Что может быть объектом незавершенного строительства

Что может быть объектом незавершенного строительства

Во исполнение п.1.2.1 «дорожной карты» мероприятий по достижению показателей, установленных в целевой модели «Подключение (технологическое присоединение) к сетям теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения» «Наличие калькулятора на сайте Правительства Ростовской области и на сайте РСО, позволяющего рассчитать ориентировочную плату за подключение, исходя из определенной точки подключения и с учетом нагрузки заявителя» министерством разработан ресурсный калькулятор и размещен на официальном сайте http://minjkh.donland.ru ( http://minjkh.donland.ru/ресурсный-калькулятор-2/ )

Специфическим объектом недвижимого имущества является объект незавершенного строительства. Изначально предполагается, что такой объект не создан и не построен, его строительство не завершено. Практически он не может быть использован ни для проживания, ни для размещения административных офисов, промышленного производства или торговых мест, он может быть использован только для достройки. До недавнего времени в юридической литературе сложилось устойчивое мнение о том, что до государственной регистрации объект незавершенного строительства не является недвижимостью, а представляет собой лишь совокупность строительных материалов и конструкций, в которую вложен также труд строителей. Так как практически до 1992 г. большая часть зданий, сооружений и других объектов недвижимости, за исключением индивидуальных жилых домов, находилась в государственной собственности и их гражданско-правовой оборот был ограничен, необходимость в совершении сделок с объектами незавершенного строительства как объектами недвижимости также отсутствовала. С принятием указанного нормативного акта, а также Указа Президента РФ от 10 июня 1994 г. N 1181 «О мерах по обеспечению достройки незавершенных строительством жилых домов», утвердившего Положение о порядке передачи для завершения строительства и продажи незавершенных строительством жилых домов, объекты незавершенного строительства были вовлечены в гражданско-правовой оборот как объекты недвижимости. В соответствии с указанным Положением незавершенные строительством жилые дома, находящиеся в федеральной собственности, строительство которых прекращено или приостановлено в связи с отсутствием в течение текущего года необходимого финансирования из федерального бюджета, подлежали передаче для завершения строительства или продаже. Позднее Указам Президента РФ от 16 мая 1997 г. N 485 «О гарантиях собственникам объектов недвижимости в приобретении в собственность земельных участков под этими объектами» было установлено, что при приватизации объектов незавершенного строительства право собственности на них может быть зарегистрировано в случае, если заявителем представлены документы, подтверждающие приобретение соответствующего объекта незавершенного строительства, право пользования земельным участком для создания объекта недвижимого имущества, разрешение на строительство, а также описание объекта незавершенного строительства. На основании положений названного Указа право на объект незавершенного строительства могло быть зарегистрировано после отчуждения этого объекта.

Следует отметить, что все перечисленные нормативные акты предъявляют к объектам незавершенного строительства обязательное требование о том, чтобы в момент отчуждения такие объекты не были обеспечены финансированием и материально-техническими ресурсами, необходимыми для обеспечения их завершения в нормативные сроки, т.е. строительство объектов должно было быть обязательно приостановлено из-за отсутствия финансирования. Таким образом, до принятия Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (далее — Закон о регистрации) объекты незавершенного строительства рассматривались как движимое имущество, а государственная регистрация права собственности на них имела своим следствием и юридическое признание такого объекта недвижимым имуществом. И наоборот, отсутствие государственной регистрации давало основание считать такой объект движимым имуществом. Право собственности на объект в целом до его государственной регистрации отсутствовало, такое право распространялось лишь на составляющие данного объекта — строительные материалы и конструкции. Отсюда следовал вывод о том, что отчуждение объектов незавершенного строительства может осуществляться по упрощенным правилам об отчуждении движимого имущества. Однако так как объект незавершенного строительства фактически неразделим с земельным участком, на котором находится, т.е. подпадает под определение ст.130 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее — ГК РФ), следует признать, что отнесение такого объекта к движимому имуществу все же выглядело неестественным. Кроме того, двойное толкование допускает норма ст. 219 ГК РФ о том, что государственной регистрации подлежит право собственности как на здания и сооружения, так и на другое вновь создаваемое недвижимое имущество. Ведь нельзя отрицать, что объект незавершенного строительства находится в стадии создания, т.е. в этом смысле является создаваемым недвижимым имуществом, которое входит в сферу действия ст. 219 ГК РФ.

