Служба единого заказчика (СЕЗ) — выделенная, с точки зрения организационной структуры, служба, в которой централизовано выполнение функций заказчика. Типовыми функциями СЕЗ являются:
- Формирование заказов, формирование содержания проектов (в случае проектной деятельности);
- Организация работ;
- Ведение документации;
- Организация конкурсного отбора подрядных организаций;
- Заключение договоров;
- Осуществление контроля качества, технический надзор и прием выполненных работ согласно заключенным договорам.
Создание в организации СЕЗ позволяет освободить подразделения от выполнения непрофильных функций, сосредоточить необходимые компетенции в одном подразделении. В результате ожидается снижение издержек и повышение качества принятых работ.
СЕЗ часто применяется в областях деятельности связанных с управлением проектами, строительством, жилищно-коммунальным хозяйством.
СЕЗ может быть как подразделением организации так и самостоятельной организацией.
Технический заказчик. Кто это? Плюсы и минусы сотрудничества.
Источник: cyclowiki.org
Служба заказчика в строительстве: что это такое и зачем нужна
Раньше строительство каких-либо объектов осуществлялось по простому алгоритму. Инвестор находил подходящий для себя проект, нанимал застройщика, а потом получал нужный объект в собственность.
В дальнейшем возведенный объект мог быть продан, сдан в аренду и так далее.Все этапы строительства застройщик выполнял.
Сегодня строительство выполняется по более сложной схеме. На практике часто применяется методика, когда инвестор передает деньги специальному лицу — заказчику.
Эта организация нанимает ряд подрядных организаций, которые и выполняют строительство. Одним из самых главных подрядчиков является лицо, которое часто называют техническим заказчиком проекта.
Какие работы проводит технический заказчик по ГК РФ? Какова структура службы технического заказчика? Застройщик, технический заказчик и обычный заказчик — в чем разница? В статье эти вопросы будут в деталях рассмотрены.
Кто такой техзаказчик, кто им может быть
Технический заказчик (техзаказчик, ТЗ) — это лицо, которое выполняет ряд технических работ от имени заказчика проекта.
- В обязанности технического заказчика обычно входят следующие работы — надзор за строительством, контроль над рациональным расходованием ресурсов, оформление документов, инжиниринг.
- Точный перечень услуг определяется в договоре с техзаказчиком.
- В качестве ТЗ может выступать только юридическое лицо (раньше эту функцию могли выполнять физические лица, индивидуальные предприниматели).
- По закону у ТЗ должен быть статус СРО для технического заказчика и строительного контроля (в областях архитектуры, инженерно-строительных изысканий, строительства).
Регулирует функции технического заказчика Градостроительный Кодекс. Основные статьи — 22, 47, 48, 55.31 ГК РФ.
Работа ТЗ обладает такими особенностями:
1. В качестве ТЗ обычно выступают частные организации, имеющие статус СРО.
Перечень услуг, порядок их оказания, оплата проекта и все необходимые вопросы оговариваются в тексте договора с организацией-ТЗ.
Коммунальные предприятия такие услуги оказывают редко.
2. Стоимость технического обслуживания обычно выражается в процентах от стоимости основного проекта.
Связано это с тем, что строительные проекты могут быть как маленькими, так и большими.
. Поэтому фиксированную сумму определить достаточно проблематично — гораздо проще выразить оплату в процентах.
Основные функции техзаказчика
- Перечень обязанностей, которыми наделяется ТЗ, определяет договор передачи функций технического заказчика.
- Заказчик работ может делегировать любое количество функций по своему усмотрению (однако все они должны быть четко прописаны в соглашении).
- Базовые функции технического заказчика
Комплекс работ по получению различных разрешений и лицензий
Для инициирования строительства, а также непосредственно в процессе постройки заказчику могут потребоваться множество разрешений — на возведение объекта, на перепланировку, на получение сертификата пожарной безопасности.
Проект договора технического заказчика может включать в себя обязанности по оформлению всех необходимых бумаг.
Изыскательные работы и подключения к коммуникациям
Во время строительства для уточнения важных параметров будущей постройки могут потребоваться дополнительные исследования — сейсмологические, геологические, гидрологические и другие.
Эту функцию может взять на себя ТЗ. Помимо этого он может подавать бумаги в коммунальные службы на подключения газа, электричества, воды, а также следить за качеством монтажа необходимых инженерных линий.
Надзорные работы
ТЗ может следить за тем, как расходуются закупленные материалы (кирпичи, бетон, проводка и многие другие), а также любые инструменты и приборы.
При необходимости он может заключать соглашения на покупку недостающих расходных материалов, оплачивать их стоимость, следить за их доставкой на строительную площадку.
Планирование строительного штата
Для проведения строительных работ необходимо нанять работников, распланировать их трудовые обязанности, рабочий график. Эту функцию может взять на себя ТЗ. Также он может отвечать за выплатой зарплат, увольнять сотрудников при необходимости, переводить работников на другой объект и так далее.
Формированием штата, закупкой материалов, техники часто занимается не технический заказчик, а застройщик.
Однако иногда эта функция все же делегируется ему на основании договора.
При таком сценарии оплата работ оговаривается отдельно, фиксируется в соглашении. Размер оплаты определяется в индивидуальном порядке (обычно это фиксированная выплата либо процент + выплата).
