Производство демонтажно-монтажных работ в многоэтажных зданиях
Основные схемы монтажа. В зависимости от степени износа строительных конструкций, порядка их демонтажа, объемов и характера усиления, количества сменяемых междуэтажных перекрытий и используемых монтажных машин монтажно-демонтажные работы осуществляются по горизонтали (поэтажно) либо но вертикали (на всю высоту определенного пролета).
Горизонтальная поэтажная схема наиболее целесообразна при незначительной смене междуэтажных перекрытий, относительно малом объеме работ по усилению колонн и ригелей, применении для монтажа (демонтажа) кранов «в окно» и подвесных монорельсовых и канатных систем. При этой схеме обеспечивается время технологического перерыва, требуемого для приобретения бетоном достаточной прочности (в стыках, сборно-монолитных конструкциях, элементах усиления).
Вертикальная схема применима при больших объемах смены междуэтажных перекрытий или усиления колонн и ригелей. При этой схеме предпочтение следует отдавать обеспечению прочности сварных соединений, получаемых с помощью закладных деталей. Для временного закрепления элементов каркаса или для усиления используют специальные кондукторы, фиксаторы и т. п.
Рассказываем о ходе строительно монтажных работ в корпусе №8 ЖК «Лесобережный».
Монтажно-демонтажные работы по горизонтальной схеме соответствуют совмещенному методу организации монтажных работ, а по вертикальной — раздельному.
При вертикальной схеме монтажа строительных конструкций применяют башенные, гусеничные, пневмоколесные, козловые краны и др. Однако в условиях действующих предприятий использование этих машин во многих случаях ограничено из-за стесненности строительной площадки.
При реконструкции многоэтажных промышленных зданий, когда масса применяемых конструкций достигает 3 т, монтаж (демонтаж) выполняют башенным краном, движущимся с одной или двух сторон здания или по центральной оси здания в зависимости от ширины конструкций. При монтаже и демонтаже тяжелых конструкций и незначительной стесненности площадки можно использовать одновременно два башенных крана (см. рис. 9.1).
В практике реконструкции многоэтажных промышленных зданий нередко применяют самоподъемные башенные краны, а при высоте зданий до четырех этажей — козловые краны.
При реконструкции многоэтажных зданий с крановыми этажами (рис. 9.13) для демонтажа (монтажа) конструкций по вертикали целесообразно применять существующее крановое оборудование: мостовые краны, кран-балки, монорельсы. Промышленное грузоподъемное оборудование можно использовать при горизонтальном (поэтажном) монтаже конструкций, перемещая его на нижележащие этажи через специально устраиваемые монтажные проемы. При этом должны быть налажены четкая сигнализация и двусторонняя связь между крановщиком и монтажниками.
При реконструкции многоэтажных промышленных зданий довольно сложно организовать монтаж (демонтаж) конструкций, размещенных в межферменном пространстве. Технология монтажа в этих условиях усложняется необходимостью укладки плит перекрытия, опирающихся на нижние пояса балок или ферм. При подъеме и последующем повороте плит перекрытия в проектное положение возникает опасность удара их о конструкцию фермы или балки. Монтаж выполняют комплектом машин, включающим машины для сборки основных конструкций (колонн, ригелей, ферм, балок) и плит перекрытия в межферменном пространстве.
выполняем строительно-монтажные работы
Для монтажа основных конструкций используют краны, вписывающиеся в габариты строительной площадки с известными параметрами стесненности.
После выполнения этих работ балки или фермы раскрепляют из плоскости временными связями, а под фермами первого этажа монтируют монорельсовую установку, с помощью которой собирают плиты перекрытия по нижнему и верхнему поясам. Монорельсовую систему необходимо монтировать над каждым межферменным пространством.
В период монтажа плит временные связи ферм или балок в монтажном пространстве поочередно снимают. Плиты перекрытия подают внутрь здания через проемы в существующих наружных стенах (рис. 9.14).
Легкие грузоподъемные средства, монтируемые в оконных проемах, используют для реконструкции многоэтажных промышленных, жилых и общественных зданий. Эти машины монтируются в оконных проемах на высоте, обеспечивающей вертикальный подъем грузов и подачу их внутрь зданий для установки на проектную отметку.
В зависимости от способа подачи грузов внутрь здания краны могут быть монорельсовыми или поворотными. Они могут использоваться при монтаже мелкоразмерных элементов перекрытий, степ, перегородок, а также для вертикального перемещения длинномерных деталей при устройстве лесов и подмостей.
