Что оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства
Статья 52. Осуществление строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства
Комментарий к статье 52
1. Правовое регулирование осуществления строительства включает не только нормы ГрК РФ.
Требования к подготовке земельных участков и объектов капитального строительства для осуществления строительных работ, состав и порядок ведения исполнительной документации, форма и порядок ведения общего и специальных журналов, порядок осуществления строительных работ, порядок консервации объекта капитального строительства могут устанавливаться иными нормативными правовыми актами (ч. 9 комментируемой статьи).
Например, при осуществлении строительных работ должны соблюдаться технические регламенты в соответствии с Техническим регламентом о безопасности зданий и сооружений от 30 декабря 2009 г. N 384-ФЗ. Во исполнение указанного Закона распоряжением Правительства РФ от 21 июня 2010 г. N 1047-р утвержден Перечень национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований указанного Федерального закона. Перечень видов работ, которые возможно осуществлять только при наличии выдаваемого ГрСРО свидетельства о допуске, утвержден Приказом Минрегиона России от 30 декабря 2009 г. N 624 «Об утверждении Перечня видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства». Порядок ведения исполнительной документации при строительстве определен в Приказах Ростехнадзора от 26 декабря 2006 г. N 1128 «Об утверждении и введении в действие Требований к составу и порядку ведения исполнительной документации при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства и требований, предъявляемых к актам освидетельствования работ, конструкций, участков сетей инженерно-технического обеспечения» и от 12 января 2007 г. N 7 «Об утверждении и введении в действие Порядка ведения общего и (или) специального журнала учета выполнения работ при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства». Правила проведения консервации объекта капитального строительства утверждены Постановлением Правительства РФ от 30 сентября 2011 г. N 802.
НП «Балтийское объединение проектировщиков»
2. Части 2 — 6, 8 комментируемой статьи определяют порядок осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта. Лицом, осуществляющим строительство, может быть сам застройщик или иное лицо, привлекаемое по договору (индивидуальный предприниматель или юридическое лицо) (ч. 3).
Оно обязано иметь выданное ГрСРО свидетельство о допуске к работам только для выполнения работ, установленных в Перечне, утвержденном Приказом Минрегиона России от 30 декабря 2009 г. N 624 (ч. ч. 2 и 3.1). Данный Перечень видов работ является исчерпывающим и не подлежит расширительному толкованию. Однако бывают ситуации, когда органы государственного строительного надзора допускают иное толкование указанной нормы.
Проверка законности возведения объектов капитального строительства
Пример: по мнению инспекции, осуществление строительного контроля отнесено к работам, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, в связи с чем лицу, которое проводит строительный контроль, требуется получение свидетельства ГрСРО о допуске к работам по организации строительства. На основании этого застройщик был привлечен к административной ответственности.
Суд посчитал, что работы по осуществлению строительного контроля застройщиком (за исключением осуществления строительного контроля при строительстве, реконструкции и капитальном ремонте объектов использования атомной энергии) не включены в Перечень видов работ, утв. Приказом Минрегиона России от 30 декабря 2009 г. N 624 (в отличие от ранее действовавшего Перечня, утв. Приказом Министра регионального развития РФ от 9 декабря 2008 г. N 274), и признал привлечение к административной ответственности незаконным (см. Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 11 апреля 2016 г. по делу N А45-15692/2015).
Застройщик или технический заказчик имеет право привлекать подрядчиков для выполнения строительных работ по этапам (ч. 3.2).
Обязанностями лица, осуществляющего строительство, являются (ч. ч. 3, 6, 8):
— организация и координация строительных работ;
— обеспечение соблюдения требований проектной документации, технических регламентов;
— ответственность за качество выполненных строительных работ;
— ответственность за соответствие строительных работ проектной документации. Отклонение параметров объекта капитального строительства от проектных решений, затрагивающее конструктивные и другие характеристики надежности объекта капитального строительства и его частей, влечет ответственность по ч. 2 ст. 9.4 КоАП РФ (см. Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 31 января 2014 г. по делу N А75-1623/2013);
— осуществление строительных работ в соответствии с заданием застройщика или технического заказчика, градостроительным планом земельного участка. При невыполнении этой обязанности может быть не только предъявлено требование о приведении строящегося здания в соответствие с требованиями градостроительного плана земельного участка, но и отказано в выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию (см. Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 19 марта 2014 г. по делу N А33-8765/2013);
— обеспечение безопасности работ для третьих лиц и окружающей среды;
— выполнение требований безопасности труда;
— выполнение требований сохранности объектов культурного наследия;
— обеспечение доступа на территорию, на которой осуществляются строительные работы, представителей застройщика или технического заказчика, органов государственного строительного надзора и предоставление им необходимой документации;
— осуществление строительного контроля;
— обеспечение ведения исполнительной документации. В случае нарушения этой обязанности лицо, осуществляющее строительство, может быть привлечено к административной ответственности по ч. 1 ст. 9.4 КоАП (см. Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 17 января 2011 г. по делу N А46-7409/2010).
