В Калининградском регионе на территории недостроенной Балтийской АЭС начали строить завод по производству литий-ионных ячеек и аккумуляторных батарей. Это одна из ступеней по локализации производства электромобилей в России.
Маленький шаг для всех электрокаров
Структура «Росатома» ООО «Рэнера» приступила к строительству завода по производству аккумуляторных батарей. Предприятие появится в Калининградской области на площадке «замороженной» Балтийской АЭС, пишет «Интерфакс».
Запустить производство обещают в 2025 г. Благодаря новому предприятию в регионе появится около 1000 рабочих мест. На первом этапе, по словам гендиректора госкорпорации Алексея Лихачева, планируется производить 50 тыс. аккумуляторов в год. В дальнейшем, у производства будет потенциал вырасти в 2-2,5 раза — до 120-130 тыс. батарей ежегодно.
Их планируют устанавливать в электробусы, электромобили и спецтехнику. Помимо «двигателей» предприятие будет производить стационарные накопители для электросетевого комплекса. Главным потребителем аккумуляторов нового завода будет Калининградский автомобилестроительный завод «Автотор», заявил заместитель министра промышленности и торговли Альберт Каримов.
Росатом построит на месте Балтийской АЭС огромный завод по производству литий-ионных батарей
О русской Tesla
О том, что на территории Калининграда локализуют производство автокаров стало известно в марте 2022 г. Тогда представители Минпромторга и Росатома, «Автотора» и регионального правительства заключили соглашение о развитии производства электромобилей и отечественных тяговых аккумуляторных батарей, модулей и ячеек.
На площадке «замороженной» Балтийской АЭС началось строительство завода батарей для электромобилей производительностью 120-130 тыс. штук в год
Первую партию в 200 электромобилей планируют выпустить уже в 2023 г. Пока «Автотор» от планов не отказывался. Полностью завершить процесс локализации производства под Калининградом обещают не позднее 2030 г.
Расцвет электрокаров
В сентябре 2022 г. россияне приобрели 209 новых электромобилей, сообщает аналитического агентства «Автостат». Это почти на 30% больше, чем годом ранее.
Несмотря на то, что доля электромобилей в общем спросе на автомобили еще очень мала, эксперты оценивают рост рынка как «достаточно динамичный». За год доля электрокаров выросла более чем в два раза: с 0,14% в сентябре 2021 г., до 0,47% в сентябре 2022 г.
Впрочем, в топе самых популярных брендов электрокаров у россиян лидируют пока зарубежные бренды. По данным аналитиков, на первом месте по проданным машинам в сентябре, оказался немецкий Volkswagen, на его долю приходится практически треть продаж. На втором месте находится американская Tesla, а на третьем Audi. В пятерку лидеров также вошли немецкий Mercedes-Benz и китайский Hongqi.
Балтийская АЭС. 3D Макет атомной электростанции!
Российские конкуренты
В сентябре на липецком «Моторинвест» запустили линию по производству электрокаров под брендом Evolute. Как сообщил управляющий партнер компании Андрей Резников предприятие планирует до конца 2022 г. собрать 3 тыс. электормашин, а в 2023 г. — 10-15 тыс. Однако потенциал у завода, как отмечает Резников, велик. По его словам окрашивать завод сможет порядка 100 тыс. машин в год, а производить, технически, — существенно больше 15 тыс. машин.
Выпускать начнут сначала три автомобиля — седан Evolute i-Pro, кроссовер i-Joy, кросс-купе i-Jet. Проектировали их китайские инженеры автогиганта Dongfeng, так что из российских компонентов у Evolute пока будут только шильдик и производство.
Впрочем, цены на такие экземпляры будут почти в два раза ниже привычных российском рынку. Как отмечает управляющий партнер «Моторинвест», в России в основном продаются электрокары за 6-7 млн руб. Машины липецкого производства будут стоить до 3-4 млн руб.
Практически половину выпуска в 2022 г. управленцы планируют реализовать корпоративным клиентам. Уже есть договоренности с Green Crab, ведутся переговоры с «Яндексом».
Источник: www.cnews.ru
Балтийская АЭС снова становится перспективным объектом инвестиций
Так выглядела бы Балтийская АЭС после постройки. Фото РИА Новости
К Балтийской АЭС снова появился интерес, и на этот раз у соседей Калининградской области в Польше. Польское издание Biznes Alert отмечает, что идея ее постройки появилась в 2008 году. 16 апреля 2008 года Росатом и руководство региона подписали соответствующее соглашение. Планировалось, что АЭС появится в 12 км к западу от города Неман, неподалеку от литовской границы.
Объект должен был состоять из двух энергоблоков с реакторами ВВЭР-1200/491 мощностью 1194 МВт каждый. Согласно проекту, первый блок предполагалось запустить в 2016-м, а второй – в 2018 году.
