Атланты на фасаде — скульптуры и горельефные изображения атлетически сложенных полуобнаженных мужчин. Их используют в качестве несущих элементов: вертикальных опор (колонн, столбов, пилонов) и кронштейнов. Горельефы атлантов могут украшать и пилястры — имитации колонн в виде плоских выступов на стене.
Назначение атлантов и их связь с другими архитектурными элементами
Применение атлантов полностью соответствует контексту происхождения этого визуального образа. В переводе с латинского Atlantus означает «несущий». В древнегреческой мифологии так звали брата Прометея, наделенного огромной силой титана, но слишком доверчивого и самоуверенного. После проигрыша в борьбе богам с Олимпа, те обратили его в камень и обрекли вечно поддерживать небесный свод близ сада Гесперид на крайнем Западе. Эта легенда нашла отражение во многих объектах культуры и искусства: картинах, фресках, скульптурах и пр.
Атланты портика здания Нового Эрмитажа в Санкт-Петербурге, 1849 г. Скульптор: А. И. Теребенев по проекту Л. фон Кленце
Секрет Атлантов Эрмитажа. Фальсификация истории Санкт-Петербурга.
Атлас – синонимичное имя персонажа и название фасадного элемента. Существуют и другие синонимы, которые уточняют и расширяют смысловые оттенки исходного понятия в архитектуре:
Дословный перевод или смысл
Аналогичные скульптуры и горельефы в виде женских фигур, часто задрапированных в туники, называют кариатидами. Они выполняют те же функции, что и атланты: опорную и декоративную.
Таким образом, фасадные теламоны в качестве несущих элементов горизонтальных перекрытий, балконов, лоджий, карнизов обладают уникальным смысловым оттенком. Форма таких опор полностью очеловечена, и в этом обстоятельстве заключен дополнительный декоративный потенциал для реализации предпочтений заказчика.
Разновидности атлантов
По степени выпуклости (высоте) над плоскостью фасада теламоны могут быть:
- Барельефными — выступают над уровнем не более чем на ½ объема («низкий рельеф»);
- Горельефными — выступают над уровнем более чем на ½ объема («высокий рельеф»);
- Скульптурными — полностью отделенными от плоскости.
Атлантов трудно классифицировать по внешнему виду. Согласно ГОСТ 23342-2012, их внешний вид не регламентирован официальными документами. Позы, прическа, возраст, размеры статуй могут быть любыми, а одежды и вовсе отсутствовать. Однако часто их стараются делать одинаковыми — в рамках выбранной модели — для всего фасада или его части. Другое распространенное решение — реализовать скульптурные элементы в зеркальном повороте для симметричного расположения.
Обнаженные атланты на фасаде особняка Белосельских-Белозерских (г. Санкт-Петербург) симметрично повернуты друг к другу
Очеловеченные опоры могут быть и вовсе непохожи друг на друга. В этом случае, с технической точки зрения, каждая из них является отдельной скульптурой, что увеличивает срок производства и стоимость входной архитектурной группы. Подходящей иллюстрацией являются теламоны у преддверия доходного дома С. Ф. Англареса (г. Санкт-Петербург).
Эрмитаж, Атланты, колонны — загадки и проверка металлодетектором
Каждый из них стоит в своей позе; различаются выражение лиц и детали одежды. Архитектурные критики отмечают, что в этих фигурах нет ничего благородно античного: они напоминают либо варваров, либо агрессивных бородатых бурлаков.
Таким образом, атлантов внутри отдельной группы для конкретного здания можно разделить на повторяющиеся (одинаковые), симметричные и отличные друг от друга.
Современное применение атлантов в архитектуре
Пик применения атлантов и кариатид в архитектуре культурной столицы России — Санкт-Петербурге, как и во всей западной Европе, — пришелся на XVIII — начало XX вв., когда центр города подвергся активному формированию. В конце 60-х гг. XVIII века, с распространением стиля барокко, возникла потребность в нестандартном и пышном фасадном декоре. На помощь пришли ангелы (путти), кариатиды, атланты, маскароны, гирлянды и пр.
