Что относится к особо опасным объектам строительства
Определён перечень объектов инфраструктуры авиационного и железнодорожного транспорта, которые относятся к особо опасным и технически сложным. Законопроект направлен на оптимизацию строительства объектов инфраструктуры воздушного и железнодорожного транспорта общего пользования в части ограничения перечня объектов, которые относятся к особо опасным и технически сложным. Принятие законопроекта будет способствовать экономии средств, затрачиваемых на строительство объектов инфраструктуры железнодорожного и воздушного транспорта, в том числе средств федерального бюджета.
Проект федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части уточнения объектов инфраструктуры воздушного и железнодорожного транспорта, относящихся к особо опасным, технически сложным объектам» (далее – законопроект) внесён Минтрансом России.
Законопроект направлен на оптимизацию строительства объектов инфраструктуры воздушного и железнодорожного транспорта общего пользования в части ограничения перечня объектов, которые относятся к особо опасным и технически сложным.
Технологии для бизнеса — Сергей Дудкин
В соответствии с действующей редакцией Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее – Градостроительный кодекс) в перечень особо опасных и технически сложных объектов входят все объекты авиационной инфраструктуры и объекты инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования. Вместе с тем большинство таких объектов не относятся к особо опасным и технически сложным объектам.
Объекты авиационной инфраструктуры в соответствии с Федеральным законом от 30 декабря 2009 года №384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» (далее – Федеральный закон №384-ФЗ) относятся к зданиям и сооружениям повышенного уровня ответственности, что требует дополнительных затрат, в том числе из средств федерального бюджета, при их проектировании, строительстве, проведении государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий, государственном строительном надзоре.
В то же время значительная часть объектов авиационной инфраструктуры представляет собой отдельно расположенные сооружения, в которых размещается аппаратура авиационной электросвязи и радиотехнического обеспечения полётов воздушных судов и другое вспомогательное оборудование. Такие сооружения, как правило, включают один или несколько аппаратных модулей (контейнеров) размерами не более 6×2, 5×2 м, в которых размещается аппаратура, а также антенно-мачтовые устройства высотой до 30 м и глубиной фундамента не более 1–2 м. В подавляющем большинстве случаев такие объекты функционируют без постоянного присутствия персонала, а обслуживаемые объекты – с нахождением дежурной смены в количестве двух человек.
При этом устойчивость функционирования объектов единой системы организации воздушного движения (далее – объекты ЕС ОрВД) для достижения требуемой безопасности полётов обеспечивается в рамках воздушного законодательства путём предъявления специальных требований по надёжности оборудования радиотехнического обеспечения полётов и авиационной электросвязи, проведения его испытаний, сертификации и периодических проверок с использованием специализированных самолётов-лабораторий.
ПОТЕНЦИАЛЬНО ОПАСНЫЕ ОБЪЕКТЫ КАК ИСТОЧНИК ТЕХНОГЕННОЙ ОПАСНОСТИ
По идентификационным признакам, предусмотренным Техническим регламентом о безопасности зданий и сооружений, большинство объектов ЕС ОрВД являются аналогами объектов связи, которые не относятся к особо опасным и технически сложным объектам, за исключением объектов, проектной документацией которых предусмотрены такие характеристики, как высота от 75 до 100 м и (или) заглубление подземной части (полностью или частично) ниже планировочной отметки земли от 5 до 10 м (Федеральный закон от 7 июля 2003 года №126-ФЗ «О связи»).
Частью авиационной инфраструктуры являются также взлётно-посадочные полосы, рулёжные дорожки, стоянки, которые в свою очередь относятся к плоскостным сооружениям.
Значительная часть объектов авиационной инфраструктуры воздушного транспорта, в том числе ЕС ОрВД, не входит в перечень опасных производственных объектов, предусмотренный Федеральным законом от 21 июля 1997 года №116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», и не содержит в своём составе зданий и сооружений, разрушение которых может повлечь катастрофические или масштабные последствия для населения и окружающей среды.
Таким образом, отнесение всех объектов авиационной инфраструктуры, в том числе объектов ОрВД, к особо опасным и технически сложным избыточно.