Выбор таких технических характеристик и спешка объяснялись двумя причинами. Первая заключалась в необходимости покрыть энергетические потребности самой Калининградской области. Оценивалось, что для этого будет нужна электростанция мощностью 550 МВт с перспективой наращивания производства электроэнергии до 800 МВт. Так что первого блока АЭС должно было хватить с запасом.
Предполагалось, что второй будет производить энергию для экспорта прежде всего в Литву и Польшу, а в дальнейшем и в Германию. Вторая причина оказалась ключевой при принятии инвестиционного решения, в особенности в контексте закрытия Игналинской АЭС в Литве в конце 2009 года. В тот период страны Балтии и Польша вели активные переговоры на тему строительства трех энергоблоков АЭС в литовском Висагинасе. Балтийская атомная электростанция была призвана помешать этому проекту и поставлять в страны Балтии произведенную на ней электроэнергию посредством системы IPS/UPS (энергокольцо БРЭЛЛ).
Напомним читателям, что 25 февраля 2010 года состоялась торжественная церемония закладки первого камня на строительстве Балтийской АЭС. Основной этап строительных работ начался в апреле 2011 года. Но в апреле 2014 года строительство станции было приостановлено и практически заморожено.
Официально строительство станции было приостановлено приказом АО «Концерн Росэнергоатом» от 26.09.2018 № 9/1306-П «О приостановлении строительства Балтийской АЭС». По состоянию на 2018 год готовность станции оценивалась в 12%, в том числе энергоблока № 1 – 18%, энергоблока № 2 – 2 %. В 2020-м был заключен договор на разработку проекта консервации построенных сооружений.
Все работы по консервации планируется завершить в 2024 году, стоимость работ оценивается в 3 млрд руб. Надо сказать, что в основном АЭС прекратили строить из-за отсутствия потребителя ее электроэнергии. Хотя Росатом окончательно от проекта не отказывался и планировал пересмотреть его технические особенности. Проект АЭС оценивался в 5 млрд евро, и в тот период (апрель 2011 года) ОАО «Интер РАО ЕЭС» сообщало, что иностранные инвесторы могут получить до 49% в проекте строительства АЭС.
Еще в 2010 году, если верить Biznes Alert, Россия официально пригласила к участию в проекте Польшу. Россияне ожидали от поляков не только долевого участия в возведении самой электростанции, но и присоединения к созданию энергомоста Мамоново–Ольштын. Экспортная мощность этой линии должна была составить более 4,8 млрд кВт в год.
Ее появление перечеркнуло бы шансы на появление электроэнергетических объектов в северо-восточных польских регионах и энергомоста между Польшей и Литвой («ЛитПол Линк»), необходимого для отключения стран Балтии от постсоветского энергетического кольца. Но тогда и поляки, и литовцы отказались от участия в финансировании Балтийской АЭС. Вследствие этого в 2013 году в Калининградской области заработали четыре новые теплоэлектростанции: три газовые и одна угольная суммарной мощностью 1 ГВт. Вместе с уже работающей Калининградской ТЭЦ-2 (900 МВт) они производят в два раза больше энергии, чем требуется эксклаву.
Однако как раз энергетическая политика ЕС, направленная на принуждение всех стран – членов евросообщества к отказу от использования ископаемого топлива, принесла свои неожиданные плоды. Польская энергетическая компания ZE PAK, обеспечивающая 4% потребностей страны в электроэнергии, заявила о намерении свои средства инвестировать в завершение строительства АЭС в Калининградской области, делая ставку на отказ Польши от угля в энергетике и поиск «чистых» источников энергии, в том числе атомной.
Аналитик польской Polityka Insight Роберт Томашевский 6 июля сообщил о заинтересованности ZE PAK в покупке акций недостроенной Балтийской АЭС и о том, что их приобретение и строительство линии с Калининградом, по неофициальным данным, должно было обсуждаться на встрече главного акционера ZE PAK Соложи с премьер-министром Моравецким и министром по контролю за госактивами Сасиным. По информации Томашевского, партнером ZE PAK может стать венгерская энергетическая компания МУМ – крупнейший производитель энергии в Венгрии и владелец АЭС Пакш.
В Росатоме отмечали, что Балтийская АЭС поколения 3+ является перспективным региональным энергетическим проектом, способствующим реализации планов ЕС по декарбонизации экономики, и что она «остается открыта к диалогу с заинтересованными сторонами».
Представитель польского правительства по стратегической энергетической инфраструктуре Петр Наимский заявил, что присоединение планируемой к завершению Балтийской АЭС к энергосистеме Польши «просто невозможно» из-за юридических факторов.
Источник: www.ng.ru