Что понимается под гармонией в строительстве

Мы можем бегать, ходить, танцевать, стоять и т. д., показывая разные способы «вступления во владение» пространством, которое нас окружает. Сама жизнь может быть представлена как «непрекращающееся и продолжительное движение», которое всегда имеет ритм и форму. Каждая эпоха, каждая культура имеют ритмические схемы своего времени, которые сопровождают человека: африканец движется отлично от европейца; галантная Вена движется отлично от революционной Франции; восточное время отлично от североамериканского. И это потому, что человек включен в систему естественных ритмов (ночь и день, времена года, смена возраста. ), которые в условиях разной географии и культуры проявляются в его поведении таким образом, что, когда человек создает архитектуру, последняя отражается в динамике и форме пространства.

Поэтому, изучая архитектурный процесс с этой точки зрения — с учетом изменения отношения между устремлениями автора и потребителя, а также разные времена и культуры, мы поймем, что гармония, ритм и архитектура являются неразделимыми понятиями.

Не гармонично: жители коттеджного посёлка «Гармония» платят за невидимые услуги

Гармония и ритмы в архитектуре

Аристотель в «Трактате о душе» писал, что, говоря о гармонии, мы имеем в виду два ее значения: во-первых, гармония в собственном смысле есть сочетание величин, которым свойственно движение и положение, когда они так прилажены друг к другу, что больше уже не могут принять в себя ничего однородного; во-вторых, гармония есть соотношение частей, составляющих смесь.

В мифологии Гармония — дочь Ареса и Афродиты — символизирует порядок, который проявляется через притяжение и отталкивание. Движение всегда налицо. В своем философском значении гармония означает отношение и порядок, органическое единство множества, где части и целое работают на общий результат. В музыке гармония означает эстетический эффект, производимый услышанными и согласованными между собой звуками, это наука использования аккордов, это, так же как и в архитектуре, всегда соответствие, согласие, аккорд. История гармонии, начиная с зарождения философской мысли, всегда связана с общей проблемой космического порядка.

Пифагорейцы понимали взаимосвязь, существующую между звуками шкалы и длиной струны лиры, и не усомнились применить концепцию гармонии на всю Вселенную, макрокосмос и микрокосмос. Гармония есть, таким образом, «координационный узел среди разных и противоположных вещей». Вся Вселенная подчинена математической системе. Вспомните гармонию сфер Платона, в которой произведения искусства занимают свое место. Для Платона гармония Вселенной проявляет свое божественное происхождение: гармония между различными элементами космоса является подражанием прообразам, существующим в божественном мире. Влияние этой концепции на искусство очевидно: канон Поликлета пытается уловить красоту посредством поиска системы пропорций (безотносительно к модулю). x = у/4, а не х = 1, у = 4.

Эти идеи сильно повлияли на авторов трактатов Ренессанса. Эти концепции присутствуют в средневековье. Для Боэция эстетика основывается на гармонии музыкальных пропорций. Фома Аквинский конкретизирует эти идеи, показывая, что красота подразумевает гармонию, целостность и ясность. Душа радуется красоте, потому что сущность вещей пропорциональна гармонии человека (душа — плоть).

Этапы строительства КП «Гармония» СЕНТЯБРЬ 2022

Порядок творения подразумевает существование гармонии, установленной между субъектом и объектом; душа погружена в мир гармоний, составляющий ее эстетическое наслаждение. Гармония представляет, таким образом, соответствие качеств, пропорцию в субстанциях и общность в социальных сознаниях. То же происходит в архитектуре.

Пропорции собора в Сантьяго соразмеряются с человеческой фигурой, а не с «метрами». Эта связь обязательна для достижения красоты. Согласно К. Отеро, в музыке гармония есть «искусство и наука образования аккордов и порядок их последовательности». Аккордом называют результат одновременной передачи трех или более звуков различной тональности.

Аккорд требует наличия интервалов, воспринимаемых как акустические расстояния, существующие между различными звуками, составляющими его, и его самой низкой нотой. Созвучие и несозвучие зависят от того, воспринимаются ли звуки вместе или раздельно, цельными или неустойчивыми. Так представляются различные пути для создания произведения искусства: пути классические или экспрессионистские; Рафаэль или Мунк.

