Что дает диплом в строительстве

Уровень безработицы в России вырос до 6,4%. В январе 2020 г. безработными числились 3 482 000 человек, с марта по сентябрь этот показатель увеличился до 4 808 000. Из-за кризиса на рынке труда, подстегиваемого коронавирусом, обладатели дипломов вузов готовы сейчас работать курьерами, помощниками по хозяйству, администраторами.

Однако спрос на высшее образование продолжает оставаться высоким. Из-за пандемии единый государственный экзамен (ЕГЭ) в этом году был обязательным только для тех, кто решил поступать в вузы, т. е. сдавать его можно было по желанию. Однако, по данным Рособрнадзора, 90% выпускников школ ЕГЭ сдавали. Таким образом, большинство приняло решение продолжить образование в институтах и университетах.

В 2020 г. в 252 российских вузах выделено 525 633 бюджетных мест. «Абсолютное большинство абитуриентов реализовали свое конституционное право на конкурсной основе получить высшее образование, в том числе бесплатно. На очную форму бакалавриата, специалитета и в магистратуру зачислено около 620 000 студентов», – заявил министр науки и высшего образования Валерий Фальков.

10 глупых вопросов СТРОИТЕЛЮ | Александр Дубовенко

Пропуск в будущее

Насколько высшее образование способствует успеху в карьере? Помогает ли оно при поиске работы, дает ли конкурентные преимущества? И в каких сферах оно все еще необходимо, а где без него уже можно обойтись?

«Высшее образование в России часто рассматривается как некий спасательный круг, который может выручить при поиске работы. Это связано с высоким уровнем неравенства – как в экономике между разными регионами страны, так и в доходах между богатыми и бедными, – объясняет высокий спрос на высшее образование Дарья Щеглова, научный сотрудник проектно-учебной лаборатории «Развитие университетов» Института образования НИУ ВШЭ. – Кроме того, студенческие годы дают возможность пересидеть кризис». Есть и другие причины – например, такая, как возможность получить отсрочку от армии. Но главное – в России диплом о высшем образовании все еще остается элементом национального культурного кода.

Во многих странах это уже не так. Вот что говорит психолог Джулия Врееман, работающая в Амстердаме: «Согласно социологическим исследованиям, наша молодежь самая счастливая, точнее, самая довольная жизнью. При этом получать высшее образование планирует очень небольшая доля молодых людей.

Дело в том, что люди с дипломом более разборчивы при поиске работы, более требовательны к тому, какой должна быть их карьера, а значит, не достигнув желаемого, острее начинают чувствовать себя неудачниками. А если учесть, что современное общество нуждается в большем количестве работников в сфере обслуживания, то люди с высшим образованием имеют высокие шансы оказаться на должностях ниже того уровня, на который рассчитывали.

Потому у голландцев высшая школа не относится к категории почти необходимого, как зачастую бывает в России». Десятилетия экономической стабильности также способствуют тому, что молодое поколение не спешит, завершив один уровень образования, сразу же переходить на более высокий. «Когда большинство семей на протяжении нескольких поколений живут в достатке, их дети могут позволить себе потратить время на поиски себя, а то и просто поизучать слонов в Северной Индии или поиграть на кельтской арфе, – продолжает Врееман. – В Нидерландах отношение к человеку не связано с уровнем его образования или дохода. Здесь не принято жестко конкурировать, доказывать себе и другим свою значимость. Доминирует так называемый принцип достаточности. Например, жить достаточно хорошо – это очень по-голландски».

>740 вузов

насчитывается сейчас в России (без учета филиалов). На начало 2010 г. дипломы о высшем образовании выдавало порядка 1500 заведений. Таким образом, за последние 10 лет закрылось почти 50% университетов и их филиалов по причине недостаточного уровня компетенций преподавательского и профессорского состава и несоответствия федеральному государственному образовательному стандарту

Схожая картина в Чехии. «Школьники в последние годы обучения могут осваивать специальности, например, пекаря, строителя, фельдшера. Поскольку выпускники школ зачастую уже имеют профессию, они могут сразу идти работать. Такой путь выбирает большинство, – рассказывает аспирантка Карлова университета в Праге Владислава Польякова. – Благодаря такой системе высшее образование в Чехии не так востребовано, как в России. Хотя некоторые чехи сразу после школы идут в университеты, чтобы иметь возможность найти работу намного лучше».