Необходимо отметить, что данная норма не возлагает на подрядчика обязанность передать заказчику исполнительную документацию и не определяет состав подлежащей передаче исполнительной документации (см. Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 29 ноября 2013 г. по делу N А43-23909/2012). Однако такая обязанность может быть предусмотрена договором строительного подряда (см. Постановление ФАС Поволжского округа от 26 марта 2012 г. по делу N А12-11142/2011);
— извещение застройщика или технического заказчика, представителей органов государственного строительного надзора о сроках завершения работ;
— обеспечение устранения выявленных органом государственного строительного надзора недостатков;
— обязанность не приступать к продолжению работ до составления органом государственного строительного надзора актов об устранении выявленных недостатков;
— обеспечение контроля за качеством применяемых строительных материалов. Нарушение этого требования может повлечь административную ответственность по ч. 1 ст. 9.4 КоАП РФ, а в случае создания этим угрозы причинения вреда жизни или здоровью граждан, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений — по ч. 2 ст. 9.4 КоАП РФ (см. Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 12 июля 2016 г. по делу N А75-15526/2015);
— обязанность приостановить строительные работы в случае обнаружения объекта, обладающего признаками объекта культурного наследия, в процессе строительства. Такие признаки установлены в ст. 3 ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов РФ».
При возникновении сомнения в исторической ценности выявленного объекта работы по строительству могут быть приостановлены для сохранения целостности объекта и проведения историко-культурной экспертизы (см. Постановление ФАС Уральского округа от 26 февраля 2009 г. по делу N А60-15401/2008-С5). Об обнаружении объекта культурного наследия необходимо известить органы, предусмотренные законодательством РФ об объектах культурного наследия.
Пример: подрядчик вовремя не уведомил контролирующий орган, в результате чего объекту культурного наследия был причинен значительный ущерб. Управление Министерства культуры РФ после проведенной проверки выдало предписание о приостановлении работ, проведение которых может ухудшить состояние объекта культурного наследия, нарушить его целостность и сохранность. При этом ограничения вводятся впредь до устранения причин, способствовавших причинению вреда объектам культурного наследия, до разработки и согласования государственными органами, уполномоченными в области охраны объектов культурного наследия, программы работ по обеспечению сохранности объектов культурного наследия в зоне строительства, и проведения мероприятий по сохранению объектов культурного наследия (см. Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 30 апреля 2014 г. по делу N А32-18079/2013).
К обязанностям застройщика или технического заказчика относятся (ч. ч. 4 и 5):
— подготовка земельного участка для строительства и объекта капитального строительства для реконструкции или капитального ремонта. Неисполнение этой обязанности является основанием для освобождения лица, осуществляющего строительство, от ответственности за задержку в сроках выполнения строительно-монтажных работ, поскольку она произошла по причинам, объективно от него не зависящим (см. Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 8 сентября 2015 г. по делу N А40-192617/2014);
— передача подрядчику материалов инженерных изысканий и проектной документации. За неисполнение указанной обязанности застройщик может быть привлечен к административной ответственности по ч. 1 ст. 9.4 КоАП (см. Постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 6 июля 2011 г. по делу N А33-2166/2011). Неисполнение этой обязанности является основанием для освобождения лица, осуществляющего строительство, от ответственности за задержку в сроках выполнения строительно-монтажных работ (см. Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 13 января 2015 г. по делу N А40-80186/14);
— передача подрядчику разрешения на строительство. При этом обязанность по получению разрешения на строительство может быть возложена договором на лицо, осуществляющее строительство (см. Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 18 октября 2007 г. по делу N А19-10081/07-36; Постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа от 14 июля 2016 г. по делу N А73-13521/2015). Несмотря на то что обязанность по получению разрешения на строительство возложена на застройщика, за его отсутствие может быть оштрафовано и лицо, осуществляющее строительство.