Заказчик, технический заказчик и застройщик — чем они отличаются?
У многих читателей при чтении статьи мог возникнуть вопрос: застройщик, заказчик и технический заказчик — в чем разница между этими лицами?
Если говорить кратко, то заказчик — это лицо, которое занимается проектом, несет за него ответственность. Обычно это строительная организация, которая получает деньги за свою работу от инвесторов.
- Техзаказчик — это по сути подрядная организация, которая берет на себя часть функций основного застройщика.
- Застройщик — это непосредственно организация, которая занимается стройкой — закупает материалы, нанимает сотрудников, подбирает технику и так далее.
- ТЗ может брать на себя часть функций застройщика (например, закупать оборудование или проводить наем сотрудников).
- Более детально разобраться в функциях этих лиц поможет наша детальная таблица:
- Компания может делегировать свои функции подрядным организациям, если это допускается соглашением с инвестором.
- На практике применяется следующая схема: технические функции передаются техзаказчику, а строительные — застройщику.
- При таком сценарии он выполняет вспомогательные функции — следит за работой подрядных организаций, утверждает строительный план, осуществляет приемку проекта, ведет переговоры с инвестором и другие.
- Чаще всего ТЗ оформляет разрешения, проводит инженерные изыскания, заключает соглашения с муниципалитетами о подведении коммуникаций.
- Также ТЗ выполняет технический надзор заказчика за строительством, целевым расходованием средств, комплектацией штата.
- По поручению основного заказчика может выполнять некоторые функции застройщика, если это прописано в тексте договора.
- А может ли одна организация брать на себя не только функции технического заказчика в строительстве, но и застройщика, основного заказчика?
- Ответ на этот вопрос будет положительным.
- Например, Застройщик может делегировать часть своих функций техзаказчику или основной заказчик может не нанимать ТЗ, а выполнять все работы самостоятельно.
- Некоторые строительные организации выполняют все три функции целиком — они работают с инвесторами проекта (заказчик), занимаются технической часть (техзаказчик), выполняют застройку (застройщик).
Этапы работы техзаказчика
- Алгоритм работ техзаказчика сильно варьируется в зависимости от перечня его обязанностей.
- Например, если ТЗ может наниматься только для технического надзора за строительством — в таком случае его можно нанимать после начала строительства, а заниматься оформлением документов ТЗ не будет.
- Ниже будет рассмотрен типовой план работ, по которому техзаказчики работают в России чаще всего.
Заключение договора, оплата заказа. На начальном этапе основной заказчик находит компанию, которая оказывает услуги ТЗ и заключает с ней договор.
Примерный алгоритм действий:
Согласование договора с ТЗ
На этом этапе ведутся переговоры, чтобы определить функционал технического заказчика в строительстве.
Формируется перечень услуг, которые включаются в предварительную версию договора. Также обсуждаются смежные вопросы — права, обязанности, оплата и другие.
Подписание соглашения, оплата заказа
Компания составляет итоговую версию договора, передает ее на подпись организации-клиенту. При необходимости в договор вносятся уточнения, изменения.
В конце клиент ставит подпись и оплачивает стоимость услуг технического заказчика в процентах, если это предусмотрено соглашением.
Юридическое сопровождение сделки.
Чтобы юридически оформить техзаказчика, компания-клиент оформляет приказ на технического заказчика.
Помимо назначения в приказе отражаются вспомогательные сведения — перечень передаваемых бумаг, дата вступления в силу, оплата аванса и другие.
Передача вспомогательные документов.
Чтобы служба технического заказчика смогла выполнять свою работу, клиент формирует вспомогательные бумаги и передает их ТЗ, поручительства, пропуски на строительную площадку, удостоверения (если требуется).
Выше мы кратко коснулись вопросов заключения договора и оплаты заказа техзаказчика. Если хотите узнать дополнительную информацию, читайте другую нашу статью по ссылке. Там мы рассмотрели следующие вопросы — ключевые пункты договора с ТЗ, тарифы на оплату, ответственность техзаказчика и другие.
Получение разрешений, утверждение генплана
- Если технический заказчик привлекается к проекту перед возведением строительного объекта, то он может взять на себя согласование строительства.
Технический надзор, решение вопросов
- После начала строительства ТЗ приступает к техническому надзору.
- Он следит за бюджетом и расходованием материалов, проводит инженерные изыскания, следит за выполнением градостроительных норм.
- Проверяет даты завершения работ, контролирует работу сотрудников организации-застройщика.
На практике у строителей может появиться много вопросов — в большинстве случаев они решаются с техзаказчиком.
Помимо этого в перечень функций ТЗ также включается оформление отчетов, их передача вышестоящим организациям.
Сдача проекта основному заказчику
По завершении строительства технический заказчик согласовывает с органами местного самоуправления возведенный объект, получает вспомогательные разрешения (пожарный, санитарные, эпидемиологические).
В конце он передает проект компании, которая осуществляет ее приемку.
При возникновении разногласий споры решаются в порядке, прописанном в тексте договора. Если разногласия уладить не удается, дело может дойти до суда.
Судебная практика серьезные споры возникают редко — стороны предпочитают уладить споры в досудебном порядке.
- Подведем итоги нашей статьи
- ✔️ Техзаказчик строительного проекта — это юридическое лицо, которое занимается инжинирингом, технадзором и проведением изыскательных работ от имени заказчика проекта.
