Что делать, если машину сковал ледяной дождь
10 февраля 2021
Платные дороги давно стали привычными во многих странах мира, но в России их ещё мало и большинство российских водителей по ним никогда не ездили. Однако чем дальше, тем больше будет появляться трасс, мостов и путепроводов, за проезд по которым водителям придётся платить. Рассказываем, как правильно пользоваться платными дорогами, как не переплачивать лишнего и как не нарваться на штрафы.
Зачем нужны платные дороги и чем они отличаются от обычных
Платную трассу строят в качестве альтернативы уже существующей бесплатной дороге. Старая дорога может быть узкой, извилистой, проходить через множество населённых пунктов, изобиловать светофорами, железнодорожными переездами, тоннелями и участками со скоростными ограничениями.
Поэтому ехать по такой дороге может оказаться долго и неудобно, а реконструировать её – невозможно или настолько дорого, что проще построить новую трассу. В этом случае её разработку и постройку могут отдать частному подрядчику. Власти какого уровня принимают такое решение, зависит от статуса будущей дороги: она может быть региональной, федеральной, муниципальной или даже районной. Концессионер, который берётся за создание «платки», выкупает или арендует землю, где пройдёт трасса, и строит её — такой, чтобы по новой дороге можно было ехать с более высокой скоростью, в более безопасных условиях и тратить на переезд значительно меньше времени, чем по уже существующей бесплатной. Иначе какой в ней смысл?
Почему в СССР не строили дороги из бетона, хотя бетона было много
Обычно в законодательстве разделяют владельца платной дороги и оператора, занятого её обслуживанием. Но на деле это могут быть аффилированные компании. Их бизнес — получать доход от использования трассы автовладельцами и водителями. Обычно платная трасса делится на участки, причём стоимость проезда по каждому из них не всегда пропорциональна протяжённости.
Чаще всего применяется сложная тарифная сетка, в которой размер платы может меняться не только в зависимости от точек въезда и выезда, но и от дня недели, времени суток, а также класса автомобиля. За большегрузы нужно платить больше, за легковушки — меньше. В случае с платными мостами, путепроводами или тоннелями водитель чаще всего приобретает билет за фиксированную сумму, без учёта километров.
Как регламентируется оплата дорог в России
Первый подход к легализации платных дорог в России был предпринят ещё в 1992 году, когда вышел президентский указ «О строительстве и эксплуатации автомобильных дорог на коммерческой основе». Через шесть лет появилось дополнение, в котором отдельно было указано, что взимать плату за проезд по дороге или её участку можно только в том случае, если у них есть бесплатные дублёры. Это же правило распространяется и на строительство новых платных трасс.
Как Китайцы Строят Дороги Со Скоростью до 750 м/ч
Сегодня принципы эксплуатации платных дорог в России регламентирует целый пакет нормативных актов, и самые важные из них — это Закон «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в РФ», принятый ещё в 2007 году, а также Постановление правительства №18 от 19.01.2010, определяющее правила пользования «платками». Там, в частности, написано, что, въезжая на платную дорогу, водитель заключает договор с оператором на её использование. А тот, в свою очередь, при наличии возможности проезда, не имеет права отказать автовладельцу в такой услуге.
Правило о бесплатной альтернативе сохраняется и до сих пор. На уровне закона из него сделали пока лишь одно исключение: в 2019 году в регионах Крайнего Севера было разрешено строить безальтернативные платные дороги. Правда, поступать так дозволяется лишь с некоторыми ограничениями: уникальная платная трасса в регионе может появиться вне населённых пунктов и взимать плату за езду по ней, а также по новым путепроводам и реконструированным участкам старых трасс допустимо только с грузовых автомобилей. Так появился, например, самый дорогой в России мост.
Сколько стоит проезд по платной дороге
Способы расчёта между пользователем и оператором дороги, а также предельные цены за проезд утверждает Правительство. Стоимость километра пути, которая рассчитывается в зависимости от категории автомобиля, прописана в Постановлении №47 от 30.01.2016 — с пометкой, что она может расти вместе с индексом потребительских цен.
Отдельная статья закона об автодорогах требует, чтобы на всех платных дорогах были освобождены от взносов машины специальных служб, общественный транспорт (но не такси и не междугородние и международные автобусы) и автомобили почты. Однако каждый собственник платной дороги вправе сам определять, каким ещё категориям пользователей он готов обнулить плату, а кому предоставить льготы.
Всего в России примерно 1,5 миллиона километров дорог общего пользования. Из них только около 1,5 тысячи километров (по состоянию на начало 2021 года) — платные. Вот самые известные и востребованные из них, а также стоимость проезда (сумма за проезд указана для легкового автомобиля при оплате наличными без скидок на 01.02.2021):
M11 «Нева». Трасса протяжённостью 610 км идёт от МКАД до петербургского КАД. Не построен пока только участок в объезд Твери. Плата: до 2415 рублей.