Законопроектом предлагается внести изменения в Градостроительный кодекс, которые позволят определить перечень объектов авиационной инфраструктуры, относящихся к особо опасным и технически сложным объектам. Также предлагается внести изменения в Воздушный кодекс в части определения перечня особо опасных и технически сложных объектов авиационной инфраструктуры в федеральных авиационных правилах.
В Градостроительном кодексе предлагается понятие «объекты авиационной инфраструктуры» заменить на понятие «объекты инфраструктуры воздушного транспорта», а в Воздушном кодексе ввести понятие «объекты инфраструктуры воздушного транспорта».
В соответствии с Федеральным законом №384-ФЗ объекты инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования, отнесённые Градостроительным кодексом к особо опасным, технически сложным, необходимо проектировать по нормативам, установленным для зданий и сооружений повышенного уровня ответственности.
Использующиеся в качестве обязательных для проектирования объектов путевого комплекса железных дорог строительные нормы и правила, в результате обязательного применения которых обеспечивается соблюдение требований Федерального закона №384-ФЗ, как и применявшиеся до них нормы, в своей основе уже учитывают необходимость их сооружения как объектов повышенной надёжности, и их нормативные требования содержат соответствующие коэффициенты запаса.
В результате отнесения всех объектов инфраструктуры железнодорожного транспорта к особо опасным и технически сложным заметно увеличивается объём строительно-монтажных работ и количество используемых материалов, и не только по объектам путевого комплекса железных дорог, но и при возведении административных и санитарно-бытовых зданий, кассовых павильонов, пассажирских платформ и прочих обычных объектов, не задействованных в транспортном процессе и в связи с этим не представляющих особой опасности для их пользователей.
Отнесение всех объектов инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования к особо опасным и технически сложным влечёт необходимость выполнения дополнительных дорогостоящих мероприятий, например, оборудования абсолютно всех зданий и сооружений, включая те же кассовые павильоны и другие малые здания, структурированной системой мониторинга и управления инженерными системами с выведением информации об их состоянии на пульты управления региональных дежурных МЧС России.
В связи с этим законопроектом предусматриваются изменения в Градостроительный кодекс, которые позволят определить перечень объектов инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования, относящихся к особо опасным и технически сложным объектам. Предлагается установить, что уполномоченными федеральными органами исполнительной власти должно выдаваться разрешение на строительство только особо опасных и технически сложных объектов инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования. В отношении других объектов железнодорожной инфраструктуры разрешение на строительство в соответствии с Градостроительным кодексом будет выдаваться органами местного самоуправления.
Федеральный закон от 10 января 2003 года №17-ФЗ «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации» предлагается дополнить понятием «технически сложные объекты инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования».
Принятие законопроекта будет способствовать экономии средств, затрачиваемых на строительство объектов инфраструктуры железнодорожного и воздушного транспорта, в том числе средств федерального бюджета.
Источник4. ПОНЯТИЕ ОПАСНЫХ И ОСОБО ОПАСНЫХ ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ОБЪЕКТОВ
Опасными производственные объекты признаются на основании статьи 2 п.1 федерального закона №116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов». Перечень, приведенный в этой статье, исчерпывающий, и объекты, в нём не перечисленные, например, объекты энергетики с высоким напряжением, к опасным не относятся. Это противоречит интуитивному пониманию понятия «опасный объект», поэтому электрики стремятся отнести к «опасным производственным объектам» все объекты, в которых напряжение превышает 220 В, что неверно [2].