П. Н. Матвеев в книге «Атланты и кариатиды Петербурга» делится коллекцией из 300 адресов зданий, украшенных лепными и скульптурными антропоморфными опорами обоих полов. Наиболее известные архитектурные объекты, где можно увидеть воочию атлантов из прошлого:
- Особняк Мясникова;
- Доходный дом Веге;
- Особняк Демидовых.
Вычурность фасадного оформления пошла на спад с приходом в архитектуру моды на классицизм, но с середины XIX века начал набирать силу модерн, а с ним — и новый всплеск интереса к опорным очеловеченным элементам. После революции 1917 г. их использование в отделке было прекращено.
В современной архитектуре атланты востребованы как уникальный фасадный элемент, который может выразить фантазии и взгляды заказчика. Их применяют для украшения входных групп и фасадов особняков и загородных домов, храмовых и статусных зданий.
Материалы для создания атлантов
Классическими материалами для создания фасадных атлантов являются камень, гипс, глина, бронза, бетон. Из современных составов часто применяют полимерные бетоны, например, литьевой мрамор. Дерево имеет слишком много недостатков в плане показателей устойчивости к атмосферным, биологическим, а также механическим воздействиям, и потому использовать его в экстерьерной отделке не рекомендуется.
Бронза — это сплав, свойства которого можно корректировать на этапе производства. Современные виды бронзы обладают повышенной прочностью, твердостью и необходимой устойчивостью к коррозии.
Изначально высокая стоимость материала, не считая стоимость отливки по индивидуальному заказу.
Экологичность, безопасность, универсальность, возможность быстрой реставрации, высокие декоративные свойства, отсутствие отходов.
Гигроскопичность, из-за которой не подходит для внешних работ.
Экологичность, низкая стоимость, отсутствие отходов, пожаробезопасность.
Не подходит для внешней отделки, так как в исходном виде размокает при контакте с водой. Хрупкость даже после обжига.
Универсальность, доступность, распространенность строительного состава. Высокие показатели прочности на сжатие.
Большой вес изделий по сравнению с элементами из полимеров.
Долгий и сложный процесс производства фигур по индивидуальным эскизам, что закономерно отразится на стоимости.
Соблюдение технологии отливки остается на совести производителя, поэтому могут возникать трещины даже в новых изделиях.
Литьевой мрамор (полимербетон)
Возможность имитации природного камня, а также быстрой реставрации поврежденных участков. Легкий вес элементов по сравнению с аналогичными из бетона, устойчивость ко всем видам воздействий.
Пожароопасность и высокая стоимость из-за полимеров в составе.
Строительные нормы и правила на установку и создание атлантов
Изделия архитектурно-строительные из природного камня
Устанавливает, что его действие не распространяется на сложнопрофильные изделия, а именно — скульптуру (п. 1).
Общественные здания и сооружения
Независимо от внешнего вида и художественной ценности, расположение и установка атлантов должны удовлетворять требованиям (в том числе к безопасности), предъявляемым к общественным зданиям и сооружениям.
Несущие и ограждающие конструкции
Распространяется на строительство и реконструкцию зданий во всех отраслях народного хозяйства.
Атланты на фасаде из камня
Самый известный пример применения каменных теламонов для фасадного декора — атланты, поддерживающие антаблемент портика у входа в Новый Эрмитаж. Задумка архитектора Лео фон Кленце заключалась в том, чтобы скопировать скульптуры из древнегреческого храма Зевса, подвергшегося разрушению.
В марте 1844 г. прошел конкурс на лучшие скульптурные работы, которым выпадет честь украсить входную группу. Его выиграли глиняные модели скульптора А. И. Теребенева. 150 каменотесов 3 года трудились над обработкой твердой низкопористой горной породы с исключительными декоративными свойствами, чтобы получить 10 исполинских атлантов по 5 метров в высоту.
По рекомендации зодчего В. П. Стасова, для создания теламонов использовали сердобольский гранит с глянцем, что хорошо видно на фотографии со вспышкой. Блеск был необходим, чтобы избежать сходства с булыжником и при этом в полной мере использовать прочностные свойства камня.