- ✔️ При необходимости это лицо может брать на себя некоторые функции застройщика (закупка материалов, доставка техники, поиск работников в штат).
- ✔️ По закону техзаказчик должен быть членом СРО, а его работу контролирует Градостроительный кодекс РФ.
- ✔️ Чтобы получить услуги этого лица, нужно обратиться в соответствующую организацию и заключить с ней договор об оказании услуг.
Читайте статью «Технадзор за строительством частного дома. Стоимость технического надзора.»
Служба заказчика-застройщика
Служба заказчика — это отдел, который осуществляет полный контроль строительства объекта, начиная от получения разрешительных документов и заканчивая сдачей объекта в эксплуатацию. Служба может, как находиться в штатном расписании организации, так и сотрудничать с ней по контракту, не находясь в штате.
«Служба заказчика» в штате организации
Предприятия, для которых возведение крупных объектов является постоянной производственной деятельностью наиболее часто создают в своем штате Службу заказчика (СЗ).
Для примера, большая торговая сеть создает в своем штате СЗ, в штате которой находятся обученные, аттестованные технические специалисты, которые осуществляют полный контроль всех строящихся объектов организации (новые магазины, РЦ).
Такая практика приносит свои результаты, но стоит не дешево, так как фирме приходится держать у себя высококлассных и дорогостоящих специалистов.
«Служба заказчика» вне штата, по контракту
Но для подавляющего большинства организаций строительство объекта новое и разовое мероприятие и не пересекается с главным видом деятельности.
К примеру, производственное предприятие, выпускающее пластиковые окна, планирует строительство еще одного цеха.
У специалистов в штате нет достаточного опыта для ведения строительства и этот вопрос становится проблемой для руководства, потому что и руководству и менеджерам среднего звена придется изучать и вникать в абсолютно новую для них сферу деятельности:
- процесс оформления разрешительных документов, техусловий и порядок ввода объекта в эксплуатацию;
- выбор строительного предприятия, подрядчика, генподрядчика, который будет осуществлять работы и все это без знания и понимания рынка строительных услуг;
- контроль использования при проектировании и строительстве самых новых, передовых технических решений;
- регулярные проверки ходи строительства и сверка поступающих отчетов с реальностью;
- налаживание договорных отношений с генподрядчиком, с поставщиками материалов, проектирующими и контролирующими организациями, органами госнадзора;
- делать выбор, принятие решений, не понимая, как это может сказаться на всем объекте в итоге и в какие финансовые затраты может вылиться.
Получается, что контроль строительных работ и управление ими, лучше доверить специализированной, профессиональной организации.
Функции службы заказчика
Специалисты Службы заказчика:
- оформляют все требующиеся разрешительные документы и основания для начала работ по проектированию и строительству;
- прорабатывают идею, концепцию будущего здания;
- подбирают главного проектировщика;
- выбирают подрядчиков;
- рассчитывают стоимость работ по строительству объекта (техническая подготовка строительства);
- приобретают материалы;
- осуществляют надзорный контроль на объекте;
- передают объект в эксплуатацию.
Генеральный подрядчик (генподрядчик) – кто это?
Генеральный подрядчик – организация (лицо), осуществляющее работы, согласно договору подряда с привлечением других наемных сотрудников или организаций и отчитывается перед заказчиком о ходе строительства и выполнении работ, несет ответственность за соблюдение сроков и качество работ.
Если уточнять, то в строительной отрасли, генподрядчик это строительная организация, которая заключила договор с заказчиком, получила подряд на строительство какого-либо объекта.
Генподрядчик гарантирует выполнение всего объема работ в установленный срок и с надлежащим качеством.
Генподрядчик на свое усмотрение может привлекать к строительству других подрядчиков на определенные виды работ, например установка окон, монтаж лифтов или выбрать одного – субподрядчика, которому отдать на выполнение весь объект. О субподрядчиках будет речь дальше.
Бывает, что при строительстве возможна такая схема:
Застройщик – Генподрядчик – Подрядчик – Субподрядчик
В такой схеме задача генподрядчика состоит в контроле подрядчиков и субподрядчиков, в случае, когда на строительной площадке одновременно работают Подрядчик, Субподрядчик и Генеральный подрядчик – отчитываться перед Застройщиком они могут одновременно и непосредственно.
Такая практика применяется, когда у генподрядчика отсутствуют в необходимом количестве персонал, оборудование или не хватает квалификация у имеющихся сотрудников, или, возможно, сроки строительства слишком сжаты.
Основная особенность генерального подрядчика – он только ведет строительные работы и не может и не должен давать ответы на возможные вопросы инвестора – из чего состоит стоимость квартиры или насколько быстро можно будет реализовать имеющуюся недвижимость.
Помимо это, зачастую, в обязанности генподрядчика не входит расчет смет и архитектурное проектирование. Такие работы застройщик либо выполняет сам или заказывает у специализированной подрядной организации, но иногда, сам генподрядчик является проектирующей и строящей организацией одновременно.
В этом случае, заказчик может заключить договор с генподрядчиком на ведение авторского и технического надзора. Получится, что будет осуществляться контроль архитектором за качеством выполняемых строителями работ, согласно проекту ли выполняются строительно-монтажные работы и т.д.
Постановление №309 регламентирует права и обязанности технического надзора.