В течение веков в музыке применялся чисто мелодический строй. В конце IX в. появились элементарные формы звукового наслоения, полифония появляется в XII в. и закладывает основы развития музыки. Что-то аналогичное происходит с архитектурой: приемы наслоения, появившись в романской архитектуре, развиваются в готике.

Контрапункт — техника музыкальной композиции, основанной на наслоении и одновременном развитии двух или более мелодичных линий, гармонично скоординированных между собой. Начиная с XVII в. полифоническая фактура, созданная контрапунктом, уступает место новой концепции — сопровождаемой мелодии.

Генерал-бас (сопровождение), «на чьих нотах основываются каждые из аккордов, которые должны поддержать голоса или инструменты», показывает свои выразительные возможности. Пропорции, ритм, являющийся результатом использования элементов (инструмента), дают место огромному богатству архитектурных форм. Так появляется модуляция — движение от одного тона к другому, от одного архитектурного элемента к другому, например к массивному и пустотелому, и каденция — знаки пунктуации, расстояние между двумя или более аккордами, которые ритмуют пространственное течение. Архитектура палаццо Спадда может служить примером правильного использования ритмов и каденции, элементов и пунктуации, обогащенных выразительным значением формы.

В последние годы новые музыкальные тенденции (сюрреализм, конкретная музыка, электронная музыка и т.д.) пытаются выразить экспрессивные эстетические идеалы, не прибегая к гармонии. В архитектуре Р. Вентури предлагает сложность и противопоставление как симптомы жизни в противовес классицизму Мис ван дер Роэ или Ле Корбюзье.

Открываются новые пути, пока как эксперимент, которые могут указать направления новых концепций. Проводя параллель с музыкой, мы видим, что ритм в архитектуре опирается на пропорции, но превосходит их. Пропорция работает на связи между произведением, архитектурным творчеством и «зародышевой идеей» художника, в то время как ритм, который предполагает движение, вселяет жизнь. Гармония, ритм и пропорция, которые являются основами архитектурной концепции, не могут отделиться от нашей сегодняшней жизни, от «архитектурного творчества» и от «потребителя».

«Первичная материя» ритма

Как и звуки в музыке, элементы массы в архитектурной форме имеют особое резонансное значение и «особое звучание» в соответствии со своей геометрической конфигурацией (колонна и столб «звучат» различно, имеют различное выражение). Когда эти элементы, преодолевая хаос, организуются, возникает звучащий мир, исполненный смысла, который говорит нам больше, чем простое наличие элементов. Кажется правильным греческий тезис о сходстве, существующем между музыкой и архитектурой благодаря пропорциям, но необходимо развить его дальше, расширяя концепцию пропорций. Следуя за мыслью Пифагора (569-470 гг. до п. э.) и Галилея (1563-1642), которые открыли связь звучания с частотой (количество вибраций в секунду), мы можем видеть различие в значении элементов, связанных между собой местоположением и интервалами. Каждая форма, каждый цвет имеют свое собственное звучание, которое соответствует звуку определенного музыкального инструмента.

Читайте также:  Бланк акт приемки в эксплуатацию законченного строительством объекта

Так же как звук возникает в зависимости от частоты гармоний инструмента, каждый элемент формы (и пространства) воздействует на нас по-разному. Посредством подобий и контрастов мы можем организовать ансамбли с большим богатством, подобно тому, как это происходит в музыке. Но это воздействие не объясняется только этими свойствами. Интенсивность — сила — является также фактором существенного значения (центральные или боковые колонны в Прадо). Она обладает большой широтой выразительности, потому что контрасты интенсивности модулируют и придают характер форме.

Поэтому постараемся вскрыть причины появления определенных ритмических образований. Древний человек заметил, как определенная напевная мелодия, чуть нашептанная, усыпляет чувства, и убедился, что повторение определенного звучания с определенным ритмом побуждает его к войне. Все эти наблюдения накапливаются в неторопливом опыте веков.