Постаменты под титанами выполнены из другого вида гранита — красновато-бурого рапакиви, который отличается красивой крупной зернистостью. Ее образуют вкрапления ортоклаза, полевого шпата и кварца.
Композиция из гранитных атлантов обычно полностью поглощает внимание посетителей, и потому мало кто обращает внимание на архитектурный курьез. Он заключается в том, что гигантские теламоны с выражением явного напряжения на лицах поддерживают визуально легкий балкон. Дело в том, что Кленце хотел установить эти фигуры в других залах, где такая мимика была бы более уместной.
С прочностью гранита, из которого сделаны скульптуры, связано несколько счастливых примет. При взрыве во время Великой Отечественной войны у одного из атлантов были повреждены пальцы, но сама фигура устояла. Считается, что тот, кто потрет поврежденную стопу, становится неуязвимым. При этом можно загадывать желание, которое, согласно народному поверью, обязательно сбудется.
Натуральный камень не имеет аналогов по своей прочности и долговечности. Для создания фасадных атлантов также подходят мрамор, кварцит, габбро, некоторые виды травертина. Ознакомиться с ассортиментом, свойствами минералов и получить консультацию специалиста можно на странице «Фасадный декор из камня» от Domoff Group.
В каталоге предложены различные формы балясин, колонн и других элементов из камня, представлены варианты обрамления проемов и облицовки домов.
Источник: domof.ru
Атлант (архитектура)
Атла́нт (также распространено название атлас) — в европейской архитектурной традиции скульптура в виде мужчины, выполняющая декоративную либо функциональную роль в поддержке перекрытия здания, балкона, карниза, проч. Может находиться на месте колонны либо пилястра. В римской архитектуре для обозначения подобной скульптуры используется термин Теламон.
Слово произошло из греческой мифологии, где Атлант был титаном, поддерживающим небесный свод и обращенным в камень (скалу).
Самые первые атланты найдены в греческом храме Зевса в Долине храмов Агридженто (Сицилия), но похожие фигуры из монолита уже были сделаны в Древнем Египте. Позже атланты были использованы в многих других культурах и играли важную роль в архитектуре барокко. Самый известный пример скульптур атлантов находится у входа в музей Новый Эрмитаж в Санкт-Петербурге.
См.также
Ссылки
Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена.
Вы можете отредактировать эту статью, добавив ссылки на авторитетные источники.
Эта отметка установлена 12 мая 2011.
- Архитектурные элементы
- Скульптуры по сюжетам греческой мифологии
- Скульптура Древней Греции
Wikimedia Foundation . 2010 .
Полезное
Смотреть что такое «Атлант (архитектура)» в других словарях:
Атлант (значения) — Атлант (др. греч. Ά̓τλας): В Викисловаре есть статья « … Википедия
атлант — Скульптурная опора в виде мужской фигуры, поддерживающая антаблемент или другой архитектурный элемент [Терминологический словарь по строительству на 12 языках (ВНИИИС Госстроя СССР)] Тематики архитектура, основные понятия EN atlantesatlases DE… … Справочник технического переводчика
Атлант — в архитектуре мужская статуя, поддерживающая перекрытие здания, портика, балкон и т. д. Атланты известны с античной эпохи (храм Зевса Олимпийского в Акраганте, ныне Агриджекто, Италия, 5 в. до н. э.), получили распространение в архитектуре 17… … Архитектурный словарь
Теламон — см. Атлант. (Архитектура: иллюстрированный справочник, 2005) … Архитектурный словарь
Минск — У этого термина существуют и другие значения, см. Минск (значения). Столица, областной центр, районный центр Минск белор. Мінск … Википедия
Источник (роман) — Источник The Fountainhead … Википедия
Список русскоязычных японистов — составлен на основе справочника С. Д. Милибанд «Востоковеды России» (в 2 т. М.: Вост. лит., 2008) В список, как правило, не включены переводчики японской литературы (кроме случаев, когда перевод сопровождается комментарием и имеет… … Википедия
Список работ Микеланджело — В тираны, в боги вымысел дало Искусство мне, и я внимал, не споря … Википедия
Ярославль — У этого термина существуют и другие значения, см. Ярославль (значения). Город Ярославль … Википедия
Микеланджело — У этого термина существуют и другие значения, см. Микеланджело (значения). В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Буонарроти. Микеланджело Буонарроти … Википедия
Источник: dic.academic.ru
Петербургская архитектура в деталях: атланты и кариатиды
Во время прогулок по Петербургу мы регулярно встречаемся с его бессменными жителями — атлантами и кариатидами. Они не присоединяются к нам, поскольку не могут отлучиться от своей работы — поддерживать здания. KudaGo продолжает серию материалов о деталях городской архитектуры и приглашает лучше узнать его каменных обитателей. Мы расскажем, откуда они к нам прибыли, в чём важность их труда и где познакомиться с самыми интересными представителями.