Читайте также:  Продление разрешение на строительство объекта

Под таким углом зрения объект незавершенного строительства вполне обоснованно мог бы рассматриваться как недвижимое имущество. Только после принятия Закона о регистрации объект незавершенного строительства был отнесен к объектам недвижимого имущества. В ст.25 Закона о регистрации указано, что право собственности на объект незавершенного строительства регистрируется на основании документов, указанных в настоящей статье. В случае, если земельный участок, отведенный для создания объекта недвижимого имущества, принадлежит заявителю на праве собственности, право собственности заявителя на объект незавершенного строительства регистрируется на основании документов, подтверждающих право собственности на данный земельный участок, разрешения на строительство и документов, содержащих описание объекта незавершенного строительства. Разрешение на строительство (сведения, содержащиеся в данном документе) запрашивается органом, осуществляющим государственную регистрацию прав, в органе, выдавшем разрешение на строительство, если заявитель не представил указанный документ по собственной инициативе. В случае, если земельный участок, отведенный для создания объекта недвижимого имущества, принадлежит заявителю на ином праве, чем право собственности, право собственности заявителя на объект незавершенного строительства регистрируется на основании документов, подтверждающих право пользования данным земельным участком, разрешения на строительство и документов, содержащих описание объекта незавершенного строительства. Правда, в Законе о регистрации не был однозначно определен момент приобретения объектом незавершенного строительства статуса недвижимости. Если он связан с датой государственной регистрации, объекты незавершенного строительства в зависимости от наличия государственной регистрации либо отсутствия таковой могли быть как движимым, так и недвижимым имуществом. Таким образом, грань между объектами незавершенного строительства, разделяющая последние на движимое имущество и имущество недвижимое, определялась бы моментом государственной регистрации. Поэтому в п.7 информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ (далее — ВАС РФ) от 13 ноября 1997 г. N 21 «Обзор практики разрешения споров, возникающих по договорам купли-продажи недвижимости» было предложено возникновение у объекта незавершенного строительства статуса недвижимости не связывать с государственной регистрацией. Критерий, по которому объект незавершенного строительства относится к недвижимости, был определен как невозможность перемещения такого объекта без несоразмерного для него ущерба. Однако не вполне ясно, кто и каким образом в каждом конкретном случае будет определять невозможность перемещения строящегося объекта без несоразмерного для такого объекта ущерба, т.е. представляет ли он собой недвижимость, что имеет ключевое значение.

Резюмируя вышесказанное, можно сделать вывод, что для признания объекта незавершенного строительства недвижимым имуществом необходимо наличие одновременно следующих условий.

1. Он должен быть неразрывно связан с землей, и его перемещение без несоразмерного ущерба назначению не может быть осуществлено.

2. Он не должен являться предметом действующего договора строительного подряда. Не завершенный строительством объект, являющийся предметом действующего договора строительного подряда, не может быть объектом вещных прав, а только объектом обязательства, вытекающего из договора строительного подряда, и замена сторон этого обязательства возможна лишь по правилам уступки права требования и перевода долга по обязательствам. Возможность отнесения объектов незавершенного строительства к недвижимым объектам вещных прав при условии прекращения договора строительного подряда является официальной позицией судебной практики, о чем уже говорилось выше.

3. Лицу, которое в силу п.1 ст.218 ГК РФ приобретает право собственности на создаваемый объект, необходимо до завершения его создания совершить сделку с объектом незавершенного строительства. Это указание, отнюдь не исключает возможности государственной регистрации права собственности на незаконченный строительством объект и вне зависимости от совершения сделок, направленных как на отчуждение соответствующего права собственности, так и на его обременение (например, при ипотеке). Вместе с тем в последнее время в научной литературе все чаще встречается точка зрения о том, что для признания объекта незавершенного строительства недвижимым имуществом вполне достаточно первого названного условия, которое отличается своей объективностью и законодательно закреплено в п.1 ст.130 ГК РФ. Что же касается второго и третьего условий, указанных выше, то они в большей степени оказывают свое влияние на возможность приобретения права собственности на объект незавершенного строительства и его государственной регистрации. Таким образом, для признания объекта незавершенного строительства недвижимым имуществом достаточно наличия у последнего критерия, предусмотренного п.1 ст. 130 ГК РФ, вне зависимости от того, является ли данный объект в этот момент предметом действующего договора строительного подряда.