К таким кранам относятся кран-подъемник КН 0,6, кран конструкции СК-ЮО (разработан трестами Оргтсхстрой и Сантехмоитаж Минстроя БССР), кран «Малютка» (трест Оргтехстрой Минстроя Литовской ССР), многопостовой канатный подъемник МКП-150 (трест Оргтехстрой Минстроя БССР) и др.
Для подъема и подачи конструкций и грузов в проемы многоэтажного здания наиболее часто используют кран-подъемник КП-0,6 грузоподъемностью 0,6 т, с максимальным вылетом монорельса 6,3 м, максимальной высотой подъема груза 20 м и общей массой 10,4 т (балласт 4 т).
С помощью крана-подъемника КП-0,6, перемещающегося по фронту здания, конструкции подают внутрь помещения на расстояние 4 м от внутренней поверхности стены. Грузы транспортируют к рабочему месту с помощью вертикального перемещения подъемной тележки с монорельсом и кареткой по направлению башни, а также перемещения каретки по монорельсу и монорельса перпендикулярно к стене реконструируемого здания. Дальнейшая модернизация крана-подъемника КП-0,6 позволила увеличить его маневренность и сократить трудозатраты при монтаже и демонтаже конструкций.
Наиболее эффективно при реконструкции зданий использовать кран-подъемник КП-0,6 в сочетании с другими грузоподъемными машинами и механизмами: с монорельсом, снабженным электротельфером — при значительных пролетах в однопролетных зданиях, отсутствии возможности для устройства рельсовых путей по фронту в двух-пролетных зданиях при размещении балок параллельно рельсовым путям (рис. 9.15, а); с легким переносным краном типа «Пионер» и специальной тележкой, перемещаемой по наклонным настилам — при отсутствии опор для подвесного монорельса или размещения балок перпендикулярно к рельсовым путям в смежном пролете (рис. 9.15,6).
Если кран-подъемник КП-0,6 применяется без вспомогательного оборудования, то подача конструкций к месту укладки в зоне простенков ограничена и увеличивается объем ручных работ. Поэтому для монтажно-демонтажных работ целесообразно применять мобильный кран-манипулятор шарнирно-рычажного типа, разработанный лабораторией
механизации АКХ им. К. Д. Памфилова. Грузоподъемность крана-манипулятора составляет 0,5 т при максимальном вылете монорельса 7,5 м и высоте подъема груза 22 м, масса крана 15 т. Данная машина является универсальной. Она применяется на реконструкции объектов в Ленинграде. Могут быть применены также другие мобильные грузоподъемные машины для работы в очень стесненных условиях (например, телескопический кран ЦНИИОМТП).
Для подачи конструкций внутрь зданий и перемещения по этажу часто используют монорельсовые установки различных конструкции, в том числе консольные, основными элементами которых являются опоры «в окно», монорельсовый путь с промежуточными опорами и подвесками и грузоподъемные тельферы.
Опора «в окно» (рис. 9.16) выполняется в виде рамы с. телескопическими стойками. Конструкции для монтажа и материалы от разборки складируют в зоне действия консоли монорельса, что позволяет вести погрузочно-разгрузочные работы без вспомогательных машин. При работе тельферов на консоли на промежуточных опорах возникает вибрация последних, для устранения которой на опорной раме устанавливают контргруз. Если высота оконного проема не позволяет перемещать конструкции вместе со стропами, то конструкции крепят к грузовому крюку специальными захватами, что позволяет уменьшить высоту строповки.
Для демонтажно-монтажных работ в многоэтажных зданиях могут быть использованы следующие средства на базе монорельсовых установок: комплект монтажных средств инженера А. Б. Беляева, куда входят опора «в окно», перекрестный монорельс, звеньевой рольганг и козловой кран. Грузоподъемность комплекта 500 кг, высота подъема груза «в окно» и перекрестного монорельса 18 м, козлового крана 3 м. Наличие рольганга и перекрестного монорельса позволяет демонтировать конструкции в глубине здания;
комплект машин инженера В. А. Жукова, состоящий из балки-монорельса, консоли, выведенной через оконный проем, с тельфером грузоподъемностью 500 кг. Используется для подъема и перемещения блоков и грузов внутри здания через демонтажный проем и канатного устройства для перемещения конструкций внутри помещений к демонтажному проему. Канатное устройство состоит из двух тросов, шести блоков и двух лебедок;
монтажный комплект инженера В. Г. Яворского, в состав которого входят рольганг с краном типа «Пионер», служащий для разгрузки конструкций и подачи их внутрь здания и монорельса с тельфером, устанавливаемым вдоль здания для перемещения конструкций внутри помещений и установки их в проектное положение (рис. 9.17).
