В Директивах XX съезда КПСС по плану развития народного хозяйства СССР намечается сооружение атомных электростанций. Выбор площадок для этих станций имеет ряд особенностей, которые существенно влияют на этот выбор.
Хотя в настоящее время еще не вполне установилась техническая схема, по которой будет сооружаться основная масса этих станций, но все же известны те общие элементы, которые присущи этим станциям при всех схемах. Для целей выявления требований, предъявляемых к площадкам, мы имеем достаточно данных.
Как известно, намечается сооружение нескольких электростанций мощностью по 400—500 тыс. кВт, а также нескольких экспериментальных станций меньшей мощности для выявления наиболее эффективных и экономичных технических схем их работы.
Основными цехами электростанции являются: цех реакторов (атомных котлов), цех турбинный и ряд вспомогательных цехов; цех насосов первичного и вторичного паровых контуров, главный щит контроля и управления, цех теплообменников, насосные станции циркуляционного водоснабжения, главное распределительное устройство (ГРУ), повысительная подстанция с отходящими фидерами на напряжение 220 и 110 кВ. Имеется также большое применение автоматики и дальнего управления механизмами, особенно там, где недопустимо присутствие человека во время работы. Наконец, особое значение имеет вентиляция всех помещений для возможно быстрого удаления опасных выделений из помещений, а также приборы для контроля воздуха в помещениях. Сравнивая цехи и сооружения атомных электростанций с электростанциями на обычном топливе, мы видим, что общими у них являются: а) машинный зал с турбогенераторами, причем эти турбогенераторы будут занимать несколько больше места ввиду того, что рабочее давление их ниже применяемого на тепловых электростанциях;
Бенгальцы избивают работника РОССЭМ на площадке строительства АЭС Руппур
б) все распределительное устройство и главный щит управления (причем этот щит будет много сложнее, так как на нем сосредоточено все управление большинством механизмов и контроль за состоянием воздуха помещений станции;
в) повысительная подстанция; г) сооружение технического водоснабжения; г) химводсочистка.
Вместо котельной с бункерной, деаэраторной и дымососной, здесь имеются реакторы с теплообменником и насосами, которые занимают значительно меньше места и имеют меньший объем. Совершенно отпадают: все сооружения топливоподачи и разгрузочных устройств со складом топлива, все железнодорожные пути на площадке, связанные с доставкой топлива, полностью все сооружения шлакозолоудаления.
Кроме главного здания, на площадке ГРЭС должны остаться: здание химводоочистки, объединенное здание теплохолодного склада и ремонтных мастерских, а также небольшой гараж для мотовозов или тепловоза, здание проходной с помещением охраны. Железнодорожные пути останутся только к машинному залу и реакторной и на повысительную подстанцию, а также к химической очистке, тепло- холодному складу и мастерским.
Следует также отметить, что железнодорожная ветка к электростанции может быть построена по облегченным техническим условиям, поскольку она будет эксплуатироваться главным образом в период постройки электростанции. В период эксплуатации транспорт по ветке будет незначительный, так как главный транспорт обычной тепловой ГРЭС — подвоз топлива здесь будет почти отсутствовать.
Вся правда о работе в Турции на строительстве АЭС
Это видно из следующего расчета: в то время как килограмм хорошего каменного угля калорийностью в 7 000 ккал может выработать на обычной электростанции всего 2,5 кВт-ч электроэнергии, килограмм атомного горючего может развить более 19,4 млрд, ккал и дать 22,4 млн. кВт-ч электроэнергии. Поэтому для атомной электростанции в 600 тыс. кВт с годовой выработкой около 4 млрд, кВт-ч потребуется всего менее 200 кг атомного горючего. Если даже учесть вес тары, то все равно вес будет небольшой. Транспорт будет измеряться вагонами, а не маршрутами. Следует еще отметить, что благодаря большой автоматизации процессов и концентрации управления механизмами количество эксплуатационного персонала будет невелико — штатный коэффициент не более 0,5—0,8 чел. на 1 000 кВт мощности, т. е. при 600 тыс. кВт—300—480 чел.
