Контроль представляет собой привычную функцию систем управления, которую повсеместно осуществляют на предприятиях и в организациях. Вопросов относительно его целесообразности обычно не появляется. При этом иногда применяется другой термин – «надзор». У многих людей он вызывает отторжение и недоверие. При этом точные отличия контроля и надзора известны далеко не всем.
Что такое контроль
Под этим термином понимают учет и проверку. Суть процесса заключается в том, что управленческий орган контролирует выполнение требований вышестоящей инстанции на том или ином объекте. В этом кроется своего рода надзорная деятельность.
Также контроль представляет собой одну из ключевых управленческих функций. Без нее нельзя представить себе работу как отдельного предприятия, так и всего государства. Процедуру осуществляют постоянно или периодически. К примеру, государственная проверка работы предприятия может проводиться с интервалом в несколько лет.
В чём разница: госстройнадзор, стройконтроль, авторский надзор?
Суть этой процедуры заключается в следующем:
- наблюдение за работой подконтрольного объекта;
- получение достоверных и объективных сведений о состоянии дисциплины и законности;
- проведение мероприятий, направленных на предотвращение и устранение нарушений закона и дисциплины;
- обнаружение причин и условий, которые способствуют правовым нарушениям;
- проведение мероприятий относительно привлечения к ответственности людей, которые виноваты в нарушении закона и дисциплины.
К главным признакам контроля стоит отнести следующее:
- Между контролирующим органом и подконтрольным объектом наблюдаются отношения подконтрольности.
- Объектами контроля считаются законность и целесообразность деятельности.
- Контролирующий орган часто наделен правом отменять решения подконтрольного.
- Контролирующий орган имеет право использовать меры воздействия на правовые нарушения, которые были допущены.
Контроль делится на несколько категорий:
- предварительный;
- текущий;
- последующий.
Что такое надзор
Под этим термином понимают непрерывное наблюдение и проверку, которая связана с обеспечением четкого выполнения законов. Отличительной особенностью процесса считается его взаимосвязь с юридической деятельностью.
Деятельность поднадзорного объекта оценивается исключительно с позиции законности. При этом целесообразность во внимание не принимают. При надзоре вмешиваться в административно-хозяйственную деятельность подконтрольного недопустимо.
Этот вид деятельности имеет следующие формы:
- прокурорский;
- административный.
Что такое проверка
Для проведения проверки составляется приказ или распоряжение. Этот документ подписывает руководитель соответствующего органа. Проверку разрешается проводить исключительно тому лицу, которое указано в распоряжении или приказе.
В документе о проведении проверки должны присутствовать следующие пункты:
- Название органа, который проводит проверку.
- ФИО должностного лица, которое уполномочено проводить проверку. Также требуется указать координаты экспертов, которые привлекаются к процедуре.
- Название юридического лица или ФИО индивидуального предпринимателя, который будет проверяться. Также требуется указать места нахождения юридических лиц или фактического осуществления деятельности ИП.
- Цели и задачи проведения проверки. Также в бумаге должны присутствовать сроки и предмет процедуры.
- Сроки проведения и список контролирующих мероприятий, которые требуются для достижения целей и задач проверки.
- Законные основания проведения процедуры.
- Список бумаг, которые должно предоставить юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, чтобы достичь целей и задач проверки.
- Перечень регламентов по осуществлению контроля.
- Дата начала и завершения процедуры.
- Другая информация, если это предусмотрено формой приказа или распоряжения.
В чем разница
В административном праве главным признаком, по которому отличаются рассматриваемые функции, считается подотчетность. При контроле проверяемый подчиняется контролирующему органу. При надзоре же проверяемый непременно остается независимым и самостоятельным.
Помимо этого, контроль отличается от надзора такими аспектами:
- Контролирующая функция считается более широкой, чем надзорная. Помимо оценки выполнения законодательных норм, проверяется также реализация текущих административных распоряжений.
- При реализации контролирующей процедуры допустимо прямое вмешательство в работу подконтрольного объекта. При надзоре такой возможности нет.
- Главная задача контролирующих процедур кроется не только в обнаружении соответствия осуществляемой деятельности предписаниям правовых норм, но и в оценке результативности деятельности. Задачей надзора считается только обнаружение нарушений закона в работе поднадзорных объектов.
- Контролирующие процедуры проводятся в плановом порядке. Они осуществляются в текущем порядке. Также процедуры проводятся выборочно во время специальных мероприятий. Надзор не бывает текущим. Это помогает избежать продолжительных сбоев в функционировании поднадзорных объектов.
- При проведении контрольных мероприятий по результатам проверки проводятся прямые или косвенные воздействия на проверяемый объект. Надзор подразумевает исключительно косвенное влияние.
Есть отличия и в субъектах, которые проводят рассматриваемые процедуры. Выполнение законов и норм контролируют управленческие органы разных уровней. К ним относится предприятие, государство или город. При реализации своей деятельности контролирующие органы наделяются исполнительной властью.
Надзор разрешается проводить только специальным государственным организациям, которые специализируются на конкретном виде деятельности. В государственном управлении выделяют такие виды надзора, как санитарно-эпидемиологический, пожарный, геодезический. Также встречается административный надзор за людьми, которые вышли из тюрьмы.
Характерной особенностью этого вида деятельности считается то, что субъекты, которые его проводят, лишены административных полномочий и не могут осуществлять функции управления.
Сравнение
Отличительные особенности рассматриваемых понятий представлены в виде таблицы:
Контроль | Надзор |
Представляет собой управленческую функцию. | Проводится для исполнения законов. |
Носит периодический характер. | Представляет собой постоянное наблюдение и проверку. |
Подразумевает оценку целесообразности конкретного процесса. | Подразумевает оценку выполнения правовых норм. |
Проводится государственными и негосударственными организациями. | Проводится только государственными органами. |
Субъекты, которые осуществляют контроль, наделены административными и управленческими полномочиями. | Надзорные органы лишены управленческих функций. |
Выводы
Контроль и надзор имеют много общего, однако для этих понятий характерно и немало отличий. Разница касается целей и задач, особенностей проведения, органов, которые выполняют эти процедуры.
Источник: otlichi.ru
Административный контроль: системы контроля, цели, примеры
В административный контроль Он определяется как процесс, посредством которого менеджеры влияют на других членов организации для реализации стратегии. Выполняется на основании информации, полученной менеджерами.
Он касается координации, распределения ресурсов, мотивации и измерения производительности. Практика управленческого контроля и проектирования систем управленческого контроля основана на ряде учебных дисциплин.
Административный контроль предполагает обширное измерение. Следовательно, это связано и требует ввода данных из бухгалтерского учета, особенно управленческого учета. Во-вторых, это связано с решениями о распределении ресурсов. Следовательно, это связано и требует участия экономики, особенно экономики управления.