Пример: ч. 1 ст. 9.5 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства без разрешения на строительство, если получение такого разрешения являлось необходимым. Объективная сторона этого правонарушения состоит в совершении действий по строительству объекта при отсутствии разрешения на строительство. Следовательно, субъектом данного правонарушения может быть не только застройщик или заказчик, но и то лицо, которое непосредственно осуществляет строительство в качестве подрядчика или генерального подрядчика. Таким образом, подрядчик не должен был приступать к строительству объектов, не получив от заказчика (застройщика) разрешение на их строительство (см. Постановление Президиума ВАС РФ от 19 апреля 2011 г. по делу N А40-19954/10-94-110);
— обеспечение консервации объекта капитального строительства. Консервация является комплексом мероприятий, позволяющих сохранить прочность, устойчивость и надежность выполненных строительных работ.
В случае, когда в ходе проверки выявлены нарушения требования о консервации объекта капитального строительства, застройщик может быть привлечен к административной ответственности по ч. 1 ст. 9.4 КоАП (см. Постановление Арбитражного суда Московского округа от 21 января 2016 г. по делу N А40-100895/2015). Расходы на консервацию объекта возлагаются на заказчика.
Пример: заказчику было оказано в удовлетворении требований о взыскании расходов на консервацию объекта, которые в данном случае возлагаются на заказчика, несмотря на то что работы по строительству объекта не велись более года (см. Определение ВАС РФ от 21 ноября 2011 г. N ВАС-14354/11).
Для проведения консервации объекта капитального строительства не требуется получения разрешения на строительство, поскольку какие-либо строительно-монтажные работы не проводятся, в ст. 51 ГрК РФ такого основания также не установлено (см. Постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 4 декабря 2014 г. по делу N А43-20935/2014);
— заблаговременное (за семь рабочих дней до начала строительных работ) направление в органы государственного строительного надзора извещения о начале строительных работ с приложением документов, перечень которых определен в ч. 5.1 комментируемой статьи. Документы могут быть запрошены органом государственного строительного надзора в рамках межведомственного взаимодействия.
Ненаправление извещения о начале строительных работ образует состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 9.5 КоАП РФ. В силу ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ срок давности за нарушение законодательства о градостроительной деятельности составляет один год с момента обнаружения административного правонарушения (см. Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 26 октября 2015 г. по делу N А40-116468/15).
3. Часть 7 комментируемой статьи допускает отклонение параметров объекта капитального строительства (высоты, количества этажей, площади, объема и прочего) от проектной документации, если необходимость отклонения выявилась в процессе строительства, реконструкции, капитального ремонта такого объекта.
Причины, повлекшие необходимость отклонения параметров объекта капитального строительства от проектной документации, должны быть объективными, не зависящими от воли застройщика (см. Постановление Президиума ВС РФ от 11 ноября 2015 г. N 301-ПЭК15). В таком случае проектная документация должна быть изменена и утверждена у застройщика или технического заказчика.
Необходимо отметить, что заказчик должен направить измененную проектную документацию на повторную государственную экспертизу (см. письмо Минрегиона России от 15 сентября 2011 г. N 25264-ДС/11 «О повторной государственной экспертизе проектной документации»). В случае осуществления строительных работ по проектной документации, не имеющей положительного заключения органа экспертизы после внесения в нее изменений в части технических решений, наступает административная ответственность по ч. 2 ст.
9.4 КоАП (см. Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 2 декабря 2015 г. по делу N А19-1024/2015). Другой мерой ответственности может стать отказ в выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию (см. Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 23 марта 2009 г. по делу N А74-1579/08).
4. С 1 июля 2017 г. Федеральным законом от 3 июля 2016 г. N 372-ФЗ в комментируемую статью вносятся изменения.
Принятие указанного Закона обусловлено необходимостью совершенствования градостроительного законодательства в связи с выявлением многочисленных нарушений в деятельности ГрСРО относительно соблюдения требований к выдаче свидетельств о допуске к работам, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, и правил контроля за деятельностью членов СРО. В связи с этим изменяются требования к лицам, привлекаемым для осуществления строительных работ.
Застройщик, технический заказчик, лицо, ответственное за эксплуатацию здания, сооружения, региональный оператор могут привлекать для строительства только лиц, которые являются членами ГрСРО. При этом выполнение строительных работ будет обеспечиваться специалистами по организации строительства (главными инженерами проектов) (ч. 2).
Лица, не являющиеся членами ГрСРО, могут выполнять строительные работы по договорам с вышеуказанными лицами при условии, что размер обязательств по каждому из таких договоров не превышает 3 000 000 рублей (ч. 3.1). Кроме того, законодатель определил перечень лиц, которым не требуется членство в ГрСРО для осуществления строительных работ (ч. 3.2).
