Железнодорожные пути состоят из земляного полотна и верхнего строения, включающего в себя балластный слой, шпалы и рельсы. Балластный слой толщиной 15 — 30 см укладывают из хорошо дренирующего материала (песка, шлака, гравия, щебня), обеспечивающего пропуск атмосферных вод с последующим стоком их в кюветы. Шпалы изготавливают из деревянных брусьев, пропитанных креозотом, или железобетона. На шпалах крепят стальные рельсы с помощью костылей или болтов.
В качестве тяговых средств в строительстве применяют электровозы, тепловозы и мотовозы, в качестве подвижного состава — открытые платформы (для длинномерных грузов), вагоны-самосвалы (думпкары) с боковым опрокидыванием (для грунта и заполнителей), полувагоны-гондолы с люками в днище (для штучных и сыпучих грузов) и хопперы с бункерообразными кузовами (для сыпучих материалов).
Существуют специальные типы железнодорожных вагонов: цистерны для перевозки цемента, наклоняющиеся ковши для перевозки битума и т. п.
При организации железнодорожных перевозок составляется график железнодорожного движения. Время одного цикла складывается из горизонтальных (погрузка и разгрузка) и наклонных линий (ход поезда в груженом и порожнем состоянии). На разъездах порожняк пропускает груженый состав, за счет чего расчетное время цикла увеличивается.
Основные нормативные документы при проектировании объектов инфраструктуры ж.-д. транспорта
Специальный внутрипостроечный транспорт
Из специальных видов транспорта применяют ленточные конвейеры, канатные дороги и трубопроводы.
Ленточные конвейеры применяют для транспортировки грунта, заполнителей, бетонной смеси, а в некоторых случаях и мелкоштучных материалов — кирпича и т. п.
Подвесной канатный транспорт применяется в местностях со сложным рельефом. Для доставки строительных материалов используют канатные дороги с двумя параллельными канатами, поддерживаемыми промежуточными опорами. По этим канатам перемещаются по кольцевой или маятниковой схеме подвесные вагонетки.
Трубопроводный транспорт используют для доставки некоторых строительных материалов: по трубам перемещают размытый водой грунт, бетонную смесь, раствор для штукатурных работ, цемент и т. п.
Организация погрузочно-разгрузочных работ
Машины и механизмы, осуществляющие погрузочно-разгрузочные операции, подразделяются на следующие группы:
работающие независимо от транспортных средств и
являющиеся частью конструкции транспортных средств.
В первую группу входят специальные погрузочно-разгрузочные и обычные монтажные краны, погрузчики цикличного и непрерывного действия, передвижные ленточные конвейеры, механические лопаты, пневматические разгрузчики и др.
Ко второй группе относятся автомобили-самосвалы, транспортные приборы с саморазгружающимися платформами, средства для саморазгрузки и др.
Специальные погрузочно-разгрузочные и обычные краны используют при погрузке и разгрузке сборных конструкций, оборудования, материалов, перевозимых в пакетах, контейнерах и др. Краны, оборудованные специальными захватными приспособлениями и грейферами, могут работать на погрузке и разгрузке лесоматериалов, щебня, песка и других сыпучих и мелкокусковых материалов.
Верхнее строение пути
С помощью погрузчиков уже сейчас выполняется примерно 15 % всего объема погрузочно-разгрузочных работ, что объясняется их высокой мобильностью и универсальностью. Наиболее широко в строительстве используют универсальные одноковшовые погрузчики, автопогрузчики и многоковшовые погрузчики. При необходимости для погрузки могут быть использованы экскаваторы.
Одноковшовые погрузчики выпускают с передней разгрузкой ковша, с разгрузкой на сторону поворотом стрелы (полуповоротные) и с разгрузкой назад. Они используются для выгрузки и перемещения материалов на небольшие расстояния, подачи их к подъемно-транспортным машинам, загрузки приемных устройств растворных и бетонных узлов, а также для различных вспомогательных работ.
Многоковшовые погрузчики (непрерывного действия) предназначены для погрузки сыпучих и мелкокусковых материалов.
Автопогрузчики в качестве рабочего органа имеют телескопический подъемник с вилочным подхватом, а в качестве сменного органа — ковш, зажимы для штучных грузов, крановую стрелу и другие захватные приспособления.
К саморазгружающимся транспортным средствам кроме авто-самосвалов относятся цементовозы и саморазгружающиеся автомобили, которые имеют крановое оборудование для разгрузки и погрузки штучных строительных грузов.
В строительстве преобладают грузы в виде конструктивных элементов, однако все еще находят массовое применение мелкоштучные и штучные материалы и изделия. Для перевозки подобных строительных грузов, особенно тарно-упаковочных и штучных, наиболее целесообразно использовать пакеты и контейнеры.
Пакет — это уложенная на специальный поддон партия груза. Пакеты должны быть сформированы так, чтобы на всех этапах перемещения сохранялась их форма. Для пакетирования стеновых мелкоштучных материалов используют специальные поддоны, позволяющие механизировать погрузку и выгрузку их на всех этапах от завода-изготовителя до рабочего места.
Контейнер — это многооборотное объемное устройство. Различают контейнеры универсальные и специальные. Универсальные контейнеры используют для перевозки различных категорий грузов. Специальные контейнеры предназначены для перевозки определенного вида грузов: рулонных материалов, плитки, линолеума и др.
Пакетирование и контейнеризация позволяют резко снизить трудоемкость погрузочно-разгрузочных операций, способствуют лучшему использованию механизмов, обеспечивают лучшую сохранность перевозимых грузов, способствуют внедрению комплексной механизации в процесс погрузочно-разгрузочных работ.
Источник: studfile.net