В-третьих, это коммуникация и мотивация работы. Это означает, что это связано и требует вклада социальной психологии, особенно организационного поведения.
Плохой контроль внутри бизнеса создает серьезные угрозы, такие как неэффективное использование ресурсов, ошибки обработки, снижение прибыльности, несоблюдение нормативных требований, а также кража или незаконное присвоение активов сотрудниками.
Планирование и контроль
Между планированием и контролем существует тесная связь. Планирование — это процесс, посредством которого устанавливаются цели организации и методы их достижения. Контроль — это процесс, который измеряет и направляет фактические результаты деятельности по сравнению с запланированными целями организации.
После того, как стратегии установлены и планы составлены, основная задача руководства состоит в том, чтобы принять меры для обеспечения выполнения этих планов или, если того требуют условия, внесения изменений в планы.
Административный контроль — одна из управленческих функций, равно как и планирование, организация, надзор и руководство.
Это важная функция, потому что она помогает проверять ошибки и принимать корректирующие меры для минимизации отклонений от стандартов и достижения заявленных целей организации желаемым образом.
Административный контроль можно определить как функцию системы, которая корректирует операции по мере необходимости для достижения плана или для сохранения изменений в целях системы в допустимых пределах.
Системы административного контроля
Это системы, которые собирают и используют информацию для оценки эффективности различных бизнес-ресурсов, таких как человеческие, физические, финансовые и организации в целом, в результате применяемых стратегий управления.
Следовательно, они представляют собой набор формальных процедур, необходимых для административной и экономической эффективности. Менеджеры используют его для поддержания или изменения стандартов в деятельности организации.
Будучи неотъемлемой частью всей системы контроля компании, ее цель — гарантировать полное и своевременное выполнение планов и политик менеджмента.
Они могут включать в себя все, от того, как заказываются расходные материалы до того, как планируется использовать активы, назначать задания или управлять запасами.
Система управленческого контроля — это способ, с помощью которого менеджеры могут документировать свои организационные стратегии или политику. Точно так же это способ оценки эффективности внутренних корпоративных процессов, сравнения их с заявленными целями и политиками.
Инструмент для бизнеса
Система административного контроля — это бизнес-инструмент, который может дать представление о том, насколько хорошо организация выполняет свои задачи.
Однако административный контроль — это только один из инструментов, которые менеджеры используют для реализации желаемых стратегий.
Стратегии реализуются не только посредством административного контроля, но также с помощью организационной структуры, управления человеческими ресурсами и организационной культуры.
Составные части
Система административного контроля — это инструмент, который помогает руководству направлять организацию к ее стратегическим целям и ее конкурентному преимуществу. Обычно считается, что он состоит из трех компонентов:
— Измерение фактических показателей по этим стандартам.
— Принятие корректирующих мер при отклонениях от правил и планов.
Сложности
Системы административного контроля в компаниях сталкиваются с двумя типичными трудностями.
— Возможность распознавать области, в которых требуется больший контроль.
— Возможность распознать, когда существующие средства контроля неэффективны или неисправны.
цели
Цели административного контроля относятся к надежности финансовой информации, своевременной обратной связи по достижению операционных или стратегических целей и соблюдению законов и нормативных актов.
Обнаружение ошибок
Неправильное управление компанией может поставить под угрозу достижение общих целей компании, в результате чего она будет уступать позиции конкурентам и до тех пор, пока не будет поставлено под угрозу ее собственное выживание.
Поэтому становится важным быстро обнаруживать отклонения от нормы. Таким же образом можно определить различные цепи и участки, которые, хотя и не подвержены аномалиям или серьезным сбоям, могут быть оптимизированы для общего благосостояния компании.
Показать, что все работает правильно
Административный контроль проверяет, что все работает правильно и что как предложенные цели, так и уровни, установленные на административном уровне в отношении прибыли, продаж, безопасности и т. Д., Выполняются без значительных изменений.
Таким образом, компания становится более защищенной, а ее стандарты и процессы принятия операционных решений — более надежными.
Действуйте при необходимости
Выявление ситуации не очень полезно, если не предпринимаются конкретные действия для перенаправления негативных обстоятельств, благодаря подробной и конкретной информации, предоставляемой административным контролем.
Общайтесь и мотивируйте сотрудников
Точное знание состояния компании, включая ее ошибки, проблемы и правильно обработанные аспекты, способствует лучшему общению с работниками, мотивируя их гарантировать, что необходимые аспекты будут улучшены или что будет следовать правильной линии.
Принять превентивные меры
Преждевременная диагностика конкретных проблем, обнаруженных административным контролем, делает ненужными корректирующие действия, поскольку они заменяются только профилактическими действиями.
Преимущество
Самым большим преимуществом управленческого контроля является то, что он создает цикл направления и контроля для руководства бизнесом. Принятие решений упрощается, поскольку в него вовлечено меньше людей.
Он помогает менеджерам измерять фактическую производительность и в качестве ориентира для достижения целей.
Помогает децентрализации
Современная тенденция бизнес-организаций направлена на децентрализацию, которая требует системы контроля.
При децентрализации полномочия по принятию решений распределены по всей организации.
Руководство должно держать контроль в своих руках, чтобы видеть, правильно ли используются полномочия. Без адекватного административного контроля децентрализация не может быть успешной.
Помогает с координацией
Размер современных компаний увеличивается. В них задействован большой капитал и большое количество людей.
Это создает проблему надлежащего контроля, поскольку существует множество подразделений, производящих и распространяющих различную продукцию. Для координации их деятельности необходима система контроля.
Упростите надзор
Упростите мониторинг, указав на существенные отклонения. Держит сотрудников под контролем.
Хорошая система управления очень быстро обнаруживает слабые места. Это помогает расширить возможности контроля на всех уровнях.
Повышение мотивации
Методы контроля создают атмосферу порядка и дисциплины в организации, выявляя отклонения и определяя факторы, ответственные за них.
Это повышает мотивацию сотрудников, потому что они знают работу, за которую несут ответственность.
Недостатки
Одним из недостатков административного контроля является то, что он может препятствовать творчеству и инновациям, делая компанию более стандартизированной и менее гибкой.
Организации с жестким административным контролем зачастую менее способны адаптироваться к изменениям на рынке, в своей отрасли или в правовой среде, ограничивая объем возможных идей и планов.
Сложность установления количественных стандартов
Административный контроль теряет свою эффективность, когда стандарт эффективности не может быть определен количественно.
Очень сложно установить количественный стандарт человеческого поведения, уровня эффективности, удовлетворенности работой, мотивации сотрудников и т. Д. В таких случаях решение остается на усмотрение менеджера.
Нет контроля над внешними факторами
Компания не может контролировать внешние факторы, такие как государственная политика, технологические изменения, изменение моды, изменение политики в области конкуренции и т. Д.