Так обогащается смысл «спокойного» или «возбуждающего», стимулируется чувство «единства» или «силы», «спокойствия» или «движения». В архитектуре происходит то же самое. Если вдуматься, то увидим, что недостаточно иметь данные, необходимо личное размышление, и именно таким путем осуществлять изменение целей. Происходит переход от «практичного» к «символичному», от «делать полезное» до «влиять на потребителя». Факт огромной важности: помимо полезного, практичного появляется росток, который влияет на психику потребителя, росток, который со временем приобретает большое значение. «То, что было практично и функционально, сейчас еще впечатляет».

Необходимо изучить возможности, которыми обладают ритмы, чтобы «аффектировать потребителя». Размышляя, мы видим, что это влияние зависит не только от их формальной организации, но также от культурной среды, в которой живет потребитель, — от ее времени, ее места, ее символических аспектов.

Может случиться так, например, в монументальной архитектуре, что значения-символы полностью подменяют значения полезного и, эффективно воздействуя на человека, приобретают особый смысл. То, что было хаотичным, становится гомогенным; то, что было разрозненным, приобретает целостное значение. Это аналогично тому, как повторение преобразуется в ритм.

Значение предыдущего и последующего становится единым и приобретает особый резонанс; впечатление, которое производят на нас отдельные элементы, элементарные формы, интериоризируется, и мы сохраняем ощущение целого. Таким образом, появился ритм, выражающий чувства. Необходимо исследовать пластические возможности ритма, и поэтому мы не ограничимся концепцией греков (Платон и гармония сфер), а посредством разума и интуиции, дополняя картину нашего «познания» перспективами, которые нам открывает воображение, изучим возможные приемы организации архитектурных ритмов. Резюмируем фундаментальные положения.

Мы понимаем ритм как качественное деление времени. Он отличается от метра (мера) тем, что метр производит деление времени в основном количественным способом, в то время как ритм определяет звучание (каждую форму) в течение его передачи во времени. Метр есть схема мер, в то время как ритм в одно и то же время есть и индивидуальная сущность (А-в-А-в-А-в), и морфологическое единство (АвАвАв).

Ритм может собирать или разрушать метрические единства в соответствии со своей динамикой. Таким образом, одинаковые метры, симметричные или асимметричные, могут дать место различным ритмам. Есть ритм «элементов» и ритм «целого», потому что в принципе всякое ритмическое движение состоит из «сильных частей» и «слабых частей» (ударения, каденции), которые выражаются одинаково как между двумя последовательными нотами, так и между двумя частями, более растянутыми внутри данной музыкальной формы.

Ритмы могут организовываться различными способами:
1) изометрия — соблюдается начальное деление времени постоянным методическим строем (палаццо Спадда);
2) эволюция посредством сжатий и растяжений линии, которая сохраняет в то же время общий абрис, так что тематический остов сохраняется всегда узнаваемым (эволюция возрастающая, снижающая или колеблющая) (опера в Сиднее, мавзолей Хумаюн-бей).

Архитектура, которая выражает чувства и эмоции, нуждается в ритме, даже если ритм будет регламентирующим и дисциплинирующим средством, поэтому мы должны попытаться проанализировать ритмы на всех структурных уровнях, находя движущую силу, которая их организует и объединяет.

Происхождение ритма

Ритм отождествляется с первоначальной пластической идеей, которая появляется в сознании творца и выражается потом в завершенном произведении искусства. Ритм есть, таким образом, первичная схема, которая, перед тем как стать поэтическим, музыкальным или пластическим выражением, появляется в нашем сознании. По этому поводу есть выразительный комментарий П. Валери. «Однажды меня преследовал ритм. Этот ритм навязывался мне. это было на стадии исканий». Таким образом, ритм появляется «в то время», когда происходит периодическое чередование гомологических элементов, когда пропорция фиксирует в пространстве связь между элементами одного рода.