М4 «Дон». Плату берут на 6 участках общей длиной 844 км в Московский, Тульской, Липецкой, Воронежской, Ростовской областях и в Краснодарском крае. Плата: до 1640 рублей.
ЦКАД. На данный момент запущены в работу 310 из 336 км Центральной кольцевой автодороги, позволяющей объехать московскую агломерацию. До конца 2021 года начнут действовать оставшиеся участки. Плата: до 1600 рублей.
ЗСД (Западный скоростной диаметр). Бессветофорное шоссе, пересекающее Санкт-Петербург с юга на север, от Морского порта до трассы «Скандинавия». Протяжённость 46,6 км. Плата: до 750 рублей.
М1 «Беларусь». Платный участок в обход города Одинцово (Московская область) протяжённостью 20 км. Плата: до 400 рублей.
М3 «Украина». Платный участок в 70 км (со по в Калужской области. Плата: до 150 рублей.
Платные дороги в Псковской области, вблизи границ с Эстонией, Латвией и Беларусью. Общая протяжённость всех «платок» в области – 226 км. Плата: до 300 рублей.
Платные участки в Удмуртии. Оплачивать нужно проезд по мостам через реки Кама, Буй и на трассе, идущей от Ижевска через Камбарку к границе Башкирии. Общая протяжённость – 15 км. Плата: до 450 рублей.
Платный путепровод в Рязани. Связывает городские микрорайоны Соколовка и Дашково-Песочня. Плата: 25 рублей.
Как работают системы оплаты
Во всём мире используются только две модели оплаты проезда — закрытая и открытая. Первая подразумевает плату за пройденные километры: перед въездом на дорогу нужно получить талон на специально оборудованном пункте, а при выезде, предъявив его, расплатиться. Платить можно за каждый проезд по дороге (наличными или картой), а можно купить «абонемент».
В открытой модели въезд и выезд на платный участок не ограничивается — о том, что за проезд взимается плата, сообщают дополнительные знаки. Пункт оплаты на «открытой» дороге только один, и располагаться он может как на въезде, так и на выезде или вовсе где-то по пути, при этом плата за проезд обычно фиксированная.
На платных дорогах автовладельцы могут также воспользоваться транспондером — специальным устройством для автоматической оплаты проезда. Он устанавливается в машине и обменивается данными со считывающими устройствами на пунктах контроля. И дальше система списывает деньги со счёта, к которому привязан транспондер. Такая схема позволяет водителю не тратить время на общение с операторами контрольных пунктов, оплату наличными или «кредиткой».
Обычно при автоматическом списании платы въезд на дорогу реализуется по системе free flow (свободный поток) – через пункты, на которых нет шлагбаумов. Безбарьерным может быть как весь пункт оплаты проезда, так и отдельные полосы на нём.
В некоторых странах вся система платных дорог безбарьерная. Там водитель должен заранее купить «билет на проезд» по всем платным дорогам страны, который действует в течение определённого времени — от нескольких дней до года. Специальная марка, «виньетка», клеится в угол ветрового стекла и автоматически считывается средствами электронного слежения на всех платных дорогах.
Купить виньетку можно на любой заправке. Такая система действует, например, на всей территории Швейцарии, Австрии, Чехии, Словакии. Словении, Венгрии. А, например, в Норвегии в качестве идентификационной метки выступает номерной знак машины — проезд фиксируется камерами, после чего плата списывается со специального счёта владельца.
При этом схитрить вряд ли получится. За неуплату водитель может получить внушительный штраф или административный арест, даже если не является гражданином этой страны. Неотвратимость наказания гарантируют широкая сеть дорожных камер и систематические проверки автомобилей полицией.
Как оплачивать проезд по платным дорогам в России
Проезд по большинству платных дорог в России можно оплатить наличными, банковской картой или с помощью привязанной к ней бесконтактной системы платежа, а также через транспондер. Однако, например, на ЦКАД, есть вариант заплатить за проезд позднее — на сайте оператора, компании Автодор. Деньги надо внести в течение 5 суток, иначе выпишут штраф.
Но более распространена в России модель платных дорог с сетью контрольных пунктов с турникетами, оборудованными терминалами оплаты и шлагбаумами. Она функционирует по одной из двух возможных схем:
С постоплатой. При въезде на платный участок вы берёте в терминале талон (билет), который нужно сохранить до съезда с дороги. В конце отрезка этот талон необходимо предъявить оператору, который рассчитает количество пройденных километров и объявит сумму к оплате. После оплаты шлагбаум откроется и можно будет двигаться дальше.