Лица, не являющиеся застройщиками, техническими заказчиками, лицами, ответственными за эксплуатацию здания, сооружения, региональными операторами, для выполнения строительных работ могут привлекать подрядчиков, не являющихся членами ГрСРО. Исключается обязанность застройщика (подрядчика) по организации и координации строительных работ (ч. 3).
К обязанностям лица, осуществляющего строительство, добавляется необходимость соблюдать требования к разрешенному использованию земельного участка и ограничению по его использованию (ч. 6). Устанавливается право застройщика самостоятельно осуществлять строительство, если он является членом ГрСРО (ч. 3.1).
ИсточникПриказ Минрегионразвития №624 от 30.12.2009 (рег.№ 16902)
2. Установить, что Перечень не включает в себя виды работ по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту в отношении объектов, для которых не требуется выдача разрешения на строительство в соответствии с частью 17 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, N 1, ст. 16; 2008, N 30 (ч. 2), ст. 3616), а также в отношении объектов индивидуального жилищного строительства (отдельно стоящих жилых домов с количеством этажей не более чем три, предназначенных для проживания не более чем двух семей); жилых домов с количеством этажей не более чем три, состоящих из нескольких блоков, количество которых не превышает десять и каждый из которых предназначен для проживания одной семьи, имеет общую стену (общие стены) без проемов с соседним блоком или соседними блоками, расположен на отдельном земельном участке и имеет выход на территорию общего пользования (жилые дома блокированной застройки); многоквартирных домов с количеством этажей не более чем три, состоящих из одной или нескольких блок-секций, количество которых не превышает четыре, в каждой из которых находятся несколько квартир и помещения общего пользования и каждая из которых имеет отдельный подъезд с выходом на территорию общего пользования.
3. Признать утратившим силу приказ Министерства регионального развития Российской Федерации от 9 декабря 2008 г. N 274 «Об утверждении Перечня видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства» (зарегистрирован в Минюсте России 16 января 2009 N 13086), а также приказ Министерства регионального развития Российской Федерации от 21 октября 2009 г. N 480 «О внесении изменений в приказ Министерства регионального развития Российской Федерации от 9 декабря 2008 г. N 274 «Об утверждении Перечня видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства» (зарегистрирован в Минюсте России 22 декабря 2009 г. N 15789) с момента вступления в силу настоящего приказа.
4. Настоящий Приказ вступает в силу с 1 июля 2010 г.
5. Контроль исполнения настоящего Приказа возложить на заместителя Министра регионального развития Российской Федерации В.А. Токарева.
Министр В. Басаргин
Перечень видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства
I. Виды работ по инженерным изысканиям
II. Виды работ по подготовке проектной документации
1. Работы по подготовке схемы планировочной организации земельного участка:
1.1 .Работы по подготовке генерального плана земельного участка
1.2. Работы по подготовке схемы планировочной организации трассы линейного объекта
1.3. Работы по подготовке схемы планировочной организации полосы отвода линейного сооружения
2. Работы по подготовке архитектурных решений
3. Работы по подготовке конструктивных решений
4. Работы по подготовке сведений о внутреннем инженерном оборудовании, внутренних сетях инженерно-технического обеспечения, о перечне инженерно-технических мероприятий:
4.1. Работы по подготовке проектов внутренних инженерных систем отопления, вентиляции, кондиционирования, противодымной вентиляции, теплоснабжения и холодоснабжения
4.2. Работы по подготовке проектов внутренних инженерных систем водоснабжения и канализации
4.3. Работы по подготовке проектов внутренних систем электроснабжения* (см. примечание)
4.4. Работы по подготовке проектов внутренних слаботочных систем* (см. примечание)
4.5. Работы по подготовке проектов внутренних диспетчеризации, автоматизации и управления инженерными системами
4.6. Работы по подготовке проектов внутренних систем газоснабжения
5. Работы по подготовке сведений о наружных сетях инженерно-технического обеспечения, о перечне инженерно-технических мероприятий:
5.1. Работы по подготовке проектов наружных сетей теплоснабжения и их сооружений
5.2. Работы по подготовке проектов наружных сетей водоснабжения и канализации и их сооружений
5.3. Работы по подготовке проектов наружных сетей электроснабжения до 35 кВ включительно и их сооружений
5.4. Работы по подготовке проектов наружных сетей электроснабжения не более 110 кВ включительно и их сооружений
5.5. Работы по подготовке проектов наружных сетей электроснабжения 110 кВ и более и их сооружений
5.6. Работы по подготовке проектов наружных сетей слаботочных систем
5.7. Работы по подготовке проектов наружных сетей газоснабжения и их сооружений
6. Работы по подготовке технологических решений:
6.1. Работы по подготовке технологических решений жилых зданий и их комплексов
6.2. Работы по подготовке технологических решений общественных зданий и сооружений и их комплексов
6.3. Работы по подготовке технологических решений производственных зданий и сооружений и их комплексов
6.4. Работы по подготовке технологических решений объектов транспортного назначения и их комплексов