Но не надо забывать, что произведение искусства воспринимается сразу. Поэтому, хотя ритм содержится в композиции, он обогащает ее вторичной темой линий, цветов, объемов. воспринимаемой последовательно во времени; так появляется в живописи определенный строй линий и цветных пятен (Э. Делакруа, В. Кандинский и др.; ранее: Джотто, Тинторетто, Рубенс — «Ариадна и Вакх», как и в скульптуре колебания масс и пустот, отблески бликов и игра деталей (неоконченная пиета Микеланджело, пустоты и массивности Г. Мура, скульптуры А. Колдера и т. д.). Говоря о ритмах, мы всегда обращаемся, таким образом, к повторению (колонны, проемы. ), к чередованию одинаковых и сходных элементов, которые сохраняют между собой более или менее постоянные отношения: более или менее, так как всегда есть нечто, что не поддается точному измерению, и оно сообщает произведению самые глубокие ритмические, а, следовательно, и эстетические характеристики. Поэтому ритм мотора кажется точным, определенным, монотонным, но невыразительным, в то время как ритм барабана неточный, неопределенный, но выразительный.

Так появляется концепция каденции: как упорядоченная пауза ритма, которая влияет на его гармоническое и мелодическое звучание. Несколько мелодий, несколько аккордов наслаиваются и дают место более сложной музыке, симфонии высшего порядка. В архитектуре в отличие от других пластических искусств ритм характеризуется определенной жесткостью и строгостью.

Каждая культура, каждая эпоха имеют свои ритмические схемы. Египет, Греция, Ренессанс. Они являются культурами большего метрического звучания, а Китай, культура майя и барокко являются периодами большего ритмического вдохновения. Мы воспринимаем ритм как повторение гомологических элементов в современных пространственных структурах.

Схема отношений, которые исходят оттуда, дают место ритмическим ходам, образующимся посредством пропорционального строя. Раньше мы уже говорили об их взаимосвязи и различии. Ритм зависит, таким образом, от конкретного расположения элементов, от периодичности их появления, от относительного значения элементов и изменения характера движения.

Здесь необходимо выяснить один пункт, предполагая, что ясно различие между ритмом и пропорцией. Ритм зависит от ведущей идеи (культура, время, личность), так же как это происходит с пропорциональным строем. Принципы построения пропорций проясняются, «если при их анализе обращать больше внимания не на конечный результат, а на исследование вопросов внутренней взаимосвязи.

Читайте также:  Что такое замысел в строительстве

Тогда эти принципы проявляются как выражения «художественного намерения», которое воплотилось в зданиях, скульптурах и живописи данной эпохи или конкретного художника» (Э. Панофский). По своей схеме происхождение пропорций и ритма одинаково. Так легче понимается единство произведения искусства.

Теория пропорций, воспринимается включенной в более широкое поле и видится с более общей точки зрения. Отсюда при изучении различных категорий ритмов мы должны помнить, что не существуют вечные и неизменные рецепты, но что выразительность ритмов связана с символами времени, показывающими единство идеи-формы.

Категории ритмов

Организация посредством регулярного повторения одного-единственного элемента; ритм и повторение совмещают свои эффекты.

При упразднении некоторых элементов появляются новые каденции, которые ведут к единообразным и чередующимся ритмам. Каждая изолированная группа элементов не имеет ни начала, ни конца, но вместе они имеют. На этих схемах показано, что ритм устанавливается на базе отношений между группами точек и расстояниями, которые их разделяют. Ясно, что, следуя этим путем, получают новые ритмические построения, которые можно варьировать до бесконечности. Введение 2-го элемента вносит новый тип разнообразия (однообразные ритмы двойного повторения).

Присутствие новых элементов, исключение некоторых и т. д. даст место всякого рода вариациям неистощимого богатства

Всякое архитектурное произведение предусматривает применение различных категорий ритмов. Элементы, на которых оно базируется, могут варьироваться, равно как и их значение, но способы их достижения всегда будут сходными. Ритм возникает из особого расположения, данного одному или нескольким элементам, из периодичности их появления и относительного значения. Ритм руководствуется положением осей, которые распределяют активные элементы, и классом повторения, к которому это распределение относится. Сам ритм будет слабым или сильным в зависимости от характера элементов и от значения пауз, которые его организуют.

Примеры, приведенные в конце этой главы, показывают некоторые характерные ритмы, базирующиеся на определенных схемах фасадов. Значение ритма зависит от размера и цвета преобладающих элементов и от величины пустот, от отношения предмет — фон. В палаццо Спадда (Рим) обогащение поверхности стены возрастает до максимума при наложении различных ритмов в различных плоскостях. Каденция вариабельная. Все эти ритмы аффектируют на поверхности.