С предоплатой. Эту схему применяют там, где протяжённость платного участка фиксирована, а значит, и сумма за проезд известна заранее. Например, если это платный мост. В этом случае водитель платит при въезде на участок, получает чек и двигается дальше. А в конце платного отрезка начинается бесплатная дорога.
Иногда подобную систему инвертируют — делают въезд свободным (предупреждая о нём информационными указателями), а на выезде собирают плату.
Часто турникеты контрольного пункта рассчитаны на разные способы оплаты — соответствующие информационные таблички размещены над ними. Бывают также отдельные терминалы для грузовиков, в которых для удобства водителей приспособления для оплаты расположены выше.
Подходящий терминал надо выбирать заранее, ещё на подъезде к КПП — заняв соответствующую полосу. Если машин много, то лучше не приближаться к едущему впереди автомобилю, чтобы при возникновении у других водителей каких-то трудностей с оплатой можно было аккуратно перестроиться к соседнему терминалу, не мешая другим участникам движения.
Чем удобен транспондер и как им пользоваться
Об одном плюсе транспондера мы уже писали: он позволяет тратить меньше времени на оплату проезда. В современных системах для этого не придётся даже останавливаться — достаточно сбросить скорость до указанной на контрольном пункте. Электроника ещё на подъезде свяжется с транспондером внутри машины и в нужный момент поднимет перед автомобилем шлагбаум. Деньги спишутся автоматически.
Но главное преимущество транспондера — скидки, которые операторы платных дорог предоставляют тем, кто им пользуется. В некоторых случаях на поезде можно сэкономить до 50 процентов. Сейчас устройства бесконтактной оплаты в России предлагают четыре крупных компании-оператора автомобильных дорог: «Автодор», «Северо-Западная концессионная компания», «Новое качество дорог», «Магистраль северной столицы».
Транспондер стоит не очень дёшево (1000–3000 рублей) и будет выгоден только тем, кто много ездит по «платникам». Однако прибор можно взять в аренду, что имеет смысл уже при его использовании хотя бы несколько раз в год.
Коробочку надо не только купить или арендовать, но и зарегистрировать. Нужно оставить свои паспортные данные, номер телефона (для оповещений), завести личный кабинет на сайте оператора или через приложение в смартфоне. Затем на счёт, привязываемый к транспондеру, необходимо внести деньги. А ещё подключить опции — у каждого оператора они свои. Одни дают скидки на отдельные маршруты, другие просят меньше денег за регулярные поездки или в определённое время, третьи предлагают целую систему абонементов.
Ещё одна полезная опция — интероперабельность, то есть возможность использования одного транспондера на разных платных дорогах. И эту опцию стоит подключить первой.
В инструкциях операторы рекомендуют прикрепить транспондер к ветровому стеклу за салонным зеркалом заднего вида, а во время проезда пункта оплаты держаться в 10–15 метрах от автомобиля, едущего впереди. Если прижаться к попутной машине, то шлагбаум откроется перед ней, а оплату спишут с вас. И перед вами шлагбаум не поднимется, ведь транспондер — это персонифицированное средство оплаты, и по одному прибору не могут проехать несколько машин подряд.
Любителям дальних путешествий с дополнительным багажником стоить помнить о том, что системы списания автоматически определяют высоту автомобиля во время проезда терминала. И есть риск, что система спишет больше денег за проезд, спутав класс автомобиля. Чтобы не переплатить в этой ситуации, можно встать с очередь с оплатой через оператора и просто передать ему транспондер, чтобы он списал с него нужную сумму.
Что будет, если не заплатить
Способы, с помощью которых недобросовестные водители пытаются избежать оплаты проезда, бывают разными — объезд пропускного пункта, проезд по полосам, выделенным для спецтранспорта или для тех, кто ездит с транспондером (этот случай мы описывали чуть выше). И даже «паровозиком» вслед за каким-нибудь законопослушным водителем — подобно тому, как преодолевают турникеты в метро «безбилетники».
До недавнего времени единственным оружием борьбы операторов дорог с нарушителями были шлагбаумы, физически препятствующие проезду без оплаты. Но с 10 января 2021 года список штрафов, которые могут наложить на автовладельца, пополнился наказанием за «безбилетный» проезд по платной дороге. Водителю легковушки выпишут квитанцию на 1500 рублей, а с водителя грузовика или автобуса возьмут уже 5000 рублей.
Ещё серьёзнее будет наказание, если для проезда приподнять шлагбаум вручную или протаранить автомобилем. Ведь это повредит его подъёмный механизм, а значит, будет квалифицироваться как ДТП. Если же водитель, «перехитрив» таким образом систему, уедет, то будет считаться лицом, покинувшим место аварии. Что карается по ч. 2 ст. 12.27 КоАП РФ – лишением прав на срок до полутора лет или арестом на 15 суток.
