Что означает уведомительный порядок строительства объектов
20 августа 2018
Новые правила строительства объектов индивидуального жилищного строительства, порядок осуществления государственного строительного надзора при их строительстве
04.08.2018 вступил в силу Федеральный закон от 03 августа 2018 года № 340-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Закон), направленный, в том числе, на совершенствование законодательства в сфере строительства объектов индивидуального жилищного строительства.
Законом определено понятие «объект индивидуального жилищного строительства», которым признается отдельно стоящее здание с количеством надземных этажей не более чем три, высотой не более двадцати метров, которое состоит из комнат и помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком здании, и не предназначено для раздела на самостоятельные объекты недвижимости.
Законом устанавливается, что осуществление подготовки проектной документации, выдача разрешения на строительство и в дальнейшем получение разрешения на ввод объекта индивидуального жилищного строительства (далее – объект ИЖС) в эксплуатацию с 04.08.2018 не требуются. Застройщик по собственной инициативе вправе обеспечить подготовку проектной документации применительно к такому объекту.
В целях строительства или реконструкции объекта ИЖС необходимо подать в орган, уполномоченный на выдачу разрешений на строительство (далее – уполномоченный орган), уведомление о планируемых строительстве или реконструкции объекта ИЖС (далее – уведомление о планируемом строительстве), форма которого будет утверждена Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации. Перечень сведений, которые должны содержатся в уведомлении о планируемом строительстве установлен законом, включает в себя сведения о застройщике, земельном участке, на котором планируется осуществить строительство или реконструкцию, а также о планируемых параметрах объекта ИЖС, в том числе об отступах от границ земельного участка. К уведомлению о планируемом строительстве прилагаются правоустанавливающие документы на земельный участок, документы, подтверждающие полномочия представителя лица, направляющего уведомление, а в случае, если строительство или реконструкция объекта ИЖС планируется в границах территории исторического поселения федерального или регионального значения – описание внешнего облика объекта ИЖС либо указание на использование типового архитектурного решения. Уведомление о планируемом строительстве можно направить в уполномоченный орган на бумажном носителе посредством личного обращения либо через многофункциональный центр, а также посредством почтового отправления с уведомлением о вручении или единого портала государственных и муниципальных услуг. Форма такого уведомления будет утверждена Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации.
В течение семи рабочих дней с момента поступления уведомления о планируемом строительстве уполномоченным органом принимается решение о соответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта ИЖС установленным параметрам и допустимости размещения объекта ИЖС на земельном участке либо об их несоответствии и (или) недопустимости размещения объекта ИЖС на земельном участке, о чем уведомляется заявитель. Решение о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта ИЖС установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта ИЖС на земельном участке может быть принято только в случаях, строго определенных Градостроительным кодексом Российской Федерации.
Получение уведомления о соответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта ИЖС установленным параметрам и допустимости размещения объекта ИЖС на земельном участке, ненаправление никакого уведомления в адрес заявителя уполномоченным органом, считается согласованием указанным органом строительства или реконструкции объекта ИЖС и дает право застройщику осуществлять строительство или реконструкцию объекта ИЖС в соответствии с параметрами, указанными в уведомлении о планируемом строительстве, в течение десяти лет со дня направления застройщиком такого уведомления о планируемом строительстве. По общему правилу, данное право сохраняется при переходе прав на земельный участок и объект ИЖС.
В случае изменения параметров планируемого строительства или реконструкции объекта ИЖС застройщик подает уведомление об этом в уполномоченный орган с указанием изменяемых параметров.
В срок не позднее одного месяца со дня окончания строительства или реконструкции объекта ИЖС в порядке, аналогичном описанному выше, в уполномоченный орган подается уведомление об окончании строительства или реконструкции объекта ИЖС, к которому прилагаются технический план объекта ИЖС, заключенное между правообладателями земельного участка соглашение об определении их долей в праве общей долевой собственности на построенные или реконструированные объект ИЖС в случае, если земельный участок, на котором построен или реконструирован объект ИЖС, принадлежит двум и более гражданам на праве общей долевой собственности или на праве аренды со множественностью лиц на стороне арендатора. Форма уведомления также будет утверждена Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации.
По результатам рассмотрения уведомления об окончании строительства принимается решение о соответствии построенного или реконструированного объекта ИЖС требованиям законодательства о градостроительной деятельности либо о его несоответствии таким требованиям с указанием всех оснований для направления такого уведомления, строго определенных Градостроительным кодексом Российской Федерации.