Мы могли бы продолжить изучение примеров, но все они будут зависеть от:
а) принятой схемы распределения,
б) взаимосвязи между осями элементов,
в) соотношения элементов по ширине и высоте. Во всех случаях возникают частичные симметрии, являющиеся основой ритмов.

Площадь Вогезов в Париже служит примером ритма в трех измерениях. Появляются глубинные ритмы, которые аффектируют на различные элементы. Каждая ось отмечает плоскость, которая проникает в объем и включает даже дымовые трубы и стыки покрытий, становясь благодаря этому пространственной.

Ритм больших башен городской стены Авилы является еще одним примером структурного единства. Различные уровни ритмов должны включиться в иерархическое единство совокупности, которое оттеняет значение различных элементов и их взаимные связи. Все сказанное применимо также к изучению пространств.

Чтобы понять это, достаточно вспомнить внутреннюю среду мечети в Кордове или чувство, пробуждаемое в нас при продвижении в глубь готической церкви. Свет тоже может провоцировать эти ритмы. Архитектурные ритмы развиваются во времени и становятся понятными при их рассмотрении.

Одновременное и последовательное видение некоторых элементов смешивается, образуя, таким образом, богатство форм, свойственное жизни. Регулярность последовательности предполагает всегда непрерывное движение глаз. Душа чувствует эти ритмы.

От их значения и качества будут зависеть впечатления, которые получит наблюдатель. Скрещивающиеся ритмы равных или различных интервалов сложны для понимания. Связь каденций несомненно влияет на значимость формы, которая их содержит. Пространственная композиция требует перемещения, последовательного видения во времени.

Современная концепция пространственных ритмических связей основывается на этих идеях. Но ритмы должны образовываться, чтобы прояснить организацию формы. Во избежание путаницы не имеет смысла навязывать более сильные ритмы второстепенным элементам. Мы должны учитывать различные уровни структуры при создании ритмов.

Организация элементов объема, пространства или поверхности и их связи должны быть направлены на формообразование упорядоченной совокупности, не имеющей ничего общего с монотонностью. Архитектура всегда является порядком. Таким образом, выбор ритма является важным: от этого зависит характер, который принятые формы могут придать всему ансамблю.

Контекст: ритм и культура

Было бы интересно для выяснения взаимосвязи архитектуры с определенной культурно-исторической средой изучить отношения архитектурных ритмов с ритмами времени. Люди, живущие в одной стране, в одной эпохе, склонны одинаково двигаться, получать сходные удовольствия в одинаковых ситуациях. Так, лестница на площади Испании (Рим), как учит Расмуссен, напоминает окаменевший ритм танца в галантный миг. Расположение пилястр и интервалов на северном фасаде монастыря Эскуриал, согласно исследованию Луиса Мойя, созвучно ритму военных маршей той эпохи. Таким образом, открывается интересная сфера, которая позволит нам значительно развить наши композиционные способности.

Линейные ритмы.

Рисунки И. Араухо.
1. Ла Педрера. Барселона.
2. Ужуэ. Х. дел Гуальо.
3. Банк Америки в Сан-Франциско.
4. Кастро — Урдиалес.

Источник: rosdesign.com

Законы гармонии в архитектуре

Глядя на шедевры архитектуры, дошедшие до нас из прошлого, не устаешь поражаться мастерству их создателей. Каждое сооружение, словно музыкальное произведение, звучит по-особому: готические соборы возносятся к небу многоголосием органа, деревянные церкви Карелии просты и суровы, как северные напевы, греческие храмы наполнены светом и воодушевлением, как гимны Орфея, а минареты мечетей звучат высоко и протяжно, как песнь муэдзина.

Все они разные, но их объединяет удивительная пропорциональность форм, соразмерность деталей, естественность и гармоничное сочетание с природным окружением. Здания словно дополняют и продолжают ландшафт и, даже если выступают доминирующим элементом пейзажа, не подавляют и не противопоставляют себя ему.