Исходя из вышесказанного, нужно считать, что размер самой площадки ГРЭС (при мощности 400—500 тыс. кат) будет не более 10—15 га без размеров пруда-охладителя, если таковой потребуется. Такая площадка в 2—3 раза меньше, чем площадь, требуемая для обычной ГРЭС той же мощности. Размер площади жилого поселка будет также небольшой— от 18 до 24 га.
Наконец, размер пруда-охладителя, если таковой потребуется, будет в пределах 600— 800 га (в зависимости от местных условий). Основные требования хороших грунтов на площадке, хорошего рельефа местности, близости магистральной железной дороги и наличия водного источника, а также отсутствия большого отчуждения строений остаются в силе и для атомных электростанций. К ним необходимо прибавить еще одно требование: удаленность электростанции на несколько десятков километров от крупных городов и населенных пунктов.
Естественным общим требованием остается требование размещать атомные электростанции в районах с дефицитом местного топлива, чтобы ликвидировать перевозку топлива на большие расстояния.
Источник: leg.co.ua
Проектирование атомных станций
При проектировании атомной электростанции учитываются характеристики конкретной площадки строительства, эксплуатационные аспекты и будущие планы по выводу из эксплуатации, делается это для того, чтобы достигнуть высоких показателей безопасности. Тщательная оценка безопасности строительства и эксплуатации атомных электростанций является обязательной мерой для надлежащей защиты работников объекта, населения и окружающей среды.
Целью проектирования атомных электростанций является обеспечение безопасной эксплуатации производства, сведение к минимуму вероятности чрезвычайных происшествий и аварий, а также возможность гарантировать определенное смягчение их последствий.
Данная цель достигается во многом благодаря «глубокоэшелонированной защите», которая заключается в реализации нескольких этапов защиты. Применительно к проектированию, основные положения метода «глубокоэшелонированной защиты» включают в себя:
- учет характеристик строительной площадки и надлежащее проектирование;
- создание физических барьеров, препятствующих выбросу радиоактивных веществ;
- применение строгих правил безопасности и проверенных практических знаний для обеспечения высокой надежности проектных средств, которые сохраняют в целости данные барьеры.
Всё это достигается при помощи использования высококачественных современных технологий и материалов, систем наблюдения и контроля, а также надлежащего сочетания внутренних средств безопасности с инженерно-техническими. Конструкция данных узлов должна обеспечивать устойчивость и соответствовать требованиям резервирования и разнообразия.
Рисунок 1. Атомная электростанция. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Готовые работы на аналогичную тему
Поддержка безопасности обязательна на всех уровнях её жизненного цикла, особенно перед загрузкой ядерного топлива и начала эксплуатационного периода. Требования безопасности обеспечиваются с помощью всеобъемлющей оценки безопасности, которая основывается на детерминированном и вероятностном подходе к анализу безопасности.
Надо сказать, что для обеспечения безопасности атомной станции на протяжении всего срока ее эксплуатации необходимы такие механизмы, как периодические перепроверки безопасности, которые учитывают изменения в проекте и его модернизацию.
Безопасность эксплуатации атомных реакторов
Для того, чтобы в короткие сроки прекратить цепную реакцию, необходимо «поглотить» выделяемые нейтроны. Для этих целей используют вещество-поглотитель (как правило, это карбид бора). Стержни с данным веществом вводятся в активную зону, поток нейтронов замедляется, и реакция прекращается. Для доставки данных стержней в активную зону в российских АЭС используется метод удерживания их электромагнитами (стержни подвешиваются прямо над реактором). В данном случае опускание стержней произойдет даже в случае обесточивания энергоблоков, поскольку стержни войдут в активную зону под действием силы тяжести и без каких-либо установок персонала.