Читайте также:  Памятник не является объектом капитального строительства
Источник

Что может быть объектом незавершенного строительства

Статья 55.34. Основания отнесения объектов незавершенного строительства, строительство, реконструкция которых осуществляются полностью или частично за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, к незавершенным объектам капитального строительства

Статья 55.34. Основания отнесения объектов незавершенного строительства, строительство, реконструкция которых осуществляются полностью или частично за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, к незавершенным объектам капитального строительства

1. Объект незавершенного строительства, строительство, реконструкция которого осуществляются полностью или частично за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и не завершены, признается незавершенным объектом капитального строительства со дня включения сведений о нем в федеральный реестр незавершенных объектов капитального строительства, региональные реестры незавершенных объектов капитального строительства по следующим основаниям:

1) срок действия разрешения на строительство истек (при условии, что срок действия такого разрешения на строительство не был продлен в порядке, установленном настоящим Кодексом);

2) со дня отказа в выдаче разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию прошло более двенадцати месяцев (при условии, что основания для отказа в выдаче разрешения на ввод в эксплуатацию не устранены, такой объект не введен в эксплуатацию);

3) истек срок действия договора аренды земельного участка, на котором расположен объект капитального строительства, строительство, реконструкция которого не завершены, или договора безвозмездного пользования таким земельным участком, заключенного с застройщиком, при отсутствии оснований, предусмотренных гражданским, земельным законодательством, для приобретения прав на такой земельный участок в целях завершения строительства, реконструкции объекта капитального строительства;

4) строительство, реконструкция объекта капитального строительства не завершены и возникли ограничения, установленные земельным и иным законодательством Российской Федерации, являющиеся в соответствии с пунктом 5 части 6 статьи 55 настоящего Кодекса основанием для отказа в выдаче разрешения на ввод такого объекта в эксплуатацию;

5) в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации не предусмотрены на завершение строительства, реконструкции объекта капитального строительства, строительство, реконструкция которого не завершены, в течение трех лет начиная с последнего года, в котором осуществлялось финансирование таких строительства, реконструкции за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, при условии, что такие строительство, реконструкция не осуществляются за счет внебюджетных источников финансирования;

6) в отношении объекта капитального строительства, строительство, реконструкция которого не завершены, и (или) земельного участка, на котором расположен такой объект, наложен арест, запрет совершать определенные действия и (или) избрана мера пресечения в виде залога;

7) вступило в силу решение суда, в том числе о признании объекта капитального строительства самовольной постройкой.

2. Правительством Российской Федерации наряду с основаниями, предусмотренными частью 1 настоящей статьи, могут быть предусмотрены иные основания отнесения объектов капитального строительства, строительство, реконструкция которых не завершены, к незавершенным объектам капитального строительства, строительство, реконструкция которых осуществлялись полностью или частично за счет средств федерального бюджета.

3. Объекты капитального строительства, строительство, реконструкция которых осуществлялись полностью или частично за счет средств федерального бюджета и не завершены, относятся к незавершенным объектам капитального строительства, подлежащим включению в федеральный реестр незавершенных объектов капитального строительства, указанный в части 1 статьи 55.35 настоящего Кодекса.

4. Нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации наряду с основаниями, предусмотренными частью 1 настоящей статьи, могут быть предусмотрены иные основания отнесения объектов капитального строительства, строительство, реконструкция которых не завершены, к незавершенным объектам капитального строительства, строительство, реконструкция которых осуществлялись полностью или частично за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, местного бюджета.

5. Объекты капитального строительства, строительство, реконструкция которых осуществлялись полностью или частично за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, местного бюджета и не завершены, относятся к незавершенным объектам капитального строительства, подлежащим включению в региональный реестр незавершенных объектов капитального строительства, указанный в части 2 статьи 55.35 настоящего Кодекса.

Источник

Методология и данные мониторинга незавершенного строительства в Российской Федерации

Счетная палата берет на контроль только то строительство, которое финансируется за счет бюджетных источников, за исключением жилья обманутых дольщиков. Объектами незавершенного строительства (ОНС) считаются все объекты, которые сейчас возводятся на территории страны. Эти объекты можно условно разделить на три типа:

  • текущее строительство, то есть те стройки, которые планово ведутся и финансируются;
  • «брошенные» объекты — это те, строительство которых приостановлено уже более полугода и (или) законсервировано.;
  • «долгострой» — это объекты, которые возводятся более пяти лет.
Читайте также:  Проектная документация на строительство опасного производственного объекта

Последние два типа ОНС являются проблемными. Ответственные за завершение их строительства – федеральные органы исполнительной власти, включая службы, агентства и управления, а также органы исполнительной власти регионов и органы местного самоуправления.