В то же время для построения серьезной карьеры диплом необходим практически во всех странах. «Высшее образование для большинства крупных компаний – обязательное и необсуждаемое требование при приеме на работу на хорошую должность. Не удивительно, что в США многие стараются его получить, несмотря на дороговизну обучения», – рассказывает HR-консультант компании Databasic Inc. (Вашингтон) Олег Долгих. Он сравнивает образование с башней: чем выше поднимаешься, тем лучше видно и тем просторнее – меньше конкурентов, выше заработок. «Зачастую не так важно, какой именно университет окончил соискатель, какое место в международном рейтинге сейчас занимает его alma mater, как то, что у человека в принципе есть диплом. Особенно когда речь заходит о среднем и старшем поколении», – говорит Долгих.

Неравные дипломы

«Сам по себе диплом никогда не был гарантией успешной карьеры или высокого социального статуса, – подчеркивает нейрофизиолог, психолог и HR-консультант Марина Беляева. – Все зависит от мотивации, личных достижений будущего специалиста, выбора направления, готовности к дальнейшему развитию в профессии». При этом для России характерно, что человек, получив диплом по одной специальности, уходит совершенно в иные сферы. И чем проще процесс обучения и менее специфично выбранное направление, тем ниже вероятность того, что, поступая в вуз, человек принимает сознательное решение использовать полученное образование в своей дальнейшей работе. И наоборот.

Читайте также:  Чек для налоговой возврат на строительство

Например, по данным Росстата, в области клинической медицины свою деятельность продолжает 97% выпускников медицинских вузов. Среди выпускников педагогических вузов только 20% кардинально меняют сферу деятельности, 80% так или иначе связывают свою жизнь с образованием, преподаванием и просвещением. Среди IT-специалистов полных «перебежчиков» уже больше – 22%: их знания и навыки востребованы сегодня во всех отраслях и IT-специалисты способны встраиваться почти в любые производственные и управленческие процессы. Куда меньше верны профессии обладатели дипломов юристов: работу по профилю продолжает немногим более 70%. А из выпускников факультетов экономики и управления свои знания использует по прямому назначению лишь 60% выпускников, остальные уходят в другие сферы деятельности.

Причины, вынуждающие выпускников вузов искать иное применение своим способностям, разные. Кто-то не может найти работу по специальности, кого-то не устраивает зарплата. «Никто не знает, сколько и каких специалистов необходимо подготовить.

Чаще всего руководители образовательных программ ориентируются на контрольные цифры приема, которые спускает министерство, и не занимаются исследованиями того, какие специалисты с высшим образованием и в каком количестве нужны конкретному региону. Чуть лучше дело с этим обстоит в федеральных вузах и национальных исследовательских университетах, – указывает Щеглова. – Эффективность диплома измеряется долей трудоустроенных выпускников и размером их зарплаты. Данные Росстата показывают, что в целом уровень занятости выпускников вузов и их зарплата выше, чем у тех, у кого нет диплома. Но эти преимущества образования нивелируются экономическим неравенством регионов: дипломированный специалист в Иванове зарабатывает вдвое меньше, чем такой же в Красноярске».

О сегодняшних предпочтениях абитуриентов Фальков рассказал в августе на совещании у президента Владимира Путина. В целом, без разбивки по вузам и регионам, выпускники школ чаще всего в 2020 г. выбирали информационные технологии, инженерное дело, медицину и педагогику. По всей стране выросли рейтинги специальностей, связанных с химией, биологией и физикой.

Пользуются спросом направления, в основе которых изучение компьютерных технологий, методов обработки данных. Выросла популярность факультетов, связанных с цифровой аналитикой и веб-разработкой. По словам ректора МГУ Виктора Садовничего, в 2020 г. самый высокий конкурс был на мехмате, биофаке, факультете вычислительной математики и кибернетики. А на один из самых молодых факультетов МГУ – космических исследований конкурс составил 40 человек на место. По данным Росстата, на фоне пандемии почти на 4% увеличилось число поступающих в медицинские вузы.