Рисунок 2. Проект атомной станции. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
На российских атомных станциях, как правило, применяются двухконтурные схемы, в которых тепло поступает прямо в воздух без участия внешних источников водоснабжения. Считается, что двухконтурная схема работы более безопасна, чем одноконтурная (такая система использовалась на «Фукусиме-1», когда предполагалось ведение стержней снизу). Помимо прочего, атомные станции с водо-водяными реакторами обычно проектируются с четырьмя парогенераторами и многопетлевыми системами отвода, что обеспечивает в них значительные резервы воды. В случае, если подача жидкости через резервные трубы становится необходимой, на АЭС всегда проектируются насосы аварийного расхолаживания (по одному насосу на каждую трубу).
Российские водо-водяные реакторы
На российских атомных станциях с водо-водяными реакторами при проектировании используется принцип единичного отказа. Это значит, что предусматривается три независимых канала систем безопасности, каждый из которых в состоянии взять на себя функции всей системы.
В целом системы безопасности рассчитываются на ликвидацию максимальной проектной аварии, в которой происходит разрыв циркуляционного трубопровода первого контура максимального диаметра. Запасы жидкости также обеспечиваются многократно.
Первоначально, в случае аварии, вода подается из резервных емкостей, установленных внутри энергоблока, затем, если этой воды будет недостаточно, подача жидкости начнется из трех дополнительных резервуаров. Каждый резервный насос подпитывается от своего дизель-генератора. Поскольку каждый дизель-генератор располагается в специальном отдельном сооружении, исключается возможность одновременного выхода из строя. В то же время любой из этих каналов способен обеспечить полный отвод тепла в случае отказа остальных.
Надо сказать, что работа всех защитных систем может потребоваться лишь в случае максимальной проектной аварии, что очень маловероятно. Огромное количество жидкости, пролитое в реактор, аккумулируется специальной системой сбора и охлаждения. Система подает собранную воду в активную зону повторно (обеспечивается рециркуляция теплоносителя).
Источник: spravochnick.ru
Как строится Атомная станция
Торжественная закладка капсулы на месте будущей ЛАЭС-2 состоялась еще в августе 2007 года.
ЛАЭС-2 — результат эволюционного развития наиболее распространенного и наиболее технически совершенного типа станций — АЭС с ВВЭР (водо-водяными энергетическими реакторами). В качестве теплоносителя и в качестве замедлителя нейтронов в таком реакторе используется вода.
Почти готов первый реактор, сейчас там идут монтажные работы и внутрь мы не попали.
Ядерный реактор ВВЭР-1200 размещен в герметичной защитной оболочке, которая защищает его от любых внешних воздействий и препятствует загрязнению окружающей среды. В качестве топлива в активной зоне реактора используется слабообогащенный диоксид урана.
Размеры можете оценить сами.
Почти готовы 2 градирни высотой по 150 метров, они будут охлаждать воду для энергоблока №1. Градирня — это теплообменник, в котором вода отдает тепло воздуху при непосредственном контакте с ним.
Рядом строится еще одна, уже высотой 170 метров
Небо в клеточку)
Машинный зал, где стоит турбогенератор. пар подается на паровую турбину, турбина вращает ротор-магнит. Электрический ток производится благодаря электромагнитной индукции, при вращении ротора-магнита в витках окружающего его статора появляется электрический ток.
Здесь понимаешь масштабы стройки и сложность
Напомню, что все оборудование российского производства.
Пока все еще в пыли и не выглядит красиво.
Скажу несколько слов о безопасности. Основные из них — принцип самозащищенности реакторной установки, наличие нескольких барьеров безопасности и многократное резервирование каналов безопасности. Все самые новейшие разработки учтены при строительстве новой станции.
Например, сам ядерный реактор расчитан на падение самолета массой 5 тонн, смерч, ураган или взрыв.
В здании турбины уже установлен деаэрозатор, смонтирована паровая турбина, 4 ротора цилиндра низкого давления и ротор цилиндра высокого давления и продолжается монтаж остального оборудования
А так будет выглядеть ЛАЭС-2 в скором времени.
По аналогичному проекту сооружаются первая белорусская АЭС, АЭС «Руппур» в Бангладеш, в ближайшее время начнется строительство АЭС в Венгрии и Финляндии.
Источник: gmichailov.livejournal.com