140-150 150-170 140-160
Свыше 130 до 300 110-130 120-150 110-130
Свыше 130 до 200 80-100 110-130 90-110
Свыше 70 до 130 80-90 100-120 80-110

Примечание. При применении ПАВ температура обработанного щебня при выпуске из смесителя и соответственно температура нагрева щебня в сушильном барабане должны быть снижены на 10-20°С

Температура нагрева щебня перед смешением зависит от вида органического вяжущего и условий обработки. При сухой и теплой погоде (температура воздуха выше 10°С) придерживаются нижних пределов температуры нагрева, указанных в табл. 3, при более холодной погоде (температура воздуха ниже 10°С) — верхних пределов.

Для обеспечения водостойкости пленки вяжущего на щебне используют активные добавки извести в количестве 0,5 % массы щебня, а также поверхностно-активные вещества в количестве 0,5-4,5 % массы вяжущего.

Количество органического вяжущего в обработанном щебне назначают по табл. 4.

Расход органического вяжущего

Органическое вяжущее Щебень из прочных изверженных пород с плотной поверхностью (базальты, диабазы, порфиры и т.д.) крупностью, мм Щебень из осадочных пород (известняки, песчаники, доломиты и т. п.) крупностью, мм
10 (15)-20 и 20-40 10 (15)-20 и 3 (5)-10 (15) 10(15)-20 и 20-40 10(15)-20 и 3 (5)-10(15)
Расход органического вяжущего, % по массе
Вязкое 1,5-3,5 2,0-4,5 3,0-5,0 3,0-5,5
Жидкое 13-2,5 1,5-3,0 2,0-4,0 2,0-4,5

Щебень, обработанный вязкими органическими вяжущими, сразу после приготовления транспортируют к месту укладки автомобилями-самосвалами. Чтобы избежать прилипания щебня, дно и стенки кузова смазывают нефтью, мазутом или мыльным раствором.

Щебень, обработанный жидкими органическими вяжущими, можно укладывать сразу после приготовления в горячем виде либо складировать и хранить по фракциям в зоне работ.

Чтобы не допустить слеживаемости, обработанный жидкими вяжущими щебень перед отправкой на склад охлаждают до температуры 30-35°С струей воздуха в охлаждающих устройствах, а при их отсутствии — систематическим рыхлением (перевалкой экскаватором или самоходным погрузчиком).

При необходимости щебень, обработанный жидкими органическими вяжущими, летом хранят на открытых площадках, обеспеченных водоотводом, или под навесом в штабелях высотой 1,5-2,0 м.

При обработке щебня жидким битумом класса МГ срок хранения не должен превышать 8 месяцев, а битумом класса СГ — не более 4 (при соблюдении условий, уменьшающих слеживаемость).

Обработка щебня эмульсиями. Для обработки щебня применяют эмульсии классов ЭБК-2 и ЭБА-2, а также обратные эмульсии вязкие ЭО-В и жидкие ЭО в сочетании с прямыми ЭБА, ЭБА-3.

Эмульсии, используемые для обработки щебня, должны выдерживать испытание на водоустойчивость пленки по ГОСТ Р 52128-2003. Испытания проводят на щебне, предназначенном для обработки. Если прямая анионная эмульсия не выдерживает испытания, в щебень необходимо вводить 0,5 % извести от массы щебня. Известь можно вводить в виде известкового молока, содержащего не более 30 % извести.

Щебень, обработанный эмульгированными органическими вяжущими, можно использовать непосредственно после приготовления или заготавливать впрок, то есть хранить в штабелях на складе. Такой способ не только устраняет зависимость строительных объектов от смесительной установки, но и ускоряет процесс формирования конструктивных слоев благодаря формированию пленки вяжущего на щебне в период хранения.

При обработке щебня, предназначенного для укладки сразу после приготовления, используют эмульсии, содержащие битумы с глубиной проникания иглы от 60 до 130×0,1 мм.

Для щебня, заготавливаемого впрок, применяют прямые эмульсии, приготовленные на битумах пониженной вязкости с глубиной проникания иглы 200-250×0,1 мм, обратные ЭО-В и ЭО в сочетании с прямыми, приготавливаемыми на битумах марок БНД 40/60 и БНД 60/90.

Количество эмульсии, необходимое для обработки щебня, зависит от его крупности, природы материала и характера его поверхности и составляет 1,5-4,5 % в пересчете на битум (табл. 5). В конкретном случае необходимое количество эмульсии для обработки щебня определяется пробными замесами.