В то же время, как показывают исследования ВШЭ, определенный дисбаланс сохраняется: с 2015 по 2019 г. высокий спрос сохранялся на медицинские, педагогические, физико-математические, юридические, экономические, строительные и IT-специальности. В то же время сельскохозяйственные направления демонстрируют постоянный недобор даже на бюджетные места.

Тонкости трудоустройства

Согласно результатам обследования рабочей силы Росстатом за 2019 г. в целом по России 69% выпускников вузов работают по специальности или «скорее по специальности». Однако в стране очень высок уровень региональной дифференциации в трудоустройстве выпускников, обращает внимание Щеглова: «Например, в Кировской области трудоустраивается 95% выпускников вузов, а в Ингушетии 41% молодых специалистов остаются безработными».

327 700 руб.

составили в 2019 г. госрасходы на образование в расчете на одного обучающегося в вузе

Так или иначе, значительное количество выпускников сталкиваются с проблемами трудоустройства. Работодателям сложно проверить компетенции молодого специалиста, и они предпочитают людей с опытом. Во времена СССР, когда существовала единая программа обучения, по вкладышу в диплом с оценками можно было хотя бы примерно понять, чему именно и насколько обучен человек. Сегодня каждый вуз в той или иной степени самостоятельно разрабатывает образовательные модули, потому не всегда предсказуемы набор компетенций выпускника и их уровень.

«Подразделения HR в крупных компаниях выстраивают собственные системы проверки квалификации молодых специалистов без опыта работы, – рассказывает Нина Яныкина, ректор Университета 20.35. – Обычно на новое место человек приходит с резюме. У HR есть свои критерии, по которым определяется, подходит ли сотрудник. Например, место предыдущей работы, наличие рекомендаций, сертификатов о прохождении курсов, стажировок, практик. Но когда речь идет о выпускнике, тут один показатель – диплом определенного вуза. В современной ситуации он может быть дополнен цифровым портфолио».

Для студентов Университета 20.35 наличие цифрового резюме – обычная практика. В него заносятся сведения о прохождении курсов, об участии в конференциях, интенсивах, создании стартапов, практике, стажировках в компаниях и т. п. Причем самостоятельно занести информацию в портфолио, т. е. подделать или «накрутить» компетенцию, студент не может. «Такое цифровое портфолио наряду с дипломом вуза, который котируется у работодателя, помогают вчерашнему студенту быстрее трудоустроиться и реализовать свои амбиции», – уверена Яныкина.

Вуз дает фундаментальные знания, создает базу, позволяющую самостоятельно решать сложные задачи. Но главное – практика. «Совмещение учебы с работой позволяет студенту не столько зарабатывать, сколько приобретать и накапливать опыт, на который потом будет смотреть потенциальный работодатель», – подчеркивает Щеглова.

Трудоустройству молодых специалистов помогает сотрудничество институтов с крупными компаниями. «У нас более 300 вузов-партнеров, – рассказывает Андрей Очеретный, исполнительный директор Центра академических партнерств «Сбера». – Форматы сотрудничества разные. С одними мы работаем в рамках образовательных программ подготовки студентов и переподготовки преподавателей. С другими – через поддержку работы бизнес-инкубаторов и помощь в развитии перспективных стартапов. А с кем-то мы работаем по карьерным мероприятиям – например, предлагаем студентам стартовую позицию, стажировку или практику для успешных первых карьерных шагов в «Сбере».

В компании Biocad, по словам ее вице-президента по HR Александра Глазкова, с 2014 по 2020 г. стажировку прошло 466 студентов более чем из 90 вузов. «Каждый четвертый продолжил свою карьеру в Biocad», – говорит Глазков. А гендиректор компании «Геопроект-изыскания» Николай Алексеенко считает, что предприятия должны формировать прямой запрос к вузам с ориентацией на решение будущим выпускником определенных задач, чтобы по окончании вуза он мог быстро интегрироваться в производственный процесс. «За последние годы в нашей компании прошли практику несколько десятков человек, в том числе из МГУ и Бауманки, – рассказывает Алексеенко. – Я уверен, что их карьера складывается успешнее по сравнению с теми, кто учился только по книгам. Совместно с Государственным университетом по землеустройству мы создали базовую кафедру цифрового землеустройства, и часть занятий проходит непосредственно в нашей компании».