Рольганг представляет собой швеллерную раму, состоящую из двух звеньев по 3,5 м каждая, соединенных цилиндрическим шарниром. На раме через 40 см закреплены подвижные ролики диаметром 50 мм. Во время транспортирования звенья складываются поворотом одного из них вокруг цилиндрического шарнира. С помощью средней телескопической опоры, крайней винтовой стойки и специального устройства на каждой части уклон рольганга можно изменять в ту или иную сторону.
При демонтаже конструкций вертикальное и горизонтальное перемещение материалов от разборки, предварительно пакетированных, осуществляют тельферами.
Горизонтальное перемещение на уровне перекрытий первого этажа производится гравитационно по рольгангу (с уклоном из здания) через проемы первого этажа. Затем краном «Пионер» конструкции укладываются на транспортные средства. Во время монтажа конструкции подаются по рольгангу, имеющему уклон внутрь здания.
ИсточникСАНИТАРНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ РАБОТЫ
САНИТАРНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ РАБОТЫ — работы, связанные с сооружением систем отопления, вентиляции, газоснабжения, горячего водоснабжения, водопровода и канализации зданий. По характеру сооружаемых устройств и способам производства работ различают две основные группы работ: наружные, к которым относятся работы по прокладке трубопроводов для внешних сетей — тепло — газо- и водоснабжения и канализации насел, пунктов и предприятий (промышленных, транспортных и сельскохозяйственных) и по возведению головных сооружений систем водоснабжения и канализации; внутренние — работы по монтажу санитарно-технических, отопительно-вентиляционного и газового оборудования промышленных и гражданских зданий и сооружений. Наружные санитарно-технические работы составляют до 15% капитальных вложений в новое строительство промышленных предприятий и городов.
В дальнейшем их объем будет увеличиваться, в том числе за счет повышения степени благоустройства сельских населенных пунктов. Часть работ, таких как возведение головных сооружений систем водоснабжения и канализации (водозаборов, насосных станций, водонапорных башен, подземных резервуаров и т. п.), относится к работам общестроительного профиля (каменные, бетонные, отделочные), выполняемым при возведении зданий и сооружений любого назначения. При этом широко и эффективно применяются сборные железобетонные конструкции. Прокладка внешних сетей относится к специальным работам. Составная их часть — земляные работы по отрывке и засыпке траншей, полностью механизированы с помощью комплекса специальных механизмов (канавокопатели, роторные экскаваторы, водо-понизительные установки и т. п.), дорожных машин (скреперы, бульдозеры и др.).
Трубопроводы в траншеи укладываются в следующей последовательности: подготовка на бровке траншеи звеньев (плетей) из нескольких труб, опускание их в траншею с помощью автокранов или лебедок, рихтовка на выровненном дне траншеи или на специально подготовленном основании (например, на ростверке, на сваях при укладке в плывунах), соединение звеньев с заделкой монтажных стыков, гидравлического или пневматического испытания трубопроводов на прочность и плотность. Соединения труб в звенья и звеньев между собой по конструкциям весьма разнообразны (сварные соединения стальных труб, раструбные соединения чугунных и керамических труб и т. д.), они определяются материалом труб, назначением и условиями эксплуатации подземных трубопроводов.
При сравнительно редкой надземной прокладке трубопроводов (на эстакадах или на опорах) последовательность и способы производства работ аналогичны. При одновременной прокладке нескольких трубопроводов разного назначения в стесненных городских условиях применяется метод совмещенной прокладки подземных коммуникаций (см. Подземное хозяйство). Эффективна конструкция коллектора из часторебристых железобетонных панелей, изготовляемых методом вибропроката и собираемых в заводских условиях в объемные секции, доставляемые на строительную площадку и устанавливаемые в траншее. Прокладка внешних инженерных сетей является частью работ по инженерной подготовке территории строительства, и при правильной организации должна выполняться до начала строительства зданий.
Основой индустриализации работ по прокладке магистральных трубопроводов является подготовка к монтажу звеньев (плетей) на производственной базе — стационарной при больших объемах работ в крупных городах и промышленных центрах, или передвижной (участковых мастерских) при прокладке весьма протяженных трубопроводов (напр., для транспорта газа и т. д.). На производственной базе, кроме основных работ — соединение (сварка) звеньев и плетей, выполняется нанесение на трубы противокоррозионных и теплоизоляционных покрытий, в частности пенобетона, пеностекла и т. п. Прокладка внешних сетей производится специализированными строительными организациями. Внутренние санитарно-технические работы составляют в промышленном и гражданском строительстве в среднем до 10% от общей стоимости работ по возведению зданий и сооружений.