К категории опасных производственных объектов относятся объекты, на которых:
1) получаются, используются, перерабатываются, образуются, хранятся, транспортируются, уничтожаются следующие опасные вещества:
а) воспламеняющиеся вещества – газы, которые при нормальном давлении и в смеси с воздухом становятся воспламеняющимися и температура кипения которых при нормальном давлении составляет 20 °С или ниже;
б) окисляющие вещества – вещества, поддерживающие горение, вызывающие воспламенение и (или) способствующие воспламенению других веществ в результате окислительно-восстановительной экзотермической реакции;
в) горючие вещества – жидкости, газы, пыли, способные самовозгораться, а также возгораться от источника зажигания и самостоятельно гореть после его удаления;
г) взрывчатые вещества – вещества, которые при определенных видах внешнего воздействия способны на очень быстрое самораспространяющееся химическое превращение с выделением тепла и образованием газов;
д) токсичные вещества – вещества, способные при воздействии на живые организмы приводить к их гибели и имеющие следующие характеристики:
— средняя смертельная доза при введении в желудок от 15 до 200 мг/кг включительно;
— средняя смертельная доза при нанесении на кожу от 50 до 400 мг/кг включительно;
— средняя смертельная концентрация в воздухе от 0,5 до 2 мг/л включительно;
е) высокотоксичные вещества – вещества, способные при воздействии на живые организмы приводить к их гибели и имеющие следующие характеристики:
— средняя смертельная доза при введении в желудок не более 15 мг/кг;
— средняя смертельная доза при нанесении на кожу не более 50 мг/кг;
— средняя смертельная концентрация в воздухе не более 0,5 мг/л;
ж) вещества, представляющие опасность для окружающей среды, – вещества, характеризующиеся в водной среде следующими показателями острой токсичности:
— средняя смертельная доза при ингаляционном воздействии на рыбу в течение 96 ч не более 10 мг/л;
— средняя концентрация яда, вызывающая определенный эффект при воздействии на дафнии в течение 48 ч, не более 10 мг/л;
— средняя ингибирующая концентрация при воздействии на водоросли в течение 72 ч не более 10 мг/л;
2) используется оборудование, работающее под давлением более 0,07 МПа или при температуре нагрева воды более 115 °С;
1) используются стационарно установленные грузоподъемные механизмы, эскалаторы, канатные дороги, фуникулеры;
2) получаются расплавы черных и цветных металлов и сплавы на основе этих расплавов;
3) ведутся горные работы, работы по обогащению полезных ископаемых, а также работы в подземных условиях.
Критерии отнесения производственных объектов к особо опасным, технически сложным и уникальным содержатся в статье 48.1 Градостроительного кодекса РФ. Там также определены понятия «уникальный и технически сложный объект», но отнесение объекта к уникальным или/и технически сложным не означает одновременного признания его особо опасным. Перечень особо опасных, технически сложных и уникальных объектов, не является исчерпывающим, например, решение, относить или нет сооружения связи к категории особо опасных объектов, зависит от законодательства в области связи.
К особо опасным и технически сложным объектам относятся:
1) объекты использования атомной энергии (в том числе ядерные установки, пункты хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ, пункты хранения радиоактивных отходов);
2) гидротехнические сооружения первого и второго классов, устанавливаемые в соответствии с законодательством о безопасности гидротехнических сооружений;
3) сооружения связи, являющиеся особо опасными, технически сложными в соответствии с законодательством Российской Федерации в области связи;
4) линии электропередачи и иные объекты электросетевого хозяйства напряжением 330 кВ и более;
5) объекты космической инфраструктуры;
6) объекты авиационной инфраструктуры;
7) объекты инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования;
9) морские порты, за исключением морских специализированных портов, предназначенных для обслуживания спортивных и прогулочных судов;
10) объекты, отмеченные в федеральном законе № 257-ФЗ от 08.11.2007 (утратил силу);
10.1) тепловые электростанции мощностью 150 МВт и выше;
11) опасные производственные объекты, на которых:
а) получаются, используются, перерабатываются, образуются, хранятся, транспортируются, уничтожаются опасные вещества в количествах, превышающих предельные. Такие вещества и предельные количества опасных веществ соответственно указаны в приложениях 1 и 2 к федеральному закону от 21 июля 1997 года № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов». Не относятся к особо опасным и технически сложным объектам газораспределительные системы, на которых используется, хранится, транспортируется природный газ под давлением до 1,2 МПа включительно или сжиженный углеводородный газ под давлением до 1,6 МПа включительно;
б) объекты, отмеченные в федеральном законе № 324-ФЗ от 04.12.2007 (утратил силу с 1 января 2008 года);
в) получаются расплавы черных и цветных металлов и сплавы на основе этих расплавов;
г) ведутся горные работы, работы по обогащению полезных ископаемых, а также работы в подземных условиях;
д) объекты, отмеченные в федеральном законе № 337-ФЗ от 28.11.2011 (утратил силу).
Срочно?
Закажи у профессионала, через форму заявки
8 (800) 100-77-13 с 7.00 до 22.00