6.5. Работы по подготовке технологических решений гидротехнических сооружений и их комплексов
6.6. Работы по подготовке технологических решений объектов сельскохозяйственного назначения и их комплексов
6.7. Работы по подготовке технологических решений объектов специального назначения и их комплексов
6.8. Работы по подготовке технологических решений объектов нефтегазового назначения и их комплексов
6.9. Работы по подготовке технологических решений объектов сбора, обработки, хранения, переработки и утилизации отходов и их комплексов
6.10. Работы по подготовке технологических решений объектов атомной энергетики и промышленности и их комплексов
6.11. Работы по подготовке технологических решений объектов военной инфраструктуры и их комплексов
6.12. Работы по подготовке технологических решений объектов очистных сооружений и их комплексов
7. Работы по разработке специальных разделов проектной документации:
7.1. Инженерно-технические мероприятия по гражданской обороне
7.2. Инженерно-технические мероприятия по предупреждению чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера
7.3. Разработка декларации по промышленной безопасности опасных производственных объектов
7.4. Разработка декларации безопасности гидротехнических сооружений
7.5. Разработка обоснования радиационной и ядерной защиты
8. Работы по подготовке проектов организации строительства, сносу и демонтажу зданий и сооружений, продлению срока эксплуатации и консервации* (см. примечание)
9. Работы по подготовке проектов мероприятий по охране окружающей среды
10. Работы по подготовке проектов мероприятий по обеспечению пожарной безопасности
11. Работы по подготовке проектов мероприятий по обеспечению доступа маломобильных групп населения
12. Работы по обследованию строительных конструкций зданий и сооружений
13. Работы по организации подготовки проектной документации, привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (генеральным проектировщиком)
III. Виды работ по строительству, реконструкции и капитальному ремонту
Данные виды и группы видов работ требуют получения свидетельства о допуске на виды работ, влияющие на безопасность объекта капитального строительства, в случае выполнения таких работ на объектах, указанных в статье 48.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
ИсточникГрадостроительный кодекс Российской Федерации
Статья 55-8. Допуск к работам, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства
1. Индивидуальный предприниматель или юридическое лицо вправе выполнять работы, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, при наличии выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к таким работам.
2. Индивидуальный предприниматель или юридическое лицо вправе иметь выданное только одной саморегулируемой организацией свидетельство о допуске к определенному виду работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства.
3. Индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, являющиеся членами саморегулируемой организации, не вправе выполнять вид работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, в случае, если таким индивидуальным предпринимателем или таким юридическим лицом не соблюдается хотя бы одно из требований указанной саморегулируемой организации к выдаче свидетельства о допуске к этому виду работ.
4. Перечень видов работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, устанавливается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. В указанном перечне должны быть определены виды работ, выполнение которых индивидуальным предпринимателем допускается самостоятельно, и виды работ, выполнение которых индивидуальным предпринимателем допускается с привлечением работников, а также должны учитываться особенности выполняемых гражданами для собственных нужд работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов индивидуального жилищного строительства и предназначенных для проживания не более чем двух семей жилых домов.
5. Саморегулируемая организация может выдать свидетельства о допуске к работам, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, в отношении только видов работ, решение вопросов по выдаче свидетельства о допуске к которым отнесено общим собранием членов саморегулируемой организации к сфере деятельности саморегулируемой организации.
6. Свидетельство о допуске к определенному виду или видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, выдается саморегулируемой организацией при приеме индивидуального предпринимателя или юридического лица в члены саморегулируемой организации, если такой индивидуальный предприниматель или такое юридическое лицо соответствует требованиям к выдаче свидетельств о допуске к указанным работам.
7. При приобретении некоммерческой организацией статуса саморегулируемой организации индивидуальные предприниматели и юридические лица, являющиеся на дату приобретения указанного статуса членами такой некоммерческой организации, не получают свидетельств о допуске к работам, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства. Указанные лица обязаны получить такие свидетельства о допуске в срок не позднее чем через один месяц со дня приобретения некоммерческой организацией статуса саморегулируемой организации в порядке, установленном настоящей статьей для внесения изменений в свидетельство о допуске к работам, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства.