В случае принятия решения о соответствии построенного или реконструированного объекта ИЖС требованиям законодательства о градостроительной деятельности на уполномоченный орган возлагается обязанность направить в орган регистрации прав заявление о государственном кадастровом учете и государственной регистрации прав на такие объект ИЖС и прилагаемые к нему документы, о чем уведомляется застройщик.
В случае принятия решения о несоответствии построенного или реконструированного объекта ИЖС требованиям законодательства о градостроительной деятельности информация об этом направляется в органы, уполномоченные на осуществления государственного строительного надзора, земельного надзора в целях принятия мер реагирования.
Аналогичные правила распространяются на садовые дома, до 01.01.2019 – на жилые дома, жилые строения, строительство, реконструкция которых осуществляется на дачном земельном участке. Параметры жилого дома или жилого строения, возводимых на дачном или садовом земельном участке до 01.01.2019, должны соответствовать параметрам объекта ИЖС.
В случае, если до 04.08.2018 подано заявление о выдаче разрешения на строительство объекта ИЖС, выдача такого разрешения осуществляется в ранее действовавшем порядке и направление уведомления о планируемом строительстве не требуется. В указанном случае, а также в случае, если разрешение на строительство объекта ИЖС получено до 04.08.2018, получение разрешения на ввод объекта в эксплуатацию не требуется, действует уведомительный порядок окончания строительства объекта.
Правообладатель дачного или садового земельного участка, правообладатель земельного участка, предназначенного для индивидуального жилищного строительства или для ведения личного подсобного хозяйства, в границах населенного пункта, на которых до 04.08.2018 начаты строительство или реконструкция жилого дома, жилого строения или объекта индивидуального жилищного строительства, вправе до 01.03.2019 направить в уполномоченный орган уведомление о планируемом строительстве в порядке, указанном выше. В данном случае получение разрешения на строительство и разрешения на ввод объекта в эксплуатацию не требуется.
Стоит также отметить, что Департамент государственного жилищного и строительного надзора Свердловской области (далее – Департамент), как орган регионального государственного строительного надзора, наделяется полномочиями по проведению выездных проверок объектов ИЖС на основании обращений и жалоб заявителей. Предметом таких проверок будет являться проверка соответствия параметров объектов капитального строительства предельным параметрам разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, установленным правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории, и обязательным требованиям к параметрам объектов капитального строительства, установленным Градостроительным кодексом Российской Федерации.
В случае, если по результатам проведенной проверки будет установлен факт несоответствия объекта ИЖС выше указанным требованиям, Департамент в срок не позднее пяти рабочих дней со дня окончания проверки направляет в орган местного самоуправления по месту нахождения такого объекта уведомление о выявлении самовольной постройки с приложением документов, подтверждающих соответствующий факт. Орган местного самоуправления в срок, не превышающий двадцати рабочих дней со дня получения от Департамента указанного уведомления, принимает одно из следующих решений:
1) о сносе самовольной постройки либо о ее приведении в соответствие с установленными требованиями в случаях, предусмотренных пунктом 4 статьи 222 Гражданского кодекса Российской Федерации;
2) об обращении в суд с иском о сносе самовольной постройки или ее приведении в соответствие с установленными требованиями;
3) о направлении в Департамент уведомления о том, что наличие признаков самовольной постройки не усматривается.
ИсточникПорядок уведомления о строительстве ИЖС
Дополнительно информируем, что в целях упрощения процедуры оформления заявки о постановке на кадастровый учет объекта недвижимости и регистрации права, ОБЯЗАТЕЛЬНЫМ приложением технического плана законченным строительством объекта индивидуального жилищного строительство должно быть направленное в адрес Департамента уведомление о планируемом строительстве объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома.
С четвертого августа в законодательстве, регулирующем градостроительную деятельность в Российской Федерации, произошли важные перемены. Эти перемены повлекли за собой изменения и в гражданском законодательстве. Поменялся порядок регистрации права на построенный дом, изменились документы, дающие право на такую регистрацию.
Важные изменения коснулись садоводов и дачников – теперь строительство на таких земельных участках возможно только при условии прохождения разрешительных, а точнее уведомительных процедур.