Сопротивление сотрудников
Массовые сотрудники могут чувствовать себя недооцененными и неудовлетворенными, потому что им не разрешают излагать свои идеи. Сотрудники считают, что контроль ограничивает их свободу действий. Это может привести к большой текучести кадров.
Сотрудники часто сопротивляются контролю. В результате его эффективность снижается.
Дорогое дело
Организациям приходится тратить много времени и денег на установку системы административного контроля.
Выгоды должны быть больше, чем связанные с этим затраты, тогда будет эффективным только контроль, иначе это приведет к неэффективности.
Важность
Без административного контроля процесс управления будет неполным. В компаниях потребность в контроле возникает из-за нескольких факторов:
— В крупных организациях сложно установить полностью точные стандарты работы. С другой стороны, менеджеру нужна своевременная информация любого рода, которая не всегда доступна. Требуется контроль для оценки точности стандартов.
— Сотрудникам доверены крупные суммы денег и ценные ресурсы. Однако при отсутствии контроля сотрудники могут поддаться искушениям. Эффективная система контроля помогает свести к минимуму нечестное поведение со стороны сотрудников.
— В отсутствие контроля сотрудники могут расслабиться в своих усилиях, и их производительность может упасть ниже нормы.
Благодаря контролю гарантируется получение и эффективное использование ресурсов организации для достижения желаемых целей. Административный контроль дает следующие преимущества:
Проверка политики
Это позволяет руководству проверять качество различных планов. Таким образом, он может выявить, какие планы необходимо изменить, а какие цели нужно изменить.
Изменения в окружающей среде могут сделать первоначальные планы неработоспособными или несовершенными. Контроль помогает просматривать и обновлять планы.
Управленческая ответственность
Даже когда менеджер поручает некоторые действия и делегирует полномочия своим подчиненным, он все равно несет ответственность за конечную производительность.
Таким образом, руководитель должен проверять работу своих подчиненных, чтобы убедиться, что они используют делегированные полномочия желаемым образом.
Административный контроль позволяет менеджерам выполнять свои обязанности и в то же время делегировать полномочия.
Мотиватор
Вдохновляйте сотрудников усердно работать и работать лучше. Когда они знают, что их работа ценится и их награды связаны с этой оценкой, они постараются приложить все усилия.
Эффективность
Контроль способствует эффективности операций за счет сосредоточения внимания на достижении целей. Таким образом, это позволяет менеджерам обнаруживать и исправлять ошибки до того, как они станут серьезными, что помогает минимизировать потери и потери.
Примеры
Административный контроль — это любой процесс, практика, политика, инструмент, измерение или система, которые используются для управления ресурсами организации. Ниже приведены наглядные примеры:
Контроль требований
Официально задокументируйте планы как требования и управляйте изменением этих планов.
Финансовый контроль
Финансовый контроль, такой как практика разработки, мониторинга и учета бюджета.
Мониторинг производительности
Процесс согласования набора целей с сотрудниками и оценки производительности в отношении этих целей.
Надзор
Мониторинг производительности сотрудников для повышения производительности, эффективности и качества работы.
Изменить управление
Процесс представления, оценки, утверждения, определения приоритетов, внедрения, информирования и анализа изменений в организации.
Контроль безопасности
Примите меры предосторожности и меры, чтобы избежать рисков для людей, имущества и информации.
Проверки соответствия
Внедрение процессов, процедур, систем, средств контроля, измерений и отчетов в соответствии с законами, нормативными актами, стандартами и внутренней политикой.
Сравнительный анализ
Это непрерывный процесс сравнения производительности компании с отраслью, конкуренцией или текущими передовыми практиками.
Непрерывное улучшение
Это повторяющийся процесс измерения вещей, их улучшения и повторного измерения.
QA
Убедитесь, что выходные данные соответствуют спецификации. Например, внедрить процесс тестирования продуктов на производственной линии.
Гарантия качества
Это процесс предотвращения будущих сбоев качества. Например, практика исследования первопричин всех сбоев качества для выявления улучшений.
Автоматизация
Это повышает производительность, эффективность, а также качество, заменяя работу автоматизацией.
Контроль данных
Контроль данных в таких областях, как качество данных, происхождение данных, безопасность, интеграция и соответствие требованиям.
Управление запасами
Регулируйте и учитывайте запасы, чтобы избежать дефицита или избытка предложения.
Управление активами
Контроль активов, таких как объекты, инфраструктура, машины, программное обеспечение и интеллектуальная собственность.
Например, система учета активов реализует соответствующее разделение проблем, связанных с активами.
Источник: ru1.warbletoncouncil.org
АДМИНИСТРАТИВНЫЙ КОНТРОЛЬ И НАДЗОР В ОБЛАСТИ СТРОИТЕЛЬСТВА Захаров Евгений Владимирович
Захаров Евгений Владимирович. АДМИНИСТРАТИВНЫЙ КОНТРОЛЬ И НАДЗОР В ОБЛАСТИ СТРОИТЕЛЬСТВА : диссертация . кандидата юридических наук : 12.00.14 / Захаров Евгений Владимирович; [Место защиты: ГОУВПО «Российский университет дружбы народов»].- Москва, 2009.- 178 с.: ил.
Содержание к диссертации
Глава 1. Теоретические проблемы административно-правового регулирования строительной деятельности J6
1. Понятие строительной деятельности как сферы административно-правового регулирования
2. Сущность и задачи государственного регулирования в области строительства 33
3. Понятие и соотношение государственного контроля и надзора в строительстве 43
Глава 2. Основные элементы системы государственного надзора в области строительства .71
1. Государственная экспертиза проектной документации и результатов инженерных изысканий 71
2. Выдача разрешения на строительство 94
3. Государственный строительный надзор 113
4. Выдача разрешения на ввод объекта в эксплуатацию 127
5. Административная ответственность за правонарушения в области строительства 136
Список использованных источников ; 165
Введение к работе
Прошло уже более двух десятилетии с начала осуществления политико-экономических реформ в России, однако состояние административной системы нашего государства по-прежнему можно характеризовать как переходное. В то же время, несомненно, что первый этап этих глобальных внутриобшествепных трансформаций, можно считать оконченным. В экономике наиболее значимым результатом осуществленных преобразований является создание частного сектора в структуре материального производства. Государство, таким образом, сняло с себя основной объем функций по удовлетворению материальных потребностей общества.
Второй этап реформирования сопряжен с решением двух основных задач: первая — ликвидация либо минимизация последствий первого этапа, характеризовавшегося хаотичностью и отсутствием системного подхода к решению взаимосвязанных проблем, вторая — настройка механизма государственного управления и регулирования новыми рыночными отношениями, с целью их планомерного развития. Многие аналитики отмечают, что система государственного регулирования экономики оказывается более инертной и зачастую не соответствует бурному развитию регулируемых им отраслей. В большей степени это проявляется в такой сфере, как строительство. Одной из важнейших тенденции развития механизма государственного регулирования экономики и, в частности, строительной отрасли является снижение роли распорядительной функции и, соответственно, усиление роли государственного контроля к надзора.