Читайте также:  Техническая инвентаризация в строительстве это

Генеральный директор союза «Молодые профессионалы WorldSkills Russia» Роберт Уразов также считает важной возможность реальной верификации полученных студентами навыков и знаний. «Например, отправляют на соревнования студента-инженера второго курса, дают ему задание по инженерному дизайну, а он не может выполнить базовый чертеж. Сразу возникает реальная оценка ситуации, – поясняет Уразов. – Инженер должен уметь сделать чертеж.

Независимо от того, выполнен он карандашом на бумаге или в компьютерной программе, этот навык должен быть. Конечно, знания инженера-конструктора состоят не только из этого. Но если базовый навык, с помощью которого профессионал собирается зарабатывать, делать стартап, расти и строить профессиональную карьеру, находится на нулевом уровне, о чем можно говорить? И лучше об этом узнать на первом или втором курсе, чем когда выпускник с дипломом уже придет на работу. Именно поэтому важны стажировки, соревнования, практики, работа в бизнес-инкубаторах».

Учеба в реальном времени

Все большую популярность приобретает гибкая система подготовки студентов, которая позволяет собрать и достроить те компетенции, которые будут востребованы в профессиональной деятельности. Например, те части высшего образования, которые организуют мышление, или базовые системные знания по психологии, включая социальную психологию, так же необходимы для эффективного менеджера, как и знания законов экономики и основ производства. «Четко определить границы профессии сейчас невозможно.

Одни профессии быстро отмирают, им на смену приходят новые, требующие иных компетенций. Поэтому высшее образование, как и курсы дополнительного образования, встраивается в практику обучения в течение всей жизни, – отмечает Щеглова. – Так называемое life long learning – это не собирание «корочек», а необходимые элементы развития человека.

Конструирование компетенций по принципу Lego учит постоянной адаптации в работе. Подобные практики, например, используются по выбору для общеуниверситетских курсов в НИУ ВШЭ. Они так и называются: «МагоЛего». Любой студент может записаться на такой курс независимо от направления подготовки и изучать почти все – от древних рун до машинного обучения».

Часто аргументом в споре о ценности диплома является то, что многие успешные люди и визионеры не имели документа о классическом для своего времени образовании. В пример приводят Генри Форда, Билла Гейтса, Стива Джобса, Джона Дэвисона Рокфеллера. «Конечно, единичные прорывы, в основе которых лежит глубокая вовлеченность конкретного гения, будут происходить и дальше, – считает Ирина Гордина, продюсер образовательных и социальных проектов. – Но системное высшее образование гарантирует, что специалист освоился в поле знаний структурированно, что из его обучения не выпало самое важное – формирование широкого профессионального и гуманитарного кругозора. Можно бесконечно развиваться в любом направлении. Но именно в университете человек получает базу научного мышления, раскрывает способность принимать взвешенные решения, учится выстраивать отношения в будущем профессиональном кругу».

Часто диплом уже действительно не дает в современном мире значимых профессиональных кредитов. «С точки зрения прикладных навыков быстро наступает инфляция образования, – отмечает Щеглова. – Это особенно характерно для сфер искусства, дизайна, медиа, многих направлений IT». Сегодня теоретические и практические навыки можно получить самыми разными способами – есть множество курсов (включая онлайн), образовательных центров и программ. Да и специальностей, где не требуется высшее профильное образование и где успех зависит исключительно от личных навыков и практики, немало. «Кому должны предъявлять диплом о высшем образовании видеографы, независимые блогеры или стрингеры? Сами себе? – рассуждает Светлана Ярославская, директор Учебного центра кино и телевидения UHD. – На них работает собственное портфолио, личный блог, харизма. Да и ни одно образовательное учреждение не обеспечит вам высокий уровень профессионализма, до тех пор пока вы сами не наработаете этот уровень».

Источник: www.vedomosti.ru

Смысл получения диплома в 21 веке, для чего нужен

Нужен ли диплом о высшем образовании? Сейчас много возможностей получить знания альтернативным путем и применить их на практике. Давайте разберемся, взвесив все «за» и «против» классического высшего образования.

Нужен ли диплом в 21 веке

Россия по уровню образованности занимает третье место в мире после Кореи и Японии. У 60% российской молодежи в возрасте 25-34 года есть вузовский диплом.

Но так ли оправдано обязательное получение заветных корочек?