Кто такие атланты и кариатиды и в чём между ними отличия?
Слово «атлант» (также «атлас» или «теламон») пришло из греческой мифологии, где атлант был титаном, поддерживающим небесный свод и обращённым в камень. «Кариатида» (также «кора», то есть «девушка») впервые встречается в сочинениях архитектора Витрувия, который взял слово из греческих источников. Оно имеет несколько трактований: девушки, несущие на голове корзины со священными дарами на праздниках в честь Афины и Артемиды, или жительницы области Кария в Малой Азии, которых за измену родине превратили в рабынь и заставили носить тяжести.
Если статуя изображает женщину с корзиной плодов или цветов на голове, её также называют «канефорой». А маленьких атлантов именуют «путти».
Основное отличие между архитектурными элементами только в гендерном признаке: скульптурное изображение мужской фигуры, служащее опорой для здания, называется атлантом, женской — кариатидой. Пол определяет тяжесть ноши скульптуры: в античной архитектуре женские фигуры удерживают на своих плечах не слишком тяжёлые предметы, а небесный свод доверяют склонившим голову и плечи атлантам.
Есть исключения: нимфы-океаниды в скульптурной группе Феодосия Щедрина «Нимфы, несущие небесную сферу» для Адмиралтейства или кариатиды, которые удерживают в равновесии прозрачную сферу купола «Зингера».
Источник: kudago.com
Кариатиды и атланты
Кариатиды
Фантазия греческих зодчих не знала границ. Они создали своеобразную художественно-конструктивную форму, которая заменила колонну. Вместо колонны здание украшали скульптурные изображения человеческих фигур: женских — кариатиды, пликоры, и мужских — атланты, а римляне называли их теламоны.
В афинском храме Эрехтейон (архитекторы Архилох и Филокл, 420- 407 годы до н. э.) легкий антаблемент поддерживали скульптурные изображения женских фигур в длинных одеждах. На их головах установлены капители в виде корзин.
Зодчие нашли такие размеры фигур и расстояние между ними, что не чувствуется их напряженности, фигуры легко несут нагрузку — антаблемент. Скульптор изобразил женщин стройных, грациозных, их руки опущены вниз, фигуры задрапированы в одежду из тонкой ткани, которая плотно облегает тело.
И развалинах колоссальною храма Зевса Олимпийского в Акраганте на острове Сицилия были найдены огромные, высотой 8 метров, скульптурные изображения мужских фигур — атлантов в виде обнаженных гигантов, стоящих лицом к публике с закинутыми за голову руками и поддерживающих тяжесть верхних частей здания.
В позе атлантов чувствуется напряжение, их ярко выраженная мускулатура показывает ту силу, которая необходима, чтобы выдержать груз, давящий на плечи атланта. Атлантов изображали во весь рост или стоящими на коленях.
А история возникновения кариатид такова.
Слово «кариатида» впервые встречается в сочинениях Витрувия. Он взял это слово из греческих источников, которыми пользовался при написании своего трактата об архитектуре.
Греческая легенда гласит о том, что жители области Кария (на юго-западе Малой Азии) были обвинены в измене родине. Все мужское население было истреблено, а женщин продали в рабство. Женщин из знатного рода заставляли выполнять тяжелую работу — переносить тяжести, а в знак унижения и позора им не разрешали снимать богатые головные уборы, которые раньше указывали на их принадлежность к высшему обществу.