Значимость происходящих процессов отражена в послании Президента РФ Федеральному Собранию 2008 года 1 . В данном документе Президент, в частности, указал на следующее: «Нам надо совершенствовать саму систему государственных органов, оптимизировать и конкретизировать их полномочия. Обеспечивать конкуренцию и объективность при проведении 1 «Российская газета» от 06 ноября 200К г., .4» 230. конкурсов, заключении государственных млн муниципальных контрактов. Устранять необоснованные запреты и ограничения в сфере экономической деятельности». Безусловно, все сказанное в полной мере относится и к системе регулирования строительной отрасли.
Строительство является одной из важнейших отраслей производства. Оно служит основой жизнедеятельности человека и базой для развития всех без исключения других сфер производства. В !>езультате строительства формируется особая среда — среда обитания цивилизованного человека.
Современное бурное развитие данной отрасли предъявляет еще более жесткие требования к эффективности государственного регулирования. На сегодняшний день ситуация как в самом строительстве, так и во взаимосвязанных сферах, характеризуется большим количеством проблем, требующих целевого государственного вмешательства. Внешнее выражение это находит о следующем: низкое качество проектирования, строительства, а также продукции строительных материалов; монополизм па рынке и, как следствие, высокие цепы на жилье; сложность и запутанность административных контрольно-надзорных процедур, что способствует становлению высокого уровня коррупции и, в конечном итоге, также сказывается на цене и доступности для потребителя готовых объектов, а также многие другие проблемы.
Бесспорным свидетельством актуальности темы нашего диссертационного исследования является тот факт, что в 2007 году послание Президента РФ Федеральному Собранию примерно на одну четверть было посвящено проблемам строительства и жилищно-коммунального хозяйства. В целом, в этом документе 1 Ірсзидент охарактеризовал строительную отрасль как динамично развивающуюся, однако констатировал, что существующие объемы строительного производства не могут удовлетворить потребностей современного российского общества. В связи с этим была сформулирована задача к 2010 достичь уровня жилищного строительства, равного 1 кв. м. на человека ежегодно 1 . Ma самом деле, этот уровень превышает ныне существующий более чем в два раза, и уже сегодня можно констатировать, что заявленные два года назад показатели достигнуты не будут, т.к. по данным Росстата в 2008 р. в России введено в эксплуатацию 765,6 тыс. квартир общей площадью 63,8 млн. кв. метров, что составило % к предыдущему году (в 2007 г. было введено 61,0 млн. к в. метров, % к 2006 г). При этом, очевидно, что развитие должно осуществляться не только в направлении количества, но также качества и доступности возводимого жилья.
Указанные процессы ставят перед законодателем проблему эффективного юридического упорядочения общественных отношений в строительной сфере, и, в частности, переоценки роли государственного контроля и надзора. В русле данной тенденции за последние несколько лег было принято значительное число новых нормативно-правовых актов, направленных на регулирование отношений в области строительства. Первым и наиболее важным из них является Градостроительный кодекс РФ 2004 года 3 (далее ГрК РФ), многие принципиальные нормы которот вступили в силу совсем недавно, а некоторые еще ожидают своего вступления.
Большое количество законодательных нововведений и правоприменительных проблем, многие из которых еще не успели стать предметом научпого анализа, предопределяет направленность работы на изучение актуальных практических аспектов правоотношений в сфере строительства, и, главным образом, оценки эффективности существующего административно-правового инструментария, который используется в целях регулирования данной сферы.
Бесспорная значимость места, которое занимает строительство в структуре общественного производства, удельный вес затрагиваемых им 1 «Российская газета» — Федеральный выпуск АМ353 от 27 апреля 2007 г. а httprfAvww.^ru/bgd/fi«/BW _03.’l ss V W W.cxe’S(g/cW2/1 л .Mm. 1 СЗ РФ or 3 января 2005 і. № ) (часть I) ст. 16.
6 общественных отношений, низкая степень разработанности вопроса о современной роли административного контроля и надзора в системе регулирования строительной отрасли, отсутствие в практике управления четкого представления ді понимания природы существующих контрольно-надзорных институтов обусловили выбор темы настоящего диссертационного исследования, специфику рассмотрения отдельных составляющих его вопросов.
Степень разработанности проблемы.
К сожалению, приходится констатировать, что в истории науки административного права тема государственного регулирования в области строительства редко выступала в качестве отдельного, специального объекта исследования.
Среди специализированных диссертационных исследований, в той или иной степени затрагивающих отдельные аспекты изучаемой проблемы, можно назвать работы С.А. Кузнецовой, В.В. Муромцева, Л.М. Абрамовича, Г.Д. Денисовой, А.В. Врхова и другие 1 .
Кузнецовой освещены история развития н становление органов управления строительством в России, особенности системы органов исполнительной власти в сфере строительства, полномочия органов местного самоуправления, проблемы лицензирования и др.
Важно отметить, что автором затронут вопрос о месте и соотношении контроля и надзора в системе административно-правового регулирования в строительстве. Однако работа не содержит глубокого анализа указанной проблемы, и сделанные автором выводы представляются спорными. Также у автора отсутствует системность в подходе к рассмотрению вопроса о соотношении градостроительного и строительного законодательства (права). Помимо этого, на текущий момент многие аспекты данной работы утратили свою актуальность в связи с принятием нового ГрК от 2004 года, а также отменой лицензирования строительной деятельности.
Таким образом, даже существующие на сегодняшний день научные труды но рассматриваемой теме, ввиду последних изменений законодательства, уже не соответствуют современным правовым реалиям, и многие важнейшие аспекты исследования, по сути, будут в данной работе затронуты впервые.
В то же время необходимо отметить, что теоретической базой для изучения строительства как частной, особой сферы государственного регулирования послужили многочисленные труды ученых-правоведов, посвященные общим вопросам организации и функционирования государственного управления, а также отдельным его институтам и элементам.
Вопросам государственного управления и организации системы исполнительной власти посвящен целый ряд научных трудов отечественных учепых-административистов таких, как: Л.П. Алехин, Г.В. Атаманчук, ММ. БаЙТИН, Д.Н. Бахрах, И.А. Василенко, Н.И. Глазунова, Ю.М.
Козлов, М.Н. Конин, A.M. Кононов, В.М. Манохин, Н.И. Побежимова, Л.Л. Попов, Б.В.
Российский, Ю.Н. Стари лов, Ю.А. Тихомиров и другие.
Большой объем научно-практического анализа градостроительного законодательства содержится в работах С.А. Боголюбова, О.И Крассова, Л.Н. Королева и других.
Объект исследовании. Объектом данного исследования являются правовые отношения, складывающие между органами исполнительной власти, осуществляющими функции регулирования в области строительства, и субъектами строительного производства в процессе реализации последними своих прав и выполнения возложенных обязанностей.