Для планирующих стройку на участке для индивидуального жилищного строительства – теперь им не нужно получать разрешение на строительство.
Очень важно! Теперь для строительства индивидуального жилого дома, дачного или садового дома требуются одинаковые документы!
Для качественной оценки произошедших изменений напоминаем, что требовалось раньше.
Для начала строительства индивидуального жилого дома требовалось получение разрешения на строительство. Теперь его заменило уведомление.
Ранее, согласно статье 51 требовали от застройщика требовалось:
Получение градостроительного плана земельного участка, в котором отображалась зона возможного размещения объектов капитального строительства, указывались ограничения (при наличии) на земельном участке, а также предельные параметры разрешенного строительства. Отныне получение этого информационного документа для индивидуального застройщика стало необязательным.
Также, ранее от индивидуального застройщика требовалось предоставление схемы планировочной организации, содержащей в том числе основные технико-экономические показатели объекта.
И этот документ стал необязательным!
Итак, введен уведомительный порядок информирования органа власти о начале и завершении строительства индивидуальных жилых домов, садовых и дачных домов.
Новые документы так и называются — уведомления.
Т.е. застройщик направляет в Департамент архитектуры и градостроительства уведомление, в котором подробно описывает то, что планирует построить. А орган власти изучает намерения застройщика и направляет ему в ответ свое уведомление, в котором сообщает соответствуют ли намерения строительства всем требованиям или не соответствуют. Если соответствуют, можно строить. А если не соответствуют, строить нельзя до устранения причин, и орган власти обязан проверять, не начато ли строительство с нарушениями. Если начато – орган регистрации получит информацию, что постройку на указанном земельном участке нельзя регистрировать. А орган государственного строительного надзора после выявления факта незаконного строительства инициирует судебное разбирательство с целью приведения постройки в соответствие требованиям или, если это невозможно — о сносе.
Итак, есть четыре разных уведомления. Два готовит застройщик, два – Департамент архитектуры. Они таковы:
Застройщик направляет в департамент уведомление о планируемом строительстве. Застройщик самостоятельно указывает в уведомлении параметры планируемого объекта: количество этажей, площадь планируемой застройки, отступы от границ земельного участка, предельную высоту в метрах.
Департамент в течение семи рабочих дней проводит проверку указанных застройщиком сведений на соответствие предельным параметрам разрешенного строительства, требованиям действующего законодательства и направляет ему уведомление о соответствии/несоответствии планируемого строительства нормам законодательства.
Не позднее одного месяца после завершения строительства дома застройщик обязан направить в Департамент уведомление об окончании строительства. Сведения в уведомлении об окончании строительных работ указываются застройщиком самостоятельно, а именно: сведения, указанные в уведомлении о начале строительных работ, сведения о параметрах построенного объекта капитального строительства, а также технический план объекта капитального строительства и документ подтверждающий факт оплаты заявителем государственной пошлины за проведение государственной регистрации права.
Как будет выглядеть документ, подтверждающий оплату пошлины пока не очень понятно – портал Росреестра не предполагает выдачи квитанций и рассчитан на оплату в процессе оформления документов на регистрацию.
Департамент в течение семи рабочих дней проводит проверку сведений, указанных в уведомлении об окончании строительных работ на соответствие параметров построенного объекта параметрам, указанным в уведомлении о начале строительных работ и направляет застройщику уведомление о соответствии/несоответствии построенного объекта нормам законодательства.
Департамент, выдавая положительное заключение о соответствии окончания строительных работ, самостоятельно направляет в орган регистрации прав заявление о государственном кадастровом учете и государственной регистрации права. Форма такого заявления тоже пока не определена.
В случае подготовки отрицательного уведомления о завершении строительства, все заинтересованные подразделения правительства автоматически получают от Департамента информацию об объекте, построенном с нарушением норм, т.е. самовольном!
Строить можно только то, что было изначально заявлено! В противном случае последствия негативны.
Из совокупности перечисленных процедур можно сделать вывод, что законодатель принял решение значительно упростить для индивидуального застройщика процессы начала и завершения строительства. Однако, это упрощение процедур связано с ужесточением процесса контроля. Т.е. доверие власти к собственнику земельного участка основывается на императиве понимания полноты ответственности самим собственником. Очевидно, что общество постепенно приходит к осознанию того, что обладание собственностью, помимо значительного количества безусловных прав, влечет значительное количество обязанностей, связанных с ответственностью за принимаемые собственником самостоятельные решения.