Греки дают и другое объяснение происхождения этого слова, сравнивая женские фигуры с канеферами, носительницами корзин. Эти молодые девушки были служительницами храма богини Афины Паллады. Они принимали участие в торжественных шествиях и жертвоприношениях.
Мы не будем утверждать или отрицать правильность этих суждений. Ясно одно: созданные зодчим кариатиды храма Эрехтейон наделены женской краортри, изяществом, грацией и на протяжении тысячелетий продолжают восхищать людей.
храм Эрехтейон
Источник: architecturalidea.com
КАК СДЕЛАНЫ АТЛАНТЫ
Об одной из главных достопримечательностей Петербурга – Колонне Монферрана написано очень много, но несмотря на это, историки не спешат вносить коррективы, в официально принятую версию её происхождения. В данном случае, для нас не столь важно даже, из природного гранита она создана или из искусственного. Главное — она не является монолитом. И это соответствует здравому смыслу.
Противоречит логике ответ на один из главных вопросов – «Зачем?». Зачем надевать штаны через голову, если можно сделать это обычным способом. А обычный способ, это добыть и привезти то, что является посильной задачей. И как мы убедились на примере составных колонн Казанского собора, доставлять грузы весом до десяти тонн, в девятнадцатом веке уже могли.
Причём, использовались для этих целей все самые современные, на то время, технологии обработки камня, машины и механизмы. А вовсе не телеги, запряжённые лошадьми, как думают некоторые наивные альтернативные исследователи. Для многих кажется фантастикой даже сама мысль о том, что наших прабабок и прадедов не удивляли такие же привычные для нас вещи, как стиральные машины, поезда и телефон.
А многие достижения наших предков, теперь уже кажутся фантастикой для нас. Например, искусственный камень и безобжиговый кирпич, которые производились до первой мировой войны массово, мы заново «изобрели» только в конце двадцатого века.
Но изобретать заново бульдозеры, экскаваторы и подъёмные краны с приводом от паровых машин, нам нужды уже нет, потому, что у нас имеются более совершенные машины. И от того, что нам кажется, будто в девятнадцатом веке строительной техники не существовало, мы впадаем в известные заблуждения, главным персонажем которых стал неграмотный мужик в лаптях с зубилом и молотком в руках.
Конечно нет. Колонну Монферрана строили грамотные проектировщики, инженеры и строители. И строили они её на месте, используя все самые передовые технологии. В дело шли целиковые блоки из природного гранита, возможно кирпич или бетон, а также искусственный камень. Причём, кто сказал, что искусственный камень может быть создан исключительно путём отливки из раствора?
Вот, к примеру, образцы колонн, созданных из материала, который специалисты однозначно классифицируют как натуральный камень.
Между тем, мы не можем не верить своим собственным глазам, ибо видим бетонный столб, облицованный… «натуральным гранитом». Я полагаю, что весь фокус заключается в стереотипном мышлении, которое не позволяет даже допустить саму мысль о том, что массу для приготовления искусственного камня можно создать без применения связующего вещества.
Вовсе не обязательно сыпать в строительную смесь цемент или известь. Существуют ведь и другие возможности лишить вещество свойства, которое специалистам известно, как адгезия. Напомню, что силы, способствующие возникновению сцепления между частицами вещества, называются когезией, а силы отталкивания друг от друга, между частицами, называются адгезией.
Так вот, когезия может возникать не только благодаря кристаллизации извести или цемента, находящихся в составе смеси, но и в результате диффузии самих частиц, являющихся составными этого вещества. Например, кусочки полевого шпата, кварца и слюды, обмениваясь своими молекулами друг с другом, под воздействием давления осадочных пород в толщах земли, превращаются в гранит. Без всякого цемента. Для формирования гранита достаточно одного только давления.
Но ведь, когезия может возникнуть и по другим причинам, например, если подводить тепло. Спекание частиц также приводит к возникновению монолита. Но есть ещё и химический вариант решения той же задачи. Тот же безобжиговый кирпич как делали в старину? А его не просто формовали, и затем сушили.
В глину добавляли некий реактив, способствовавший растворению вещества, которое после испарения растворителя, в результате кристаллизации, вскоре превращалось в единое целое – твёрдый кирпич.