Предметом исследовании выступают правовые основы организации и функционирования государственной администрации, осуществляющей регулирование в изучаемой сфере, правовые механизмы реализации ими своих полномочий, а также судебная практика по рассмотрению споров в сфере строительной и градостроительной деятельности.
Цели и задачи исследовании. Основная цель данной работы состоит в комплексном исследовании сущности и содержания системы административно-правового реіулирования в области строительства на основе анализа теоретических положений правовой науки, изучения законодательства, регламентирующего процесс реализации контрольно-надзорного регулирующего воздействия, обобщения материалов юридической практики.
Содержание указанной цели определяет постановку следующих задач диссертационного исследования: рассмотреть и проанализировать строительство как сферу общественных отношений; определить специфику его общеправовой регламентации; определить функции и задачи государственного регулирования в данной сфере; выделить и изучить систему законодательства, регулирующего строительство как производственный процесс и как сферу государственного воздействия; определить сущность и сооїношенис категорий «государственный контроль» и «государственный надзор», оценить соответствие сложившихся по данному вопросу научно-правовых концепций действующему законодательству; выделить основные элементы системы государственного надзора в области строительства; рассмотреть специфику и проблематику отдельных контрольно-надзорных инарумептов административно-правового регулирования строительной деятельности, провести их правовой анализ; проанализировать проблемы административной ответственности за правой ару шеїш я в данной сфере, в свете последних изменений з акон одател ьства; выработать рекомендации по совершенствованию действующего законодательства.
Методолог и чес кап и теоретическая основы диссертации. В качестве методологической основы настоящего исследования были использованы: основные принципы и категории диалектики; метод анализа и синтеза; логический метод, включая метод дедукции и индукции; метод моделирования; метод системно-структурного анализа; метод формально-юридического и грамматического толкования; метод сравнительного правоведения.
Теоретическую ocnouy диссертации составляют: специальная юридическая литература, научные разработки по общей теории права, теории государственного управления, социологии, исследования в области административного, конституционного, гражданского права, других отраслевых юридических наук.
Норма пшио-правоиан и эмпирическая основы исследовании. Изучение рассматриваемой проблемы осуществлялось на основе анализа обширной нормативной базы. При написании диссертации автор опирался на Конституцию РФ, федеральные конституционные законы, федеральные законы, подзаконные нормативные акты, законы и иные нормативные акты Саратовской области и других субъектов РФ, постановления и определения Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ, другие правовые акты и судебную практику.
Научная новизна диссертации заключается в том, что соискателем проведено одно из первых в науке административного права комплексное монографическое исследование проблемы государственного контроля и надзора в системе административно-правового регулирования области строительства, предпринята попытка раскрытия сущности данною направления деятельности государственной администрации, се содержания и значения в условиях современной экономической и полити ко-правовой системы.
Новизна работы находит непосредственное выражение в положениях, выносимых на защиту:
1. Отличительной особенностью строительства, выделяющей его из ряда других сфер материального производства, является то, что в качестве главного средства правового воздействия на отношения в данной сфере выступает административно-правовое регулирование. Исключительно высокая степень концентрации регулирующего административно-правового воздействия со стороны государства на данную сферу общественных отношений обусловлена следующими специфическими чертами объектов строительной деятельности: а) недвижимость; б) социальная значимость; в) потенциальная опасность.
В рамках предметной систематизации весь объем функций органов государственного управления в строительстве условно делится на три основных интегрированных блока: социально-экономические функции, функции по осуществлению контроля и надзора и функции технического регулирования.
Одним из обозначенных направлений проводимой в России административной реформы является организационное разделение функций регулировании экономической деятельности, надзора и контроля, управления государственным имуществом и предоставления государственными организациями услуг гражданам и юридическим лицам. Это обусловливает необходимость принятия специального федерального закона, закрепляющего легальные дефиниции государственного контроля и надзора, систему общих организационных принципов, перечень приемов и способов осуществления этих функций, состав и статус субъектов этих правоотношений. В этом нормативном документе должны содержаться четкие определения категорий: предмет контроля и надзора, подконтрольный и поднадзорный субъект, подконтрольный и поднадзорный объект, и др.
В основе объективного разграничения контроля и надзора, как функций государственною управления, лежат различия охраняемых государством интересов. В рамках отношении по поводу осуществления: контроля государство выступает в качестве непосредственно заинтересованного субъекта, являющегося участником контролируемых им отношений, что обусловливает наличие права проверять не только законность, но и целесообразность деятельности подконтрольного субъекта. В рамках надзорных правоотношений государство выступает в качестве незаинтересованного, т.е. не вовлеченного в проверяемые материальные отношения субъекта, осуществляющего проверку деятельности поднадзорного субъекта исключительно на предмет законности. Надзирающий орган, в отличие от контролирующего, не является участником проверяемых отношений. Контроль и надзор представляют собой принципиально разные функции, порождающие разные правоотношения, в рамках которых государство выступает в разной роли, и соответственно, применяет разные приемы и средства.
На основе проведенного анализа качества и структуры современных экономических отношений в РФ, характеризующихся преобладанием частной собственности и свободой хозяйственной деятельности, формулируется вывод о том, что в качестве основного средства обеспечения законности в области строительства должен выступать именно надзор. При этом государственный контроль в строительстве сохраняется, однако его применение носит ограниченный характер.
В качестве основных надзорных функций в сфере строительства автор выделяет следующие: а) государственная экспертиза проектной документации и результатов инженерных изысканий; б) выдача разрешения на строительство; в) государственный строительный надзор; г) выдача разрешения ввод объектов в эксплуатацию.
7. Современное градостроительное законодательство характеризуется отсутствием четкого подхода к определению правовой природы отдельных контрольно-надзорных зінститутов, что является препятствием на пути дальнейшего упрощения и совершенствования механизма государственного регулирования в области строительства. В связи с этим представляется целесообразным принятие в Градостроительный Кодекс РФ ряда поправок: а) в ст.
49 ГрК РФ закрепить статус государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий как ІЗ процедурі.! государственного административного надзора; отменить договорной способ оформления отношений между участниками данной процедуры; б) исключить из текста ч. 1 ст. 51 ГрК РФ положение о том, что разрешение на строительство представляет собой документ «дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт», поскольку данное положение противоречит общей концепции ГрК РФ 2004 года, а также нормам Гражданского кодекса Российской Федерации; в) ввести положение, согласно которому функции по проведению экспертизы проектной документации передаются органам, осуществляющим государственный строительный надзор. Объединение этих надзорных механизмов в рамках единой организационной структуры в целом позволит повысить эффективность надзорного воздействия государства в изучаемой сфере регулирования; г) расширить предмет государственного строительного надзора, дополнив ч. 2 ст. 54 ГрК РФ, положением о том, что в предмет государственного строительного надзора входит проверка наличия разрешения на ввод объекта в эксплуатацию. Таким образом, должно быть установлено соответствие между надзорными и юрисдикционными полномочиями органов, осуществляющих государственный строительный надзор.