Почему это важно?

Среди ОНС, которые финансируются из бюджетов разного уровня, много школ, университетских кампусов, поликлиник, больниц и других социальных объектов, а также дорог, теплотрасс и объектов коммунальной инфраструктуры, спортивных комплексов и стадионов и тд. Из-за того, что такие ОНС не сдаются вовремя, дети в некоторых регионах страны вынуждены добираться в школу на специальном транспорте, а в некоторых местах из-за этого невозможно получить своевременную медицинскую помощь.

Как правило, незавершенное в срок строительство свидетельствует о неэффективном расходовании средств, рисках выявления нарушений в ходе их строительства. Такая ситуация во многом объясняется недостаточно продуманным планированием, которое происходит без учета, региональных, климатических и других особенностей.

Поскольку финансирование строительства идет из бюджетных источников, которые, в свою очередь, формируются в том числе за счет налогов россиян, граждане должны иметь доступ к информации о ходе строительства и о ситуации в этой сфере. Общественное внимание к этому вопросу поможет сделать работу органов власти более эффективной – такой, чтобы улучшения почувствовал каждый гражданин.

Откуда данные? Как группировали регионы и органы исполнительной власти?

Данная информационная панель формируется на основе бюджетной отчетности органов исполнительной власти (ОИВ) федерального и регионального уровней. Ежегодно до конца I квартала года, следующего за отчетным, ОИВ в соответствии с инструкцией Минфина России заполняют специальную годовую форму– «Сведения о вложениях в объекты недвижимого имущества, объектах незавершенного строительства» (форма 0503190). Обновление данных на информационной панели осуществляется, соответственно, во II квартале года, следующего за отчетным, после завершения консолидации, проверки и аналитической обработки указанной бюджетной отчетности.

Группировка федеральных органов исполнительной власти и субъектов Российской Федерации осуществляется по следующим количественным и качественным показателям:

  • общий объем вложений и количество ОНС;
  • объем вложений и количество объектов, строительство которых приостановлено уже более полугода и (или) законсервировано;
  • объем вложений и количество объектов, строительство которых ведется более 5 лет;
  • наличие планов поэтапного снижения объемов вложений и количества ОНС.

Для регионов учитываются дополнительно:

  • утверждение положения по учету ОНС;
  • определение органа исполнительной власти региона, в полномочия которого входит выявление и сокращение незавершенного строительства.

По количественным показателям создается аналитическая таблица, где общий объем вложений и количество объектов незавершенного строительства являются базовыми показателями – каждый из них равняется 100%. Далее от общего объема вложений и от общего количества ОНС вычисляется процент (доля) проблемных строек двух типов.

Далее федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов группируются по количественным показателям от «лучшего» к «худшему», где «лучшим» является меньшая доля проблемных объектов. При этом качественные показатели в составе общих данных о незавершенном строительстве представлены только для ознакомления и не учитываются при группировке.

Подробнее с методикой подсчетов и группировки можно ознакомиться в документе ниже.

Почему некоторых министерств и служб нет в списке?

В анализе ОНС не учитывались объекты, сведения о которых составляют государственную тайну и имеют ограничения к их опубликованию. Раскрытие такой информации может нанести урон безопасности страны.

Что я могу сделать с этой информацией?

Если Вы государственный служащий и работаете в федеральном или региональном органе власти, Вы можете использовать информацию для анализа ситуации в сфере строительства, сравнивать показатели по различным критериям. Такая аналитика позволит эффективнее планировать и распоряжаться средствами бюджета.

Если Вы журналист или блогер, вы можете привлечь внимание к проблеме незавершенного строительства, тем самым помочь сделать работу органов власти более прозрачной, а бюджетное планирование более результативным.

Если вы неравнодушный, активный гражданин, то, ознакомившись с информацией на этой информационной панели, вы можете составить обращение в ответственный орган региона с просьбой разъяснить ситуацию в сфере ОНС. Отправлять обращения нужно не в Счетную палату, а непосредственно в орган исполнительной власти – через специальные формы обращений на сайте или в общественные приемные ведомств. Детальную контактную информацию можно найти на сайте каждого ОИВа.

Кроме того, каждый может рассказать о проблемах в сфере строительства своим знакомым и поделиться ссылкой на эту информационную панель в своих социальных сетях.

Источник
Рейтинг
Загрузка ...