Но, повторюсь. Главное для нас то, что колонна Монферрана, это сборная конструкция, состоящая из десяти отдельных сегментов цилиндрической формы, диаметр основания каждого из которых, чуть больше диаметра верхней части. На снимках колонны, обработанных с помощью различных фильтров, можно отчётливо рассмотреть каждый из составных сегментов.
Вердикт этому объекту вынесен: Официальная версия конструкции и происхождения Александрийского стопа – не имеет ничего общего с действительностью.
Но! Это вовсе не означает, что другие, менее монументальные объекты в Петербурге так же состоят из различных частей. Многие колонны на самом деле целиком вырублены из гранита и обработаны механическим способом, хотя и не руками камнерезов, а на токарных станках, с приводом от паровых машин. Но это колонны. А как быть со скульптурами и барельефами?
Ответом на этот вопрос может быть только одна гипотеза – большинство из изделий изготавливалось с помощью сверлильных и фрезерных станков с режущим инструментом, изготовленным из легированной стали, массовое производство которой, началось в 1871 году. Однако напомню, что большинство изобретений человечества имеет искусственно заниженный возраст. Например, телеграф, реактивная артиллерия и подводные лодки использовались в армии флоте Российской империи задолго до их официального появления на свет.
Теперь главное – происхождение скульптурных изображений атлантов на Миллионной улице в Санкт-Петербурге. Я считаю этот вопрос очень важным, потому, что внятных версий их происхождения не существует по сей день. Кто-то убеждён в том, что это литьё, кто-то по старинке продолжает твердить про сто пятьдесят мужиков с зубилами, которыми руководил Теребенёв, но из всей массы известной информации, а так — же слухов и домыслов, достоверной можно считать только дин факт:
«В 1846 году Теребенёв изготовил модель атланта в натуральную величину, которая в итоге и была принята Комиссией». (Википедия)
Всё остальное – набор сказок, причём не умных. За два года… Десять статуй… Которые, почти миллиметр – в – в миллиметр повторяют друг друга… Ну-ну…
Статуи, конечно же отличаются друг от друга деталями, но лишь незначительно. Уже существует такой вид спорта, когда соревнующиеся обнаруживают, ранее незамеченные отличия одной статуи от других. Именно это обстоятельство легло в основу уверенности многих в том, что «это литьё». К тому же, ведь, и арматуру в ногах атлантов нашли. Да, проще всего предположить, что фигуры атлантов все были отлиты в одну форму, а немного спустя, пока раствор ещё на схватился окончательно, некоторым экземплярам сделали некие доработки, чтоб они хоть чем-то отличались.
Но в том – то вся и беда, что, как в случае с колонной Монферрана и с фасадными колоннами Исаакиевского собора, анализ камня при его изучении под микроскопом не оставляет сомнений в том, что перед нами на самом деле природный гранит. При чём, понятно даже, откуда именно этот гранит привезли.
Сердобо́льский грани́т это гранито-гнейс, который добывали с конца восемнадцатого века до тридцатых годов двадцатого века в Карелии, недалеко от города Сердоболь, который ныне стыдливо, на иностранный манер называют Сортавалой.
Так в чём же дело? Как ОНИ смогли ЭТО совершить? Главным препятствием на пути к разгадке этой тайны, опять-таки стоят внедрённые в сознание стереотипы. А кто сказал, что точные копии с оригинала можно делать только на глазок или литьём? А что, других способов мы не знаем?
В том-то и дело, что всё находится прямо у нас перед носом. Достаточно только пошевелить мозгами и не лениться. Представим, что вам необходимо изготовить дубликат ключа от входной двери. Допустим, что к вам тёща из Москвы на месяц приехала. Что вы делаете? Правильно. Идёте к мастеру. А мастер что делает? На глазок точит вам ключ, похожий на принесённый вами?
Наверное, самим уже смешно стало. И мысль моя уже замаячила ясно – ясно.
Да, слесарям и механикам издавна известен простой способ копирования изделий по шаблону с помощью незамысловатого приспособления, которое называется пантограф. Сегодня некоторые умельцы используют самодельные пантографы у себя в гаражах и на балконах. В промышленности же применяют иные, более сложные станки, которые называются дупликарверами.