Великие зодчие не только умело встраивали свои творения в пространство, но и просчитывали эффект, который они будут производить на зрителей снаружи и жителей внутри зданий. В зависимости от предназначения меняются размеры и пропорции сооружения: храмы и святилища вызывают священный трепет, заставляют человека чувствовать себя песчинкой в житейском море.

Общественные здания монументальны, но в отличие от храмов стремятся не ввысь, а вширь: в них человек может приобщиться к величию народа и почувствовать гордость за то, что является маленькой частичкой большого общества. А внутренние покои (даже в огромных царских дворцах) не малы и не велики, в них нет места толпам народа – ведь даже великим правителям нужно где-то отдыхать.

Архитектор древности отвечал не только за само строительство и долговечность возведенных им зданий, но и за здоровье тех, для кого строит. Например, архитектор фараона Хеси-Ра совмещал должность Верховного Строителя и Верховного Целителя. Таким образом, великим архитекторам прошлого нужно было обладать техническими навыками, знанием геометрии, медицины, человеческой психологии, тонко чувствовать энергетику окружающего пространства и архитектурных форм. Кроме того, зодчие должны были отличаться высокой культурой и духовностью – знания законов воздействия архитектуры на психику и физическое состояние человека не передавались кому попало, они были сакральными, тайными, эзотерическими.

Читайте также:  Образец согласования строительства с аэропортом

Требования, предъявляемые к современным архитекторам, как рядовым, так и главным, значительно мягче. Никто не ждет от жилых и общественных зданий лечебного, оздоравливающего эффекта, никто не надеется на высокохудожественное исполнение. Вот и растут в наших городах безликие кварталы неудобного, недолговечного жилья, строятся уродливые общественные здания, диссонирующие с окружающим пространством, и возводятся монументы, вносящие хаос в гармоничную прежде энергетику местности.

Сегодня как никогда актуален завет Гиппократа, который можно адресовать не только врачам, но и строителям: «Не навреди!». Ведь зло, причиненное другим людям, даже совершенное по незнанию, рано или поздно возвращается к своему создателю. Незнание закона не освобождает от ответственности за его нарушение. Если десятки, сотни людей начинают страдать психическими расстройствами от ежедневного созерцания какого-нибудь архитектурного «шедевра» или один за другим отправляются на больничную койку, переселившись в новый дом, вина за это ложится и на тех, кто спроектировал и построил здание или памятник-убийцу.

Избежать влияния архитектурных форм на жизнь и судьбу человека невозможно, но можно уменьшить, нейтрализовать или улучшить воздействие их энергетики. А для этого необходимо знать, как действуют законы распределения энергии и информации внутри и снаружи архитектурных форм.

Источник: hobby.wikireading.ru

Композиционные средства гармонизации архитектурных форм

Композиционные средства — арсенал разработанных веками архитектурной деятельности приемов гармонизации архитектурных форм зданий, придания им художественного единства и выразительности. Ведущими композиционными средствами являются симметрия и асимметрия, контраст и нюанс, метр и ритм, пропорциональность, масштаб и масштабность.

Симметрия

Симметрия — одинаковое расположение равных частей композиции относительно оси или плоскости, проходящей через ее центр, является одним из действенных средств организации объемов и пространства, так как имеет психофизиологическую базу в симметричности органов восприятия. Процесс восприятия человеком пространства определяется бинокулярностью органов зрения и парной работой больших полушарий головного мозга. Ориентация человека в пространстве связывается им с осью симметрии тела. Принцип симметричности собственного организма и системы восприятия человек переносит на построение создаваемых им структур, а симметричность созданных структур, в свою очередь, воспринимает как проявление завершенности, устойчивости и законченности формы.

Построению симметричной объемно-пространственной формы в архитектуре способствует также применение ряда конструкций, статическая работа которых строится по законам симметрии (своды, купола и пр.).

Симметрия используется в построении композиций отдельных сооружений и целых ансамблей, способствуя подчеркнутому выявлению главного сооружения ансамбля (см. рис. 6.7). Использование симметрии возможно не всегда, а только в случаях, когда этот прием не входит в противоречие с функциональным решением здания.