Расход вяжущего при обработке щебня эмульсиями

Щебень фракций, мм Количество битума, % массы щебня
обработка прямой или обратной эмульсией обработка прямой эмульсией совместно с обратной
количество сланцевого битума или каменноугольного дегтя, вводимого в виде обратной эмульсии количество битума, вводимого в виде прямой эмульсии
Щебень
25-40 1,5-3 1,2 1,8
15-25 2-3,5 1,4 2,1
5-15 2,5-4,5 1,6 2,4
5-10 3-4,5 1,8 2,7
Щебеночные смеси, содержащие около 5 % частиц размером 0,071 мм
0-35 3,5-4,5
0-20 4,0-5,5

Примечание. Количество эмульсии рассчитывают по формуле Э = Б/К, где Б — количество битума; К-концентрация эмульсии.

При обработке щебня обратной эмульсией совместно с прямой 40 % вяжущего вводят в виде обратной эмульсии и 60 % — в виде прямой.

Щебень обрабатывают эмульсиями в смесителях принудительного действия, обеспечивающих дозирование всех компонентов. При обработке прямой эмульсией сначала в смеситель подают щебень и известь (известковое молоко), если это требуется для улучшения водостойкости пленки вяжущего, затем вводят эмульсию.

При обработке обратной эмульсией щебень сначала обязательно перемешивают с известью, затем с обратной эмульсией. Если обрабатывают щебень двумя эмульсиями, сначала его перемешивают с известью, затем с обратной эмульсией и наконец с прямой. При работе с прямыми или обратными жидкими эмульсиями ЭО в сочетании с прямыми, как правило, не требуется подогрева минеральных материалов и эмульсии. Обратную эмульсию вязкую ЭО-В нагревают до 60-70°С, а обрабатываемый ею щебень до 20-60°С.

Готовый черный щебень выгружают в автомобили-самосвалы и отвозят к месту складирования или на строительный объект. Щебень, обработанный эмульсией, может храниться в штабелях, не слеживаясь несколько месяцев. Образующаяся со временем корка плотного материала не препятствует разработке штабеля. В процессе разработки и погрузки она разрыхляется. Черный щебень погружают экскаватором, транспортируют к месту работ автомобилями-самосвалами.

Строительство покрытий и оснований из щебня, обработанного органическими вяжущими. Работы по строительству покрытий и оснований из щебня, обработанного вязкими и жидкими органическими вяжущими, производят в сухую погоду при температуре воздуха не ниже 5°С весной и летом и 10°С осенью. Работы по строительству покрытий и оснований из щебня, обработанного эмульсиями, следует производить при температуре воздуха: в случае анионной эмульсии не ниже 10°С, катионной не ниже 5°С, обратной (в том числе совместно с прямой) — не ниже минус 5°С.

Читайте также:  Рефлексия в строительстве это

Покрытия и основания из черного щебня устраивают, как правило, по принципу последовательного расклинивания крупных фракций щебня менее крупными. При строительстве этим способом работы должны выполняться в следующем порядке:

обработка поверхности нижележащего слоя вяжущим (разжиженный битум, эмульсии), из расчета 0,5-0,8 л/м2;

распределение щебня основной фракции 20-40 мм; уплотнение слоя щебня катком массой 6-8 т (4-6 проходов по одному следу);

распределение щебня расклинивающей фракции 10-20 мм;

уплотнение 3-4 проходами катка массой 10-13 т по одному следу;

распределение щебня второй расклинивающей фракции 3(5)-10(15) мм;

уплотнение 3-4 проходами катка массой 10-13 т по одному следу.

При строительстве оснований для основного слоя разрешается использовать фракцию щебня 40-70 мм и для расклинивания — соответственно 20-40 и 10(15)-20 мм. При использовании щебня фракций 5-40 и 5-20 мм конструктивный слой устраивают за один прием без расклинивания. Расход щебня по фракциям соответствует значениям, приведенным в табл. 6.

Расход черного щебня

Плотность щебня, кг/м3 Расход щебня по фракциям, кг/м2
20-40 мм 10(15)-20 мм 3(5)-10(15) мм
при толщине слоя 5 см при большей толщине прибавлять на каждый см толщины, кг/м2
2600 91-97 18-19 9-11 7-8
2800 98-104 20-21 10-12 7-8
3000 104-110 21-22 11-13 8-9
3200 111-126 22-23 11-14 9-10

В начальный период эксплуатации покрытия или основания из черного щебня должен быть обеспечен уход, заключающийся в регулировании движения по всей ширине проезжей части и ликвидации возможных деформаций. Продолжительность окончательного формирования слоя зависит от вида вяжущего, погодных условий и интенсивности движения и находится в пределах 7-30 суток. Покрытие на основании из черного щебня может быть построено через 8-10 суток после выявления и исправления дефектов основания.

Контроль качества строительства. При приготовлении черного щебня контролируют влажность каменных материалов, температуру и вязкость вяжущего, продолжительность перемешивания, температуру готового щебня, прочность сцепления вяжущего со щебнем. Влажность каменных материалов проверяют в случае их дозирования в холодном состоянии.