Научная и практическая значимость работы. Теоретический анализ проблемы, составляющей предмет диссертационного исследования, основывается на научной разработке вопросов реализации контрольно-надзорных функций в системе механизма государственного регулирования строительной сферы, оставленных, фактически, без внимания со стороны правовой науки.
Научная значимості, работы заключается и выделении государственного регулирования в области строительства в качестве самостоятельной области научно-правового познания.
Обобщения и выводы о содержании государственного регулирующею воздействия, о реализации era основных механизмов могут найти приложение и дальнейшее развитие в научных исследованиях, связанных с изучением как сферы строительства, так и общих вопросов управления.
В диссертации разработаны предложения, выводы и рекомендации но совершенствованию функциональной структуры государственных органов управления и механизмов регулирующего воздействия на строительно-производственные процессы, что позволит, в целом, повысить эффективность и качество административно-правового регулирования данных отношений и, таким образом, будет содействовать укреплению законности и правопорядка.
Материалы диссертации могут использоваться в учебном процессе, при преподавании курса административного права.
Результаты исследования также могут найти свое применение в практической юридической работе, в том числе в правоприменительной деятельности органон государства.
Апробация результатов исследовании. Основные положения и выводы диссертации докладывались и обсуждались на заседаниях кафедры административного права и государственного строительства Поволжской академии государственной службы, диссертация прошла обсуждение и была рекомендована к защите на кафедре административного и финансового права Российского университета дружбы народов. Научные выводы автора обсуждались в Арбитражном суде Саратовской области. По проблемам государствен ного регулирования в области строительства опубликованы шесть научных статей.
Структура диссертационной работы обусловлена целью и задачами исследования и включает в себя введение, две главы, подразделяемые на параграфы, заключение, список использованных источников.
Понятие строительной деятельности как сферы административно-правового регулирования
Социальное, экономическое, экологическое значение строительства трудно переоценить. Без строительства, человек — пещерное животное, не способное осуществлять серьезные преобразования окружающей среды, а способное лишь пользоваться се плодами. В результате строительной или градостроительной деятельности создается особая, специфическая среда жизнедеятельности. Это — место, где человек постоянно проживает и работает, т.е., как правило, территория поселений. Or состояния этой среды, от тою, насколько она комфортна, благоприятна и безопасна, зависят условия проживания миллионов людей .
Что же такое строительство? Данную категорию можно рассматривать в различных ипостасях: это и сфера экономики, и профессия, и даже искусство. Таким образом, строительство может изучаться в рамках совершенно различных отраслей науки.
Градостроительный кодекс рассматривает строительство как составную часть градостроительства. Так, в ст. I ГрК РФ дается следующее определение:
— градостроительная деятельность — деятельность по развитию территорий, в том числе городов и иных поселении, осуществляемая в виде территориального планирования, градостроительного зонирования, планировки территорий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, капитального ремонта, реконструкции объектов капитального строительства.
Как видим, понятие «градостроительство» включает в себя чрезвычайно широкий комплекс общественных отношений по территориальному развитию, среди которых, однако, можно выделить два основных направления: деятельность по планированию и зонированию территорий и непосредственно производственная деятельность по проектированию, строительству, реконструкции и капремонт) различных зданий И сооружений. Первое направление представляет собой систематизированную, осуществляемую на основе и во исполнение законов управленческую деятельность федеральных, региональных и местных органон исполнительной власти, результатом которой, как правило, являются особый род нормативных документов — градостроительные документы. К таковым относятся: схемы территориального планирования, правила землепользования и застройки, генеральные планы поселений и Др. Однако, данная сфера деятельности не входит в непосредственный объект нашего исследования и будет рассматриваться лишь в контексте ее взаимосвязи с системой регулирования строительного производства.
Понятие и соотношение государственного контроля и надзора в строительстве
Некоторое время часть российского общественного мнения была подвержена определенным иллюзиям относительно сущности рыночной экономики, которая якобы не требует никакого государственного вмешательства и полностью способна управлять сама собой. Сейчас несостоятельность такой точки зрения и вред, причиняемый ею обществу, очевидны. Даже негосударственный сектор экономики нуждается в довольно значительном вмешательстве государственных органов, а тем более недопустимо какое-либо самоустранение власти от регулирования і-осударствснного сектора и контроля за деятельностью соответствующих органов исполнительной власти .
Государственный контроль» является необходимым элементом государственного управления, функцией органов государственной власти и призван обеспечить нормальную жизнедеятельность общества. Контроль представляет собой один из важнейших каналов получения объективной информации о жизни общества в целом, о тех политических, экономических и социальных процессах, которые происходят в государстве, о деятельности его органов управления .
Фундаментальные (стратегические) изменения, произошедшие в политической и социально-экономической сферах России в последние годы, потребовали серьезного реформирования института государственного управления и контроля. Ситуация в настояшее время характеризуется затянувшейся стадией определения н формирования различных элементов, составляющих систему государственного контроля2.
Общеизвестно, что иметь только требуемое количество хороших законов и других нормативно-правовых актов еще недостаточно для оптимального регулирования общественных отношений. Основное при этом — обеспечение их точного исполнения теми, кому доверено их применение. В целях укрепления законности и дисциплины в сфере исполнительной власти проводится огромная работа.
Это — совершенствование системы органов исполнительной власти и более четкое регламентирование их правового статуса; определение должностных обязанностей и прав государственных служащих, пределов их личной ответственности; принятие правовых актов, предусматривающих административный и судебный порядок восстановления нарушенных прав и законных интересов іраждан; воспитание у іраждан чувства уважения к закону, повышение их правовой культуры. Имеете с тем действует особая система государственных органов и общественных организаций, на которую возложена обязанность по поддержанию и укреплению законности и дисциплины в сфере исполнительной власти. Применяемые ими различные правовые и организационные виды и методы деятельности, практические приемы, операции, формы работы обобщенно называются способами обеспечения законности. Важнейшими среди этих способов, по мнению большинства исследователей, являются контроль и надзор.
Вопрос о способах обеспечения законности и поддержания правопорядка в сфере государственного управления является дискуссионным1. Так, Д.Н. Овсяпко выделяет такие способы обеспечения законности, как контроль, надзор и обжалование (реализация прана жалобы); Л.П. Кориеев — два основных способа: контроль и надзор; В.М Манохин и Ю.С.
Адушкин четыре способа правоохранительной деятельности: контроль, надзор, контрольно-надзорная деятельность, правовые услуги населению и организациям и т.д.2 В связи с этим, прежде чем приступить к изучению механизма реализации государственного контрольно-надзорного воздействия непосредственно и области строительства, нам необходимо остановиться на рассмотрении понятий государственною контроля и государственного надзора. Как видим, в науке административного права нет единой точки зрения по поводу вопроса о сущности контроля и надзора, а также о соотношении этих двух понятий.