Из-за нового штрафа надо быть особо внимательным тем, кто ездит по платным дорогам с транспондером. Проезжая контрольный пункт, стоит дождаться от установленной в машине «коробочки» звукового сигнала, подтверждающего факт оплаты. Иначе водителю могут засчитать «безбилетный» проезд и выписать тот же штраф в 1500 рублей.
Как быть, если заехал на платную дорогу случайно
Как мы помним, у платной дороги всегда есть альтернатива, поэтому бесплатная дорога не может внезапно «превратиться» в платную. О том, что впереди трасса, за которую надо платить, водителя как минимум должна предупредить табличка 8.8 «Платные услуги» в сочетании, например, со знаком 5.1 «Автомагистраль». Кроме того, информация о такой дороге должна ясно и чётко дублироваться на дорожных указателях.
Но предположим — с кем не бывает! — отвлеклись, запутались в развязках и знаках на незнакомой дороге и оказались перед въездным пунктом на платный участок. Тут не надо паниковать: не пытайтесь встать на «аварийке» перед КПП или «аккуратно» сдавать назад несколько километров, чтобы вернуться на бесплатную дорогу. Эти действия — серьёзные нарушения ПДД.
Так, движение задним ходом по магистрали обернётся штрафом в 2500 рублей согласно части 3 статьи 12.11 КоАП. А из-за остановки на дороге можно запросто получить штраф на 2000 руб. по части 4 статьи 12.19 КоАП.
Лучше сориентируйтесь, есть ли до въездного пункта место для парковки — обычно там имеются маленькие «карманы». Оставьте машину, найдите сотрудников пропускного пункта и объясните им ситуацию. Когда парковки рядом не видно, занимайте полосу, которая ведёт к точке оплаты наличными. Подъехав, сообщите кассиру или старшему смены контрольного пункта, что оказались здесь по ошибке — они наверняка уже сталкивались с подобными случаями и помогут выйти из положения.
Другое решение — проезжайте на въездной пункт, берите билет или платите за проезд. На ближайшей развязке развернитесь и возвращайтесь на бесплатную дорогу через тот контрольный пункт, через который въехали. В этом сценарии придётся расстаться с некоторым количеством денег — ведь трассой вы всё-таки воспользовались, но считайте это просто платой за собственную невнимательность. Ну а если цена за платный отрезок не слишком высока — то езжайте дальше. Вдруг вам понравится?
Что делать, если на платной дороге возникла чрезвычайная ситуация
В случае ДТП или другого экстремального события действия водителя на платной дороге мало отличаются от тех, которые необходимо предпринять на обычной трассе: нужно оповестить оперативные службы, страховую и следовать их указаниям. Появляется лишь дополнительная возможность дать знать о случившемся службе аварийных комиссаров (инспекторов), работающей на трассе. Для этого нужно позвонить по короткому номеру и рассказать суть происшествия. Этот номер лучше узнать заранее, поскольку у службы каждой трассы он свой. Встретить его можно прямо на дороге — на специальных информационных табличках, расставленных вдоль всего маршрута.
Инспектор службы, если нужно, вызовет ГИБДД, полицию, скорую или пожарных. Он может помочь, если требуется эвакуация машины с трассы к съезду или на отводную часть дороги. У инспекторов также есть экстренный запас топлива, которого хватит, чтобы доехать до ближайшей заправки.
Итак, совсем коротко
– В России примерно 1,5 тысячи километров платных дорог. Это трассы, соединяющие крупные города нескольких регионов, платные участки на существующих дорогах, путепроводы или городские объездные дороги.
– У каждой платной дороги есть бесплатная альтернатива — это требование законодательства.
– На большинстве платных дорог в России платить придётся за пройденные километры, на фиксированных участках плата тоже фиксированная. Цена может меняться в зависимости от класса машины, времени суток, дня недели и даже сезона, но не может превышать лимиты, предусмотренные постановлением Правительства. Сами ограничения могут корректироваться раз в год.
– Бесплатно по «платкам» ездят спецслужбы и почта, но владельцы дороги могут дополнительно устанавливать на своё усмотрение льготы для клиентов.
– В большинстве случаев можно платить меньше, если купить абонемент, стать участником программы лояльности или использовать для оплаты транспондер.
– Платная трасса или нет — правила поведения на ней остаются неизменными: надо соблюдать ПДД. А если на такой дороге произойдёт что-то непредвиденное, можно обратиться за помощью к службе аварийных инспекторов.
Источник: mag.auto.ru