Выпускникам вузов непросто устроиться на работу по специальности. На собеседовании больше интересуются опытом работы, а не наличием диплома.

В России, входившей в состав Советского Союза, в пятидесятые годы прошлого столетия высшее образование стало бесплатным. Поступление в вуз после получения среднего общего либо специального образования было показателем успешности человека.

Приоритет рабочей профессии стал падать. А статус человека с вузовским дипломом стал неоправданно завышен. И даже с возвращением платного обучения около 70 % выпускников школ стремятся поступить в вуз. В некоторых семьях наличие высшего образования до сих пор считается обязательным.

Существует несколько разновидностей дипломов. Их можно поделить по следующим признакам:

1. По ступени образования:

  • бакалавр (4 года обучения);
  • специалист (5 лет обучения с правом поступать в аспирантуру);
  • магистр (2 года после бакалавриата, дает право поступать в аспирантуру);
  • аспирант (с присуждением ученой степени после защиты кандидатской диссертации).

2. По успехам в учебе:

  • синий (обычный);
  • красный (не более 25 % отметок «хорошо», остальные «отлично»).

3. По наличию аккредитации вуза:

  • государственного образца (признается во всех организациях России и за ее пределами);
  • негосударственного образца (оформляется на фирменном бланке вуза, не прошедшего аккредитацию, не признается за рубежом, в России частично дает возможность профильного трудоустройства).

Способно ли государство обеспечить работой, близкой по профилю к изучаемой специальности, всех выпускников университетов и институтов? Прежде, чем поступать в университет на конкретную спеуциальность, следует изучить рынок труда.

Читайте также:  С чего начать строительство частного дома в городе

Выпускники

Нужен ли диплом о высшем образовании для работы

Все зависит от профессии, требований компании и должности. Работать врачом, фармацевтом, преподавателем, инженером, финансистом, экономистом, юристом без наличия высшего образования невозможно.

Для работы в структуре госслужбы, в авиации, в области проектирования зданий, сооружений, коммуникаций, в авиационной и машиностроительной промышленности необходимо иметь вузовский диплом. Более лояльно относятся к отсутствию диплома представители IT-сферы.

Если претендуете на должность джуниор-разработчика/дизайнера/тестировщика, нужно показать практические навыки и стремление к самообучению. Наличие диплома будет дополнительным бонусом.

Большинство работодателей не интересуют оценки, выставленные в дипломе, как и его цвет (красный или синий). И в то же время есть компании, для которых это важно. Молодого специалиста в любом случае придется учить на рабочем месте. В первую очередь ценятся soft skills: коммуникативность, умение работать в команде, гибкость мышления, креативность, многозадачность, наличие критического мышления, способность делать правильные выводы и принимать решения, опираясь на новые данные и условия.

Работодатели также обращают внимание на опыт и жесткие навыки (hard skills) — набор способностей, умений, навыков, знаний. В отличие от soft skills, их можно продемонстрировать, измерить количественно и качественно.

Собеседование

Выпускнику вуза сложно устроиться на работу по специальности из-за «инфляции дипломов». Государство выдает большое количество дипломов, не подкрепив их наличием рабочих мест. Когда есть несколько претендентов с вузовским дипломом на одно вакантное место, его ценность начинает снижаться, а требования к навыкам специалиста повышаются. Вот, почему для многих работодателей наличие высшего образования не имеет значения.

Государство решило остановить обесценивание вузовских дипломов. Минтруд разработал профессиональные стандарты, которые будут обязательными для государственных структур и для большинства других организаций. В них прописано, какими знаниями, навыками, умениями и компетенциями должен обладать специалист того или иного профиля. Какое у него должны быть образование (уровень и направление).

Профстандарты

Если при аттестации сотрудника выяснится, что его образование ниже требуемого или не соответствует направлению, ему придется его получить (окончить вуз, пройти курсы переподготовки или повышения профессиональной квалификации). Как вариант — могут предложить перейти на нижестоящую должность или уволить. Исключение сделают только тем, кто имеет большой стаж работы по профессии.