Заказчик строительства и кто такой Застройщик?
Застройщик – физическое или юридическое лицо, хозяин земельного участка или лицо, получившее право на возведение объектов жилого фонда на определенной территории.
Раньше законом было прописано понятие застройщик/заказчик (в таком же написании), но в дальнейшем, стало понятно, что формулировка «застройщик/заказчик» слишком размыта и дает возможность обходить закон, пользуясь юридическими коллизиями и по сути, в решении возникающих спорных моментов, помочь не может.
Подводя итог – заказчиком может являться любое физическое или юридическое лицо.
И хотя, бывают случаи, когда термины «застройщик» и «заказчик» меняют местами и они перепутаны, а это используют в своих интересах нечистоплотные исполнители, чаще всего, именно в договоре с инвестором четко прописывается «кто есть кто» и какие функции выполняет каждая из сторон договора, поэтому внимательное изучение текста договора – обязательное условие перед подписанием!
Только застройщик/заказчик принимает решение каким будет будущее здание и выбирает для реализации проекта подрядчиков. В вопросе целевого назначения участка, то это должно быть обязательно решено совместно с органами местного самоуправления, но не в одностороннем порядке самим заказчиком работ.
У застройщика в обязательном порядке должна быть действующая лицензия на осуществление хозяйственной деятельности. Лицензия выдается только Государственной архитектурно-строительной инспекцией и ее представительствами на местах. Лицензия – первый и самый обязательный документ, подтверждающий законность строительства зданий и сооружений.
В круг обязанностей застройщика входит:
- контроль над ходом и сроками строительства, аудит качества работ, выполняемых подрядчиком;
- документальное сопровождение работ, ведущихся на объекте;
- -материальное обеспечение строительства, если это не оговорено договором с генподрядчиком;
- последующая реализация недвижимости и оформление договорных отношений с инвесторами.
Технический надзор
- Сфера технического надзора полностью ложиться на плечи застройщика, в случае если не оговорено договором с генподрядчиком и не отошло в сферу его ответственности. Застройщик имеет возможность вести технадзор следующими способами;
- — собственными силами, в случае наличия в штате квалифицированных кадров, имеющих на руках сертификат, выданный архитектурно-строительной комиссией, согласно действующему законодательству;
- — обращаясь за услугами к третьей стороне, имеющей соответствующую лицензию.
Получается, что застройщик – основное действующее лицо, через которое идет процесс общения с инвесторами, покупателями, в том случае, если отсутствует управляющая компания. Только застройщик отвечает перед инвесторами за ход выполнения работ, сроки и качество, согласно ранее подписанному договору.
Функции и обязанности заказчика
Из-за вступления в СРО обязанности заказчика увеличиваются и помимо управления материальными ресурсами, он может реализовывать и другие шаги, среди них:
- разработка и согласование конструкторской документации и смет;
- заключение договоров с подрядчиками и генподрядчиком;
- осуществление бухгалтерского учета;
- контроль за производством изыскательных работ, в том числе, исследование грунта, воды и воздуха;
- контроль за ходом работ на стройплощадке (авторский и технический надзор) ;
- составление и согласование документации, касающейся ввода в эксплуатацию дома.
Инвестор – кто это?
Инвестор осуществляет выделение денежных средств под определенные проекты.
Закон №39-ФЗ детально раскрывает смысл этого понятия, согласно ему, инвестором может быть любое лицо, не обращая внимания на его статус, это могут быть граждане, организации и даже субъекты хозяйствования иностранного происхождения. Основной функцией этих субъектов является финансирование реализации какого-либо строительного проекта.
В сфере строительства денежные средства вкладываются в сооружение построек самого разного назначения. Инвестировать (вкладывать) можно как собственные так и привлеченные финансовые средства.
При этом вкладчики (инвесторы) вкладывая денежные средства, вправе осуществлять надзорный контроль за правильностью и прозрачностью их освоения.
Инвестиции – это вложения денежных средств, призванные принести вкладчику прибыль в краткосрочной или долгосрочной перспективе.
Подрядчик – кто это?
Застройщик – это подрядчик или заказчик? Для понимания, подрядчик – занимается непосредственно проведением работ, свою деятельность он ведет, основываясь на поручении других лиц. Застройщики и заказчики могут выступать в их роли.
Заказчик обязан создать все условия для выполнения подрядчиком своих обязательств. Подрядчики (исполнители) в свою очередь, обязаны выполнить и предъявить заказчику весь объем выполненных работ в соответствующие сроки, оговоренные договором. Ход строительных работ должен вестись только в строгом соблюдении проекта и имеющихся строительных правил и норм.
Подрядчик несет ответственность за качество. Выполняемых им работ и сроки их выполнения согласно проекту. Помимо этого, подрядчик должен иметь на руках все требуемые лицензии, на выполняемые виды работ. Чаще договор подписывается с основным – генеральным подрядчиком.
Этот подрядчик уже может на собственное усмотрение заключать договоры и нанимать других подрядчиков, которые, таким образом, становятся субподрядчиками. Зачастую, заказчики напрямую контролируют вопрос передачи ведения работ над реализацией их проекта.
Распределение ролей, согласно нормативной документации
Не только организация самой эффективной модели сотрудничества для реализации проекта, является вопросом определения границ ответственности между различными субъектами хозяйствования.