Теперь переходим к проблемным моментам, с которыми столкнутся наши индивидуальные застройщики.
Давайте ответим на вопрос: а владеют ли застройщики всей информацией о возможных ограничениях застройки, которые присутствуют на их земельных участках? Наша практика подсказывает – не владеют, а в вопиющих случаях – и пренебрегают.
Не каждый застройщик обладает архитектурным или строительным образованием, навыком чтения чертежей, полнотой осведомленности в зоне каких природных или техногенных явлений расположен его земельный участок.
И каков же выход? Мы будем помогать нашим застройщикам. Для них на нашем официальном ресурсе готовится к размещению интерактивная карта ограничений. Она, как минимум, даст застройщику представление о возможных рисках строительства. Кроме того, мы предлагаем наиболее ответственному застройщику два пути:
Первый: если вы все же владеете некоторыми из перечисленных навыков, или пользуетесь услугами проектной организации или компетентного лица, вы можете заказать в Департаменте сведения из информационной системы обеспечения градостроительной деятельности (далее ИСОГД). Эта информация позволит вам узнать в зоне каких ограничений находится ваш земельный участок и каковы границы этих ограничений. Это платная услуга. Но цена ее невысока – около тысячи рублей. Эта услуга оказывается в течение 10 рабочих дней.
Второй: он же и самый простой – закажите градостроительный план земельного участка. Вы бесплатно в течение 20 рабочих дней получите информационный документ, в котором будут указаны ограничения, действующие в отношении вашего земельного участка. Кроме того, там будет чертеж, на котором эти ограничения будут отражены и будет обозначена зона возможного размещения объектов строительства с указанием их предельных параметров.
Еще один очень важный момент.
Значительная часть территорий Севастополя находится в границах исторического поселения или достопримечательного места. Границы эти определены федеральными актами. Ими же установлены требования к новому строительству. Требования эти очень жесткие. Необходимо иметь ввиду – Севастополь является уникальным местом, в сохранении особенностей которого заинтересована страна и все мировое сообщество. Особенности эти выражены в совокупности уникальных ландшафтов и в неповторимом характере исторической застройки, в значительном количестве памятников истории. Для этой особенности тоже есть нюансы в части подачи уведомлений застройщиками. Если земельный участок находится в зоне таких ограничений, к уведомлению о планируемом строительстве застройщик обязан приложить графическое описание внешнего облика дома.
Департамент в течение 3 рабочих дней направляет в Севнаследие уведомление и приложенное к нему описание внешнего облика. Севнаследие направляет согласование в Департамент в течение 10 рабочих дней. По истечении 10-дневного срока при отсутствии ответа из Севнаследия, описание внешнего облика считается соответствующим предмету охраны.
Обязательным для Департамента становится выездной осмотр объекта строительства в случае, если такой объект расположен в границах исторического поселения.
В случае расположения объекта в границах территории исторического поселения срок рассмотрения уведомления составляет 20 рабочих дней.
Для точной идентификации попадает ли ваш земельный участок в границы исторического поселения или достопримечательного места, а соответственно требует согласования внешнего облика, приводим границы этих территорий
Границы исторического поселения
В чем в этой ситуации может заключаться наша помощь застройщику? Мы предложим согласованные Севнаследием типовые проекты домов, использование которых исключит необходимость согласования.
В завершение информируем о следующем.
В настоящий момент мы ожидаем разъяснений Минстроя РФ в части использования материнского капитала с учетом изменения формы документов. Письмо в Минстрой РФ направлено.
Мы занимаемся урегулированием вопроса осуществления оплаты государственной пошлины за регистрацию права собственности.
Мы считаем целесообразным настоятельно рекомендовать нашим гражданам продолжать заказывать ГПЗУ или сведения ИСОГД, чтобы действующие на участке ограничения были известны застройщику и не становились причиной отказов.
ИсточникЧто означает уведомительный порядок строительства объектов
Уведомительный порядок строительства объектов индивидуального жилищного строительства
Федеральный закон от 03.08.2018 № 340-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс РФ и отдельные законодательные акты РФ», вступивший в силу 4 августа 2018 года, внес существенные изменения в процедуру строительства. Цель изменений — упорядочить строительство и реконструкцию объектов индивидуального жилищного строительства (далее – объекты ИЖС). При этом положения закона не распространяются на нежилые объекты, такие как хозяйственные постройки, бани и тому подобные.