Все за и против получения высшего образования

  1. Вуз дает базовые знания, на основании которых можно получить дополнительное (расширенное) образование.
  2. Обучение помогает прокачать soft skills, расширить кругозор, развить эмоциональный интеллект.
  3. Образование учит быстро принимать решения, справляться с тяжелой нагрузкой.
  4. Наличие диплома говорит об образе мышления, о целеустремленности выпускника и умении доводить дело до конца.
  5. При отсутствии опыта работы, реализованных проектов и прочих равных условиях из двух кандидатов выберут того, у кого есть диплом.
  6. Во многих компаниях наличие диплома — все еще необходимое условие для приема на работу. Некоторые работодатели обращают внимание и на средний балл диплома.
  7. Без образования «закрыты» многие должности (госслужба, медицина, преподавание, юриспруденция, экономика, инженерные технологии и т.д.), в том числе руководящие позиции.
  8. Диплом дает возможность поступить в аспирантуру и получить ученую степень.

Выпускница

  1. Знания, получаемые в университете, устаревают к окончанию вуза.
  2. Практических навыков дается мало.
  3. Получить прикладные навыки проще в онлайн-ресурсах (Нетология, Яндекс.Практикум, TeachMeSkills, Skillbox, Skillfactory и др.), чем несколько лет изучать то, что не пригодится в будущем.
  4. Работодатели зачастую не принимают во внимание наличие диплома.
  5. 90% выпускников разочарованы выбором профессии, многие их них не хотят работать по профилю.
  6. 70% выпускников не работают по профильной специальности.

Что делать в сложившейся ситуации

  1. Необходимо перестраиваться. Не только обновлять устаревшую программу, но и учить студентов самообразованию.
  2. Использовать новые форматы и технологии (онлайн-курсы, обучающие видео, мобильные приложения, игровой формат и пр.), индивидуальные планы обучения.
  3. Давать больше практики с участием работодателей.
  4. Менять образовательные программы под профстандарты, ввести экзамены на профессиональные сертификаты.
  5. Создавать интегрированные программы (школа — среднее профессиональное образование — учеба в вузе, совмещенная с работой).
  1. Если хотите получить образование, стоит выбрать специальность, в которой нуждаются российские работодатели. А еще лучше — заключить с ними договор на обучение.
  2. Диплом не должен быть целью. Нужно стремиться к профессиональному росту.
  3. Получать навыки самообразования, развивать критическое мышление, креативность и прочие гибкие навыки.
  4. Начинать работать по своему направлению с третьего курса. Это могут быть стажировки, подработка. Нет возможности найти работу в своей сфере — беритесь за любую. Она научит деловому общению, повысит стрессоустойчивость, научит справляться с трудностями, принимать самостоятельные решения.
  5. Знакомиться с коллегами из своей области, чтобы в будущем заручиться рекомендациями.

Диплом

Можно ли стать ценным специалистом без диплома

В IT-сфере стать специалистом без диплома можно, если этому не будут препятствовать разработанные в России государственные профстандарты.

В ином случае стоит обратить внимание на иностранные компании, в которых наличие диплома неважно. Около 30% разработчиков компании Voximplant (создателя облачной платформы) не имеют профильного образования.

А в компании Google вместо диплома нужно наличие:

  • опыта работы (который можно получить во время учебы);
  • чувства сопричастности, умения работать в команде;
  • желания саморазвиваться;
  • умения принимать решения, брать на себя ответственность;
  • стремления и умения учиться (характеризует умственные способности человека, способность усваивать новые знания).

Гугл

Диплом и раньше не был важен в предпринимательстве, торговле, туризме, маркетинге, индустрии моды, сфере развлечений. Для многих творческих специальностей (копирайтер, писатель, дизайнер, фотограф) тоже не нужна «корочка». Здесь важно наличие портфолио.

Отдельным профессиям в области IT и продвижения сайтов (SMM-специалист, контент-менеджер, специалист по SEO) пока еще не учат в вузах, и есть шанс, что работодатель не поинтересуется наличием высшего образования.

Если у вас есть запас знаний и навыков, хорошо разбираетесь в какой-то области, откликайтесь на вакансии, ходите на собеседования. А диплом (если таковой впоследствии потребуется) сможете получить при заочном или дистанционном обучении.

Справиться с академической нагрузкой во время учебы независимо от формата получаемого образования помогут специалисты сервиса Феникс.Хелп.

Источник: blog.fenix.help

Рейтинг
Загрузка ...