Конечно, имеющиеся модели и схемы совместной работы значительно облегчают работу всех объектов и помогают избегать организационных ошибок. Распределение рамок, прав и ответственности очень важно при рассмотрении возможных будущих хозяйственных споров.
И, учитывая что суд при вынесении своего вердикта, будет опираться на действующие законодательные и нормативные документы, стоит в первую очередь обращаться к первоисточникам.
Что такое девелопер и чем занимаются девелоперы, читайте здесь.
Видео: Функции застройщика и технического заказчика. Строительный контроль:
Кто такой технический заказчик и чем он занимается| статья
Компетенции технического заказчика определены Минстроем России. Они сочетают в себе как сопровождение, так и управленческую деятельность. Ниже детально перечислены основные цели, которые преследует технический заказчик, задачи, которые он решает, функции и требования к этому лицу. Отдельно указана информация о том, как формируется стоимость услуг технического заказчика.
Цели технического заказчика
- соблюдение качества строительства;
- снижение возможных строительных рисков.
На этапе строительства:
- чёткая диагностика текущего состояния строительного проекта;
- определение проблем проекта и их устранение (по возможности);
- достижение запланированных показателей;
- успешная реализация проекта.
Задачи
Задачи технического заказчика отличаются в зависимости от этапа создания строительного объекта:
- проектирование с главным заказчиком модели управления проектом;
- распределение ролей основных участников;
- создание четких регламентов взаимодействия;
- подготовка предпроектного бюджета.
На этапе строительства:
- чёткое понимание процессов начатого строительного проекта;
- координация деятельности участников
- выстраивание внутренних и внешних процессов для реализации проекта.
Функции технического заказчика
На первоначальном этапе недостаточно только заключить договор с исполнителями (генподрядчиком, поставщиками и др.), нужно структурировать взаимодействие между ними, определить степень участия и ответственности. От этого зависит качество дальнейших управленческих решений. Именно эти функции и выполняет технический заказчик:
- осуществляет предпроектную оценку земельного участка и имеющейся застройки;
- рассматривает основные риски, связанные со строительством;
- разрабатывает и согласовывает предпроектную документацию (в т. ч. архитектурную концепцию, технико-экономическое обоснование);
- разрабатывает и утверждает техническое задание на проектирование (в т. ч. собирает первоначальные данные, определяет основные задачи для проектировщика);
- подготавливает исходно-разрешительную документацию (в т. ч. правоустанавливающие документы, план участка под строительство, изменения в генеральный план города, проекты планировки территории, схемы высотных ограничений);
- организует и сопровождает инженерные изыскания;
- получает технические условия на присоединение к имеющимся инженерным сетям (электроснабжения, водоснабжения, газораспределения, теплоснабжения);
- определяет генерального проектировщика и заключает с ним договор;
- контролирует разработку проектной документации;
- анализирует принимаемые проектные решения;
- проверяет сметы на строительно-монтажные работы;
- согласовывает проектную документацию в органах власти и уполномоченных учреждениях (МЧС, Роспотребнадзоре и др.);
- регистрирует проектную документацию в соответствующей информационной базе;
- сопровождает экспертизу проектной документации;
- проводит оптимизацию проектной документации (в т. ч. сметы и технических характеристик).
- разрабатывает тендерную документацию;
- получает разрешение на строительство;
- передаёт строительную площадку генподрядчику;
- проверяет и согласовывает проект производства работ;
- получает разрешения на производство работ от ресурсоснабжающих организаций;
- разрабатывает и контролирует графики строительных работ, поставки оборудования и материалов;
- осуществляет строительный контроль;
- участвует в проверочных мероприятиях;
- ведёт отчётность по объекту;
- организует итоговую приёмочную комиссию;
- передаёт завершённый объект застройщику.
Многие заказчики, стремясь сэкономить, не привлекают квалифицированных специалистов при проектировании. Впоследствии это может обернуться дополнительными тратами на ознакомление с уже реализуемым проектом и юридическими сложностями из-за возможного исключения уже привлеченных некомпетентных специалистов.
Требования к техническому заказчику
Техническим заказчиком является юридическое лицо, или индивидуальный предприниматель, которые имеют членство в саморегулируемой организации и наделяется полномочиями на основании письменного договора. Оно выступает от имени заказчика с целью подготовки заданий, заключения договоров и осуществления иных предусмотренных законодательством функций.
Стоимость услуг технического заказчика
При формировании стоимости услуг наша компания учитывает индивидуальные особенности каждого проекта.
Окончательная сумма зависит от трёх базовых факторов:
- Сложности и стадии (проектирование или строительство).
- Объёма функций (управленческих, организационных, контрольных).
- Объёма работ, интенсивности и графика строительства.
Мы не завышаем стоимость услуг за счёт полной оптимизации процессов, в том числе из-за уменьшения количества рабочей силы. Выполняем широкий спектр функций технического заказчика при возведении промышленных, коммерческих, жилых и других объектов. Берём на себя все вопросы, связанные со строительством, сразу составляем дорожную карту и ставим чёткие сроки реализации каждого этапа проекта.
Власти начали создание единого госзаказчика для строек на ₽300 млрд — РБК
За что будет отвечать новая госкомпания
Единый госзаказчик будет отвечать за создание объектов в рамках федеральной адресной инвестиционной программы (ФАИП) и отдельных госпрограмм, указано в законопроекте. В функции новой госкомпании войдут заказы не только в сфере строительства, но и в сфере проектирования, капремонта, реконструкции, реставрации, инженерных изысканий.