Б.В. Муромцев, характеризуя сложившуюся ситуацию, говорит о том, что анализ научной литературы свидетельствует об отсутствии единства в определении сущности контроля. Авторы трактуют понятие контроля по-разному: средство, форма, элемент, функция и т.д. Действующее законодательство и подзаконный нормативный правовой материал не проводят четкой границы между контролем и его специфической разновидностью — надзором. В работах юристов различных отраслей права термины «контроль» и «надзор» часто употребляются как идентичные3.
Государственная экспертиза проектной документации и результатов инженерных изысканий
Требования об осуществлении строительства в соответствии с разработанной проектной документацией и результатами инженерных изысканий устанавливаются ГрК и являются обязательными для большинства объектов строительства.
Инженерные изыскания для подготовки проектной документации для строительства, реконструкции являются видом строительной деятельности, обеспечивающей комплексное изучение природных условий и факторов техногенного воздействия в целях рационального и безопасного использования территорий и земельных участков в их пределах, подготовки данных по обоснованию материалов, необходимых для архитектурно-строительного проектирования, составление прогнозов взаимодействия объектов капитального строительства с окружающей средой, обоснование их инженерной защиты и безопасных условий жизни населения (ст. 47 ГрК РФ).
Архитектурно-строительное проектирование заключается в подготовке проектной документации объектов капитального строительства и является неотъемлемым элементом процесса строительной деятельности. Проектная документация — это материалы в текстовой форме и материалы в графической форме: карты (схемы), определяющие архитектурные» функционально-технологические, конструктивные и инженерно-технические решения для обеспечения строительства, реконструкции объектов капитального строительства, их частей, капитального ремонта таких объектов и их частей (ст. 48 ГрК РФ).
Принимая во внимание важность двух первоначальных стадий строительства, ГрК РФ подробно регламентирует процесс их осуществления, в том числе определяет круг лиц, имеющих право на выполнение инженерных изысканий и проектирование, требование к документации и случаи, когда ее подготовка не требуется, и т.д.
Однако любые нормы должны иметь механизм, обеспечииающий их выполнение, иначе они являются не более чем рекомендацией. Поскольку инженерные изыскания, как и архитектурно-строительное проектирование, в отличие от, собственно, строительства, являются, по большей части, процессами интеллектуальной деятельности, осуществление какого-либо надзора за ними со стороны государства представляется трудно выполнимым. Кроме того, далеко не каждый разработанный проект, вообще, доходит до стадии реализации.
В данной ситуации, ввиду невозможности и нецелесообразности осуществления непосредственного текущего надзора за указанными процессами, государство берет на себя обязанность проверки лить конечных результатов данной деятельности, и то лишь в случае, если проектировщик (застройщик) намерен и готов воплотить свой проект в реальность. В то же время, если рассматривать государственный надзор за осуществлением строительства как единую целостную систему, очевидно, что процедура экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий (далее РИИ) является его первоначальной стадией. Так, Д.Н. Бахрах называет проведение экспертиз и выдачу заключений на проекты строительства разновидностью «предварительного контролі!», являющегося, в свою очередь, одним из основных направлений административного надзора .
Сам термин «экспертиза» происходит от латинского expertus (французского expertise) — опытный. В общем виде под экспертизой понимают применение для исследования тех или иных вопросов специальных познаний из области науки, техники, искусства и т. д. В последнее время экспертиза находит все более широкое применение в жизни общества, распространяясь на новые сферы деятельности: государственно-правовую, социально-экономическую, научно-техническую и иные.
Проведение экспертизы — весьма сложная, ответственная и трудоемкая деятельность, предполагающая соблюдение определенных правил, процедур и условий. Как правило, под экспертизой понимается либо совокупность определенных целенаправленных действий исследовательского характера, либо результат таких действий . Однако содержательные характеристики экспертной деятельности не позволяют нам делать вывод по поводу проблемы, которая ставится в качестве центральной в настоящем параграфе, а именно, по поводу правовой природы и правовой формы института экспертизы проектной документации и РИИ. Сложность и неоднозначность этой проблемы обусловлена тем, что отношения, возникающие по поводу реализации данного института, носят как административно-правовой, так и гражданско-правовой характер. Рассмотрев все элементы административной процедуры экспертизы проектной документации, попытаемся сделать ряд выводов, относительно обозначенной проблемы.
К сожалению, сам ГЪК РФ не дает определения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий, однако в п. 5 ст. 49 указано, что предметом государственной экспертизы являются оценка соответствия проектной документации требованиям технических регламентов, в том числе санитарно-эпидемиологическим, экологическим требованиям, требованиям государственной охраны объектов культурного наследия, требованиям пожарной, промышленной, ядерной, радиационной и иной безопасности, а также результатам инженерных изысканий, и оценка соответствия результатов инженерных изысканий требованиям технических регламентов.
Выдача разрешения на ввод объекта в эксплуатацию
Выдача разрешения на ввод объекта в эксплуатацию является завершающим этапом реализации механизма административно-правового регулирования строительного процесса. С точки зрения обеспечения надежности, безопасности объектов строительства либо соблюдения градостроительных норм и правил данная процедура не имеет столь принципиального значения, поскольку данные вопросы, как правило, должны решаться в ходе осуществления ГСН. Однако с точки зрения правовых последствии выдача разрешения на ввод объекта в эксплуатацию имеет особую важность. В наиболее общем виде это проявляется в том, что разрешение на ввод в эксплуатацию представляет собой юридический факт, который, во-первых, служит основанием для прекращения совокупности строительных и градостроительных отношений по поводу создания конкретного строения или сооружения, во-вторых, является одной из основных предпосылок возникновения отношений по поводу собственности на ГОТОВЫЙ объект недвижимости, а также иных правоотношений.
Как и предыдущие рассмотренные механизмы процедура выдачи разрешения на ввод объекта в эксплуатацию детально регламентирована новым ГрК РФ. Сірого говоря, данная процедура является новеллой отечественного законодательства.
Гак, ГрК РФ 1998 года никак не регулировал данные вопросы, в связи с чем, указанные вопросы регулировались многочисленными подзаконными нормативными актам. Данные нормативные акты предусматривали процедуру приемки законченных строительством объектов государственными приемочными комиссиями. В состав таких комиссий, как правило, входили представители заказчика (застройщика), эксплуатационной организации, генерального подрядчика, генерального проектировщика, органов местного самоуправления, органов государственного санитарного надзора, органов государственного пожарного надзора, а также представители ведомств и иных организации при строительстве соответствующих объектов. Приемка в эксплуатацию законченных строительством объектов государственными приемочными комиссиями оформлялась актами. Акты о приемке в эксплуатацию объектов подписывались председателем и всеми членами комиссии.