Данный закон отменяет требование о получении разрешения на строительство (реконструкцию) и разрешения на ввод объектов ИЖС в эксплуатацию. Вместо этого в уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления (далее- уполномоченный орган), в ведении которого находится земельный участок, владельцем земельного участка подается уведомление о начале и, соответственно, об окончании строительства (реконструкции) объекта ИЖС.
Форма уведомления утверждена Минстроем РФ и находится в свободном доступе в сети Интернет и офисах МФЦ. Подать уведомление можно несколькими способами: лично в уполномоченный орган, через МФЦ, с помощью Единого портала госуслуг либо заказным письмом с уведомлением.
В уведомлениях содержатся сведения о застройщике, земельном участке и и другая предусмотренная законом информация (п.4 ст. 51.1 Градостроительного кодекса РФ).
К данному уведомлению прикладываются документы, подтверждающие права на земельный участок, а также документы, которые содержат описание внешнего облика дома, включающее в себя описание в текстовой форме и графическое описание.
В течение 7 дней со дня поступления уведомления уполномоченный орган проводит проверку соответствия указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта ИЖС предельным параметрам разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, установленным правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории, и обязательным требованиям к параметрам объектов капитального строительства, установленным Градостроительным кодексом РФ, другими федеральными законами и действующим на дату поступления уведомления о планируемом строительстве, а также допустимости размещения объекта ИЖС в соответствии с разрешенным использованием земельного участка и ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации.
Получение застройщиком уведомления о соответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства установленным параметрам и допустимости размещения объекта ИЖС на земельном участке от уполномоченных на выдачу разрешений на строительство органов либо ненаправление указанными органами уведомления о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта ИЖС установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта ИЖС на земельном участке считается согласованием указанными органами строительства или реконструкции объекта ИЖС и дает право застройщику осуществлять строительство или реконструкцию объекта ИЖС в соответствии с параметрами, указанными в уведомлении, в течение 10 лет.
После того, как дом построен (реконструирован), застройщик обязан составить уведомление об окончании строительства (реконструкции). Срок подачи такого уведомления — не позднее одного месяца со дня окончания строительства (реконструкции).
В документе вновь должны быть указаны сведения о застройщике, о земельном участке, сведения об объекте, а также об оплате государственной пошлины за осуществление государственной регистрации прав.
К уведомлению об окончании строительства (реконструкции) прилагаются:
— технический план объекта ИЖС;
— заключенное между правообладателями земельного участка соглашение об определении их долей в праве общей долевой собственности на построенные или реконструированные объект ИЖС (если земельный участок, на котором построен или реконструирован объект ИЖС, принадлежит двум и более гражданам на праве общей долевой собственности или на праве аренды с множественностью лиц на стороне арендатора).
В течение 7 рабочих дней уполномоченный орган осуществляет проверку документов и осмотр объекта на соответствие сведений, указанных застройщиком в уведомлении, реальному положению вещей. По итогам комплексной проверки дается положительный или отрицательный ответ (отказ).
При выполнении застройщиком всех требований уведомительной процедуры, уполномоченный орган обязан направить в Росреестр заявление о государственном кадастровом учете и государственной регистрации прав на объект ИЖС в течение 7 рабочих дней с момента поступления уведомления. У застройщика также сохраняется право и самому подать документы в Росреестр.
Данный уведомительный порядок является обязательным.
Согласно п.59 ч.1 ст.26 Федерального закона от 13.07.2015 №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее — Закон о регистрации) — если уведомление об окончании строительства или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства, о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав которых подано заявление, не направлено застройщиком в орган государственной власти или орган местного самоуправления, уполномоченные на выдачу разрешений на строительство, Росреестр вправе приостановить учетно-регистрационные действия в отношении объекта недвижимости.
Неустранение причины повлечет за собой отказ в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав в соответствии со ст. 27 Закона о регистрации.
Заместитель начальника Межмуниципального отдела
по г. Димитровград, Мелекесскому и Новомалыклинскому районам
Управления Росреестра по Ульяновской области
Опубликовано в журнале «Недвижимость Ульяновска» от 16 апреля 2019 г. №4 (321)
Источник