В зданиях со сложной функциональной схемой симметричное построение композиции трудно осуществимо. В этих случаях чаще всего используют асимметричные композиции. В отличие от математики асимметрия в архитектуре означает не просто отсутствие симметрии.

При несимметричном расположении элементов такой композиции в пространстве ее части связаны между собой гармонией художественного единства и зрительного равновесия. Классическим примером симметричной композиции является Парфенон — храм богини Афины на Афинском акрополе (рис. 6.8), а расположенный там же храм Эрехтейон, посвященный двум божествам — Афине и Посейдону, является столь же совершенным примером асимметричной композиции (рис. 6.9). В современной архитектуре асимметричные композиции чаще всего применяются в проектах зданий, сочетающих разнородные функциональные элементы, — небольшие рабочие помещения с крупными залами.

Ритм и метр

Ритм и метр являются средствами гармонизации и обеспечения единства архитектурной композиции за счет повторяемости ее элементов. Ритм — закономерное чередование одинаковых или однохарактерных элементов композиции и интервалов между ними, динамично развивающееся по вертикали и горизонтали либо по обоим направлениям (рис. 6.10, а, б).

Метр — простейшая и наиболее распространенная форма ритма -точное повторение форм и интервалов между ними. Распространенность метрических членений часто обусловлена функционально (одинаковый шаг равных проемов и простенков в одинаковых помещениях и пр.), конструктивно (из условий унификации и типизации изделий) и композиционно, как наиболее простой метод придания сооружению единства.

Метр может быть простым при одинаковом чередовании одной формы или сложным при чередовании двух или группы форм (рис. 6.10, в, г, д). Хотя метрические членения придают единство композиции, их простота и повторяемость иногда создают нежелательное впечатление монотонности. Во избежании этого применяют различные средства активизации метрических членений — сочетание нескольких простых или сложных метрических рядов, разрывы в метрических членениях по протяженности или высоте здания, размещение здания по отношению к основной точке зрения К (рис. 6.10, е) таким образом, что метрические членения его фасада ОА воспринимаются в ракурсе (на плоскости восприятия ОВ) уже в виде ритмических.

Пропорциональность

Пропорциональность — закономерные соотношения геометрических размеров здания (длины, ширины, высоты), его отдельных элементов (проемов, простенков и пр.) — имеют существенное значение в построении архитектурной композиции. Функционально обусловленные размеры помещений и здания гармонизируют приведением их к пропорциональным соотношениям. Применяют целочисленные пропорции — нюансные (4:5; 7:8; 9:10 и т.п.) и контрастные (1:5; 2:7 и т.п.), либо иррациональные, получаемые из геометрических построений (соотношение диагонали квадрата к его стороне или др.). Наиболее известна пропорциональная система «золотого сечения», основанная на делении отрезка в среднем и крайнем отношении а/х=х/(а-х), численное выражение которого приблизительно равно 1:0.618 (рис. 6.11).

Распространена гармонизация пропорций формы по методу геометрического подобия ее частей. Подобие наиболее распространенных прямоугольных форм обеспечивается при параллельности или перпендикулярности диагоналей, составляющих форму элементарных прямоугольников.

Масштабность

Масштабность и масштаб также являются активными композиционными средствами. Под масштабностью понимают взаимосвязь членений архитектурной формы с габаритами человека как основным мерилом ее величины, а также с элементами городской застройки и ландшафта. Наиболее действенными средствами выявления масштабности сооружения являются элементы и детали, соразмерные человеку (ступень, окно).

Масштаб

Масштаб характеризует крупность членений архитектурной формы по отношению к размерам самого здания и окружающей застройки. Крупный масштаб членений придает монументальность композиции и позволяет при небольших размерах здания придать ему значительность. В то же время мелкий масштаб членения зрительно уменьшает крупную форму.

Средствами усиления монументальности крупных членений формы являются введением контрастных соотношений больших плоскостей с малыми проемами, преднамеренное усиление перспективных сокращений размеров и пр. Как отмечалось выше, крупный масштаб присущ в большей степени архитектурным композициям общественных зданий, мелкий — жилым, хотя в конкретных градостроительных ситуациях возможны и другие решения (рис. 6.12).

Источник: www.arhplan.ru

Рейтинг
Загрузка ...