ГрК РФ 2004 года предусматривает качественно иной порядок ввода объекта в эксплуатацию в отличие от порядка, предусматриваемого подзаконными нормативными актами. Прежде всего, исключается порядок приемки объектов государственными приемочными комиссиями. Кроме того, предусматривается единый порядок ввода объекта п эксплуатацию независимо от особенностей отдельных видов объектов. В соответствие с ч. 1 ст. 55 ГрК РФ разрешение на ввод объекта в эксплуатацию представляет собой документ, который удостоверяет выполнение строительства, реконструкции, капитальною ремонта объекта капитального строительства в полном объеме в соответствии с разрешением на строительство, соответствие построенного, реконструированного, отремонтированного объекта капитальною строительства градостроительному плану земельного участка И проектной документации. Таким образом, можно выделить две основные функции разрешения на ввод объекта в эксплуатацию:
— удостоверение факта создания (изменения параметров) объекта недвижимости;
— удостоверение соответствия созданного объекта градостроительному плану земельного участка и проектной документации.
На наш взгляд, формулироика «. выполнение строительства в соответствии с разрешением на строительство. » является некорректной, поскольку, как уже рассматривалось, разрешение на строительство само по себе не может содержать какого-либо волеизъявления, равно как требований и условий. Поэтому, удостоверять разрешением на ввод в эксплуатации тот факт, что строительство было выполнено в соответствие с разрешением на строительство бессмысленно. Видимо такая формулировка ч. 1 ст. 55 ГрК РФ свидетельствует о намерении законодателя наиболее исчерпывающим образом охарактеризовать данную процедуру как заключительную, в ходе которой подводятся окончательные итоги как, непосредственно, производственной деятельности, так и совокупности контрольно-надзорных мероприятий, осуществлявшихся со стороны государственной (муниципальной) администрации. Тем не мене на основе данного положения можно сделать вывод, что разрешение на ввод объекта в эксплуатацию требуется только в случае, если для создания (изменения параметров) данного объекта требовалось разрешение на строительство
Что касается органов, осуществляющих выдачу разрешений на ввод объектов в эксплуатацию, то в данном случае действует простой и закономерный принцип. Согласно ГрК РФ разрешение на ввод объекта в эксплуатацию выдается теми же органами, которые выдавали разрешение на строительство. Таким образом, в отношении большинства строительных объектов разрешение на ввод в эксплуатацию выдастся органами местного самоуправления.
Источник: www.dslib.net
Административный контроль
Административный контроль строительства в целях ограничения неблагоприятного воздействия строительно-монтажных работ на население и территорию в зоне влияния ведущегося строительства ведется органами местного самоуправления или уполномоченными ими организациями (административными инспекциями и т. п.) в порядке, установленном действующим законодательством.
Надзор заключается в предварительном установлении условий ведения строительства (размеры ограждения стройплощадки, временной режим работ, удаление мусора, поддержание порядка на прилегающей территории и т. п.) и в контроле соблюдения этих условий в ходе строительства. Ответственным перед органом местного самоуправления является застройщик, если иное не установлено договорами.
Похожие книги из библиотеки
Гравировальные работы. Техники, приемы, изделия
Если вы решили освоить искусство гравирования – художественной обработки металла, эта книга для вас. Свойства металлов, способы подготовки материала, необходимые инструменты и приспособления, основные приемы и техники гравирования, методы отделки готовых изделий, образцы графики – издание будет полезно не только начинающим, но и опытным мастерам.
Веревочные крепления и узлы
Оказывается, обыкновенную бельевую веревку можно довести до совершенства. Главная ее особенность – в специальном плетении, на основе которого делаются все известные канаты и буксировочные тросы для различной нагрузки.
Автор собрал, систематизировал и предлагает читателям полную «энциклопедию» различных по сложности плетений и узлов – для домашнего творчества, туризма, рыбалки, охоты, загородного отдыха и применения в быту, в том числе плетения для кос. Приведенные узлы и их описания можно применять универсально – от лески и «шпагата», полевой армейской проволоки (повышенной стойкости к разрыву) до пеньковых канатов, удерживающих у причала яхты.
Примеры узлов и плетений, представленные в хорошо иллюстрированной книге, помогут обходиться «своими силами» во многих жизненных ситуациях, не уповая на торговые точки. В книге практических советов представлены справочные данные критической нагрузки на наиболее популярные (доступные в магазинах) веревочные канаты. Кроме того, больше не нужно вязать тугие узлы, сращивать и натягивать веревки, использовать для крепления металлические крючки; все это может заменить один из крепких и несложных узлов, представленных в книге. Материал книги основан на одной простой идее: достижения добровольцев-любителей зачастую превосходят достижения экспертов глобальных корпораций и спецслужб, а коллективный разум более продуктивен, чем отдельный, даже самый гениальный человек. Книга для широкого круга читателей.
Гравировальные работы. Техники, приемы, изделия
Если вы решили освоить искусство гравирования – художественной обработки металла, эта книга для вас. Свойства металлов, способы подготовки материала, необходимые инструменты и приспособления, основные приемы и техники гравирования, методы отделки готовых изделий, образцы графики – издание будет полезно не только начинающим, но и опытным мастерам.
Современный квартирный сантехник
Книга представляет собой подробное и наглядное руководство по выполнению большинства сантехнических работ в доме, начиная с выбора материалов и составления сметы и заканчивая установкой раковин, моек, унитазов, а также бытовых приборов (стиральных и посудомоечных машин, водонагревателей и пр.). Описаны работы по замене сантехники, а также выполнение срочных работ по прочистке засоров в раковинах, ремонту смесителей, сливных бачков и других сантехнических приборов, а также устранению разрывов в трубах. Показаны особенности работы с различными типами труб (медными, пластиковыми, оцинкованными, чугунными, керамическими, стекловолоконными и др.). 375 иллюстраций наглядно демонстрируют все этапы выполняемых работ. Материал второго издания адаптирован для России.
Книга ориентирована на профессиональных прорабов, мастеров, начальников участков, управляющих проектами, а также на граждан, нуждающихся в улучшении своих жилищных условий, но не имеющих достаточно средств и строительных умений для возведения своего коттеджа или для ремонта квартиры. Теоретический материал сопровождается иллюстрациями, поясняющими различные аспекты производства строительных работ. Отличие справочника от других изданий заключается в особом акценте, сделанном на безопасность и качество работ в сочетании с их минимальной стоимостью. В книге детально (с опорой на СНиПы и опыт автора) описывается выполнение на территории Российской Федерации земляных, каменных, бетонных, отделочных и других основных видов строительных и ремонтных работ. Наглядность изложения обеспечивается использованием множества таблиц, схем и формул.
Разделы Библиотеки
О проекте «Строим-Домик»
На портале собраны книги, публикции и справочные материалы относящиеся к строительству и ремонту домов, коттеджей или дач.
Источник: stroim-domik.ru