Объем и удельный вес этих работ в дальнейшем значительно возрастет в связи с повышением уровня инженерного оборудования зданий (горячее водоснабжение, кондиционирование воздуха), расширением теплофикации и газификации населенных пунктов, улучшением воздушной среды на предприятиях и оздоровлением воздушного бассейна городов и промышленным центров. Организационно внутренние санитарно-технические работы обособлены от других видов строительно-монтажных работ и выполняются специализированными монтажными организациями в основном индустриальными методами. При этом они являются частью общего процесса строительства зданий и сооружений и тесно увязываются сроками и последовательностью выполнения с общестроительными и другими специальными работами. Поэтому для внутренних санитарно-технических работ применяется совмещенный способ производства работ, при котором монтаж санитарно-технических, отопительно-вентиляционных и газовых устройств выполняется в течение нескольких циклов единого процесса (потока) строительства.
При индустриальном методе ведения монтажных работ их производственной базой является заготовительное предприятие (монтажный завод), где изготовляются монтажные узлы и детали, производится комплектование систем необходимым оборудованием и материалами. Такое предприятие обслуживает стройки одного или нескольких экономических районов, состоит на промышленном балансе и выпускает монтажные заготовки комплектно на всю систему или устройство. В связи с дальнейшей специализацией и постепенным организационным обособлением работ по монтажу систем вентиляции и кондиционирования воздуха создаются самостоятельные вентиляционно-заготовительные предприятия, которые являются производственной базой специализированных монтажных организаций.
Основой массового заводского производства заготовок является унификация монтажных узлов, систем и устройств и их укрупнение до пределов, обусловленных удобствами транспортирования и сборки на объекте, что обеспечивает значительное снижение трудоемкости монтажно-сборочных работ. В массовом жилищном строительстве унификация монтажных узлов и систем частично привела к совмещению некоторых санитарно-технических устройств (в крупнопанельном строительстве) со строительными конструкциями и поставке этих устройств на объект в виде самостоятельных укрупненных монтажных блоков (отопительные панели, санитарно-технические кабины). При увязке санитарно-технических работ с общестроительными, соблюдаются следующие условия: гидравлические испытания производят не позднее окончания штукатурных работ, а при скрытой прокладке трубопроводов в бороздах — до закрытия последних; средства крепления оборудования, трубопроводы и воздуховоды устанавливают до начала малярных работ; санитарные и газовые приборы монтируют до окончательной окраски помещений, а водоразборную арматуру — после окончания всех отделочных работ; регулировку систем отопления и вентиляции, опробование систем газоснабжения выполняют перед сдачей этих систем в эксплуатацию.
Большинство сборочных операций (монтажные стыки) производится на объекте пока с помощью ручных инструментов (трубные и гаечные ключи, ручная сварка и т. п.), а почти все вспомогательные работы механизированы. К последним относятся: пробивка отверстий в строительных конструкциях для установки средств крепления и прокладки трубопроводов и воздуховодов с помощью электро — и пневмо-инструмента, такелажные работы и перемещение оборудования и заготовок к местам установки с помощью подъемно-транспортных механизмов (настенные и обычные лебедки с ручным приводом, двух барабанные электролебедки, передвижные краны-укосины грузоподъемностью от 250 до 1000 кг и т. д.).
Для монтажа оборудования воздуховодов и магистральных трубопроводов внутри промышленных зданий (при наличии подготовки под полы) используются автокраны, автогидроподъемники и автопогрузчики, оборудованные монтажными площадками. Для сборки болтовых соединений в доступных местах широко применяются электрические и пневматические гайковерты. После окончания монтажно-сборочных работ производят наладку, регулировку и тепловое испытание смонтированных систем на проектные параметры. Проверка санитарно-технической эффективности действия вентиляционных устройств выполняется специальными наладочными организациями после пуска промышленного предприятия (при полной технологической нагрузке вентилируемых помещений). Пуск и испытание санитарно-технических устройств в зимнее время производятся без предварительных гидравлических испытаний, с устранением течей на ходу, с предварительным пуском системы отопления, с временным переключением приточных систем вентиляции на рециркуляцию и т. д.
Источник