Сейчас разные министерства самостоятельно отвечают за строительство подведомственных им объектов: например, Минздраву выделяются деньги на строительство больниц, а Минкультуры — на реставрацию объектов культурного наследия.
У министерств есть подконтрольные организации, выполняющие функции заказчика строительства.
После создания новой госкомпании службы заказчика разных министерств объединят и единый госзаказчик будет отвечать и за строительство стадионов, и за возведение объектов науки, если они полностью или частично финансируются из федерального бюджета.
Правительство уже начало подготовку к созданию единого госзаказчика, запустив передачу в ведение Минстроя федеральных госучреждений, отвечающих за строительство объектов по заказу министерств и ведомств.
В частности, в августе было решено с 1 октября передать в ведение Минстроя учреждения — заказчиков строительства объектов Минздрава, Минкультуры, Минобрнауки, Минспорта и ФНС. При создании новой госкомпании эти заказчики станут одним юрлицом.
Вопрос о том, будет ли единый заказчик отвечать за строительство объектов каких-то еще министерств и ведомств, пока прорабатывается, пояснил РБК представитель Хуснуллина.
Особенности организации единого заказчика
Публично-правовая компания, в форме которой будет зарегистрирован единый госзаказчик, — это особый вид некоммерческих организаций, создающихся государством.
Сейчас в России всего три компании с такой формой организации — «Фонд защиты прав дольщиков», который занимается достройкой проблемных жилых объектов, «Российский экологический оператор», отвечающий за комплексное обращение с отходами, и Военно-строительная компания, созданная для строительства объектов гособоронзаказа.
Главным органом управления компании станет наблюдательный совет, в который должны войти в том числе вице-премьер правительства, министр строительства и гендиректор новой госкомпании. Единого госзаказчика нельзя будет признать банкротом, а для его реорганизации или ликвидации нужно будет принимать федеральный закон.
Кроме основной деятельности новая госкомпания сможет совершать сделки с недвижимостью — по покупке и продаже, сдаче в аренду и субаренду. Также единый госзаказчик получит право инвестировать свободные средства, выпускать облигации и «осуществлять иную приносящую доход деятельность».
Зачем нужна реформа госзаказа для федеральных строек
О необходимости создания единого заказчика по стройкам разных министерств власти говорят не первый год. Например, осенью 2018 года об этом заявляла спикер Совета Федерации Валентина Матвиенко.
Спикер указывала о том, что «назрела необходимость» создать на базе Минстроя службу единого заказчика по стройкам других министерств и ведомств, чтобы освободить их от «несвойственных для них функций».
«Они не умеют строить, они это делают неправильно, срываются сроки, [происходит] удорожание, воровство и так далее», — говорила Матвиенко.
Заниматься созданием единого строительного госзаказчика правительство начало в этом году. В марте 2020 года проработать предложения о создании системы единого строительного государственного заказчика поручил премьер-министр Михаил Мишустин.
В августе, говоря о планах создания нового госзаказчика, вице-премьер Хуснуллин пояснял, что это позволит сократить сроки строительства и предотвратит появление недостроев.
В сводном отчете Минстроя к законопроекту отмечается, что он нужен для повышения эффективности государственных вложений в строительство.
О неэффективном использовании федерального бюджета не раз заявляла Счетная плата. Например, по подсчетам ведомства, к 2019 году 4,3 тыс. государственных строек были остановлены более чем на полгода и, возможно, никогда не возобновятся. В такие стройки было вложено 260 млрд руб.
Также, согласно отчету Счетной палаты об исполнении бюджета в 2019 году, бюджетные расходы были исполнены на рекордно низком уровне за последние 11 лет, при этом уровень кассового исполнения расходов на реализацию ФАИП по итогам прошлого года был самым низким за 20 лет и составил 77,2% от объема выделенного бюджета. Всего на объекты ФАИП было не потрачено 192,6 млрд руб, что на 43%, больше, чем в 2018 году. Среди тех министерств и ведомств, которые израсходовали менее половины выделенного им в рамках ФАИП бюджета, оказались Минкультуры, Минпросвещения, Росрыболовство, ФСИН, Росреестр и другие.
Кроме претензий аудиторов службы заказчиков сталкиваются с коррупционными скандалами. Самым громким из них стало «дело реставраторов», возбужденное в 2016 году из-за подозрений в хищении средств на реставрацию Новодевичьего монастыря в Москве, Изборской крепости под Псковом, зданий Эрмитажа в Санкт-Петербурге чиновниками Минкультуры и руководителями подрядных компаний.
Поможет ли единый госзаказчик повышению эффективности
Централизация закупок в определенный момент может нести выгоды в связи с экономией на масштабе, сокращением административных издержек и облегчением контроля, говорит директор Института повышения конкурентоспособности Алексей Ульянов. «Но есть риски бюрократизации, а также, как часто шутят, — если закупки централизуют, то возрастет процент отката», — рассуждает собеседник РКБ.
Проблема системы госзаказа не в госзаказчиках, а в правоприменении законов — оно происходит формально, говорит партнер, руководитель практики по недвижимости и инвестициям адвокатского бюро «Качкин и партнеры» Дмитрий Некрестьянов.