8. Допуск к работам, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, подтверждается выданным саморегулируемой организацией свидетельством о допуске к определенному виду или видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства. Форма такого свидетельства устанавливается органом надзора за саморегулируемыми организациями.
9. Свидетельство о допуске к определенному виду или видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, выдается саморегулируемой организацией без ограничения срока и территории его действия. Выдача саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к работам, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, осуществляется без взимания платы.
10. Член саморегулируемой организации вправе обратиться в саморегулируемую организацию с заявлением о внесении изменений в свидетельство о допуске к определенному виду или видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства. В случае, если член саморегулируемой организации намеревается получить свидетельство о допуске к иным виду или видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, к такому заявлению должны быть приложены документы, подтверждающие соблюдение требований к выдаче свидетельств о допуске к указанным работам.
11. Основанием для отказа во внесении изменений в свидетельство о допуске к определенному виду или видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, является:
1) несоответствие индивидуального предпринимателя или юридического лица требованиям к выдаче свидетельств о допуске к указанным работам;
2) непредставление индивидуальным предпринимателем или юридическим лицом в полном объеме документов, предусмотренных частью 10 настоящей статьи.
12. Отказ по основаниям, не указанным в части 11 настоящей статьи, не допускается.
13. Саморегулируемая организация в срок не более чем тридцать дней со дня получения документов, предусмотренных частью 10 настоящей статьи, осуществляет их проверку, принимает решение о внесении изменений в свидетельство о допуске к определенному виду или видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, или об отказе во внесении данных изменений с указанием причин отказа и направляет указанное решение лицу, представившему такие документы.
14. Саморегулируемая организация в срок не позднее чем в течение трех рабочих дней после принятия решения о внесении изменений в свидетельство о допуске к определенному виду или видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, выдает члену саморегулируемой организации свидетельство о допуске к определенному виду или видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, взамен ранее выданного свидетельства, а также вносит в порядке, установленном статьей 55-18 настоящего Кодекса, в реестр членов саморегулируемой организации необходимые сведения и направляет их в орган надзора за саморегулируемыми организациями.
15. Действие свидетельства о допуске к работам, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, прекращается в отношении определенного вида или видов работ:
1) по решению постоянно действующего коллегиального органа управления саморегулируемой организации, принятому на основании заявления члена саморегулируемой организации;
2) по решению постоянно действующего коллегиального органа управления саморегулируемой организации при установлении факта наличия у индивидуального предпринимателя или юридического лица выданного другой саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к такому же виду работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства;
3) по решению постоянно действующего коллегиального органа управления саморегулируемой организации в случае неустранения индивидуальным предпринимателем или юридическим лицом в установленный срок в соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 55-15 настоящего Кодекса выявленных нарушений, если действие свидетельства о допуске индивидуального предпринимателя или юридического лица к определенному виду или видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, приостановлено;
4) по решению суда;
5) в случае прекращения членства в саморегулируемой организации;
6) по решению общего собрания членов саморегулируемой организации в случае применения меры дисциплинарного воздействия в соответствии со статьей 55-15 настоящего Кодекса.
16. Прекращение действия свидетельства о допуске к работам, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, влечет за собой последствия, указанные в пункте 5 части 2 статьи 55-7 настоящего Кодекса.
17. Решения саморегулируемой организации о выдаче свидетельства о допуске к работам, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, об отказе в выдаче такого свидетельства, об отказе во внесении изменений в свидетельство о допуске к указанным работам, о прекращении действия свидетельства о допуске к указанным работам, о приостановлении действия свидетельства о допуске к указанным работам, об отказе в возобновлении действия свидетельства о допуске к указанным работам, бездействие саморегулируемой организации при рассмотрении соответствующих вопросов могут быть обжалованы в арбитражный суд.
18. Сроки начала и прекращения действия свидетельства о допуске члена саморегулируемой организации к работам, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, определяются со дня внесения саморегулируемой организацией в реестр членов саморегулируемой организации соответственно сведений о выдаче свидетельства о допуске члена саморегулируемой организации к указанным работам и сведений о прекращении действия свидетельства о допуске члена саморегулируемой организации к указанным работам. (Статья дополнена — Федеральный закон от 22.07.2008 г. N 148-ФЗ)
Источник