В процессе строительства покрытий и оснований из черного щебня контролируют температуру черного щебня, доставленного на место укладки (если он укладывается в горячем виде), норму расхода щебня, толщину слоев, качество уплотнения, ровность и поперечные уклоны.

Толщина уплотняемого слоя черного щебня фракций 5-40 и 5-20 должна составлять 1,25-1,30 от проектной толщины слоя. Замеры производят линейкой через каждые 10-15 м. Степень уплотнения слоев, устраиваемых из черного щебня, проверяют пробным проходом катков массой 10-13 т, при этом не должно наблюдаться движения щебня или образования волн перед вальцом катка.

Сферы применения

Материал является оптимальным вариантом для выполнения дорожно-строительных работ. С помощью черной щебеночной смеси при выполнении всех рекомендаций возможно получить прочное, долговечное, стойкое к износу покрытие. Щебень используется также для строительства оснований, укладки тротуаров и площадок, изготовления асфальтобетонных смесей, обустройства верхнего слоя отмостки вокруг дома, организации парковочного места.

Технология укладки, строительство покрытий и оснований

Предварительным этапом работ является подготовка и оформление разрешительных документов. Выполнение работ начинается в подготовки площадки под строительство, верхний слой грунта снимается ковшом бульдозера, почка выравнивается и утрамбовывается, стелется слой песка, насыпь уплотняется катком и увлажняется.

Справка. Для увеличения прочности покрытия и предотвращения образования трещин обустраивают подушку из гравия.

Существует два способа обустройства дорожных оснований с помощью черного щебня — с расклинцовкой и без нее.

Справка. Расклинцовка (или метод заклинки) — расклинивание крупных фракций щебня более мелкими. Например, материалы 20-40 расклиниваются зернами 10-20 мм., которые расклиниваются фракциями 5-10 мм. В результате получается многослойное разнофракционное основание.

Наибольшее распространение получил метод заклинки, созданные с его помощью покрытия отличает монолитность. Порядок осуществления работ следующий:

  • обработка подстилающей поверхности вяжущим веществом с помощью автогудроната;
  • в качестве основной фракции применяется 40-70, если толщина покрытия будет более 80 мм., и 20-40 — если менее;
  • распределение и уплотнение последовательно щебня фракций 20-40, 10-20 и в последнюю очередь 5-10; распределение выполняется с помощью щебнераспределителя или обычного асфальтоукладчика.

Справка. Расклинцовка должна выполняться особенно внимательно, на основании проектов и точных расчетов, с учетом климатического пояса и погодных условий на момент проведения работ, местности, уровня грунтовых вод и подвижности почвы.

Средняя плотность

Для определения этого числа берутся за основу поры и пустоты внутри частиц. На показатель также влияет, сколько влаги аккумулирует материал. Навеска, что будет использоваться для контроля, высушивается до первоначальной массы, потом взвешивается.

После этого материал помещают в емкость с жидкостью на несколько часов, через несколько мгновений проводится повторное взвешивание для определения веса гранитного продукта дробления скальных горных пород. Средняя плотность немного ниже истиной, пределы 2400-2500 кг/м3.

Сделать своими руками

Черный щебень возможно изготовить и своими руками. Для этого наилучшим образом подходит известняковый щебень марки не менее М600 и размером фракций 20-40 мм. Данный выбор обусловлен способностью материалов впитывать вяжущие вещества лучше, чем другие разновидности.

Известняковый щебень 20-40 крупным планом. Фото Грунтовозов

  • вяжущее вещество, в качестве которого рекомендуется использовать битум БНД 200/300 в количестве 4-5% от массы щебня;
  • синтетическая жирная кислота в количестве 3% от массы битума;
  • водный раствор NaOH предназначен для создания эффективной эмульсии.

В качестве оборудования рекомендуется использовать барабан с электрическим приводом, нагревателем, который позволит получить необходимую для обработки щебня температуру, и опрокидывателем для извлечения готовых материалов. Время самостоятельного производства зависит от объема емкости и сырья, а также соотношения известняка и вяжущего вещества.

Истинная плотность

Под рассматриваемой характеристикой технологи подразумевают соотношение веса рассматриваемого материала к его объемам. Стоит знать, что здесь не учитываются пустоты.

Для определение показателя работником лаборатории в полной мере высушивается контрольная навеска до постоянной массы, потом она измельчается, чтобы на выходе получить порошковое состояние.

Проводится сравнительный анализ, результаты которого становятся основой для вычисления истинной скалярной физической величины. Числа чаще всего находятся в границе 2.5-2.6 т/м3.

Источник: dzgo.ru

Рейтинг
Загрузка ...