«Зачастую происходит следующее: или на тендер приходит компания, которая получает заказ с помощью жесткого демпинга, а потом ничего не строит, или конкурс проводится под конкретную компанию, то есть превращается в формальность, которая растягивает сроки проекта», — рассуждает Некрестьянов.
Ульянов полагает, что при создании единого госзаказчика в форме публично-правовой компании власти смогут перейти с закупок по 44-ФЗ «О госзакупках» к 223-ФЗ, которые регламентирует закупки госкорпораций и компаний с государственным участием.
«Работать по 44-ФЗ просто невозможно, и его исполнение ведет не к экономии средств, а к некачественным закупкам. Растут мошеннические схемы, в результате государство покупает ненужное по завышенным ценам. 223-ФЗ, хотя и совсем не идеален, но менее забюрократизирован и более настроен на результат, поэтому желание государства перейти в закупках на него понятно», — уверен Ульянов.
Источник: instrumenti-nn.ru
Закупочные подразделения и службы заказчика
Закон о закупках при описании закупочных процедур в зависимости от регулируемых отношений указывает на следующих лиц, выступающих при осуществлении закупок на стороне заказчика:
- • собственно заказчик;
- • контрактная служба;
- • контрактные управляющие;
- • комиссия по осуществлению закупок.
Когда в законе употребляется понятия заказчика (например, «заказчик разрабатывает. », «заказчик утверждает. », «заказчик направляет. »), то имеется в виду юридическое лицо заказчика (т.е. то лицо, которое заключает государственный контракт по результатам закупки).
Заказчик, как и все юридические лица, действует через свои органы управления на основании документов, определяющих их статус (например, положение об органе исполнительной власти, устав казенного учреждения). В соответствии с такими документами, полномочиями на осуществление сделок от лица таких органов обладают их руководители («первые лица»), которые уполномочены действовать без доверенности. Именно в их лице концентрируются все полномочия заказчика, указанные в Законе о закупках. Соответственно, руководители могут на основании доверенностей передавать часть своих полномочий своим подчиненным (чаще всего своим заместителям, реже — руководителям структурных подразделений).
Все юридически значимые решения (утверждение плана закупок, плана-графика, утверждение конкурсной документации, документации об аукционе, подписание государственного (муниципального) контракта) принимаются или руководителем заказчика, или лицами, действующими на основании доверенности от него.
Однако содержательная работа но сопровождению закупочного процесса и подготовке необходимых проектов документов и решений осуществляется специальными должностными лицами и (или) службами заказчика. Закон о закупках устанавливает ряд требований к тому, кто должен осуществлять такие функции. Ранее действующий Закон № 94-ФЗ такие вопросы не регулировал.
В соответствии с новыми требованиями в структуре заказчика должны быть определены подразделения (или должностное лицо), ответственные за осуществление закупок, — контрактная служба, контрактный управляющий.
Контрактная служба создается заказчиком, если его годовой объем закупок превышает 100 млн руб. При этом создание специального структурного подразделения не является обязательным. Функции контрактной службы могут быть возложены на имеющееся подразделение. Тем не менее, должно быть утверждено положение или регламент, в соответствии с которым будет действовать контрактная служба. Типовое положение (регламент) контрактной службы утверждено Минэкономразвития России.
В случае если совокупный годовой объем закупок заказчика не превышает 100 млн руб. и у заказчика отсутствует контрактная служба, заказчик должен назначить специальное должностное лицо, ответственное за осуществление конкретных закупок (одной или нескольких), включая исполнение каждого контракта (контрактный управляющий). Должность контрактного управляющего может отсутствовать в штатном расписании заказчика, однако функции по сопровождению той или иной закупки и (или) контракта должны быть возложены на какое-либо должностное лицо приказом (распоряжением) руководителя заказчика или его заместителя.
Контрактных управляющих может быть несколько в организации заказчика, однако контрактная служба может быть только одна.
Контрактная служба, контрактный управляющий осуществляют в том числе следующие функции и полномочия:
- • разрабатывают план закупок, осуществляют подготовку изменений для внесения в план закупок, размещают в единой информационной системе план закупок и внесенные в него изменения;
- • разрабатывают план-график, осуществляют подготовку изменений для внесения в план-график, размещают в единой информационной системе план-график и внесенные в него изменения;
- • осуществляют подготовку и размещение в единой информационной системе извещений об осуществлении закупок, документации о закупках и проектов контрактов, подготовку и направление приглашений принять участие в определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) закрытыми способами;
- • обеспечивают осуществление закупок, в том числе заключение контрактов;
- • участвуют в рассмотрении дел об обжаловании результатов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) и осуществляют подготовку материалов для выполнения претензионно-исковой работы;
- • организуют в случае необходимости на стадии планирования закупок консультации с поставщиками (подрядчиками, исполнителями) и участвуют в таких консультациях в целях определения состояния конкурентной среды на соответствующих рынках товаров, работ, услуг, определения наилучших технологий и других решений для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Также Закон о закупках указывает, что «на стороне» заказчика действует комиссия по осуществлению закупок. В отличие от контрактной службы и контрактного управляющего, комиссия не встроена в административную структуру заказчика и формально ему не подчиняется. Заказчик только формирует состав комиссии.