И вероятность того, что наши прадеды были идиотами, стремится к нулю, потому, что сохранилось достаточно много сведений о том, что пантографы ы девятнадцатом веке были распространены куда больше, чем сейчас, и грамотные инженеры – механики об этом точно знают.
Им эти знания не удаётся применить к атлантам только благодаря стереотипу. А если не считать наших прадедов идиотами, то всё становится на свои места, и мы понимаем, что десять абсолютно одинаковых изваяний из природного гранита можно было изготовить за два года исключительно с помощью дупликарвера.
Конечно, станок должен быть не маленький, и машина для его привода мощная, и резцы надёжные, а ещё и транспорт требуется явно не на деревянных колёсах. Ну, а кто вас убедил в том, что в девятнадцатом веке не существовало иного транспорта, кроме телег с каретами? А как на счёт локомобилей?
Стереотипом является убеждение в том, что если железные дороги начались с середины девятнадцатого века, то и паровые самоходные машины возникли одновременно с ними. На самом деле, паровые машины распространились по миру ещё в конце восемнадцатого век. И не только в качестве приводов станков на заводах, но и как транспортные средства, называемые в России пароходами. А последствии они получили название локомобилей, которые в СССР выпускались вплоть до середины двадцатого века, пока наконец не уступили своё место более совершенным тракторам.
Локомотивы, перевозящие грузы по рельсам, это уже глубокая модернизация, пароходов, ходящих по земле. Когда Ползунову и, чуть позже братьям Черепановым пришла мысль о том, что поставив пароход на рельсы они смогу в разы повысить проходимость и грузоподъёмность пароходов, родился новый вид транспорта – железные дороги, которыми мы пользуемся и по сей день.
Подчеркну ещё раз: Железные дороги – не первичное изобретение, а развитие уже существующего пароходства, т.е. усовершенствование локомобилей, которые без рельсов были довольно беспомощными. Как человек, для передвижения по болоту стал использовать гати, так и локомобильные поезда встали на рельсы, чтобы не проваливаться чугунными ободьями в грунт и перевозить тяжёлые грузы с помощью крайне маломощной силовой установки.
Я полагаю, что и заготовки для атлантов могли доставляться из Карелии именно пароходом. Причём в двух ипостасях, по Ладоге и Неве камни везли на пароходе в нашем нынешнем понимании, а посуху дальше, до Миллионной улицы – на пароходе в понимании наших прадедов и пра-прадедов. И не факт, что от Дворцовой пристани до места установки скульптур ехал обычный локомобиль. Это мог быть вполне себе уже локомотив с прицепом. И может быть, даже по рельсам.
Да и вообще, трамваи изначально появились вовсе не для того, чтобы возить пассажиров. Каждая трамвайная линия, это напоминание о днях строительства города, когда для подвоза стройматериалов прокладывались временные железнодорожные пути. А впоследствии, по железным дорогам, которые стали ненужными строителям, пустили пассажирские экипажи.
Поэтому мы можем с полным правом предполагать, что одними из первых «пассажиров» петербургских трамвайных линий были именно атланты.
Больше информации в фильме: Как сделаны атланты
Киножурнал КАДЫКЧАНСКIЯ ВѣДОМОСТИ обо всём, что заинтересовало меня и чем хочется поделиться, а также здесь появляются все новости, объявления и манифесты. В выпуске № 38 – то, о чём никогда не писал, и покажется многим новостью. Результаты поездки в Петербург вместе с Дмитрием Горкиным. Полтора года эти материалы ждали своего часа. Теперь, предлагаю вашему вниманию собственную версию изготовления скульптурных изображений атлантов на Миллионной, 35.
Если готовы влиться в партизанский отряд, заходите по адресу: https://vk.com/kadykchanskiy_msk
Средства, нуждающиеся в добрых руках, пожалуйста, переводите сюда:
Сберкарта 5469 4009 6348 3966
Tinkoff 5536 9138 6784 0486
Webmoney — Z293362329782 (американские рубли),
— R911764503628 (русские рубли).
Источник: cycyron.livejournal.com