Далее Комиссия действует самостоятельно, принимает юридически-значимые решения в сфере закупок, которые не нуждаются в каком-либо утверждении заказчиком. Заказчик может влиять на деятельность комиссии только посредством замены его членов. При этом длительность полномочий членов комиссии, а тем более принцип несменяемости членов, в законе не установлены. Состав комиссии определяется заказчиком совершенно волюнтаристски. В нее могут входить как штатные сотрудники заказчика, так и сторонние лица.
Решение о создании комиссии должно быть принято заказчиком до начала проведения закупки, в отношении которой комиссия будет принимать соответствующие решения. При этом определяются состав комиссии и порядок ее работы, назначается председатель комиссии.
Комиссии могут создаваться для проведения одной или нескольких закупок, быть постоянными или временными.
В зависимости от способов закупки, в рамках которых действуют комиссии, выделяют комиссии:
- • конкурсные;
- • аукционные;
- • котировочные;
- • по рассмотрению заявок на участие в запросе предложений и окончательных предложений;
- • единые.
Единая комиссия может принимать соответствующие решения независимо от того, каким способом закупка осуществляется.
Число членов конкурсной, аукционной или единой комиссии должно быть не менее пяти человек, число членов котировочной комиссии, комиссии по рассмотрению заявок на участие в запросе предложений и окончательных предложений должно быть не менее чем три человека. Необходимый кворум для работы комиссии — присутствие на заседании комиссии не менее половины ее членов.
Решения комиссии принимаются путем голосования. При этом каждый член комиссии несет персональную ответственность за свое решение. Если впоследствии решение комиссии будет признано органом контроля в сфере закупок незаконным, то административный штраф при наличии признаков административного правонарушения будет назначен тем членам комиссии, которые голосовали за принятие соответствующего незаконного решения. Принятие решения членами комиссии путем проведения заочного голосования, а также делегирование ими своих полномочий иным лицам не допускается. Решения комиссии оформляются протоколами.
В табл. 1.2 приведена информация о том, как Закон о закупках распределяет компетенцию между заказчиком и комиссией но осуществлению закупок.
Компетенция заказчика и комиссии но осуществлению закупок
Комиссия по осуществлению закупок
1. Утверждение и планов закупок и планов-графиков, форм обоснования закупок, прилагаемых к планам закупок и планам-графикам, внесение изменений в указанные документы
2. Утверждение конкурсной документации, документации об аукционе, внесение изменений в документацию, размещение документации в единой информационной системе, дача разъяснений положений документации
Комиссия по осуществлению закупок
3. Утверждение документации о проведении запроса предложений, размещение документации в единой информационной системе
4. Размещение извещений о проведении закупок в единой информационной системе и принятия решений о внесении изменений в извещения
5. Принятие решения об отмене определения поставщика (подрядчика, исполнителя)
б. Прием и регистрация заявок на участие в конкурсе, запросе котировок, запросе предложений и обеспечение их сохранности
7. Вскрытие конвертов с заявками на участие в конкурсе, запросе котировок, запросе предложений, конвертов с окончательными предложениями и (или) открытие доступа к таким документам, поданным в электронной форме и оформление соответствующих протоколов
8. Обеспечение осуществления аудиозаписи вскрытия конвертов с заявками на участие в конкурсе, запросе котировок, запросе предложений, конвертов с окончательными предложениями (или) открытия доступа к таким документами, поданным в электронной форме, а также обеспечение возможности всем участникам открытого конкурса, запроса котировок, подавшим заявки на участие, присутствовать при «процедуре вскрытия»
9. Рассмотрение и оценка заявок на участие в конкурсе, запросе котировок, запросе предложений и оформление соответствующих протоколов (принятие решения о допуске или об отказе в допуске к участию в закупке, определение победителя)
10. Принятие решения о продлении срока рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе на поставку товара, выполнение работы либо оказание услуги в сфере науки, культуры или искусства
11. Размещение протоколов в единой информационной системе
12. Проверка первых частей заявок на участие в электронном аукционе и принятие решения о допуске участника закупки, подавшего заявку на участие в таком аукционе, к участию в нем или об отказе в допуске к участию в таком аукционе и оформление протокола рассмотрения заявок на участие в таком аукционе
Комиссия по осуществлению закупок
13. Рассмотрение вторых частей заявок на участие в электронном аукционе и документов, направленных заказчику оператором электронной площадки и оформление протокола подведения итогов такого аукциона
14. Принятие решения об отстранении участника конкурса (аукциона) в случае установления недостоверности информации, содержащейся в документах, представленных участником конкурса (аукциона) на любом этапе ее проведения
15. Принятие решения об отказе заказчика от заключения контракта с победителем определения поставщика (подрядчика, исполнителя) и составление и размещение в единой информационной системе протокола об отказе от заключения контракта
16. Разъяснение результатов конкурса, запроса котировок по запросу участников
17. Заключение контракта но результатам закупок
Следует отметить, что работа комиссий по осуществлению закупок не имплементирована в действующее трудовое законодательство и законодательство о государственной гражданской службе (муниципальной службе). Работа в комиссии дополнительно не оплачивается, с исполнением функций члена комиссии не связано никаких гарантий защиты прав ее членов. Открытыми являются такие вопросы, как возможность работника отказаться от членства в комиссии. Решение заказчика о замене члена комиссии иным лицом оспариванию не подлежит.
Источник: studme.org